Скороговорки для детей 11 лет короткие. Детские скороговорки

Главная / Фундамент под беседку

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!
* * *
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
* * *
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..
* * *

На звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы
Лу-лу-лу возле окон на полу
Ла-ла-ла не заметили стекла
Лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.
* * *
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.
* * *

На звук "Р"

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытирать!"
* * *
- Кра! - кричит ворона. - Кража!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!
* * *

На звук "Ч"

Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.
* * *

Дифференциация И-Ы

Я в походе был
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.
* * *

Звуки Кь, Къ

Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!

Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!
* * *
У киски в миске сливки скисли.
* * *

У скалы, у сакли играют ласки в салки.
* * *

ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,
В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.
* * *

У Капки - из липки палка,
На палке - липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
* * *

У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки...
Запасов у мышки - большие излишки!
* * *

Скороговорки

У перепелa и перепелки пять перепелят.

Встaвaй, Архип, петух охрип.

От топотa копыт пыль по полю летит.

Бык тупогоб, тупогубенький бычек,у быка бела губа была тупа.

Сшит колпак не по колпаковски, надо бы колпак переколпаковать.

Пришел Прокоп - кипит укроп, ушел Прокоп - кипит укроп,
как при Прокопе кипит укроп, так из без Прокопа кипит укроп.

Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю,
отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"

У щучки - чешуйки, у чушки - щетинки.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель,
матросы две недели - карамель на мели ели.
* * *
Ветеp елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А на встpечу ему волк,
Hа ежа зубами - щелк.
Еж иголки показал,
Волк со стpаху убежал.
* * *
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на бpюшке.
И сказал еноту еж:
"Ты мне спинку не потpешь?"
* * *
Шел Шишига по шоссе,
Шел шуpша штанами.
Шаг шагнет, шепнет: "Ошибка",
Шевельнет ушами.
* * *
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
* * *
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел..
А вот белка не бела -
Белой даже не была.
* * *
Чеpной ночью чеpный кот
Пpыгнул в чеpный дымоход
* * *
Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка
Чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж.
* * *
Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека в pеке - pак.
Сунул Гpека pуку в pеку, pак за pуку Гpеку - цап!
* * *

На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобыль бобов.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
5. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
6. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
7. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
8. Около кола колокола, около ворот коловорот.
9. Шакал шагал, шакал скакал.
10. Купи кипу пик.
11. Купи кипу пуха.
12. Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
13. Ткет ткач ткани на платки Тане.
14. Водовоз вез воду из-под водопровода.
15. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
16. В один, Клим, клин колоти.
17. Стоит копна с подприкопеночком.
18. В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
19. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь
20. У елки иголки колки.
21. Кукушка кукушенку купила капюшон. Надел кукушенок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
22. Все бобры для своих бобрят добры.
23. Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, А Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
24. На меду медовик, а мне не до медовика.
25. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп кипел укроп; как при Прокоп кипел укроп, так и без Проко-
па кипел укроп.
26. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонборньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
29. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
30. У нас гость унес трость.
31. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
32. Рододендроны из дендрария.
33. К Габсбургам из Страсбурга.
34. Шел деготоник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены.
35. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
36. Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
37. Хвалю халву.
* * *

На звуки р, л, м, н

1. Дробью по перепелам, да по тетеревам.
2. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.
3. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
4. Клара - краля кралась к Ларе.
5. Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу,
про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика,
а про подпрапорщицу промолчал.
6. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
7. На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова.
8. На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.
Двора выдворить обратно на дровяной двор.
9. Курфюрст скопроментировал Ландскнехта.
10. Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да зарапортовался.
11. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
12. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
13. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет.
15. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
16. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
17. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
18. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
19. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки.
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
20. Говорили про Прокоповича.
Про какого про Прокоповича?
Про Прокоповича,
про Прокоповича,
про Прокоповича, про твоего.
20. Сшит колпак не по-колпаковски,
вылит колокол не по-колоколовски,
надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,
перевыкалпоковать, переколпаковать.
21. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
22. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопиевича.
Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопиевича.
23. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
24. Король¦орел.
25. Курьера курьер обгоняет в карьер.
26. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
27. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
28. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
29. Гонец с галер сгорел.
30. Талер тарелка стоит.
31. Идти на рать, так бердыш брать.
32. Интервьюер интервента интервьюировал.
33. Либретто Риголетто.
34. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
35. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
36. Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
мыло Мила уронила.
37. Во мраке раки шумят в драке.
38. Жри во ржи, да не ржи.
39. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
40. Город Нерль на Нерли реке.
41. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
42. Вашему понамарю нашего пономаря не перепонамаривать стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
43. Из-под Костромы, из-под костромищи шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки,
про крупу, да про подкрупки.
44. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
45. Турка курит трубку, курка клюёт крупку.
Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
46. А мне не до недомогания.
* * *

На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц

1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
2. У осы не усы, не усища, а усики.
3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
4. Осип охрип, Архип осип.
5. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
6. Сачок зацепился за сучок.
7. По семеро в сани уселись сами.
8. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
9. Свиристель свиристит свирелью.
10. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
11. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
12. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
13. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
14. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
15. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше шумливо шарят гроши.
16. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше нашли по два гроша.
17. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
18. Инцидент с интендантом.
19. Прецедент с претендентом.
20. Константин констатировал.
21. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
22. Ценит цеп косец по косовице.
23. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
24. У ежа ежата, у ужа ужата.
25. Жутко жуку жить на суку.
26. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
27. Течет речка, печет печка.
28. Щипцы да клещи¦вот наши вещи.
29. Тщетно тщится щука ущемить леща.
30. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ
31. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
32. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
и не пачкай больше уши.
33. Около колодца кольцо не найдется.
34. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружиться.
35. Разнервничавшегося конституцианалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
36. Яшма в замше замшела.
37. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
38. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
39. (Загадка) Плешь идет на гору, плешь идет под гору, плешь с плешью встретится, плешь плеши молвит:
ты плешь, я плешь, на плешь капнешь, плешь задерешь, другую заведешь.
40. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • "да-да-да - в огороде лебеда",
  • "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  • "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  • "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
  • "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
  • "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
  • "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.


Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Сейчас в мире новых компьютерных технологий, появилась масса развлечений для взрослых и детей. Множество художественных и мультипликационных фильмов, детских каналов на различную тематику, компьютерных игр. Ребёнка можно оставить на целый день около телевизора или дать ему в руки планшет и он будет занят, не мешая родителям заниматься домашней работой.

Результат – минимальное общение с ребёнком, слабое речевое развитие, замкнутость, необщительность. А ведь не секрет, что для развития ребёнка необходимо общение с родными и близкими, сверстниками. Будущее малыша зависит от многих факторов, в том числе и коммуникабельности. Умение общаться с людьми способствует выстраиванию отношений с окружающими людьми.

На развитие речи благотворно влияет частое общение , прежде всего с мамой, беседы, словесные игры, разучивание стихов, детских песенок, потешек, скороговорок. Соблюдая данные требования, ребёнок будет правильно развиваться и осваивать необходимые навыки:

  • правильно выстраивать предложения;
  • Разговаривать размеренной речью;
  • улучшается дикция;
  • говорить спокойным голосом, без выкриков;
  • быстро учиться читать.

Формируется чёткая и красивая речь

Но не стоит забывать что развитие каждого ребёнка индивидуально, и подход должен быть особенный, также учитывается фактор наследственности.

Примерная таблица усвоения звуков русского языка детьми по годам:

Если усвоение отдельных звуков русской речи у ребёнка не совпадает с данными в таблице не спешите расстраиваться, так как это приблизительные данные, а период формирование речи у каждого свой.

Но если в 6 лет ребёнок не выговаривает какие-то звуки, это повод обратится к логопеду.

Однако это не значит что всю ответственность можно переложить на плечи логопеда, в надежде что он все исправит, работа должна быть совместная с родителями. Желательно проводить занятия в игровой форме. При помощи словесных игр, скороговорок.

Детские скороговорки для развития речи

Детские скороговорки - это рифмованные, обычно простые по произношению стишки, с повторением каких-то звуков, которые требуют чёткого выговаривания, что осложняет быстрое произношение. Сначала их выучивают медленно, с чётким выговариванием трудных слов, но в процессе тренировки постепенно увеличивается скорость произношения. Придуманные ещё в старину для лёгкого обучения детей родной речи. В народе их называли чистоговорками. Делятся на народные и современные, детские и взрослые.

При помощи скороговорок:

  • формируется артикуляционный аппарат;
  • выстраивается правильная речь;
  • Устраняются речевые дефекты;
  • развивается фонематический слух.

Необязательно ждать пока ребёнок начнёт хорошо говорить. С самого раннего возраста можно во время игры проговаривать скороговорки, чистоговорки. Чтоб ребёнок слушал различные звуки, словосочетания, учился их различать и запоминал правильное произношение. Вот так развивается фонематический слух, что очень важно при формировании речи и чёткой дикции.

Детям очень нравится играть со скороговорками, занятия в игровой форме проходят интереснее, веселее и материал лучше усваивается. Причём стихотворная форма легко запоминается, что способствует развитию памяти.

Их очень любят использовать в своей практике логопеды,

  • Не требуйте от ребёнка проговорить все сразу, и в быстром темпе.
  • Наберитесь терпения, оно вам понадобится.
  • Ваше занятие не должно длиться дольше 10 минут.
  • А тренироваться в столь интересной игровой форме можно сколько вам угодно. Только не переусердствуйте, чтоб не исчезло желание.

И ваши усилия будут вознаграждены.

Скороговорки на букву [Р] и [Л]

Одни из самых важных, это скороговорки на букву [Р] и [Л] .

Очень много детей, которые долго не выговаривают эти согласные. При помощи этой методики можно избавиться от такого дефекта.

Сначала можно размяться на лёгких чистоговорках:

После можно перейти и к главной части занятия, к скороговоркам на букву [р] для детей:

Скороговорки для первого класса на букву [р]

На букву [Л] :

Для формирования шипящих звуков [Ч] , [Ш], [Щ]:

Смешные скороговорки для детей

Весёлые скороговорки очень нравятся детям. Особенно когда они используются в игровой форме, а также с картинками, различными иллюстрациями. На таких занятиях не только развивается речь. А ещё и воображение, формируется память. Смешные стишки с весёлым смыслом поднимают настроение, вызывают положительные эмоции, что также благотворно влияет на психологическое развитие ребёнка.

В форме загадок

Скороговорки бывают в форме загадок, что тоже очень нравится детям, легко запоминаются, с удовольствием загадывают их друг другу. Тренируют речь, и способствуют развиватию логического мышления.

Сложные скороговорки для 7–8 лет

Длинные и тяжело выговариваемые логопедические стишки, нужно выучивать наизусть и тренироваться в выговаривании, пока не будет получаться без запинания. Не спешите сразу пытаться выговорить всю от начала до конца, медленно, трудные места можно повторить несколько раз, пока не получится правильное произношение. После постепенно увеличивайте скорость.

Необходимы такие скороговорки для улучшения дикции. Помогает обрести навыки спокойной не тараторящей речи.

Для каждого возраста своя сложность построения стишка, для малышей используются несложные звуки, обычно без таких как [Р] [Л] и [Ф] [В].

Для детей 7–8 лет используются все звуки в любых сочетаниях.

Скороговорки для 1 класса

На букву [Р ]

Скороговорки для 2 класса

Игры со скороговорками

Очень весело и эффективно проходит занятие в игровой форме. В игре ребёнок чувствует себя раскрепощённым, не зажимается, обучение сопровождается позитивными эмоциями, и яркими впечатлениями.

  1. Предложите ребёнку игру «Обезьянка», Взрослый проговаривает скороговорку, малыш повторяет. Можно усложнить эмоциями. Повторять грустно, радостно, сердито, удивлённо. Такая игра проходит очень весело. Способствует развитию мимики и фантазии, а также творческого мышления.
  2. Можно во время занятия взять мяч и во время чтения скороговорки перекидывать его из руки в руку.
  3. Общая игра «Кто быстрей». Первый читает скороговорку медленно, после увеличивает темп, пока не запнётся. Так, по очереди проговаривает каждый играющий, увеличивая темп. Кто скажет быстрее всех тот и победил.
  4. Игра называется «Испорченный телефон». Играющие делятся на две команды, игроки своих команд садятся друг за дружкой. Ведущие дают две трудновыговариваемые скороговорки, капитанам команд. По сигналу капитаны проговаривают логопедическую рифмовку на ухо рядом сидящему, и так информация должна дойти до последнего в команде, а он должен будет правильно произнести вслух. Та команда побеждает, в которой будет самое верное произношение скороговорки.
  5. Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий раздаёт по скороговорке каждому, одинаковые по сложности. И по очереди каждый должен выйти на шаг вперёд, проговорить скороговорку три раза. Если три раза проговорил и не запнулся, остаёшься на месте. Если, наоборот, шаг назад. Выигрывает тот, кто оказался впереди всех.
  6. Музыкальная игра «Проговаривай и пой». Необходимо под определённую чистоговорку подобрать какую-то мелодию из знакомой песни и пропеть её.

Такие занятия можно проводить каждый день, и уже через месяц будет виден результат. Звуки, как [р], [л], [ш], трудно ставятся, наберитесь терпения. Если же, на протяжении долгого времени нет изменений в лучшую сторону, стоит обратиться к логопеду. Во многих садах и школах, работает логопед, который может заниматься с ребёнком после занятий. Помните правильная и красивая речь показатель культуры и воспитания.

Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.

Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.

Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки – всё это прекрасные развивающие , которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.

Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.

Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.

Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.

Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.

Скороговорки – это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)

Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.

Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Звук Л

Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.

Звук Г

В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».

Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.

Упражнения на смешанные звуки

Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.

Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.

Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.

Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры :

  • «Самый большой пузырь» – это выдувание мыльных пузырей.
  • Ещё одно упражнение, служащее той же цели – «Бумажный футбол». Из тонкого листочка бумаги скатывается маленький легкий шарик. Задача малыша задуть его в обозначенные какими-нибудь предметами ворота.
  • «Буря в стакане». В стакан с водой опускается трубочка и малыш выдувает воздух, стараясь устроить как можно больше пузырей.

Звук Ж

Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.

В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.

Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.

Звук Р

В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:

  • «Кисточка». Изображая побелку, водить язычком по небу вперед – назад.
  • «Моем стены». Языком водить вправо – влево по внутренней стороне зубов вначале вверху, затем внизу
  • «Вверх – вниз». Высунутый язычок качает вверх – вниз.

В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»

Сложные скороговорки

Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.

Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.

  1. Вначале взрослый медленно проговаривает развивающие чистоговорки вместе с ребенком, затем темп постепенно увеличивается.
  2. Разучивать стихотворные скороговорки лучше отбивая ритм ладошками. Это поможет ребенку их запомнить.
  3. Если ребенку не понятен смысл отдельных слов или всей скороговорки, объясните их ему. Понимание облегчит запоминание и поможет избежать ошибок в произношении.
  4. Не заставляйте детей, поиграйте с ними тогда, когда у них появится настроение.
  5. Не ругайте, если что-то не получается.

подряд

В этом материале мы расскажем вам о том, зачем нужны скороговорки для детей , как правильно заниматься с ребёнком отработкой тех или иных звуков при помощи скороговорок,а также вы найдете множество детских скороговорок, собранных на одной странице для вашего удобства. Скороговорки представляют собой простой ритмичный текст, в котором сочетаются звуки, затрудняющие легкое произношение слов. Создание скороговорок с давних пор связано с желанием народа позабавить детей . Необходимо отметить, что это развлечение весьма полезно для развития речевого аппарата и дикции у детей разного возраста . Использование для занятий с детьми скороговорок позволяет в короткий срок добиться больших успехов в корректировке неправильного произношения.
Развитие правильной речи ребенка предусматривает применение скороговорок, так как они очень любимы детьми дошкольного и школьного возраста. Произношение скороговорок может быть различным: медленным, умеренным и быстрым.

Четкость произношения требует концентрации на выговаривании каждого слова и особого внимания, так как от этого зависит правильное развитие речи. Большее количество времени следует уделить тем детским скороговоркам, которые произносятся ребенком с самыми большими трудностями.

Существуют разные способы работы с детскими скороговорками:

Предложите малышу проговорить скороговорку, создавая ритм своими ладошками.

Попросите его проговаривать скороговорку для детей и при этом подбрасывать и ловить руками мяч.

Также допускается проговаривание скороговорки и параллельное перебрасывание мяча.
Повторение скороговорок является очень полезным делом для детей, которые только начинают осваивать язык.

Предложите ребенку произнести одну и ту же скороговорку несколько раз подряд. Сбиваться – нельзя.

Произношение скороговорок способствует улучшению подвижности языка, развитию внимания и правильному произношению различных звуков. Скороговорки для детей являются речевым тренажером. Эти «витиеватые» фразы применяются в логопедии. Подготовка дикторов также требует использования скороговорок. Чем больше ребенок произносит сложных конструкций, тем лучше развивается его дикция.

Скороговорки являются очень удобным и универсальным развивающим средством. Соревнования по скороговоркам не нуждаются в специальном инвентаре. Поэтому они прекрасно подходят для длинных очередей, пробок, перелетов и переездов.
Конечно же, всех известных скороговорок не произнести, однако попытаться можно. Первым делом в ход идут самые простые рифмованные скороговорки .

Во время занятий необходимо добиться того, чтобы ребенку нравился сюжет скороговорки, и он понимал всех персонажей, которые в ней задействованы. И самым идеальным вариантом для этого являются книги с детскими скороговорками , содержащие подходящие иллюстрации.

Самые лучшие скороговорки для детей для отработки звуков и правильной дикции.
Следующая статья:

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши