Если жизнь тебя обманет история. Анализ стихотворения Пушкина: «Если жизнь тебя обманет…», история его создания и тема

Главная / Материал для беседки

Стихотворение “Если жизнь тебя обманет” было написано в сложный для Пушкина период, однако невозможно не заметить, что поэт все же настроен оптимистично. Краткий анализ “Если жизнь тебя обманет” по плану, который можно использовать на уроке литературы в 7 классе, объясняет причины такого настроя автора и его философские мотивы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1825 году, приблизительно с января по август. Оно писалось для альбома Евпраксии Вульф и в том же году было напечатано в “Московской телеграфе”.

Тема стихотворения – Александр Сергеевич говорит о сложности жизни, в которой, постаравшись, можно всегда найти что-то хорошее.

Композиция – это одночастное произведение, состоящее из двух строф.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – ямб с кольцевой рифмовкой.

Метафоры – “сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья” .

История создания

Александр Сергеевич написал это небольшое стихотворение в 1825 году, когда находился в ссылке в своем имении в Михайловском. Соседнее имение, Тригорское, соседствовало с имением Вульфов. Для альбома их дочери Евпраксии и предназначалось это произведение. Философское рассуждение – странная тема для альбома юной девушки, и все же по какой-то причине Пушкин выбрал именно его.

Тема

Автор рассуждает о сложности жизни, говоря, что с человеком в один день может произойти что-то плохое, другой будет предназначен для веселья. В любом случае нужно быть готовым принять все, что подарит судьба. Лирический герой произведения настроен оптимистически и передает это настроение читателю.

Композиция

В этом простом двухстрофном произведении Пушкин использует одночастную композицию, развивая одну мысль.

В первой строфе он рассуждает о том, что жизнь может обмануть человека, но это не повод сердиться и печалиться. Нужно просто переждать день уныния, потому что за ним непременно последует день веселья.

Вторая строфа – это продолжение философских рассуждений о жизни, но уже в другом ключе. Пушкин говорит о том, что настоящее всегда уныло. Человек увидит то, что было в нем хорошего, только когда оно станет прошлым. И он предчувствует это хорошее, пока оно ждет его где-то в будущем.

Такова человеческая природа – верить в лучшее. Верит в него и сам поэт, размышляя о своей жизни. Он говорит о том, что все испытаний надо воспринимать философски, ведь и они когда-то станут прошлым.

Жанр

Это философская лирика – автор рассуждает о вопросах, которые считаются вечными: смысле жизни (в том числе своей), о том, как человек относится к настоящему и будущему. Он говорит о том, что жизнь очень сложна, но эта сложность состоит не только из дней уныния, но и из дней веселья. Философский стих настраивает читателя на оптимистический лад.

Он написан одним из любимых стихотворных размеров зрелого Пушкина – ямбом. Также поэт использует кольцевую рифмовку, показывая, что каждая строфа содержит в себе законченную мысль.

Средства выразительности

Из привычных тропов поэт использует только метафоры – “ сердце в будущем живет”, “день уныния”, день веселья” . Но это далеко не все художественные средства, которые помогают ему выразить главную мысль произведения.

Так, в первой строфе поэт использует множество глаголов, показывая, что к жизни души следует относиться деятельно. Вторая строфа наполнена словами, говорящими о времени – прошлое, настоящее, будущее. Таким образом автор показывает, что человек как бы живет в трех временах сразу: настоящее кажется ему унылым, так что он все время стремится заглянуть в будущее, одновременно постоянно оглядываясь в прошлое.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 11.

«Тебя , как первую любовь, России сердце не забудет!..» - написал об А. С. Пушкине Тютчев. И эти слова оказались пророческими. Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы - таково признанное место и значение А.

С. Пушкина в ее развитии. Читатели любят его поэзию не только за нежный лиризм и красоту слога. Помимо этого, мы находим в ней то, что помогает нам увереннее идти по жизни: оптимизм, любовь к прекрасному, стремление к свободе, мужество. Стихотворение А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет...» можно отнести к философской лирике.

  • Если жизнь тебя обманет,
  • Не печалься, не сердись!
  • В день уныния смирись...

Жизнь - очень сложная вещь . С нами каждый день может произойти что-нибудь неприятное или, наоборот, хорошее. И если на жизненном пути встречаются трудности, то нельзя отступать перед ними. Нужно принять жизнь такой, какая она есть. Так же нужно помнить, что «все мгновенно, все пройдет». Когда-нибудь любые трудности заканчиваются. Мы оглядываемся назад и понимаем, что все было не так уж и плохо («что пройдет, то будет мило»).

Борясь с неприятностями, мы приобрели какой-то жизненный опыт, новых друзей, открыли для себя что-то новое, или, наоборот, распрощались с какой-либо вредной привычкой. Автор призывает нас с оптимизмом смотреть в будущее: «День веселья, верь, настанет». Ведь «сердце в будущем живет». Человеческая природа такова, что люди всегда живут надеждой, верой. И это прекрасное качество, оно помогает в борьбе с жизненными невзгодами, помогает совершенствоваться и стремиться к лучшему.

Стихотворение А. С.

Пушкина «Если жизнь тебя обманет...» оптимистично и в невзгодах помогает нам. Читая Пушкина, мы учимся относиться к жизни философски. Под влиянием его стихов пробуждаются самые светлые надежды.

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Стихотворение «Если жизнь тебя обманет» написано в форме обращения. Оно обращено к женщине, которая долгие годы была близким другом поэта. Это Зизи, или Евпраксия Николаевна Вульф (в замужестве – баронесса Вревская), дочь владелицы имения Тригорское, Прасковьи Александровны Вульф. Некоторые литературные критики считают, что Зизи, так называли Евпраксию в домашнем кругу, стала прообразом из «Евгения Онегина».

Стихотворение написано в жанре философской лирики. По своему настроению оно жизнеутверждающее, призывает героиню смотреть в будущее с оптимизмом и верой в лучшее.

В день уныния смирись.

Уныние является одним из христианских грехов. К сожалению, мы не знаем, какие события предшествовали написанию этого небольшого альбомного стиха, созданного в 1825 году, когда Зизи было 15 лет. Это тот возраст, когда все невзгоды, неприятности, мелкие размолвки воспринимаются с особой трагичностью. Можно предположить, что какие-то события в жизни девушки заставили ее печалиться, она поделилась случившимся со своим близким другом, который был на 10 лет старше ее, соответственно опытнее, и поэт, желая ее ободрить, написал это произведение.

Стихотворение состоит из двух четырехстрочных строф, написанных хореем. Рифма кольцевая и перекрестная. По композиции стихотворение представляет собой одно целое. Хотя охватывает широкие временные рамки: прошлое, которое пройдет и будет мило, унылое настоящее, и будущее, в котором настанет день веселья. Только в это надо верить.

Настоящее уныло.

Почему? Может быть, поэт хотел подчеркнуть этим, что мы не умеем ценить минуты настоящего бытия? Мы постоянно оглядываемся назад, занимаясь самокопанием, или хуже того – обвиняя в своих бедах других, или пытаемся заглянуть вперед, предугадать, что нас ждет.

Сам поэт в это время вынужденно жил в . Он находился в ссылке за вольнодумство, и в глубине души страдал от того, что не может видеться с друзьями, не может участвовать в событиях, о назревании которых он мог только догадываться. Именно здесь, в родовом имении, он оценил по достоинству свободу, которую воспевал на протяжении всей жизни. Но он не позволял себе впадать в уныние. Он радовался коротким встречам с семейством Осиповых, дружбой с которыми безмерно дорожил, по-своему любил всех дочерей помещицы, и в этой любви к девочкам находил свою отраду.

В этом произведении нет эпитетов. Глаголы в повелительном наклонении: Не печалься, не сердись, смирись, верь. Изъявительные глаголы утверждающие: обманет, настанет, живет, пройдет.

Стихотворение «Если жизнь тебя обманет», актуально и для наших современников, оно может служить лозунгом, или девизом для тех, кто живет по установкам позитивного мышления.

Анализ стихотворения Пушкин А. С. «Если жизнь тебя обманет…»

1-38stihi/pushkin/1Стихотворение "Если жизнь тебя обманет...»

Анализ стихотворения - Если жизнь тебя обманет...

Мне нравится поэзия А. С. Пушкина. Когда читаешь его стихи, понимаешь, что это не просто отражение внутреннего мира поэта, но и способ общения с читателями. Поэт не только рассказывает нам о своих переживаниях, мыслях, но и делится опытом, дает мудрые советы. Так, когда я читаю стихотворение "Если жизнь тебя обманет…», возникает ощущение, что с тобой беседует добрый и чуткий человек, многое повидавший и переживший.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет

Верно говорят: слезами горю не поможешь. Автор стихотворения тоже считает, что печаль и уныние-плохие помощники в беде, а терпение и надежда на лучшее способны поддержать в человеке силы и веру в себя.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.

Конечно же,» настоящее уныло» не всегда, но иногда бывает так, Что все валится из рук, проблемы возникают одна за другой и кажется, что черная полоса жизни никогда не кончится. Но многие беды, спустя время, могут вспоминаться с улыбкой и начинаешь понимать: все было не так страшно, как ты думалось раньше. Думаю, что именно это и имел в виду А. С.Пушкин, утверждая, что наше сердце живет в будущем. Поэт настраивает читателя на оптимистичное восприятие реальности и говорит: унывать не стоит в любой ситуации и, возможно, со временем решатся даже самые сложные вопросы.

Малкина Виктория Яковлевна 2007

СТИХОВЕДЕНИЕ

В.Я. Малкина

«ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ...»: ОПЫТ АНАЛИЗА (к вопросу о семантике четырехстопного хорея у А. С. Пушкина)

В науке неоднократно отмечалось, что стихи Пушкина конца 1820х - начала 1830-х, написанные четырехстопным хореем, близки к циклизации. Так, Ю.М. Лотман в «Анализе поэтического текста» писал, что среди пушкинских стихов второй половины 1820-х - 1830-х гг., написанных четырехстопным хореем, можно выделить «заметную группу лирических стихотворений, которые, бесспорно, циклизировались в сознании Пушкина в некое единство. <...> Описание всех этих стихотворений как единого текста на фоне ямбической традиции позволило бы более точно выявить семантику хорея в лирике Пушкина между 1826 и 1830 гг.»1. Он называет следующие тексты: «Зимняя дорога», «Ек. Н. Ушаковой» («В отдалении от вас...»), «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие» («Снова тучи надо мною...»), «Рифма, звучная подруга...», «Город пышный, город бедный...», «Стрекотунья-белобока...». А.Ф. Белоусов, замечая, что в лирике Пушкина «во второй половине 20-х - начале 30-х гг. складывается нечто вроде цикла произведений, объединенных друг с другом поисками смысла и цели в жизни, ощущением своей зависимости от рока и стремлением найти для себя опору в окружающем мире»2, добавляет еще несколько стихотворений: «Талисман», «Дорожные жалобы», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Зимний вечер», «Подъезжая под Ижоры...».

Названные исследователями тексты сходны субъектной структурой, пространственно-временной организацией, синтаксическими и лексическими конструкциями3. Но, как видно из приведенных выше цитат, из этого циклического образования исключается 1825 г. и стихотворение «Если жизнь тебя обманет.». С нашей точки зрения, оно прямо связано с последующими текстами, более того, как раз и явилось началом пушкинской циклизации, связанной с четырехстопным хореем. Для доказательства этого попробуем провести целостный анализ этого стихотворения.

Метрико-ритмическая схема стихотворения:

1. Если жизнь тебя обманет, - и - и - и - и А

2. Не печалься, не сердись! и и - и и и - Ь

3. В день уныния смирись: - и - и и и - Ь

4. День веселья, верь, настанет. - и - и - и - и А

5. Сердце в будущем живет; - и - и и и - с

6. Настоящее уныло: и и - и и и - и D

7. Всё мгновенно, всё пройдет; - и - и - и - с

8. Что пройдет, то будет мило4. - и - и - и - и D

Стихотворение написано четырехстопным хореем, с чередованием мужских и женских рифм. Оно состоит из двух четверостиший, в первом -кольцевая рифмовка (ж-м-м-ж), во втором - перекрестная (м-ж-м-ж). Размер полностью реализован в половине строк (две в первой строфе и две во второй):

1 Если жизнь тебя обманет,

4 День веселья, верь, настанет.

7 Все мгновенно, все пройдет;

8 Что пройдет, то будет мило.

В первой строфе это первая и последняя строки (с женской рифмой), во второй - две последние строки. Рифмы глагольные во всех строках, кроме 6 и 8.

Словарь текста:

Существительные: жизнь, день (2раза), уныния, веселья, сердце (6) Субстантивированные прилагательные: будущем, настоящее (2)

Глаголы: обманет, печалься, сердись, смирись, верь, настанет, живет, пройдет (2 раза), будет (10)

Наречия: уныло, мгновенно, мило (3)

Личные местоимения: тебя (1)

Служебные слова: если, не (2 раза), в (2 раза), всё (2 раза), что, то (9)

В тексте полностью отсутствует предметный мир, нет ни одного слова с предметным значением. Существительные можно разделить на две основные категории:

1) обозначающие промежутки времени - короткий (день) и длинный (жизнь);

2) обозначающие состояние, вернее, два противоположных состояния (уныния, веселья)

Особняком стоит слово сердце - но поскольку понятно, что оно употребляется не в конкретно-физиологическом, а в отвлеченном, метонимическом значении, с нашей точки зрения, его можно отнести ко второй группе.

Над существительными (6 + два субстантивированных прилагательных) преобладают глаголы (10 + два наречия в функции сказуемых). 10 глаголов для 8 строк - это достаточно много5. Стихотворение наполнено действием, каждый стих содержит как минимум один глагол, а заключительные строки обоих строф (4, 8) - по два глагола. Напомним, что в этих строках также полностью реализован размер. По значению глаголы также можно разделить на те же две основные группы (время и состояние души).

Это же относится и к наречиям. А прилагательные (за исключением двух субстантивированных, настоящее и будущее), отсутствуют вовсе.

Таким образом, значимые слова стихотворения подразделяются на

два примерно равных тематических поля:

(1) Время (2) Состояние

жизнь уныния

день (2 раза) веселья

будущем обманет

настоящее печалься

мгновенно сердись

настанет смирись

живет верь

пройдет (2 раза) сердце

будет уныло

В первом тематическом поле - два повтора (день и пройдет). Все глаголы из второго тематического поля сосредоточены в первой строфе. Но заканчивается она глаголом из первого тематического поля - настанет, - и во второй строфе глаголы уже только из тематического поля «время».

Поскольку в лирике тема сливается с мотивом6, мы можем говорить о том, что основные мотивы данного стихотворения - это время (жизнь) и состояние сердца (души, человека). Время течет, меняется, и с ним изменяется человеческая душа.

Присмотримся внимательнее к временной организации стихотворения. Из глаголов четыре стоят в форме императива, пять - в форме будущего времени, и только один - настоящего, но при этом в строке «сердце в будущем живет». Таким образом, на грамматическом уровне присутствует в основном будущее время. Но настоящее и будущее присутствуют в сти-

хотворении и на лексическом уровне. С настоящим связано уныние, с будущим - с одной стороны, веселье, с другой - обман и, опять-таки, уныние.

Однако здесь важно, с какой точки зрения настоящее и будущее рассматривается. Ведь то, что сейчас представляется настоящим и будущим, когда-нибудь станет прошлым, и тогда изменится и восприятие: «Что пройдет, то будет мило». Таким образом, восприятие времени и состояния зависит от точки зрения. С точки зрения настоящего (условно обозначим ее как «первая точка зрения») мы видим будущее. Со второй точки зрения (в будущем) - нынешнее настоящее станет прошлым.

О чьей же точке зрения здесь идет речь? В стихотворении сразу обращает на себя внимание практически полное отсутствие личных местоимений. Собственно, оно только одно, причем в пассивной конструкции: тебя. Я как грамматическое лицо и как субъект отсутствует. Пользуясь классификацией субъектов в лирике, разработанной Б.О. Корманом и дополненной С.Н. Бройтманом, можно сказать, что это стихотворение с вне-субъектными (внеличными) формами выражения авторского сознания. В таких текстах, пишет С.Н. Бройтман, «высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выявлен. <...> Именно в стихотворениях, в которых лицо говорящего прямо не выявлено, в которых он является лишь голосом <...>, создается наиболее полная иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в творении» . Активными, действующими в стихотворении оказываются жизнь, день и сердце, а не лирический субъект и даже не «ты», к которому он обращается - к нему обращен только призыв не печалиться, не сердиться и пр. (напомним, из 10 глаголов 4 стоят в форме императива).

Еще одна примечательная особенность данного стихотворения заключается в том, что в нем полностью отсутствует пространство. Нет ни

одного упоминания пространственных ориентиров, ни одного указания на какое-либо место. Из многочисленных глаголов ни один не имеет значения движения.

Таким образом, лирический сюжет стихотворения развивается только во времени: от унылого настоящего, которое когда-нибудь станет милым прошлым, - к будущему, которое сейчас представляется веселым, но станет унылым настоящим, а потом опять милым прошлым и т.д., согласно цикличности времени. Использование внеличных форм выражения авторского сознания подчеркивает универсальность ситуации. С другой стороны, исходная лирическая ситуация оптативна: стихотворение начинается со слова «если», таким образом, сразу же вводится определенное условие, при котором возможно развитие этой ситуации в событие - смену точек зрения на жизнь сердца с первой (из настоящего) на вторую (из будущего).

Использование условного наклонения, повторов, темы жизни и времени характерны для большинства стихотворений Пушкина, написанных четырехстопным хореем, начиная с середины 1820-х гг. Нам кажется, что и данный текст должен быть вписан в этот контекст и может рассматриваться как начало циклизации в творчестве Пушкина, связанной с четырехстопным хореем.

1 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С.-Петербург, 1996. С. 163. Курсив Ю.М. Лотмана.

2 Белоусов А.Ф. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» // Русская классическая литература: Анализ художественного текста. Таллин, 1988. С. 20.

3 См. подробнее в нашей статье: О семантике четырехстопного хорея в лирике А.С. Пушкина 1825-1830 гг. // В свете исторической поэтики... : Книга памяти Самсона Наумовича Бройтмана: Статьи и воспоминания (в печати).

4 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. Т. 2. М., 1994. С. 365. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера тома и страницы.

5 Для сравнения: в «Дорожных жалобах» - 15 глаголов на 32 строки, в «Зимнем вечере» - 20 на 32 строки, в «Зимней дороге» - 11+3 деепричастия на 28 строк, в «Стихах, очиненных ночью во время бессонницы» - 9 на 15 строк).

6 См. исследование И.В. Силантьева: «Всякий мотив в лирике исключительно темати-чен, и любому мотиву здесь можно поставить в соответствие определенную тему. И наоборот, лирическая тема как таковая исключительна мотивна по своей природе, и

мотивы как предикаты темы развертывают ее через действие - конечно, применительно к лирическому субъекту. <...> В целом же лирическая тема принципиально и предельно рематична, и в этом отношении она функционально сливается с лирическим мотивом» (Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004. С. 87-88.).

7 Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 314. Курсив С.Н. Бройтмана. Б.О. Корман для обозначения данного типа субъекта пользуется термином «автор-повествователь» (см., например: Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982).

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши