Что такое шум опыты простые. Опыты со звуком

Главная / Фундамент под беседку

Наука — это весело, поэтому приступим к веселому изучению!

Скоро Новый год! Это так здорово. У многих хозяек уже начались предновогодние хлопоты. И я не исключение – мою, чищу, опять мою. Вот добралась до наведения порядка в посуде – решила натереть бокалы. И, как всегда, не обошлось без маленьких открытий.

Оказывается, бокалы способны петь . Конечно, это не Бетховен или Бах, но очень необычный и интересный звук они издают. Напишу подробнее.

Музыкальный бокал

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем потереть в любом месте бокала. Нам больше понравилось водить по краю. Нужно немного приноровиться, отрегулировать силу нажатия пальца и получается отличное пение бокала!

На этом мы не стали останавливаться и провели соревнования бокалов, наполняя их различным количеством воды. Одни бокалы пели высоко, другие низко. Владка занимается в школе искусств на фольклорном отделении, поэтому без моих подсказок распознал высоту звуков.

При пении бокала на поверхности воды можно заметить волны, такие как образуются, если бросить камешек в воду. А если воды налить максимально много, то появляются даже брызги!

Этот музыкальный опыт со звуком можно немного преобразовать. Следует сделать бумажный крест из тонких полосок бумаги, концы его загнуть под прямым углом, чтобы он не соскользнул в бок. Наполнить бокал водой до краев и вытереть хорошенько эти самые края, а уже сверху положить крест. Далее смоченным в воде пальцем потереть стенку бокала в любом месте, что бы он запел. Теперь самое интересное! Если палец трет бокал между двух концов бумажно креста, то он начинает медленно вращаться. Прекращается трение – прекращается вращение. Это завораживает.

Проводили с детками в клубе этот опыт, не у всех получилось. Может быть, кому-то не хватает координации движений или силы нажатия. В ходе эксперимента родилась идея аккуратно прикоснуться острием карандаша к бокалу. Звук очень изменился. Но прикосновение должно быть легким, что тоже оказалось не всем под силу.

Мы поговорили с ребятами и о голосовых связках , а потом к удивлению мам, ожидающих в фойе, покричали, повизжали и пошумели. Поговорили о барабанных перепонках в ушах. А еще о мухах, комарах и шмелях, которые жужжат крылышками .

Как обычно, я не ставила перед собой задачи детального разбора опытов. Мне главное, разжечь интерес у ребят-дошкольников, научить их задавать вопросы и позволить им веселиться и удивляться!

На занятии мы послушали, как шумит море в ракушке , а потом ее нарисовали. Всегда удивляюсь, какие интересные и не похожие рисунки получаются у детей (я им не показываю образцов, а просто говорю, что рисуем, как шипит сода с уксусом или как шумит ракушка).

Звуки могут быть яркими, звонкими, шуршащими, трещащими, жужжащими, шумящими и не только. У каждого звука свой цвет, своё тепло и даже прохлада. Если вам понравились поющие бокалы, то хочу подарить вам свою книгу . Приглашаю вас в увлекательный мир опытов со звуком. Сфотографируйте ваши опыты. Мы с удовольствием побываем в вашей домашней лаборатории, если вы пригласите к себе в гости. До скорой встречи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя

Мастер – класс для педагогов

«Опыты со звуками для дошкольников»

г. Ставрополь, 2016 год

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер-класса

Объяснялки (от детей):

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

Как вы поняли, речь сегодня пойдет об организации экспериментальной деятельности с детьми. Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В силу своей мне наиболее близки опыты со звуками. С некоторыми из них я сегодня вас познакомлю.

С воспитанниками второй младшей группы можно провести опыт:

«Музыка или шум?»

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: Металлофон, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.)..

Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

В средней группе можно провести опыт «Почему все звучит?»

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: - рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают - возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук (он прекращается); - рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); - лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется). Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй - проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки - прекратить колебание предмета).

Для воспитанников старшей группы можно подготовить следующий опыт «Как распространяется звук?»

Цель: Понять, как распространяются звуковые волны.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости или краю бассейна. Другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде). Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой) по воде пошли волны - передается звук).Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т. д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.

С воспитанниками подготовительной к школе группы целесообразно провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля - низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленький, крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Проведение опытов со звуками интересно и детям, и взрослым. С другими опытами вы можете ознакомиться в составленной мною картотеке опытов.

Я надеюсь, что информация, полученная на мастер - классе, вам пригодится. Спасибо за внимание.

Вы посмотрели «Опыты со звуком» в серии «Музыкальная шкатулка»? Попробовали самостоятельно сделать «музыкальные инструменты» из линейки или веревки?

Давайте вместе попробуем провести еще несколько опытов со звуком.

«Ксилофон» из бутылок

Возьмем несколько пустых одинаковых бутылок (лучше стеклянных), выстроим их в ряд и начнем наполнять водой. В первую нальем совсем немного воды, в следующую – побольше, в третью – еще больше - так, чтобы последнюю наполнить почти доверху. Теперь начнем ударять по бутылкам ложкой или палочкой (осторожно, не разбейте!) Слышите – звуки тоже получаются разной высоты? У нас есть еще один собственный музыкальный инструмент. Можно даже попробовать сыграть на нем какую-нибудь мелодию.

Звучащий стакан

Возьмите пластмассовый стакан и круглую резинку (можно такую, которую используют, чтобы перевязывать пачки денег). Натяните резинку на стакан, как показано на рисунке.

Приложите стакан дном к уху. Побренчите натянутой резинкой как струной. Правда, получилось намного громче, чем мы ожидали?

Самодельный телефон

А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон» для двоих человек? Конечно, с настоящим телефоном его сравнить нельзя, но на небольшом расстоянии он будет все же отлично передавать звуки.

Возьмите два картонных стаканчика. Проткните их донышки в центре, проденьте сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепите внутри стаканов, привязав к каждому короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше – если удастся найти, можно взять веревку длиной даже более 20 метров.

Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур. Только учтите – нужно разойтись так, чтобы веревка как следует натянулась. Звук хорошо проводится шнуром только тогда, когда шнур натянут.
Теперь, если один из участников будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны

Можно сделать и еще проще – вместо стаканчиков использовать спичечные коробки, а вместо шнура – обычную нитку (закрепляем ее внутри коробков, привязав к концам спички). Не забудьте – нитка тоже должна быть туго натянута и не должна касаться каких-то предметов, в том числе пальцев, которыми мы держим коробки. Если прижать нитку пальцем, разговор прекратится.

Для самых любознательных

Почему это происходит? Почему мы слышим звуки и как они передаются?

Наше ухо - очень непростой инструмент. В нем есть тонкая-тонкая туго натянутая кожица –«барабанная перепонка». Малейший толчок воздуха вызывает колебание этой перепонки – и оно воспринимается нами как звук.

Но каким образом мы слышим, например, выстрел из пушки при салюте – ведь она стреляет на расстоянии нескольких километров от нас? Как и каким путем звук достигает уха? Почему мы слышим звук от выстрела лишь через некоторое время после того, как он произведен? Почему, наконец, выстрел вблизи слышен громче, чем отдаленный?

Пространство между предметами, находящимися на поверхности земли, не пустое. Оно заполнено смесью прозрачных газов – воздухом. Воздух состоит из бесчисленного множества мельчайших частиц газов, таких крошечных, что их невозможно рассмотреть в самый сильный микроскоп. И все это бесчисленное множество частиц газа заполняет пространство между источником звука и нашим ухом.

Это можно сравнить с площадью, плотно заполненной людьми. Представьте, что каждый человек - это мельчайшая частица воздуха. Допустим, что через эту толпу необходимо передать какое-то поручение – от человека в одном конце площади к человеку, который стоит на противоположном ее конце. Первый с краю передаст это поручение соседу, тот в свою очередь – следующему, и таким образом поручение придет по назначению.

То же самое происходит и между источником звука и нашим ухом. Звучащий предмет создает колебания (звуковые волны). Они дают толчок ближайшим частицам воздуха, эти частицы толкают следующие… Постепенно передаваясь от частицы к частице во все стороны, звуковые колебания достигают барабанной перепонки нашего уха. Как только они до него доберутся, мы и услышим звук.

А почему на большом расстоянии звук ослабевает – и чем дальше мы от источника звука, тем хуже его слышим? Частички воздуха хорошо передают толчок, но постепенно он все больше и больше ослабевает в пути. Ведь каждая частичка воздуха толкает звук не в одну сторону – а сразу по всем направлениям (отдавая силу нескольким «соседям в толпе» одновременно). Сила толчка, переданного каждому отдельному соседу, становится все слабее и слабее. Вот почему сила звука уменьшается по мере нашего удаления от его источника.

Но звук умеет распространяться не только через воздух, но и через все газообразные, жидкие и твердые тела. Только скорость распространения и сила звука при этом не одни и те же. Через некоторые газы и через все жидкие и твердые тела звук распространяется скорее, чем через воздух. Поэтому в нашем опыте с резинкой на стакане или самодельным телефоном мы и слышим звук лучше, чем если бы он передавался просто по воздуху.

Вопрос: Какие интересные демонстрационные опыты, связанные со звуком, можно поставить, используя приборы, находящиеся в кабинете физики (в этом кабинете не так много приборов) или приборы которые я могу смастерить сам в домашних условиях за небольшой промежуток времени(1-2 дня). Так же, если можно, пришлите список подходящей литературы.

Ответ: Вероятно, при изучении темы «звуковые волны» (и, вообще, волны) было бы полезно проделать следующие демонстрации:

1. Волны в натянутой струне: для демонстрации лучше всего взять резиновую ленту метра 3-4 длинной, один конец привязать — другой взять в руку. С помощью этого простого «инструмента» можно показать бегущую и стоячую волны. Несмотря на свою простоту демонстрация может быть довольно интересной.

2. В своей лекции «О корабельных волнах» лорд Кельвин рассказывал: «. одно открытие фактически сделано лошадью, ежедневно тащившей лодку по канату между Глазго и Ардроссаном. Однажды лошадь понеслась, и возница, будучи наблюдательным человеком, заметил, что, когда лошадь достигла определенной скорости, тянуть лодку стало явно легче и позади нее не осталось волнового следа».

Объяснение этого явления заключается в том, что скорость лодки и скорость волны, которую возбуждает лодка в реке, совпали. Если бы лошадь побежала еще быстрее (скорость лодки стала бы больше скорости волны), то за лодкой возникнет ударная волна. Ударная волна от сверхзвукового самолета возникает точно так же.

Для демонстрации можно взять обычную ванночку с водой, а вместо лодки использовать свой палец. Можно показать механизм возникновения ударной волны. Если взять прозрачную ванночку, а воду подкрасить, то с помощью проектора можно спроектировать эту картинку на доску.

3. С помощью ванночки с водой и пальца можно продемонстрировать эффект Доплера.

4. Интерференция звука: прибор для демонстрации интерференции звука представлен на рисунке 5. В самом начале прибор имеет два одинаковых — верхний и нижний звукопровода. Затем нижний звукопровод удлиняют. При (— скорость звука в воздухе (примерно 330 м/с), — частота звука, поступающего из динамика A) звучание из рупора B максимально ослабится. При Гц см, так что прибор должен быть достаточно большим.

5. Резонансные частоты: поднесем вибрирующий камертон к высокому цилиндрическому сосуду, в который понемногу наливается вода. Мы услышим то усиливающийся звук, то ослабевающий, то снова усиливающийся. Можно также посвистеть в бутылку с водой — тон свиста меняется с изменением уровня воды в бутылке.

6. Тоже относится к резонансным частотам: если взять шарик с гелием и вдохнуть гелий в себя, то ваш голос на некоторое время станет писклявым. Резонансная частота повышается при повышении скорости звука в среде. Скорость звука в гелии выше, чем в воздухе.

7. Визуализация звуковых волн в воде: требуется источник звуковых волн, который можно засунуть в банку с водой (пьезокерамическая пластинка подойдет идеально). Если динамик расположить параллельно дну или поверхности воды (неважно) и подобрать частоту, чтобы возникла стоячая волна (несколько килогерц), то можно заметить, что пузырьки воздуха (всегда присутствуют в водопроводной воде) группируются в узлах давления — видна структура стоячей волны.

8. В книге Дж. Уокера «Физический фейерверк» описано два красивых опыта, связанных с волнами:

(a) Фигуры Хладни. Фигуры Хладни получают на закрепленном в центре металлическом диске, на который насыпан песок. Когда по краю диска проводят смычком, песок образует различные (в зависимости от того, где и как провели смычком) геометрические узоры.

(b) Пылевые фигуры Кундта. Трубка Кундта является простым приспособлением для демонстрации стоячих звуковых волн. Трубка Кундта представляет собой длинную стеклянную трубку, в которой насыпано немного легкого порошка (например пробковой пыли). Один конец трубки запаян, в другом с помощью пробки укреплен медный стержень. Если потереть стержень наканифоленной замшей, то он начнет скрипеть, а пыль расположится аккуратными кучками вдоль трубки. Такое распределение обусловлено стоячими звуковыми волнами.

Используемая литература: 1. Дж. Уокер, Физический фейерверк, Издательство Мир, 1989

2. Задачи по физике: Учебное пособие под редакцией Савченко, издательство Наука, 1981, и 1988 с изменениями — основной учебник по физике для ФМШ при НГУ. Скоро будет еще один выпуск.

Опыты со звуком, или поющие бокалы

Наука — это весело, поэтому приступим к веселому изучению!

Скоро Новый год! Это так здорово. У многих хозяек уже начались предновогодние хлопоты. И я не исключение – мою, чищу, опять мою. Вот добралась до наведения порядка в посуде – решила натереть бокалы. И, как всегда, не обошлось без маленьких открытий.

Оказывается, бокалы способны петь . Конечно, это не Бетховен или Бах, но очень необычный и интересный звук они издают. Напишу подробнее.

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем потереть в любом месте бокала. Нам больше понравилось водить по краю. Нужно немного приноровиться, отрегулировать силу нажатия пальца и получается отличное пение бокала!

На этом мы не стали останавливаться и провели соревнования бокалов, наполняя их различным количеством воды. Одни бокалы пели высоко, другие низко. Владка занимается в школе искусств на фольклорном отделении, поэтому без моих подсказок распознал высоту звуков.

При пении бокала на поверхности воды можно заметить волны, такие как образуются, если бросить камешек в воду. А если воды налить максимально много, то появляются даже брызги!

Этот музыкальный опыт со звуком можно немного преобразовать. Следует сделать бумажный крест из тонких полосок бумаги, концы его загнуть под прямым углом, чтобы он не соскользнул в бок. Наполнить бокал водой до краев и вытереть хорошенько эти самые края, а уже сверху положить крест. Далее смоченным в воде пальцем потереть стенку бокала в любом месте, что бы он запел. Теперь самое интересное! Если палец трет бокал между двух концов бумажно креста, то он начинает медленно вращаться. Прекращается трение – прекращается вращение. Это завораживает.

Проводили с детками в клубе этот опыт, не у всех получилось. Может быть, кому-то не хватает координации движений или силы нажатия. В ходе эксперимента родилась идея аккуратно прикоснуться острием карандаша к бокалу. Звук очень изменился. Но прикосновение должно быть легким, что тоже оказалось не всем под силу.

Мы поговорили с ребятами и о голосовых связках , а потом к удивлению мам, ожидающих в фойе, покричали, повизжали и пошумели. Поговорили о барабанных перепонках в ушах. А еще о мухах, комарах и шмелях, которые жужжат крылышками .

Как обычно, я не ставила перед собой задачи детального разбора опытов. Мне главное, разжечь интерес у ребят-дошкольников, научить их задавать вопросы и позволить им веселиться и удивляться!

На занятии мы послушали, как шумит море в ракушке , а потом ее нарисовали. Всегда удивляюсь, какие интересные и не похожие рисунки получаются у детей (я им не показываю образцов, а просто говорю, что рисуем, как шипит сода с уксусом или как шумит ракушка).

И в завершении занятия, немного похулиганили и смастерили устройство по обману ушей. О том, как его сделать, читайте в статье «Зачем человеку два уха или опыты со звуком».

Звуки могут быть яркими, звонкими, шуршащими, трещащими, жужжащими, шумящими и не только. У каждого звука свой цвет, своё тепло и даже прохлада. Если вам понравились поющие бокалы, то хочу подарить вам свою книгу. Приглашаю вас в увлекательный мир опытов со звуком. Сфотографируйте ваши опыты. Мы с удовольствием побываем в вашей домашней лаборатории, если вы пригласите к себе в гости. До скорой встречи.

10.12.2014 в 08:13

Галина, какие у вас на сайте описываются замечательные опыты. Да вам сам бог велел поучаствовать в моем конкурсе Новогодние фантазии». Думаю, что призами книгами вы знакомы уже и опыты берете отттуда. Но интересен же сам процесс. Что вы на это скажете?

Галина Кузьмина

10.12.2014 в 12:01

Зоя, Вы не поверите, но книг этих в руках не держала))) С удовольствием поучаствуем!

Сайт построен на Genesis Framework · Дизайн WP Fairytale

Для участников фотогалереи «Мой любимый опыт» в октябре есть чудесная возможность выиграть подарок от «Простой науки».

Вся серия «Экспериментов в коробочке».

В комплект входят 10 наборов «Эксперименты в коробочках:

  1. Фараонова змея
  2. Вулканчик
  3. Горячий лёд
  4. Кристалл
  5. Хэндгам
  6. Химический ластик
  7. Опыты с шариками
  8. Искусственный снег
  9. Коллоидный сад
  10. Голограмма

Подарки отправляются только по России.

  • Общий срок проведения конкурса с 01 октября 2016 по 31 октября включительно 2016.
  • Вручение призов до 31.12 2016 года включительно
  • Присылайте ваши фотографии для участия в Фотогалерее «Мой любимый опыт» на адрес
  • В теме указывайте Фотогалерея.
  • Указывайте название работы, возраст экспериментаторов.
  • От одного участника принимается не более трех работ.
  • Определение победителей до 7 ноября 2016.
  • Победитель определяется по наибольшему количеству голосов, отданных за фотоработу.

Призы отправляются только по территории Российской Федерации

Опыты со звуком в домашних условиях

Лисоченко Ольга Викторовна

Персональный сайт музыкального руководителя МБДОУ детского сада комбинированного вида №11 “Журавушка” города Ставрополя

Мастер — класс для педагогов

Мастер – класс для педагогов

«Опыты со звуками для дошкольников»

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Объяснялки (от детей):

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по — разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

Как вы поняли, речь сегодня пойдет об организации экспериментальной деятельности с детьми. Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В силу своей профессиональной деятельности мне наиболее близки опыты со звуками. С некоторыми из них я сегодня вас познакомлю.

С воспитанниками второй младшей группы можно провести опыт:

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.)..

Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

В средней группе можно провести опыт «Почему все звучит?»

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: -рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают- возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук (он прекращается); -рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); -лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется). Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй- проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки- прекратить колебание предмета).

Для воспитанников старшей группы можно подготовить следующий опыт «Как распространяется звук?»

Цель: Понять, как распространяются звуковые волны.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости или краю бассейна. Другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде). Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой) по воде пошли волны- передается звук).Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.

С воспитанниками подготовительной к школе группы целесообразно провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями- звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля- низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленький, крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Проведение опытов со звуками интересно и детям, и взрослым. С другими опытами вы можете ознакомиться в составленной мною картотеке опытов.

Я надеюсь, что информация, полученная на мастер — классе, вам пригодится. Спасибо за внимание.

Это будет интересно не только детям, но и взрослым!

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?», «МУЗЫКА или ШУМ?»,

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?», «ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?,

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?», «КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»,

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ», «ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»,

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ», «ЗВУКИ в ВОДЕ»,

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН», «ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»,

«ПОЮЩАЯ СТРУНА», «ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»,

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыты со звуком

«МУЗЫКА или ШУМ?»

- Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки

- Металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики. коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др.

Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают 1-2 звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию, дети пробуют её узнать. Педагог выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику? (нет). Как назвать то, что получится? (шум). Дети рассматривают коробочки со звуками, заглядывают в них и определяют, одинаковые ли будут звуки. (Нет, так как разные предметы «шумят» по – разному) Затем дети извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза. Остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок угадывает название музыкального инструмента.

«ПОЧЕМУ ВСЁ ЗВУЧИТ?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан

Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии опытов

Дети выясняют, есть ли голос у линейки (если её не трогать, она звук не издаст). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается) Выясняют, как заставить звучать натянутую струну (подергать), а потом замолчать (зажать рукой или каким либо предметом) Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в неё, не сжимая пальцами. Выясняют, что почувствовали. (звук заставил дрожать бумагу, пальцы это почувствовали) Вывод: звучит только то, что дрожит Дети разбиваются по парам. Один ребенок выбирает предмет и заставляет его звучать, другой пальцами проверяет наличие колебания и знакомым способом останавливает его.

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Линейка с натянутой тонкой нитью. Схема строения органов речи

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла. Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было. ) Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (связки сравнивает с натянутыми нитками: чтобы сказать слово. надо, чтобы «ниточка» тихонько задрожала) Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, из неё извлекается тихий звук. Если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится). Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, иможно повредить. (Сравнение с нитью) Разговаривая спокойно, мы бережем голос.

«КАК РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗВУК»

Объяснить, как распространяются звуковые волны

Емкость с водой, камешки, шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью, глубокая емкость с водой или бассейн, тонкостенный гладкий

Бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. (Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в ёмкость с водой. Рассказывают, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Опыт с шашками, вывод: (Последний предмет отскочил – силу удара передали ему другие предметы. Также звук передается по воздуху) Дети выполняют опыт по следующему алгоритму: ребёнок прикладывает ухо к емкости с водой, другое ухо закрывает тампоном, второй ребенок бросает камешки. Первого спрашивает, сколько камешков брошено и как он догадался. 9 Услышал три удара, их звуки передались по воде). Дети наполняют водой стакан на ножке. Водят пальцем по краю бокала. Извлекая тонкий звук. Вместе с педагогом выясняют, что происходит с водой. (Волны – они передают звук)

«ГДЕ ЖИВЕТ Э Х О?»

Подвести к понятию возникновения эха

- - пустой аквариум или большая стеклянная банка, вёдра пластмассовые и

Металлические, кусочки ткани, веточки, мяч.

Дети определяют, что такое эхо. (Явление, когда сказанное слово, песенка

Слышатся ещё раз, как будто кто-то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо. (В лесу, в арке дома, в пустой комнат). Проверяю с помощью серии опытов, где оно бывает, а где его быть не может. Каждый ребенок выбирает ёмкость и материал для её заполнения. Сначала произносят какое-нибудь слово в пустой аквариум. ведро. Выясняют, возникает ли при этом эхо. (Да, звуки повторяются) Затем заполняют емкости тканью, веточками. (нет, эхо исчезло) . Дети играют с мячом: отбивают его от пола, от стены, от кресла, от ковра. Замечают, как скачет мячик. (Хорошо отскакивает, возвращается в руки. Если ударяется о твердые предметы, не возвращается, остается на месте, если ударяется о мягкие предметы0. То же происходит со звуками: они ударяются о твёрдые предметы и возвращаются к нам в виде эха Выясним, почему в пустой комнате эхо живет, а заполненной мягкой мебелью – нет. (Звук не отражается от мягких предметов и не возвращается к на

«ПОЧЕМУ Мишутка ПИЩАЛ?

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.

Струны разной толщины, натянутые на деревянную планку, нити разной толщины, закреплённые одним концом на деревянной подставке (или привязанные к любому тяжёлому предмету).

- Педагог вместе с детьми вспоминает сказку Л.Н.толстого «Три медведя» (

Педагог имитирует голоса героев, изменяя высоту голоса) Затем дети изображают голос Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Какими были у них голоса? (У М.И. – грубый, громкий., У Н.П. – не очень грубый, У мишутки – тоненький. Он не говорил, а пищал.) Выясняем, почему у медведей такие разные голоса, проводя серию опытов. Вспоминаем, в результате чего появляется звук речи. (Дрожании голосовых связок) Дети выбирают соответствующие голосам персонажей струны, объясняя свой выбор. Затем привязывают нить любой толщины к подставке. Зажав нить между большим и указательным пальцами, проводят ими по всей длине нити. Раздается звук, так как нить дрожит. Педагог предлагает из набора нитей выбрать ту, которая будет звучать, как голос М.П., Н.П, Мишутки. Задание выполняется подгруппами

«КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕСЕНКА?»

Выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера.

Ксилофон, металлофон, деревянная линейка

Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (Например: «Чижик-пыжик»), затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (Первый раз – нежнее. Второй – грубее) Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, повторяем этой же мелодию на высоких нотах, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее, (ниже), у маленьких – тоньше (выше). В песенке встречаются высокие и низкие звуки.

«КАК СДЕЛАТЬ ЗВУК ГРОМЧЕ?»

Выявить причину усиления звука.

Пластмассовая расческа и рупор из картона

Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий. слабый. Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче. Что чувствую пальцы? Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче. Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе)

Дети играют в игру «Ау!», прикладывая руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки. Стал ли звук громче? (Да) Какой прибор используют капитаны на кораблях, когда отдают команды? (рупор) Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без рупора, затем с ним. Делается вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор и звук получается более сильным.

«КОРОБОЧКА С СЕКРЕТОМ»

Выявить причину ослабления звука.

Коробочка с мелкими предметами из разных материалов или крупами, одна

коробочка с «секретом» - внутри она полностью обложена поролоном

Педагог предлагает отгадать по звуку. Что находится в коробочке. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий – металл, шуршащий – крупа) Взрослый, не показывая внутренней части коробочки, помещает в неё мелкие предметы из металла, закрывает и ставит в один ряд с остальными, меняя все местами. Дети пробуют отыскать коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла) По пометке на донышке находят коробочку с «секретом», рассматривают её устройство, выясняют, почему звук исчез (он, как бы «застрял»л в поролоне) Дети изготовляют коробочки с «секретом», обвертывая их поролоном, поверяют их звучание и сохранность «секрета». (Звук стал глуше, тише, неопределённее). – Если будильник звонит очень громко, что нужно сделать, чтобы не разбудить остальных? (Накрыть будильник чем-то мягким: подушкой, одеялом)

«ПОЧЕМУ НЕ СЛЫШНО?»

Выявить причину ослабления звука

Большая ёмкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки? Производят опыты6

  • В большой ёмкости у одного края помещаются кораблики. У противоположного края дети бросают камешки. Выясняют, что по воде пошли волны, кораблики остались неподвижны. Распределяют кораблики по всей поверхности. Бросая камни, обращают внимание на силу волны, заставляющую кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается. То же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише)
  • Дети закрепляют к емкости преграды – «волнорезы». С одной стороны гонят рукой волны. Наблюдая за их распространением. Выясняют. Есть ли волны за преградой (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают) То же самое происходит со звуками в городе, в помещении

«ПЕРЕДАЙ СЕКРЕТ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Водопроводная длинная труба (длиной не менее 10 метров), два обрезка металлической трубы.

На прогулке педагог предлагает детям встать у разных концов трубы так, чтобы они не видели друг друга. Один ребенок не сильно стучит по трубе, а второй у противоположного конца считает удары (сначала просто стоит около трубы. А затем приставляет к ней ухо) Третий ребенок «связной» - выясняет, все ли передаваемый звуки услышал второй ребёнок, когда они были громче. (Когда звук передавался не по воздуху, а сразу в ухо). Вторая пара передает звуковой сигнал сначала по воздуху (удары металлических обрезков трубы друг о друга), затем по трубе. «Связной» снова выясняет, услышал ли второй игрок все передаваемые удары. (Звук по трубе через твердый предмет был громче, чем передаваемый по воздуху) Взрослый просит объяснить, почему дома нельзя стучать по отопительным батареям. (Батареи установлены во всех квартирах дома и соединены между собой. Если ударить по батарее- звук передастся по всем батареям дома.

«ЗВУКИ в ВОДЕ»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии (Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

- большая ёмкость с водой, камешки

Педагог предлагает дошкольникам ответить, передаются ли звуки в воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камушек и слушать звук его удара о дно ёмкости. Затем просит приложить ухо к емкости и бросить камень, если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делается вывод: во втором варианте звук был громче, значит, через воду звук проходит лучше, чем через воду.

«СПИЧИЧНЫЙ ТЕЛЕФОН»

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички с обломанными головками

Дети выполняют действия по алгоритму: через центры двух пустых спичечных коробков потягивается нить, закрепленная с двух сторон с помощью спичек. Натягивают нить и пробуют передать друг другу «секрет». Для этого один ребенок, прижав коробок к губам, говорит, другой, приложив ухо – слушает. Дети выясняют, что звук могут услышать только двое, те кто участвуют в опыте. Звук заставляет дрожать один коробок, «бежит» по нитке ко второму. По воздуху вокруг звук передается хуже, поэтому «секрет» не слышен другим. Педагог спрашивает, что может почувствовать третий ребёнок, если во время разговора двоих (по коробкам) приложит палец к нити, к коробку. (Палец ощутит колебания) Дети узнают. Что спичечный «телефон» работает по принципу настоящего, так как звук бежит по проводам. Дети зажимают нить посередине рукой – «телефон» не работает, (Звук передается только при дрожании нити)

«ПОЧЕМУ КОМАР ПИЩИТ, А ШМЕЛЬ ЖУЖЖИТ?»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука)

Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев

Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук получился и от чего зависит частота звуков. Дети обращают внимании на частоту звуков и размер расчёсок. Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий, у расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют из величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з». у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

«ПОЮЩАЯ СТРУНА»

Выявить причину возникновения высоких и низких звуков (частота звука)

Проводка без покрытия, деревянная рамка.

Дети с помощью взрослого закрепляют на деревянной рамке проводку, слегка натянув её. Дергая проводку, слышат звук, наблюдают с частотой колебаний. Выясняют, что звук получается низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы. Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. (Стал тоньше, проволока дрожит чаще) Меняя натяжение проволоки, ещё раз проверяем зависимость звучания от частоты колебаний. Дети делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.

«ПОЧЕМУ МЫШОНОК НЕ УСЛЫШАЛ ЩУКУ?»

Выяснить причину разного восприятия звуков человеком и животными.

Очень тонкая и плотная бумага, иллюстрации к « Сказке о глупом мышонке», схема строения органов слуха.

Дети вспоминают один из отрывков «Сказки о глупом мышонке»: «Стала петь мышонку щука, не услышал он ни звука. Разевает щука рот, а не слышно, как поет» А какая часть уха помогает услышать звук? (Мембрана – барабанная перепонка, которая находится внутри уха) Дети говорят, что у разных животных перепонка – разная. Педагог предлагает представить, что что перепонка может быть разной по толщине, как бумага. Дети с помощью специальных действий выясняют, какую по толщине мембрану легче заставить колебаться: подносят разные по толщине листочки ко рту, «гудят», определяют, что тонкая бумага дрожит сильнее. Значит тонкая мембрана быстрее улавливает звуковые колебания. Педагог рассказывает об очень высоких и очень низких звуках, которые ухо человека слышать не может, а некоторые животные их воспринимают. (кошка слышит мышь, узнает шаги хозяина, перед землетрясением животные чувствуют колебание земли..

«КАК ВИДЯТ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ?»

Выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

Изображение летучих мышей, подводной лодки, корабля, мяч, ёмкость с водой

Дети рассматривают изображение летучих мышей, говорят о то, что они плохо видят, ведут ночной образ жизни. С помощью опята выясняют, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга: берут емкость с водой, у одного края гонят волны, наблюдают, как волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении (как звуки). Затем берут мячи, отбивают с дальнего и с близкого расстояния. Педагог обращает внимание, что похожее явление происходит и со звуками: долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них. Дети узнают, что летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояние. Взрослый предлагает угадать: если звук возвращается быстро, значит … (предмет близко), если звук возвращается нескоро, значит… (предмет далеко) Используя свойство звука передаваться на большие расстояния, человек изобрёл новый прибор – эхолот.


© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши