Непреходящей объективной и высшей общечеловеческой ценностью является. Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности

Главная / Веранды

Общечеловеческие ценности и ценностные ориентации как основа базовой культуры личности

Основу культуры личности составляет ее отношение к общечеловеческим ценностям. Термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как субъективные ценности, выступая ориентирами деятельности человека. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

Предметные и субъективные ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми.

Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии, которые признаются данным обществом и социальной группой. Усвоение этих критериев на личностном уровне составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Системы ценностей формируются и трансформируются в разные периоды жизни общества. Ценности отличаются своей направленностью. Некоторые из них сохраняют свое значение в разные исторические периоды. Так, эстетические ценности античности остались значимыми и после гибели породившей их цивилизации. Гуманистические и демократические идеалы эпохи Просвещения также сохранили свою значимость.

Важным элементом ценностных отношений в обществе является система ценностных ориентации личности.

Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентации - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они определяют направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

Развитие ценностных ориентаций - признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентации - признак инфантилизма.

В современном мире существуют различные системы ценностей. Например, системы ценностей, характерные для французского общества: религиозные (благотворительность, самопожертвование, целомудренность и др.); личностные, созданные человеком, - экономические (право на труд, свободный выбор профессии, защиту от безработицы, справедливое вознаграждение и др.), демократические (чувство дружбы, право быть свободным от дискриминации по признаку расы, национальности, пола, языка, религии, происхождения и др.), здорового карьеризма (в лучшем смысле этого слова), социальные (право на уровень жизни), политические (стремление к власти, влиянию на других), эстетические (чувство прекрасного и т.д.).

Американская исследовательница П. Уайт выделяет «гражданские добродетели»: надежду и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружбу, доверие, честность, порядочность, воспитание гражданственности.

Английские исследователи определяют следующие группы ценностей: ценности свободы, равенства и рациональности; духовные ценности как интегративное качество (отношение к миру); моральные ценности (добра и зла); экологические ценности, гражданственность; ценности здоровья, искусства, здорового образа жизни.

В.А. Караковский, директор одной из московских школ, обосновывает следующий набор ценностей: земля - как общий дом человечества, земля людей и живой природы; отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками; семья - естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности; труд - основа человеческого бытия; знания - результат разнообразного труда, прежде всего творческого; культура - богатство, накопленное человечеством; мир - согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества; человек - абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания.

Современные отечественные педагоги (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, В.А. Караковский и др.) утверждают, что общечеловеческое не отрицает национальное, а, напротив, обнаруживает себя в нем. Именно в форме национального впервые реализуется все то уникальное, неповторимое, что впоследствии обретает общечеловеческий статус.

Общечеловеческие ценности выше национальных, потому что они признаются большинством людей во всех странах мира. К общечеловеческим ценностям гуманистическая педагогика относит также: права человека, признание человека высшей ценностью, уважение к личности ребенка, его достоинству; свободу человека; защиту прав ребенка на свободу и развитие; утверждение демократических принципов в воспитании и образовании. Права и свобода человека - общечеловеческие ценности, потому что они выражают общие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Научиться уважать, ценить и беречь созданное всеми народами - это значит осознать и принять общечеловеческие ценности, понимаемые как единство национального и интернационального.



В современном обществе среди ценностных ориентации отечественные исследователи выделяют ценностные отношения к Родине, к своему народу, его традициям, языку, культуре, обычаям, к родной природе; жизни (включает в себя право на жизнь каждого человека, уважительное и бережное отношение к любым проявлениям жизни, осмысленную жизненную позицию); самому себе, к своим личным нравственным качествам (честность и правдивость, скромность, нравственная чистота и другие); родителям, родственникам, детям; к природе как основе гуманистических отношений; труду как важнейшей нравственной ценности.

В актовой лекции, прочитанной 18 ноября 1997 г. В Санкт-Петербургском университете, Н.Д. Никандров, Президент Российской академии образования, предложил следующую классификацию ценностей: ценность жизни, ценности семьи (духовная близость, близость физическая, дети, родители и т.д.), ценности образования и культуры, труд как ценность, идеология и политика как ценности.

Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, формирование свободной личности, осознающей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования. Развитие ценностных ориентации, в которых отражаются особенности времени, дает возможность каждому человеку ощущать себя гражданином планеты, человеком мира.

Осознание общечеловеческих ценностей возможно при формировании идей, чувств, представлений, направленных на общество; ориентации на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей; изучении прав человека, обязанностей по отношению к обществу и другим людям; понимании единства прав и обязанностей гражданина; воспитании гражданских чувств и поведения; развитии независимости суждений, чувства сопереживания.

Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания.

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Как уже стало ясно из названия, что для формирования межнациональной и межконфессиональной толерантности и воспитания чувства взаимоуважения между народами России, эта статья не пойдет по обычному пути через образование, воспитание, убеждение, в ней не будут предлагаться списки законов, правил, инструкций и накладываться вето или табу. Все перечисленное справедливо работает до тех пор, пока кто-то, заинтересованный в разжигании социального конфликта, не заплатит профессионалам деньги. Сразу после этого законы станут не правильными и их нужно срочно менять, этические нормы и моральные ценности сразу устареют и окажется, что использовать их сегодня нельзя, а в культурах и религиях появятся из глубины веков множество ветвей, противоречащих друг другу до антагонизма... В результате - рухнет весь, веками создаваемый, комплекс государственного устройства.

Для раскрытия темы, по созданию бесконфликтного российского общества был выбран метод "от большого к малому".

Только если знаешь принцип действия всего механизма,

сможешь найти причину поломки его частей.

1. Три этапа развития человеческого сознания

помогут нам сформулировать причины, которые привели к возникновению межнациональных

и межконфессиональных противоречий

Первый этап - индивидуальный. Сначала люди думают о себе, о своих родных и близких. Эту простую, проверенную веками и понятную для каждого человека истину, со стороны внешнего наблюдателя, Иммануил Кант описал следующим образом: "Состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние (status naturalis); последнее, наоборот, есть состояние войны, т. е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная их угроза" . Если в этом месте задумались, то эта статья для Вас.

Действительно, если люди сегодня продолжали бы жить, основываясь только на этот жизненный принцип, то они увязли бы в бесконечных, ничем и никем не регулируемых, мелких бытовых конфликтах, например между соседями, коллегами по работе...

А если такие люди вдруг захотят определить свое место в истории развития человеческого общества, то им нужно мысленно продлить представленный Сергеем Капицей график 1 роста численности населения Земли с учетом масштаба,

влево на 100 метров, что будет соответствовать времени антропогенеза, т. е. 5 миллионам лет назад . Иными словами, люди, обладающие только такой ментальностью, застряли где-то в начале этого графика.

Положительным эффектом этого периода является тот факт, что он заставил спасающихся от междоусобных конфликтов людей расселиться по всей территории Земли.

А отрицательным - что при таком восприятии человеческих отношений всегда побеждает тот, кто физически сильнее. Умные люди, к их стыду, выработали привычку, ворча, отходить в сторону, уступая место тупой наглости и силе, а хитрые - стали придумывать деньги.

Второй этап - групповой , отличительной чертой которого стало коллективное сознание.

Чтобы как-то объединить людей в группу по территориальному, языковому, культурному признакам, с целью более эффективной защиты рода, а также для совместного и бесконфликтного решения ими других, не менее значимых задач с древних времен наиболее мудрые лидеры таких групп были вынуждены лично разрешать частные конфликты.

Именно таким образом в разных точках планеты, независимо друг от друга, веками нарабатывались различные практики моральных ценностей, которые, в первую очередь, зависели от условий выживания людей на занимаемых ими территориях. Исторически такие группы оказались более успешными, чем разрозненные племена.

Огромную роль в объединении людей сыграли прошедшие через века мировые религии. Распространяясь по миру вслед за успешными, особенно в военном деле, лидерами, они помогали им в труднообъяснимых ситуациях сплачивать людей через веру и религиозные учения.

А отшлифованные таким образом в бесконечных вековых спорах культурные, моральные и религиозные ценности легли в основу законов и конституций сегодняшних стран, на которых выросло современное поколение людей. Людей, являющихся гражданами своей страны, и поэтому, во вторую очередь, уже думающих о выгоде для своего сообщества (государства, религиозной общины и т. д.).

Именно этот период изображен на представленном графике 1 с обозримых 2000-х годов до н. э. до 80-х годов ХХ века, который наглядно показывает, что приложенные человечеством усилия по контролю над исполнением выработанных внутри каждого народа моральных, религиозных и культурных ценностей в результате привели к стремительному росту численности населения планеты. Даже, несмотря на десятки миллионов жизней, унесенных первой и второй мировыми войнами, тенденция роста не изменилась.

Положительным фактором второго периода явилось то, что он дал возможность развиваться наукам и образованию, промышленности и торговле, денежно-финансовой системе.

А к отрицательным относятся:

Созданная людьми, основанная на долгах мировая денежно-финансовая система;

При таком устройстве мира, внутри сообщества, всегда выигрывает тот, кто ближе к власти и к деньгам.

Третий этап - общечеловеческий (или на выбор: всемирный, граждан планеты, глобального человеческого сообщества, всемирного сосуществования, Земля - колыбель человечества, мир без границ...). Массовое появление у людей общечеловеческого сознания, видимо, нужно отнести к восьмидесятым годам прошлого столетия по двум причинам:

Во-первых , зародившаяся во втором периоде денежно-финансовая система стихийно развивалась и в ХХ веке, благодаря усилиям ее создателей, стала претендовать на роль мировой финансовой системы. Все было бы ничего, но во время очередного экономического кризиса в 1971 году, в нарушение всех международных договоренностей, США "отвязали" доллар (выполняющий на тот период роль мирового эталона) от золота и завалили мир эмиссионными, ничем не подкрепленными деньгами. Но обвала доллара не произошло, потому что страны, ранее подписавшие Бреттон-Вудское соглашение, обязаны были принимать эти доллары, девальвируя свои национальные валюты, со всеми вытекающими последствиями для своих экономик. А пришедшая на смену в 1976-1978 годах Ямайская валютная система уже законодательно открепила все резервные валюты от золота, как для внутренних, так и для международных операций. В результате такого решения:

Все резервные валюты стали товаром N1, а совсем не эквивалентом (эталоном), помогающим людям совершать справедливый товарообмен. Причем, стоимость товара N1 зависит от сотен факторов, включая политические, которые важны только для спекулянтов и совсем не нужны людям для продажи и покупки ими товаров.

Искусственно созданный и юридически закрепленный на международном поле дефицит на товар N1 дал возможность его продавцам выбирать себе покупателей. Практически единственным условием для продажи является личная выгода продавцов, в соответствии с которой они пытаются построить все остальное человечество, жестко стандартизировав его обязанности для удовлетворения своих потребностей.

Выйти из мирового валютного соглашения оказалось невозможно. Более того, впоследствии практически все страны мира под давлением международного капитала вынуждены были подписать это соглашение. Если кто-то из правителей отказывался менять веками выверенные в своей стране культурные, моральные и религиозные ценности на американо-европейские колониальные законы и ценности и за счет благополучия своей страны кормить американскую или европейскую экономику, то его сначала пытались подкупить, если не получалось, тогда устраняли физически, а если не выходило ни первое и ни второе, тогда запускалась военная машина США и Евросоюза. Только в современной истории это происходило в Югославии, Ираке, Ливии, происходит в Иране, Сирии, а теперь наступила очередь Украины (Джон Перкинс: ).

Начиная с 80-х годов ХХ века и по сегодняшний день, во всем мире люди постепенно пришли к пониманию того, что:

Существующая мировая финансово-денежная система никогда не продумывалась комплексно с целью помочь людям совершать справедливый товарообмен, а развивалась стихийно. Решения принимались владельцами больших капиталов по мере возникновения проблем с единственной целью - защитить и приумножить уже существующие свои накопления.

Сначала они выбирают золото, как торговый эквивалент, потом Джон Ло вводит бумажные деньги во Франции, далее Бреттон-Вудское соглашение - привязка бумажных денег к золоту и, наоборот, Ямайская валютная система - отказ от золотого эквивалента.

Доллар США, с плавающей в зависимости от целей его хозяев ценой, не может выполнять роль эталона в мировой денежной системе.

Сделки, осуществляемые с фальшивыми эталонами, всегда заканчиваются в пользу аферистов.

Существующая мировая денежная система лопнет, если не будет создавать новых долгов, то есть перестанет захватывать новые рынки сырья, труда и сбыта.

Поэтому Вашингтон, для продвижения только ему понятной колониальной демократии, прочертил "ось зла" через всю планету. Мировой капитал не командует напрямую террористами, он, разжигая национальные, религиозные, социальные, политические... конфликты, просто создает определенные условия в той или иной точке планеты, а террористы сами следуют туда, где их ждут деньги.

Доходы от печатания новых мировых денег возможны только при наличии роста мирового ВВП. Чем больше добывается и перерабатывается природных ресурсов, тем для "системы" лучше.

Для этого организована промышленная гонка, создано общество потребления. Существующей "системе" абсолютно все равно, когда на планете закончатся жизненно важные ресурсы, что будет с природой. Ей все равно, что будет произведено из этих ресурсов - оружие, вредные для экологии и людей удобрения..

Точка X ? , озвученная в виде прогноза роста мирового ВВП через МВФ, МБРР и ЦРУ, не является целью всего человечества, а отражает интересы менее 1% людей, которые по наследству получили право создавать (печатать) новые резервные деньги и выдавать их в виде займа.

Реально существующая с 80-х годов ХХ века мировая задача по замене навязанной долговой мировой финансово-денежной системы на новую, которая отражает интересы и определяет экономическую цель для всего человеческого общества , стала первой причиной начала перехода сознания у людей от группового к общечеловеческому.

Вторая причина появление у людей общечеловеческого сознания связана с тем, что именно в эти же, восьмидесятые годы прошлого столетия, благодаря началу деятельности Римского клуба, удалось направить разработки ученых на изучение и поиск решений мировых глобальных проблем, которые возникли в результате бесконтрольной и стихийной хозяйственной деятельности человека на планете Земля. Благодаря подготовленным для клуба докладам и реализованным клубом программам человечество стало осознавать, что изображенный на графике 1, устремляющийся в бесконечность на границе в третье тысячелетие, рост численности населения, а также истощение природных ресурсов планеты и в существующем виде "экономическое развитие" на самом деле ведут к губительным и необратимым процессам как для самого человечества, так и для существования биосферы в целом. "...человечество либо кардинально изменит свой курс, либо погибнет вместе с планетой, давшей ему жизнь" .

Несмотря на очевидную необходимость срочного решения возникших глобальных проблем, вот уже более сорока лет не последовало каких-либо существенных реальных шагов по реализации идей Римского клуба и его рекомендаций ни со стороны правительств, ни со стороны общественности, ни со стороны каждого отдельного человека. Сами ученые, называя эти причины, разошлись во мнениях .

Одной из причин, не позволивших Римскому клубу сыграть знаковую роль в практическом решении глобальных социальных проблем, стали их общефилософские рассуждения о бытии человека в современном мире, о ценностях жизни и перспективах развития человечества, основанные на приобретенных учеными в течение своей жизни моральных ценностях, и отсутствие у них общечеловеческой теории, которая смогла бы объединить людей на решение этих задач, независимо от их пола, расы, национальности, места проживания, от религиозной, политической, социальной принадлежности...

Устремившемся в бесконечность, в начале третьего периода, росте численности населения планеты;

Появлении постоянно растущего перечня мировых глобальных проблем;

Современных мировых интеграционных процессах,

когда-то созданные в разных точках планеты с целью объединения людей моральные и религиозные ценности теперь все чаще становятся причиной, а в ряде случаев намеренно используются для создания непонимания и конфликтов между людьми.

Очевидным становится вывод, что для решения появившихся глобальных социальных проблем, включая замену мировой финансово-денежной системы, сегодня необходимы консолидированные усилия всего человечества, а для создания такой мотивации мирового сообщества в помощь моральным ценностям, отражающим интересы лишь разрозненных групп людей, должны прийти Общечеловеческие ценности.

Благодаря этим двум выводам у нас теперь есть историческое понимание возникновения межнациональных и межрелигиозных противоречий, и главное - есть направление, следуя которому, их можно решить. Но проблема состоит в том, что в современном мире:

Всеми признанных Общечеловеческих ценностей просто не существует. Согласно Wikipedia, "общечеловеческие ценности - теоретически существующие моральные ценности ..." .

До сегодняшнего дня общечеловеческие ценности у каждого были свои. При удачном сочетании членов общества, обладающих различным набором культурных, религиозных и моральных ценностей, происходит стремительное развитие такого общества на благо всех его участников. А при неудачном - такое общество просто распадется, в лучшем случае.

А в худшем - ?.. Позавчера, вчера и сегодня отсутствие общечеловеческих ценностей заканчивается войной.

"В условиях современного мира, где никакое сообщество людей не существует изолированно от других, для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима" .

Фрэнсис Фукуяма

2. Общечеловеческие ценности есть

Слова общечеловеческие ценности звучат во всем мире с древних времен в литературных произведениях, в выступлениях политиков, огромное количество философских работ написано на эту тему. А получается, что всеми принятые Общечеловеческие ценности существуют только теоретически?! Чтобы в этом разобраться, нужно сделать всего три шага.

Шаг 1 - разберем сначала само понятие Общечеловеческие ценности . Определим критерии, которым оно должно соответствовать.

Понятие общечеловеческие все авторы описывают примерно одинаково, то есть Общечеловеческие - не зависящие от пола, расы, возраста, этнических традиций, религии, эпохи и места проживания, от социальной, культурной, экономической, политической принадлежности.

А раз никто не спорит, это и будет критерий номер 1.

Немного сложнее - с понятием ценности . Все авторы делают сразу две ошибки:

Не задумываются о единой системе измерения (оценки) ценностей;

Популяризируют близкие для себя моральные ценности и считают, что по ним должно жить все человечество. А это прямое противоречие нашему первому критерию и поэтому они никак не могут договориться.

Рассмотрим обе ошибки по порядку.

1. Оценивать ценности будем по максимуму. Нам нужны жизненно важные ценности, угроза потери хотя бы одной из которых заставит любого человека инстинктивно приложить все мыслимые и немыслимые усилия для ее защиты.

Кстати, инстинкты, выработанные человеком за много тысячелетий в процессе выживания, могут послужить отличной проверкой наших выводов. Давайте посмотрим, что говорят психологи про человеческие инстинкты. Уильям Мак-Дугалл разработал классификацию инстинктов:

бегство (страх);

неприятие (отвращение);

любознательность (удивление);

агрессивность (гнев);

самоуничижение (смущение);

самоутверждение (воодушевление);

родительский инстинкт (нежность);

пищевой инстинкт;

стадный инстинкт.

Концепция инстинктов в теории Мак-Дугалла была основана на субъективных переживаниях и, как следствие, отличалась недостаточной научной строгостью. В частности, она не позволила составить перечень инстинктов (Мак-Дугалл неоднократно менял число инстинктов) .

Абрахам Маслоу утверждал, что люди не имеют инстинктов, поскольку могут преодолеть свои желания. По его убеждению, инстинкты были свойственны людям в прошлом, но впоследствии были заменены сознанием .

Удивительно, но у психологов с инстинктами такая же ситуация, как у философов с Общечеловеческими ценностями! Разброс мнений ученых варьируется от бездоказательного постулирования конкретного списка инстинктов до полного их отрицания.

Как ни странно, но обе, принципиально противоречащие друг другу теории, создают критерий номер 2, предъявляемый нами к проверке Общечеловеческих ценностей, так как именно инстинкты, управляемые человеческим сознанием, выполняют роль повседневных ориентиров, которые использует любой человек для жизни в обществе и жизни общества на Земле.

Ценности - только жизненно важные ценности, на которые любой человек инстинктивно реагирует.

2. Очевидно, что для определения Общечеловеческих ценностей нельзя применить понятие моральные ценности, так как мораль формируется главным образом в результате воспитания, то есть моральные ценности – это приобретенные ценности в результате воздействия на человека этнических, религиозных, политических и других влияний, которые мы не сможем для каждого конкретного случая назвать общечеловеческими. За основу возьмем самого человека и вместо приобретенных и отшлифованных в бесконечных спорах моральных ценностей мы используем сразу темы "Жизнедеятельности человека" . Это критерий номер 3.

Шаг 2 - нам нужен максимально полный список тем жизнедеятельности человека. Сегодня самое простое - это обратиться к сайтам президентов разных стран или к сайтам мировых общественных организаций и собрать все темы, по которым люди на них обращаются. Получится порядка пятидесяти тем. Но такое количество велико для восприятия.

Шаг 3 - можно попросить любого старшеклассника (не загруженного политикой, экономикой, юриспруденцией) сгруппировать эти темы по схожим признакам. В результате получим:

Темы жизнедеятельности человека Названия групп
Все темы, связанные с физическим здоровьем человека, такие как экология, питание, физическая культура, спорт и, конечно, медицина и здравоохранение Здоровье
Темы, интеллектуально формирующие личность, такие как образование, наука, культура, IQ и т. д. Интеллектуальное развитие
Все темы, связанные с природой: природные ресурсы, включающие в себя флору и фауну, а также созданная человеком для проживания инфраструктура: жилье, детские сады, школы, жилищно-коммунальное хозяйство, дороги, транспорт, связь, информатизация и т. д. Среда проживания
Темы, которые в современном мире напрямую связаны с деньгами: экономика, доходы населения, социальная поддержка, промышленность, строительство, сельское хозяйство, предпринимательство, безработица и т. д., или физическое и интеллектуальное воздействие человека на среду
Такие темы, как природные катаклизмы, техногенные катастрофы, а также криминал, коррупция, рейдерство, наркомания... Сюда же мы включили правоохранительные органы: полицию, прокуратуру, суды, МЧС и армию Безопасность
Семейные темы: любовь, планирование семьи, рождение ребенка, приемные дети, отношения в семье и т. д. Семья
Общественная, религиозная, политическая, государственная деятельность Общество

Выписанные темы жизнедеятельности человека закончились, и поэтому больше никаких групп не добавишь. Но более важно, что ни одно из названий групп не уберешь, иначе слова жизнь человека потеряют смысл. А ведь именно что-то такое мы и ищем.

Проверим результат с помощью выведенных нами трех критериев?

Названия групп полностью соответствуют нашему критерию номер 1.

Все они неизменны от пола, расы, этноса, религии, времени и места проживания, от смены экономических, политических, военных и других условий.

А темы, из которых они сгруппированы, по мере развития общества могут меняться, делиться, дополняться. Вместе они образуют живую и постоянно развивающуюся систему ценностей.

Для проверки на соответствие критерию номер 2 сравним наш результат со списком жизненно важных инстинктов.

Названия групп полностью соответствуют нашему критерию номер 2.

Все они и каждое название в отдельности: исходные, фундаментальные, абсолютные, вечные, потеря любого из них ведет к потере смысла человеческой жизни, а в основе их заложены человеческие инстинкты.

Каждое название можно оценить, измерить, сравнить.

Названия групп полностью соответствуют нашему критерию номер 3.

Они сформированы непосредственно из тем жизнедеятельности человека.

Именно их постоянное изучение, защита, совершенствование явилось движущей силой развития человеческого общества.

Названия групп соответствуют всем трем критериям, а это значит:

Общечеловеческие ценности – есть.

Их семь.

Они просты и сложны, как жизнь человека.

Общечеловеческие ценности – это система ценностей, выполняющая роль повседневных ориентиров, которые использует человек для полноправной жизни в обществе и жизни общества на Земле, независимо от его пола, возраста, расы, национальности, этнических традиций и религиозных убеждений, эпохи и места проживания, от его политической, экономической и социальной принадлежности.

Потеря любой из этих ценностей ведет к потере смысла человеческой жизни. А угроза потери любой из них заставит любого человека приложить все мыслимые и немыслимые усилия для ее защиты и восстановления.

Какое практическое применение имеют Общечеловеческие ценности?

1. Общечеловеческие ценности, как фундаментальное понятие, дают возможность нам по-новому взглянуть и осмыслить глубокие философские термины, такие как жизнь, свобода, счастье, добро, зло и т. д. Одинаковое их толкование позволит разным людям проще и точнее понимать друг друга.

Так, для философского толкования таких понятий, как жизнь и свобода человека, необходимо наличие всех семи Общечеловеческих ценностей, поэтому их отнесем к "Высшим ценностям человека ".

А для раскрытия глубины слов счастье, добро и зло может быть достаточно одной из Общечеловеческих ценностей или даже одной из тем жизнедеятельности человека. Например, Григорий Перельман решил одну из величайших задач века по математике... Математика - приблизительно 20-я часть науки, а наука - одна из 50-ти тем жизнедеятельности человека, составляющая интеллект. 1:20:50=0,001. Добиться успеха в одной тысячной части от всей Жизнедеятельности человека оказалось достаточно для того, чтобы получить мировое признание. А для самого ученого установить истину и есть счастье.

2. В этике Общечеловеческие ценности являются недостающим звеном между золотым правилом и темами жизнедеятельности человека.

Золотое правило - поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Это очень объемное понятие, а семь простых Общечеловеческих ценностей гармонично конкретизируют его точно так же, как их самих наполняют конкретным смыслом темы жизнедеятельности человека.

3. В современном мире Общечеловеческие ценности являются мечтой не только Фрэнсиса Фукуямы, так как они могут послужить основой для выстраивания взаимопонимания народов с разными культурами, религиями, с разным социальным строем.

И в Южной, и в Северной Корее Общечеловеческие ценности одни и те же...

4. Принятие любым государством как цель защиту и развитие Общечеловеческих ценностей изменит его систему управления, бюджет станет прозрачным и понятным для всех. А оценив существующую ситуацию через призму Общечеловеческих ценностей, лидерам будет легко отчитываться за свою работу перед людьми.

И чем таких государств будет больше, тем проще будет им сосуществовать вместе.

5. Учитывая мировой политический кризис, защита и развитие семи Общечеловеческих ценностей может стать общей идеей развития человеческого общества.

Общечеловеческие ценности - это инструмент. Если люди научатся использовать его в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности, то жить станет проще и понятнее.

Благодаря первой главе этой статьи - у нас теперь есть историческое понимание трехэтапного развития общечеловеческого сознания и причин возникновения межнациональных и межрелигиозных противоречий. А во второй главе мы сформулировали оригинальную теорию Общечеловеческих ценностей, которая смогла бы отправить в прошлое возникающие межнациональные и межрелигиозные противоречия между народами России, но она, на первый взгляд, выглядит как-то глобально и поэтому утопически. Кажется, что для реализации этой теории должно смениться несколько поколений и должно быть потрачено государством огромное количество сил на ее продвижение в многонациональном российском обществе. Это не так!.. Чтобы показать, как наша теория мгновенно решает веками наболевшие вопросы, мы, в нижеприведенных рекомендациях по созданию бесконфликтной межнациональной и межконфессиональной среды, первую рекомендацию рассмотрим более подробно с точки зрения теории Общечеловеческих ценностей, а последующие рекомендации, если будет интересно изучить глубже, можно прочитать в книге "Общечеловеческие ценности", опубликованной 10 марта 2015 года (ISBN 978-3-659-33925-7)

Первая рекомендация: в России, прежде всего, должна быть внятная идеология (национальная идея) , принимаемая всеми гражданами страны, независимо от их национальности, религиозной, политической, социальной и культурной принадлежности, возраста, пола и места проживания.

Пока вы уверены, что это нереальная задача. Посмотрим...

Свобода от идеологии - это самообман. Ни одно общество без объединяющей идеи, цели, без взаимной заинтересованности членов сообщества друг в друге долго не просуществует.

Сегодня люди воспринимают идеологию по Эриху Фромму как готовый "мыслительный товар", распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей... . Обратим внимание, что любое общество - это, прежде всего, люди. Интересную мысль на этот счёт высказал Давид Эйдельман: "Новые идеологические концепции, для того, чтобы быть удачными и востребованными, должны прежде обращать внимание на то, что называется "человеческим фактором", "человеческим капиталом" .

Если бы можно было совместить идеологию и Общечеловеческие ценности, не зависящие от классов, политических убеждений, экономического положения, религии, этнических традиций, расы, пола, возраста, периода проживания, то на такой основе можно было бы создать единую идеологию, принимаемую всем человеческим сообществом.

Для решения этой проблемы обратимся к самим идеологиям, доминирующим на планете, а точнее, к выводу, сделанному Евгением Примаковым: "Либерализм, консерватизм и социализм сохраняются, как три самые значительные идеологии. Однако в нынешних условиях они проявляются несамостоятельно, испытывая взаимовлияния, находясь в процессе конвергенции (процесс сближения, схождения, компромиссов), они стали составными частями идеологической модели, присущей различным странам"

С точки зрения Общечеловеческих ценностей мы не будем вникать в саму суть той или иной концепции или вариантов их совместного использования, не будем давать свои компромиссные формулировки по спорным вопросам. В конце все произойдет само собой. А сейчас нас будут интересовать те тезисы, которые отшлифованы десятилетиями и с помощью которых идеологи привлекают к себе новых сторонников, проникая во все темы жизнедеятельности человека. Ведь идеология мертва, если ее не поддерживают простые люди, и чем искуснее методы захвата умов, тем больше у нее сторонников.

Ниже приведена итоговая таблица, где в левой колонке показан сгруппированный перечень типовых агитационных тезисов, а в правой - соответствующие им Общечеловеческие ценности.

Агитационные тезисы Общечеловеческие ценности Бесплатная медицина и здравоохранение... Здоровье Бесплатное образование... Интеллектуальное развитие Реформа ЖКХ, развитие транспорта, ремонт дорог и т. д. Среда проживания Рост доходов населения, увеличение пенсий, ликвидация безработицы, помощь малому и среднему бизнесу и т. д. Благополучие или деятельность Реформирование правоохранительной и судебной систем, снижение роста преступности и т. д. Безопасность Помощь молодым семьям, улучшение демографии и т. д. Семья Поддержка религиозных и общественных организаций... Общество

Именно по этим семи направлениям идет любая идеологическая пропаганда.

Общечеловеческие ценности – это система ценностей, которую давно используют идеологи и партийные ораторы для привлечения в свои ряды новых членов, независимо от их пола, расы, возраста, этнических традиций, религии, эпохи проживания и социального строя.

А раз такая связка давно существует и используется людьми, то почему бы ее саму не использовать в качестве общечеловеческой идеологии?

Не подвластная критике "Идеология человека"

"Качество жизни общества:

в первую очередь определяется концепцией управления - её сутью;

во вторую очередь определяется качеством управления в рамках этой концепции".

Новая концепция для третьего периода развития общества - это защита и развитие Общечеловеческих ценностей, которые:

не изменились за все время существования человеческого общества;

не зависят от классов, политической, экономической, социальной, религиозной, этнической принадлежности, национальности, расы, пола, возраста, периода и места проживания.

А качество управления и рамки этой концепции будут определяться конкретными результатами по защите и развитию семи Общечеловеческих ценностей, таких как здоровье, интеллектуальное развитие, среда проживания, благополучие или деятельность, безопасность, семья, общество . Чей опыт окажется эффективнее, тот и получит распространение.

Либералы предложенную нами идеологию тут же назовут либеральной, так как в центре ее находится Человек со своими правами на Общечеловеческие ценности.

Консерваторы будут праздновать победу, так как нет ничего более консервативного, чем Общечеловеческие ценности, появившиеся вместе с появлением человеческого общества.

А социалистам вообще повезло дважды, так как новая идеология - бесклассовая и социальные аспекты человеческого общества учтены полностью.

На этом конвергенция доминирующих сегодня на планете идеологий закончилась. Чтобы до конца убедиться в этом выводе, автор этой статьи разослал теорию Общечеловеческих ценностей представителям трех лидирующих партий страны: ЕР, КПРФ, ЛДПР и двум представителям самых массовых мировых религий - христианской и мусульманской. Все ответы подтвердили, что все семь Общечеловеческих ценностей не противоречат деятельности и Уставам перечисленных партий и не противоречат тем принципам, концепциям и взглядам, которые исповедуются указанными религиями. А это уже большинство жителей нашей страны, и собственно ответ на тему этого конкурса.

Идеология человека убирает почву из-под ног у националистов, радикалов, экстремистов, фашистов и т. д., не позволяет террористам оправдывать свои действия идеологическими разногласиями. А неполитические партии "Зеленых", "Любителей пива" и т. д. могут процветать дальше.

Идеологию человека нельзя запретить, изменить, модернизировать. Даже Конституцией... Попробуйте написать в основном законе, что целью страны является больное и необразованное общество или уничтожение окружающей среды и безработица...

Ее не нужно никому навязывать, объяснять, доказывать, так как она рождается, развивается (насколько может себе позволить и позволяет сам человек) и умирает вместе с человеком. Благодаря этому свойству Идеологии человека нет необходимости тратить время и силы на ее продвижение. Ее достаточно только озвучить, и сразу становится ясно, как хотят и должны жить люди и в России, и на планете Земля в целом.

Вторая рекомендация: политику нужно понимать классически, как государственное управление, в отличие от современной манипуляции руководителей страны со сложной иерархией элит как внутри страны, так и за ее пределами. Элит, которые жестоко бьются между собой за право устанавливать свои ценности и правила игры в стране.

Сформулированные Иммануилом Кантом двести лет назад два правила для политиков актуальны сегодня как никогда:

"Несправедливы все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы с публичностью".

"Все максимы, которые нуждаются в публичности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и с правом, и с политикой" .

Если объемное философское понятие "поступки", которые каждый читатель может трактовать с помощью своих мировоззренческих взглядов, конкретизировать через, понятные любому человеку, семь Общечеловеческих ценностей, то получим основной принцип государственного управления.

Справедливы все поступки, относящиеся к защите и развитию Общечеловеческих ценностей любых других людей, так как эти аксиологические максимы всегда совместимы с публичностью, а значит, согласуются и с правом, и с политикой .

Именно передаваемая по наследству мировая финансово-денежная система, построенная на долгах и для решения своих растущих проблем, оплачивающая продвижение по миру своих "колониальных ценностей", разрушает на своем пути неудобные для нее вековые культурные, моральные и религиозные ценности, организовывает гонку между людьми по уничтожению природных ресурсов, экологии, климата, а все это вместе неизбежно приводит к бесчисленным социальным и экономическим конфликтам между народами. Именно эта "система" является первопричиной того, что мир на Земле так и не наступил.

Для сохранения культурных, моральных, религиозных ценностей, а также экологии, природных ресурсов и жизни на Земле не нужно изменять природу человека. Люди сами выбирают Общечеловеческие ценности, которые выполняют роль повседневных ориентиров для жизни человека в обществе и общества на Земле. И для этого общества люди реализуют новую мировую финансовую систему, где эквивалентом денег будет не золото, не избранная валюта и не рост ВВП, а созданные на эти деньги Общечеловеческие ценности .

Четвертая рекомендация: изменить структуру управления страной. Гражданское устройство, с точки зрения Общечеловеческих ценностей, в каждом государстве может быть любым и зависит лишь от желания его граждан. Главное, чтобы его целью была защита и развитие Общечеловеческих ценностей, как в его внутренней, так и во внешней политике.

А если учесть, что обозначенный Евгением Примаковым процесс конвергенции основных идеологий с появлением Общечеловеческих ценностей, завершился и политические дебаты в управлении страной теперь никому не нужны, то можно сделать рекомендательный вывод:

Ни политики, ни экономисты, ни юристы, а самые компетентные и авторитетные ученые, сообща, без какого-либо давления, руководствуясь только целью защищать и развивать Общечеловеческие ценности на благо всех жителей страны, с учетом появившихся глобальных угроз, должны определить сбалансированные между собой этапы развития России по каждому из семи направлений Общечеловеческих ценностей .

И только после этого:

Юристы проверят, чтобы последующие действия по выполнению созданной таким образом программы развития страны не нарушили ничьих Общечеловеческих ценностей.

Экономисты просчитают поэтапно полученные проекты.

Центральный банк поэтапно выпустит от имени государства новые деньги и оплатит выполненные работы.

А государство поставит на баланс вновь созданные Общечеловеческие ценности.

Таким образом:

1. экономические законы и внутренний баланс страны не нарушатся;

2. учитывая, что проекты будут утверждаться не банкирами, с точки зрения получения максимальной прибыли, а учеными, с точки зрения защиты и развития Общечеловеческих ценностей, то приоритетными окажутся такие проекты, которые сегодня кажутся не реальными, например: очистка рек, посадка лесов, переоснащение промышленных, энергетических предприятий и строительство для них очистных сооружений, развитие науки, образования...

3. а благосостояние, условия жизни и, что очень важно, условия работы граждан страны очень быстро поднимутся на соответствующий времени уровень;

4. в международном плане - чем таких государств будет больше, тем им проще будет сосуществовать вместе, тем быстрее уйдет в историю существующая мировая финансово-денежная система, в месте со своими проблемами. А курс национальных валют этих стран будет рассчитываться через корзину, наполненную не нефтью, зерном, электроникой, а семью общечеловеческими ценностями.

Пятая рекомендация: согласно теории Общечеловеческих ценностей определение Высших ценностей человека звучит так: "Чтобы любой человек на планете жил и был свободен, у него должны быть реализованы все семь Общечеловеческих ценностей", а именно:

Физическое здоровье.

Интеллектуальное развитие.

Благоприятная окружающая среда.

Деятельность и благополучие.

Безопасность.

Семейные ценности.

Общество, основанное на Идеологии человека, которая защищает и развивает этих же семи Общечеловеческих ценностей.

Создание такого общества - это необходимое условие для выживания всего человеческого сообщества на Земле, вступившего в третий, Общечеловеческий этап своего развития, а также единственное и достаточное условие для решения межнациональных и межконфессиональных проблем народов России и не только...

Литература

1. Иммануил Кант - "К вечному миру". .

2. Сергей Петрович Капица - «Парадоксы роста». Главы из книги.

3. Аурелио Печчеи - "Человеческие качества". М. Прогресс, 1985 г.

4. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная. М., Academia, 2000.

6. Фукуяма, Ёсихиро Фрэнсис. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. - М.: АСТ, Люкс, 2004.

7. Wikipedia / инстинкт / Гормическая психология -

8. Abraham H. Maslow. Motivation and Personality Chapter 4, Instinct Theory Reexamined.

11. Евгений Примаков - выступление на международной конференции "Россия в мире силы XXI века". -

Ценности - это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность - это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих - Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность - это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности - меняются нормы - меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем - во многом уже сменили - всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью (индивидуальные): семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные (конкретно-исторические): нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими (общечеловеческие). Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности - одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции - одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом - более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.

Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т.д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».

Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется». Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идеей, целей, форм поведения и т.д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они - осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.

Мыслью о предпочтительности именно духовных ценностей продиктована классификация ценностей, предлагавшаяся в свое время В.П. Тугариновам. Он разделил все ценности на «ценности жизни» /это утилитарные, или экономические ценности/ и «ценности культуры» /этические и эстетические/. Принимая эту классификацию как одну из возможных, следует отметить, что различие между материальными и духовными ценностями нельзя абсолютизировать, ибо, в сущности, все ценности без исключения имеют «духовную» функцию, поскольку в конечном счете «работают» на универсальное развитие личности /с учетом, естественно, указанных выше двух моментов/. Так, и вещная среда /т.е. совокупность материальных ценностей/, если она организована должным образом /по рекомендациям, например, современного дизайна/, может в значительной мере духовно воздействовать на человека, развивать его. И наоборот, недоброкачественные духовные продукты /типа «чернухи» и «порнухи»/ снижают ценностный потенциал личности, духовно растлевают ее.

Если обратиться к работам С.Ф. Анисимова, то в них ценности классифицируются по уровням общественного бытия и общественного сознания. Соответственно - «высшими ценностями» у него выступают человек и человечество, затем идут ценности материальной жизни, социальные ценности и наконец - ценности духовные. Надо сказать, этот «истматовский» подход вызывал возражения - отмечалась, в частности, нечеткость самого понятия «высшая ценность». Близка к этой по сути, но иначе по выводам выглядит классификация, делящая ценности на *первичные /удовлетворяют биологические, хотя и очеловеченные потребности человека/, вторичные /создания рук человеческих, прежде всего орудия труда/ и третичные /средства коммуникации в самом широком смысле слова/.

Социально-деятельный подход подразделяет все ценности по объекту и субъекту деятельности. Но объекту - указывают на ценность природных предметов: ценность человека, группы людей, общественных явлений. Наиболее трудное здесь - обоснование ценности природных предметов; решение проблемы усматривается в учете того, что у этих предметов два бытия: природное /их собственные естественные свойства, которые сами по себе вне ценностны и социальное /те же свойства, но вовлеченные в сферу человеческой, деятельности и подчиненные удовлетворению потребностей человека/.

Но субъекту - говорят о ценностях общечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных, возрастных, личностных. Особенно важно уяснить соотношение ценностей общечеловеческих и классовых, социальных и личностных.

Соотношение общечеловеческого и классового в ценностях у нас активно обсуждалась в годы перестройки в рамках «нового политического мышления», стремившегося учесть обострение в мире глобальных проблем - угрозы ядерной войны, экологического кризиса, сложной демографической ситуации, проблемы бедности и т.д. В итоге сфера общечеловеческих ценностей была распространена на область межгосударственных и меж формационных отношений и был обоснован приоритет этих ценностей перед всеми другими - классовыми, национальными, государственными. До этого же преобладало подчеркивание в ценностях не общечеловеческого, а классово-группового содержания, что вполне отвечало конфронтационному сознанию с его абсолютизацией классового подхода и жестко понятой формационной теорией. Общечеловеческие. ценности как таковые либо вовсе не учитывались, либо понимались крайне узко /например, сводились к простым нормам нравственности/, Ценности же и оценки одной противоборствующей стороны превозносились и возводились в ранг общечеловеческих, а другой - развенчивались и компрометировались. На практике это вело к идеологической: нетерпимости, запретам на занятия кибернетикой, генетикой и т.д., искажению и извращению таких ценностей мировой цивилизации, как «рынок», «собственность», «демократия», «права и свободы граждан» и т.д.

Ныне ситуация резко изменилась. Утвердился иной, цивилизованный подход к ценностям: акцент делается на преемственности в историческом развитии материальной и духовной культуры человечества, накоплении, в ходе этого развития, крупиц «вечного» и непреходящего, тлеющего общечеловеческую значимость; их позитивным обобщением и выступает понятие «цивилизация»; при этом классовое не отбрасывается, а рассматривается как часть целого. И общечеловеческие ценности, при таком подходе, предстают как выражение общих черт в совокупном социально - культурном опыте человечества, в смене исторических эпох сохраняющих и приумножающих свою позитивную значимость для людей.

Исторически общечеловеческое в ценностях обогащается и расширяется, постепенно выходя за локальные и этно-национальные рамки и становясь действительно всеобщим /т.е. охватывающим всех землян/. Эта всеобщность складывается по мере осознания человечеством своего планетарного единства и формирования мирового сообщества, что стало фактом сравнительно недавно, на протяжении текущего столетия. Что же конкретно мы квалифицируем как общечеловеческие ценности?

Главная из них сегодня - человек, его жизнь, здоровье, физическое и нравственно-духовное, его достоинство, честь, свобода самоутверждения и саморазвития. Говоря о сфере экономики, особо следует отметить собственность как ценность: в своем точном значении она есть отношение субъекта деятельности к предметам природы и средствам труда как к своим, т.е. это форма их присвоения человеком. Это обусловливает, во-первых, высокопроизводительный труд, ибо у подлинного собственника налицо постоянный и растущий интерес к эффективному использованию объектов собственности, и во-вторых, высокую ответственность в распоряжении своим имуществом, бережливость, рачительность, «хозяйский глаз», и социальной сфере - консенсус всех общественных сил как основа социальной стабильности в обществе, защищенность граждан, особенно детей, инвалидов и престарелых. В политико-правовой сфере - гарантированные _ права человека, плюралистическая демократия, равенство всех перед законом, и духовной - ценности морали, искусства и религии, науки в философии. Именно на этой базе формируется /и сформируется/ та система ценностей, которая объединит всех россиян, придаст их жизнедеятельности высокий человеческий смысл.

Но как, с помощью каких конкретных механизмов это всеобщее становится достоянием каждого отдельного человека? Это - вопрос о механизмах трансформации социальных ценностей в ценности индивидуально-личностные. Такая трансформация, согласно психологам, происходит в ходе интериоризации. или превращения социальных ценностей во внутренние устойчивые структуры человеческой психики. Осуществляется этот процесс не автоматически, а в самостоятельном поиске индивидом приоритетных для него ценностей, при участии как осознаваемых, так и неосознаваемых уровней его сознания. Опорное объясняющее понятие здесь - установка, или состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной деятельности в определенных условиях. Сама эта предрасположенность предстает как «целостная модификация субъекта» /Д.Н. Узнадзе/ и включает в себя не только простейшие установки /на биологическом уровне/, но и более сложные, социальные, высшим уровнем которых являются ценностные ориентации.

В ценностных ориентациях концентрируются наиболее важные, фундаментальные элементы сознания личности и ей особенно дорогие; а поскольку они выстраданы ею всей ее жизненной судьбой, постольку они составляют ядро внутренней структуры личности, стержень ее убеждений, основу ее мировоззрения. Элементы эти - нравственные, политические, художественные, религиозные и другие установки; в структуре личности они интегрируются в определенную систему, сочетающую в себе «императивы времени» и то, что идет от личного своеобразия данного индивида. Но степени развитости ценностных ориентации судят о зрелости личности, мере ее соответствия своему времени паяный показатель их развитости - иерархия ценностей, или определение места той или иной ценности на шкале значений: какие ценности данная личность рассматривает как приоритетные, а какие как производные, второго, так сказать, порядка. Критерий оценки - идеал, или предельное совершенство; конкретно: нравственно-высшее - это добро, эстетически-высшее - красота, высшая ценность в.познании - истина, в политико-правовом ряду - справедливость и т.д. Помимо идеала в качестве образца для сравнения выступают также правила и нормы, стандарты и эталоны.

Реально нередки случаи внутренней противоречивости систем ценностных ориентации личности. Наиболее типичный - расхождение «между декларируемыми и реальными ценностями» /Д.А. Леонтьев. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, №4, 1996, с. 21/. Причина этого расхождения - не только в лицемерии, когда на официально-публичном уровне следуют одним ценностям, а на уровне обыденного сознания и повседневной практики - другим; может также наблюдаться дисгармония сознательных и бессознательных структур психики индивида; ценностная система личности может только складываться, быть еще неустойчивой; может сказываться присутствие в сознании личности разнородных ценностей, вызванное одновременной принадлежностью ее к различным социальным группам с их собственным набором ценностей /государство, нация, семья, профессиональная, возрастная и др. группа/. Указывается и то, что ценностные ориентации личности могут изменяться /подчас весьма радикально/ в ходе всей ее жизни.

Завершая рассмотрение теории ценностей, следует уяснить их принципиальную роль в осознании человеком смысла своей жизни и его предназначения в мире. Для этого необходимо прежде всего вернуться к идее приоритета духовных ценностей перед ценностями материального порядка, ибо, как уже отмечалось, подлинный смысл собственной жизни личность обретает преимущественно в духовной сфере, в производстве и потреблении духовных ценностей, что отвечает сущности человека как био-социального существа, обладающего высокоразвитым сознанием.

Раскрывая далее проблему смысла жизни, следует речь здесь вести не просто о приоритете духовных ценностей, но и подчеркнуть роль в их структуре высших духовных ценностей, концентрирующихся в понятии «духовность». «Духовность» - это мера человечности, позволяющая, говоря образно, измерить «рост» человека в каждом из нас, высоту «планки» каждого, а она у всех - своя, сугубо индивидуальная. Ей противопоставляют бездуховность как синоним приземленности, эгоистичности, погруженности в мир чисто потребительских интересов, социальной пассивности, равнодушия и безответственности.

В силу своей интегративности, того, что в духовности представлен синтез разумно-логических и чувственно-волевых структур, она с трудом поддается точному определению в понятиях науки, однако поиск в этом направлении сейчас интенсивно ведется. И первое, что уже прочно установлено, это то, что духовность - характеристика качественная, а потому направленная: она указывает на определенное состояние внутреннего мира человека, задаваемое высшими духовными ценностями его эпохи, - в них он усматривает идеальный образец совершенства и с ними соразмеряет всю свою жизнедеятельность. Поэтому подлинная духовность - всегда показатель высокого развития человека /речь идет о приближении и идеалу/, всегда свидетельство его высокого предназначения в мире, полноты смысла его жизни.

Какие же это ценности? это - добро, истина, красота, Они были выделены еще в глубокой древности, всем последующим ходом мировой истории подтвердили свою абсолютную и всечеловеческую значимость и ныне рассматриваются как основные «несущие конструкции» духовности и достойного образа жизни. Указанные ценности должны браться в нерасторжимом единстве, поскольку выражают, по словам В.С. Соловьева, «одно и то же» - стремление человека уяснить высший смысл жизни и те святыни, в которых концентрируется феномен человечности и следование которым обусловливает праведную, совершенную жизнь.

Вместе с тем каждая из них несет свою смысловую нагрузку. Так, место истины в структуре ведущих духовных ценностей человечества определено заключенными в ней критериями объективности, обоснованности и доказательности, Формирующими человека знающего и рационального, мыслящего и действующего на основе разумных норм. Красота как выразитель эстетического отношения к миру - своего рода противоядие от узкого и голого рационализма, напоминание человеку о необходимости полноты его бытия, универсального и гармонического проявления его творческих сил и способностей /шиллеровская «игра физических и духовных сил»/, ощущения жизни не только как трудовых будней, но и как «праздника» /М.М. Бахтин/. Несомненна важность в структуре духовности добра как наиболее полного выражения нравственного начала. Более того, оно в ней играет ведущую и доминирующую роль, поскольку ориентировано на самое существенное - на определение социального значения действий и поступков людей для их цивилизованной совместной жизни. В этом своем предназначении добро обращено как к самому индивиду /совесть как способность осуществлять самоконтроль, отсекая все низменное и эгоистическое/, так и к другим людям /милосердие, сострадание, любовь/ и к миру в целом /теории русских космистов, этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера и др.

Общечеловеческие ценности прививаются человеку в ходе его воспитания. Они представляют собой накопленные духовные, моральные и нравственные принципы, поддерживающие уровень благонравности в обществе. Основополагающей является человеческая жизнь с острой проблемой ее сохранения в нынешнем культурном обществе и при существующих природных условиях.

В другом смысле общечеловеческие ценности - это абсолютный стандарт, в котором заключены основы моральных ценностей, они помогают человечеству сохранять свой вид.

Однако критики утверждают, что некоторые способны злоупотреблять этим понятием. Так, с его помощью можно манипулировать общественным мнением. И это невзирая на разницу в национальной жизни, религии и т.д. В итоге одинаковые для всех и каждого ценности могут противоречить какой-то культуре.

Но на каждый аргумент найдется контраргумент. Противники этой стороны утверждают, что без такого рода ценностей общество бы уже морально разложилось, и отдельные субъекты не могли бы мирно сосуществовать.

Важны - они в первую очередь формируют а уже потом культуру страны и общества в целом. И, тем не менее, в такого рода ценностях нет конкретики - это не некий свод правил, которому нужно беспрекословно следовать. Также они не связаны с определенным промежутком времени в развитии той или иной культуры, конкретной этической традиции. Это то, что отличает цивилизованного человека от варвара.

Общечеловеческие ценности включают в себя несколько составляющих. Духовная составляющая - это религия, философия, искусство, этика, эстетика, различные памятники культуры, шедевры музыки и кинематографа, литературные произведения и т.д. То есть весь духовный опыт народов являет собой всеобщую ценность. В этом таятся глубокие философские размышления о смысле бытия, морали, культурном наследии и нравах народа.

Духовная составляющая подразделяется на нравственную, эстетическую, научную, религиозную, политическую и правовую основы. современного общества - это честь, достоинство, доброта, истина, непричинение вреда и другие; эстетические - поиск прекрасного и возвышенного; научные - истина; религиозные - вера. Политический компонент открывает в человеке желание мира, демократии, справедливости, а правовой определяет важность закона и правопорядка в обществе.

Культурная составляющая включает в себя общение, свободу, творческую деятельность. Природная - это органическая и неорганическая природа.

Общечеловеческие ценности - это форма применения нравственных стандартов, которая связана с идеалами гуманизма, достоинства личности и справедливости. Они направляют человека на то, чтобы его жизнь держалась на трех важных составляющих: осознанности, ответственности и честности. Мы поэтому и люди, что способны к этому прийти. От нас зависит процветание общества, атмосфера в нем. В мире должны царить взаимопонимание и взаимоуважение. Соблюдение общечеловеческих ценностей может реализовать такой желанный многими мир во всем мире!

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши