Организация рабочего места при укладки тротуарной плитки. Инструкция оао «строй-планета» г

Главная / Фундамент под беседку
технология
укладки
тротуарной
плитки

1.Общие сведения.
Тротуарная плитка – идеальное покрытие в условиях морозных зим,
она имеет высокую прочность и низкую истираемость.
В последние годы эта плитка стала пользоваться большим
спросом.
Плитка не выделяет вредных летучих веществ и не размягчается под
палящими солнечными лучами. Заполненные песком
межплиточные швы позволяют просачиваться излишней влаге после
дождя, предупреждая образование луж.

Основные преимущества поверхностей из тротуарной
плитки:
1.На поверхности тротуарной плитки никогда не образуются
лужи, так как излишки воды уходят через зазоры между ними.
2.Покрытие из плиток благотворно влияет на экологичность
окружающего пространства, не нарушая потребность травы
в газообмене.
3.При демонтаже или ремонтных работах (например, прокладке
подземных инженерных сетей) тротуарная плитка легко
снимается и, после необходимых ремонтных действий,
укладывается снова.
4.В летний период времени плиточное покрытие нагревается
значительно меньше, чем асфальтированная поверхность, при
этом она не размягчается и не выделяет летучих газов
и токсинов.
5.Декоративность покрытия.

ВИДЫ ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ:
1.Тротуарная плитка-брусчатка. Она может быть изготовлена
из глины специальных сортов или цемента – это прочный
и устойчивый к различным погодным условиям и механическим
воздействиям материал.
2.Резиновая тротуарная плитка- это резиновая масса
и специальный цветной наполнитель. Это плитка морозоустойчива,
не выгорает на солнце, проста в обслуживании и монтаже.

3.Плитка на основе полимеров и песка - также является
продуктом нового поколения, и она постепенно завоевывает
популярность. Такая плитка легкая и долговечная,
морозоустойчивая, повредить практически невозможно.
4.Армированная тротуарная плитка - изготавливается
с использованием железных сеток и бетона. Такое покрытие
способно выдерживать многотонные нагрузки.

5.Гранитная тротуарная плитка - решит проблему мощения
на долгие десятилетия, так как ей практически не требуется
ремонт. Это красивый, прочный, вечный материал.
Обычно толщина тротуарной плитки изменяется в пределах 2060 мм.
Схема укладки тротуарной плитки может быть как очень простой, когда
в определенном порядке сочетаются два цвета, так и сложной, с
помощью, которой можно создавать настоящие рисунки.

2.Виды применяемых инструментов и приспособлений.
Направляющие маяки
Совковые и штыковые лопаты
Правило для разравнивания песка
Болгарка-для резки плитки
Тачка, носилки

уровень
метла, веник
резиновый молоток
шнур - порядовка
рулетка
виброплита
колышки деревянные

3.Виды применяемых материалов.
Песок
Тротуарная плитка толщиной 50-60 мм
Щебень фракции 10-20мм; 20-50мм
Бордюр
Цемент М400 или М500

4.Организация труда и рабочего места.
Укладка тротуарной плитки производится на предварительно подготовленную
площадь. Высокий уровень конечного результата в большей степени зависит от того,
как поверхность была подготовлена. Почвенные условия показывают, какой вид, и
какое количество песка и щебня требуется для прочного и надежного основания при
укладке тротуарной плитки.
При настилке тротуарной плитки работает 3 звена состоящее из плиточников - трёх человек:
*1звено плиточник -4 разряда-1 человек;
плиточник -3 разряда- 1человек;
плиточник-2 разряда-1 человек.
Звено размечает основание, снимает грунт.
*2 звено плиточник-4 разряда-1 человек
плиточник-3 разряда- 1 человек;
плиточник- 2 разряда-1 человек.
Разравнивают, уплотняют песчаное основание, устраивают дренаж.
*3 звено плиточник 4 разряда-3 человека;
плиточник 2 разряда-3 человека.
Укладывают плитку на место, подрезают плитку по размеру, заполняют сухим
раствором швы между плиткой.

5 .Техника безопасности.
До начала работ необходимо осмотреть рабочее место, убрать
ненужные материалы, проверить исправность инструментов,
инвентаря и приспособлений.
Если потребовалось заточить инструмент или поправить кромку
перерубленной плитки на точильном станке, необходимо надевать
защитные очки. Сортировку плитки и другие подсобные работы
выполняют в плотных рукавицах, резку и подтеску плиток - в
защитных очках с небьющимися стеклами. Подтеску и резку плиток
на коленях выполнять запрещается.
Выполнять плиточные работы с применением электрических
инструментов разрешается только в резиновой обуви и резиновых
перчатках. При работе с песком, цементом и другими пылящими
материалами необходимо защищать глаза и дыхательные пути от
пыли, иметь спецовку.

6.Технологический процесс "шаг за шагом"
1.Планировка и разметка основания
Для определения количества плиток и
сырья под основание необходимо
продумать планировку участка с
учетом расположения и размеров его
дорожек и площадок. Одним из
основных правил укладки тротуарной
плитки является необходимость
обустройства дорожек под небольшим
уклоном из расчета на каждый метр по
5 мм с тем, чтоб вода свободно
отходила от них в колодцы или на
газоны.
Далее, когда разметка будет
окончена, следует несколько раз
пройтись по будущей дорожке, чтобы
понять, насколько удобно ею
пользоваться, и стоит ли
корректировать размер и положение.

Для разметки основания необходимы колья, шнур-порядовка
и рулетка.
Вдоль нулевой линии (линии,
к которой будет наклонена
площадка) необходимо
вбить в землю четыре
колышка и натянуть между
ними шнур по уровню.
В результате получится прямоугольник, обозначенный
шнурами и лежащий в плоскости будущей площадки
с уложенной тротуарной плиткой.

2. Выемка дерна на глубину около 15-20см.Трамбовка грунта.
Подготовка основания данный этап очень важен.
Только качественно
и правильно подготовленное
основание не даст
в дальнейшем дорожке или
площадке просесть, тем
самым будет обеспечена
долговечность укладки.
снимается старое
покрытие (грунт) и вынимается
дерн на 15-20 см, а на
-
впадинах, ямах и котловинах –
наоборот, подсыпается грунт.

Трамбовка грунта
Выровненное граблями основание
тщательно утрамбовывается. При
работе с мягким грунтом
желательно перед утрамбовкой
смочить выровненную поверхность
почвы водой. Тщательная
утрамбовка основания позволит
предупредить неравномерность и
просадку тротуарной плитки.
если у вас нет специального
приспособления, то можно трамбовать
подручными средствами.

3. Установка бордюра
Чтобы плиточное покрытие не расползалось в стороны, его
желательно закрепить бордюрами. Их устанавливаем на
бетонную подушку по краям площадки или дорожки.
Начать следует с подготовки
поверхности, где будет
располагаться бордюр. Для этого в
землю вбиваем колышки и
натягиваем веревку по линии
будущего бордюра. Затем нужно
выкопать траншею. Глубина
траншеи должна немного
превышать высоту приготовленного
бордюрного камня. Ширина
траншеи – приблизительно 20 см,
для тротуарного бордюра

С помощью лопаты смешиваем в
корыте песок, цемент, воду и
щебень мелкой фракции в
пропорциях примерно 2,5:1:2.
Раствор наносим на ранее
утрамбованный песок.
Теперь устанавливаем сам бордюр.

4. Устройство щебеночного основания
Следующий этап – устройство щебеночного основания и его
уплотнение.
Этот материал должен быть
нанесён равномерно по высоте и
прямолинейно с соответствующим
уклоном и разметкой поверхности.
Для уплотнения щебня используется
виброплита или небольшой
дорожный каток. По одному месту
нужно пройтись 5-6 раз. В процессе
уплотнения щебень нужно
обязательно смачивать.

5. Создание «подушки» из песка.
На подготовленный базовый слой щебня
можно выкладывать песок, который не
только повысит стабильность тротуара,
но и будет выступать в роли дренажной
системы. Отсыпанный песок
необходимо разровнять граблями и
поливать водой тех пор, пока на его
поверхности не образуются лужи.
Уже через 3-4 часа при солнечной
погоде «подушке» можно придавать
гладкую ровную форму при помощи
профиля, в качестве которого также
могут выступить обычная труба или
балка. Для выравнивания поверхности
песчаного слоя можно воспользоваться
дюймовыми ПВХ трубами.
Трубы размещаются по типу рельсов основание песка разравнивают
на расстоянии 2-3 метров друг от
правилом.
друга.

Необходимо тщательно
разравнять и утрамбовать
песочное основание.
Слой песка обильно
смачивается водой.
Трамбовка в солнечный
день производится
приблизительно через
2-3 часа, а в
пасмурную погоду на
следующий день.

5. Подготовка цементно-песочной прослойки
- приготавливается сухая песчаноцементная смесь (1:3 ; 1:5) и насыпается в
высоту 3-5см, высоту смеси можно
регулировать с помощью установленных по
уровню маяков / металлических труб или
деревянных реек/
- насыпанная
сухая смесь
равномерно
распределяется по
поверхности
граблями.
- правилом
делаем стяжку до
ровной
поверхности.
Получится ровная
полоса, готовая
к укладке.

7. Укладка плитки способом « плетенка »
Укладка проводиться путем укладки
плиток, расположенных попарно,
плитки укладываются по две штуки
боком. . Следующая пара
укладывается таким образом, чтобы
центральная линия, образованная
между ними была направлена вверх.
Перед укладкой необходимо
сначала выполнить
сортировку плитки, уложить
ее стопками возле
подготовленного участка.
дефекты: выпуклость,
вогнутость, искривление.

Необходимо перед укладкой
натянуть по фаске шнурпорядовку. Кладку тротуарной
плитки лучше начинать от
бордюра. Первый ряд
выкладывается строго по
шнуру.
Плитку выкладывают в направлении
«от себя», постепенно продвигаясь
вперед, идти нужно по только что
уложенной плитке.
Сначала необходимо уложить
одну плитку, тщательно поровняв
ее по осям разметки.

Простучать плитку резиновым
молотком, утопив плитку в грунт
до уровня разметки.
Если плитка ложится неровно, можно с помощью мастерка снять
и подсыпать под нее слой цементно-песчанной сухой смеси и
потом снова утрамбовать.

Выравнивать тротуарную плитку необходимо с
помощью строительного уровня и резинового
молотка.

Последовательность укладки плиток выбирается
в зависимости от типа рисунка плитки и способа её
укладки.

Окончательную подрезку и подгонку плитки лучше делать
в конце укладки.
Подрезка плитки производится
с помощью болгарки с алмазным
диском по бетону.

8.Заполнение швов
Положив плитку, проверяем площадку на предмет выпуклостей и
неровностей, для этого используем уровень.

При укладке, между плитками образуются щели, которые
нужно заполнить. Именно процесс заполнения щелей
и называется прометанием. Для прометания нам понадобится
сухой песок и цемент. Их нужно смешать в пропорции 1 к 6.
Смесь равномерно рассыпают поверх плитки, а затем
веником несколько раз прометают, заполняя швы.
По
завершению
работы
плитку
поливают
водой.
С готовой поверхности сметается мусор и остатки песка.
Ходить по вымощенной дорожке желательно не ранее чем
через 2-3 дня после её укладки.

Дефекты покрытия из тротуарной плитки и причины их
появления.
Отдельные плитки выпирают
или «гуляют»
Основание было недостаточно или
неравномерно уплотнено
Провалы плиточного покрытия
на значительных площадях
Недостаточно уплотнено основание или
не соблюдены толщины основания
Образуются сколы по краям
плитки
Недостаточная ширина швов
Под плиткой собирается вода,
стоит «болото»
Не предусмотрен уклон или
некачественно выполнен дренаж
Плитка трескается
Некачественная плитка или нагрузки,
превышающие запланированные

Укладка тротуарной плитки – достаточно ответственное мероприятие, поэтому технология выполнения работ должна быть точно соблюдена с учетом всех строительных правил.

Без соблюдения определенных правил в работе возможно разрушение всего комплекса . Устройство тротуарной плитки выполняется в несколько этапов:

  • разметка – по всему периметру расставляются отметки;
  • планировка – с размеченной части под мощение выбирается и вывозится грунт;
  • рабочее покрытие грунта уплотняется;
  • укладывается теплоизолирующий слой;
  • укладывается геотекстиль;
  • устройство дополнительного основания;
  • установка бордюров;
  • устройство несущего основания и его уплотнение;
  • устройство монтажного основания;
  • укладка и утрамбовка тротуарной плитки;
  • резка плитки;
  • заполнение швов.

Естественно, что любые работы следует начинать с расчистки участков: корчевание пней; очистка от сорняков; уборка и вывоз мусора и прочее. Затем следует . При наличии излишков грунта их необходимо снять и вывезти, после чего участок разравнивается.

Теперь можно перейти к планированию участка. Для того чтобы правильно выполнить все работы, нужно подготовить проект, чертеж участка, и на его основании выполнить при помощи рулетки и нивелира промеры по вертикали и горизонтали. После чего забиваются в узловых точках заранее приготовленные колышки. Затем следует укладка теплоизолирующих слоев. Теплоизоляция – это один или несколько слоев из листов пенопласта. Пенопласт может заменяться сходными по параметрам другими теплоизоляционными материалами. Такие материалы необходимо укладывать каждой плиткой непосредственно на земляное полотно. Если земляное полотно выровнено, сложности такая укладка не вызовет, но если же на поверхности присутствуют впадины, то их необходимо выравнивать песком. Неровностей под плитами пенопласта не должно быть. Иногда в качестве морозозащитного покрытия применяют бетон с вяжущими заполнителями, пористые каменные материалы, а также золошлаковые смеси с легкими заполнителями.

Устройство основания

В основном для устройства дополнительного покрытия основания используют намывной или карьерный песок. В отдельных случаях могут использоваться для основания такие материалы, как:

  1. Щебень, но он значительно дороже песка.
  2. Грунт, укрепленный вяжущими материалами: цементом или известью с золошлаковыми смесями. Сначала он смешивается с дисперсными добавками, после чего в него вводят известь и воду или цемент и воду. Уплотнение грунта производится не позднее чем спустя 3 ч после добавления цемента и воды. Используя известь, укрепленный грунт необходимо спланировать и уплотнить в течение 1 суток.

Укрепленные грунты необходимо укладывать в один или несколько слоев в зависимости от толщины покрытия. Верхний ряд основания следует устраивать из приготовленных в установках смесей. Для достижения необходимой плотности и ровности грунта, укрепленного вяжущими материалами, можно применять уплотнение. При формировании дополнительных слоев основным материалом остается песок.

Толщина слоя зависит от проектной толщины дополнительного слоя основания, который можно уложить сразу на всю толщину слоя или который подлежит послойной укладке с промежуточным уплотнением.

Вернуться к оглавлению

Установка бортового камня

Здесь важно учесть соотношение высоты бортового камня и толщину его дополнительного и несущего слоев основания. Высота камней может быть от 12 до 45 см. После того как произведена планировка и уплотнение слоя грунта, следует установить бортовые камни по периметру рабочей зоны. Таким образом, края дорожных одежд надежно закрепятся, и так можно предотвратить осыпание краев из щебня и песка. Особое внимание следует обратить на высотные отметки верхних краев бортовых камней. После того как установят бортовые камни, намного легче отслеживать высотные отметки при укладке дополнительных и несущих слоев основания. Если ваш проект предусматривает между дополнительным слоем и земляным полотном дренирующие или гидроизоляционные слои, их необходимо уложить сразу за установкой бортовых камней. Вся технология, используемая при , заключается в следующих действиях: уплотнение грунта; ; устройство дополнительных оснований; устройство основного основания; устройство дренажа; укладка монтажного слоя; мощение тротуарной плиткой.

Несущие слои основания преимущественно устраиваются из гравия разных фракций, щебня, шлака, пескоцемента и песчано-гравийных или песчано-щебеночных смесей. Послойно отсыпается щебень и уплотняется. Определять объем материала следует с запасом, учитывая коэффициент на уплотнение.

Вернуться к оглавлению

Монтажный слой

Непосредственно перед самой укладкой тротуарной плитки устраивается монтажный слой. Изготовление монтажного слоя с процессом укладки тротуарной плитки – единый технологический процесс, так как назначение монтажного слоя заключается в окончательном выравнивании полотна перед укладкой и удержании плитки от смещения в процессе ее эксплуатации.

Технология устройства монтажного слоя следующая. Поверх выровненного и уплотненного несущего слоя основания укладываются направляющие, представляющие собой металлический профиль прямоугольного сечения 30 мм высотой. Укладываются направляющие параллельно друг другу на длину правила. После чего устанавливают правило на направляющие и передвигают его таким образом, чтобы при скольжении сгребалась лишняя гарцовка в конец. В результате чего получится ровная поверхность из гарцовки, что, собственно, и послужит монтажным слоем. Толщина уплотненного монтажного слоя должна составлять от 3 см, но быть не более 5 см в каждой точке площади покрытия.

По готовому монтажному слою нельзя ходить, его поверхность может нарушиться, и протяжку верхнего слоя гарцовки необходимо будет повторять. При мощении тротуарной плиткой, выполнении предварительных работ либо же устройстве подготовительных слоев понадобится определенный инструмент:

  • лопата;
  • тачка;
  • виброплита;
  • ландшафтные грабли;
  • мерная лента;
  • садовый шланг;
  • строительная нить;
  • пила с алмазным лезвием;
  • ножницы;
  • долото;
  • молоток;
  • шприц для расшивки швов;
  • воздуходувка;
  • смеситель для раствора.

Для дорожного покрытия и покрытия садовых и парковых аллей в последнее десятилетие характерно то, что на них укладывается наиболее популярный сейчас вид покрытия – брусчатка. Особенно широкое применение она имеет в индивидуальном строительстве.

Красивый вид, несложная технология, по которой она укладывается, простор ухода делают этот вид покрытия востребованным повсеместно как в городской, так и в сельской местности.

Брусчатка – это который изготавливается из натурального камня: гранита, кварцита, песчаника или из бетона. Основное ее отличие от тротуарной плитки в геометрической форме. Она представляет собой объемный прямоугольник. По методу производства бывает колотой, пилено-колотой, пиленой, галтованной.

К преимуществам брусчатки относятся:

  • высокое качество и технологичность;
  • уменьшение финансовых затрат, так как уход за ней минимальный;
  • долговечность – до 30 лет службы;
  • устойчивость к различным негативным факторам: физическим, механическим, химическим;
  • экологичность: она не нагревается на солнце и не выделяет вредных веществ в атмосферу;
  • эстетичность: применение различных пигментов придает материалу разнообразные оттенки, цвета не выгорают от времени.

Укладка данного вида покрытия требует правильного использования материалов, оборудования, соблюдения правил и инструкций по мощению дорог и дорожек, которые прописаны в технической документации.

Мощение дорожек своими руками

В основное внимание уделяется уплотнению земляного кома и правильной организации дренажа:

  • при влажном грунте используется геосинтетическое полотно, которое равномерно распределяет нагрузку на грунт и сохраняет дренажную систему в рабочем состоянии длительный период времени;
  • если основной компонент грунта – песок, то несущий грунт дополнительно не укладывается.

Вернуться к оглавлению

Инструменты для укладки дорожного покрытия

Устройство дорожного покрытия предусматривает применение следующих инструментов:

  • резиновый молоток и метла;
  • древесные или металлические колышки;
  • строительный уровень и рулетка;
  • щетка и деревянный брусок;
  • бадья и мастерок;
  • лопата и садовые грабли;
  • тачка и трамбовка вибрационная или ручная;
  • поливочный шланг с душевым устройством, лейка и сито;
  • шлифовальная машинка и алмазные диски для резки брусков камня;
  • рукавицы, защитные очки.

Вернуться к оглавлению

Подготовка базового основания для всех вариантов мощения

Устройство основы состоит из нескольких этапов:

  • в месте будущего дорожного покрытия выставляются контрольные колышки-маячки;
  • определяется сток воды, он должен быть не меньше 5 % или 5 мм на 1 м поверхности;
  • по окончании разметки необходимо определить достаточность земли на площадке: при излишке грунт убирается, при недостатке добавляется;
  • площадка выравнивается с помощью граблей и уплотняется виброплитой;
  • проводится расчет высоты основания, она должна быть выше запланированного уровня на 1-2 см, это необходимо для учета усадки при уплотнении;
  • отмерить высоту, на которую будет насыпаться песок, и закрепить шнур порядовку на этом уровне между кольями;
  • отсыпается песочная подушка, тщательно разравнивается с помощью граблей и поливается водой до образования луж. В солнечную погоду поверхность через несколько часов выравнивается профилем, она должна быть ровной и гладкой.

Вернуться к оглавлению

Мощение дорожного покрытия на песчаном основании

Устройство мостовой из брусчатки на песчаное основание имеет следующие этапы:

  • на подготовленную поверхность укладывается геополотно и отсыпается подушка из песка слоем 10-15 см;
  • подушка тщательно разравнивается, выполняется уклон под сток воды, необходимо обязательно учитывать «правило 5 %»;
  • полить песчаное основание водой из шланга или лейки;
  • утрамбовать его виброплитой;
  • закрепить шнур под высоту бордюра;
  • устанавливаются бордюры, под них выкапывается траншея, которую заполняют щебнем, наносится цементный раствор слоем в 1,5 см и длиной под бордюр, большее количество наносить за один раз запрещается по технологии укладки брусчатки. При помощи резинового молотка бордюр выравнивается до соприкосновения со шнуром;
  • бордюр закрепляется бетонной смесью, которая приготавливается в пропорции 1:3, цемент и песок;
  • по рисунку мощения с помощью уровня и резинового молотка выкладываются бруски из камня, с зазорами между ними 2-3 мм, контролируются уклоны согласно «правила»;
  • зазоры заполняются чистым речным песком при помощи щетки;
  • мостовая утрамбовывается виброплитой, очищается слабой струей воды, чтобы швы не вымылись.

Вернуться к оглавлению

Мощение дорожек на основании из щебня

На щебеночное основание включает в себя такие работы:

  • на предварительно подготовленное ложе укладывается геосетка из синтетики;
  • насыпается слой щебня высотой 10-20 см;
  • щебень разравнивается, подготавливается уклон согласно «правила»;
  • проводится утрамбовка щебня;
  • подготавливается траншея под бордюры, которая также заполняется щебнем, выкладывается бетонная смесь, устанавливаются и выравниваются под шнур бордюры;
  • бордюры закрепляются цементным раствором;
  • насыпается сухая цементно-песочная смесь высотой 5-10 см, при необходимости укладывается дорожная сетка;
  • при помощи резиновой киянки и уровня выкладываются бруски из камня соответственно эскизу мощения, между ними оставляются зазоры размером 2-3 см;
  • дорожка поливается большим количеством воды из шланга;
  • после высыхания поверхности швы заполняются сухой смесью и поливаются осторожно водой из лейки небольшой струей, чтобы не вымывать смесь из швов.

Дорожки из тротуарной плитки – это не только практичное ландшафное решение, но и весьма привлекательный элемент, способный преобразить как участок частного домовладения, так и парка или сквера. Но чтобы продлить срок эксплуатации тротуаров, при их устройстве необходимо выполнять определенные правила, начиная с разметки и заканчивая финишной обработкой швов. И конечно, немалую роль здесь играет сама плитка и материалы, из которых она произведена.

Дорожка из тротуарной плитки в саду частного дома

Материалы

Устройство дорожек, вымощенных плиткой, предполагает применение различных материалов:

  1. Тротуарная плитка;
  2. Песок (для устройства подушки под укладку, а также затирки швов);
  3. Щебень или гравий (для обеспечения дренажа);
  4. Тротуарный бордюр, бордюрный камень (для обрамления дорожек);
  5. Цемент (для установки бордюров).

Среди выпускаемых видов плитки можно даже растеряться при выборе лучшего варианта

Выбор плитки

Тротуарная плитка выпускается двумя способами, которые влияют на основные ее показатели, в частности – на прочность. Вибролитая плитка обладает низкой прочностью, вибропрессованная – повышенной.

Поэтому для малопроходимых мест, в основном в частном секторе, обоснован выбор вибролитой тротуарной плитки. Соответственно, вибропрессованная может использоваться в общественных местах при устройстве дорожек и даже парковок.

Чтобы проверить прочность, нужно стукнуть плитки друг о друга. Признаком прочности будет звонкий звук. Глухой говорит о хрупкости.

О цветной тротуарной плитке важно знать, что в ее состав входят дорогие красящие вещества. Поэтому приобретая ее, нужно обращать внимание на стоимость. Она не может быть очень низкой – это верный признак и низкого качества.

Приобретать нужно в среднем на 10% больше требуемого по расчетам количества. Такой запас закладывают, предусматривая отход из-за наличия брака в упаковках, а также запас на подрезку изделий, необходимую во время монтажа. Это особенно важно, когда укладка проводится по сложной схеме, или контур тротуара запланирован сложной формы, с изгибами.

Инструменты

Строительство вымощенных дорожек – довольно сложный технологичес кий процесс. Выполнение его предполагает наличие специальных инструментов и приспособлений. Итак, для монтажа тротуаров необходимо подготовить:

  1. Деревянные колышки, веревку (шнур);
  2. Уровень;
  3. Киянку;
  4. Виброплиту с резиновой поверхностью, или другое утрамбовывающее устройство;
  5. Швабру;
  6. Грабли;
  7. Метлу;
  8. Штыковую и совковую лопаты;
  9. Шланг, насадку-рассекатель;
  10. Болгарку и алмазный круг (для резки плитки и бордюров);
  11. Правило.

Что пригодится из инструментов

Последовательность работ

Монтаж тротуаров состоит из нескольких последовательных операций:

  • разбивка контура;
  • подготовка основания (несущего и монтажного слоев), установка бордюров;
  • непосредственно укладка плитки;
  • уплотнение плит и заделка швов.

Разбивка контура

Перед началом работ по устройству мощеного тротуара важно проверить уклон поверхности. Она должна быть ровной (в противном случае ее предстоит выровнять) и иметь уклон примерно в 2-5 градусов (для обеспечения стока осадков). Вдоль или поперек тротуара он будет располагаться – не имеет решающего значения. Далее с помощью веревки и колышков размечают контур будущего тротуара.

Подготовка основания

Лопатой снимают слой земли толщиной 15-20 см. (В том случае, если на тротуарную плитку предполагается повышенная нагрузка, толщина слоя может составить до 50 см.) Полученное основание тщательно выравнивают шваброй или граблями. В том случае, если грунт в основании рыхлый, поверхность его нужно намочить и уплотнить.

Подготовка места под будущую дорожку

Несущий слой

Установка бордюров

Следующим этапом устройства тротуаров является монтаж бордюров. Устанавливают их на раствор цемента. Сначала, используя шнур и колышки, размечают контур, по которому будет установлен бордюр, а также задают нужный уровень его с учетом уклона. Вырывают канавки для последующей заливки бетона.

Для дорожек со сложной конфигурацией бордюр по мере необходимости можно обрезать при помощи болгарки и устанавливать отрезками разной длины, следуя заданному контуру. При этом в местах изгибов колышки при разметке устанавливают на меньшем расстоянии, чем на прямых участках.

Этот этап работ можно проделать и после того, как тротуарная плитка уже уложена, но в первом варианте проводить укладку гораздо легче, потому что основание сразу получает надежный каркас, в котором плитке некуда будет разъезжаться, а песку – осыпаться. Бордюр может быть как выше плитки, так и выставляться вровень с ней (например, если тротуар окружает плотный высокий газон). Борта при установке бордюра заливают раствором и засыпают песком.

Бордюр защитит плитку от сдвигов, а песок от осыпания

Монтажный слой

Подготовленное основание тротуара засыпают мелким просеянным песком, (слой должен быть толщиной около 5 см). Далее песок разравнивают с помощью грабель и правила. После этого поверхность нужно основательно пролить водой (не менее 10 литров на квадратный метр). Дать песку отстояться – несколько часов, если погода стоит солнечная, и около суток – если пасмурная. После этого песок утрамбовывают и тщательно разравнивают. Теперь поверхность подготовлена непосредственно для укладки тротуарной плитки.

Допустимо обойтись только песком, без слоя щебня, однако такая конструкция подходит для мест с малым количеством осадков и в противном случае не сможет обеспечить достаточного дренажа.

Для тротуаров, которым предстоит выдерживать высокие нагрузки (большая проходимость людей или парковка автомобилей), а также для тротуаров, устройство которых проводится на проблемных грунтах, основание должно быть дополнительно укреплено бетоном (необходим слой до 15 см). При этом плитку целесообразно укладывать не на песок, а на стяжку.

При таком способе необходимо дополнительное устройство опалубки из досок не тоньше 4 см. После того, как бетон застынет, опалубку можно не демонтировать.

Распределение песка по дорожке

Укладка плитки

От качественного выполнения предшествующих работ будет зависеть отсутствие просевших или выступающих участков, хорошее водоотведение. Однако, этап укладки – не менее ответственный. Важно соблюсти задуманный рисунок укладки, не нарушить уровень, выдержать размеры швов. Для этого следует соблюдать несколько правил:

  • на подготовленное основание наступать нельзя, чтобы не нарушить ровный слой песка. Поэтому укладку целесообразно производить в направлении от себя;
  • укладку начинают с более низкого участка (либо от наиболее важных элементов: крыльцо, калитка, парадный вход);
  • тротуарную плитку укладывают по разработанной схеме («елочка», «кирпичная кладка», «брусчатка» и другие). Если схема сложная – предварительно лучше прорисовать расположение элементов, что облегчит их подбор;
  • плитка должна быть уложена выше планируемого уровня примерно на 8-12 мм. Этот запас необходим для последующей усадки поверхности при финишной трамбовке.

Процесс укладки основного материала

Для того чтобы точно выдержать расстояние швов, перед началом укладки первого ряда протягивают шнур по всей ширине и длине объекта. Укладку начинают, придерживаясь данных шнуров как направляющих. Точность расположения швов проверяют в каждом третьем ряду.

Каждую плитку укладывают, используя деревянный молоток или специальную киянку. Дважды на каждые 10 квадратных метров при помощи правила контролируют горизонталь уложенной плитки. Обнаруженные дефекты сразу устраняют.

Для обрезки плит пользуются болгаркой.

Уплотнение поверхности и заделка швов

Черновая укладка готова. Теперь поверхность присыпают мелким речным песком, очищенным от органических соединений (чтобы сквозь него в будущем не прорастали сорняки) и заполняют швы между плитками. Здесь используются метла или щетка с жесткой щетиной. Вымощенную поверхность просто подметают в разных направлениях.

Если вся используемая плитка одинакового серого цвета, – песок можно смешать с цементом – для большей прочности укладки. Однако для цветной плитки цемент не подойдет – с нее такую смесь смыть будет довольно сложно, поэтому целесообразнее применить просто песок.

Вибропресс для утрамбовки плитки для тротуара

Теперь, используя виброплиту или другое устройство, выполняют утрамбовывание всей поверхности. Лишний песок аккуратно смывают из шланга через рассекатель. Если требуется, две эти операции повторяют.

В помощь начинающим мастерам видео с описанием всего процесса:

Эксплуатация

Основным уходом за уложенной тротуарной плиткой является своевременное удаление грязи и пыли – периодическим смыванием. А вот дорожку, выложенную цветной плиткой, мыть придется уже с помощью специальных моющих средств. Потому как на ней сильнее видны не только грязь, но и черные следы от шин.

Зимой тротуары чистят метлой или деревянной лопатой. Для очистки поверхности ото льда недопустимо применение металлической лопаты и тем более лома.

Снегоуборочная техника должна быть оснащена защитной насадкой.

Укладка тротуарной плитки - комплексное мероприятие, требующее соблюдение многих строительных правил. Несоблюдение одного из правил приводит к разрушению всего комплекса.

Подготовительные работы. Первым этапом подготовительных работ для укладки тротуарной плитки и брусчатки является разбивка контура укладываемой площади и выставление контрольных «маячков». При этом учитываются углы территории, привязка к имеющимся площадям, уклоны. После того как были произведены работы по разбивке контура, приступают к подготовке основания, которое включает следующие виды работ:

Планировка. После выноса уровня высоты нужно снять верхний слой грунта и сделать выравнивающий слой из гравия или щебня.

Устройство уклонов, дренаж. Нужно учесть, что несмотря на плотно прилегающие швы брусчатки, основание пропитывается водой. Поэтому в основании необходим водонепроницаемый дренажный несущий слой (гравий, щебень). Тогда часть поверхностной воды может быть отведена напрямую через брусчатку и несущий слой в грунт. В любом случае, покрытие из брусчатки должно обязательно иметь уклоны и водостоки для отвода дождевой воды. Это необходимо, чтобы под брусчаткой не образовывалось «болото».

Устройство несущего слоя. Для несущего слоя должен быть применён морозоустойчивый, однородный по зернистости материал (щебень, гравий). Этот материал должен быть нанесён равномерно по высоте и прямолинейно с соответствующими уклонами. При устройстве простых пешеходных дорожек чаще всего используется слой от 15 до 20 см. При устройстве территорий из брусчатки для проезда легковых автомобилей используется слой от 20 до 30 см. При больших нагрузках несущий слой увеличивается и укладывается в несколько слоёв, каждый слой обязательно уплотняется виброплитой или катком.

Установка бордюров. Во избежание «расползания» брусчатки по краям используют пластиковый бордюр или поребрик, которые должны достигать половины высоты брусчатки и затем могут быть прикрыты природным грунтом.

Устройство выравнивающего песчаного слоя под брусчатку. На уплотнённый несущий слой в качестве подстилающего слоя наносится слой песка толщиной 3 - 5 см, обязательно чистого (без глины). Перед тем, как укладывать подстилающий слой, нужно выставить выравнивающие рейки и закрепить при помощи песка.

После того как направляющие будут выставлены согласно всем уклонам и хорошо закреплены, укладывается подстилающий слой между ними и разглаживается с помощью правила так, чтобы брусчатка, прежде чем она будет уплотнена, лежала на 1 см выше от необходимого уровня. Затем направляющие осторожно убирают, а оставшиеся желобки аккуратно заполняют песком. На уложенный настил не наступать!!!

Укладка брусчатки

Для укладки тротуарной плитки при достаточном объёме работ необходима бригада из 4-х человек, которая сможет в среднем за 1 рабочую смену освоить объём 30 -40 м2 со всеми сопутствующими работами.

Укладку начинают:

  • От нижней точки к повышающей;
  • От оптически важной границы;
  • От важных зримых элементов, таких как парадный вход дома, крыльцо и т.д.

Прежде чем начинать укладывать первый ряд брусчатки, для выдержки точного расстояния швов нужно натянуть шнур на всю длину и ширину данного объекта. Затем, придерживаясь натянутого шнура, приступаем к укладке. Проверять точное расположение швов рекомендуется через каждые три ряда уложенной брусчатки.

Укладывается при помощи резинового молотка лёгким постукиванием по брусчатке. Каждые 5 м2 уложенной, но не уплотнённой брусчатки её горизонтальная поверхность контролируется при помощи 2-х метрового правила, при этом погрешности от 5 мм до 1 см на 2 метра уложенной площади.

Нередко возникают проблемы очень точной резки брусчатки. Для этого существуют отрезные диски с алмазным напылением. На объекте до 100 м2 полностью изнашивается до двух дисков.

Заделка швов и виброуплотнение. После того, как брусчатка уложена, покрытие уплотняется виброплитой. После первого виброуплотнения готового покрытия на поверхность насыпают немного обязательно очень сухого просеянного и чистого речного песка, так, чтобы песок легко и плотно заполнял щели между элементами. Насыпанный песок разметается равномерно по всей площади и забивается в швы простым подметанием, «связывая» всё покрытие прочно и надёжно. Затем сухое и чистое покрытие вновь уплотняется виброплитой и наносится слой сухого просеянного песка. Рекомендуется этот слой песка оставить, чтобы он полежал некоторое время. После чего можно ещё раз промести площадку.

Текущая эксплуатация. В зимнее время во избежание наледи покрытие нужно регулярно чистить с помощью метлы и деревянной лопаты. Для уменьшения скользкости можно посыпать песком. Если снег не был вовремя убран, и наледь образовалась, ни в коем случае не убирайте лёд при помощи металлического лома. Снегоуборочная техника, обслуживающая покрытие, также должна иметь на отвале резиновую насадку.

При воздействии различных материалов на брусчатке могут возникать загрязнения, существенно изменяющие вид покрытия. Например, автопокрышки оставляют чёрные полосы, пыль и дорожная грязь делают поверхность чёрно-серой. С помощью чистящих средств и специальных веществ можно вернуть поверхности первоначальный цвет.

Способы укладки тротуарной плитки

Существует несколько способов укладки брусчатки. Выбор способа зависит от состояния грунта и последующих условий эксплуатации участка (пешеходная зона, площадка для проезда и парковки легковых автомобилей, отмостка). Возможна укладка брусчатки с бордюрными камнями или без них. Вне зависимости от выбранного способа укладки, результат работы значительно зависит от тщательности предварительной разметки и подготовки основания под укладку. Этап разметки площадок и дорожек и подготовки основы (ложа) является общим для всех типов мощения.

Для пешеходных дорожек и площадок с небольшой нагрузкой укладка производится на песчаное основание

1. В подготовленное ложе насыпьте песок слоем 5 - 15 см.

2. Тщательно разровняйте песок, соблюдая необходимые уклоны для стока воды, используйте грабли и правило.

3. Пролейте получившийся слой водой из шланга или из лейки (необходимо не менее 10 литров воды на 1 м2).

4. Утрамбуйте основание ручной трамбовкой.

5. На жидкий раствор М100 установите бордюры, при необходимости в основании следует выкопать траншею небольшого размера и требуемой глубины.

6. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

7. Установите брусчатку в соответствии с рисунком и зазорами 5 - 7 мм.

8. Используя резиновую киянку, выровняйте поверхность дорожки. В случае необходимости можно подсыпать недостающий песок, аккуратно сняв один или несколько камней. Проконтролируйте уклоны по уровню.

9. Заполните зазоры между камнями просеянным песком с помощью щетки, совершая движения в разных направлениях.

10. Смойте излишки песка слабой струей воды, следя за тем, чтобы песок не вымывался из швов.

Для умеренного движения и стоянки легкового транспорта укладка производится на щебеночное основание с сухой смесью

1. В подготовленное ложе насыпьте щебень слоем 10 - 20 см и разровняйте в соответствии с уклонами и уровнем.

3. На жидкий раствор М100 установите бордюры. При необходимости в основании следует выкопать траншею небольшого размера и требуемой глубины.

4. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

5. Насыпьте и разровняйте сухую цементно-песчаную смесь слоем 5 - 10 см. (Возможно дополнительное армирование дорожной сеткой).

6. Установите брусчатку в соответствии с рисунком и зазорами 5 - 7 мм.

7. Используя резиновую киянку, выровняйте поверхность дорожки. В случае необходимости можно подсыпать недостающую смесь, аккуратно сняв один или несколько камней. Проконтролируйте уклоны по уровню.

8. Пролейте дорожку большим количеством воды.

9. Дождитесь высыхания поверхности брусчатки. Только после этого заполните швы сухой смесью.

10. Повторно пролейте водой дорожку из лейки, следя за тем, чтобы вода не вымывала смесь из швов.

11. При необходимости до полного застывания очистите поверхность от излишков раствора. На поверхности не должно остаться следов раствора. Все швы должны быть тщательно заполнены смесью.

Для устройства отмосток, площадок с большой нагрузкой и при проблемных грунтах укладка производится на бетонное основание

1. В подготовленное ложе насыпьте щебень слоем 10 - 15 см и разровняйте в соответствии с уклонами и уровнем.

2. Утрамбуйте щебень трамбовкой.

3. По границе участка предназначенного для заливки бетоном установите опалубку из досок толщиной не менее 40 мм, закрепив их кольями через каждые 60 - 100 см.

4. Уложите бетон слоем 5 - 15 см. При больших площадях покрытий желательно оставлять температурные швы шириной не менее 0,5 см через каждые 3 м для предотвращения растрескивания покрытия в зимний период. В случае армирования бетонной подушки сначала уложите бетон слоем около 3 см. Затем уложите дорожную сетку и залейте её бетоном до проектного уровня (возможно использование проставок).

5. Окончательно сформируйте уклоны и уровни основания.

6. На жидкий раствор М100 установите бордюры. Опалубку можно не снимать.

7. Борта бордюра пролейте раствором и заполните песком.

8. Укладка элементов производится на цементно-песчаную стяжку толщиной 1 -3 см. Стяжку необходимо заливать на предварительно увлажненную поверхность.

9. Заполните температурные швы эластичным наполнителем.

10. Заделайте швы раствором или затиркой. Старайтесь не допускать в процессе работы попадания раствора на лицевую поверхность покрытия, если это произошло, следы раствора необходимо удалить до его застывания.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши