Паисий Святогорец, старец. Пророчества старца Паисия Святогорца

Главная / Мебель
4618 просмотров

Есть среди множества православных Святых, Великомучеников, Преподобных один старец, далеко не всем известный и не столь популярный среди верующих, но достойный того, чтобы о нём знало большее количество людей. Это схимонах, Старец Паисий Святогорец — грек по происхождению. Коротко о его жизни, духовной деятельности и поговорим сегодня.

Паисий Святогорец: факты из жизни

К старцу Паисию (в миру Арсений Эзнепидис) — монаху Афонскому уже при жизни в убогую келью монастыря Иоанна Богослова, что в Греции, недалеко от Солонников ехали, шли пешком со своими бедами и чаяниями бедные и богатые, верующие и не очень. Все жаждали молитвенной помощи и благословения от человека, обладающего силой, поистине сравнимой с божьей. Ходила молва о способностях старца врачевать любые раны:душевные и физические, столь велики были его духовные силы и любовь к людям и миру.

Родился Арсений 25 июля 1924 года в местечке Фарасы , что в Каппадокии (современная Турция) в семье верующих простых людей, как раз перед обменом населения между Грецией и Турцией в 1924 году.

Его отец занимался сельским хозяйством, потом выплавкой металла. Уже с детства его влекла вера, уже тогда он зачитывался Евангелием и готовил себя к служению Богу: постоянно строго постился, непрестанно молился, бывало что и по ночам.

В силу недоступности школ, Арсений удалось получить лишь начальное образование, после чего он начал овладевать плотницким делом, ровно, как сам Господь. Он учился азам ремесла и открыл свою мастерскую. Его руками создавались окна, двери, и даже иконостасы. Ещё будущий старец делал гробы, за которые не брал деньги, сочувствую людской боли.

Во время второй мировой войны Арсений получил специальность радиста и более трёх лет участвовал в военных действиях. И на войне он вёл просветительскую деятельность, поддерживал дух солдат, сам демонстрируя высокую нравственность и добродетель. Случалось, что некоторые из сослуживцев злоупотребляли добротой Арсения, сваливая на него свои провинности. А он безропотно принимал всё на себя. Командование ценило такого солдата за его честность и нравственность и доверяло ему самые ответственные задания.

Период монашества Паисия

После окончания войны в 1950 году Арсений, раздав все свои сбережения выбрал путь монашества, то, о чём давно мечтал. Он отправился в путь к монастырю Констамонит, однако шторм, случившийся в день прибытия был воспринят им как подсказка свыше о неправильном выборе. И он отправился к монастырю Эсфигмен, где царил особый строгий порядок. С именем Аверкий он стал учеником отца Симеона.

Древние места аскетических подвигов, где он бывал вдохновляли его и вносили силу в его дух и меняли сознание всё выше и выше. Его восхищали жизненный путь Преподобных Отцов, их смирение, послушание и служение людям во имя заповедей божьих. Молодой послушник во всём им подражал. И всегда чувствовалось особое благоволение к нему святых, Марии Богородицы и Самого Спасителя.

3 марта 1957 года Аверкий был пострижен в малую схиму и наречен Паисием в честь митрополита кессарийского Паисия II, своего земляка из Фарасы Каппадокийской.

Старец жил жизнью бесплотных Ангелов, непрестанная молясь даже ночью. Постепенно вокруг отца Паисия стали собираться молодые подвижники, число их росло год от года. Почти всё время проводились занятия с людьми, которые испытывали духовную нужду, принимал поломников, страждущих.

В 1966 году Паисий тяжело заболел и лишился большей части своих лёгких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в монастыре Кутлумуш. Сюда то к нему и ещё больше потянулись людские потоки со своими неисчислимыми проблемами.

Старец никому не отказывал в приёме, выслушивал человеческие истории принимал людей целый день. Он был рад помочь каждому, жертвовал часами своего времени, чтобы выслушать их, брал на себя крест людской, даруя каждому надежду на Божью помощь. Сам же Паисий в большинстве молчал и непрестанно молился, разговаривая с Богом.

Последние годы жизни Паисий провёл в монастыре Иоанна Богослова в Суроти. Во сне к нему являлись мученица Евфимия, другие святые, Пресвятая Богородица и даже Сам Христос. Состояние здоровья старца становилось все хуже. Несмотря на это, он принуждал себя к подвигу, постясь до изнеможения.

Подвижничество и боль были неотлучными спутниками Старца всю его жизнь. Свои подвиги он принес в добровольную жертву любви ко Христу, мучительные болезни принимал с благодарностью и славословием.

До последних дней, отдавая себя Богу и людям, Старец Паисий почил 12 июля 1994 года. О его уходе из этого мира никто не узнал — такова была воля ушедшего. Здесь же за алтарём монастырского храма Преподобного Арсения Каппадокийского он и был похоронен. Сие место стало святыней для всего православного мира.

Живя на земле, Паисий пребывал в Боге, и Бог говорил его устами.

Чудодействия Старца Паисия не иссякают и по сей день, он помогает людям и после своего ухода в иной мир. Освободившись от страдающего тела, его дух быстрее и легче спешит на помощь тем, кто призывает его.

  • Больные и бесноватые особенно чувствуют его поддержку.
  • В дорожных авариях, несчастных случаях, в момент нависшей опасности и гибели он спасает людей.

Не поддаются перечислению все благие чудеса Старца, множась и множась

Вот такую историю поведала одна женщина:

Шарф Старца исцеляет опухоль

Женщина по имени Филица из города Волоса рассказывает: «Моя сестра сделала рентгенограмму молочной железы, и у неё была обнаружена опухоль. Она пришла в отчаяние, и я оказалась в трудном положении, будучи не в состоянии помочь ей и успокоить её.

Моя близкая подруга имеет великое сокровище: шарфик Блаженного Старца Паисия. Я пришла к ней и с поклоном попросила у неё эту святыню. Дрожащими руками прижав шарф к груди, с сильно бьющимся сердцем я прибежала к своей больной сестре и положила ей этот шарф на протянутые руки. Сестра со слезами на глазах подошла к иконе и стала молиться. Я пожелала ей скорейшего выздоровления и тут же возвратила святыню подруге. Через четыре-пять дней сестре вновь сделали рентгенограмму груди. Чудо произошло! Никакой опухоли на снимке не было. Она исчезла без следа. Великую Благодать имеет Старец Паисий!»

Наставления Паисия Святогорца

Святые отцы советуют не обращать внимание на сны. Даже если они от Бога, мы ничего не потеряем, если их проигнорируем. Богу угодна наша осторожность в этом вопросе и он обязательно откроет нам то, что хотел сказать через сновидение, каким-либо другим образом.

Если у кого-то, кого соблазнили в ересь, будет добрый настрой – он не найдёт там себе покоя. Но если причиной его падения стал эгоизм – он будет упорствовать в своём заблуждении. Следует оплакивать такого человека.

Человек должен отдавать свою любовь Богу и ближнему, а то что остаётся – остальному творению. Но экологи (друзья животных) любят только Божиих тварей, а не самого Бога и созданного по его образу и подобию человека.

Внутренняя гордость распознаётся с трудом. Один из её явных признаков – то, что человек не может найти душевного покоя. Если превозносится человек безумный – Бог даёт ему радость, но тот, кто одержим внутренним самолюбием лишён Божественного утешения. После того как он осознает свой «духовный диагноз», гордец должен не принимать людских похвал и избавляться от высокого мнения, которое о себе питает. Если примешь похвалу за добродетель, которая у тебя действительно есть – это ещё «пол греха». Если за то, чего не заслуживаешь – «полтора». У человека нет ничего хорошего от себя, всё – дар Божий. Можно обманывать свой помысл, но свою совесть (если она ещё жива) не обманешь.

Быть мужественным – значит иметь героизм и храбрость внутри. Люди, ставшие великими (герои), имели большое сердце и доблесть. Мужество – это всецелое доверительное посвящение себя Богу. Если кто-то тебе скажет что-то дурное – ничего страшного. Сразу вспоминай сколько раз ты сам грешил и ошибался. Сносить обиды и несправедливость – вот настоящее мужество.

«Что такое молитвенное правило? Это возможность попросить у Бога прощения. Кто знает? Быть может последняя в жизни. Поэтому им никогда не стоит пренебрегать».

Я никогда не перебиваю собеседника, если только он не богохульствует и не несёт чепухи.

Диавол большой мастак. Каждого хочет на чём-нибудь поймать. Самое главное для нас – это контроль за своими помыслами.

Постоянное внушение нам злых помыслов – это рукоделие сатаны.

Творя Иисусову молитву не надо принимать ни дурные ни добрые помыслы. В этот момент не следует ни о чём думать. Даже если приходят смиренные чистые помыслы и вспоминаются душеполезные наставления – не следует обращать на них внимания. Нужно полностью сосредоточится на самой молитве.

Человек должен становиться лучше по доброй воле. Не важно станет ли он фонарём в городе или маяком на скалах. Главное чтобы он нёс в себе свет.

Чтобы преуспеть в духовной жизни – следует всегда находить для других (даже для диавола) смягчающие обстоятельства. Себя же самого не оправдывать никогда. Ни в коем случае нельзя перекладывать на других свою собственную вину.

Наставления взяты с сайта «Азбука верности» azbyka.ru/znakomstva/blogs/0/176447

И в заключение видео о Наставлениях Паисия «Болезни помогают» Книга первая.

Среди огромного количества православных святых можно найти удивительных подвижников всех времен христианства. Это и мученики первых веков, когда вера во Христа нещадно преследовалась и каралась сметной казнью; это и святые отцы Церкви, которые систематизировали христианское вероучение и описали все его догматы; это и новомученики, пострадавшие в годы советских репрессий и многие другие. Искренняя сердечная молитва перед каждым из них способна творить чудеса. Однако практически у каждого верующего христианина есть свой, особо почитаемый святой, молитва к которому отличается наибольшей пламенностью. Для многих православных таким святым стал афонский старец Паисий Святогорец, который был прославлен в лике святых совсем недавно, в 2015 году. Однако еще при своей земной жизни святой Паисий Святогорец почитался многими людьми как истинный носитель христианской мудрости и любви.

Семья и детство будущего подвижника

Все предки старца Паисия были родом из селения Фарасы - поселения, жители которого всегда славились бережным хранением православной веры и традиционной культуры. Большое количество христианских храмов и монастырей испокон веков поддерживали искру веры среди всего населения.

Важно. Весь род будущего подвижника отличался особой духовностью.

Так, его бабушке даже принадлежал один из местных храмов, в котором она часто уединялась для длительной молитвы. Отец будущего старца происходил из благородной семьи, члены которой занимали начальствующие посты в Фарасах. Будучи сильным и смелым человеком, отец Паисия не раз с оружием в руках вставал на защиту родного селения. Кроме того, он был знатным мастером на все руки - плавил железо для разных изделий, не избегал и крестьянского труда.

Арсений Каппадокийский и Паисий Святогорский

Мать старца выходила из благородного рода преподобного Арсения Каппадокийского. Она обладала особым благоговением, была воспитана трудолюбивой и благоразумной девушкой. Замуж была выдана в очень юном возрасте, но при этом сумела стать примерной женой и матерью. Господь сподобил этих супругов родить десятерых детей. Первые две девочки, к сожалению, умерли в раннем младенчестве. Третья их дочь была наречена Зоей, что в переводе означает «жизнь», и после этого все дети росли в здравии. Будущий старец Паисий, а по рождению названный Арсением, родился у пары шестым из выживших детей. Произошло это 25 июля 1924 года.

Исторический обмен населением привел к тому, что обитающие в Малой Азии греки были вынуждены отправиться в Грецию. Семья с младенцем Арсением попала на остров Керкира, где преставился ко Господу преподобный Арсений Каппадокийский, крестивший будущего старца и предрекший ему путь монашества .

Необычный ребенок

Преподобный Паисий Святогорский

Война и испытания

Проведя юношеские годы в молитве и подготовке к монашеству, Арсению выпала и пора испытаний. Наступили тяжелые военные годы, началась греко-итальянская война. Когда случилась оккупация, семья Арсения помогала нищим, делилась хлебом с голодными, всячески помогала всем, кто в этом нуждался. Будущий старец очень сожалел, что из-за своего юного возраста не мог помогать страждущим больше - настолько он к этому стремился всей душой.

Наступившая следом Гражданская война принесла новые испытания. Арсений был арестован и посажен в тюрьму. Ужасные условия пребывания заключенных, крайняя теснота в маленьких камерах сильно изнуряли молодого человека. Не обошлось и без искушений - тюремное начальство перевело Арсения в одиночную камеру, куда привели двух практически раздетых молодых девушек. Начав молиться, юноша почувствовал, как страстные помыслы его оставили и он смог смотреть на девушек совершенно спокойно. Более того, он сумел так поговорить с ними, что девушки застыдились и ушли от него в слезах.

Коммунистическое тюремное начальство допрашивало Арсения, выдвигая ему обвинение в том, что его старший брат воюет в армии врага. На это подвижник отвечал, что брат по праву старшинства не отчитывается перед ним в своих поступках, и что сам Арсений не может влиять на выбор брата. Не найдя более, в чем обвинить его, юношу отпустили на свободу.

Икона Паисия Святогорского

Интересно. Выйдя из тюрьмы, будущий старец помогал всем, кому мог - и коммунистам, и их противникам - поскольку считал, что любой человек достоин помощи и сострадания.

Война и связанные с ней трудности заставили Арсения на время отложить уход в монастырь, поскольку семья очень нуждалась в помощи. Но внутренняя духовная жизнь юноши по прежнему была очень напряженная и насыщенная. Строгий пост, неустанная молитва, понуждение себя на помощь и жертву ради ближнего - все это постепенно подготавливало душу к монастырскому послушанию.

Долг Родине

Но видя, что Родине угрожает опасность, Арсений пошел защищать ее с оружием в руках. Помимо искренней веры, в молодом человеке был и патриотизм, и долг Отечеству. Единственное, о чем молился Арсений перед уходом в армию, так это о том, чтоб не пришлось ему убить никакого человека.

Господь услышал его молитвы, и чудесным образом Арсений получил военную специальность радиста, что избавило его от необходимости убивать. На службе он не переставал служить ближним - с радостью выполнял чужую работу, подменял солдат в увольнении. Некоторые пользовались его добротой и злоупотребляли ею, но Арсений и этому радовался. Далекие от веры люди посмеивались над ним, считая его странным, но со временем насмешки сошли на нет и даже сменились уважением. Многие считали его благословением для их подразделения, чуть ли не талисманом на войне.

Икона Паисия в храме

Война принесла много испытаний будущему монаху. Вместе со своими сослуживцами пришлось ему пережить и голод, и жажду, и холод. Однажды Арсению пришлось выкапывать из-под снежных завалов обмороженных солдат, и он спас целых 26 человек. Получил он и сам сильное обморожение ног, грозящее ампутацией. Но по Божьей милости все обошлось, и молодой человек выздоровел.

Чудеса на войне и стояние в вере

Конечно же, тяжкие военные испытания не могли не сказаться на духовном состоянии будущего монаха. Стараясь без ропота переносить все тяготы войны, Арсений из всего извлекал духовную пользу. Он каждый момент был готов отдать свою жизнь ради спасения ближнего. Участвуя в любых самых опасных заданиях, подвижник никогда не оставлял молитвы и искренней веры. И Господь хранил от смерти и его самого, и многих людей из ближайшего окружения.

Так, один из сослуживцев рассказывал, как в небольшой окоп, где прятался от пуль Арсений, попросились два солдата из его батальона. Видя, что на всех места не хватает, подвижник выбрался из окопа, уступая место другим. В этот момент рядом с ним разорвался снаряд, и молодой человек почувствовал, как один из осколков чиркнул его по голове. Ощупав и осмотрев позже голову, Арсений увидел, что осколок не оставил даже малейшей царапины, а пролетел так, что лишь аккуратно сбрил полоску волос под самый корень.

В другом сражении, когда батальон Арсения оказался в кольце, и надежды на спасение становилось все меньше и меньше, будущий монах вдруг вылез из окопа, встал во весь рост посреди свистящих пуль и снарядов, скрестил на груди руки и стал молиться. Через несколько минут прилетела штурмовая авиация и полностью уничтожила врага.

Икона Паисия Святогорского и Арсения Каппадокийского

Спасение жизни

Множество людей, с которыми воевал бок о бок Арсений, обязаны ему жизнью. Так, один из сослуживцев со слезами на глазах рассказывал, как при отступлении он упал и потерял сознание. Заметили его отсутствие только тогда, когда солдаты добрались до своего укрытия. Никто уже и не думал спасать бедолагу, считая его погибшим, и лишь Арсений кинулся назад. Взвалив на плечи товарища, он приволок его в расположение, где тот пришел в себя. До конца своих дней он благодарил Арсения за спасение своей жизни.

Отслужив в общей сложности 5 лет, будущий старец получил увольнение в запас и мог вернуться домой. Друзья по службе предлагали поселиться по соседству в одном из селений и обзавестись семьями, но Арсений твердо заявил всем, что, отдав долг Родине, уйдет в монастырь.

Посещение святой горы и долгожданное монашество

Практически сразу после увольнения из армии, еще будучи в военной форме, Арсений решил осуществить свою давнюю мечту - посетить Святую Гору Афон . Будучи совсем неопытным в духовной жизни, первая поездка не принесла ожидаемой духовной пользы. Арсений был готов довериться любому, кто говорил с ним на тему веры. К тому же в скором времени по его приезду он получил письмо от отца с просьбой о помощи. Расценив это, как очередное послушание, Арсений вернулся в отчий дом и снова стал трудиться на благо своей семьи, не оставляя при этом строгого поста и неустанной молитвы.

Сделав все, что было в его силах для помощи своей семье, через несколько лет после первого посещения Святой Горы, молодой человек отправляется туда снова. Выбрав один из монастырей, он начинает там послушническую жизнь, к которой так тщательно себя готовил. Арсений повстречал в своем монастыре удивительных монахов и отцов, которые наставили его и еще больше утвердили в вере.

Паисий Святогорский

Интересно. Уже будучи послушником, по благословению игумена Арсений выполнял тяжелые подвижнические правила, которые были не по силам многим опытным монахам.

Днем он трудился по послушанию плотником, вечером и ночью молился. Спал на камнях или кирпичах, в келлии у себя не топил. Зимой ходил в одном подряснике, а тело под ним обматывал бумагой. Спал полчаса-час в сутки, а чтоб не засыпать ночью на молитве, стоял ногами в тазу с холодной водой.

Наконец, 27 марта 1954 года, после перенесения всех послушаний, молодой человек принял свой первый постриг с именем Аверкий. Началась непростая монашеская жизнь, полная послушаний и испытаний. Так, монах Аверкий попал на работу плотником к одному из старших монахов. Этот монах не отличался особым благочестием, был заносчив и зол. Братия монастыря многое терпела от него, но он был единственным плотником, поэтому выгнать его не могли. Молодой монах Аверкий пробыл у него в послушании более 2 лет, и смиренно сносил все поругания и несправедливые наказания своего наставника. Позже подвижник скажет, что в этот период времени он получил огромную духовную пользу.

После нескольких лет простого монашества , отец Аверкий был пострижен в мантию с именем Паисий - именно под этим именем он прославился как великий Старец, а позже и как святой.

Фото преподобного старца Паисия Святогорца

Чудеса святого Паисия Святогорца и помощь по его молитвам

Вся жизнь праведного старца от самого детства была наполнена удивительными чудесами, которые указывали на особый Божий Промысел об этом человеке. Но больше всего присутствие Бога отец Паисий ощущал, когда жил в монастыре.

Молитвы другим православным святым:

Так, однажды он возвращался со службы очень усталый и голодный. Ожидая на пристани катер, он испугался, что потеряет сознание от истощения. Тогда он взял четки и хотел было помолиться Пресвятой Богородице о даровании ему пищи, но передумал, найдя такое прошение слишком мелочным для Божией Матери. В ту же минуту из ворот монастыря вышел один из монахов и протянул отцу Паисию сверток с едой со словами «Прими сию пищу ради Матери Господа».

Важно. Сподобился отец Паисий и лично видеть Богородицу и даже самого Господа нашего Иисуса Христа.

Они являлись ему в разные периоды жизни, всегда укрепляя и поддерживая старца. Отец Паисий говорил, что благодать, дарованная ему свыше, ощущалась в его душе годами, что позволяло ему смиренно переносить любые тяготы монашеской жизни.

Торжества в честь канонизации Паисия Святогорца

Живя уже в отдельной келии, где старец мог непрестанно творить молитву ко Господу, к нему постоянно стекался народ, ища утешения и духовного наставления. Бывали и случаи исцеления, когда к старцу приезжали безнадежно больные люди и полностью выздоравливали.

Приезжавшие к нему паломники свидетельствовали, что подвижник разговаривает с животными и птицами, которые беспрекословно его слушают. Так, однажды во дворе келии старца сидела группа гостей. Один из паломников внезапно подскочил и в ужасе закричал: «Змея, змея!». И действительно, все увидели большую ядовитую змею, подползавшую прямо к ногам монаха. Отец Паисий успокоил гостей, взял пустую консервную банку, наполнил водой и напоил змею. После этого он попросил ее уползти и не пугать приезжих. К немому удивлению всех собравшихся, змея покорно уползла восвояси.

Нельзя перечислить всех чудес , совершенных по молитвам старца как при его жизни, так и после его блаженной кончины. Искренне и от чистого сердца молясь Паисию Святогорцу, мы обретаем надежного и верного заступника пред Господом. Помогает старец в любых делах и жизненных обстоятельствах, лишь бы только молитва была чистая, а просьба не вредила душе человека.

Отошел ко Господу старец мирно, после длительной тяжелой болезни в 1994 году. По прошествии всего двух десятилетий, в 2015 году он был причислен к лику святых, и многие христиане по всему миру имеют теперь возможность возносить ему свои молитвы.

Преподобный отче Паисий Святогорец, моли Бога о нас!

Посмотрите видео о предсказаниях Паисия

Старец Паисий Святогорец при жизни снискал известность у людей по всему миру – и это при том, что о нем не рассказывали СМИ, его не показывали по телевизору. Слава о нем передавалась посредством «сарафанного» радио – из уст в уста. Чтобы увидеть Старца или получить совет, люди приезжали из разных уголков планеты – Австралии, Африки, США, Канады, Франции, Румынии, Германии. Почитание старца Паисия в Греции сравнимо с пламенной любовью русских людей к . Теперь и в России, зачастую не зная Старца при жизни, не будучи с ним знакомыми, его успели полюбить горячей любовью многие благочестивые христиане, действенно ощущая молитвенное предстательство отца Паисия, его ходатайство за людей пред Богом, его безграничную любовь, доброту, милость, скорую помощь и благодатные утешения. Свидетельства очевидцев пророческого, богословского даров Старца, чудесных событий, связанных с ним, исцелений, в том числе раковых больных, парализованных, выливаются в целые книжные тома. Поучения и беседы Старца благоговейно записаны теми, кого Господь привел искать утешения и духовного опыта у этого подвижника, и мы сегодня имеем возможность вновь и вновь припадать к этому неиссякаемому духовному источнику.

Кто сегодня заботится о других? Никто. Только о себе. За это мы дадим ответ. Поэтому перед Богом, Который есть Любовь, мы ответим за это равнодушие.

Богу угодно, чтобы человеки наставлялись человеками.

О жизни старца Паисия

Блаженный старец схимонах Паисий Святогорец (мирское имя Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года (по старому стилю) в селении Фарасы, в Каппадокии (Малая Азия). Грудным ребенком он был перевезен в Грецию из-за малоазийской катастрофы, в результате которой греческое население после примерно 2,5 тысяч лет постоянного проживания в этом регионе вынуждено было переселиться на территорию современной Эллады в качестве беженцев, чтобы избежать гонений и резни со стороны турок.

Кроме маленького Арсения в семье было еще девять детей. Перед отъездом в Грецию мальчика окрестил святой Арсений Каппадокийский и дал ему свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха».

Семья Старца в конце концов обосновалась в Конице, что в Эпире, в северо-западной части Греции. Там и прошли детские годы старца Паисия.

В нем рано обнаружилось особое духовное призвание, избранничество, как и пророчествовал о нем святой Арсений Каппадокийский. С детских лет Арсений жил как подвижник, наслаждался чтением житий святых, усердно, с чрезвычайной ревностью и удивительной бескомпромиссностью стремился подражать их подвигам. Имел большую любовь ко Христу и Богородице, очень хотел стать монахом. Арсений отдавался непрестанной молитве, стараясь развить в себе главные христианские качества: любовь, смирение, терпение. В великом духовном трезвении, в молитвах и посте юный Арсений с горячей ревностью готовился к аскетической жизни.

Я уходил в горы… и забирался на какую-нибудь скалу, чтобы молиться там, как древние столпники

«Я уходил утром в горы, взяв с собой немного воды, и забирался на какую-нибудь скалу, чтобы молиться там, как древние столпники. Подростком я не водил компанию со сверстниками, они шли и убивали птиц, делали и другое, что мне не нравилось. И я общался с маленькими детьми. Они же, как старшего, почитали меня своим предводителем и радовались нашей дружбе. Я соблюдал посты – хотели поститься и они, так что у меня были проблемы с их мамами. “Не водитесь с ним, он вас доведет до чахотки”, – говорили мамы детям» , – так с улыбкой рассказывал Старец о своем детстве Афанасию Раковалису, автору книги воспоминаний о Старце «Отец Паисий мне сказал…», вышедшей в 2003 году.

В юношеском возрасте будущий старец выучился ремеслу плотника, желая и в этом быть похожим на Христа, Который до 30-летнего возраста плотничал в доме Своего отца Иосифа, прежде чем выйти на трехлетнюю проповедь. Когда в Греции началась гражданская война между правительственной армией и мятежниками-коммунистами (1944–1948), Арсений Эзнепидис был призван в действующую армию, получил воинскую специальность радиста и 3,5 года служил родине. В армии он продолжал подвижническую жизнь, отличался отвагой, самопожертвованием, высокой христианской нравственностью и многообразными дарованиями.

«Когда намечалась какая-нибудь опасная операция, – рассказывал старец Паисий, – я стремился участвовать в ней. Если бы я проявил равнодушие и вместо меня пошел бы кто-нибудь другой да был бы убит – меня бы потом всю жизнь убивала (то есть я был бы убиваем многократно), а на войне убили бы всего один раз…

Как-то раз бомбили наш лагерь. Я нашел поблизости канаву и укрылся в ней. В скором времени проходит кто-то и говорит: “Можно мне сюда?” “Давай!” – говорю. А места хватает ровнехонько на одного человека. В страхе, желая уберечься, он меня выдавливает наружу. Потом подошел и другой. Я вынужден был совсем выбраться из канавы. “Ничего, – говорю, – не беспокойся, Бог не оставит!” Только вышел – пролетела пуля и побрила мне голову. (Старец рассмеялся.) Вот так, почти что задела кожу, выстригла полоску в волосах. Сантиметром ниже – убила бы. Подивился я ».

Беспощадная совестливость, мужество, отвага, безоглядная, безусловная самоотдача – таким старец Паисий был в молодости. «Он завоевал любовь и уважение всех – и солдат, и офицеров. Самопожертвование Старца, еще до того, как он стал монахом и встал на путь воина Христова, простиралось до готовности принять смерть ради любви к ближнему! Как далеко до этого нам, современным людям», – отмечает Афанасий Раковалис.

Отдав долг отечеству, около 30 лет от роду Арсений встал на путь монашеской жизни – той, к которой стремился с самого детства. Заметим, что в этом же возрасте Христос вышел на . Старец перенес много испытаний, но не был оставляем Господом. Еще будучи мирянином он не раз переживал божественные опыты жизни во Христе. Но когда стал монахом, особое благоволение к нему святых, Пресвятой Богородицы и Самого Господа сделалось очевиднейшим, как рассказывают сестры основанного им монастыря в Суроти. При этом он вел действительно подвижническую жизнь и открытую брань с врагом человеческим. «Думаю, аскетические подвиги Старца выходят далеко за рамки нашей эпохи с характерной для нее изнеженностью людей, избалованных даже в том, что касается образа их мышления, – говорит Афанасий Раковалис. – Поэтому подвиги старца Паисия сравнимы лишь с подвигами древних аскетов IV века. Нам с нашей расслабленностью даже слушать об этих подвигах бывает страшно!»

В 1950 году Арсений стал послушником благодатного духовника – отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя отец Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где в 1954 году Арсений принял рясофор с именем Аверкий. Новоначальный монах безропотно и с радостью нес любые послушания, а выполнив свои, помогал и другим братиям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы этого не заметили окружающие. В том же году по совету духовного отца он перешел в обитель Филофей, стал учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. Через два года отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий – в честь митрополита Кесарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте отец Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии.

Отец Паисий подвизался в монастыре Стомион в Конице, где кормил с рук диких медведей, три года провел уединенно в пустыне святой горы Синай (в пещере святой Епистимии), только по воскресеньям спускаясь в монастырь святой Екатерины, большую же часть жизни пребывал в каливе на Святой Горе Афон. Он проводил жизнь в безвестности, всецело вручив себя Богу, Который явил и отдал его людям. Многие и многие приходили к Старцу и находили руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Божественная преизливалась из освященной души Старца, сияние Божественной благодати исходило от его преподобнического облика. Целыми днями без устали старец Паисий Святогорец забирал у людей их боль, расточая вокруг себя божественное утешение.

29 июня / 12 июля 1994 года после поистине мученических страданий, которые, по словам самого Старца, доставили ему пользу большую, чем подвижническое делание всей жизни, он почил о Господе. Местом его блаженной кончины стал Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь (основан самим Старцем), расположенный близ селения Суроти, неподалеку от Салоник, в Греции. Старец Паисий погребен слева от алтаря монастырского храма преподобного Арсения Каппадокийского, который крестил его в детстве. В наши дни в церковных лавках можно встретить удивительные иконки с образом святого Арсения, на обратной стороне которых приклеена фотография отца Паисия, что вызывает умилительное чувство единения двух подвижников, неразрывной духовной связи учителя и ученика, который в ближайшее время тоже будет торжественно прославлен Церковью.

Интересная деталь: сегодня отец Паисий многими почитается как заступник на дороге, особенно водителей, пребывающих в пути ночью. В монастыре в Суроти благочестивые водители, и не только водители, конечно, могут приобрести фотографии Старца с наклейкой специально для автомобиля, чтобы Старец молитвенно хранил их в пути.

На могиле отца Паисия на белой мраморной табличке написано его скромное, смиренное завещание людям: непрестанно молиться. Живая очередь к могилке Старца не убывает…

«Я монах Паисий, рассмотрев свою жизнь, увидел, что я преступил все заповеди Господа, что я совершил все грехи. И не имеет значения, если некоторые из этих грехов я совершил в меньшей степени, потому что у меня совсем нет смягчающих вину обстоятельств, поскольку Господь оказал мне великие благодеяния. Молитесь, чтобы меня помиловал Христос. Простите меня, и да будут прощены мной все те, кто считает, что чем-то меня огорчили… Очень благодарен и снова прошу: молитесь».

Сотни и тысячи паломников стекаются в Суроти ежедневно, идут нескончаемым потоком, как это было и при жизни старца Паисия, чтобы помолиться, набрать земли с его святой могилы, воочию увидеть те места, где Старец нес свой подвижнический подвиг, подышать тем же воздухом, насладиться видом на живописное плато у подножия долины, захватывающий вид на которую открывается с горы, где расположен Иоанно-Богословский монастырь.

«Люди сегодня больны духовно»

– Скажите нам что-нибудь, геронда.
– Что я вам скажу?
– А что Вам Ваше сердце подсказывает?
– Мое сердце подсказывает мне вот что: «Возьми нож, изрежь меня на кусочки, раздай их людям и после этого умри»

Рассказывать о дарованиях отца Паисия можно бесконечно. «Сам Старец – это людям. Не подумайте, что это преувеличение. Нет, это реальность, – говорит Афанасий Раковалис, автор нескольких книг о Старце. – Кто, как не Бог, украсил и почтил его столькими дарами! И как бесконечен и неограничен Он Сам, таковыми могут быть и дары Божии».

Из всех дарований Старца наибольшее впечатление на людей, которым довелось соприкоснуться с изливающимся из его сердца Божественным Cветом, производила любовь. «Любовь без границ, без внутренних колебаний, с абсолютным самопожертвованием, – рассказывает Раковалис. – Любовь пламенная, сладкая, всесильная. Божественная. Любовь, изливающаяся из глубин его души, без рассуждений, одинаково тепло принимающая в свои объятия добрых и злых, друзей и врагов, близких и дальних, достойных и недостойных, православных и инославных, людей и животных, и даже растения, но более всего устремленная к Богу. Это была нечеловеческая любовь. Такую любовь в сердце человека может родить только Святой Дух. Наши человеческие “любови” настолько ничтожны и своекорыстны, настолько временны и непостоянны, настолько эгоистичны и деспотичны, так легко переходят в антипатию и ненависть, что стыдно и неправомерно их сравнивать с любовью Старца» .

Современник Паисия Святогорца старец Порфирий сказал о нем следующее: «Благодать, которую имеет отец Паисий, стоит большего, потому что он приобрел ее своими подвигами, в то время как мне Бог даровал ее с малых лет, чтобы помогать людям. Таких святых (как отец Паисий) Бог посылает на землю раз в 400 лет!»

Блаженный старец Паисий оставил миру духовное завещание – беседы с монахинями и мирянами, которые вылились в шеститомное издание поучений Старца. Совсем недавно в России наконец вышел давно ожидаемый шестой том серии – «О молитве»; приобрести книгу можно в магазине «Сретение».

«Слова» – это разговоры обо всем, что может волновать современного человека на его духовном пути. Это ответы на все вопросы, которые могут тревожить людей в наше неспокойное время. Это добрый проводник-друг в поиске истины и обретении любви к Богу. Это книги о самом главном в жизни каждого из нас. К этим книгам невозможно не прикипеть всем сердцем.

Простой монах, получивший лишь элементарное образование в начальной школе, но щедро облагодатствованный мудростью по Богу, отец Паисий воистину истощал себя ради ближнего. Его учение не было проповедничеством или катехизаторством. Он сам жил по Евангелию, и поучения проистекали из его собственной жизни, характерной чертой которой являлась любовь. Он «образовывал себя» согласно Евангелию и в первую очередь учил своих современников всем своим обликом, а уже после этого – своей евангельской любовью и богопросвещенным словом.

«Слова» старца Паисия чрезвычайно актуальны. Это понимает каждый, кто впервые открывает для себя это духовное богатство, оставленное нам по великой любви Господа. «Слова» старца Паисия могут и должны стать для нас настольной книгой – добрым другом и советчиком. Однако Старец всегда подчеркивал и настаивал на важности применения поучений на практике, потому что над услышанным и прочитанным нужна духовная работа. В противном случае множество знаний не принесет никакой пользы.

Все мы – одна большая семья и братья между собою, потому что все люди – это дети Бога

Уникальность личности старца Паисия еще и в том, что собственный дар слова он распространял преимущественно в Греции. Его мудрые поучения и наставления были адресованы в первую очередь его соотечественникам – греческому народу. Однако впоследствии оказались чрезвычайно созвучны нуждам и потребностям людей самых разных национальностей. И конечно, литературное наследие отца Паисия Святогорца теплой струной отозвалось в сердцах русских людей. Сам Старец еще при жизни дал простое объяснение этому феномену: «Все мы – одна большая семья и братья между собою, потому что все люди – это дети Бога». В России старец Паисий Святогорец является, пожалуй, самым известным из афонских старцев. Подобно тому как – самый известный в Греции русский святитель.

«Слова» – духовная кладовая

При жизни старца Паисия книг о нем написано не было. По радио, на телевидении, в печати о нем не упоминали. Однако советы, утешения и рассказы о чудесах, которые случались по молитвам старца Паисия, передавались от человека к человеку. К тому же предусмотрительные сестры обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Суроти, которую основал и опекал до самой своей кончины отец Паисий, записывали его слова и мудрые наставления. Сначала от руки, а в последние годы жизни Старца – с помощью магнитофона. Кроме того, каждая насельница монастыря сразу же после своих личных бесед со Старцем подробно записывала их содержание. Сохранились и письма, которые отец Паисий присылал в обитель. Впоследствии эти словесные сокровища сильно разрослись и сейчас являются поистине бесценным хранилищем, золотым духовным фондом, многоценной жемчужиной.

Благодаря стараниям всех тех благочестивых людей, которые приложили усилия для сохранения живого памятника Старцу – его слова, – уникальное духовное наследие сейчас систематизировано и издано в виде отдельных тематических томов, объединенных в серию «Слова» старца Паисия Святогорца.

В 1998–2001 годах на греческом языке были изданы первые три тома «Слов» старца Паисия. Перевод полного собрания поучений на русский язык было решено начать со второго тома «Духовное пробуждение», поскольку его тематика сегодня особенно злободневна. Переводчик почти что всех томов на русский язык иеромонах Доримедонт (Сухинин) особо отметил важность и остроту поучительного наследия Старца, так как люди в современном мире духовно больны, искажены, исковерканы, вовлечены в паутину нерадения, равнодушия, окамененного нечувствия, уныния и других страстей. А добрые, несущие теплую весточку сердечной любви «Слова» старца Паисия – это поистине уникальное мощное оружие в «противостоянии лукавым стараниям погрузить человечество в греховный сон» .

Язык «Слов» – удивительно живой, образный, изобилующий диалектизмами, фразеологическими оборотами, шутками, поговорками… Структура текста такова, что читаются книги легко и быстро – буквально «проглатываются». После прочтения каждого тома не терпится взять в руки следующий. И жаль, что всего их пока шесть. Ведь каждый раз это Встреча, после которое ощущается долгое послевкусие.

Хочется также отметить прекрасное оформление шеститомника: удобный большой формат книг (60х100/16), приятный на ощупь белый переплет, удобный для визуального восприятия текст, цветные иллюстрации, выделение отдельных мини-глав и подзаголовков в тексте красным курсивом, что позволяет быстро сориентироваться в поиске нужных тем, удобные указатели. Тираж каждой из книг – 5–7 тысяч экземпляров.

Каждый том «Слов» может считаться отдельной книгой. Первая – под названием «С болью и любовью о современном человеке» – разделена на четыре тематических раздела: о грехе и диаволе, о современной культуре, о духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху. Второй том – «Духовное пробуждение» – состоит из пяти частей: об ответственности любви, о подвижничестве и благоговении, о духовной отваге, о зависимости от Неба, о духовном оружии. Третий том – «Духовная борьба» – рассказывает о брани помыслов, о справедливости и несправедливости, о грехе и покаянии, о силе исповеди, а также о черных силах тьмы. Четвертая книга – «Семейная жизнь» – это рассуждения Старца о том, каким образом следует создавать семью, о родителях, детях и их обязанностях, о духовной жизни, испытаниях, о смерти и будущей жизни. В первом разделе пятого тома «Страсти и добродетели» отец Паисий как под лупой рассматривает такие важные грехи, как себялюбие – мать всех страстей, гордость – корень зла, осуждение – величайшую несправедливость. Во второй части тома рассказ идет о противоположных этим страстям добродетелях: , терпении, любви к ближнему, благородстве, любочестии и рассуждении, которое Старец именует венцом всех добродетелей.

Рассуждение всегда являлось мерилом слов и поступков Паисия Святогорца. Конечной целью для него было спасение души человека, обращавшегося к нему со своей болью, проблемой, неразрешимой ситуацией. Знавшие Старца помнят ту нежность, которая появлялась в сердце от его слов, какими бы строгими они подчас ни были. Это происходило потому, что задачей отца Паисия всегда было уврачевать зло, а не заклеймить человека стыдом. Он не ставил страсть своего собеседника к позорному столбу, но помогал ему освободить от нее душу. К любому человеку – совершенному созданию Божию – Старец относился с утешительной любовью, сердечной болью и смиренным расположением.

Знаете, какую духовную прибыль и духовный опыт приобретает человек, если он духовно работает надо всем, что встречается ему на пути?

Рассказывает монахиня Филофея, игумения обители в Суроти: «Общение Старца с сестрами обители обычно строилось в виде его ответов на вопросы. Главной темой личных бесед всегда был духовный подвиг. Старец из всего умел извлекать пользу для души. Любая мелочь и пустяк могли стать поводом для разговора на серьезную тему. Он говорил: “Я всё использую для связи с горним, с Небом. Знаете, какую духовную прибыль и духовный опыт приобретает человек, если он духовно работает надо всем, что встречается ему на пути?” Встречаясь с людьми – такими непохожими друг на друга, – Старец не просто терпеливо выслушивал то, что они ему доверяли. С присущими ему простотой и рассуждением он проникал в самую глубину человеческих сердец. Их боль, тревогу, трудности Старец делал своими. И тогда – неприметным образом – происходило чудо: изменение человека».

Старец Паисий надеялся, что его наставления, рассказы, притчи, истории и примеры из жизни, которые в течение 28 лет по крупицам собирались и бережно хранились монастырской общиной, вселят в монахинь и мирян добрую обеспокоенность. Чтобы мы с любочестием подвизались, а зло отступило и на земле воцарился мир Божий. В поучениях Старца мы находим ответы на многие наболевшие, неразрешимые, на наш взгляд, вопросы. Вопросы, которые волнуют и тревожат каждого, кто задумывается о своей жизни и собственном спасении. Каждого, кто не равнодушен к тем духовным ужасам и скорбям, в которых погрязло человечество. Каждого, кто ищет свет во мраке бездуховного. Каждого, в ком горит огонек творчества, кто «духовной жаждою томим». В сердцах неравнодушных, отзывчивых читателей духовное семя старца Паисия найдет добрую землю и обязательно даст обильный плод. «Иже слышат слово и приемлют, и плодствуют» (Мк. 4: 20).

С болью и любовью о современном человеке

Бог творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека.
Блаженный старец Паисий Святогорец

По словам старца Паисия, задача духовной жизни состоит в отбрасывании собственной самости, эгоизма и зацикленности на себе. Именно тех «добродетелей», которые сейчас особенно пропагандируются в обществе, где постулатами являются лозунги «Живем только один раз!», «Бери от жизни всё!», «Живи для себя!» И здесь, как глоток из чистого живительного источника, светлые, радостные, дышащие верой, надеждой и искренней любовью слова старца Паисия: «Когда ты выбрасываешь из себя свое “я”, в тебя бросается Христос». Старец неоднократно подчеркивал, что, не развив в себе духа жертвенности, приобщиться жизни Христовой невозможно. Без жертвы можно стать лишь формальным христианином, человеком, не имеющим внутренней жизни.

«Благий Бог прежде всего заботится о нашей будущей жизни и только потом – о жизни земной», – отмечал Старец. Сам он, как пишет в предисловии к первому тому «Слов» игумения обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея, общаясь с людьми, имел ту же цель: помогая человеку познать волю Божию и соединиться со своим Творцом, отец Паисий готовил его к . Приводя примеры из области природы или науки, искусства или повседневного человеческого бытия, Старец не рассматривал их отвлеченно, в отрыве от духовной реальности. Он стремился пробудить ото сна души своих собеседников, с помощью притчи помогал им постичь глубочайший смысл жизни и «ухватиться за Бога». «Я вас, как солнышко, грею», – говорил Старец, имея в виду, что солнечное тепло необходимо, чтобы распустились цветочные бутоны, так и нежное пастырское прикосновение к душе помогает ей раскрыть себя и исцелиться от недуга.

«Это было воистину богопросвещенное пастырство, – отмечает игумения Филофея. – Оно нередко готовило почву души к принятию строгого слова о не допускающей компромиссов евангельской истине. Поэтому даже самое строгое слово старца Паисия воспринимается сердцем как целительная роса».

Глубина духовного богословского содержания писем Старца, которые он писал в монастырь в Салониках, говорит о том, что они плод Божественного просвещения. «Слово Божие рождается, а не пишется» .

Старец Паисий хотел, чтобы всякий человек – будь он монахом или мирянином – взыскал «монашескую жизнь», происходящую из всецелой самоотдачи человека Богу. Так человек освобождается от чувства ненадежности, порождаемого верой в свое «я», и еще в этой жизни вкушает райскую радость.

«Как мучаются люди!»

Если люди не доверились Богу настолько, чтобы полностью на Него положиться, то им не избежать страданий

Отец Паисий с сочувствием относился к событиям, которые происходили и продолжают происходить в мире. Болел душой за людей, сострадал им. «Мир мучается, – говорил Старец, – погибает, и, к несчастью, все люди вынуждены жить среди этого мирского мучения. Мучения людей не имеют конца. Общее разложение – целые семьи, взрослые, дети. Каждый день сердце мое обливается кровью. Большинство ощущает великую оставленность, безразличие – особенно сейчас, – ощущает это повсюду. Людям не за что держаться. Прямо по пословице: “Утопающий хватается за собственные волосы”, то есть утопающий ищет, за что бы ухватиться, как бы спастись. Люди ищут, обо что бы им опереться, за что ухватиться. И если у них нет веры, чтобы опереться на нее, если они не доверились Богу настолько, чтобы полностью на Него положиться, то им не избежать страданий. – великое дело» .

Своими мудрыми наставлениями Старец дает утешение и надежду, говоря о единственно возможном выходе из людских мучений – этого ада на земле. Он еще раз напоминает о необходимости отрыва от нашей самости: «Если болеть и беспокоиться о других, а не о себе самом, то весь мир видно, как на рентгене, который просвечивает духовными лучами. Переживаемые нами годы очень трудны и опасны, но в конце концов победит Христос. Среди царящей расхлябанности необходим подвижнический дух. Образцами в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего».

«Бог не бросает нас на произвол судьбы»

Отец Паисий постоянно подчеркивает, что сегодня каждый человек делает то, что хочет и что взбредет ему в голову. Но отмечает, что Бог не оставляет Свое создание, Он помогает людям. Этим Старец дарит нам надежду на спасение, на то, что мы, наконец, «придем в себя», пробудимся духовно и восстанем против врага человеческого. Но реализация этого спасения возможна только при условии, что сам человек приложит усилия. Сделает собственный выбор в пользу света и добра.

Бог оберегает нынешний мир обеими руками, тогда как в прежние времена – только одной

Вот как говорил Старец о положении человека в современном мире: «Сегодня, если человек хочет жить честно, духовно, то в мире ему не находится места, ему приходится нелегко. Другие увлекают, ведут его вместе с собой. Если все идут в одно и то же место, то кому-то одному сложно не идти вместе со всеми – даже если он этого не хочет. И если он будет невнимателен, то покатится под горку, его унесет вниз мирской поток. Несмотря на то, что мы довели себя до такого состояния, Бог не бросает нас на произвол судьбы. Он оберегает нынешний мир обеими руками, тогда как в прежние времена – только одной. Сегодня, когда человека окружает столько опасностей, Бог оберегает его, словно мать ребенка, начинающего ходить. Большинство людей находится в таком состоянии, что страшно сказать. Один пьян, другой разочарован жизнью, у третьего задурманена голова, четвертый от боли измучен бессонницей. Все эти люди водят машины, гоняют на мотоциклах, выполняют работу, сопряженную с риском, работают на опасных станках. Сколько народу давно могло бы перекалечиться! Как же хранит нас Бог, но мы этого не понимаем».

Старец предохранял людей от господствующего в странах Западной Европы духа рационализма: «Надо думать о том, что ты – и тебе во всем следует быть похожим на своего Творца. Если человека побуждает к действию именно эта мысль, то он движется в верном направлении. В противном случае он подвергается опасности впасть в гуманизм».

Самое печальное заключается именно в том, что люди сейчас действительно не понимают, не осознают и, к сожалению, не хотят осознавать, куда катится мир. Мир перевернулся: моральные ценности встали с ног на голову, они искажены, а у молодежи нравственные ориентиры вообще исковерканы. Равнодушие, бесчувственность, страдания, разобщенность душ и одиночество – постоянные спутники современного человека. Но это касается человека неверующего. У человека духовного, по словам Старца, нет скорбей: «Когда в человеке умножается любовь и его сердце опаляется Божественным рачением, то скорбь уже не может найти в нем места. Люди причиняют такому человеку боль и страдания, однако их побеждает великая любовь ко Христу».

Отец Паисий предупреждал, что не следует делать выводов о человеке на основании видимого – коль скоро мы не в состоянии различить, что он скрывает в себе . Это очень важное замечание. «Человек для другого человека – тайна», – часто повторял он. «Не будем делать выводы, судя по внешности, не проверив всего, тем более если нам не хватает Божественного просвещения или опыта» .

Духовная борьба

Тот, кто познает себя по-настоящему, имеет смирение.
Блаженный старец Паисий Святогорец

Кто я? Зачем я живу? В чем смысл моей жизни? Наверное, нет такого человека, который хоть однажды не задавался бы этими вопросами. Чтобы приблизиться к пониманию того предназначения, которое задумал Творец для Своего создания, старец Паисий предлагает человеку поcтоянно погружаться в интроспекцию: «Исследование себя – это самое полезное из всех прочих исследований. Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, всё прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются – что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого».

По словам Старца, задача человека состоит в познании себя. Не осознав своего ветхого человека, христианину невозможно научиться смирению – матери всех добродетелей. Если в человеке нет смирения, он не сможет выйти на духовную орбиту. Таким образом, человек остается на орбите мирской. «Человек, совершающий работу, необходимую для познания себя, – пояснял отец Паисий, – похож на того, кто глубоко вкапывается в землю и находит в ней полезные ископаемые. Чем более мы углубляемся в самопознание, тем ниже мы себя видим. Таким образом, человек смиряется, однако десница Божия его постоянно возвышает. И когда человек наконец познает себя, смирение становится уже его состоянием и в обязательном порядке имеет право на “продление аренды” в его сердце. Гордость такому человеку уже не грозит. А тот, кто не совершает над собой подобного делания, постоянно прибавляет к своему духовному мусору всё новый и новый, увеличивает свою мусорную кучу, какое-то недолгое время гордо сидит на ее вершине и в конечном итоге проваливается вниз».

Из бесед со Старцем:

«– Геронда, а что больше всего помогает человеку исправиться?

– Прежде всего – воля. Воля, желание исправиться – это, некоторым образом, добрый почин. Затем человек должен понять, что он болен, и начать принимать соответствующие духовные антибиотики» .

Старец Паисий с любовью указывает нам, нерадивым чадам Господа, что главное – осознание человеком факта необходимости познать и признать свои недуги. К тому же обязательным условием в процессе изучения собственной сущности является чувство радости: все наши действия должны сопровождаться внутренней радостью. Только после этого человек может приступать к «лечению» – когда он будет внутренне готов к принятию духовных пилюль. И тогда его начнет укреплять Христос. Для человека чрезвычайно важно осознать собственные немощь и греховность. Старец Паисий ласково напоминает человеку, что без признания своих ошибок и погрешностей невозможно «вывернуть» себя наизнанку и увидеть свое истинное лицо – своего ветхого человека. А без этого, как уже говорилось выше, ни познание себя, собственного «я», ни спасение невозможны. Однако если человек признает свои немощи, он освободится.

Доброе познание себя приводит Бога в умиление и дает нам Божественную помощь и райскую радость

«Доброе познание себя, – говорил отец Паисий, – приводит Бога в умиление и дает нам Божественную помощь и райскую радость». Но тут же предупреждает, что бывает и противоположное познание себя – недоброе. Это происходит тогда, когда человек оправдывает себя, успокаивает свои помыслы. То есть имеет ошибочное познание своего внутреннего человека. «Надо всегда прилагать хоть малое старание исправиться», – отмечал Старец. Для того чтобы человек исправился, в нем должно присутствовать внутреннее сокрушение с искренним покаянием.

Из бесед со Старцем:

«– Геронда, а можно ли осознавать свою ошибку и при этом не преуспевать?

– Когда человек осознает свою греховную ошибку и снова, не желая того, ее совершает, то это значит, что у него есть гордость или предрасположенность к гордости. И поэтому Бог не помогает ему преуспеть. Если человек осознает свою греховность, то это великая сила, великое дело. Потом человек начинает гнушаться, смиряется, приписывает всё доброе человеколюбию и благости Божией и чувствует великую благодарность Ему. Поэтому Бог любит грешников, осознающих свою греховность, кающихся и живущих со смирением, больше, чем тех, кто много подвизается, однако не признает своей греховности и не имеет покаяния» .

Опыт от наших падений

В исследованиях самих себя, как рассуждал Старец, будет очень полезно время от времени рассматривать свою жизнь: шаг за шагом, начиная с детского возраста. Это необходимо для того, чтобы видеть, где человек находился раньше, где находится сейчас и где должен находиться. Не сравнивая прошедшего с настоящим невозможно понять, что, даже будучи в более-менее неплохом состоянии, всё равно человек находится не там, где ему следовало бы находиться. И он не поймет того, что огорчает Бога.

Падения помогают познать самого себя. Всё выходит наружу, и потихоньку совершается полезная работа над собой

Когда человек молод, у него есть оправдание в том, что он находится в не слишком-то хорошем состоянии. Однако у него нет оправдания, если он, выйдя из юного возраста, пребывает в том же состоянии или же исправляется недостаточно. Старец Паисий подчеркивает, что чем больше проходит лет, тем более духовно зрелым должен становиться человек. О падениях и ошибках он говорил как о пользе для человека, которую надо уметь извлекать: «Часто даже переменчивые взлеты и падения в духовной борьбе помогают человеку в том, чтобы он плодотворно и уверенно совершал свой духовный путь к Богу. Внимательно следя за всем происходящим и используя всё во благо, мы приобретаем опыт, используя который получаем немалую помощь. Падения помогают познать самого себя. Всё выходит наружу, и потихоньку совершается полезная работа над собой».

Чтобы не расплескать, сохранить и приумножить духовное богатство, следует «ловить себя на месте преступления» , как любил говорить Старец. Тот, кто это делает, совлекается своего ветхого человека и выходит на правильную духовную дорогу. Наш ветхий человек расхищает то, что делает человек новый. Выучившись ловить нашего ветхого человека на месте преступления, мы ловим вместе с ним всех остальных воров, расхищающих то доброе, что дарует нам Бог. Таким образом, духовное богатство остается у нас.

Духовное делание с увеличительным стеклом

Истинная сущность человека проявляется во взаимодействии с другими людьми. В окружающих, как в зеркале, отражаются все наши недостатки и достоинства. Человек, находящийся на пути духовной борьбы, для самоисследования должен активно и грамотно использовать возможности, предоставляемые этой отражающей поверхностью. Рассматривать все свои мельчайшие особенности, излюбленные привычки, часто повторяемые ошибки как под лупой. И безжалостно выкорчевывать ветхие сорняки, которыми стремительно зарастает наш внутренний сад на протяжении всей жизни. По словам отца Паисия, борьба со страстями – это постоянное сладкое мученичество за соблюдение заповедей ради любви ко Христу. «Обтесывание нужно для того, чтобы счистить кору ветхого человека» .

«Наш ветхий человек – это живущий в нас злобный “квартиросъемщик”, – насмешливо говорил Старец, речь которого всегда отличалась метким употреблением эпитетов. – Для того чтобы этот “квартиросъемщик” ушел, мы должны разрушить его жилище и начать возводить новое здание – строить нового человека. Но эта грандиозная постройка (которую можно назвать главным делом нашей жизни) должна начинаться с обновления фундамента, на котором будет держаться всё здание. Пока в роли фундамента выступает наш ветхий человек, возводить новое здание опасно в силу его шаткости и неукрепленности».

Родиться заново, воскреснуть невозможно без покаяния – именно с него начинается обновление ветхого человека. Это как старая кожа, как засохшая краска, которая откалывается слой за слоем – и на свет появляется гладкий чистый холст, готовый к принятию новой палитры расцветок. «Мы не имеем оправдания, когда не хотим покаяться и исповедаться, – отмечал отец Паисий, – но желаем оставаться запачканными. Есть люди, которые, думая, что впадут в тот же грех, не исповедуются, то есть к старой грязи прибавляют еще новую (однако если у них испачкается одежда, она ее стирают)» .

От покаяния приходит Божественное . Старец Паисий объяснял, что нужно научиться отдавать себя миру и ближнему, тогда в сердце человека воцарятся мир и покой. В те моменты, когда мы по-настоящему забываем о себе (творя дела милосердия и благотворительности, отдавая свое время ближнему, помогая болящему, заботясь о ребенке), нами обретается истинный смысл жизни.

Отдавай, отдавай, не думая о себе. Чем больше будешь отдавать, тем больше будешь получать!

«Отдавай, отдавай, не думая о себе. Чем больше будешь отдавать, тем больше будешь получать, потому что Бог будет тебе в изобилии подавать Свою благодать и любовь. Он станет тебя сильно любить, а ты Его, потому что перестанешь любить себя, свое “я”, которое требует, чтобы его питали гордость и эгоизм, а не благодать Божия, подающая душе все необходимые соки, изменяющая плоть божественным изменением и заставляющая человека сиять невещественным светом» .

Тех людей, которые не желают покаяться, старец Паисий называет самыми неразумными в мире – не только потому, что «у них постоянно тяжесть на душе, так как они не каются, чтобы освободиться от этого малого ада, ведущего к еще худшему, вечному, но и потому, что они лишаются на земле райских радостей, которые намного сильнее в раю, возле Бога» .

Подвиг

«Так как наше тело связано с душой и задача плоти состоит в том, чтобы подчиняться духу и послушно служить ему для приведения души в доброе устроение, от тела нам нужна только отчасти его сила, а не его бесчинства» , – рассуждал старец Паисий.

«Поэтому уход за осленком (плотью) должен производиться с рассуждением. Надо кормить его подходящим ячменем, чтобы мы могли держать его в узде и чтобы он не бесчинствовал, не лягался и как-нибудь – упаси Бог! – не сбросил нас в пропасть. Беда в том, что плоть низвергает душу в ад, тогда как осленок своего наездника – самое большее – может сбросить в пропасть, что не повредит душе его хозяина».

Любовь

Отец Паисий указывал на то, что Бог всегда всё устраивает ради человеческого блага. Весь мир Бог создал для человека: от растений до животных и птиц, от малого до великого. «Сам Бог, – говорил Старец, – принес Себя в жертву, чтобы спасти человека. Однако многие из нас, к несчастью, остаются безразличными ко всем благодеяниям Божиим и ранят Его своей великой неблагодарностью и бесчувствием, хотя Он и дал нам вместе со всеми прочими Своими благами наследственную совесть» .

Совесть – главный закон, который Бог написал глубоко в сердце человека. Этот закон, по словам Старца, каждый из нас, рождаясь, получает от своих родителей, как ксерокопию. «Те, кто утончают свою совесть через ежедневное исследование самих себя, уже чувствуют себя чужими этому миру, и мирским людям их утонченное поведение кажется странным. Однако те, кто не исследуют своей совести, не получают пользы ни от духовного чтения, ни от советов старцев. Они не могут соблюдать и заповедей Божиих, потому что становятся бесчувственными».

Старец говорил, что каждый человек сдает экзамены в этой жизни, чтобы попасть в иную жизнь, вечную – в .

Горячая любовь Христова питает лучше всякой вещественной пищи, давая душе и телу множество калорий

«Горячая духовная любовь делает людей чувствительных еще более чувствительными, а бесстыдных – более бесстыдными. Горячая любовь Христова питает лучше всякой вещественной пищи, давая душе и телу множество калорий, и зачастую без лекарств исцеляет неизлечимые болезни и успокаивает души» .

«Старец нас толкал вместе с собой на небо»

Это как когда ты находишься рядом с камином, то чувствуешь тепло, хотя с твоей стороны нет никаких действий.
Афанасий Раковалис

Изучая литературное наследие, оставленное нам старцем Паисием Святогорцем и заботливо собранное людьми, которые его любили, невозможно не проникнуться ответной любовью. Любовью с оттенком сердечной боли. От того, как многого мы не понимаем и как мало любви отдаем Богу, миру, ближнему. В то время как каждое слово старца Паисия пронизано дыханием светлой, искренней любви к миру и человеку.

В каждом словесном послании, которые по великой любви Господа к человеку остались от старца Паисия, – тихая боль отца за своих нерадивых чад. Какую бы страницу его писем или бесед с мирянами и монахинями ни открыл человек, везде явственно ощущается дух любви и радости. Старец наставляет нас с любовью, которой он был одарен от , учит нас с чистым, открытым, искренним сердечным расположением. В каком бы настроении человек ни обратился к помощи Старца, со страниц его поучений он неизменно получает свет, радость, чувство покоя. А чувство юмора старца Паисия просто невозможно не заметить и не прочувствовать – оно потрясающе прозорливо. Как меткие стрелы, смазанные в масляном растворе любви Старца, они попадают точно в цель, отзываясь в душе тихой радостью и ликованием.

Особо стоит отметить удивительную речь Старца, которую старался передать нам переводчик серии «Слова» иеромонах Доримедонт (Сухинин). Она очень живая, насыщенная, тон мягкий, радостный и оптимистичный. Еще и по этой причине после соприкосновения с трудами отца Паисия на сердце всегда легкость и умиротворенность. Каждый раз улыбка на устах. Даже сами слова, междометия, восклицания, обороты речи, уменьшительно-ласкательные суффиксы, которыми от избытка любви изобилует речь Старца, окрашены в теплые, нежные тона. В которых – любовь. Любовь к миру, человеку, животным, растениям, даже к песчинкам – каждой Божественной материи на земле.

Слова Старца светятся бесконечным внутренним светом. Этот свет и эти слова – от Бога. Когда постигаешь и принимаешь эти речи и слова, все человеческие проблемы и проблемки кажутся незначительными и смешными, теряют свое значение, часто надуманное в силу слабости человеческого естества. Своими мудрыми поучениями, притчами, рассказами, историями, прибаутками старцу Паисию на первый взгляд легко и без труда удавалось «приподнять» человека над повседневностью, сделать так, чтобы он вышел за рамки своей скорлупы, своего «я» и оглянулся вокруг. Повернулся к миру лицом, хоть на какое-то время смог забыть о собственном эгоизме, увидеть самого себя и своего ближнего как в зеркале. И хоть на минуту прикоснуться к Божественной любви, которая исходила от Старца, чтобы прочувствовать истинную радость – радость созерцания удивительной красоты каждого мгновения жизни.

Старец Паисий научил меня видеть эту красоту в каждом Божием творении. Ничто в нашей жизни не бывает случайным. Поэтому я благодарна, что именно старец Паисий посредством бумажного слова стал моим первым «духовным наставником». Но ведь любовь – это не телесная материя, у нее нет тела, плоти. Именно через слово Господь привел в Церковь – через лучезарные «Слова» старца Паисия Святогорца, которые, как светящееся облако, обволакивают душу человека. Это облако – теплые объятья Старца, его молитвенный подвиг за нас ко Господу, его искрящаяся любовь, наполняющая мир и сердца людей, в которых хоть на мгновение, но исчезает боль, муки одиночества, уныние, забвение. И это лишний раз доказывает, что Святой Дух может излить Свой свет в сердце каждого из нас. Но для этого нам надо потрудиться, а не «дуть в свою дуду», как любил шутливо пожурить Старец тех счастливчиков, которым Бог сподобил в земной жизни приобщиться к уникальной личности блаженного старца Паисия Святогорца.

Паисий Святогорец или преподобный Паисий Афонский - великий подвижник XX века. Для всей Греции он стал истинным духовным светочем. Сохранилось множество высказываний старца Паисия. Его слово наполняло души теплом, от которого в них распускались цветы добродетели. Как великий духовный наставник он умел самые глубокие истины донести на простом и понятном каждому языке. Яркие примеры и сравнения, искрометный юмор отца Паисия цепляли и ум, и душу. Считая смирение и любовь духовным фундаментом, каждого он побуждал с их помощью открывать в себе «нового человека», победив погрязшего в страстях человека «ветхого». Слово Паисия Святогорца вдохновляет бороться со страстями и обрести духовную свободу.

Преподобный Паисий Афонский. Фото с сайта - orthodoxanswers.gr

Мирское имя преподобного Паисия - Арсений Эзнепидис. Родился Арсений 25 июля 1924 года в каппадокийском селении Фарасы незадолго до начала греко-турецкого обмена населением. Его родителей звали Продромос и Евлампия, помимо Арсения в их семье было еще восемь детей.

Арсений Эзнепидис с родителями Продромосом и Евлампией

В августе 1924 года, ровно за неделю до того, как жители Фарас начали переселение с территории Турции в Грецию, ребенок был крещен. Таинство совершил сам Арсений Каппадокийский, который позже будет причислен церковью к лику святых. Родители желали наречь сына в честь деда Христосом, но преподобный Арсений настоял и дал ребенку свое имя, чтобы «оставить монаха по стопам своим». Так преподобный предсказал монашеское будущее одного из самых прославленных подвижников XX века.

Спустя пять недель после крещения Арсения семья Эзнепиди в числе других греческих переселенцев прибыла в порт Пирей, откуда была отправлена на Керкиру. Еще через полтора года семья переедет и окончательно осядет в городе Коница, недалеко от Янины. Здесь Арсений окончит начальную школу. Еще в школьные годы мальчик начал изучать Священное Писание и жития святых. С юных лет стало очевидным его желание стать монахом. Все, кто знал его ребенком, уже тогда отмечали особый свет в его глазах и печать благодати на челе.

По окончании школы Арсений освоил профессию плотника, и, отработав несколько лет, отправился на фронт полыхавшей в Греции гражданской войны. Получил увольнение в 1949, три с половиной года прослужив радистом. Во многих публикациях, посвященных жизни святого Паисия, его называют «Божьим связистом», так как однажды сам старец сравнил монашеское служение со службой в армии: «Монахи - радисты Церкви. Если своей молитвой они устанавливают связь с Богом, Он спешит на помощь».

Арсений Эзнепидис в годы армейской службы

Закончив службу в армии, Арсений окончательно решил нести другую службу, «воинскую службу Царю Небесному» - как назвал монашество преподобный Нил Мироточивый.

Сразу по увольнении из армии он впервые отправился на Афон, но пробыл там недолго, так как пообещал отцу вернуться и помочь в семейных делах.

Через год Арсений вновь отправится на Святую гору. В скиту святого Пантелеимона он встретит отца Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш, и останется при нем послушником. Дальнейший духовный путь продолжит в монастыре Эсфигмен, где примет рясофорный постриг с именем Аверкий. Братия монастыря отметит великие любовь и смирение, с которыми инок Аверкий нес послушание.

Спустя четыре года отец Аверкий покинет Эсфигмен и перейдет в монастырь Филофей, где в марте 1956 года будет пострижен в монахи с именем Паисий, в честь митрополита Кесарийского Паисия II, также уроженца Фарас.

Отец Паисий стремился к уединению, и даже собирался удалиться от людей на пустынный остров, но у Бога был иной замысел. Паисий нужен был людям. Поэтому спустя некоторое время он и вовсе окажется вдали от уединения Святой горы. Получив «внутреннее извещение», он отправится в Стомио, где займется восстановлением монастыря Рождества Пресвятой Богородицы.

Пребывая в Стомио, отец Паисий занимался не только делом устроительства обители. Провел он и огромную духовную работу: его усилиями вернулись к православию многие уклонившиеся в протестантизм семьи. За мудрость, человеколюбие и скромность отец Паисий снискал всеобщие любовь и уважение. Он помогал нуждающимся, не жалея отдавая свое; выслушивал, утешал и поддерживал отчаявшихся, наполняя их души верой.

Духовный поиск заставит отца Паисия покинуть монастырь в Стомио. Его путь лежал на Синай. Старец поселится в пустыне в келье святых мучеников Галактиона и Епистимии. Он усердно молился, держал строгий пост, а также занимался ручным трудом - мастерил деревянные кресты для продажи паломникам, а на вырученные деньги кормил бедуинов, которые очень его полюбили.

Преподобный Паисий Афонский

После Синая старец Паисий вновь вернется на Афон и поселится в Иверском скиту. В 1966 году случится несчастье: из-за тяжелой болезни ему отнимут часть легких, а хирургическое вмешательство даст осложнения на глаза.

Старец смиренно все примет и даже поблагодарит Бога за то, что из телесного недуга вынес пользу для души: «Раньше, читая в Священном Писании о Страстях Господних, я воспринимал это как исторический факт. И о мучениях святых - также. Отныне же я буду им сопереживать, потому что и самому мне довелось пережить небольшую боль».

Еще до операции, когда отец Паисий находился в больнице, к нему обратились с просьбой организовать женский монастырь с афонским уставом. После выписки из больницы старец нашел место для строительства обители - недалеко от Салоник в поселении Суроти. Здесь и будет основан монастырь Иоанна Богослова, где сразу же начнут селиться сестры. Отец Паисисий до возвращения на Афон, пока здоровье его окончательно не окрепло, оставался в Суроти, помогая сестрам в устроении обители. Впоследствии, игуменья Филофея вспоминала, что уже тогда, в относительно молодом возрасте, отец Паисий обладал поистине старческой мудростью и вникал в сложнейшие духовные переживания. Монахиням он всегда помогал советом, и, даже поселившись вновь на Афоне, переписывался с сестрами. До самой своей кончины старец Паисий опекал монастырь Иоанна Богослова.

Женский монастырь Иоанна Богослова, Суроти. Фото с сайта - 2.bp.blogspot.com

Окончательно оправившись после операции, отец Паисий вернулся на Святую гору, где поселился в Ипатьевской келье монастыря Великая Лавра. Тем временем, слава о его мудрости и добродетели распространилась далеко за пределы Святой горы, к нему за советом и благословением начали приезжать сотни людей.

В 1979 году старец Паисий вновь отправится в Кутлумуш. Он поселится отшельником в заброшенной келье Панагуда. Сюда для беседы со старцем последуют толпы. Людей было так много, что вскоре появились даже специальные знаки, указывающие путь к келье старца. К нему не только приезжали, но и слали письма с просьбами о помощи. Отец Паисий не отказывал никому, отдыхая всего по несколько часов в сутки. Несмотря ни на толпы паломников, ни на болезнь, он продолжал вести суровую аскетическую жизнь, что сказывалось на его здоровье.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши