Какие есть детские игры. Летние подвижные игры для детей на улице

Главная / Веранды

Белоус О.И., воспитатель МБДОУ д/с №30 ст.Ленинградская Ленинградский р-н

1. Заводила

Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, так как не должен видеть, кого выберут заводилой. Задача заводилы показывать различные движения, которые должны тут же, не отставая от него, повторить остальные играющие: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать, грозить пальчиком и т. д. Водящего зовут в круг. И он начинает ходить внутри него, присматриваясь, кто же командует игроками. Заводила должен менять движения незаметно, выбирая момент, когда водящий на него не смотрит. Если водящий угадал заводилу, то меняется с ним ролями.

2. Мышеловка

Играющие делятся на 2 неравные подгруппы: меньшая (например: 2 человека) образуют круг - «мышеловку», остальные «Мыши», находятся за кругом. Играющие - «мышеловка» - берутся за руки, поднимают руки вверх, образуя воротца. «Мыши» начинают вбегать в «мышеловку» и выбегать из не?. Дети, образующие «мышеловку»произносят слова:

Как нам мыши надоели,

Все? погрызли, все? поели

Мышеловку мы поставим

И бежать вас всех заставим!

При последних словах дети опускают руки, «мышеловка» «захлопывается». Не успевшие выбежать из круга считаются пойманными и встают в круг, в «мышеловку».

3. Часовой

«Часовой» - садится на землю в центре круга. У него завязаны глаза. Остальные дети стоят за границей круга. Педагог показывает рукой на одного из играющих. Тот начинает осторожно приближаться к «часовому». Услышав шаги или шорох, он должен указать рукой, откуда эти звуки доносятся. Если укажет верно, меняется местами с идущим. Если нет, то движение продолжается. Продолжает тот, кто сумеет пересечь круг.

4. Дружно по дорожке

На полу комнаты цветным шнуром, обозначается линия. Мама с ребёнком становятся друг за другом в начале линии. Мама предлагает малышу "погулять по дорожке ". При этом произносит слова:

Дружно по дорожке,

дружно по дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два -

Шагают наши ножки.

По кочкам, по камешкам,

По кочкам, по камешкам...

В ямку - бух!

Ребёнок двигается вслед за мамой вдоль линии. На слова "по кочкам "они вместе прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперёд, руки на пояс; на слова "в ямку - бух! "присаживаются на корточки, руки кладут на колени. Когда мама скажет: "Вылезли из ямки ", ребёнок вместе с ней встаёт на ноги.

5. Самолёты

На полу комнаты шнуром выкладывается круг - это аэродром. Мама объясняет малышу, что сейчас они вместе превратятся в самолёты. Затем она произносит:

Самолётики летят

И на землю не хотят,

В небе весело несутся,

Но друг с другом не столкнутся.

Самолётики, которых изображают ребёнок и мама, расставив руки в стороны, начинают "летать"за пределами круга. Через 30 секунд мама говорит:

Вдруг летит большая туча,

Стало всё темно вокруг.

Самолётики - свой круг!

После этих слов мама и ребёнок бегут по кругу - "самолётики садятся на аэродром ".

6. Котик к печке подошёл

Мама и ребёнок берутся за руки, образуя кружок. Мама читает стихотворение, показывает движения, вслед за ней движения и слова повторяет ребёнок.

Котик к печке подошёл,

Котик к печке подошёл,

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Горшок каши он нашёл,

Горшок каши там нашёл,

(Идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки)

А на печке калачи,

Ох, вкусны и горячи!

(Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши)

Пироги в печи пекутся,

(Выполняют наклон вперёд, руки вперёд, ладони вверх)

Они в руки не даются.

(Выпрямляются, прячут руки за спину)

Для этой игры понадобятся воздушные шарики и легкие взрослых. Надуйте несколько воздушных шариков. Дайте задачу игрокам, чтобы шарики всегда летали и не опускались на пол. Пусть они на них дуют или подкидывают руками.

8. Дуй на шарик.

Еще одна игра с воздушными шариками. Надувается то количество шариков, сколько будет игроков. Дети становятся в линию и каждому дается шарик с именем игрока. Задача - дуть на шарик до финиша. Побеждает самый первый. Эта игра отлично разрабатывает легкие детей, поэтому в нее можно играть как можно чаще и не только в детском саду, но и дома.

9. Оденься.

Это командная игра. Поделите детей поровну на две команды. Положите на два стула по одной кофте и шапочке. Каждый из игроков по сигналу должен подбежать к стулу и надеться. Оделся, разделся и отходит в сторону. Дальше подбегает следующий игрок и проделывает то же самое. Побеждает та команда, в которой быстрей наденутся все игроки. Такая игра больше подходит для средних и старших групп, так как малыши вряд ли сумеют сами надеть кофту или другую одежду.

10. Валенки.

Как мне кажется, такая подвижная игра подойдет и для младших групп. Опять же детей делят на две команды. Каждой команде дают по паре валенок и не простых валенок, а взрослых. Дети должны в них умещаться прямо в своей обуви. Так же, детям дают по одному флажку. Перед каждой командой ставится стульчик на расстоянии приблизительно 5 метров. Первые игроки из команды должны добежать до своего стульчика, обойти его по кругу и вернуться назад, передав флажок следующему игроку. Побеждает команда, в которой последний игрок первым закончил данную эстафету.

Эта игра с мячом на ловкость рук. Больше подходит для средней и старшей группы. Дети становятся в круг и кидают мяч друг другу. Самый неловкий игрок, не поймавший мяч, наказывается. Наказание - стоять на одной ноге и ловить мячик. Если он не поймает мячик, то его наказание утяжеляется - стоять на одном колене. При следующей неудаче ему нужно будет встать на два колена. Но если наказанный игрок поймает мячик, то ему прощаются все предыдущие неудачи.

12. Обгони.

Эта подвижная игра в детском саду на выносливость. Детей выстраивают в прямую линию. При этом они должны сесть на корточки, а руки держать на боках. Задание - необходимо допрыгнуть до финиша, например, до противоположной стены. Побеждает тот, кто первым допрыгнет. А все кто споткнется во время забега, выходит из игры.

13. Вороны и воробьи.

В этой игре детей делят на две команды. Одна команда называется воробьи, другая - вороны. Воспитатель объясняет каждой команде задачу. Например, команда «воробьи», как только их назовут должна лечь на пол, а команда «вороны» встать на стульчики. Все движения выполняются быстро. Тот, кто перепутал, выбывает из команды и игры. Побеждают те, у кого на конец игры осталось больше игроков в команде.

14. Надень шляпу.

Это очень веселая игра под музыку. Дети встают в круг. Воспитатель включает музыку и дает им женскую шляпку. Дети передают ее между собой. Воспитатель неожиданно останавливает музыку, и игрок у кого шляпка оказалась в руках должен быстро надеть ее на голову и пройтись по кругу женской походкой. Если он замешкался, то выбывает из игры. Кстати, вместо женской шляпки можно воспользоваться ковбойской или военной фуражкой. Тогда здесь нужно будет изображать ковбоя или солдата.

Из детей выбирают двух самых ловких. Их задача, поймать других игроков. Для этого они должны взяться за руки, чтобы получился круг (кольцо) и ловить других детей этим кольцом. Пойманный игрок отходит в сторону.

16. Рыбалка.

Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую веревку или канат и крутить ею по низу, стараясь ею коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы веревка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.

17. Елочка.

Такая игра подходит для детских новогодних утренников. Воспитатель говорит: «Украсили мы елочку разными игрушками, а в лесу елочки разные растут: широкие, низкие, высокие и тонкие. При слове «высокие» игроки поднимают руки вверх, «низкие» - приседают и опускают руки, «широкие» - расширяют круг, «тонкие» - сужают круг. В следующий раз воспитатель говорит эти слова не по порядку, а в разброс, пытаясь запутать детей.

19. Звери.

Подвижные игры в детском саду должны быть не только на ловкость, но и на внимательность. Например, игра «Звери». Дети выбирают своего водящего, который будет играть роль Совы. В обязанности совы входит только охота. Все остальные дети - лесные зверята. Воспитатель говорит «день». Игроки начинают бегать по комнате и веселиться, но со словом «ночь» они замирают, и на охоту выходит сова. Каждый, кто шелохнется или издаст какой-нибудь звук, делается добычей совы, т. е. выходит из игры.

20. Замороженные.

Дети встают в круг с вытянутыми руками вперед. Заранее выбранные два водящих бегают по кругу в противоположных направлениях и стараются коснуться ладоней участников. Те, кого коснулись, замораживаются и выбывают из игры.

21. Зайчик.

Один из игроков становится зайчиком и встает в образованный хоровод. Дети водят хоровод и напевают:

Заинька, попляши,

Серенький, поскачи.

Кружком, бочком повернись,

Кружком, бочком повернись!

Есть зайцу куда выпрыгнуть,

Есть серому куда выскочить!

Импровизированному зайчику нужно постараться выскочить из хоровода.

22. Угадай, что за животное.

Водящий садиться ко всем детям спиной. Каждый игрок по очереди подходит к нему и издает звук, изображая любое животное, например, корову. Водящий угадывает, что это за животное.

23. Угадай, кто это.

Водящий опять садиться спиной к остальным детям. Те по очереди подходят к нему и произносят любое слово. Задача водящего угадать имя произносившего.

24. Три.

Выбираются два участника. Перед каждым кладут по одному символическому призу. Ведущий называет цифры в разброс, например, 1, 5, 9, 15, 20, 33, 39, 65 ит. д. Как только произносится цифра 3, игроки должны схватить свой приз. Побеждает тот, кто успел первым.

25. Воздух, вода, земля.

Подобная игра не только подвижная, но и ориентирована на детскую сообразительность. Игроки садятся в круг. Ведущий ходит перед ними и говорит «земля, воздух, вода» каждый раз меняя расположение слов. Остановившись около любого ребенка, ведущий произносит слово, к примеру, «земля». А ребенок в ответ должен изобразить любого животного ходящего по земле. При слове «вода» игрок изображает рыбу, а при слове «воздух» - птицу.

26. Покорми кролика.

На плотном ватмане рисуется кролик с вырезанным ртом. Игроки становятся в ряд. Первому дают морковку и завязывают глаза. Задача - положить морковку в рот кролику. Если у него не получилось, он выбывает из игры. Выполнив задание, игрок передает морковку следующему.

27. Попади в ямку.

Играть в эту подвижную игру в детском саду нужно на улице во время прогулки. Воспитатель выкапывает 3 одинаковые ямки в песке на расстоянии 0, 5 м. Игрок отходит от ямки на пару шагов и забрасывает в нее маленький мячик. Если попал, то переходит ко второй ямке, а потом к третьей. Затем все повторяет, но в обратной последовательности. Но если игрок не попал в первую ямку, то он выходит из игры.

28. Путешествие.

Разными цветными мелками ведущий рисует на асфальте петляющие и пересекающиеся между собой «тропинки». Игроки должны выбрать себе по «тропинке» и пройти ее до финиша, ни разу не сходя с дистанции.

29. Укради морковку.

Воспитатель рисует круг диаметром 8 м. В круг кладет 10 кубиков. В этой игре круг символизирует огород, а кубики морковку. Из игроков выбирается один сторож. Его задача охранять морковки. Остальные игроки становятся зайцами. Они должны постараться украсть эти морковки из круга-огорода. Кого «сторож» поймает, тот выбывает из игры. Победитель - самый ловкий, т. е. тот, кто украл морковку и не был пойман «сторожем».

30. Капкан.

Игра на ловкость и скорость! Несколько участников берутся за руки и образуют круг. Остальные изображают птичек и насекомых, например, бабочки, пчелы, мухи, комары, синички и т. д. Ведущий дает сигнал и «капкан» открывается - дети в круге поднимают руки вверх. В это время всем птичкам и насекомым можно ходить, бегать и прыгать в капкане. Издается следующий сигнал и капкан закрывается. Все, кто не успел выбежать из «капкана», оказываются в ловушке и встают в круг, заменяя других участников, а те становится птичками. В этой игре нет победителей. Здесь, главное, веселье и смех!

31. По кочкам через болото

Воспитатель распределяет детишек по командам. Впереди каждой из команд ложатся кирпичики на определенном расстоянии. Цель игры: пройти по кирпичикам заданный участок, не касаясь ногами пола. Побеждает команда, у которой последний игрок достигнет цели первым.

32. Составь фигуру

Дети разбегаются. По определенному сигналу воспитателя они должны принять какую-либо позу, которая отображала бы животное или цветок, дерево, геометрическую фигуру и т. п. Выигрывают дети, чьи фигуры наиболее соответствуют заданному.

33. Найди цвет

Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.

34. Живое - неживое

Ведущий называет живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только "живое", а на "неживое"молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.

Подвижные игры — один из способов физического развития ребенка. Они позволяют снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного вида деятельности на другой. Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных эмоций. Игры стимулируют активную работу, мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, формируют положительные нравственные качества у детей.

Не пропусти мяч

Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего - ногой выбить мяч из круга. Задача играющих - не выпустить мяч из круга, отбить его в центр водящему. Разнимать руки нельзя. Не разрешается ходить за черту ни водящему, ни стоящим в круге. Если посланный водящим мяч пролетит над руками или головой, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает. Он становится в круг, а его место занимает тот, кто пропустил мяч.

Лес, болото, озеро

Чертят круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и еще 3 круга на равном расстоянии от первого. В 1-ый становятся играющие, а остальные получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу или рыбу (можно договориться и называть растения). Быстро считает до установленного числа. Все бегут и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания названного животного или птицы, потом возвращаются и все сначала. Слово «лягушка» позволяет встать в любой круг. Побеждают те, кто ни разу не ошибся.

Менять круг нельзя. Если прибежавший с опозданием хотя бы одной ногой не ступит в тот круг, он получает штрафное очко. Также и тот, кто не успел добежать до круга.

Цепочка

Определяем размеры территории на которой будет проходить игра. В начале игры ведущий - один человек. Он догоняет разбегающихся участников. Догнав кого-нибудь, он берёт его за руку, и они вместе догоняют следующего, и так далее, пока не образуется цепочка. Если игроков много, можно образовать 2 цепочки. То есть, когда образуется цепочка в четыре человека, они делятся на пары.

Игра с мячом

Участники делятся на 2 команды, им даются опознавательные знаки, чтобы они могли узнавать друг друга. Задача каждой команды - перебросить друг другу мяч 10 раз, не уронив его. Игроки другой команды стараются забрать мяч. Если мяч упал или попал к другой команде, игра и счёт начинаются заново.

Пассажиры-билетики

Группа делится на 2 равные команды, образуя пары. Одна - пассажиры (внутренний круг), а другая - «билетики» (внешний круг). Ведущий стоит в центре, и по его команде начинается движение. Пассажиры поворачиваются направо и бегут по кругу, а «билетики» - налево; все при этом поют песню » Мы едем, едем, едем в далёкие края». Внезапно ведущий кричит: «Контролёр!». «Билетики» останавливаются на месте, а пассажиры стараются встать впереди «билетиков» (ища пару). Ведущий тем временем старается опередить кого-то и занять пустое место. Оставшийся без места становится ведущим.

Быстро по кругу

Сядьте в круг и посадите в центре ведущего с закрытыми глазами. Передавайте какой-нибудь предмет по кругу. Когда ведущий скажет «стоп!», предмет перестают передавать, и человек, который его держит, получает от ведущего любую букву из алфавита, кроме сложных. Когда буква дана, предмет начинает двигаться по кругу, пока ведущий его опять не остановит. Человек, у которого в руках предмет, должен, пока предмет не обойдёт круг, назвать 8 предметов, начинающихся с буквы, которую дал ведущий. Если игрок не справился - он выходит в центр, и игра продолжается.

Попрыгунчики

Возьмите пустую большую картонку для яиц. На донышке каждого углубления напишите числа от 1 до 30. Положите картонку-мишень на пол (на полу не должно быть ковра!). Разбейте игроков на 2 команды. Проведите линию в полутора-двух метрах от мишени и дайте каждой команде 4-5 шариков. Цель - попасть в ячейки и набрать как можно больше очков, но шарик должен один раз удариться об пол, прежде чем попасть в мишень.

Волки и овцы

Из группы (36 человек) выбирается 9 овец и 3 волка. Остальные становятся в круг, взявшись за руки - это ограда. Овцы стоят внутри круга, а волки снаружи. Ведущий разбрасывает листочки с зелёной бумагой (вместо травы) за пределами круга. Суть игры в том, что овцы должны собрать всю траву за пределами круга и принести её в круг. Волки ловят овец, вышедших из круга. Ограда пропускает овец и препятствует волкам. Овца, которую осалил волк, выходит из игры. Можно менять волков и овец. Игра продолжается до тех пор, пока не будет собрана вся трава или пойманы все овцы.

Три, тринадцать, тридцать

Игроки образуют круг, встав друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середину его становится водящий. Если он говорит: «Три» - все игроки должны поднять руки в сторону, при слове «тринадцать!» - поднять их вверх, при слове » тридцать!» - положить их на пояс (можно придумать другие движения). Водящий быстро называет любое из 3-х указанных выше чисел. Допустивший ошибку отходит на шаг назад, но продолжает играть. Выигрывает тот, кто до конца остаётся на своём месте. Водящий может растягивать слова: «Три-и-и-и…».

Змея

Разделитесь на две команды (не менее 20 человек в каждой). Команды выстраиваются в ряд. Перед ними на небольшом расстоянии ставится какой-нибудь предмет. По сигналу первый игрок из каждой команды бежит к этому предмету, обегает его, возвращается к своей команде, берёт за руку другого игрока и бежит с ним. Когда они возвращаются к команде, то берут двоих игроков, потом четырёх, затем восемь… Цепочка не должна размыкаться!

«Лежачая» змея

(Лучше, чтобы ведущий стоял у начала «змеи», так безопаснее). Соберите большие команды и поставьте их на старт. Задача - образовать «змею», которая протянется по всей комнате (спортивному залу, полю), и опять вернётся обратно. По команде ведущего первый игрок из каждой команды ложится лицом вниз и вытянув руки в сторону старта. Как только первый игрок лёг, подбегает второй, берётся за ступни первого и ложится таким же образом. Когда вся команда легла, составив часть «змеи», первый игрок встаёт, добегает до хвоста змеи и всё начинается сначала. Игра продолжается до тех пор, пока вся команда не вернётся на старт.

Точки нажима

Используя разметочный скотч, сделайте 2 параллельных линии на полу, на расстоянии 2 шагов. Это нейтральная зона. Команды стоят на линии, лицом друг к другу. Одна команда «приглашает» другую на нейтральную зону, таща за руки. Тот, кого вытянут, становится членом другой команды. Команды могут пробовать что угодно, чтобы заманить в нейтральную зону. Единственное условие - они не должны отходить назад от своей линии.

Передача по кругу

Команды выбирают капитана и становятся в затылок друг другу, образуя два круга. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу ведущего каждый капитан поднимает мяч над головой, передаёт его стоящему сзади, и мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда, обойдя круг, мяч возвращается к капитану, он его передаёт впереди стоящим (т.е. в обратном направлении). Затем все по знаку капитана поворачиваются лицом к центру и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану, тот поднимает его над головой.

Перемена мест

Две команды по 8-10 человек становятся шеренгами вдоль линии лицом друг к другу, на расстоянии 10-12 м, и расходятся на ширину вытянутых рук. По сигналу ведущего они бегут навстречу друг другу, стараясь как можно быстрее оказаться за противоположной линией, развернуться и встать в шеренгу. Побеждает команда, которая сделает это быстрее. Повторяя игру, можно менять способы передвижения: прыжками, на одной ноге, со скакалкой.

Рейс амебы

Эта игра требует серьезной работы в команде. Разделите группу на 2 команды. Игроки каждой команды плотно становятся друг к другу. Обвяжите каждую команду веревкой. Установите дистанцию в 15 метров, или дайте задание пробежаться вокруг коробки, перебраться через препятствия и вернуться. Все начинают бег по сигналу ведущего, при этом они могут сталкиваться, а коробка падать. Чтобы не было травм, участники должны снять обувь.

Нагруженный

Разделите группу на 2 команды, не более 12 человек. Приготовьте и поставьте в одном конце комнаты два стола с предметами так, чтобы на каждого члена команды приходилось хотя бы по одному предмету. Команды выстраиваются в шеренги на другом конце комнаты. По сигналу ведущего один игрок от каждой команды бежит к «своему» столу и выбирает наугад любой предмет. Затем он бежит назад и передаёт взятый предмет другому игроку. Тот бежит к столу, тоже выбирает предмет, возвращается и передаёт его следующему и так далее, до тех пор, пока одна из команд не очистит свой стол от предметов и не перенесёт их в свой угол. Если что-то упало, нужно остановиться и поднять.

Мины

С завязанными глазами нужно дойти до назначенного места, не задев расставленных предметов (обувь, часы, посуда и др.). Примечание: если хотите развеселить участников, на второй или третий раз, когда все уже видели, что это за предметы, попросите кого-нибудь снять часы и положите их на поле. Затем завяжите участникам глаза и замените часы… яичной скорлупой, положив её так, чтобы с большей вероятностью на неё наступили. Сложно передать чувства человека, знающего, что на игровом поле есть часы, и слышащего хруст под собственной ногой…

Удержи шарик на лету

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Задача - не дать опуститься воздушному шарику на пол, подталкивая его всеми частями тела. После того, как шар упадёт один раз, его нельзя подталкивать ногами, и так до тех пор, пока нельзя будет подталкивать ничем. Можно усложнить так: рассчитаться на первый-второй, первые подталкивают, а вторые их удерживают. Или по-другому: одни держат свой шарик, другие - другой, при этом нужно свой удержать в воздухе и помешать другим делать то же самое.

Прятки наоборот

Один участник прячется, все остальные ищут его. Тот, кто находит спрятавшегося, прячется вместе с ним, и так до тех пор, пока не останется один ищущий.

Горящий лес

Задача - перебежать с одного края поля (по которому проведена черта) на другой. В центре поля есть 3-4 водящих, которые салят тех, кто бежит. Осаленные останавливаются там, где их осалили, расставляют руки по сторонам, изображая горящее дерево (сходить с места нельзя). Остальные продолжают бегать туда и обратно. Их задача усложняется тем, что нельзя касаться «горящих деревьев». Тот, кто коснулся, останавливается и «горит». Игра может продолжаться, пока не останется 2-3 «несгоревших» участника. Они и будут победителями.

Салки-монетки

Две команды, выстроенные в шеренгу, становятся друг против друга, на расстоянии двух метров. Одна из них «орлы», другая - «решки». Ведущий подбрасывает монету и выкрикивает, что выпало. Если орёл, «орлы» бегут за «решками», и наоборот (обычно получается путаница). Та команда, что гонится, должна осалить как можно больше людей из другой команды, и тогда осаленные переходят в их команду. Салить можно, пока игрок не добежал до заранее обозначенной границы. Игра продолжается до тех пор, пока все не станут членами одной команды, но это происходит редко, поэтому играйте, пока не выдохнетесь.

Эстафеты

  • С надувным шариком. Участников разделить на две команды. Каждой дать по палочке и надувному шарику. Задача каждого игрока - добежать до места передачи эстафеты и не давать палочкой шарику упасть на землю.
  • С ватой. Для этой эстафеты готовятся специальные трубочки, загнутые с одного конца. Надо как можно скорее дойти до места передачи эстафеты, не уронив вату. Для этого нужно постоянно» втягивать воздух через трубочку, на конце которой находится кусочек ваты.
  • С мячом. Задача для игрока - прыгая с мячом между ногами достичь места передачи эстафеты.
  • Взявши ноги другого… в руки.
  • Крабом (ползком).
  • Кидать камешки в стакан.
  • Прыжки в мешке.
  • Бег с препятствиями (вся команда держится за кусок туалетной бумаги, которую нельзя разрывать).
  • Выпить всю воду в бутылке через трубочку, подбегая по очереди.
  • Передать спичечный коробок носом.
  • Мыльная эстафета (намыливая руки, выстрелить как можно дальше мылом).
  • Кто дольше булькнет (набрать немного воды в рот и по сигналу ведущего… полоскать горло).
  • В руке ложка, в ложке - картошка (можно использовать 2 палочки вместо ложки).
  • И для осанки польза (мешочек с опилками держать на голове).
  • Гонка на одеяле (один сидит, двое везут).
  • С надувным шаром (два игрока бегут от старта к финишу, держа воздушный шарик лбами).
  • Оседлай коня (один опускается на четвереньки, другой садится ему на спину. Конь везёт наездника к финишу, а наездник держит в руке ракетку, на ней лежит волан для бадминтона).
  • Змея (один ложится лицом вниз, все остальные пробегают над ним, оставляя его между ног, возвращаются, второй ложится головой к ногам первого, все пробегают таким же образом - до тех пор, пока не улягутся все).

Прогрессирующая эстафета

Для нескольких команд из 6-8 человек поставьте стулья в разных концах комнаты, зала и т.п. На каждый стул стопкой положите карточки с заданиями по количеству игроков в команде. По сигналу ведущего первый игрок из каждой команды бежит к стулу, берёт карточку, читает и выполняет задание. Потом быстро возвращается к команде, берёт за руку второго игрока, они вместе бегут к стулу, берут другую карточку, читают и выполняют задание, и т.д.

Примерные задания:

  • спойте «В лесу родилась ёлочка»;
  • подпрыгните 5 раз;
  • снимите, а затем наденьте обувь.

Веселые старты

Примечание: по этому принципу можно соединять любые игры из рода эстафет, разделив отряды на команды; можно объединить эстафеты тематически, придумав название, ведущих, героев игры.

1. Один человек из группы должен попрыгать на одной ноге.
2. Кинуть тарелку от стартовой черты так, чтобы она попала в какую-нибудь цель. Если тарелка в цель не попадает, то вновь кидать нужно с того места, где она упала. После попадания в цель тарелку относят в коробку. Требуется одно попадание от группы.
3. Для вожатых: попасть в мишень из лука (на стрельбище). Для девушек-вожатых - попасть в мишень большего размера; для юношей - в мишень меньшего размера.
4. Попасть 3 раза в баскетбольную корзину с отмеченной линии (участвует один или несколько человек).
5. Возле столовой один человек должен достать ртом яблоко из тазика с водой.
6. Один человек из группы должен пропрыгать, не сбиваясь, 10 раз на скакалке без остановки.
7. Цветы . Команды ложкой наполняют вазу водой, а последний участник ставит цветок.
8. Кустарники . Передать веточку с завязанными глазами. (Все встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга)
9. Ежик с яблоком . По очереди, передвигаясь на четвереньках, ребята должны перенести на спине по одному яблоку. Кто быстрее наполнит лукошко?
10. Виноград . Гроздь винограда из земли Ханаанской. Кто быстрее и больше надует шариков и сделает гроздь винограда (по 20 шариков на отряд).
11. Виноградари . Быстро перенести эту гроздь вдвоем и не лопнуть. На определенное расстояние.

Победит группа, которая раньше всех выполнит задания и прибежит к флагштоку.

Веселые подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам подборку подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, инструкторам по физической культуре, а также организаторам внеурочной деятельности, детского досуга и отдыха в летних оздоровительных лагерях, на пришкольных оздоровительных площадках.
В летний период необходимо создать условия для физического развития и оздоровления детей. Рекомендовано увеличение времени пребывания детей на свежем воздухе, повышение их двигательной активности. Подвижные игры, как ничто лучше, подойдут для организации отдыха и досуга.
Предложенные подвижные игры можно использовать как часть спортивного праздника, летнего досуга или развлечения, а также как самостоятельную единицу.

Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности, в которой ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Но подвижная игра, в силу своей специфики, является прежде всего эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей. Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма, активизируют обмен веществ, а мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции. Они улучшают общую физическую подготовленность детей, удовлетворяют их биологическую потребность в движениях.
Подвижные игры способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Подвижные игры положительно влияют на нервную систему, потому что увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции.
Подвижная игра носит коллективный характер; при этом мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого ребенка; ребенок приучается к деятельности в коллективе. Формируется взаимовыручка, доброжелательное отношение к другим, вырабатывается умение правильно оценивать свои действия.
Подвижные игры хороший активный отдых. Особенно ценно с точки зрения оздоровления проведение подвижных игр на свежем воздухе: дети становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для проявления творчества, выдумки, фантазии. Педагог поощряет творчество детей, нацеливает их на создание вариантов игр путем введения новых двигательных действий, изменения правил и т.д.

Цель. Развитие наблюдательности, пространственных понятий («над», «под», «через»)
Описание. Выбирается ведущий. Он отворачивается. Все остальные дети встают в круг и берут друг друга за руки. Затем дети превращают круг в узел. Для этого надо «запутаться», не разнимая рук. Можно перешагивать через сомкнутые руки, проползать под ними, так чтобы руки переплелись, а из круга получился «клубок». Отпускать руки соседей нельзя. Ведущий пытается развязать узел, говоря при этом какие движения нужно сделать играющим (н., перелезь через руку, пройди под рукой и т.д.)

«Движение по кругу»

Цель. Развитие коммуникативных способностей, помочь детям осознать собственное тело.
Описание. Встать в круг и закрыть глаза. Воспитатель трогает кого-то из детей за плечо. Этот ребенок открывает глаза, подходит к любому ребенку из круга и может показать ему любое движение. Ребенок, до которого дотронулись, запоминает движение. Он открывает глаза и повторяет это действие по отношению к следующему ребенку. Так действие передается по кругу, пока не дойдет до первого ребенка. В конце игры можно уточнить, что за движение это было. Изменилось ли оно? Каким оно было вначале, каким стало в конце? (похожа на игру «Сломанный телефон», но не со словом, а с движением)

«Маша и Миша»

Цель. Развитие слуха, тактильного восприятия.
Описание. Дети встают в круг, берут в руки веревку. Внутри круга – большой темный лес. В лес отправляются два ребенка Маша и Миша. Оба получают повязки на глаза. В этом большом лесу они должны найти друг друга. Они не могут разговаривать, только звать друг друга, издавая слегка слышные звуки: жужжать, гудеть и так далее. Когда один ребенок издает звук, другой должен ответить своим звуком. Звуки помогают им найтись. Следить за тем, чтобы звуки были действительно тихими, но все же слышными. Можно сказать, например, что дети потерялись, они боятся воров, разбойников и зверей, поэтому издают совсем тихие звуки, чтобы не привлекать их.

«Тушим пожар»

Цель. Развитие ловкости, вращательных движений кистей рук, аккуратности.
Инструкция детям. Представьте, что мы все команда пожарных. Мы должны потушить пожар, который разгорелся в лесу, но пожарная машина не может подъехать к месту пожара. Поэтому мы должны сами носить воду к огню. Вот там, где огонь, я поставлю пустую емкость, а тут, где источник, - емкость с водой. Каждый пожарный получает бумажный стаканчик. Все становятся в цепочку от одной емкости до другой, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Тот, кто стоит у емкости с водой, зачерпывает стаканчиком воду и переливает ее в стаканчик своему соседу. И вот так вода переходит из одного стаканчика в другой, пока последний из вас не выльет ее в пустую емкость.
Когда я скажу: «Воду вперед!», начинайте транспортировать воду. Когда в источнике воды не останется, ребенок, стоящий у источника, должен сказать: «Стоп, вода!».

«Охотники и зайцы»

Цель. Учить детей исполнять двойную роль: зайца и охотника. Тренировать пространственную ориентацию, глазомер, тонкие целенаправленные движения указательным пальцем, скорость реакции и самоконтроль.
Инструкция детям . Я хочу предложить вам игру, которая называется «Охотники и зайцы». Вытянете вперед указательный палец любой руки (какой удобнее) – это охотник. Другую держите за спиной открытой ладонью наружу – это заяц. Охотник старается поймать зайца, то есть коснуться открытой ладошки другого ребенка. Каждый раз, когда вы поймали зайца, то есть коснулись указательным пальцем чьей-то ладошки, кричите: «Пиф-паф!»
Интересно, как часто мы будем слышать охотников? Не забудьте, что другие дети в это время тоже охотятся и пытаются вас поймать. Когда вас поймали, нужно кричать: «А-а-а!» После этого опять можно начинать охотиться.

«Лиса и заяц»

Цель. Развивать возможность переключать внимание по ходу игры.
Инструкция детям. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Лиса и заяц». Станьте все вместе в круг и внимательно меня послушайте, чтобы запомнить правила.
Этот маленький мяч – заяц, большой мяч – лиса. Заяц идет от ребенка к ребенку по кругу, немного позже выбегает лиса. Лиса должна поймать зайца. Когда лиса его поймает, заяц стартует заново – но в этот раз в другом направлении. Вскоре за ним снова начинает охотиться лиса. Давайте сыграем пару раз по этим правилам.
А теперь сыграем с двумя зайцами. Оба зайца должны бежать в одном направлении. И еще одно новое правило. Каждый из вас может поменять направление, в котором бежит лиса, крикнув при этом: «Все наоборот!» Тогда лиса бежит в другом направлении и зайцы тоже. Когда мы играем с двумя зайцами, игра становится сложнее, и мне очень интересно, как часто лиса будет ловить зайца.

«У кого меньше мячей»

Цель. Развивать ловкость, быстроту реакции.
Описание. Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по несколько мячей и располагается на своей половине площадки (площадка разделена сеткой либо чертой). Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

«Передал - садись»

Цель. Развивать меткость, координацию движений, умение поймать мяч.
Описание. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 метра от нее.
По сигналу воспитателя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем – третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он должен за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

Игра – основной метод, который используется педагогами для психологической коррекции поведения детей. Подвижные игры для детей имеют важное значение в жизни, являясь естественной потребностью организма, одним из ключевых видов совместной деятельности. С их помощью можно выявить черты характера, определить эффективные методы воздействия на личность ребёнка.

Игра – это ведущий тип деятельности в возрасте до 8-9 лет, при умелой коррекции со стороны родителей или других взрослых подвижные игры для детей могут творить чудеса.

Также именно в игровом процессе ребёнок познаёт окружающую действительность, приобретает все необходимые навыки. То есть нельзя относиться к детским играм, как к бесполезной деятельности, которая только отвлекает от «серьёзных» занятий, вроде чтения либо письма.

Польза подвижных игр для ребёнка

Игра для детей – это метод познания мира и воспитания, учёба и труд одновременно. Посредством неё малыши прикасаются к миру взрослых, прививают духовные ценности, усваивают нормы общества, в котором живут.

Её значение сложно переоценить, ведь детские подвижные игры:

  • помогают развиваться ребенку гармонично: физически, интеллектуально, социально и эмоционально;
  • осуществляют трудовое, духовное и эстетическое воспитание, при этом дети не замечают воздействия и не сопротивляются формированию навыков и умений;
  • создают радостную атмосферу, вызывают позитивные эмоции, дают «разрядку», дарят ощущение праздника,
  • избавляют от страхов, в игре дошкольники и дети младшего и среднего школьного возраста становятся общительнее. Именно потому ребёнок, которому хватает движения в повседневной жизни - бега, прыжков, лазания и т. д., лучше воспринимает обучение «за партой»;
  • помогают сделать отношения ребенка со взрослым доверительными;
  • развивают умение взаимодействовать в команде, тренируют смекалку, находчивость, ловкость, стремление достичь цели, победить и др.
  • помогают повысить самооценку;
  • развивают слуховое внимание, умение слушать и подчиняться определённым правилам, закрепить знания о предметах, явлениях, представителях животного и растительного мира;
  • выявляют лидеров в группе, «светлых голов» и ребят, фонтанирующих идеями.

Чем разнообразнее спектр движений, осуществляемый ребенком в игре, чем богаче двигательный опыт, больше данных поступает в мозг, что способствует умственному развитию ребёнка.

С помощью регулярной физической нагрузки дети могут улучшить протекание мыслительных операций, увеличить объём памяти, быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой, развивать быстрое переключение и фокусировку внимания.

У ребенка, который часто играет в группе детского сада или со сверстниками и взрослыми на улице и дома, обычно замечательный аппетит, хороший сон и настроение, он приобретает ловкость.

Постоянные движения:

  • помогают укрепить опорно-двигательный аппарат;
  • развивают координацию и моторику;
  • обеспечивают синтез соединений белка в мышцах, способствуя их росту;
  • приводят к интенсификации физиологических процессов в детском организме;
  • улучшают работу внутренних систем и органов.

Дети лучше развиваются физически, меньше болеют ОРВИ, сильнее и увереннее своих «неиграющих» сверстников. Бадминтон, теннис, футбол, катание на роликах и велосипеде, игра в снежки, прятки и иные активные игры помогают гармонично развивать ребенка и защитить его от болезней.

Взрослый, который играет в подвижные игры для дошкольников вместе со своими детьми, тоже получает достаточное количество физической активности.

Психологический аспект

Игра дошкольников и младших школьников характеризуется разнообразными эмоциями – от удивления до восторга и т. п. Это предоставляет возможность использования игровой деятельности в коррекции психического состояния детей.

На существование психологического аспекта игр многие специалисты делали акцент в своих работах, подчёркивая, что смысл развлечений – в важных для малыша переживаниях.

В ходе игры преобразуются замыслы, которые сформировались при накоплении жизненного опыта ребёнка. Становление деятельности в игре ведёт к зарождению и развитию эмоций, что отражается на её содержании.

Подвижные игры для дошкольников: популярные забавы

Для многих родителей и воспитателей в детских садах актуальна проблема проведения подвижных игр с детьми. Это неудивительно, ведь дошкольники переполнены энергией, её нужно тратить, идеальным решением в этом случае являются игры.

Перечислим несколько забав, которые можно практиковать на улице и в помещении, если погода не позволяет осуществлять длительные прогулки на свежем воздухе.

На улице

«Заморозка»

На площадке размером не менее 10 x 10 метров в эту игру могут играть от 3 игроков. Вначале выбирают волшебника. Участники разбегаются в разные стороны, волшебник пробует догнать и заколдовать кого-то.

Тот, к кому волшебник прикоснулся, замирает, будто заледенел. Его могут расколдовать другие, дотронувшись рукой к «замёрзшему». Но волшебник не хочет отпустить пленника, и, когда кто-то вывел его из плена, снова пытается догнать и напустить свои чары на того, кто хочет помочь другу.

Если игрока 3 раза заколдовали, он становится волшебником в этой весёлой игре.

«Воробьи и кот»

На земле палочкой (или на асфальте мелом) рисуют «гнёзда» в виде кругов. «Воробьи» находятся в «гнездах» по одну сторону площадки, на второй её стороне - «кот». Когда тот заснёт, «воробьи» вылетают из «гнезда», ищут зёрна. «Кот» просыпается, начинает гоняться за «воробьями», которые хотят занять свои «гнёзда».

Вначале «котом» может быть взрослый, затем - кто-то из детей. Тот, кого поймали, сам становится «котом».

«Воробьи и машина»

Ещё одна вариация популярной игры. «Воробьи» находятся в «гнезде» (на лавочке). Среди игроков выбирают «машину». Когда ведущий говорит: «Воробьи вылетели из гнезда», ребята вскакивают и бегут по площадке. После фразы: «Машина выехала! Воробьи, летите в гнездо!» - «машина» выехала со своей стоянки, а дети бегут к лавочке.

«Через ручей»

На площадке рисуют 2 линии в 2 метрах одна от другой. От одной линии к другой изображают мелом или палочкой на земле камешки примерно как в игре в «классики».

Игроки стоят у первой черты - на берегу ручья, их цель – оказаться у второй черты, прыгая по камням, не намочив ножек. Тот, кто прыгнул мимо камешка, отправляется домой сушить ножки - присаживается на лавочку.

Выиграл тот, кто оказался у второй линии, не промахнувшись ни разу мимо камешков.

«Медведь и пчелы»

Игроков делят на 2 команды - «пчёлы» и «медведи». В начале «пчёлы» находятся в «ульях» (в их качестве могут быть лесенка, лавочка), а «медведи» – в «берлоге». По команде взрослого «пчёлы» разлетаются, а «медведи» добираются до «ульев», чтобы полакомиться мёдом.

По сигналу «Медведи в ульях!» «пчёлы» летят в «ульи» и «жалят» «медведей», которые не успели прибежать в «берлогу». «Медведь», которого ужалила «пчела», не идёт лакомиться мёдом, а остаётся «лечить раны в берлоге».

В помещении

Перечисленные ниже игры для детей в помещении подойдут для малышей в возрасте от 2 лет.

«Собачка»

Выбирают в группе ребят собачку и водят её на поводке, дают её команды.

«Дорожное движение»

Рисуем на листе А2 или А1 дорогу крупными мазками гуаши или акварельной краски. Когда она высохнет, пускаем по дорогам игрушечную машинку.

«Кегли»

Дети расставляют кубики на ковре, а затем сбивают их, используя мячик.

«Бег с шариком в ложке»

Мячик для настольного тенниса кладут в чайную ложку и бегают по определённому ведущим маршруту, удерживая его в ложке.

«Змея»

Дети бегают друг за другом. Ведущий командует, что должны сделать игроки, к примеру, ползти вокруг дивана либо делать кувырки в погоне за ведущим.

«Гол!»

С помощью верёвочки обозначаем ворота на ковре или полу. Бросаем с определенного ведущим расстояния шарики для настольного тенниса по воротам. За каждый гол игрок получает 1 очко.

«Мыши водят хоровод»

В начале выбирают «кота», который ищет для себя «печку» (табуретку, стульчик), затем садится в центре круга и закрывает глаза. Другие участники игры берут друг дружку за руки, начинают водить хоровод, повторяя: «Мыши водят хоровод, на печурке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите!».

Когда сказаны последние слова, кот делает «потягушки», открывает свои глаза и начинает ловлю мышей. Игрок, которого поймали, сам становится котом, игру начинают сначала.

Подвижные игры для школьников помогают ребятам стать более ловкими, проявить находчивость, умение взаимодействовать в команде. В современном мире с культом гаджетов важно, чтобы дети много двигались, у них был развит интерес к народным забавам, укреплялись взаимоотношения между ребятами. Всему этому способствуют развлечения, о которых речь пойдёт ниже.

На улице

«Ловля оленей»

Выбирают 2 пастухов, остальные участники игры будут оленями, находясь внутри круга. Пастух за чертой. По сигналу 2 пастуха поочередно бросают мячом по оленям, а те уклоняются от бросков. Олень, в которого попали мячом, - пойман и выходит из игры.

«Удочка»

Игроки становятся в круг. В центре водящий держит скакалку или верёвку, на её конце мешочек, в который насыпан песок. Необходимо вращать веревку над землёй, а детям подпрыгивать, чтоб верёвка их не задела за ноги. Те, кого она задела, выходят из круга.

«3-й лишний»

Игроки ходят, взявшись за руки парами по кругу, между ними двухметровое расстояние. Выбирают 2 водящих: один догоняет, второй убегает и может встать впереди любой из пар. Когда это произошло, игрок пары, перед которой встал, становится тем, которого догоняют. Если игрока догнали и осалили, водящие меняют свои роли.

В помещении

«Крокодил»

Игроки разделяются на 2 команды. В одной задумывают слово («Крокодил») и выбирают игрока из другой команды, которому называют его. Затем он объясняет слово своей команде, не называя, а демонстрируя мимикой, жестикулируя, принимая разные замысловатые позы, танцуя. Слово можно показывать по частям и полностью, жестами «говорить»: «да», «не знаю», «нет».

Многие школьники назвали «Крокодил» в числе самых популярных и любимых игр, которые проводили на Новый год, день рожденья и в другие праздники.

«Займи стул»

Для организации необходимо расставить стулья по кругу спинками вовнутрь (на один меньше количества участников), игроки должны встать вокруг стульев. Водящий включает музыку или играет на каком-либо инструменте, лучше, чтобы он не видел происходящее при этом.

Участники бегают по кругу возле стульев. Когда музыка перестаёт играть, участник должен быстро занять стул. Если ему не досталось стула, он выходит из круга. 1 стул убирают, игра продолжается, пока не останется 1 участник, он и является победителем.

Дети дошкольного возраста играют часами, организовывая множество забав. Некоторые виды игр необходимо разучивать под руководством родителя или воспитателя, чтобы проводить их с группами детей либо индивидуально.

  1. Рекомендуется уделять время знакомству с новой игрой, если предыдущая освоена и контролировать её ход взрослому уже не нужно.
  2. Новые игры следует разучивать не чаще 1 раза в неделю, в остальное время закрепляя известные игры. Репертуар можно расширять, вспоминая народные игры или забавляясь под музыку, а также придумывая их самостоятельно.
  3. Всегда спрашивайте ребёнка, во что он хотел бы поиграть. Анализируйте, какие игры он предпочитает, какие темы чаще затрагивает?

Заключение

Игра не может возникнуть сама по себе, навыки передаются от взрослых к детям. В игровой деятельности происходит очень интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, мышления, воображения ребёнка. Эта статья призвана восстановить интерес взрослых и детей к утрачиваемому искусству игры. Играйте и развивайтесь!

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Лариса Калабух
Подвижные игры для детей 5–7 лет

1Подвижные игры для детей 5-7 лет

«Совушка» . На площадке обозначается гнездо совушки (круг, в котором она находится. Остальные играющие : мышки, жучки, бабочки- располагаются по всему залу (площадке) . По сигналу воспитателя : «День!» все дети ходят, бегают, по площадке, предавая движениями характер образа, стараясь не задевать друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит : «Ночь!» , и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится уводит в своё гнездо. По сигналу «День!» совушка улетает, а мышки, жуки, бабочки, снова начинают резвиться. Игра повторяется с другим водящим (из числа ни разу не пойманных) .

«Самолёты» . Дети распределяются на две команды, и размещаются в разных сторонах зала (площадки, перед каждой ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля, и т. д.) . Играющие изображают лётчиков по команде : «К полёту приготовиться» , дети выполняют круговые движения согнутыми руками- заводят моторы. На сигнал : «Летите!» , дети поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлениях по всей площадке. По команде : «На посадку!» , самолёты возвращаются и приземляются (строятся в свои звенья и опускаются на одно колено, прямые руки в стороны). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и красиво (выдержано расстояние друг от друга) .

«Мышеловка» . Дети распределяются на 2-е группы. Одна образует круг- мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку берутся за руки, идут по кругу вправо (влево, приговаривая :

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут, вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

По мере произнесение слов дети –мыши вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки детей , идущих по кругу, и выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается- дети опускают руки. Те, кто остался в кругу, считаются пойманными. Они встают в круг – мышеловка увеличивается. Игра повторяется.

«Ловишки» (салки) . С помощью считался выбирается водящий-ловишка, он становится на середину площадки. По команде педагога «Раз, два, три- лови!» , все разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается догнать кого-либо из играющих, и коснуться рукой (запятнать) .Тот, кого ловишка коснулся рукой,отходит в сторону. Когда пойманы 3-4 играющих, то выбирается другой ловишка. Игра повторяется.

«Цветные автомобили» . Дети располагаются на одной стороне площадки (зала, они автомобили. Каждому дают цветной руль –круг (плоский обруч малого диаметра или кружок из картона) . В руках у водящего (педагог 2 цветных флажка, он поднимает флажок зелёного цвета- и дети имеющие кружок соответствующего цвета, разбегаются по всей площадке в любом направлении. Они гудят подражая автомобилю. Педагог поднимает флажок другого цвета, например синего и дети 2-ой группы также разбегаются. Через некоторое время флажки опускаются вниз, и играющие останавливаются. Игра повторяется. Предварительно педагог даёт указания- бегать в разных направлениях и наталкиваться друг на друга, иначе будет авария. Эта игра позволяет развивать ориентировку в пространстве.

«Удочка» .Играющие становятся по кругу, в центре которого находится водящий (педагог, он держит в руках верёвку, на конце привязан мешочек с песком. Педагог вращает веревку с мешочком по кругу над землёй (полом, а дети прыгают на 2-х ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком 2-3 круга педагог делает паузу, во время которой подсчитывается количество детей , чьих ног коснулся мешочек, и даются оказания по выполнению прыжков. Игра повторяется 2-3 раза.

«Найди свой цвет» . В разных сторонах площадки (зала, в небольшие кружки становятся цветные кегли. Играющие плотно располагаются вокруг них. На 1-й условный сигнал все разбегаются по площадке врассыпную. На 2-й сигал : «Найди свой цвет» , каждый играющий должен найти кеглю соответствующего цвета. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

«Мяч водящему» . Играющие становятся в 3- 4 колонны на расстоянии 1м от них становятся водящие с мячом большого диаметра в руках. Для детей стоящих первыми в колоннах и водящих обозначается черта, за которою нельзя заступать. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне, а тот таким же способом возвращает его обратно и перебегает в конец колонны, затем мяч бросает второму в колонне и т. д. Когда первый игрок в колене окажется на своем месте, он поднимает руки вверх. Определяется команда- победитель. Игра повторяется.

«Перелёт птиц» . На одной стороне зала (площадке, находятся дети-птицы, на другой –различные предметы : гимнастическая стенка, скамейки, не высокие брёвнышки (если это площадка) – это деревья на которые взлетают птицы. По сигналу педагога : «Птицы полетели!» , дети, размахивая руками, как крыльями разбегаются по всему залу; на следующий сигнал : «Буря!» все бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произнесёт : «Буря прекратилась!» , дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по всему залу- птицы продолжают свой полёт. Страховка во время игры обязательна , особенно при спуске детей с возвышения .

«Найди себе пару» . Для игры нужны цветные платочки (или ленточки, по количеству детей . Половина платочков одного цвета, остальные другого. Каждый играющий получает по одному платочку. По сигналу педагога дети разбегаются. На сигнал «Найди себе пару!» , дети с платочками одинакового цвета становятся парами. В случае если ребёнок остаётся без пары, играющие говорят : «Ваня, Ваня (Таня) не зевай, быстро пару выбирай!». Игра повторяется.

«Гуси-гуси» . На одной стороне зала (площадке, обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне- пастух. Сбоку от дома логово волка, остальное место площадки -луг. Выбирают детей на роль волка и пастуха, остальные гуси. Пастух выгоняет гусей на луг.

Пастух : «Гуси,гуси!»

Гуси : (останавливаюся и отвечают хором)

Га! Га! Га!

Пастух : «Есть хотите?»

Гуси : Да! Да! Да!

Пастух : «Так летите!»

Гуси : Нам нельзя :

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Пастух : «Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!»

Гуси, расправив крылья (руки в стороны, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать) . Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбирается другой волк и пастух. Игра повторяется.

«Успей выбежать!» . Играющие образуют круг. В центре круга находится примерно одна треть детей . Дети, стоящие по кругу, берутся за руки, идут вправо, по сигналу педагога бегут. Стоящие в центре ритмично хлопают в ладоши. По сигналу «Стой!» , дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Педагог считает до трёх. За это время ребята, стоящие в центре, должны успеть выбежать из круга. После счёта «Три!» , дети быстро опускают руки вниз, не успевшие выбежать считаются проигравшими. При повторении игры на середину выходят другие дети.

«Хитрая лиса» . Играющие становятся по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне вне круга обозначается дом лисы. По сигналу педагога дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга, и не заметно дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрой лисой. Дети открывают глаза и хором 3-и раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, а потом громче) : «Хитрая лиса, где ты?» . После третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит : «Я здесь!» . Все разбегаются по площадке, а лиса уводит их к себе. Подсчитывают количество пойманных лисой. Игра повторяется с другим водящим.

«Мороз Красный нос» . На противоположных сторонах площадки обозначаются 2-а дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий (Мороз Красный нос) становиться в середине площадке лицом к играющим и говорит :

Я- Мороз Красный нос.

Кто из вас решится

В путь- дороженьку пуститься?

Играющие отвечают хором :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После произношения слова «Мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их, стараясь коснуться рукой- заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий, и до окончания перебежки стоят, не двигаясь. Педагог вместе с Морозом подсчитывают количество замороженных. После каждой перебежки выбирают другого Мороза. В конце игры сравнивают , кто из водящих был более ловким, и заморозил больше ребят.

«Охотник и зайцы» . Из числа играющих выбирается один охотник, остальные зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, а другой– дом зайцев. Охотник ходит по площадке, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается на своё место. Зайцы выпрыгивают из кустов, прыгают на 2-х ногах в разных направлениях. По сигналу «Охотник!» зайцы убегают в дом, а охотник бросает в ноги зайца снежок. Тех в кого он попал, забирает в свой дом. После каждой охоты выбирается новый охотник, но не из числа пойманных.

Для игры (во избежание травм) лучше использовать самодельные мячи, сшитые из кусочков ткани.

«Белые медведи» . В круг-льдину становятся двое водящих, они- белые медведи. Остальные ребята –медвежата- разбегаются по всей площадке вне льдины. Медведи, держась за руки, стараются настигнуть медвежонка и охватить его свободными руками. Пойманного отводят на льдину. Ловля продолжается, пока не будут пойманы 2-3 медвежонка. после смены медведей игра повторяется. Победители –кого ни разу не поймали.

«Мы весёлые ребята» . Дети становятся на одной стороне площадки за чертой (шнуром) . На противоположной стороне не большой снежный вал высотой 20-30см. Сбоку от играющих (примерно на середине) находятся водящие (салки) . Играющие хором говорят :

Мы – весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три – лови!

После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за снежный вал. Стараются запятнать тех, кто не успеют увернуться и забежать за укрытие. После двух перебежек посчитывают количество пойманных. Игра повторяется с другими водящими.

«Снежная королева» . Из числа играющих выбирается водящий (можно считалкой) - Снежная королева. Дети разбегаются по площадке, а Снежная королева старается дотронуться до них. Тот кого она коснулась, превращается в льдинку и должен оставаться на месте. При повторение игры выбирается другой водящий, но не из числа проигравших.

«Ключи» . Играющие становятся в кружки, начерченные в любом порядке на расстоянии 2м друг от друга. Выбирается водящий. Он подходит к одному из играющих и спрашивает : «Где ключи?» . Тот отвечает : «Пойди к (имя) постучи!».В это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, он может крикнуть :»Нашёл ключи!».Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Карусель» . Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, а потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом :

Еле-еле, еле- еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом

Всё бегом, бегом, бегом!

После того как дети пробегут 2-3круга, Педагог останавливает их и подаёт сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и продолжают ходьбу и бег. Затем, педагог вместе с детьми произносит :

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра!

Движение карусели замедляется, и с окончанием дети останавливаются.

«Паук и мухи» . В одном из углов зала (площадки) обозначается кружком паутина, где живёт паук (водящий) . Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога играющие разбегаются по всему залу- мухи летают жужжат. Паук в это время находится в паутине. По сигналу «Паук!» мухи замирают, останавливаются в том месте, где их застал сигнал. Паук выходит, смотрит. Того, кто шевелится, паук отводит в свою паутину. Подсчитывают проигравших, выбирается другой водящий.

«Море волнуется» . Дети становятся в круг на расстоянии 1-2шагов друг от друга, и каждый чертит вокруг себя кружок. Выбирается водящий. Он идёт между играющими змейкой. Те дети которым играющий скажет «Море волнуется» , идут за ним, постепенно образуя цепочку. Такая цепочка в ходьбе или беге огибает каждый кружок. На слова педагога «Море спокойно» все опускают руки и стараются занять любой свободный кружок. Тот, кто останется без кружка, считается проигравшим.

«Охотники и утки» . Играющие разделяются на две равные команды- охотников и уток. Утки становятся в середину большого круга, охотники располагаются снаружи круга. Охотники, бросая мяч большого диаметра, стараются осалить им уток, те выбывают из игры . Когда большинство уток будет осалено, то команды меняются ролями.

«Лягушки в болоте» . С двух сторон очерчиваются берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой) . Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50см) и говорят :

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлёпнулись лягушки.

Стали квакать из воды :

Кве-ке-ке, кве-ке-ке,

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые не успели прыгнуть в болото. Пойманная лягушка идёт в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман.

«Бездомный заяц» . Из числа играющих выбирается бездомный заяц и охотник. Остальные «зайцы» чертят себе кружки, встают в них – это их домики. По сигналу педагога бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоящий в кружке, должен быстро убежать, так как он становится бездомным и охотник гонится уже за ним. Если охотнику удаётся поймать зайца, который остался без дома, то они меняются ролями.

«Салки с мячом» .Играющие образуют круг и становятся на расстоянии 2-3шагов друг от друга. Водящий в центре круга, у его ног два мяча, сшитых из кусочков ткани. Водящий выполняет различные движения : приседания, наклоны, хлопки над головой и т. д. Играющие повторяют эти движения. Педагог внезапно произносит : «Беги из круга!» , и все разбегаются в разные стороны.

«Лиса и куры» . Дети изображают кур. Один из изображающий -петух, другой лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит : «Ку-ка-ре-ку!» . Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейка) . Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели подняться на насест и удержаться на нём. При повторении игры выбираются другие дети на роль лисы и петуха.

«Волк во рву» . По средине площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 60-70см одна от другой- это ров. Один из водящих (или двое) – волк, находится во рву. На этой же стороне площадки (в конце, за линией, дом козы. На противоположной стороне рва – пастбище для коз. По сигналу педагога козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. Волки выбегают изо рва, ловят коз. После каждой перебежки подсчитывается количество пойманных коз, а после двух перебежек водящие меняются.

«Жмурки» Выбирается жмурка. Он встаёт на середину площадки, уму завязывают глаза и несколько раз поворачивают кругом. Дети разбегаются по всей площадке, а жмурка питается поймать кого-либо. Если жмурка приближается к краю площадки, его предупреждают словом «Огонь!» . По правилам играющие должны забегать за условные линии. Игру лучше проводить с небольшим количеством играющих (можно посменно) . По возможности с площадки убирают все лишние предметы. Если жмурка долго не может никого поймать, то его сменяет другой водящий.

«Ловкие ребята» . Играющие располагаются по кругу. Перед каждым по полу (земле) мешочек с песком (можно положить камешек, брусок) . В центре –двое водящих. по сигналу педагога дети прыгают в круг на одной ноге, перепрыгивая через предметы, а обратно на двух ногах; водящие стараются осалить их, прежде чем те успеют прыгнуть обратно из круга. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, получает штрафное очко (но из игры не выбывает ) . Через 30-40 сек игра останавливается и подсчитывают количество проигравших. Выбирается водящие из числа тех, кто ни разу не был пойман. Игра повторяется.

«Пятнашки» . Выбирается водящий, который становиться в центр площадки. После сигнала «Лови!» дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо и осалить. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время педагог подает команду : «Стой!» и игра останавливается. Подсчитывается количество пойманных, и выбирается другой водящий.

«Кошка и мышка» . Выбираются водящие : один- кошка, другой- мышка. Дети берутся за руки и образуют круг. Кошка стоит за кругом, а мышка в кругу. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, на играющие приседают, и закрывают входы, и не пропускают её. Если кошка все же пробралась в круг, дети сразу же открывают ворота и пропускают мышку, а кошку стараются из круга не выпустить. Если же кошка поймала мышку, то они обе становятся в круг и играющие выбирают других водящих.

«Конники-спортсмены» . На расстояние 2м от стены обозначены стойла (кружки) в 1м друг от друга. Их должно быть на 2-3 меньше, чем играющих. Дети стоят по кругу, повернувшись правым (левым) боком к центру, изображая спортивных лошадок. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях; по команде «Поворот!» поворачиваются кругом, продолжая движение в противоположном направление; на команду «Рысью!» - бегут. Задания повторяются 2-3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без стойла проигрывают . Игра повторяется.

«Ловля бабочек» . Педагог определяет по две пары водящих- дети с сачками. Остальные бабочки по сигналу «Летите!» дети с сачками (двое детей , держась за руки) ловят бабочек – соединяют руки вокруг бабочки и отводят в установленное место. В то время, когда пойманных уводят педагог говорит : «Бабочки отдыхают, сели на цветок» , дети приседают (пауза) . По сигналу «Летите!» бабочки сова разлетаются. Через некоторое подсчитываются пойманные бабочки, и выбираются другие водящие.

«Не оставайся на земле» . Выбирается водящий, который бегает со всеми детьми. Как только педагог произнесёт «Лови!» - все убегают от водящего и стараются взобраться на возвышение- бревно, пенёк и дт. Если водящему удаётся осалить кого-либо, тот считается пойманным и отходит в сторону. По окончанию игры подсчитывают количество проигравших выбирается другой водящий, из тех кто не был пойман.

«Медведи и пчёлы» . Дети распределяются на две равные группы, одна медведи, остальные –пчёлы. На расстоянии 3м от дома пчёл очерчивается лес, там где находятся медведи.

На противоположной стороне на расстоянии 8-10м –луг. Пчёлы располагаются на своем доме- на возвышение (стенка, скамейка, невысокое бревно) . По сигналу педагога они летят на луг медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом. По сигналу педагога «Медведи!» пчелы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей которые не успели убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей и игра возобновляется. При повторении игры дети меняется ролями.

«Коршун- воробышки» . Чертиться круг диаметром 5м. Выбирается водящий- коршун, он становиться в центр круга. Воробышки прыгают на двух ногах в круг (поклевать зернышки) и обратно из круга. А коршун летает по кругу, не даёт воробышкам клевать зерно и ловит их (дотрагивается до них) . Воробышек которого поймали, поднимает вверх руку, делает шаг назад и не участвует в игре. Игра повторяется по несколько раз по 40-50сек. Во время смены водящего возникает пауза,которая и служит отдыхом для детей .

«Караси и щука» . Один водящий-щука, остальные играющие делятся на две подгруппы. Одна из них образует круг- это камешки, другая –караси, которые плавают внутри круга. Щука находиться за пределами круга. По сигналу педагога «Щука!» быстро вбегает в круг щука и старается поймать карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (спрятаться) . Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры , которая повторяется 3-4 раза педагог отмечает водящего-щуку, поймавшую больше всего карасей.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши