Исследование адаптационного потенциала личности в социальной среде. Адаптационный потенциал

Главная / Печь для беседки своими руками

3.1 Эмиссионный спектральный анализ

Эмиссионный спектральный анализ является физико-химическим методом анализа, а точнее оптическим методом.

Каждое вещество, отличающееся от других веществ своим составом и строением, обладает некоторыми индивидуальными, присущими только ему свойствами. ПР, спектры испускания, поглощения и отражения веществом излучений имеют характерный для каждого вещества вид. По растворимости и форме кристаллов также можно узнать данное вещество.

При использовании ф-х методов нас интересует концентрация анализируемого вещества, т. е. Его содержание в единице объема исследуемого раствора. Концентрацию веществ определяют пользуясь тем, что между ней и значением исходящих от вещества сигналов всегда существует зависимость. Независимо от метода анализа способы расчета содержания искомого компонента в продукте едины для всех физико-химических методов.

3.2 Атомно-эмиссионный спектроскопия: самый популярный многоэлементный метод анализа

Устройство спектрометра для измерения интенсивности излучения света, используемого возбужденными атомами - отдельный внешний источник излучения как токовой, отсутствует: сама проба,ее возбужденные атомы, служат источником излучения. Атомизация и возбуждение атомов происходит в атомизаторе одновременно. Атомизатор представляет собой источник низкотемпературной или высокотемпературной плазмы.

Метод основан на изучении спектров излучения, получаемых при возбуждении проб в жестком источнике возбуждения. Для получения спектра эмиссии частицам анализируемого вещества необходимо придать дополнительную энергию. С этой целью пробу при спектральном анализе вводят в источник света, где она нагревается и испаряется, а попавшие в газовую фазу молекулы диссоциируют на атомы, которые при столкновениях с электронами переходят в возбужденное состояние. В возбужденном состоянии атомы могут находится очень недолго (10-7 сек). Самопроизвольно возвращаясь в нормальное или промежуточное состояние, они испускают избыточную энергию в виде квантов света.

Интенсивность спектральной линии или мощность излучения при переходе атомов из одного энергетического состояния в другое определяется числом излучающих атомов Ni (числом атомов, находящихся в возбужденном состоянии i) и вероятностью Aik перехода атомов из состояния i в состояние k.

Оптимальная температура, при которой достигается максимальная интенсивность линии, зависит от потенциала ионизации атомов и энергии возбуждения данной спектральной линии. Кроме того, степень ионизации атомов, а следовательно, и интенсивность спектральной линии зависят также от химического состава и концентраций других элементов.

Интенсивность спектральной линии зависит от температуры источника света. Поэтому в атомно-эмиссионный спектральный анализе принято измерять интенсивность аналитической линии относительно интенсивности некоторой линии сравнения. Чаще всего это линия, принадлежащая основному компоненту пробы.

В практике атомно-эмиссионного спектрального анализа в качестве источников возбуждения спектров применяют электрические дуги постоянного и переменного тока, пламя, низко- и высоковольтную конденсированную искру, низковольтный импульсный разряд, микроволновой разряд и др.

Для регистрации спектра используют визуальные, фотографические и фотоэлектрические устройства. В простейших приборах - стилометрах и стилоскопах оценка интенсивности спектральных линий производится визуально через окуляр. В спектрографах в качестве приемника излучения используют фотопластинки. В квантометрах и фотоэлектрических стилометрах приемником излучения служит фотоэлимент.

Для количественного анализа необходимо выполнить еще одну операцию: измерить интенсивность спектральных полос, принадлежащих макроэлементам, и по предварительно построенным калибровочным графикам или по эталонам вычислить их концентрацию, т. е. установить количественный состав пробы. Для количественного анализа методом атомно-эмиссионной спектроскопии плазма как источник возбуждения предпочтительнее, чем дуговой или искровой разряд. Вследствие колебаний условий возбуждений при определении концентрации элемента следует для сравнения использовать линию еще какого-нибудь элемента, называемого внутренним стандартом.

Качественный анализ продуктов питания методом атомно-эмиссионной спектроскопии включает следующие операции: получение спектра, определение длин волн спектральных линий. По этим данным с помощью справочных таблиц устанавливают принадлежность спектральных линий к определенным макроэлементам, т. е. Определяют качественный состав пробы.

С использованием плазменных атомизаторов также возможен качественный анализ на металлы и те неметаллы, энергия возбуждения которых лежат в УФ-видимой области.

Все методы атомно-эмиссионной спектроскопии являются относительными и требуют градуировки с использованием подходящих стандартов.

Измерение интенсивности спектральных линий в эмиссионном спектральном анализе могут осуществляться визуальным, фотографическим и фотоэлектрическими способами.

В первом случае проводят визуальное сравнение интенсивностей спектральных линий определяемого макроэлемента и близлежащих линий из спектра основного компонента пробы.

Фотографические способы регистрации спектров применяют в атомно-эмиссионном спектральном анализе наиболее широко. Их преимуществом является документальность анализа, одновременность регистрации, низкие пределы обнаружения многих элементов и возможность многократной статистической обработки спектров

В случае фотографической регистрации градуировочные графики претерпевают сдвиг из-за колебаний свойств фотоэмульсии от одной пластинки к другой и недостаточно точного воспроизведения условий проявления.

Для получения данных с высокой скоростью и точностью широкое применение находят фотоэлектрические способы регистрации и фотометрии спектров. Сущность этих способов заключается в том, что световой поток нужной аналитической линии отделяют от остального спектра пробы с помощью монохроматора и преобразуют в электрический сигнал. Мерой интенсивности линии служит значение этого сигнала (сила тока или напряжение).

Современные спектрометры снабжены базами данных, содержащими до 50000 важнейших линий различных элементов. Путем последовательного сканирования всей области длин волн на таких приборах можно провести полный качественный анализ за достаточно небольшое время - 45 мин.

Атомно-эмиссионная спектроскопия находит применение везде, где требуется многоэлементный анализ: в медицине, при исследовании состава руд, минералов, вод, анализе качества продуктов питания и содержании в них макроэлементов.

3.3 Атомно-абсорбционный спектральный анализ

ААА - это метод определения концентрации по поглощению слоев параметров элемента монохроматического света, длина волны которого соответствует центру линии поглощения. Анализ проводят по наиболее чувствительным в поглощении спектральным линиям, которые соответствуют переходам из основного состояния в более высокое энергетическое состояние. В большинстве случаев эти линии являются также и наиболее чувствительными и в эмиссионном анализе. Если молекулы вещества поглощают свет полосами в широких интервалах волн, то поглощение парами атомов происходит в узких пределах, порядка тысячной доли нанометра.

В ААА анализируемое вещество под действием тепловой энергии разлагается на атомы. Этот процесс называется атомизацией, т. е. переведение вещества в парообразное состояние, при котором определяемые элементы находятся в виде свободных атомов, способных к поглощению света. Излучение и поглощение света связаны с процессами перехода атомов из одного стационарного состояния в другое. Возбуждаясь атомы переходят в стационарное состояние k с энергией Ek и затем, возвращаясь в исходное основное состояние i с энергией испускают свет определенной частоты.

Излучательные переходы осуществляются спонтанно без какого-либо внешнего воздействия.

Что такое "адаптационный потенциал"? Опишите формы адаптационных перестроек

В качестве интегрального критерия здоровья все чаще рассматривают адаптационные возможности организма, которые отражают степень его динамического равновесия со средой. Именно адаптация напрямую связана с тем фоном, который, в конечном счете, определяет риск развития заболеваний, а значит и уровень здоровья. Следовательно, подход к количественной оценке адаптационных возможностей организма может представлять ключевой момент, от которого зависит градуальная оценка здоровья.

Одним из необходимых условий сохранения и развития человеческого потенциала, как на индивидуальном, так и на социальном уровне является устойчивость человеческого развития.

Концепция устойчивого развития была предложена, а точнее, сформулирована на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Первоначально эта концепция была ориентирована на решение глобальных проблем выживания человечества на фоне взаимодействия природы и общества. История самого термина “устойчивое развитие” фактически началась с Декларации Конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.), а также с работ Римского клуба, когда была отчетливо осознана и обозначена проблема негативных последствий техногенных трансформаций социоприродных систем. Созданная в результате Международная комиссия при ООН по окружающей среде и развитию поставила задачу сформировать соответствующую программу, для названия которой было предложено понятие “устойчивое развитие”, которое было закреплено как термин на упомянутой Конфереции ООН в Рио-де-Жанейро.

Неустойчивый мир и мир неустойчивых явлений - это принципиально не одно и то же. Заметим, с определенной долей упрощения, что неустойчивость некоторых явлений может придавать устойчивость миру, в котором они имеют место. Во-вторых, вспомним, что “устойчивое развитие” - это неточный перевод английского sustainable development (“поддерживаемое развитие”). И, в-третьих, вспомним также, что в своей основе концепция устойчивого развития была ориентирована на равновесную конволюцию двух подсистем - человечества и окружающей среды. А в этом случае и sustainable development, и устойчивое развитие суммарной системы (человечество - природа) может обеспечиваться, прежде всего адаптационными процессами - адаптивным взаимодействием подсистем и актуализацией адаптационных возможностей внутри каждой подсистемы в отдельности.

Как отметили Г. Николис и И. Пригожин, “основным источником, позволяющим обществу существовать длительное время, обновляться и находить самобытные пути развития, являются его адаптационные возможности”. Сопрягая это высказывание с нашими предшествующими рассуждениями, естественно сделать вывод, или, скажем осторожнее, предположить, что актуализация адаптационных возможностей - необходимое (а при определенном рассмотрении и достаточное) условие устойчивого человеческого развития.

Назовем эти возможности адаптационным потенциалом. При такой номинации к дальнейшим подобным исследованиям вполне логично будет привлекать концепцию человеческого потенциала, поскольку в ее ключевом тезисе “сохранение, реализация и развитие человеческого потенциала” заключен практически тот же смысл, что и в тезисе “устойчивое человеческое развитие”. Таким образом, получается, что адаптационный потенциал можно считать одним из компонентов, или, точнее, одной из проекций, человеческого потенциала, - такой же, как интеллектуальный потенциал, популяционный потенциал, личностный потенциал и т.п. - все определяется плоскостью рассмотрения, на которую проецируется представление о человеческом потенциале.

В заключение предложим итоговое “размышление о понятии”: устойчивое человеческое развитие возможно тогда и только тогда, когда человечество максимально реализовывает свой адаптационный потенциал. А чтобы смягчить категоричность этого высказывания, предложим альтернативу: не максимально, а оптимально. Разные люди обладают различными способностями приспосабливаться к условиям внешней среды, труда, отдыха. От индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависит уровень здоровья, а значит и те формы двигательной активности, которые могут быть рекомендованы в качестве средства оздоровления. Главенствующую роль здесь играет, безусловно, сердечно-сосудистая система. Чтобы оценить адаптационные возможности своей сердечно-сосудистой системы, можно воспользоваться простой классификацией (Баевский Р. М., 1987). Ниже приводится методика такой оценки, а также несколько вариантов комплексов утренней гимнастики, предназначенных для людей с различным "адаптационным потенциалом" сердечно-сосудистой системы.

Для того, чтобы оценить свой адаптационный потенциал, нужно знать следующие показатели: пульс и артериальное давление в покое, массу и длину тела, возраст. Эти данные подставляются в формулу:

АП = 0.011(ЧП) + 0.14(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) -

0.009(ДТ) + 0.14(В) - 0.27

где АП - адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах (от 0 до 4);

ЧП - частота пульса (уд./мин.);

САД и ДАД - систолическое (верхнее) и диастолическое (нижнее) артериальное давление (мм.рт.ст.);

ДТ - длина тела (см);

МТ - масса тела (кг);

В - возраст (лет).

Чем выше полученная величина, тем слабее ваши адаптационные возможности.

,

Южноукраинский национальный педагогический

университет имени К. Д. Ушинского

АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Человек от природы наделен удивительной способностью адаптироваться и принимать новые жизненные условия. Однако кому-то это дается легко, а у кого-то возникают серьезные трудности. Одним из актуальных аспектов процесса социализации является адаптация личности в изменяющихся условиях окружающей среды. Процесс адаптации представляет собой самораскрытие и реализацию личности, обеспечивающие трансформацию изменения окружающей среды во внутренние условия, создающие новые способы взаимодействия с реальностью и с самим собой. При этом основной целью процесса адаптации является сохранение личностной целостности.

Адаптация как приспособление предполагает изменчивость поведения при воздействии меняющихся внешних факторов и формирование морфологических и функциональных признаков, соответствующих среде обитания. Приспособительный смысл традиционен для психологических исследований. Социальная, культурная, профессиональная адаптация понимается как приспособление личности к конкретным условиям. Приспосабливаясь, личность врастает в окружающую среду. Эффект врастания обеспечивается активностью и собственными ресурсами личности.

Трактовка адаптации как достижения устойчивости связана с идеями гомео­стаза, экологического уравновешивания. Адаптация снижает цену, которую «платит» организм, вступая в новые отношения со средой. Устойчивость как адаптивный признак предполагает сохранение организма в целом, отдельных его систем, а также заданных параметров деятельности. Высокая устойчивость к воздействию средовых факторов отождествляется с полной адаптацией. Гомеостатический подход постулирует стремление человека к гармоничным, бесконфликтным взаимоотношениям со средой, к ослаблению или полному устранению психофизиологического напряжения.


Субъектный подход допускает рассмотрение адаптации с позиций активности личности в поисках необходимых ей способов самораскрытия. Психологическое содержание личности как субъекта адаптации определяется реализацией адаптационного потенциала и достигнутым уровнем адаптированности.

Личностный адаптационный потенциал характеризует источники активности личности во взаимодействии с окружающей средой. Основу изучения личностного адаптационного потенциала составляют исследования Г. Селье, ­ва, . С нашей точки зрения, адапта­ционный потенциал представляет собой интегральное образование, объеди­няющее социально-психологические, психические, биологические свойства, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Гипотетически личностный адаптационный потенциал включает в себя биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты.

В детском возрасте от адаптационного потенциала личности ребенка напрямую зависит его умение влиться в социальную среду. В своих трудах выделил несколько характеристик, на которые непосредственно влияет адаптивный потенциал:

· Общая устойчивость психики и нервной системы;

· Уровень самооценки каждого конкретного человека;

· Уровень социальной значимости;

· Навыки разрешения конфликтов;

· Уровень коммуникабельности;

· Ориентация в обществе и реакция на принятые социумом нормы.

Адаптационный потенциал личности начинает формироваться параллельно с развитием функциональной системы нервной деятельности. Кроме этого, на него оказывают большое влияние выработанные поведенческие реакции, которые, в свою очередь, обуславливаются нормами, принятыми в каждой конкретной семье.

Оценивают адаптационный потенциал личности как совокупность индивидуально-психологических признаков, уровень развития которых, соответственно, определяет границы потенциала и вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.

рассматривает личностный адаптационный потенциал как системное свойство, как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость.

Согласно взглядам, система отношений может выступать механизмом формирования адаптационного потенциала личности, обеспечивающего процесс адаптации к экстремальным ситуациям. Вслед за Мясищевым мы рассматриваем личность как систему отношений: отношения человека к себе, к другим людям и к окружающему миру. Столкновение значимых отношений личности с несовместимой с ними жизненной ситуацией приводит к снижению адаптационного потенциала и нарушению процесса личностной адаптации на всех уровнях её интегральной индивидуальности.

вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является как раз феномен самодетерминации личности.

На наш взгляд своевременная психодиагностика адаптационного потенциала могла бы значительно облегчить процесс адаптации детей и предупредить развитие серьезных затруднений, как в процессе обучения, так и в социуме. Актуальность избранной темы обусловлена социальными потребностями школы и общества, поскольку от адаптации во многом зависит успешность в учебной деятельности, формирование адекватных механизмов приспособления к школе и к жизни в целом.


Главная проблема диагностики заключается в том, чтобы правильно подобрать методики диагностики и корректно интерпретировать их результаты. На итоги исследования слишком сильно влияет человеческий фактор, а именно, квалификация и уровень подготовленности психолога, проводящего диагностику.

В воспитательных учебных заведениях подобная обязанность ложится на плечи штатного психолога, который должен не только производить тестирование детей, но и, в случае необходимости, проводить с ними психокоррекционную работу.

Интерпретация и анализ полученных данных ставят перед психологом довольно сложную задачу:

· Во-первых, невозможно пользоваться какой-то одной универсальной методикой, поскольку существуют возрастные и индивидуальные особенности учеников;

· Во-вторых, выбранная методика должна быть для ребенка интеллектуально доступной;

· В-третьих, для того чтобы сделать корректные выводы, необходимо учитывать как объективные, так и субъективные критерии оценки.

Помимо непосредственной работы с ребенком, для создания полной картины, специалисту требуется опросить родителей ученика и его преподавателей, а если полученные данные будут противоречивыми – правильно их соотнести. Поэтому к проблеме диагностики адаптационного потенциала личности можно отнести необходимость использовать системный принцип и комплексный подход. В это понятие также входит исключительная важность составления целого пакета диагностических методов и методик, которые позволят сделать результаты исследования максимально объективными.

Анализируя характер адаптации первоклассников к школе, целесообразно выделить ее виды в соответствии с отмеченными ранее уровнями и видами готовности к школе.

Дадим краткую характеристику видам адаптации.

Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, физическим и интеллектуальным нагрузкам. Особенности адаптации здесь определяются, во-первых, тем в какой первый класс пошел ребенок, с шести или семи лет, во-вторых, посещал ли он детский сад или его подготовка к школе осуществлялась в семье. С содержательной стороны характер адаптации определяется степенью сформированности морфофункциональных систем организма. Легче адаптируются здоровые, физически развитые дети, работоспособные, чем ослабленные, быстро утомляющиеся. Оценить степень адаптированности ребенка можно по тем же показателям, что и морфофункциональный уровень готовности к школе.

Адаптация к новым условиям познавательной деятельности , учению. Своеобразие данного вида адаптации определяется особенностями развития познавательной сферы ребенка, умением подчинять деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения задачам, которые ставятся перед ним в процессе учения. Недостаточный уровень развития той или иной области познавательной деятельности снижает адаптационные возможности ребенка, продлевает срок овладения учебными действиями и операциями.

Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка. Определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, пользуется ли симпатиями, как общается со сверстниками и взрослыми, как относится к школе, учебе, к самому себе как учащемуся, в конечном счете, по тому, как формируется у него новая позиция «быть школьником». Оценка адаптации данного вида осуществляется на основе анализа отношений, которые начинают складываться у того или иного ребенка к школе, деятельности, другим людям, себе как субъекту учебной деятельности.

Возрастно-психологический аспект адаптационного потенциала рассмотрен в исследовании, и, которые определяют структуру адаптационного потенциала личности и предлагают подход к ее психодиагностической оценке. Кроме основных параметров диагностики, таких как выбор методики и интерпретация результатов, психологи указывают также на необходимость существования вспомогательных, способных сильно повлиять на итоги исследования. Важно проводить диагностическую работу с ребенком в здоровой атмосфере. Для этого необходимо уделять внимание обстановке в кабинете, добиться расположения и доверия ребенка, учитывать его индивидуально-типологические особенности. Такое отношение является показателем профессионализма психолога.

На сегодняшний день оценка адаптационного потенциала личности является необходимой, но достаточно сложной задачей. В этой сфере еще существует множество проблем и неточностей. Однако отечественные и зарубежные психологи постоянно ведут работу в этом направлении.

Литература:

1. Посохова адаптирующейся личности СПб: Изд-во РГПУ им. , 2001. 240 с.

2. Маклаков, адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. Психологический журнал. 2001. Т.22, №1 С.16-24

3. Леонтьев структурной диагностики личностного потенциала / , // Психологическая диагностика. - М.: 2007. - №1. - С.8-31.

4. , Короткова адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005» / Под ред. , . СПб., 2005.

В ряде регионов страны потенциал земли в жизнеобеспечении населения в значительной степени или полностью уже исчерпан. При этом надо учитывать уроки чрезмерной техногенно-химической нагрузки на экосистемы, принимая во внимание адаптивный потенциал почв и растений. По расчетам А. А. Жученко, затраты невозобновляемой энергии в количестве 15 ГДж/га являются рубежом, за пределами которого наступает реальная опасность для экосистем.[ ...]

Изучение онтогенеза растений - одна из главнейших характеристик адаптивного потенциала, проблема которого занимает важное место как в эволюционной теории, так и в практике сельского хозяйства (Жучен-ко,1988). В связи, с чем нами в 2004 г. проведено исследование по оценке 80 сортов ярового ячменя различного э кол о го-географического происхождения из мировой коллекции ВИР в условиях северной лесостепи Тюменской области. Полевой эксперимент выполнен согласно методическим указаниям изучению мировой коллекции ячменя ВНИИ растениеводства (1973).[ ...]

ПОСТУПЛЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ - см. Предельно допустимое поступление (ПДП). ПОТЕНЦИАЛ АДАПТИВНЫЙ - наследственно детерминированная способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Степень проявления этой способности связана с биотическим потенциалом.[ ...]

В первое направление включены факторы, которые при правильном дозировании укрепляют адаптивные возможности организма человека, а при гигиенически неграмотном использовании могут сказаться на здоровье отрицательно. Во второе - факторы, имеющие отрицательное значение для здоровья и требующие безусловного устранения. Такая группировка подчеркивает, что ЗОЖ не только сводится к ликвидации факторов риска возникновения заболеваний, но и предполагает совершенствование стиля жизни населения с целью накопления потенциала здоровья.[ ...]

Обусловленный генетическими различиями более высокий уровень гранулоцитов гарантирует от гемодепрессии и определяет высокие адаптивные способности морфы striata в условиях резких изменений среды (Вершинин, 2004). С возрастом, у особей striata (в отличие от бесполосых) значительно растет число эритроцитов и лейкоцитов, что увеличивает их индивидуальный адаптивный потенциал. Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется разнонаправленное возрастное изменение доли нейтрофилов для полосатых и бесполосых. Возможно, это является одной из причин резкого преобладания фенотипа striata среди взрослых особей в городских популяциях.[ ...]

В последние годы в повышении устойчивости растений большую роль играет биотехнология (см. Генетически модифицированные растения). АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ (A.c.)- элемент адаптивного подхода, наиболее экологичный и экономичный вариант использования ресурсов почвы при максимальном раскрытии ее биологического потенциала и уменьшении вложений антропогенной энергии. Основу A.c. составляют: севооборот, безотвальная обработка почвы, экологизация системы внесения минеральных удобрений, использование биологических методов защиты растений, использование сор-тосмесей и поликультур.[ ...]

Преобладание животных морфы striata среди взрослых особей озерной лягушки на городской территории свидетельствует в пользу того, что этот фенотип обладает селективными преимуществами в популяциях техногенной зоны Уральского региона. Удалось показать, что успешному освоению новых местообитаний за пределами естественного ареала способствует высокий адаптивный потенциал озерной лягушки, значительную роль в котором играют наследственно обусловленные особенности системы гемопоэза морфы striata (Силс, Вершинин, 2 004).[ ...]

Исходным материалом для отбора К.р. служили растения естественных сообществ, чаще - на нарушаемых местообитаниях (горные осыпи). По этой причине большинство К.р. являются эксплерентами. В результате многолетнего и направленного на повышение продукционного потенциала искусственного отбора К.р. лишились этих качеств. В настоящее время требования к К.р. изменяются (см. Адаптивная селекция).[ ...]

Социальное развитие вида человек разумный никто не отрицает. Зато его современный биологический прогресс оспаривается многими. Основанием для этого служит морфологическое сходство наших далеких предков с ныне живущими людьми. Предполагается, что генетически человечество принципиально однородно уже десятки тысяч лет, а факторы отбора в человеческих популяциях почти не действуют. И то, и другое утверждение кажутся весьма сомнительными. Расовая и адаптивная дифференциация людей1, шедшая на протяжении всего времени существования вида человек разумный, скорее говорят об обратном. Генетическая целостность вида в смысле репродуктивных возможностей и предполагаемой тысячелетней стабильности умственных потенций (тоже гипотеза, требующая доказательств, прямые из которых не могут быть получены2, так как оживить далеких предков невозможно) еще не означают его неизменности. Что касается отбора в условиях огромного давления мутаций, то тут нередко встречается упрощенно-биологический, огрубленный подход к человеку. Видимо, преимущества имеет более тонкий и разносторонний анализ, учитывающий реальные ограничения изменчивости, но и не сбрасывающий со счетов трудноуловимый «в снятом виде» под социальными наслоениями биологический механизм. После длительного процесса расообразования ныне идет обратный - слияния рас. Однако отнюдь не так просто, бесконфликтно и быстро, как это нередко упрощенно принимается.[ ...]

Представляется неверным утверждение исследователей [Кузнецов, 1979; и др.], что в измененных условиях обитания у рыб появляются совершенно новые экологические группы, например кла-дофилы и т, п., как адаптация к значительно измененным условиям обитания. По-видимому, эти изменения связаны с реализацией скрытых (потенциальных) до сего времени возможностей в развитии особей и в приспособительных преобразованиях популяций у различных видов рыб, т. е. проявляется многообразие отношений организма со средой как адаптивный ответ развития особей и популяций на эти изменения, т. е. реализация того, что имеется в наличии или в потенции у вида в целом.[ ...]

Опасность представляют и навозохранилища комплексов по откорму крупного рогатого скота, часто недостаточно оборудованные и накапливающие огромное количество жидкого (бесподстилочного)навоза. Большой вред здоровью человека может нанести загрязнение сельскохозяйственной продукции нитратами. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ (С.ж.) Как правило, С.ж. не могут жить без человека, хотя в результате натурализации и возможен возврат некоторых из них в дикую природу. Эволюция С.ж. происходила путем искусственного отбора. Долгие годы основным направлением отбора было повышение продукционного потенциала - удойности коров, скорости привеса свиней и коров, яйценоскости кур и т. д. Итогом этого отбора в ряде случаев было резкое увеличение затрат энергии на содержание С.ж. и загрязнение окружающей среды. В настоящее время все большее распространение получает адаптивная селекция в направлении повышения устойчивости С.ж. к влиянию неблагоприятных факторов и эффективности откорма.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши