Методы педагогического процесса. Методология педагогики

Главная / Мебель

МОУ Верхнетойденская СОШ

Сообщение

«Методы осуществления целостного педагогического процесса»

Подготовила:

Учитель биологии/химии

МОУ Верхнетойденской СОШ

С. Верхняя Тойда - 2011 г.

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится при ведущей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие элементы (части, детали), которые называются методическими приёмами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т. п. По отношению к методу приёмы носят частный подчинённый характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приёмы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать разные приёмы.

Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приёмов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Нередко методические приёмы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой стороны - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература , произведения изобразительного искусства, технические приспособления, СМИ и т. д.).

В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в 3 основные группы:

К словесным методам относятся также учебные дискуссии и диспуты . Обязательное условие дискуссии - наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. В учебной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции. Диспут основан на давно открытой закономерности, состоящей в том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщённости, стойкости и гибкости.

Работа с книгой - проводится на всех этапах обучения, а не только при закреплении изученного, как считалось до недавнего времени.

К методам формирования сознания школьников относится и метод примера . Путём подражания у школьников формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

v Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения

Центральное место в данной группе методов занимают упражнения , т. е. планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определённых умений и навыков или же их совершенствования. Упражнение изначально опирается на приучение . Приучение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определённых действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения. В определённых условиях привычка может стать устойчивым качеством или свойством личности.

Воспитывающие ситуации - в поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает своё поведение, приводите го в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения.

Лабораторные опыты - это метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. В условиях школы обычно проводятся фронтальные и индивидуальные лабораторные работы. Но может быть и групповое их выполнение в тех случаях, когда мало оборудования, сложный монтаж установок и фиксирования результатов опыта. Проведение лабораторного опыта завершается составлением кратких отчётов, содержащих зарисовки, схемы, чертежи, таблицы и теоретические выводы.

Большое место в практике учебно-воспитательной работы занимает такой метод постановки педагогической задачи, как инструктаж . Он применяется, если учащимся предстоит выполнение самостоятельной работы. Инструктаж в полной мере раскрывает свои возможности через методические приёмы или виды инструктажа: предъявление задания, дачу инструкции, ознакомление с правилом. Инструкции содержат перечисление необходимых в определённых ситуациях привычных действий. По месту в учебно-воспитательном процессе инструктаж может быть установочным или параллельным. Установочный предваряет работу учащихся в целом, а параллельный - частных действий, каждой отдельной задачи, из которых состоит вся работа в полном объёме. На практике параллельный инструктаж сопровождает инструктаж установочный.

По форме инструктажи бывают устными, письменными, наглядными и комплексными. Устный инструктаж должен быть предельно ясным и чётким, подчёркнуто лаконичным и деловым. К письменному прежде всего относятся различного рода указания, содержащиеся в учебниках: вопросы, задания, примерные решения задач, формулировки правил. Наглядный инструктаж (показ) может осуществляться с использованием слайдов, красочных таблиц. Однако более эффективным является практический показ исполнения тех или иных действий учителем или кем-либо из учащихся.

Наблюдение широко применяется при изучении дисциплин естественнонаучного цикла. Необходимо различать наблюдения по месту в учебно-воспитательном процессе: при изложении нового материала, при закреплении, при повторении. По другому основанию их можно рассматривать как качественные и количественные. Качественные наблюдения направлены на получение определённых знаний и обычно проводятся с помощью специальных приборов (телескоп, микроскоп, индикаторы, наблюдения за изменениями в природе, за жизнью животных, растений и т. п.). количественные же наблюдения всегда предполагают использование приборов - измерителей температуры, плотности жидкостей, массы тела, давления, напряжения и т. п.

По форме организации наблюдения могут быть самостоятельные, например домашнее задание, и осуществляемые под руководством учителя.

Сущность метода иллюстрации и демонстрации заключается в наглядном представлении (показе) учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей и изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач.

В реализации наглядных методов большую помощь оказывают различного рода технические средства, обеспечивая более яркое, живое и образное восприятие (магнитофон, проигрыватель, эпидиаскоп, кино - и диапроекторы, телевидение).

Объяснительно-иллюстративный метод - учитель сообщает информацию различными методами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино - и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, способа решения задачи).

Репродуктивный метод - предполагает воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Применение репродуктивного метода, как правило, предшествует объяснительно-иллюстративный.

Метод проблемного изложения - суть в том, что учитель ставит проблему и сам её решает, показывая тем самым учащимся путь решения в его подлинных, но доступных для учащихся противоречиях, вскрывает ход мысли при движении по пути познания. Учащиеся при этом мысленно следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.).

Частично-поисковый метод (эвристический) - требует от учителя привлечения учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги помощи, а сами шаги выполняют учащиеся. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства (устное слово, таблицы, опыт и т. д.), как и при других методах. По способам, характерным для данного метода, ученик воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Всё это делает учитель.

Исследовательский метод - обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Он используется как наиболее совершенное средство обобщения знаний, но главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.

v Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

Ситуации переживания успеха - связаны с положительными эмоциональными переживаниями. В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определённые затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

К методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры и учебные дискуссии . Познавательные игры с учётом возраста широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъём бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперёд. Плохо, если ученик ждёт награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым и неуверенным.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребёнка, даёт ему ясно понять, где и в чём он ошибся, вызывает чувство неудовлетворённости, дискомфорта, стыда. называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить своё поведение.

Средствами наказания выступают замечания учителя, предложение встать с парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива.

Применение порицаний и наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения является исключением и может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

v Методы контроля эффективности педагогического процесса

Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. Обобщённые и конкретные характеристики педагогического процесса и его главных участников (педагогов и воспитанников) могут быть выявлены с помощью методов специальной диагностики .

Предварительный контроль - направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен знать, кто что может и знает. Это поможет определить ему, на чём следует больше задерживать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чём следует только остановиться, поможет определить индивидуальный подход к каждому ученику.

Текущий контроль - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала т выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.

Тематический контроль - осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачётам.

Итоговый контроль - проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объёму материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждёт кратких, лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении, но после состоявшегося ответа их товарища. Недостатки же фронтального опроса очевидны: не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку , биологии. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчётов, графических построений, карточек и т. п.

Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, математики, физики, химии, биологии. В старших классах с этой целью проводятся лабораторные работы.

Машинный контроль - когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный.

Самоконтроль - учащихся нужно самостоятельно научить находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные проблемы.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотнённого контроля . Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его сущность заключается в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу у классной доски, часть учеников выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он даёт возможность основательной проверки нескольких учащихся за небольшой промежуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определённого круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой эти другие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильный и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

Педагогический процесс

3. Методы, формы, средства педагогического процесса

Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» ].

Словесные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.

Рассказ - это «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» .

Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Беседа как метод - это» тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» .

При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.

К словесным методам относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.

К словесным методам педагогического воздействия относится и метод работы с книгой.

Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.

Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.

Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.

Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» .

Наглядные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью схем, плакатов, карт и пр.

Видеометод. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.

Средства педагогического процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной формы организации.

Всевозможные способы организации взаимодействия педагогов и обучаемых нашли свое закрепление в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.

Традиционной считается классно-урочная форма организации педагогического процесса.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» .

Особенности школьного урока:

Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

Определенное организационное начало и постановка задач урока;

Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

Объяснение нового материала;

Закрепление или повторение изученного на уроке;

Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

Подведение итогов урока;

Задание на дом;

Каждый урок является звеном в системе уроков;

Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Выделяю следующие типы уроков:

Урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;

Урок закрепления знаний;

Уроки выработки и закрепления умений и навыков;

Обобщающие уроки.

Структура урока состоит обычно из трех частей:

1. организация работы (1-3 мин), 2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3. подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсия, консультация, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Адаптация младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы

Существуют различные методики и методы, которые используют в своей работе воспитатели дошкольных учреждений, учителя начальных классов. Рассмотрим некоторые из них. Методы диагностической деятельности...

Влияние занятий футболом на физическое состояние детей 10-12 лет

Физическая подготовка начинается с силовой подготовки: во-первых, наличие определенного уровня развития силы является обязательным условием любого движения, во-вторых, сила лежит в основе проявления других физических качеств ...

Вспомогательные формы организации работы в школе (туристический клуб)

К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями...

Интерактивные методы преподавания

Второй раздел "Методика использования интерактивных методов в процессе преподавания информатических дисциплин" также включает в себя 3...

Методическая система обучения военнослужащих

методическая обучение военнослужащий учебный Анализ современной войсковой и флотской практики профессиональной подготовки военнослужащих показывает...

Определение основных принципов организации педагогического процесса

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа...

Организация педагогического процесса

Организованное обучение и воспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеет определенное организационное оформление...

Формы обучения Основной формой изложения теоретического материала мы предлагаем видеолекцию. Благодаря этому учащийся может в любое время вернуться к теме, которую не понял или по каким-либо причинам пропустил занятие...

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин...

Система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике

Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения. Рассмотрим базовые понятия дидактики. Обучение -- это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование...

Современные средства обучения

Средства целостного педагогического процесса -- совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции...

Формирование основ экономической культуры дошкольников

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно...

Формирование у школьников навыков пользователя ЭВМ

Для формирования навыков работы с помощью компьютера с различными видами представления информации (числовой, текстовой, графической) необходимы системы прикладного программного обеспечения...

81 82 83 84 85 86 87 88 89 ..

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса

Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников Методы контроля эффективности педагогического процесса
Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора

§ 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу приемы носят частный подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

Основные понятия темы : метод педагогического процесса; прием педагогического процесса; классификация методов педагогического процесса; словесные, наглядные, практические методы; методы формирования социального опыта; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; педагогический контроль; методы контроля, самоконтроля и самооценки; оценка, отметка; активные методы обучения и воспитания; средства педагогического процесса; наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания, компьютер как средство педагогического процесса.

Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие о методах и приемах педагогического процесса.

2 . Классификация методов обучения и воспитания.

3. Критерии выбора методов педагогического процесса.

4. Методы организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.

4.1. Словесные методы обучения и воспитания.

4.2. Наглядные и практические методы педагогического процесса.

4.3. Методы формирования социального опыта.

5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

6. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в педагогическом процессе.

7. Характеристика активных методов педагогического процесса.

8. Средства педагогического процесса.

  1. Понятие о методах и приемах педагогического процесса

Понятие «метод» – категория философии. Метод (в пер. с греч. «путь к чему-либо») – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Исходя из этого, в педагогике под методом педагогического процесса понимают способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач педагогического процесса (обучения, воспитания, развития).

С учетом сущностной составляющей педагогического процесса метод педагогического процесса можно определить как способ педагогического общения, то есть способ: 1) познания себя и окружающего мира; 2) усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру; 3) воспроизведения и освоения разных видов деятельности.

Дадим общую характеристику методов педагогического процесса.

    Метод – это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод – это процессуальная сторона, характеристика деятельности. Методы педагогического процесса как способы деятельности включают все её компоненты. Разнообразие способов человеческой деятельности обуславливает и разнообразие методов обучения и воспитания.

    Методы обучения и воспитания состоят из конкретных приемов. Прием – это элемент метода, разовое действие, шаг в реализации или модификации метода. Один и тот же прием может быть частью разных методов. Или один и тот же метод может включать разные приемы. Например, сообщение учащимся плана деятельности это прием обучения, который может применяться и в рамках метода рассказа (лекции), и метода дискуссии. Кроме того, возможны переходы методов в приемы, и наоборот. Иногда прием в одном случае, может быть самостоятельным методом в другом. Так, беседа может выступать самостоятельным методом, а может входить в состав такого метода, как диспут.

Существует и другая точка зрения: метод – это основной способ деятельности, а прием – дополнительный, направленный на повышение эффективности метода. К приемам можно, например, отнести: показ образца, демонстрацию опыта, сообщение плана урока, запись учащимися основных понятий, прием сравнения, аналогии, постановку проблемного вопроса, приемы организации самостоятельной познавательной деятельности, мнемонические приемы и др.

В целом же приемы обучения и воспитания применяются в целях активизации восприятия учебного материала, стимулирования, мотивации и организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.

    Методы педагогического процесса чаще всего применяются в комплексе. В то же время в каждой конкретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, наиболее эффективный с точки зрения решаемых задач педагогического процесса.

    Результаты обучения, воспитания, развития учащихся зависят не только от содержания педагогического процесса, но и от методов деятельности, посредством которой это обучение и воспитание осуществляется. Поэтому перед педагогом всегда стоит проблема выбора того или иного метода или комплекса методов и приемов, которые будут наиболее эффективными в данной педагогической ситуации.

    Методы (приемы) обучения и воспитания – важные структурные компоненты целостного педагогического процесса. С их помощью осуществляется освоение учащимися содержания педагогического процесса, управление познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельностью учащихся, формирование их личностных качеств.

    Метод считается очень сложным, многомерным и многокачественным образованием, содержание которого, с одной стороны, подчиняется общим дидактическим положениям, требованиям, законам и закономерностям, принципам и правилам, а с другой – обусловлено личностью учителя, особенностями ученика и конкретными условиями.

Фонд методов педагогического процесса в настоящее время насчитывает десятки единиц. Разнообразие методов педагогического процесса, с одной стороны, и потребность в их комплексном применении, с другой - вызвали потребность в их систематизации и классификации.

В истории дидактики многие педагоги делали попытки классифицировать методы и приемы педагогического процесса. Это является и важной задачей современной педагогической теории.

Метод в образовании - это «упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели» ].

Словесные методы. Использование словесных методов в целостном педагогическом процессе осуществляется прежде всего с помощью устного и печатного слова. Это объясняется тем, что слово является не только источником получения знаний, но и средством организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Эта группа методов включает следующие способы педагогического взаимодействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера.

Рассказ - это «последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме» .

Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности учеников. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.

Беседа как метод - это» тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний» .

При всем разнообразии своего тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечение самих учащихся к оценке тех или иных событий, поступков, явлений общественной жизни.

К словесным методам относятся также учебные дискуссии. Ситуации познавательного спора при их умелой организации привлекают внимание школьников к противоречивости окружающего их мира, к проблеме познаваемости мира и истинности результатов этого познания. Поэтому для организации дискуссии необходимо прежде всего выдвинуть перед учениками реальное противоречие. Это позволит ученикам активизировать свою творческую активность и поставит их перед нравственной проблемой выбора.

К словесным методам педагогического воздействия относится и метод работы с книгой.

Конечная цель метода - приобщение школьника к самостоятельной работе с учебной, научной и художественной литературой.

Практические методы в целостном педагогическом процессе являются важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Центральное место в данной группе методов занимают упражнения, т.е. планомерно организованная деятельность по многократному повторению каких-либо действий в интересах их закрепления в личном опыте ученика.

Относительно самостоятельную группу практических методов составляют лабораторные работы - метод своеобразного сочетания практических действий с организованными наблюдениями учащихся. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования умений измерять и вычислять, обрабатывать результаты.

Познавательные игры - это «специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс» .

Наглядные методы. Демонстрация заключается в чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью схем, плакатов, карт и пр.

Видеометод. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью наглядных образов. Использование видеометода обеспечивает возможность дать учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, наладить эффективную обратную связь.

Средства педагогического процесса подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т.п.; аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т.п., и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) - звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, дидактические машины, компьютеры и т.д. Также принято разделять средства обучения на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

Обучение и воспитание всегда осуществляется в рамках той или иной формы организации.

Всевозможные способы организации взаимодействия педагогов и обучаемых нашли свое закрепление в трех основных системах организационного оформления педагогического процесса. К ним относятся: 1) индивидуальное обучение и воспитание; 2) классно-урочная система, 3) лекционно-семинарская система.

Традиционной считается классно-урочная форма организации педагогического процесса.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой «педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали знаниями, умениями и навыками, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников» .

Особенности школьного урока:

Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей);

Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

Определенное организационное начало и постановка задач урока;

Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

Объяснение нового материала;

Закрепление или повторение изученного на уроке;

Контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

Подведение итогов урока;

Задание на дом;

Каждый урок является звеном в системе уроков;

Урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применяет определенную систему методов и средств обучения для достижения поставленных целей урока;

Основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-психологических особенностей.

Выделяю следующие типы уроков:

Урок ознакомление учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний;

Урок закрепления знаний;

Уроки выработки и закрепления умений и навыков;

Обобщающие уроки.

Структура урока состоит обычно из трех частей:

1. организация работы (1-3 мин), 2. главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т.д.) (35-40 мин.), 3. подведение итогов и задание на дом (2-3 мин.).

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсия, консультация, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши