Церковь преображения господня в кижах. Церковь преображения господня на острове кижи Спасо преображенский собор кижи

Главная / Виды беседок

В северной части Онежского озера, что в Карелии, находится небольшой остров Кижи . Славится этот остров необыкновенной красотой комплекса Кижского (Спасского) погоста. А настоящим произведением искусства является Преображенская церковь, срубленная без использования гвоздей.

22-главая Преображенская церковь была возведена в 1714 году, в то время, когда Россия и Швеция делили выход к Балтийскому морю. Россия стремилась укрепить свои позиции на берегах Балтики, «прорубить окно» в Европу. В этом году был заключен мирный договор между Россией и Пруссией. Последней отходили шведские территории, а флот под командованием Петра I захватил вражеские корабли. Эта первая крупная победа в истории русского флота позволила России овладеть землями Финляндии.

Для самых северных российских земель данная победа означала удаление границы государства к берегам Балтики и, как следствие, безопасность от внезапного нападения шведов. В честь этого жителями северной части Онежского озера было принято решение о постройке Преображенской церкви.

Лес для деревянных церквей рубили зимой, а весной сплавляли. И если трижды плоты прибивались к одному и тому же месту – там и строили церковь. Так же было выбрано место и для церкви Преображения Господня. Согласно легендам, царь Петр I принял непосредственное участие в разработке проекта возводимого комплекса. А главный мастер Нестор после окончания стройки забросил свой топор в озеро, сказав при этом, что другой такой церкви нет и никогда больше не будет.

Преображенская церковь основывается на деревянном срубе из трех восьмигранников. Таким образом, получалась почти круглая форма, и можно было легко пристраивать крылечки и галереи. Для строительства стен использовалась кондовая стена, отличающаяся прямолинейностью, смолистостью и прочностью. Крышу крыли из осиновых тонких пластин и скрепляли калеными гвоздями. Крыша – единственное место, где были использованы гвозди. Тонкие осиновые пластинки плотно подгонялись друг к другу, покрывая купола и создавая неповторимый ажурный рисунок. Под куполами было сделано еще одно перекрытие, чтобы ни одна капля во время дождя не просочилась под крышу.

Преображенская церковь и стоящая рядом с ней 9-главая Покровская церковь с колокольней – это летние сооружения. В них редко проходили службы.

Кроме удивительных церквей на острове Кижи стоят несколько крестьянских домов – памятников мастерству умельцев русского деревянного зодчества.

В начале 18 века Преображенская церковь была самым высоким зданием в России. Ее высота достигала 37 м. Однако время неумолимо, а дерево – материал непрочный. Сейчас основу церкви составляет металлический каркас, а весь иконостас увезен в музей. Но Покровская церковь все еще действует. Правда, свечи в ней зажигать нельзя.

Сегодня Кижи – Государственный заповедник, с 1990 года входящий в список Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

Координаты :

Церковь Преображения Господня - православный храм, памятник архитектуры федерального значения, расположенный на территории музея-заповедника «Кижи» , входит в состав храмового комплекса Кижского погоста .

Общие сведения

Построена в 1714 году на месте одноимённой шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году.

Высота от основания до креста центральной главы - 37 м, размер в плане - 20,6×29 м.

Относится к типу деревянных восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб - «восьмерик» - с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.

Церковь увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму кровли - так называемую «бочку» . Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах. Верхние восьмерики опираются на перекрещивающиеся балки нижележащих восьмериков - «переходные четверики» - и раскреплены бревенчатыми подкосами.

Основа интерьера церкви - четырёхъярусный иконостас , включающий 102 иконы.

В 1990 году храм включён в список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Среди исследователей деревянного зодчества существует мнение, что прообразами кижской Преображенской церкви являются Церковь Покрова Пресвятой Богородицы располагавшаяся в Вытегорском уезде и Храм Покрова Божией Матери расположенный в Архангельской области.

История реставрации Преображенской церкви

Наиболее значительные реставрационные работы были выполнены в 1949-1959 годах под руководством архитектора Ополовникова А. В.

В 1980-1983 годах были выполнены противоаварийные работы с установкой внутреннего металлического каркаса с целью предотвращения возможного обрушения здания церкви.

В 1999-2001 годах был разработан проект комплексной реставрации церкви Санкт-Петербургским институтом «Спецпроектреставрация».

Преображенская церковь в настоящее время реставрируется , вся конструкция держится за счёт внутреннего металлического каркаса. Реставрация проводится методом лифтинга, при котором часть храма вывешивается за счёт вышеупомянутой металлической конструкции, находящиеся ниже вывешенной части церкви брёвна изымаются, обследуются и, если их состояние того требует, заменяются на новые.

Напишите отзыв о статье "Церковь Преображения Господня на острове Кижи"

Примечания

Литература

  • Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. - Л., 1972
  • Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. - М., 1986
  • Орфинский В. П. Преображенская церковь в Кижах и её место в истории русской архитектуры//Актуальные проблемы исследования и спасения уникальных памятников деревянного зодчества России. - СПб., 1999
  • Карелия: энциклопедия: в 3 т. / гл. ред. А. Ф. Титов. Т. 3: Р - Я. - Петрозаводск: ИД «ПетроПресс», 2011. С. 249-384 с.: ил., карт. ISBN 978-5-8430-0127-8 (т. 3)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Церковь Преображения Господня на острове Кижи

– Велика благодарность тебе, Мария... Знаю, как тяжело было тебе отпускать его. Прости нас всех, милая...
– Нет... не знаешь, Отец... И никто этого не знает... – давясь слезами, тихо прошептала Магдалина. – Но спасибо тебе за участие... Прошу, скажи Матери Марии, что ОН ушёл... Что живой... Я приду к ней, как только боль чуточку утихнет. Скажи всем, что ЖИВЁТ ОН...
Больше Магдалина выдержать не могла. У неё не было больше человеческих сил. Рухнув прямо на землю, она громко, по-детски разрыдалась...
Я посмотрела на Анну – она стояла окаменев. А по суровому юному лицу ручейками бежали слёзы.
– Как же они могли допустить такое?! Почему они все вместе не переубедили его? Это же так неправильно, мама!.. – возмущённо глядя на нас с Севером, воскликнула Анна.
Она всё ещё по-детски бескомпромиссно требовала на всё ответов. Хотя, если честно, я точно так же считала, что они должны были не допустить гибели Радомира… Его друзья... Рыцари Храма... Магдалина. Но разве могли мы судить издалека, что тогда было для каждого правильным?.. Мне просто по-человечески очень хотелось увидеть ЕГО! Так же, как хотелось увидеть живой Магдалину...
Наверно именно поэтому, я никогда не любила погружаться в прошлое. Так как прошлое нельзя было изменить (во всяком случае, я этого сделать не могла), и никого нельзя было предупредить о назревавшей беде или опасности. Прошлое – оно и было просто ПРОШЛЫМ, когда всё хорошее или плохое давно уже с кем-то случилось, и мне оставалось лишь наблюдать чью-то прожитую хорошую или плохую, жизнь.
И тут я снова увидела Магдалину, теперь уже одиноко сидевшую на ночном берегу спокойного южного моря. Мелкие лёгкие волны ласково омывали её босые ноги, тихо нашёптывая что-то о прошлом... Магдалина сосредоточенно смотрела на огромный зелёный камень, покойно лежавший на её ладони, и о чём-то очень серьёзно размышляла. Сзади неслышно подошёл человек. Резко повернувшись, Магдалина тут же улыбнулась:
– Когда же ты перестанешь пугать меня, Раданушка? И ты всё такой же печальный! Ты ведь обещал мне!.. Чему же грустить, если ОН живой?..
– Не верю я тебе, сестра! – ласково улыбаясь, грустно произнёс Радан.
Это был именно он, всё такой же красивый и сильный. Только в потухших синих глазах теперь жили уже не былые радость и счастье, а гнездилась в них чёрная, неискоренимая тоска...
– Не верю, что ты с этим смирилась, Мария! Мы должны были спасти его, несмотря на его желание! Позже и сам понял бы, как сильно ошибался!.. Не могу я простить себе! – В сердцах воскликнул Радан.
Видимо, боль от потери брата накрепко засела в его добром, любящем сердце, отравляя приходящие дни невосполнимой печалью.
– Перестань, Раданушка, не береди рану... – тихо прошептала Магдалина. – Вот, посмотри лучше, что оставил мне твой брат... Что наказал хранить нам всем Радомир.
Протянув руку, Мария раскрыла Ключ Богов...
Он вновь начал медленно, величественно открываться, поражая воображение Радана, который, будто малое дитя, остолбенело наблюдал, не в состоянии оторваться от разворачивающейся красоты, не в силах произнести ни слова.
– Радомир наказал беречь его ценой наших жизней... Даже ценой его детей. Это Ключ наших Богов, Раданушка. Сокровище Разума... Нет ему равных на Земле. Да, думаю, и далеко за Землёй... – грустно молвила Магдалина. – Поедем мы все в Долину Магов. Там учить будем... Новый мир будем строить, Раданушка. Светлый и Добрый Мир... – и чуть помолчав, добавила. – Думаешь, справимся?
– Не знаю, сестра. Не пробовал. – Покачал головой Радан. – Мне другой наказ дан. Светодара бы сохранить. А там посмотрим... Может и получится твой Добрый Мир...
Присев рядом с Магдалиной, и забыв на мгновение свою печаль, Радан восторженно наблюдал, как сверкает и «строится» дивными этажами чудесное сокровище. Время остановилось, как бы жалея этих двух, потерявшихся в собственной грусти людей... А они, тесно прижавшись друг к другу, одиноко сидели на берегу, заворожено наблюдая, как всё шире сверкало изумрудом море... И как дивно горел на руке Магдалины Ключ Богов – оставленный Радомиром, изумительный «умный» кристалл...
С того печального вечера прошло несколько долгих месяцев, принёсших Рыцарям Храма и Магдалине ещё одну тяжкую потерю – неожиданно и жестоко погиб Волхв Иоанн, бывший для них незаменимым другом, Учителем, верной и могучей опорой... Рыцари Храма искренне и глубоко скорбели о нём. Если смерть Радомира оставила их сердца раненными и возмущёнными, то с потерей Иоанна их мир стал холодным и невероятно чужим...
Друзьям не разрешили даже похоронить (по своему обычаю – сжигая) исковерканное тело Иоанна. Иудеи его просто зарыли в землю, чем привели в ужас всех Рыцарей Храма. Но Магдалине удалось хотя бы выкупить(!) его отрубленную голову, которую, ни за что не желали отдавать иудеи, так как считали её слишком опасной – они считали Иоанна великим Магом и Колдуном...

Место, где они расположены, притягивает не только туристов, но и тех, кто хочет прикоснуться к вековой святыне. Деревянные церкви острова Кижи, построенные в 1714 году, хранят в себе древние загадки и тайны, передавая атмосферу своего времени. Остров Кижи, как и храмы, расположенные на нём, считаются наследием ЮНЕСКО. И, хотя сегодня никто не служит в них, эти архитектурные памятники продолжают привлекать внимание прихожан своей историей. Вот, что сегодня удалось узнать об этом уникальном творении.

Немного об острове и храме

Любуясь прекрасными деревянными храмами на просторах интернета, многие задаются вопросом, на каком острове находятся деревянные церкви Кижи и как туда добраться. Остров, точнее, погост, на котором расположен храм, расположен на Онежском озере в Карелии. Ближайшим городом к нему является Петрозаводск, откуда можно попасть на территорию музея-заповедника, в котором и расположен легендарный храм Преображения Господнего.

Он был сооружён на месте другой древней церкви, которая когда-то сгорела от удара молнии. Новый храм Преображения Господня начали строить 6 июня 1714 года, и прообразом создания этого архитектурного шедевра стал храм Покрова Пресвятой Богородицы в Вологодской области. По традициям русского зодчества, церковь строили из дерева, и, как утверждают некоторые источники, в процессе возведения не было использовано ни одного гвоздя. На самом деле, в храме гвозди есть и сейчас, но расположены они только в куполах. В самом же помещении их нет.

Этот храм никогда не отапливался, и служили в нём только в летнее время. Однако на погосте был построен и другой, зимний храм, в котором службы проходили с 1 октября по Пасху. Первое строение сгорело, и в 1769 году на его месте был построен другой храм – церковь Покрова Богородицы. Он гораздо меньший по размеру, чем храм Преображения, у него меньше купалов, но его архитектура в такой же степени поражает воображение. Особенно привлекают внимание его изящные купола, очень красивые и тонко выполненные. В самом храме при входе находятся сени и трапезная. Именно там в дореволюционной России проводились различные собрания, зачитывались приказы и организовывались общественные мероприятия, ведь до ХХ века церковь была неотъемлемой частью государственной системы.

Неподалёку расположены колокольня и старинное кладбище с деревянными крестами. Колокольня тоже полностью выполнена из дерева и сделана в таком же стиле, как и храмы. Сегодня она тоже считается музейной достопримечательностью и относится к охраняемым памятникам культуры.

В начале ХХ века, когда по всей России сносились храмы, церкви Кижи минула эта участь. И даже не только потому, что и тогда не все знали, на каком острове находятся деревянные церкви Кижи, но и в интересе к храму, как к особому памятнику архитектуры. Поэтому во время сожжения церквей ни один храм не был повреждён, а в 1945 году один из них стал музеем, в который сегодня приезжают десятки тысяч людей со всего мира, чтобы полюбоваться уникальным творением русского зодчества.

В конце правления Российской империи открылось массовое производство новогодних и рождественских открыток с изображением храмов Кижи, а в 1911 году знаменитая картина Шлуглейта «На далёком севере», центральной частью которой стал погост с деревянными храмами, была куплена самим императором Николаем II.

2 октября 1945 года территория храмов была признана заповедником Кижи, а в 1991 году стала охраняемой ЮНЕСКО как памятник культуры.

С храмами связана легенда, согласно которой они были построены без единого гвоздя. Строитель Нестор даже выбросил в озеро топор со словами: «Никогда такого не было и больше не будет», чтобы больше никто не смог построить такой уникальный храм из дерева. На самом деле, гвозди есть, но они спрятаны в куполах, а вот само здание колокольни и храмов не содержит их. В строительстве была использована особая техника построения, секрет которой до сих пор никто не может разгадать.

Сложная конструкция Преображенской церкви выполнялась только топорами. Очень острый топор не резал дерево, как пила, сохраняя его природные свойства, что способствовало сохранности материала. Для украшения куполов храма применялись особые чешуйки лемеха, сделанного из осины. Благодаря особой технологии обработки они сверкали на солнце, отливая различными красками, в зависимости от особенностей освещения. Это даже сегодня видно на различных фотографиях. Поэтому удивительно, что они отливают серебром во время наступления белых ночей, отражают золото зари на закате и переливаются загадочным голубым свечением, как небо при северном ветре.

Можно ещё долго описывать, чем известны деревянные церкви Кижи сегодня. Но лучше увидеть собственными глазами это прекрасное творение рук человеческих на просторах интернета или решиться на поездку в Карелию. Может, древние храмы острова помогут вам соприкоснуться с рукотворной красотой, вдохновляя на развитие собственных умений и талантов.

В разных краях
Оставляем мы сердца частицу
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня..
.

Мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение. Вершиной деревянного зодчества на Русском Севере признана церковь Преображения Господня в Кижах.

Удивительная двадцатиглавая церковь была возведена в 1714 году, раньше на этом же месте стояло здание другой церкви (она сгорела дотла), о ней есть записи в летописях начала XVII века. Исследователь кижского погоста архитектор А. В. Ополовников предполагает, что новую церковь возвели в честь Полтавской битвы

Дерево, как и любой другой строительный материал, требует знания своих особенностей. Кижские мастера понимали, как нужно с ним работать. Выстроить из бревен округлое здание было затруднительно, а квадрат - слишком простая, «неторжественная» форма. Потому-то основной фигурой при постройке был выбран восьмерик. А уже к нему пристраивались боковые прирубы, ориентированные по сторонам света. Таким образом, в плане храм напоминает крест.

Восьмериков в здании три, они двухъярусные, каждый меньше предыдущего. Поэтому-то здание так напоминает своими очертаниями пирамиду. Углы основного восьмерика украшены бочками и главами, на третьем располагается большая венчающая глава. Она возносится на высоту в 37 метров. Каждый из куполов имеет чешуйчатое украшение, а концы тесин, образующих кровлю, вырезаны специальным образом - их тень образует дополнительный орнамент на кровле.

Преображенская церковь в Кижах строилась на средства, собранные и подаренные прихожанами. Что ж, они были щедры. Иконостас церкви был самым крупным в храмах Олонецкой губернии. Его высота превышает 8 метров, а длина больше 25 метров. Иконостас украшает не только центральную часть, но и северо-восточные и юго-восточные грани прирубов, раньше он имел завороты даже на боковые стены.

В иконостасе 101 икона: 16 из них находятся в местном ряду, 28 - в праздничном, 29 - в деисусном, 28 - в пророческом. Весь иконостас оформлен высокохудожественной резной золоченой рамой, на которой можно увидеть искусно вырезанные цветы и виноградные лозы. Потолок также расписан: центральный медальон с изображением Новозаветной Троицы окружен клиньями, на которых в три пояса изображены серафимы, херувимы, ангелы и праотцы.

Фотографии церкви Олега Семененко

Наплывали Кижи, приближаясь
К теплоходу белому, притихшему.
Чайки жадные, погоней позабавясь,
Навещали островки, их породившие.

Куполами деревянными приветствуя
И порадовав просторами Онежья,
Остров Кижи мне навеял эту песню
И забрал тоску на время прежнюю.

Для язычников служил он капищем.
Сохранив традицию в веках,
Вере во Христа он стал пристанищем,
Зодчеством церквей прославив край.
На ладонь свою он принял звонницы,
Храмам и часовням дал приют.
Избами крестьянскими запомнился,
Где преданья старины живут.

Долгою зимой я вспомню лето,
Пасмурный и дымчатый денёк…
Заповеданными тропами согретый,
Хрустнет на душе моей ледок.

Ю. Демянская, 2004 г.
"Кижская сказка"


Кижи в живописи

Борис Щербаков Утро в Кижах

Галина Трешкина Кижский мотив

Сергей Зверев Кижи

Владимир Марков Преображенская церковь. Кижи

По одной из них во времена Смутного времени церковь стояла в другом месте, гораздо севернее на холмистом возвышении. Однажды в праздник покрова Богородицы на остров напали поляки. Народ укрылся в храме, но захватчики ворвались туда и стали стрелять в безоружных людей. Одна из стрел вонзилась в образ Спасителя, другая пробила его насквозь. И в это самое мгновение произошло чудо. Поляки внезапно ослепли и перерезали друг друга. После осквернения церковь забросили, и вскоре она сгорела от удара молнии. Кижане решили построить новый храм и сплавили на плотах лес для строительства к тому месту, где было пепелище. Но за ночь все плоты неведомой силой перенесло ниже по течение к месту, где не было ничего, кроме камней да вереска. Плоты вернули. На следующую ночь история повторилась. Тут строители догадались, что не просто так это происходит. Стали осматривать вересковые заросли и нашли в них тот самый простреленный образ Спасителя. На этом месте и построили новый храм.

Юрий Пименов Кижи. Старинная красота

Легенды о Церкви Преображения Господня в Кижах

Самая знаменитая кижская легенда, которую знают даже те, кто на Кижах и не бывал, связана с плотником Нестором, построившим жемчужину острова -деревянную Спасо-Преображенскую церковь без единого гвоздя. Будто бы после окончания работы забросил он свой топор в озеро со словами: "Николи не было, николи не будет".

Другая легенда связана с особенностями рельефа острова. Дело в том, что на нем имеются воронки глубиной до трех метров. Они образовались в результате вытаивания глыб льда. Когда-то на месте одной из воронок стоял дом, где молодёжь, вопреки обычаям, слишком часто устраивала вечеринки. В наказание за этот грех дом провалился. Только двум девушкам было видение, чтобы они покинули дом. Они послушались, но чем дальше отходили от него, тем бoльше любопытство овладевало ими. Они оглянулись и в тот же миг превратились в две ели, которые до сих пор растут на острове.

И еще одна связана с событиями Великой Отечественной войны. В 1999 году российские новостные агентства сообщили, что Карелию посетил бывший финский летчик, 84-летний Лаус-Дей Саксель, который спас во время второй мировой войны от разрушения уникальный памятник мировой деревянной архитектуры - Преображенскую церковь на острове Кижи. На пресс-конференции ветеран заявил, что когда его самолет снизился и он увидел красоту и величественность церкви, то его рука не поднялась сбросить на нее бомбы. Он дал команду своему напарнику, и они улетели, сбросив бомбы в Онежское озеро.

М. Матусовский.

Кижская легенда

Не за года, а за сутки, поди же,
В белую ночь, не уснув до утра,
Выбрав пригорок на острове Кижи,
Не выпускал он из рук топора.

Был его замысел смел и просторен
Да и сноровка была неплоха
Сосны смолистые брал он под корень
А из осин выгибал лемеха

Издалека различимое всюду,
В северном мраке враз засияв,
Так и возникло Онежское чудо
Двадцати двух серебрящихся глав.

В ней была скромность избы деревенской,
Если б не взмывшие вверх купола...
Церковь, что названа Преображенской,
Преобразила здесь все, что могла.

Вверх устремлялся «бочонок» к «бочонку».
Знал он, какая ждала их судьба, -
Мастер, закончив свою работенку,
Пот отирал тряпицей со лба.

Выискав в заводях тайное место,
Бросил топор утомленной рукой.
«Церковь - промолвил он, - выстроил Нестор.
Не было, нет и не будет такой»

Как праздничная песнь, ансамбль звучит
Торжественным аккордом - церкви в небо!
Их силуэты в белой северной ночи
Мне будут сниться, хотя я там не был.

Савин Дима, 12 лет

Издалека силуэт 22_главой Преображенской церкви почти невозможно отличить от высоких островерхих елей, растущих на соседних островах. Но по мере приближения к Кижам, силуэт церкви растет, открываются соседние постройки, и, наконец, весь ансамбль…

История Кижей восходит ко временам «старины далекой». Эти места издавна населяли финские народы - карелы и вепсы. Вероятно, тогда на этом месте существовало языческое капище, потому что на языке карелов слово «кижи» означает «место игрищ». Известно, что Спасский Кижский погост на маленьком островке на Онежском озере уже в XV веке был центром большого округа, в который входило 130 деревень на окрестных островах и на Заонежском полуострове. Уже тогда, судя по писцовым книгам дьяка Андрея Плещеева, на погосте стояли деревянные церкви - «Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святой Богородицы». Но только в 1714 году на острове появилось чудо русской деревянной архитектуры, принесшее Кижам мировую славу.

Построенная в 1714 году, в петровские времена, Преображенская церковь, тем не менее, теснейшим образом связана с допетровскими традициями древнерусского деревянного зодчества. Здесь, неподалеку от новой русской столицы, шла своя собственная художественная жизнь, в которой сохранялись отголоски старой русской культуры.

Неверно встречающееся иногда в популярной литературе утверждение, будто Кижи не имели аналогов в русском деревянном зодчестве. За пять лет до постройки Преображенской церкви, в 1708 году, в селе Анхимове близ города Вытегры было построена 24_главый храм Покрова Богородицы, силуэт которого был практически повторен ко святость места, строители создали два из ряда вон выходящих памятника народного искусства - храм в Вытегорском посаде и храм в Кижах. Оба они построены в начале XVIII века и в сущности, тождественны по приему» - писал академик И.Э. Грабарь. Внешнее сходство, обилие общих мотивов и элементов, географическая близость двух памятников дали основание считать, что обе церкви были построены одними и теми же мастерами. Но, к сожалению, храм Покрова в Анхимове до наших дней не сохранился - он сгорел совсем недавно, в 1962 году…

Кижские мастера в совершенстве владели трудным искусством создания ансамбля. Различные по высоте и силуэту, церкви Кижского погоста составляют единую живописную группу, которую невозможно представить стоящей, например, на городской площади или среди тесной городской застройки - нет, этот ансамбль был задуман для жизни среди просторов Русского Севера. «Скажем сразу, - пишет исследователь русского деревянного зодчества Я.В. Малков, - нет адекватных средств, чтобы описать Кижское чудо. Никакие словесные, самые подробные портреты и описания, никакие цветные фотографии и слайды не могут вызвать и передать то особое волнение, которое испытываешь в поле ее тяготения. Это резонанс души. Это эффект шедевра, где ни убавить, ни прибавить». Не зря существует легенда, что мастер по имени Нестор, строивший Кижскую церковь, по окончании работы забросил свой топор в озеро, сказав, что такой красоты он уже не построит никогда - «Нет и не будет такой!»

Главный элемент ансамбля - это, несомненно, Преображенская церковь, самое сложное сооружение среди всех сохранившихся памятников северного деревянного зодчества. Высота Преображенской церкви до креста центральной главы составляет 35 метров. Зодчий, создавший храм, был неподражаемым творцом форм и мотивов. Центральный объем храма образован тремя восьмериками убывающих размеров. Двадцать две крытые лемехом главы церкви ярусами уносятся в поднебесье, создавая незабываемый и уникальный, ни на что не похожий силуэт. Размеры глав варьируются в разных ярусах - во втором ярусе главы чуть меньше, чем в первом, в третьем - больше, чем в первом и втором, а в четвертом главки самые маленькие. Над ними - крупная, примерно в три раза больше, центральная глава, увенчивающая все сооружение.

В 1970_е годы, в период эйфорических, поверхностных восторгов по поводу русского деревянного зодчества, в одночасье ставшего «модным», распространилось и прочно засело в головах убеждение, что церковь в Кижах якобы построена «без единого гвоздя». Неизвестно, кто придумал этот миф. На самом деле, в строительстве Преображенской церкви в изобилии использованы кованые железные гвозди - ими крепились фронтонные доски-причелины. После праздничного ощущения, создаваемого внешним обликом храма, интерьер кижской церкви несколько разочаровывает - он прост и торжественен, нет ни ярких фресок, ни затейливой резьбы, ни цветных изразцов. Вместо них - мощные бревенчатые стены, широкие доски половиц, массивные дверные косяки. Только лавки, стоящие вдоль стен храма, слегка тронуты скупой резьбой. Как и в большинстве северных церквей, главным украшением Преображенской церкви были иконостас и «небо» - роспись потолка. Но первоначальное убранство храма погибло в годы Великой Отечественной войны, а иконостас был полностью переделан в середине XVIII столетия, получив новые иконы и пышную барочную золоченую резьбу, которая не совсем вяжется с простым и суровым интерьером храма. От раннего убранства сохранилось только несколько икон: «Зосима и Савватий в житии», «Георгий в житии», «Преображение».

Преображенская церковь в Кижах относится к тем великим чудесам света, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз о них услышать. «Она все время разная, - пишет Я.В. Малков, - с воды и из глубины острова, в солнце и в туман, утром и вечером, летом и зимой, вблизи и издали. Она «всефасадна». Она неприступна и манит…» Что ж, нам добавить к этим словам нечего - разве только присоединиться к ним…

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши