Оформление индивидуального плана обучения в начальной школе. Что такое "Индивидуальный учебный план"? I

Главная / Мебель

Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения .

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (Пункт 23).

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;
  • с высокой степенью успешности в освоении программ;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • либо по иным основаниям, которые определила школа.

Так, на обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности. Для таких учащихся индивидуальный учебный план может содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

Индивидуальный учебный план является переходным этапом от обычных (традиционных) условий к иным формам получения образования ( , обучение по адаптированной образовательной программе).

В редких случаях, когда обучающийся проявляет выдающиеся особенности, в отношении него разрабатывается индивидуальная образовательная программа, в рамках которой планируется обучение в течение более продолжительного временного промежутка, чем учебный план.

Целью перевода обучающегося на индивидуальный учебный план является необходимость более продолжительной корректировки освоения обучающимся образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, чем это можно реализовать в рамках дополнительных консультационных занятий. Обучение в рамках индивидуального учебного плана должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению государственной итоговой аттестации.

Наиболее сложной проблемой внедрения индивидуального учебного плана в традиционной школе является проблема финансового и ресурсного обеспечения образовательного процесса, построенного на принципах индивидуализации. На сегодняшний день эта проблема решается путем фактического введения дополнительной нагрузки на педагогов школы в рамках проведения дополнительных консультаций обучающихся.

Соответственно, каждый индивидуальный учебный план воспринимается как ЧП (чрезвычайное происшествие). Поэтому образовательному учреждению более удобно осуществлять работу с «проблемными» подростками через оставление их на повторное обучение или перевод на обучение по адаптированным образовательным программам.

Алина Дьякова

Что такое ИУП

22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Таким образом, ИУП - это учебный план, который отличается от общего школьного (УП):

Количеством или перечнем предметов больше предметов (но не больше максимума часов в неделю, установленного БУПом); меньше предметов (но не меньше федерального минимума); или Вы выберете удмуртский язык:) вместо ОБЖ, который школа внесла в УП как школьный компонентВ трудоемкости (то есть количестве часов в год по курсу) Базовый уровень предмета, по которому нагрузка будет в размере количества часов в год, указанного в БУПе, хотя в Вашей гимназии преподается повышенный уровень Повышенный уровень изучения предметов, хотя Ваша школа преподает этот предмет на базовом уровне.В распределении по периодам обучения учебных предметов

Школа предлагает практически всегда параллельное изучение: например, 5 часов в неделю математики каждую неделю в течение всего учебного года, плюс параллельно изучаются еще 15 предметов.

Но предметы можно изучать и последовательно (блочно): сначала Русский язык 70 часов за весь курс, потом Литература 105 часов за курс, затем, Иностранный язык 105 часов, далее Математика и тд. Или сочетать параллельное изучение с последовательным: весь год Вы изучаете иностранный по 3 часа в неделю, остальные предметы блоками. Можно создать и другие варианты, где блоки будут меньше, чем годовой курс.

Кто имеет право на ИУП

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

Статья 33. Обучающиеся

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Таким образом, лица, осваивающие образовательную программу в семейной форме, являются обучающимися и как экстерны, и как лица, осваивающие образовательную программу. Следовательно, они обладают всеми правами обучающихся в соответствии с 34 статьей.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

Таким образом, все обучающиеся имеют право на ИУП, независимо от формы образования.

Возможности, которые дает ИУП1. Возможность снизить кол-во предметов для ПА

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (БУП) - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени.

БУП является основой для разработки как учебных планов образовательных учреждений, так и ИУПов.

Предметные области

учебные

предметы

классы

Количество часов в год

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Литературное чтение

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Искусство

Изобразительное искусство

Технология

Технология

Физическая культура

Физическая культура

Максимально допустимая годовая нагрузка

Для основной школы (5-9 кл.) в 2018-2019 учебном году для 5-8 кл. уже действует новый примерный учебный план, одобренный в 2015г. (выделено жирным шрифтом). Перечень предметов для 9 класса нужно брать из старого БУПа 2004 года.

В 2019-2020 новый примерный план окончательно вытеснит старый БУП 2004 года, который перестанет действовать для основной школы.

Примерный недельный учебный план основного общего образования

(минимальный в расчете на 5267 часов за весь уровень образования)

Предметные области

Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Геометрия

Информатика

Общественно-научные предметы

История России. Всеобщая история

Обществознание

География

Естественнонаучные предметы

Биология

Искусство

Изобразительное искусство

Технология

Технология

Физическая культура и

Основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Максимально допустимая недельная нагрузка

БУП 2004 года постепенно уходит, сейчас, в 2018-2019 уч. году, он действует с 9 по 11 классы (выделено жирным шрифтом) и через год будет полностью замещен новым примерным планом основного общего образования 2015 года. БУП 2004 будет действовать уже только для старшего звена, а еще через два года будет окончательно отменен.

Примерный годовой план основного общего образования

Учебные предметы

Количество часов в год

Всего

Русский язык

70

Литература

105

Иностранный язык

105

Математика

175

Информатика и ИКТ

70

70

35

География

70

Природоведение

0

70

70

Биология

70

Искусство (Музыка и ИЗО)

35

Технология

0

Основы безопасности жизнедеятельности

0

Физическая культура

70

Если школа будет возражать против Вашего перечня предметов для аттестации на основании того, что учебный план в этой школе содержит и другие предметы, нужно ответить так: мы не учащиеся вашей школы, мы сдаем аттестацию в качестве экстерна, и выбираем минимум.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для среднего (полного) общего образования

В старших классах начинается профилирование, вы можете выбрать любые предметы и составить свой вариант, обязательно включать только федеральный компонент. БУП 2004 года приводит примеры разных вариантов, но следовать им необязательно. Чтобы с ними познакомиться, пройдите по ссылке и выберите таблицу с нужным профилем (примерно с 60% документа.): «БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН для среднего (полного) общего образования».

А здесь мы разместим только федеральный компонент:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ

Учебные предметы

Количество часов за два года обучения

Базовый уровень

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Обществознание (включая экономику и право)

Естествознание

Физическая культура

С 2017 года добавлена астрономия, она изучается в количестве 35 часов в любом из классов - или 10, или 11.

Как правило, школы делят математику на алгебру и геометрию, а естествознание - на физику, химию и биологию, хотя это не обязательно.

2. Возможность изучать предметы (или часть предметов) блочно, это выгодно с точки зрения обучения (метод погружения в предмет, тему, блок)

Пример ИУПа, построенного на блочном изучении:

Так как я не оформляю ИУП в полном соответствии с данным в 22 и 23 пп ст 2 определении, то есть даю «перечень, трудоемкость», но не описываю «последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов», то объясню на нашем графике экзаменов.

час за год

консультация

Информатика и ИКТ

Основы безопасности жизнедеятельности

Обществознание

Литература

Биология

География

Геометрия

Иностранный язык

Русский язык

Данный график экзаменов исходит из ИУПа, в котором информатика в количестве 35 часов в год изучается с 1 по 12 сентября, то есть 10 дней по 3,5 часа в день. После этого сдается экзамен за год. Для сравнения, учащиеся школы изучали этот предмет 1 час в неделю с 1 сентября по 31 мая. Затем также изучаются все остальные предметы. При этом физкультура, технология и ИЗО изучаются в течение всего года.

Выбор, какие предметы Вашему ребенку лучше изучать параллельно, а какие блочно, необходимо делать исходя из особенностей Вашего ребенка. Представляется, что разумно сочетать изучение иностранного языка, занятия спортом и творчеством в течение всего года и блочное изучение все остальных предметов.

Обычно по такой системе работают опытные репетиторы. Курс по любому предмету за всю школьную программу Вы можете найти в интернете на многочисленных сайтах по подготовке к ГИА.

Режим погружения способствует лучшему усвоению программного материала: позволяет четко организовать умственную деятельность на основе изучения главного в учебном содержании, учащиеся проходят через все уровни усвоения учебного материала, от базового (минимально необходимого) до творческого, при непрерывном обучении внутри каждого блока.

Впервые блочное преподавание предмета в свою практику ввел В.Ф.Шаталов.

Также блочно-зачетная система помогает адаптации учащихся к обучению на более высоких ступенях образования, в которых подобная форма преподавания является преимущественной.

Блочный метод подходит и для глубокого погружения в предмет, и в том случае, когда предмет изучается на уровне «сдал-забыл».

3. Блочное изучение дает возможность избежать четвертных, триместровых, полугодовых аттестаций

Порядок аттестации определяет школа:

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

Например, в Ижевском Положении о СО Промежуточная аттестация определяется как четвертная (полугодовая в старшей школе), что накладывает на школы обязательства.

Однако при этом школа должна исходить из интересов ребенка, например, учитывать его учебный план:

Порядок прохождения аттестации образовательной организации целесообразно определять с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

Если для Вас оказалось слишком затруднительно объяснить своей школе, что она не может игнорировать Ваш порядок изучения предметов, то можно писать 1 сентября заявление на промежуточную аттестацию только по одному экзамену: например, по информатике 12 сентября. А затем еще 15 заявлений в течение года, если на то дело пошло)) Но, конечно, спокойнее, когда все это, в том числе консультации, прописано в Вашем со школой договоре на весь учебный год.

Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

(Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ)

Возможность сдавать предметы всего один раз сразу за весь курс иногда вызывает вопросы у родителей, например, могут возразить следующее: «Мой ребенок не справится со сдачей экзамена за весь год, необходимо разделить его на 4 части и сдавать по частям».

Сказать такое можно, только не подсчитав все внимательно. При экзаменах каждую четверть нагрузка на ребенка вовсе не снижается, а возрастает, причем существенно. Не буду утомлять подсчетами, это арифметика 3 класс))

Как составить ИУП

Для того, чтобы составить ИУП, необходимо ознакомиться с примерными планами, утвержденными федеральными органами (таблицы вверху).

В них по каждому классу прописан федеральный минимум (или федеральный компонент). Предметы сверх обязательного федерального минимума можно включать только по вашему желанию, но не более указанного максимума часов в год в строке "Всего".

Оформление ИУПа:

Предоставлять ИУП школе Вы не обязаны, так как обучение школой не контролируется, ее обязанность -= провести по вашему заявлению аттетсацию. Но иногда нам следует это сделать: в тех случаях, когда школа никак не может понять, на основании чего вы отказываетесь от четвертных аттестаций, например.

Тогда можно сделать к заявлению о проведении ПА свой график ПА, опирающийся на ваш ИУП.

Индивидуальный учебный план ФИО, учащегося ___ класса

на 2014 - 2015 учебный год

Количество часов за год

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Геометрия

Информатика и ИКТ

Обществознание (включая экономику и право)

География

Биология

Искусство (Музыка и ИЗО)

Технология

Основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

При данном оформлении указаны «перечень, трудоемкость», но не описаны «последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов».

Можно вдобавок подробно написать, какой предмет сколько часов в день и в течение какого срока вы будете изучать, но в случае предъявления школой претензий, попробуйте напомнить, что это она должна оформлять всю документацию, возможно, требование расписывать подробно окажется необязательным. Или напомните о том, что мы - «вне», так что контролировать порядок изучения предметов школа не может.

Например, в нашем регионе обрнадзор, а вслед за ним и УО городов недавно «решили», что, так как Сошники - «вне», то право на ИУП их не касается. С другой стороны, и директора, по их словам, не должны требовать нашего соответствия школьному учебному плану. Поэтому маме, требующей восстановления права на ИУП по ст. 34 п 1 пп 3, разъясняли, что она «неправильно» понимает содержание понятия ИУП (причем, сослаться на статьи, которые бы подтверждали их «правильное» понимание, у чиновников не получилось), однако и с директором была проведена беседа и требования родительницы в итоге удовлетворены таким вот способом.

Итак, требуется обсуждение того, что путают ИУП с другими понятиями.

1. В описанном случае чиновники, игнорируя закон, исходили из уже знакомой им практики, идущей еще из тех времен, когда иных форм образования еще не было, и дети, нуждающиеся в изменении привычного учебного плана (из-за соревнований, концертов, длительных командировок родителей, трудностей в освоении программ), переводились на «индивидуальный учебный план», то есть учились тогда, когда у них была возможность, числясь при этом на очном обучении. В таком смысле закон упоминает ИУП в п. 9 ст. 58:

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Однако по ст 34 п 1 пп3 «обучение по индивидуальному учебному плану» является правом «обучающихся» и не ограничено ничем, то есть относится ко всем формам образования и обучения.

Подобная логика чиновников объясняется как желанием вывести детей на СО из под действия законодательства, в том числе конституционного, так и привычкой ориентироваться не на закон, а на знакомую им практику (по которой, к тому же, слово начальника важнее закона).

Мнение о том, что ИУП - для обучающихся в образовательной организации, не находит подтверждения в законе: см. ст. 1, ст. 2, ст. 34, п. 1 пп. 3, где нет ни одного упоминания об образовательной организации, везде говорится только об обучающихся и образовании.

2. Также и родители часто ставят ИУП в один ряд с формами образования, формой аттестации - экстернатом, технологиями образования - ДОТ, путают с надомным обучением. Для того чтобы этого не делать, нужно разобраться и с этими понятиями.

ИУП в начальной школе

О блочном изучении. Как Вы понимаете, возможность сдавать экзамены последовательно в течение года в начальной школе, когда не усвоены такие навыки как чтение и письмо, в зависимости от особенностей ребенка, может быть ограничена. Кроме того, аттестация вообще особенно вредна именно в начальной школе.

Если бы мы были вынуждены проходить ПА в 1 классе (ПА в 1 классе запрещена письмом Минобра от 25 сентября 2000 г. N 2021/11-13 Об организации обучения в первом классе), чего я максимально постаралась бы избежать вообще, я бы сделала такой график экзаменов, в соответствии с ИУПом: труды, ИЗО, физру сдали бы за год в сентябре - октябре, просто чтобы не было беспокойства об этих оценках. Занимались бы в это время спокойно тем, что реально нужно ребенку - если он в состоянии уже писать - то письмом (очень важно, чтобы мозг ребенка был готов к этому действию, что достаточно часто приходит позже, вплоть до 3 класса), если не умеет читать, чтением и тд. В ноябре-декабре сдали бы мир вокруг нас и музыку за год, а может быть, математику за год вместо музыки (в 1 классе по программе счет в пределах 20). Конечно, все зависит от конкретного ребенка. Это очень индивидуально. Остались бы на январь-март чтение и музыка и на апрель-май русский за год.

Как растянуть учебный год на 2 года

Представляется, что ИУП может иметь рамки не только учебного года, но и всего курса в целом. Есть даже школы, которые не имеют обязательных ежегодных промежуточных аттестаций вплоть до 9 класса, при этом в каких-то случаях курсы сдаются досрочно, даже на несколько лет раньше (школа Тубельского, Щетинина). О родителях, поступивших таким образом, у меня сведений нет, только о тех, кто либо сдавал досрочно - на это мы имеем право по той же ст 34 п 1 пп 3, либо вообще не проходил ПА ежегодно, то есть их свободное изучение не контролировалось школой. Возможно, однако, что такие случаи появятся, закон не ограничивает нас в этом плане.

Также в сообществе freeedu предлагалось использовать ст. 58 п. 9 для того, чтобы растянуть прохождение программ одного года на 2.

Ст. 58 п. 9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение , переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

e_malina: Предлагаю два варианта:

1.Очно-заочная форма обучения - это форма получения образования в образовательной организации (ст. 17 ч.2).

Поэтому никаких санкций за задолженность вам не положено. Федеральный закон не содержит ограничения на количество лет повторного обучения. При этом четко прописывает, что вариант развития событий по факту неликвидации академической задолженности выбирают именно родители. По вашему заявлению, школа обязана оставить ребенка на повторное обучение (ст. 58 ч. 9)

Просто не явившись на аттестацию, по выбранным вами предметам (живописи и композиции), вы создаёте академическую задолженность (ст.58 ч.2, см. ссылку выше). В течение календарного года ребенок должен ликвидировать задолженность, срок ликвидации устанавливает школа (на май следующего года, например). (ст. 58 ч. 5, см. ссылку выше) При этом предметы по которым дочь аттестована, включать в ИУП на следующий год не надо.

2. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, и в интересах ребенка. То есть школа может растянуть обучение на 2 года, в рамках индивидуального плана.

п. 23 ст. 2 Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

п. 3 ч. 1 ст. 34 Обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения .

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (Пункт 23).

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана школы.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются ФГОС.

Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:

  • с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;
  • с высокой степенью успешности в освоении программ;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • либо по иным основаниям, которые определила школа.

Так, на обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности. Для таких учащихся индивидуальный учебный план может содержать меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

Индивидуальный учебный план является переходным этапом от обычных (традиционных) условий к иным формам получения образования ( , обучение по адаптированной образовательной программе).

В редких случаях, когда обучающийся проявляет выдающиеся особенности, в отношении него разрабатывается индивидуальная образовательная программа, в рамках которой планируется обучение в течение более продолжительного временного промежутка, чем учебный план.

Целью перевода обучающегося на индивидуальный учебный план является необходимость более продолжительной корректировки освоения обучающимся образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением, чем это можно реализовать в рамках дополнительных консультационных занятий. Обучение в рамках индивидуального учебного плана должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению государственной итоговой аттестации.

Наиболее сложной проблемой внедрения индивидуального учебного плана в традиционной школе является проблема финансового и ресурсного обеспечения образовательного процесса, построенного на принципах индивидуализации. На сегодняшний день эта проблема решается путем фактического введения дополнительной нагрузки на педагогов школы в рамках проведения дополнительных консультаций обучающихся.

Соответственно, каждый индивидуальный учебный план воспринимается как ЧП (чрезвычайное происшествие). Поэтому образовательному учреждению более удобно осуществлять работу с «проблемными» подростками через оставление их на повторное обучение или перевод на обучение по адаптированным образовательным программам.

Обучение по индивидуальному плану: содержание понятия

При организации подобного обучения необходимо рассмотреть, что из себя представляет понятие ИУП. В действительности суть такого плана отлично выражена в соответствующем федеральном законе, где понятие изложено в точной форме. Итак ИУП - это индивидуальная образовательная траектория, помогающая освоить учебную программу конкретной категории учащихся, она создаётся на основе некоторых особенностей личности учащегося а также образовательных потребностей. Такая трактовка понятия существенно отличается от ранее используемой, где индивидуальный учебный план ребёнка с овз, к примеру, трактовался как совокупность школьных предметов или учебных курсов выбранных учащимся из основного общеобразовательного плана обучения. Новая трактовка очевидно увеличивает шансы получить образование, детям с врождёнными проблемами здоровья. На уровне частного случая, конкретной образовательной организации ИУП определяется как обучение по индивидуальному плану на основе маршрутного листа занятий, ориентированного в личном порядке на одного учащегося. При этом отсутствует какая-либо практика использования ИУП для детей проявляющих поразительные успехи в конкретных учебных предметах или тех кто занимается по дополнительным общеразвивающим, профессиональным образовательным программам. Современная практика реализации индивидуальной образовательной траектории проявляется в учёбе на дому или обучении по профилю. На самом деле ИУП теоретически может быть внесён в учебный процесс на любых уровнях, при самых разных условиях и формах обучения.

Обучение по индивидуальному плану: особенности программы

Итак цели стандартной программы ИУП очевидны:

  • Поддержать выдающихся учеников и молодых талантов.
  • Подготовить учащихся находящихся на уровне освоения учебной программы, к освоению более сложных предметов.
  • Разработать хотя бы один индивидуальный учебный план ребёнка с овз.
  • Удовлетворить потребности учащихся занимающихся по профильной или углублённой программе.
  • Дать образование детям с явными формами дезадаптации в больших коллективах.

Особенности обучения по индивидуальному плану:

  1. ИУП составляется исключительно для обучающихся в ОО.
  2. Такая система обучения может быть создана на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся: особо способных к освоению программы (мотивированные и талантливые); изучающих дополнительные предметы на углублённом и профильном уровне; желающих получить индивидуальную образовательную траекторию и наконец сдать экзамены; не погасивших академические задолженности в назначенные сроки; категории не определённые на институциональном уровне в рамках действующих законов РФ.
  3. Материально-техническая база учебного процесса должна быть оснащена в полной мере, так чтобы учащиеся по ИУП могли беспрепятственно заниматься изучением образовательных предметов.
  4. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с овз должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения.
  5. Процесс обучения по ИУП проходит на основе того, что учитываются ранее приобретённые знания учащегося и соответственно составляется план.
  6. Порядок изучения программы определяется исключительно самой образовательной организацией.
  7. Основная программа может состоять из нескольких учебных планов в том числе и обучения по индивидуальному плану.

Следовательно: учёба в рамках ИУП может проходить только в образовательных учреждениях и не может выходить за рамки основной программы учащегося, но предусматривает образовательные потребности учащегося, его личностные особенности, а также проблемы со здоровьем. Соответственно этому создаётся индивидуальная образовательная траектория. Это совершенно не означает, что ученик будет проходить облегчённую программу, напротив он должен будет освоить стандартную программу в полной мере. Максимум ученических часов ИУП определяют соответственно требованиям общеобразовательного учреждения. Минимум при этом составляет стандартное количество часов для учебного плана школы, вуза.

Структура обучения по индивидуальному плану в стандартном образовательном учреждении

Предлагаем ознакомится с авторским видением структуры ИУП для учащихся образовательных учреждений, которое основано на информационно-методических и нормативно правовых документах, а также личном опыте работы в сфере образования, составителя. План индивидуальной образовательной траектории состоит из пояснительной записки и сетки часов. Ниже представлена суть двух разделов пояснительной записки:

  1. Общее положение: здесь составляют полное описание разработки ИУП, основы, срок обучения в году, форма освоения стандартной программы, сдача экзаменов и промежуточные аттестации.
  2. Собственно ИУП учащегося, где указывается особенности программы и подход к созданию.

Сетка часов обучения по индивидуальному плану представляет собой графические таблицы где указываются изучаемые предметы, затраченные на их изучение часы, а также формы срезов знаний, промежуточных аттестаций. Здесь необходимо отметить что конкретная таблица соответствует конкретному плану обучения. Например: для индивидуального учебного плана ребёнка с овз может быть использован ниже представленный образец №1, а образцы №2 и №3 могут быть использованы для ИУП в рамках профильного обучения.

Основанием для формирования ИУП является решение коллегиального органа управления ОО, как правило, педагогического совета, принятое на основании заявления / заявки от обучающихся и (или) родителей (законных представителей) и закрепленное приказом по организации, например «О формировании обучения по индивидуальному плану ОО на 20__/__ учебный год», издаваемым в январе - феврале текущего учебного года, т. е. в тот период, когда идет работа по формированию учебного плана всей ОО. Если вести речь о более правильном подходе индивидуальной образовательной траектории, то следует говорить о разработке (если ООП данного уровня общего образования в ОО не было) или о коррекции ООП соответствующего уровня. Исключение могут составлять те ИУП, необходимость в которых возникает в зависимости от сложившейся ситуации в течение учебного года, что решается в каждом конкретном случае и в каждой отдельной ОО самостоятельно. При формировании ИУП обучающемуся при наличии финансовой возможности в ОО можно предложить внеурочную деятельность, которая дополнит и обогатит его содержание.

Документация при сопровождении учащихся обучающихся по индивидуальному плану

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши