"Общество как динамическая система" презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Общество как сложная динамичная система Общество как сложная динамическая система конспект урока

Главная / Беседки для дачи

Слайд 1

Тема: «Общество как сложная динамичная система»
презентация по обществознанию 10 класс

Слайд 2

План:
Особенности социальной системы. Социальные институты.

Слайд 3

Общество – динамическая система.
Система - ? «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Динамическая система допускает различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Слайд 4

Система?
ОБЩЕСТВО
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ВСЕЛЕННАЯ
КУЛЬТУРА ОТДЕЛЬНОГО НАРОДА

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Каковы характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем?

Слайд 6

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Приведите пример. Человеческое общество в глобальном масштабе, общество одной страны, различные общественные группы и др.

Слайд 7

ОБЩЕСТВО
Политическая сфера
Экономическая сфера
Духовная сфера
Социальная сфера
система
-Государство -Партии и др.

Слайд 8

Следовательно, общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

Слайд 9

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в ее составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и др), так и идеальных (ценностей, традиций и т.д.)

Слайд 10

Например:
Экономическая сфера включает: предприятия, транспортные средства, экономические знания, образцы экономического поведения и др.

Слайд 11

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными и т.д.

Слайд 12

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.

Слайд 13

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов качественных изменений не претерпевали: первобытное общество, средневековое общество и др. этот факт свидетельствует о том, что общество – динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.

Слайд 14

Следовательно, человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включен в каждую из них.

Слайд 15

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Компоненты системы занимают внутри системы определенное положение и определенным образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством, которое присуще ей как единому целому.

Слайд 16

Социальные институты
«институт»…. В переводе с лат. Instituto означает «установление»; В русском языке – обозначение высших учебных заведений; В области права слово «институт» означает совокупность норм права, регулирующих одно общественное отношение или несколько отношений, связанных друг с другом (институт брака).

Слайд 17

В социологии социальными институтами называют исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Потребность в воспроизводстве рода; Потребность в безопасности и социальном порядке; Потребность в средствах существования; Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров; Потребность в решении духовных проблем смысла жизни.

Слайд 18

Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые, в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определенных учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.

Слайд 19

Этим условиям успешного осуществления главных видов деятельности отвечали исторически сложившиеся социальные институты: институт брака и семьи; политические институты, государство; экономические институты, производство; институты образования, науки, культуры; институт религии.

Слайд 20

институт брака и семьи; политические институты, государство; экономические институты, производство; институты образования, науки, культуры; институт религии.
Объединяет большое количество людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера.
Возникновение социальных институтов привело к закреплению конкретных видов взаимодействия, сделало их постоянными и обязательными для всех членов общества.

Слайд 21

Итак, социальный институт - это
Совокупность лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определенной значимой для общества потребности (работники образования).

Слайд 25

Помимо главных социальных институтов, существуют и неглавные: Институт судебной власти; Институт представителей президента в регионах. Поскольку в ходе исторического процесса возникают новые потребности и условия, появляются новые виды деятельности и соответствующие связи. Общество заинтересовано в придании им упорядоченности, нормативного характера, т.е. в их институализации. Развитие общества требует модернизации деятельности социальных институтов (модернизация образования). Пример: вид деятельности предпринимательство, возникновение законов, фирм и др.

Слайд 26

Домашнее задание:
Ответить на вопросы: Применяя системный подход, проанализируйте российское общество начала XX века. Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте дополнительный материал.

Экономическая сфера общественной жизни, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Экономическая сфера включает в себя производственную деятельность людей, осуществляемую в области материального производства, к которому относятся промышленность (тяжелая и легкая), сельское хозяйство, строительство, перерабатывающее и другие виды производства. В экономической сфере создаются необходимые для жизнедеятельности людей материальные блага. Она оказывает влияние на другие сферы общественной жизни, т.К. Создает предпосылки для их нормального функционирования и развития.

Социальная сфера общественной жизни, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом.

Социальная сфера предусматривает взаимодействие между классами, нациями, социальными группами, другими общностями людей по поводу условий своего существования. В основе этого взаимодействия лежат исторически сложившиеся особенности жизнедеятельности соответствующих общностей с их производственным укладом, культурными ценностями, потребностями и интересами




Социология Наука о наиболее общих проблемах специфически человеческих взаимоотношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками Огюст Конт () Французский философ, родоначальник позитивизма, основоположник социологии


Смысл понятия «общество» Понятие «общество» Совокупность всех людей, живущих на Земле, и взаимодействий между ними Относительно замкнутая и независимо существующая часть единого человеческого общества Организация людей, объединившихся по каким-либо причинам Человеческое общество Нация Религиозная община, общество книголюбов


















Формы связи элементов в социальной системе Причинно- функциональная интеграция, при которой различные элементы влияют друг на друга и на систему в целом, причём исключение одного из элементов и перенесение его в другую систему влекут за собой изменение структуры и функций целого Семья










Экономическая сфера это то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы землю капитал труд управ- ление создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяют жизненно важные потребности людей в пище в жилье в досуге


Участие в экономической жизни общества Прямое участиеКосвенное участие Экономически активное население % населения РабочиеСлужащие Крестьяне Предприниматели Потребители товаров и услуг 100 % населения
















Главные задачи духовной сферы Наука Призвана открывать новые знания в естественной, технической и гуманитарной областях Образование Должно передавать знание, открытое учёным, последующим поколениям Культура Призвана создавать и хранить художественные ценности






Социальная сфера в широком смысле Совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние всего населения Охватывает почти все слои и классы общества В социальную сферу включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, учреждения досуга и развлечения


Социальная сфера в узком значении Только социально незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их Пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, органы социальной защиты и социального обеспечения местного и федерального подчинения












Общественные отношения Материальные отношения Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него Производственные отношения Экологические отношения Отношения по детопроизводству Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями Моральные отношения Политические отношения Правовые отношения Художественные отношения Философские отношения Религиозные отношения


Основные институты общества Термин «институт» имеет множество смыслов От латинского institutum – установление, устройство, учреждение Узкое техническое значение: название специализирован- ных научных и учебных заведений Широкое социальное значение: совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений



41 Потребности в воспроизводстве людей Институт семьи и брака Потребности в добывании средств существования Экономические институты, производство Потребности в безопасности и социальном порядке Политические институты, государство Потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения Духовные институты в широком смысле, включая науку и культуру







46



© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши