Как называется мост с грифонами. Крылатые львы Банковского моста: история, приметы и клады

Главная / Веранды



Подвесной Банковский мост был построен в 1825–1826 годах по проекту Вильгельма фон Треттера. К окончанию строительства на мосту появились крылатые львы. Их чугунные фигуры были созданы скульптором П. П. Соколовым не только для украшения моста, но и для маскировки цепных конструкций крепежа. Мифические животные, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили уличное пространство. Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к каналу Грибоедова. Одновременно с Банковским составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал - Львиного.


Дело в том, что Банковский мост находится перед зданием бывшего Ассигнационного банка (ныне Санкт-Петербургский государственный экономический университет), а мифическим грифонам со времён Древней Эллады приписывали способность надёжно охранять золото от любых посягательств. Вот и у этих крылатых львов была обязанность стеречь золотые запасы государства Российского.

Украденная решётка Банковского моста


Кроме великолепных львов, мост украшен красивой ажурной решёткой с изображением раскрытых вееров и пальмовых листьев. Первоначально решётку сделали чугунной, но позже заменили на металлическую. Крылья львов и некоторые элементы ограды моста были покрыты сусальным золотом, что привлекало немало любителей лёгкой наживы. Хотя слой золота был настолько тонким, что соскоблить и собрать его было практически невозможно: оно просто превращалось в золотую пыль, - воришек это не останавливало. В результате к концу XIX века все позолоченные элементы были сильно искалечены, решётку сняли и отправили на восстановление. В процессе реставрации ограда бесследно исчезла. Только в середине XX века архитектор А. Л. Ротач восстановил решётку Банковского моста по старинным чертежам и вернул её на прежнее место.

Приметы


С начала XIX века существует городская легенда, что величественные стражники Банковского моста могут принести решение финансовых проблем и богатство. Существует несколько версий, как получить благосклонность крылатых львв: потереть лапу одному из них или положить под неё монетку; пройти по мосту, держа денежные купюры плотно прижатыми к голове; или, проходя по мосту, тряхнуть мелочью в кармане (чем больше мелочи, тем вероятнее поправка финансового состояния); поцеловать мифическое создание в место, где начинается хвост. Именно поэтому отдельные части чугунных фигур выглядят протёртыми. Кроме того, легенда Банковского моста гласит: если потереть левое бедро грифона, который находится ближе всех к Казанскому собору, то исполнится загаданное желание, даже если оно не связано с финансами.


Долгое время в качестве парапета Банковскому мосту служили простые перила. Они заменили утраченную в конце XIX века художественную ограду. В 1952 году по проекту А. Л. Ротача и Г. Ф. Перлиной эту ограду восстановили вместе с фонарями над головами грифонов. В 1994 году было восстановлено деревянное покрытие полотна моста. В 2008 году прямо на месте были отремонтированы фигуры грифонов. Тогда с восстановлением золотого покрытия крыльев помогла одна из неравнодушных жительниц Петербурга: женщина пожертвовала четыре книги с листами сусального золота на реставрацию грифонов Банковского моста. По словам петербурженки, книги она приобрела в 1988 году за 100 советских рублей, что соответствует средней месячной зарплате того времени.

Новая масштабная реставрация



В январе 2017 года впервые почти за 200 лет знаменитые крылатые львы покинули Банковский мост. Перед тем как отправить их в мастерскую, специалистам удалось буквально по швам разделить полуторатонные чугунные скульптуры. Первоначально грифонов должны были отправить на реставрацию ещё в ноябре минувшего года, потом работу отложили. Всё это время ушло на подбор ключей к секрету легендарных стражей с Банковского моста.

Эксперты выяснили, что скульптуры представляют собой сложную инженерную конструкцию. Каждый грифон состоит из пяти частей: двух боковых и трёх вкладышей на передних лапах и груди. Половины каждой фигуры связывают специальные крепления, которые проектировщики не предполагали когда-либо разбирать.

Работу осложняло отсутствие подробных чертежей и повреждения, которые хрупким крылатым львам нанесло время. Специалисты пообещали, что по итогам последней реставрации многострадальные фигуры наконец приобретут антивандальное покрытие. Предполагается, что к чемпионату мира по футболу - 2018 грифоны вернутся на уже отреставрированный мост.

Клад крылатых львов и создание музея





Во время проведения демонтажных работ в полых скульптурах обнаружили клад - огромное количество монет и личных записок, которые на счастье оставляли петербуржцы и туристы. Современные российские, старые советские и зарубежные банкноты и монетки и даже раритетная крышка от чайника, покоившаяся в основании третьего грифона.

На одной из найденных записок зафиксированы пожелания девушки. На листке написано: «Работа по специальности в суде, карьера, финансовый успех, удачное замужество, прописка в Петербурге, благополучие». На другой - мольба: «Хочу срочнейше мужчину, который будет меня уважать, любить и содержать».

Все записки и послания, годами хранившиеся петербургскими грифонами, в КГИОПе уже пообещали музеефицировать. Возможно, их выставят на всеобщее обозрение уже после реставрации моста и скульптур. В музей отправятся те записки, которые не разглашают персональные данные и представляют исторический интерес. В коллекцию, очевидно, включат и денежный клад.

Фото: opeterburge.ru, artmart.su, liveinternet.ru, friendsplace.ru, lifeglobe.net, saint-petersburg.ru, https://www.instagram.com/p/BPW7xibhIGR/, regnum.ru, luna-info.ru, terra-z.com

Банковский пешеходный мост, перекинутый через канал Грибоедова около здания Санкт-Петербургского государственного экономического университета, соединяет Казанский и Спасский острова.

Мост однопролетный балочный длиной 28 метров, шириной — 3,1 метра.

Пролетное строение состоит из двух коробчатых балок, сваренных из швеллеров, объединенных продольными и поперечными связями. Прохожая часть выполнена из одинарного дощатого настила, уложенного на поперечный брус. Стальную балку жесткости на фасадах закрывает карниз из досок. Роль пилонов выполняют чугунные рамы (каркасы), декорированные двумя скульптурами грифонов высотой около 2,4 м. Рамы прикреплены к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи из металлических звеньев круглого сечения.

Перильное ограждение кованое железное.

История моста

Банковский мост - выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Львиным и Почтамтским мостами). Названный по расположенному рядом Ассигнационному банку, мост был открыт для пешеходного движения 24 июля (5 августа н.с.) 1826 года, и по нему в тот день прошли свыше 9 тысяч человек. Мост предназначен для пропуска пешеходов и является одним из шести висячих мостов, построенных в 1823-1826 годах.

Первый висячий мост (ныне не существует) был построен по проекту инженера П.П. Базена в 1823 году в парке «Екатерингоф», а остальные 5 мостов (два транспортных: Египетский и Пантелеймоновский — ныне оба перестроены, 2 пешеходных: Почтамтский и Львиный — ныне оба перестроены, и Банковский, тоже пешеходный) были построены по проектам инженера Г.М. Треттера.

Конструкция пешеходных висячих мостов не отличалась от аналогичных систем, принятых для транспортных мостов. В качестве несущих и поддерживающих настил элементов также были приняты металлические цепи. Но в отличие от транспортных, где опорами служили портальные рампы, то в пешеходных мостах такую роль играют заделанные в фундаменты металлические каркасы.

Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора П. П. Соколова. Мифические крылатые львы, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили улицу. Фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом

Пролетное строение на Банковском мосту состоит из 2-х цепей, подвесок и деревянного полотна. Роль пилонов выполняют чугунные рампы (каркасы), прикрепленные болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которому прикреплены несущие цепи.

К концу XIX века решетки на мосту были заменены металлическими простого рисунка, а фонари на головах крылатых львов были уничтожены.

В 1952 году были произведены реставрационные работы по возвращению мосту его первоначального облика. Были восстановлены: перильное ограждение по проекту инженера А.Л. Ротача, торшеры с фонарями и возобновлена первоначальная свинцовая окраска чугунных, металлических и деревянных частей моста. В 1967 году была восстановлена позолота архитектурных деталей моста.

В 1976 году заменены деревянные прогоны на металлические.

В 1988 году была обновлена позолота сусальным золотом декоративных элементов моста.

В 1997 г. выполнен ремонт чугунных грифонов, реставрация перильной решетки, ремонт электроосвещения.

13 января 2017 года начались работы по реставрации грифонов Банковского моста. Грифонам планируют вернуть тот вид, который они имели до реставрации 1950-х годов. Они будут не зелеными, а темными, цвета патинированной бронзы. В перспективе — реконструкция пролетного строения моста. Проект предусматривает также ремонт перил и декора переправы. Летом 2018 года Главгосэкспертиза согласовала стоимость проекта.

Дополнительная инфомация

Банковский мост находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Область применения:

пешеходный

Пересекает:

канал Грибоедова

Место расположения:

Центральный район Санкт-Петербурга

Конструкция:

Тип конструкции:

висячий мост

Общая длина:

Ширина моста:

Эксплуатация:

Открытие:

Закрытие на реконструкцию:

Пешеходный мост через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Львиным и Почтамтским мостами).

Расположение

Расположен между домами № 27 и 30 по наб. канала Грибоедова.

Ось моста ориентирована против центра ворот Ассигнационного банка - у места, где канал, меняя своё направление, делает поворот. Около моста расположен Казанский собор.

Выше по течению находится Казанский мост, ниже - Мучной мост.

Ближайшая станция метрополитена (410 м) - «Невский проспект-2», выход на Канал Грибоедова.

Название

Мост получил название по расположенному рядом Ассигнационному банку (ныне в здании располагается Санкт-Петербургский государственный экономический университет).

История

Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу.

Проект моста разработал инженер Г. М. Треттер и В. А. Христианович. Одновременно с Банковским составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал - Львиного. 18 февраля 1825 г. оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста. Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 24 июля 1826 г. мост был открыт для движения.

Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора П. П. Соколова. Мифические крылатые львы, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили улицу. Работа над созданием моделей с мая по сентябрь 1825 г., также скульптором были изготовлены алебастровые формы.

Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом.

В ходе эксплуатации моста чугунные перила были заменены железными коваными весьма примитивного рисунка, фонари над головами львов были разбиты.

В 1949 году по инициативе Ленмостотреста и по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлиной Управлением по делам архитектуры было составлено архитектурно-планировочное задание на реставрацию моста с целью возвращения ему первоначального облика. В том же году было капитально отремонтировано деревянное полотно моста. В 1951-1952 годах были восстановлены круглые фонари на головах львов и металлическое ограждение. Решётки моста изготовили мастерские Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. В 1967 и 1988 годах восстановлена позолота львиных крыльев. В 1997 г. были произведены ремонт скульптур и реставрация перильной решётки.

В 2009 году с крыльев только что отреставрированных львов соскоблили золото. В 2011 г. на период ремонта аварийного участка набережной канала две скульптуры львов находились в защитных футлярах.

В сентябре 2015 г. СПб ГУП Мостотрест начал работы по замене деревянного настила моста.

Конструкция

Мост однопролётный висячий. Пролётное строение состоит из двух цепей, подвесок, и деревянного полотна. Роль пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения. Деревянное полотно моста состоит из прогонов, поперечин, крестовых связей и настила.

У входов на мост на чугунных пьедесталах установлены скульптуры крылатых львов. Крылья грифонов и некоторые детали моста покрыты позолотой. На головах скульптур закреплены светильники в виде усеченных шаров из молочного стекла с верхней литой орнаментальной крышкой из бронзового сплава.

Перильное ограждение художественного литья, представляет собой полукруглые секции с радиально расположенными стержнями, связанными фигурными вставками. Рисунок ограждения напоминает перила Демидова моста.

Ширина моста между перилами - 1,85 м, длина моста - 20,1 (25,2) м, расстояние между осями цепей - 2,24 м.

Мост в искусстве

  • Скульптуры Банковского моста упомянуты в стихотворении Дмитрия Бобышева «Крылатый лев сидит с крылатым львом…», посвящённом Евгению Рейну.
  • В художественном фильме «Волшебная сила», в финальном эпизоде третьей новеллы «Волшебная сила искусства», Аркадий Райкин, а затем и марширующие девушки, проходят через Банковский мост.
  • Рисунок крылатого льва Банковского моста является частью логотипа фабрики имени Крупской.

Санкт-Петербург имеет много эпитетов, связанных с его природными и градообразующими особенностями. Одним из них является название Северная Венеция. И этому есть не одно подтверждение. Например, то, что через многочисленные его реки и каналы перекинуто огромное количество мостов: разных по конструктивным особенностям и неповторимым по дизайну. Одним из них является мост через канал Грибоедова с уникальными изображениями грифонов в качестве функциональных и декоративных элементов.

История Банковского моста

В Санкт-Петербурге этот пешеходный мост был перекинут через канал Грибоедова в 1826 году. Авторство проекта принадлежит инженерам В. Треттеру и В. Христиановичу. А решение возвести мост именно в выбранном месте связано с необходимостью обеспечить переправу через канал ко входу в Ассигнационный банк, который ранее находился в старинном здании на набережной канала, там, где сейчас располагается Банковский мост - по адресу: Набережная канала Грибоедова, дома 27-30. Кроме того, мост соединяет и два центральных острова - Казанский и Спасский, объединив в единую территорию два участка исторического центра города.

Окончание строительства планировалось произвести еще в год закладки - 1825, однако процесс затянулся в связи с несвоевременным отлитием на заводе Чарльза Берда чугунных конструкций для сооружения.

Постепенно Банковский мост в Санкт-Петербурге ветшал, и части его заменяли более дешевыми и нарушающими историческое соответствие проекту. Поэтому в 1949 году в ходе реставрационных работ было решено вернуть Банковскому мосту его первоначальный облик. Реставрационные работы на этом этапе были завершены к 1997 году. Но ввиду совершенного акта вандализма в 2009 году, когда с крыльев только что отреставрированных грифонов была соскоблена позолота, поврежденные элементы моста вновь пришлось реставрировать. А в 2015 году было принято решение о замене на Банковском мосту деревянного настила.

Мифы и легенды

По одной из фигуры грифонов могут принести финансовое благополучие в случае совершения определенных ритуальных действий: необходимо положить на лапу одному из грифонов монетку, потереть лапу и поцеловать в место над хвостом. Иногда говорят, что достаточно просто пройти по мосту, держа в руках денежные купюры. Или потрясти мелкими монетами, которых побольше следует насыпать в карман, так, чтобы звук получился как можно более громким.

По другой, студенческой легенде, зародившейся среди учащихся Санкт-Петербургской государственной академии экономики и финансов, возле которой находится мост, грифоны, являясь хранителями знаний, могут им помочь во время сессии.

Есть еще легенда, не касающаяся финансового благополучия. Она связана с исполнением заветного желания, для чего просто необходимо потереть бедро грифона, расположенное со стороны Казанского собора.

Особенности конструктивного решения

Банковский мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге - один из уникальных исторических мостов, относящийся к типу подвесных. моста держится за счет цепей, проходящих по всей длине моста и через пасти грифонов, прикреплены к массивным чугунным плитам, лежащим на берегу у схода с моста.

Мост имеет один пролет. Конструкция поддерживается специальными пилонами в виде чугунных каркасных рам. Основная площадка моста ограничена с двух сторон уникальной чугунной оградой.

Декоративное убранство: уникальная ограда

Чугунная ограда банковского моста состоит из звеньев-секций из стержней, расположенных веерообразно и завершенных полукружьями дуг, что напоминает полу-цветок типа ромашки. Между секциями, соединяя их в единое целое, закреплены чугунные конструкции, составленные из 6 завитков, похожих на валюты. Верхняя рама ограды моста состоит из параллельных балок, соединенных равномерно расположенными чугунными кольцами. Некоторые утверждают, что элементы более напоминают развернутые веера и пальмовые листья. Некоторые элементы ограды, как и крылья скульптур, украшающих мост, были покрыты К концу XIX века большинство деталей утеряло позолоту, которую постоянно соскабливали местные жителя в целях легкой наживы. Решетка была демонтирована для реставрации, но исчезла. И только к середине следующего века была восстановлена архитектором Ротачем по сохранившимся эскизам.

Мифологическое чудо сказочного моста

Но подлинное чудо моста - скульптурные изображения грифонов. Поскольку мост был построен у здания Ассигнационного банка, такое художественное решение не выглядит странным, ведь грифоны - мифологические существа греческого происхождения с телом льва и крыльями орла - считаются хорошими сторожами и символом богатства, а также единства силы и разума. Кроме того, это были существа, которые подчинялись богу солнечного света Аполлону и богине возмездия Немезиде. И даже возили их упряжки. Кроме того, вращали колесо судьбы. А в Древнем Египте их ассоциировали с властью фараона, побеждающего своих врагов.

Выполненные на Александровском чугунолитейном заводе по проекту Соколова грифоны на Банковском мосту получили к серому чугунному окрасу яркие сияющие крылья, покрытые тонким слоем сусального золота. И именно из-за этого в дальнейшем часто страдали от рук искателей богатства. Вот и сейчас грифоны вновь отправлены на реставрацию, но в текущем 2018 году предполагается их возвращение на свои постаменты.

Кроме того, фигуры грифонов были украшены замечательными фонарями, крепившимися на их лбы. Фонари имели круглый плафон молочно-белого стекла с позолоченным навершием, напоминающим чашелистики у ягоды и выгнутую дугой штатив-"плодоножку".

Возле Банковского моста

Историческое окружение Банковского моста богато и удивительно. Прежде всего, конечно, это здание Ассигнационного банка, учрежденного еще в 1768 году и разместившееся в здании по Садовой улице, возведенном по проекту итальянского архитектора Также - здание Казанского собора - памятника Отечественной войны 1812 года, возведенное в начале XIX века Андреем Воронихиным.

Кроме того, эта территория была одним из самых актуальных торговых мест города - рядом находились Большой Гостиный, Апраксин и Щукин дворы. А чуть далее - на Невском проспекте - знаменитое здание компании Зингер и особняк Энгельгардта. Вдали, по набережной, виднеются купола Спаса на Крови.

Банковский мост соединяет Казанский и Спасский острова через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Банковский мост получил название по находившемуся рядом зданию Ассигнационного банка, в котором теперь располагается Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

Как и другие мосты через канал, построен в 1825-1826.


Конструкция подвесного моста была спроектирована инженером Вильгельмом фон Треттером, создателем ряда мостов через канал Грибоедова, Фонтанку и Мойку. Общее руководство строительством моста осуществлял полковник Е. А. Адам.


Особую известность Банковскому мосту принесли угловые скульптуры грифонов работы П. П. Соколова.

В 1949 году было капитально отремонтировано деревянное полотно моста. В 1951-52 пролетное строение моста было заменено металлическим, закамуфлированным по фасадам под деревянное; восстановлены фонари и кованое металлическое ограждение, в 1967 и 1988 - восстановлена позолота крыльев грифонов. В 1997 были произведены ремонт скульптур и реставрация перильной решетки. С моста открывается вид на Петербургский Спас на Крови


В 2007-2008 годах был проведён ремонт набережной канала Грибоедова от Казанского до Банковского моста .


© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши