Сравнительная характеристика разных умк по окружающему миру. Сравнительный анализ программ по предмету «Окружающему миру

Главная / Печь для беседки своими руками

Анализ программы курса «Окружающий мир» А.А.Плешакова

Пояснительная записка

Учебный курс «Окружающий мир» преподается в 1-4 классах четырехлетней начальной школы.

Он имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Егоцель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся:

Воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,

Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,

Развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

1. Идея многообразия мира.

2. Идея экологической целостности мира.

3. Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Сравнительный анализ УМК курса «Окружающий мир»

Направление анализа

Программы (учебники)

Виноградова Н.Ф.

УМК: Начальная школа 21 века

УМК: Гармония

Плешаков А.А.

УМК: Школа России

Цель

Формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Ведущая (концептуальная) идея курса

Ведущей идеей УМК «Начальная школа XXI века» является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе.

Окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется – наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе, но она ранима – знай об этом и береги её красоту и гармонию.

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Задачи (образовательные, воспитательные, развивающие)

Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.

Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции.

Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

Ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

Освоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

Освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

Воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков;

Формирование у них навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Принципы отбора и структуированного учебного материала

Структура, содержание учебных изданий и их дидактическое наполнение в соответствии с требованиями ФГОС НОО (учебники, рабочие тетради, тетради для самостоятельных и проверочных работ, атласы, электронные материалы и другие учебные пособия для организации учебной деятельности учащихся). Методический анализ содержания и дидактического аппарата этих материалов с позиций соответствия требованиям ФГОС НОО для развития у учащихся умения учиться, осуществлять информационный поиск, самостоятельную учебную работу с использованием методов, соответствующих данной предметной области: наблюдения, опыты и др.

При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности.

Отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.

Родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть учебников.

Поликультурность содержания системы учебников обеспечивается в каждой предметной линии, с учётом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться.

Основные методы и формы в преподавании курса

Формы организации занятий:

    Нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);

    Экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;

    Практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;

    Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного периода развития нашего государства.

Формы организации учебного процесса:

дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке,

в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и

экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия,

уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.

Проблемно-поисковый подход. Наблюдения, опыты, творческие задания, дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование. Наглядные методы, словесные, практические.

Урок, экскурсия, внеуроч.деят., лаборатория.

Структура программы и ее соответствие типологии и стандарту. Отражение данной структуры в учебнике.

Программа по русскому языку под редакцией С. В. Иванова (Сборник программ к комплекту

учебников «Начальная школа XXI века» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам

курса. Данная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не

Реализация ФГОС при изучении младшими школьниками курса «Окружающий мир» обеспечивается логикой развёртывания содержания и его структурой, представленной в учебниках; системно-деятельностным подходом к организации познавательной деятельности учащихся (она представлена в учебниках различными методическими приёмами); системой учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач, предложенных в учебниках, в рабочих тетрадях, в тетрадях тестовых заданий; методическими рекомендациями для учителя, в которых даны советы по формированию предметных и универсальных учебных умений при организации познавательной деятельности учащихся..

УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС

Содержание стандарта, не отраженное в программе (учебнике).

Содержание программы (учебника), превышающее стандарт. Целесообразность превышения

Комплект соответствует не только обязательному минимуму содержания

образования, но и рассчитан на учеников, которые могут работать по программе, превышающей обязательный минимум, дает возможность учесть познавательные

потребности продвинутых учащихся. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

Особое значение при реализации программы, имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Практическая часть программы, ее структура, соответствие стандарту и содержанию программы.

1. Экскурсии сезонные для ознакомления с признаками различных времен года: в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов.

2. - Экскурсии в природу в различные времена года; наблюдение сезонного труда людей (фабрика, ферма, завод); экскурсии в краеведческий, художественный музеи, дом писателя. 3. - Экскурсия к местному водоему для знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной; наблюдение обнажения горных пород в карьере (овраге, береговом обрыве реки)

1 - Экскурсия по пришкольному участку, в школьный живой уголок, в зоологический музей, в зоопарк, в цирк, в зоомагазин.

2 - Экскурсии на природу (к берегу реки, пруда, к холму).
- Экскурсия к достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей.

3 - Экскурсии в лес (в парк, к водоему) для наблюдения осенних изменений в природе и сбора природного материала для поделок.
- Экскурсия в зимний лес (в парк на пришкольный участок) для наблюдения коры разных деревьев, сбора семян разных деревьев, исследования спилов деревьев.
- Экскурсия на пришкольный участок (а парк, в лес) для наблюдения цветения трав и опыления деревьев, в зоологический музей.

4 - Экскурсия в кабинет биологии (палеонтологический музей), в кабинет географии (в минералогический музей), в зоопарк, в биологический музей, в краеведческий музей.

Многообразие природы (маршрут выбирается с учетом возможности показа различных объектов живой и неживой природы).
- Изменения в природе под воздействием человека.
- Охрана природы (может быть проведена в лесопитомнике, в ботаническом саду, на экологическую тропу).

1-2. Поверхность, полезные ископаемые, почвы родного края.

3-5. Природные сообщества родного края.

Другие структурные компоненты программы

Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир" - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради "Учимся думать и фантазировать", "Учимся познавать окружающий мир".

Учебники имеют определённую структуру: анонсирование раздела; система вопросов перед текстовой информацией (в специальной рамке с условным знаком «Вспоминаем изученное, узнаём новое»), актуализирующая знания и наблюдения учащихся, а также в дополнение к ним даются вопросы проблемного характера, которые мотивируют получение нового знания, помогают определить учебно-познавательную задачу. Система заданий после изучения каждого смыслового блока учебной информации служит для осуществления обратной связи с учащимися (определение степени усвоения знаний и умений для коррекции действий учителя).

В конце раздела дана система вопросов для повторения учебного материала всей темы и указание на работу с тетрадью тестовых заданий (тематический контроль в конце изучения темы). Это поможет учителю моделировать учебный процесс, определять этапы урока, а также осуществлять пошаговый контроль (внутри каждого урока).

Специфика содержания предмета рассматриваемого учебного курса - определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные - учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения: организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.); усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Способы познавательной деятельности

Различие практической, неучебной (что делать) и учебной (как делать) задач. Планирование действий по их решению. Учебные операции, соответствующие учебной задаче.

Последовательность учебных операций (знание соответствующего алгоритма действий). Выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование.

Развитие познавательных интересов, положительного отношения к уче-

нию, осознания своих способностей и желание их развивать формируется через включение в содержание учебников дополнительных материа-

лов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности – репродуктивного, продуктивного и креативного (задания более сложного уровня в учебниках помечены специальным значком); через предоставление возможности выбора младшим школьником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий в учебниках («Можешь ли объяснить…», «Если захочешь, выполни творческую работу…», «Выбери три задания из тестовой работы…», «Придумай задание для одноклассников…», «Выбери объект для наблюдения, исследования, вариант презентации своего сообщения одноклассникам, ученого, от имени которого…» и др.).

Методы организации и осуществления учебно–познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно – поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно – иллюстративного, частично – поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

Общая оценка курса

Реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.

Имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.

Обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.

Отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.

В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности, т. е. ученик сам оценивает свою работу, используя определенный цвет.

Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учебники комплекта – союзники и сотрудники и учителя, и ученика.

Изучая данный интегрированный курс, младшие школьники получают научные знания природоведческой и исторической и экологической направленности, у них формируется

мировоззрение на окружающий мир. Данный курс решает одну из важных задач – социализацию личности. Также в данной программе отражена экологическая направленность, что связано с необходимостью увеличить сведения о многогранной значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии его на природу, о взаимосвязях в природе.

В Рабочей программе представлены цели, задач, специфика и значение курса, место курса в

учебном плане, ценностные ориентиры содержания курса, результаты изучения курса(личностные, метапредметные, предметные),содержание курса, тематическое планирование, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение, поурочное планирование по предмету, планируемые результаты изучения курса.

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
- Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
- Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
- Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
- Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра социальной педагогики и психологии

Контрольная работа по дисциплине «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Тема: Окружающий мир

Екатеринбург 2014

С одержание

Введение

1. Учебно-методический комплекс «Школа России»

2. Учебно-методический комплекс «Перспектива» (под редакцией Л.Ф. Климановой)

3. Учебно-методический комплекс «Школа 2100» (научный руководитель - Л.Г. Петерсон)

4. «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)

Заключение

Список литературы

Введение

методический окружающий школа

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования. За четыре года школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться - стать «профессиональным учеником». Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе, обеспечивающее «ведение постоянной методической поддержки педагога, получение оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использование инновационного опыта других образовательных учреждений…». «Окружающий мир», основываясь на естественных и социальных науках, используя умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному и рациональному постижению окружающего мира, готовит их к восприятию знаний в основной школе и в развитии личности, ее воспитании, играет не меньшую, если не большую роль, по сравнению с базовыми предметами.

Согласно статье 55 Закона РФ "Об образовании" выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением. В Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе выделены четыре системы учебников: "Начальная школа XXI века ", "Перспектива", "Школа России", "Школа 2100".

Эти системы (учебно-методический комплексы - УМК) включают в себя завершенные предметные линии учебников уже по всем предметам начального общего образования, включая окружающий мир. В 2012-2013уч. году учебники, принадлежащие к завершенным предметным линиям, сгруппированы только по предметам начального общего образования.В связи с переходом образовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с 2011/2012 учебного года все образовательные программы были доработаны, учебники прошли Государственную экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения.

Сегодня учитель начальных классов может выбирать не только образовательную программу (систему), но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе. Главное условие выбора - учебники должны входить в "Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях". Выбрать УМК можно только в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения. Учитель должен следовать ей все четыре года. В одной школе разные классы могут обучаться по разным программам. Возможен вариант образовательной программы, состоящей из завершенных предметных линий учебников, не входящих в определенные системы и программы. На сегодняшний день УМК "Школа России" самая распространенная образовательная система.

Существенной особенностью всех программ стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

Главный принцип модернизации учебников - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность.

Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

1. Учебно-методический комплекс «Школа России »

УМК «Школа России» обеспечивает лучшие в России результаты, отражающие: приоритет понимания над воспроизведением текста, причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом; акцент на собственном аргументированном суждении; неформальный, занимательный характер вопросов; полноту средств, формирующих сложные умения; практическое совпадение авторских акцентов с проверяемыми PIRLS умениями.

УМК «Школа России» сегодня - это: мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Предметная линия учебников «Окружающий мир» для 1--4 классов общеобразовательных учреждений создана в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, а также современными научными представлениями о природе, обществе, человеке с учетом уровня образовательной программы (ступени обучения). В учебниках реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание учебников строится на основе системы ведущих идей (многообразие мира, целостность мира, уважение к миру), которые являются стержнями интеграции обществоведческих и естественнонаучных знаний, формируемых в учебном курсе. Учебники предусматривают освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта содержание учебников по окружающему миру для 1--4 классов направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

2. Учебно-методический комплекс «Перспектива» (под редакцией Л.Ф. Климановой)

Учебно-методический комплекс «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник») создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Институт возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ академик А.Г. Асмолов, под руководством которого разработаны теоретические и методологические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС. Авторы УМК «Перспектива» - разработчики ФГОС, известные ученые-педагоги, методисты. Достаточно назвать таких авторов учебников УМК «Перспектива» как Л.Ф. Климанова, Л.Г. Петерсон, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая и другие.Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы.

Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек - как часть природы, создатель культуры и ее продукт. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета: коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный. Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство.Ведущей идеей курса «Окружающий мир» является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек - как часть природы, создатель культуры и ее продукт.

3.Учебно-методический комплекс «Школа 2100» (научный руководитель - Л.Г. Петерсон)

В процессе обучения по УМК в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип минимакса. Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику (если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания (ФГОС и требования программы), должен усвоить каждый ученик.

Минимум предъявляется ученику на уроках открытия нового знания, закрепляется и выносится на контроль.

Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

С помощью технологии проблемного диалога, используемой в образовательной системе «Школа 2100» школьники на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план её достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты работы с текстом. Для формирования коммуникативных общеучебных умений используется технология работы с текстом. Таким образом, учитель, работающий по учебникам Образовательных системы «Школа 2100», имеет возможность достигать новых целей образования, просто качественно проводя уроки с использованием принятых в этой системе технологий.

4. «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)

«Начальная школа XXI века» - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна.

Одно из главных отличий программы УМК «Начальная школа XXI века» от других программ по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики: целенаправленно с 1 по 4 класс.

Программа в первую очередь направлена на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нем играет педагогическая диагностика, которая должна осуществляться непосредственно учителем исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Данная диагностика не заменяет, а дополняет собой психологическую диагностику, поскольку у нее другие задачи и цели.

Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем -- увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя -- нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.

Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. В данном контексте такая диагностика имеет несомненные преимущества по сравнению с обычными проверочными работами. Помимо прочего во время нее ученики чувствуют себя свободнее, так как им не выставляют за нее оценки.

Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и во время приходить им на помощь, если это необходимо.

Какие же возможности предоставляет данная диагностика?

Учителю - понимание проблем каждого ученика и знание того, как их исправить, возможность оценить и проанализировать особенности примененной методики, эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках, помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.

Ученику - позволяет снять напряжение, поскольку диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы, прежде всего тем, что её результаты не оцениваются по пятибалльной шкале оценок.

В УМК «Начальная школа XXI века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе, организация которого должна помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни. Это побудило авторов, используя все достижения методики предметного обучения, особое внимание при изучении конкретного предмета обратить на:

Приоритетное использование наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста;

Целесообразное включение игровых методов обучения, которая остается важнейшим методов обучения младших школьников на протяжении всех лет пребывания в школе, хотя доля и цели игры меняются от 1 к 4 классам;

Такую организация учебного процесса, которая обеспечивала бы ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Работа по учебно-методическим пособиям комплекта интересна и учителю, и ученику.

Школьные психологи утверждают, что наиболее частая проблема, с которой они сегодня сталкиваются в начальной школе, - это тревога младшего школьника по поводу контроля, боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции одноклассников и родителей на результаты учебы. Есть интересные психологические исследования (А.М. Прихожан), где доказывается отрицательное влияние тревожности ученика начальных классов, связанной с контролем и оценкой его учебной деятельности, на его психическое состояние. Данное явление, свойственное нашей школе, определяется в первую очередь тем, что на этой составляющей методической системы меньше всего отразилась общая тенденция к личностно-ориентированному обучению: подходы учителя к контролирующей и оценочной деятельности сегодня такие же, как и прежде. Анализ новых подходов к контролю выявил возможность гуманизировать этот процесс, сделать его, как ни странно это звучит, радостным и желанным.

УМ К базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Общая цель обучения - формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой вопрос; умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические особенности УМК. Так, работая с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века», школьник осваивает принципиально другую роль - «исследователь». Такая позиция определяет его заинтересованность процессом познания. А также усиление внимания к творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника.

Особенностью программы «Окружающий мир» является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Заключе н ие

Нет "плохих" и "хороших" программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, то есть обязательный минимум. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. Практически во всех программах сегодня реализованы идеи развивающего обучения. Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Авторство проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

Список литературы

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"

2.Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.)

3.Примерные программы по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, Г.С.Калиновой (УМК «Начальная школа 21 века»)

4.Примерные программы по окружающему миру Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Окружающий мир» и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир». (УМК «Школа России»)

5.Примерная программапо окружающему миру начального общего образования, авторская программа А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (Просвещение, 2012), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования II поколения УМК «Перспектива»)

6.Программы УМК «Школа 2100» под редакцией Д.И. Фельдштейна, приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 06.10.2009г) и авторской программы А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100»).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие "задача" в начальном курсе математики. Обучение младших школьников решению задач в программах "Школа России", "Гармония", "Начальная школа ХХI в.", "Перспектива", "Эльконина-Давыдова", "Планета знаний", "Школа 2100". Сравнительный анализ подходов.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника в культурно-образовательном пространстве школы. Интегративный курс "Окружающий мир" в модели "Начальная школа XXI века". Педагогические условия гармонизации развития личности школьников.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Особенности учебно-методического комплекта "Гармония". Направления модернизации учебного процесса в проекте "Школа России". Развитие индивидуальности ребенка с помощью учебников "Начальная школа XXI века". Система начального образования Л.В. Занкова.

    доклад , добавлен 13.09.2009

    Определение понятия "логическое мышление" в психолого-педагогической литературе, условия его успешного формирования. Содержание проекта "Начальная школа ХХІ века" - пособия по развитию логического мышления у первоклассников на уроках математики.

    доклад , добавлен 05.12.2010

    Анализ учебников по литературному чтению 1-4 класса. Учебно-методические комплексы "Гармония" и "Перспективная Начальная Школа". Сравнительный анализ образовательных программ по литературному чтению по формированию литературоведческой пропедевтики.

    дипломная работа , добавлен 02.07.2015

    Систему "Школа 2100" можно назвать вариативным личнодеятельностным подходом в образовании, который базируется на трех группах принципов: личностно-ориентированных, культурно-ориентированных, деятельностно-ориентированных.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2003

    Характеристика основных структурных компонентов учебной деятельности учащихся начальных классов. Динамики мотивов к учению. Содержание понятия "активные методы обучения" и их классификация. Методические рекомендации по их использованию в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2014

    Методы и формы ведения уроков в школе. Овладение методикой учебно-воспитательного процесса по праву. Проведение учебно-воспитательной работы с учётом возрастных особенностей школьников. Приемы владения аудиторией и формирования мотивации учащихся.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Роль и место способов интеграции в начальной школе. Особенности построения и проведения интегрированных уроков: организация учебно-воспитательного процесса, анализ действующих программ для начальной школы, интегративно-тематический подход к обучению.

    аттестационная работа , добавлен 15.01.2011

    Методы формирования внешнего контроля учебных достижений. Эмоционально-мотивационная характеристика учащихся. Характеристика материально-технической базы, учебно-методического оснащения, кадрового потенциал школы. Оценка качества обучения учителями.

В настоящее время в школах принят к работе целый ряд образовательных программ для начальной школы. Каждая школа сама определяет по какой программе будут учиться дети. Часто в одной параллели два разных класса учатся по двум разным программам. Рассмотрим вкратце каждую из программ по «Окружающему миру» их цели и задачи. .

Программа "Гармония"

Программа "Гармония" несет в себе идеи развивающего обучения и отталкивается от тезиса активности детей в процессе освоения нового материала. Цель программы - многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика. Программа обеспечивает понимание ребенком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить ее, способность самоконтроля и самооценки. Программа "Гармония" успешно решает такие задачи как:

  • · формирование приемов умственной деятельности - анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;
  • · приоритет самостоятельной работы учащихся;
  • · активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;
  • · соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • · опора на опыт ребенка;

единство интеллектуальных и специальных умений (Брынина, 2001, 8).

Программа "Школа России"

"Школа России" - национальная программа образования. Цель программы - создание условий духовно-нравственного развития учащихся. Программа считается традиционной, охватывает все образовательные области и учебные предметы, включая информатику и иностранный язык. Эта программа несет в себе многие принципы отечественной школы, доказавшие свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, учитывает возрастные особенности детей. Программа решает следующие задачи:

  • · личностное развитие младших школьников;
  • · гражданско-ориентированное образование младших школьников;
  • · формирование глобально-ориентированного мышления;
  • · обеспечение эко-адекватного образования(Козина, 2003,13).

Начальная школа XXI век

Учебно-методический комплект "Начальная школа XXI век" под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой - один из самых популярных сегодня. Цель программы - полноценное идивидуальное развитие ребенка и его обучение. Отличительной особенностью программы можно считать систему педагогической диагностики с 1 по 4 класс, которая позволяет определять готовность конкретного ученика к обучению, основательность усвоения материала. Педагогическая диагностика призвана оценивать не конечный результат решения задач, а способ их решения конкретным учеником. Задачи, которые решает программа "Начальная школа XXI век":

  • · использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста;
  • · включение игровых методов обучения(Брынина, 2001, 5)

Программа "Школа 2100"

Образовательная система "Школа 2100" - уникальный опыт создания целостной образовательной модели непрерывного обучения детей от младшего дошкольного возраста до окончания школы. Цель программы - обеспечение самоопределения личности, создание условий для успешной самореализации, способности самосовершенствоваться. Программа "Школа 2100" постоянно развивается, сохраняя концептуальную целостность. Задачи, решаемые в рамках программы "Школа 2100":

  • · непрерывность и приемственность образования по всем школьным предметам;
  • · самостоятельное открытие детьми нового знания;
  • · формирование единой картины мира;
  • · ориентация на творческое начало в учебной деятельности;
  • · возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе.

Развивающая система Л.В.Занкова

Система обучения профессора Занкова считается развивающей и следует дидактическому принципу «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Отличительной особенностью программы является высокий темп прохождения материала. Программа опирается на научные исследования особенностей мыслительного аппарата младших школьников, при этом особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Цель программы - оптимальное общее развитие каждого ребенка. Ведущая роль при этом отводится теоретическим знаниям. Задачи обучения по системе Занкова:

  • · формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;
  • · создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;
  • · реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;
  • · актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;
  • · развитие информационной культуры - проведение исследовательских и проектных работ(Калинкин,2003, 66).

Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

В основе системы Эльконина-Давыдова лежат научные понятия об изучаемом материале. Знания даются не в виде аксиом и правил, а путем их постижения, то есть ученик может что-то не знать, но должен уметь при необходимости восполнить этот пробел. В классах изучаются принципы построения языка, строение и происхождение числа и т.д. Цель развивающей системы Эльконина-Давыдова - формирование осознанного подхода к изучению различных дисциплин: дети умеют аргументировано отстаивть свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательсв и объяснений. Задачи, решаемые в процессе применения системы Эльконина-Давыдова:

  • · создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций);
  • · дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями;
  • · развитие способности необычно, глубоко мыслить.

Учебно-методический комплекс "Перспектива"

Учебно-методический комплекс "Перспектива" Образовательная система "Перспектива" полностью отвечает требованиям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, сочетает в себе элементы развивающей и традиционной школы. Дидактической основой системы учебников «Перспектива» стал деятельностный метод доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон, которая стала научным руководителем системы учебников "Перспектива" с 2010 года. Цель - не только адаптация к миру, но личностная реализация учащихся в мире через поток познавательных действий. При этом особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников. Задачи образовательной системы "Перспектива":

  • · формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
  • · изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;
  • · развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;
  • - формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации.

В нашей работе мы рассмотрим Развивающую систему Л.В. Занкова УМК “Окружающий мир” Авторами этой программы являются: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Основу интегрированного курса составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагает ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок), - служит упорядочиванию широкого и разнообразного содержания интегрированного курса.

Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщения его к ценностям гражданского общества, становления активной и ответственной гражданской позиции, воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса. От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. В УМК «Окружающий мир» входят учебники (1-4 классы) с электронным приложением, рабочие тетради, мультимедийное приложение «Проверь себя», поурочно-тематическое планирование, методические рекомендации для учителя. .

Учебники «Окружающий мир» для 1-4 классов (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Содержание учебников соответствует ФГОС НОО. К каждому учебнику есть электронное приложение. Рабочие тетради входят в УМК «Окружающий мир» и предназначены для самостоятельной работы обучающихся. Предложенные в них задания расширяют знания детей об окружающем мире и придают им действенный характер, создавая условия для общего развития детей. .

Новые издания тетрадей имеют свои особенности. Содержание тетрадей расширено за счет заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий у учащихся. В конце тетрадей для 1 и 3 класса есть разрезные карточки, которые дети могут использовать при работе с разными заданиями. Со 2 класса предусмотрена система самооценки, направленная на развитие умений адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и воспринимать оценку своей работы учителем. Все тетради прекрасно иллюстрированы. .

В тетрадях для 1-3 классов есть цветная вкладка с наклейками, которые используются при изучении соответствующих тем учебника. Они вносят разнообразие в процесс усвоения ребенком учебного материала, являются дополнительным фактором мотивации и рационализации учебной деятельности, способствуя организации деятельностного подхода в обучении, делают учебный процесс более динамичным и интересным. Таким образом, разносторонняя работа с заданиями в тетрадях создает благоприятные условия для достижения предметных результатов. Мультимедийные материалы «Проверь себя» (1 класс) представляют собой программу для установки на компьютер, которая предназначена для работы ребенка в домашних условиях (под контролем родителей), а также может использоваться в школе на уроках и во внеурочной деятельности. Материалы представлены в виде заданий тестового типа. Компьютерная программа создана с учетом возрастных особенностей учащихся: - дублирование текста заданий голосом, поскольку первоклассники только начинают читать; - соответствие оформления текста требованиям СанПиН; - ограничение по времени - продолжительность работы ребенка не более 15 минут. .

Пособия для учителя в УМК «Окружающий мир» входят методические рекомендации и поурочно-тематическое планирование. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» включают концептуальные положения курса, программу, планируемые результаты освоения обучающимися программы курса в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 г., подробные методические пояснения к каждой учебной теме. Приведены также разработки и фрагменты уроков, дан дополнительный материал, который может быть использован учителем на занятиях. В поурочно-тематическом планировании подробно показаны достигаемые предметные результаты каждого урока и возможные виды деятельности обучающихся. Кроме того, предложены примерные задания для классной и домашней (со 2 класса) работы. На основе данного поурочно-тематического планирования учитель сможет составить свой вариант, учитывая индивидуальные особенности детей, техническое оснащение кабинета и природные особенности своего региона.

Разобравшись, что в общем представляет собой программа курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Теперь мы рассмотрим как изучается тема «культуры здоровья» в этой программе.

С 1 по 3 класс тема здоровья промелькивала только в некоторых темах урока. Более же глубокое изучение понятия «культуры здоровья» и «здоровья» начинается в 4 классе. В первом семестре начиная уже с 5 урока дети постепенно начинают изучать основные составляющие культуры здоровья. В программе Л.В. Занкова для 4 класса изучается не только тема здоровья, но и другие темы, такие как «Трудный путь становления медицины», «Начало нового времени», «Россия - наша Родина» и многие другие, по этому изучение тем, которые составляют культуру здоровья ученики изучают не одним блоком, а в разброс.

Изучение они начинают с темы «Рост и развитие организма человека. Режим дня в его жизни», на уроке по этой теме теме дети делают такие задания: расположение в хронологической последовательности фотографий в разные периоды развития человека; анализ внешних изменений, происходящих с человеком, выявления причин и следствий; сравнения условий труда людей различных специальностей и их режима дня; составление режима дня; обсуждение и оценивание режима дня одноклассников. В итоге урока дети должны понимать причину роста живых организмов, осознавать необходимость соблюдения человеком режима дня и его влияние на здоровье.

После дети изучают осанку человека. В ходе урока выдвигаются такие вопросы как: каким образом осанка и жестикуляция человека влияет на восприятие этого человека другими людьми; важна ли красивая осанка для мальчиков и девочек; одинаковые упражнения они должны делать. Ученики объясняют взаимосвязь между осанкой и здоровьем человека. Называют признаки правильной осанки. Учитель рассказывает учащимся о различных упражнениях для формирования правильной осанки. Эта тема изучается детьми на 7-8 уроке окружающего мира. На уроке 20-ом дети изучают здоровый образ жизни. Дети работают с текстом и иллюстрациями учебника. Сравнивают традиций соблюдения личной гигиены разных народов. Составления правила личной гигиены. Коллективно обсуждают значение закаливания для здоровья человека. Дети должны научится характеризовать своими словами значения понятий «гигиена», «закаливание». Знать основные правила личной гигиены. Приводить примеры способов закаливания.

В середине 2 семестра, начиная с 55 урока по окружающему миру дети изучают питание и все его составляющие, эта тема занимает у них занятия. Уже на последнем 3 занятии по питанию ученики знакомятся с такими понятиями, как «правильное питание» и «здоровая пища». Дети знакомятся с правилами ухода за полостью рта, необходимости соблюдения гигиены полости рта, регулярное посещение стоматолога. Так же учащиеся работают с текстом учебника извлекают необходимую информацию по теме. Обсуждают необходимость правильного питания, а так же составляют правила здорового питания детей.

Последняя и обобщающая тема, которая относится к культуре здоровья это «Сохранение здоровья - важнейшая задача для жизни человека». На уроке ученики выполняют в группе учебный проекта «Будь здоров!». Читают подготовленные сообщения и защищают их. Обсуждают и оценивают качество выполнения собственной работы и работ одноклассников. В конце обобщающего урока дети должны уметь характеризовать своими словами значения понятий «здоровье, здоровый образ жизни, система органов»; объяснять, что все органы в организме составляют единое целое; называть изученные системы организма; осознавать, что режим дня, правильное питание, гигиены и физкультура укрепляют здоровье; знать, какие вредные привычки разрушают здоровье человека(Дмитриева,2005).

В данном параграфе мы изучили основные положения Развивающей системы Л.В. Занкова УМК “Окружающий мир”. Посмотрели как изучается тема «культуры здоровья» на отдельных уроках «Окружающего мира». По нашему мнению система Занкова не есть целесообразной, так как детям легче и проще воспринимать информацию разделами(блоками), нежели усваивать ее в разброс. В данном случае тема «культуры здоровья» изучается не достаточно углубленно. Проблема культуры здоровья очень важна на сегодняшний день и азы культуры здоровья должны закладываться с первого класса, а нес четвертого, как это делается в данной программе.

Финогеева Анна Николаевна, учитель начальных классов

Образовательные программы в начальной школе

Для сравнительного анализа я выбрала следующие образовательные программы начальной школы:

    «Школа России» под редакцией А.Плешакова;

    «Гармония» под редакцией Н.Б. Истоминой.

«Школа России»

«Гармония»

Цель: воспитание школьников как граждан России.

Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи:

    развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому;

    обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности;

    формирование естественной мотивации учения

Задачи:

    обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов

    создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом

    создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности

Принципы:

    фундаментальность;

    надежность;

    стабильность;

    открытость новому;

    проблемно-поисковый подход.

Принципы:

    организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

    организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

    формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Учебники для 1-4 классов, выпускаемые издательством «Просвещение». Комплект охватывает все образовательные области.

Учебники по всем учебным предметам с 1 по 4 класс. Комплект охватывает все образовательные области.

никаких особых качеств от ребенка не требуется.

По данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе дети.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка.

В результате проведенного анализа образовательных программ начальной школы «Школа России» и «Гармония» можно сказать следующее.

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России.

Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

Считаю, что эта программа нужна. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения, которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

Анализируя образовательную программу « Гармония», можно заметить, что в процессе ее реализации создаются ситуации успеха в познавательной деятельности для каждого ученика.

Сами авторы подчеркивают, что основной идеей программы является всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие интеллектуальной, творческой, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности.

Мне было бы интересно работать по данной программе, она носит более развивающий характер, нежели традиционная система обучения. В ней большое внимание уделяется созданию условий для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений учителя с учеником, детей друг с другом.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши