Урок по фгос. педагогические требования к открытым урокам

Главная / Веранды

Гузель Мустаева
Открытый урок по теме «Средства музыкальной выразительности. Ритм и Метр» «Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО»

МБОУ ДО СР «Центр» Созвездие»

Открытый урок по теме

«. Ритм и Метр »

«Современный урок музыки в рамках ФГОС ООО »

Выполнила :

Мустаева Гузель Наилевна

Педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ пгт. Агириш

Направленность : художественно-эстетическая

Тема занятия : Средства музыкальной выразительности . Ритм . Метр .

Цель : познакомить учащихся с понятием ритма и метра в музыке и раскрыть выразительные особенности ритма .

Задачи :

Образовательная :

В процессе последовательного развернутого материала познакомить учащихся с ритмом и метром , как средством музыкальной выразительности .

Развивающая :

Развить метроритмические навыки у учащихся и закрепить

их при помощи упражнений. Продолжить работу по развитию памяти, внимания, восприятия музыкальных произведений , речи, мышления, воображения; развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма

Воспитательная :

Обогащать духовный мир детей, воспитывать их музыкальный , художественный и эстетический вкус, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты :

Личностные :

У учащихся будет сформирована готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; этические чувства доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости.

Метапредметные :

Учащиеся научаться планировать пути достижения целей, самостоятельно ставить новые учебные задачи; определять понятия, обобщать, анализировать собственную учебную деятельность. Будут иметь представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; применение полученных знаний о музыке и музыкантах , о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной деятельности.

Предметные :

В процессе учащиеся должны знать, что такое ритм и метр , для чего они нужны и правильно выполнять ритмические рисунки .

Оборудование для педагога :

Видео - материалы;

Технические средства - компьютер , проектор, акустическая система;

- музыкальная аппаратура - синтезатор;

- музыкальные инструменты (шумовые, ударные) ;

Цветные карточки, магнитная доска (обычная доска, мелки) .

Виды деятельности :

Слушание материала, просмотр видео-материала, вокально-хоровая работа, хореографическая работа, ансамблевая работа (работа с музыкальными инструментами , работа с карточками.

Методы и приемы :

Наблюдение,

Использование видео - материала,

Аналитический,

Практический,

Наглядный.

Задание на дом : закрепление знаний по ритму и метру , работа с упражнениями.

Перспектива на следующее занятие : готовность изучать новый материал, уметь использовать изученный материал в последующих занятиях.

Ход занятия

Здравствуйте дорогие друзья!

(отвечают дети)

Приветствую вас! Сегодня мы с вами будем говорить о ритме и не только ! Древнегреческий философ Платон говорил, что ритм – это порядок в движении. Вы замечали, ребята, что с ритмом мы сталкиваемся на каждом шагу?

(Ребята приводят примеры)

Вот вы идете – это ритм . А послушайте, как бьется ваше сердце, тук-тук, тук-тук – это тоже ритм . А тиканье часов? Все это тоже ритм . А в музыкальном понимании ритм – это чередование звуков разной длительности. Давайте вместе со мной прохлопаем в ладоши ритм любимой песни , например, песни «В лесу родилась елочка» . Сначала мы ее споем.

(поем вместе с детьми песню «В лесу родилась елочка» , одного куплета достаточно)

А теперь прохлопаем ритм .

(вместе прохлопываем ритм )

А еще ритм тесно связан с движением и танцами. Ребята, а вы любите танцевать?

(дети дают свой ответ)

Сможете ли вы отличить вальс от других танцев? Польки, самбы, румбы?

(дети отвечают)

Уверена, что сможете! Потому, что у каждого из этих танцев свой характерный ритм . Вот давайте мы с вами послушаем вальс, раз, два, три, раз, два, три.

(смотрим видео-отрывок вальса)

А теперь давайте попробуем станцевать.

(берем несколько пар, девочка, мальчик, двух пар будет достаточно, но могут учувствовать все желающие дети)

Понравилось?

(дети дают свой ответ)

А теперь давайте послушаем польку, раз, два, раз, два.

(смотрим фрагмент польки)

А теперь, дорогие мои, давайте попробуем станцевать польку! Возьмем музыку , всем хорошо известную, «Добрый жук» из сказки «Золушка» . Давайте мы ее вспомним, споем.

(звучит песня «Добрый жук» , раздаются слова песни, одного куплета будет достаточно)

Ну вот, песню вспомнили, а теперь попробуем уловить ритм и придумать движения для нашей будущей польки! Сегодня мы с вами будем импровизировать, то есть сами будем сочинять.

(дети парами встают в круг)

Описание танца (польки) :

«встаньте дети, встаньте в круг, встаньте вкруг, встаньте вкруг» - дети парами идут по кругу

«жил на свете старый жук, старый верный жук» - дети идут в обратном направлении

«никогда он не ворчал, не кричал, не пищал» - кружатся парами на месте, взявшись за локти

«громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал» - кружатся так же, но в обратном направлении

(возможен другой расклад движений)

Понравилось вам?

(дети дают свой ответ)

А вы заметили, что в каждом произведении есть сильная и слабая доли? На раз звук звучит сильнее, а на два, три – слабее. Это неписаный закон. Каков бы не был ритм , в нем всегда чередуются сильные и слабые звуки, а точнее доли времени. Так вот, это чередование музыканты называют метром . Стало быть, ритм существует не сам по себе, а в содружестве с метром . Метр – это нечто вроде сетки, по клеткам которой можно вышивать различные ритмические узоры . Особенно ясно мы можем ощутить единство ритма и метра , когда движемся под музыку .

(смотрим фрагмент, где маршируют солдаты на параде)

Раз, два, раз, два – это двухдольный метр . Раз, два, три, раз, два, три, шелестят легкие шаги танцоров, кружащихся в вальсе. А это трехдольный метр . Но у этих двух неразлучных друзей, ритма и метра , есть еще третий товарищ – темп. Ведь любое музыкальное произведение можно сыграть как медленно, так и быстро. Вот почему композиторы в нотах, в самом начале, пишут обозначение темпа. Кстати, чаще всего эти указания пишутся не по-русски, а по-итальянски. Вот например, (показываем детям ноты и письменное обозначение на нотах) «Allegro» , то есть играть надо быстро. Или «Andante» - не спеша. «Vivo» - живо, а «Adagio» - медленно. Музыканты знают эти обозначения, как таблицу умножения. А еще, вы, наверное, удивитесь, есть музыка , построенная без мелодии, основанная на ритме . В национальной музыке узбеков , таджиков и других народностей есть танцы под аккомпанемент только одних ударных инструментов. Никакой мелодии. Зато как захватывает стихия ритма .

(смотрим фрагмент танца народов севера)

Ребята, представьте себе, что все вы музыканты и перед вами поставили ноты нового произведения, но вы не знаете, в каком темпе играть, быстро или медленно, кто же вам может помочь? Еще в давние времена, люди пытались изобрести прибор, который бы точно задавал темп в музыке , но удалось это сделать лишь в 1816 году австрийскому механику, пианисту, педагогу Иоганну Мельцелю. Этот прибор получил название «Метроном » . Метроном - от греческого «метрон » - мера и «номес» - закон – прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении . Как же он работает? Сейчас покажу. Вот он классический метроном , он состоит из корпуса, маятника и гирьки. Если перемещать гирьку вдоль маятника, то маятник качается быстрее или медленнее и издает щелчки.

(описываем маятник и показываем как он работает)

Слышите?

(дети отвечают)

Похоже на довольно громкое тиканье часов. Этими щелчками он и задет темп. Если гирька вверху, метроном будет отстукивать доли в медленном темпе, вот, к примеру, написано «adagio» , в переводу медленно, это 56 ударов в минуту (демонстрируем) . А давайте попробуем спеть песню в этом темпе?

(возьмем, к примеру, песню «В лесу родилась елочка» )

А теперь, опустим гирьку вниз. Поставим 152. И метроном застучит значительно быстрее. Этот темп «allegro» , то есть быстро. А ну ка, попробуем спеть в этом темпе!

(поем песню в заданном темпе)

А давайте мы с вами создадим или придумаем свой ритмический рисунок и прохлопаем его?

(здесь возможен различный вариант, например можно на доске рисовать палочки, или сделать цветные карточки с абсолютно любым изображением, например овощи, фрукты, матрешки, снежинки, единственное, что одни карточки больше размером, а другие меньше, что обозначает сильную и слабую доли)

Сначала мы посмотрим видео и поиграем в ритмические игры

(смотрим видео – материал «ритмические упражнения » )

(материал – «новоселье у гномов – играем с ритм схемами » , «ритмические упражнения для развития слуха – поймай снежинки», «ритмы зимы » , «ромашковые ритмы » , «ритмические загадки- сольфеджио » )

Понравилось вам?

(дети отвечают)

А теперь давайте сами придумывать ритмы

(дети сами расставляют картинки (или рисуют палочки) и прохлопывают ритмы )

А давайте мы с вами попробуем эти ритмы сыграть на музыкальных шумовых (ударных) инструментах!

(шумовые (ударные) инструменты – бубенцы, маракасы, ложки, трещотки, треугольник, металлофон, колокольчики, в общем какие есть такие и используем)

(опять же используем цветные карточки, картинки, и поверх ритмического рисунка накладываем карточку с изображением инструмента)

Вот так вот, дорогие мои мы с вами создали небольшой ансамбль и научились играть по ритмическому рисунку ! Вам понравилось?

(дети дают ответы)

На этом, дорогие мои мы заканчиваем! Давайте мы с вами закрепим наш материал. Что же мы с вами сегодня делали? Что узнали?

(дети дают свои ответы)

А что же такое ритм и метр ?

(дети отвечают)

Отлично! На этом наше занятие закончено. До свидания!

(дети прощаются)

Самоанализ педагога : Занятие прошло в режиме диалога, игры обучающегося с педагогом. Атмосфера – творческая, доброжелательная. Дети активно принимали участие в играх, самоанализе и познании темы. Тема занятия в целом раскрыта, поставленные задачи решен.

Ребята активно участвовали в обсуждении предложенных вариантов.

Перед началом практической работы перед ребятами были поставлены конкретные цели, даны разъяснения, чему они должны научиться в процессе занятия.

Для достижения целей использованы различные формы и методы работы. Воспитанники работали в парах, индивидуально, принимали участие в групповом обсуждении. Но больше всего уделялось внимание индивидуальной работе с детьми, раскрытию их творческого потенциала.

Были использованы методы иллюстрации и демонстрации (видео показ, словесные методы (рассказ, беседа, диалог, упражнения и игры. Занятие поставлено методически грамотно, чётко выделены основные этапы, соблюдено соотношение между теоретической и практической частями занятия, изучением нового материала и практическим закреплением. Благодаря такой системе работы на занятии сложилась очень дружелюбная атмосфера, ребята охотно помогали друг другу в работе, чувствовали себя комфортно.

Данный метод подведения итогов занятия помогает проанализировать деятельность педагога и детей на занятии, стимулировать их интерес к дальнейшей деятельности.

В заключении можно отметить, что поставленная цель занятия достигнута, воспитанники расширили кругозор.

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению,

а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

Музыка – это сама жизнь ».

Д. Б. Кабалевский.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя образовательная школа №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка», Фрунзенского района Санкт–Петербурга.

Открытый урок. Тема: « П.И.Чайковский – музыка для детей». Форма урока: лекция – концерт. Урок с учащимися 3а класса проводит: Гноро Назы Васильевна – учитель музыки. Цели.

    Приобщить детей к творчеству П.И.Чайковского. Пробудить интерес к посещению музыкальных театров и концертов классической музыки.
Задачи. Познавательные:
    Ознакомить обучающихся с биографией П.И.Чайковского – детские годы. Познакомить с историей создания «Детского альбома».
Воспитательные:
    Приобщить детей к великому отечественному музыкальному наследию.
    Воспитать культуру поведения при прослушивании концерта классической музыки.
Развивающие:
    Развить образное мышление, воображение.
Возраст учащихся – 8-9 лет. План проведения лекции – концерта:
    Просмотр фрагмента мультипликационного фильма на музыку «Детского альбома» П.И.Чайковского. Рассказ о детских годах биографии П.И.Чайковского. История создания « Детского альбома» П.И. Чайковского. Исполнение пьес из «Детского альбома» и чтение стихов В. Лунина
учащимися, просмотр фрагментов мультипликационного фильма.
    Вопросы. Задание.

Ход урока:

1.Просмотр отрывка из мультипликационного фильма, поставленного по пьесам из « Детского альбома П.И. Чайковского. Преподаватель: Мы посмотрели отрывок из мультфильма, и вы, конечно, узнали музыку, которая звучала в нём. Это пьеса из «Детского альбома П.И.Чайковского « Сладкая грёза». ВЫ, наверняка, много раз «встречались» с пьесами из « Детского альбома» на уроках музыкальной литературы, возможно, кто-то из вас разучивал эти пьесы в классе фортепиано, или ваши друзья исполняли их. Музыку П.И. Чайковского мы очень часто слышим в концертных залах, театрах, по радио и телевидению. Но не только в нашей стране, а во всем мире общепризнанно - произведения Чайковского звучат чаще других, его музыку знают и любят в каждом уголке планеты. Сегодняшняя наша встреча посвящена величайшему русскому композитору, дирижеру, педагогу, 175-летний юбилей которого мы встретим в 2015 году, а именно, его музыке, написанной для детей. 2.Каким же был сам Чайковский, когда он был ребёнком? Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. Его отец - (1795-1880) - выдающийся русский инженер (вопрос к ребятам: как вы думаете, от какого слова произошла фамилия – Чайковский?) Прадед Петра Ильича носил фамилию Чайка, которая в дальнейшем преобразовалась в фамилию Чайковский. Мать – Александра Андреевна Ассиер. В семье воспитывалось шестеро детей.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на и пела. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Гувернантка Петра Ильича Фанни Дюрбах писала впоследствии ему - «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать. Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Пётр Ильич, став композитором, часто использовал народные мелодии в своих произведениях. Он был особенным ребенком. Его няня называла его «хрустальным» за его очень щедрое и ранимое сердце . Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. С ним всегда было радостно и интересно, так как он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так в 5 лет он стал сочинять музыку. В 1850 году Петр Ильич разлучается со своей семьёй, его отправляют учиться в училище правоведения в Петербург. В годы пребывания в училище и после окончания в 1859 году Чайковский не переставал заниматься музыкой, посещал театры, слушал произведения разных композиторов, а с 1861 года он окончательно целиком посвятил себя служению музыке. Пётр Ильич становится одним из первых студентов Петербургской консерватории. Окончив её с большой серебряной медалью получает приглашение и становится преподавателем Московской консерватории, носящей теперь его имя. 3. П.И.Чайковским написано огромное количество музыкальных произведений. Это произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, для симфонического оркестра, ансамблей, оперы, балеты. (вопрос к ребятам: вспомните названия трёх балетов Чайковского). Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества. Мы возвращаемся к теме нашей беседы - к «Детскому альбому». Впервые композитор взялся за сочинение, обращенное непосредственно к детям. «Детский альбом» написан в 1878 году и посвящен племяннику Петра Ильича Володе Давыдову, которому в ту пору было 6 лет. « Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» - писал композитор. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Музыкальный цикл «Детский альбом» состоит из 24 пьес. С помощью музыкальных зарисовок композитор описывает один день из жизни ребёнка, детский мир, обрисован композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

4.В начале альбома композитор помещает зарисовки утра: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама». Затем, как водится, ребенок начинает играть. Пьесы, изображающие детские игры: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».

«Марш деревянных солдатиков» - пьеса наделена чётким ритмическим рисунком, характерным для маршей. Звучание хрупкое, «кукольное», мы как- будто видим игрушечных солдатиков идущих тесным строем под сухую дробь барабанчика.

(Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков», просмотр мультфильма.)

В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы - игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла, видимо упала и разбилась. Девочке дарят новую куклу, её охватывают радость и

нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

Кроме музыки мы сегодня будем слушать стихи поэта Виктора Лунина, написанные к пьесам из « Детского альбома».

(Стихотворение В.лунина читает Забережная Ольга.

Прослушивание пьесы «Новая кукла» в исполнении ученицы 4 кл. Панфиловой Арины). День, который описывает композитор, вероятно, праздничный, и, как на всяком празднике, здесь танцуют и поют. Чайковский очень любил бывать в доме своей сестры, А.Давыдовой, где было много детей, и часто собирались гости. В одном из писем композитор писал: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать». Три пьесы составляют танцевальную сюиту: «Вальс», «Полька», и «Мазурка» (Прослушивание пьесы «Вальс», просмотр мультфильма). Кружение вальса сменяется веселой «Полькой» (Прослушивание пьесы «Полька» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии). Далее композитор отправляет нас в увлекательное «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»). «Камаринская» - народная русская песня-пляска носит задорный, удалой характер. Будто все пустились в пляс под балалаечный наигрыш. (Стихотворение В.Лунина читает Шамшина Дарья. Прослушивание пьесы «Камаринская», просмотр мультфильма) Затем - путешествуем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки). Композитор много путешествовал и по России и загранице. Бывая в какой либо стране, Чайковский всегда интересовался народной музыкой и часто использовал в своих произведениях подлинные народные мелодии. «Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границ . «Старинная французская песенка» - протяжная, печальная мелодия погружает нас в атмосферу старины. (Стихотворение В.Лунина читает Кушнир Ульяна. Прослушивание «Старинной французской песенки» в исполнении ученицы 3 кл. Сафроненковой Анны). В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса - одна из самых знаменитых мелодий. Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро». В воображении отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала - его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. (Стихотворение В.Лунина читает Грига Анна. Прослушивание пьесы «Неаполитанская песенка», просмотр мультфильма) Закончился праздник, наступает вечер. Дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами. (Стихотворение В.Лунина читает Михалевский Максим. Прослушивание пьесы «Нянина сказка», просмотр мультфильма). В угловатом звучании пьесы «Баба яга» чудится фантастический полет сказочного персонажа, сопровождаемый свистом ветра, характер музыки зловещий, причудливый. (Стихотворение В.Лунина чиает Емельянов Олег. Прослушивание пьесы «Баба яга» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии). Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой. День закончен. «Детский альбом» обладает большими художественными достоинствами, является одной из жемчужин мировой музыки. Его играют не только дети, но и многие взрослые музыканты исполняют «Детский альбом» П.И.Чайковского в своих концертных программах. 5. Теперь попробуйте ответить на вопросы. 1 Кто в семье Чайковских играл на фортепиано и пел? 2 От какого слова произошла фамилия – Чайковский? 3 Сколько лет было Пете Чайковскому, когда он начал сочинять музыку? 4 Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»? 5 Какое количество пьес входят в «Детский альбом»? 6 Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали. 6. Наша беседа подходит к концу, хочется спросить у вас - какая из прослушанных пьес вам полюбилась больше других? Придя сегодня домой попробуйте нарисовать картинку, возникшую в вашем воображении при прослушивании этой пьесы. Вы видели сегодня фрагменты мультфильма, где художники – мультипликаторы нарисовали свои картинки к музыке «Детского альбома». Ваши рисунки могут быть совершенно другими, ведь воображение у всех разное. И последнее: приближаются Рождественские и Новогодние праздники. Во многих семьях есть традиция ходить в театр на балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». Это ещё одно обращение композитора к сказке, в которой оживают куклы. Балет поставлен по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана, действие которой происходит в новогоднюю ночь. В дни новогодних каникул посетите этот спектакль вместе с родителями, бабушками и дедушками, вместе со своими друзьями, и вы ещё раз соприкоснётесь с сказкой и чудесной музыкой П.И. Чайковского. На этом наша встреча заканчивается, благодарю всех участников.

Список литературы: Айзенштадт С.А П.И.Чайковского – М.: Изд.Дом «Классика XXI »,2006г. Нейгауз Г.Г. Записки педагога - М.:Музыка,1982г. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского - М.: Музгиз, 1949г. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» - Москва ООО «Престо» 2003г.

Открытые уроки - это всегда испытание, и прежде всего для учителя.

Конечно, невозможно в одной статье охватить все грани этого процесса, так как многое зависит от предмета, уровня подготовки класса, технических возможностей.

Подготовка к открытому уроку

Начинать подготовку к открытому уроку лучше всего со следующих шагов:

1. Выбор темы. Желательно, чтобы тема не была архисложной. Можно подгадать так, чтобы выпала тема, которая вам самим интересна. Отступление от плана на 2-3 шага вперед или назад не критично и допускается.

2. Предварительная работа с классом. Хорошо, если вы уже знаете детей. Если сомневаетесь, то лучше провести мини-тестирование по следующим направлениям:

А) знание учащимися предмета, предыдущих тем.

Б) психологическая диагностика класса: выявление сангвиников, холериков, флегматиков. Зная это, вам будет удобнее разбить учащихся на группы, подготовить персональные задания. Так, например, холерики - это активисты, которые будут "рваться в бой". Сангвиникам лучше предложить что-то спокойное, а флегматики порадуют вас четко слаженной работой.

Психологических тестов полно в сети, а можете подключить и школьного психолога, который подскажет, кто из ребят справится с волнением, отвечая у доски, кого лучше спрашивать с места, а кому дать письменное задание.

3. Никогда не проигрывайте урок с детьми заранее. Не натаскивайте их! Поверьте, урок "выстрелит" только тогда, когда у ребят будут гореть глаза. А если они все будут знать заранее, интереса от них уже не дождетесь. Да и вычисляются такие уроки сразу, что, конечно, вредит общему впечатлению.

4. Подготовьте самоанализ урока. Обдумайте и аргументируйте наличие и эффективность каждого этапа урока, примененных вами методов и приемов. Это позволит "выбить почву из-под ног" у проверяющих, так как вы сами заранее укажете — что удалось, а что требует доработки.

5. Не стоит включать в урок типы заданий, непривычные для учащихся. Больше времени уйдет на объяснения. Хорошо, если учащиеся уже знают, как, например, проводится тестирование, что требуется делать во время блиц-опроса, каковы условия проведения конкурсов и т.п. То есть, подобные задания стоит включить в предыдущие уроки, чтобы ребята освоились.

План проведения открытого урока

Какой бы план урока вы не составили важно, чтобы в нем присутствовали все необходимые этапы: проверка домашнего задания, актуализация, рефлексия, выставление оценок, определение задания на дом к следующему уроку. Поверяющие могут сделать замечание, даже если вы в волнении забудете отметить в журнале отсутствующих в классе.

Что касается основных этапов, то здесь все зависит от формы урока и целей урока. Об этом чуть позже.

1. Определите цели урока. Чем подробнее, тем лучше. Так вам будет удобнее расставлять акценты в процессе. Например, цель: познакомить учащихся с биографией Толстого. Естественно, в уроке должен быть этап, где эта самая биография преподносится (в виде лекции, презентации, устного сообщения одного из учеников и т.д.)

Или цель: развивать умение работать в группах. Значит, групповая работа обязательно должна быть. Если в целях упомянуто патриотическое воспитание, то и минутку разговора о любви к Родине тоже нужно включить.

То есть, по сути, ваши цели - это составляющие урока, которые предстоит объединить в единую форму.

2. Обязательно проведите хронометраж урока. В своем конспекте обозначьте, сколько времени планируете отвести на каждый этап урока. Это позволит не "заиграться" и сохранить динамичность.

3. Не отводите много времени на самостоятельную работу. Это частая ошибка, которая снижает эффектность урока. Например, вы планируете на выполнение какого-то задания выделить несколько минут. В это время, пока остальные работают, вызовете кого-нибудь к доске. В общем, в классе не должна висеть тишина!

Формы проведения открытых уроков и важные мелочи

Многое зависит от вида урока: будет это урок получения новых знаний, закрепление по пройденной теме или повторение всего раздела. Последние два — наиболее выигрышные, так как оставляют больше простора для фантазии.

Легче всего выбрать нестандартную форму урока: урок-путешествие, диспут, конференцию, спектакль, игровой урок, КВН, урок-суд и т.д. Такие уроки и смотрятся ярче, и позволяют вместить все необходимые этапы. И помните, ваш урок выиграет, если вы выберите такую форму, которая максимально ярко продемонстрирует уровень подготовки учащихся. Чем больше говорят сами дети, тем лучше!

Если остановились на традиционном уроке, стоит включить какие-то элементы из нестандартного: мини-игру, аукцион, тестирование.

Хорошо работает форма урока, которая предполагает деление класса на группы. Элемент соревнования всегда вносит динамику. В другом случае обязательно продумайте тип задания, который бы разделял класс на группы, пары, тройки.

Без использования ТО любой открытый урок сейчас, увы, смотрится архаикой. Подготовить презентацию к своему уроку - не проблема. Если вы совсем не в ладах с техникой, можно и Интернетом воспользоваться.

Кстати, вместо презентации можно подготовить слайды с заданиями и прибегать к помощи компьютера на протяжении всего урока. Те же тесты, например, можно вывести на экран монитора. Это, кстати, и время экономит.

Но нельзя заменять компьютером весь дидактический материал. Раздаточный материал, наглядный, демонстрационный тоже обязательно должен быть. Например, даже если вы подготовили суперскую презентацию по биографии писателя, его портрет, вывешенный возле доски, только добавит баллов.

Еще одна ошибка, которую часто допускают молодые учителя - когда наглядность есть, но никак не работает. Например, повесили таблицу логарифмов, а в процессе урока ни разу к ней не обратились. Это не правильно. Не забывайте про принцип: "Если ружье на стене висит, оно должно выстрелить".

Еще одно правило - обязательная привязка к жизни, к современности. Неважно, какой предмет вы преподаете, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни.

И напоследок хотелось бы напомнить, что открытые уроки проводятся для коллег, чтобы поделится с ними своим накопленным опытом или продемонстрировать свои умения перед комиссией. В связи с этим, было бы неплохо предоставить гостям урока некоторые материалы. Помимо опорного конспекта можно подготовить памятки, в которых отдельно указать: какие методы использовались на уроке, какие приемы, подготовить образцы раздаточных и дидактических материалов, список использованной литературы, краткое изложение своего видения преподавания данной темы. Это только повысит оценку урока.

Разделы: Общепедагогические технологии

Педагогические требования к открытым урокам

Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные уроки, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых уроков.

Открытый урок в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок – средство распространения позитивного или инновационного опыта.

Открытый урок имеет методическую цель , в которой отражается то, что учитель хочет показать посещающим урок. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у учащихся навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим урок методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.

К подготовке и проведению открытых уроков предъявляют ряд требований.

Открытые уроки проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытые уроки посвящаются только актуальным проблемам методической науки.

Показ уроков, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других учителей. Однако в методической работе с молодыми учителями это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

Открытый урок обязательно должен иметь новизну.

Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Урок как форма организации учебного процесса сам может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом уроке коллеги.

Открытый урок отражает решение методической проблемы, над которой работает учитель. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Открытый урок должен показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому учитель, показывающий открытый урок, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых уроков, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.

Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной учащихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с учащимися : учащийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.

Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованиям часто пренебрегают: иногда в классе из 25 учащихся сидят 15-20 учителей. Отметим, что посещение урока хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для учителя, и для учащихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям уроков.

Открытые уроки и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение темы.

Недопустима «репетиция» открытого урока с одним и тем же классом. Это требование довольно часто нарушается: педагоги предварительно готовят учащихся к уроку, «проигрывают» его и т.д., называя все это подготовкой открытого урока.

Открытые уроки проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.

Нельзя проводить с одним классом в один день несколько открытых уроков. Нежелательно проведение нескольких открытых уроков в одном и том же классе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и учащиеся и учителя.

Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых уроков входит в функциональные обязанности заместителя директора, курирующего методическую работу.

Порядок подготовки и проведения открытого урока

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных уроков. Однако необходимость достижения методической цели открытого урока накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Учитель, показывающий открытый урок, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей урока – освоения учащимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ урока он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения учащимися учебного материала. Анализ уроков посещающими также отличается от оценки при проверках работы учителя или при изучении его педагогического опыта.

Выбор тем, позволяющих применить новое , осуществляется на основе анализа содержания программы и учебника. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться. Например, если методическая цель открытого урока относится к обучению работе с письменными источниками, в том числе с учебником, выбирается тема, позволяющая наиболее полно раскрыть приемы организации изучения учебника, дополняя информацией из других источников.

Выбор методических приемов , методов обучения, ТСО и т.д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, учитель на открытом уроке должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение (т.е. демонстрируемое посетителям) относится к процессуальной стороне учебного процесса (т.е. к методике), учитель должен определить, что из ранее использованного (общепринятого) он будет применять.

Планирование открытого урока осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных уроков открытый урок имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. По возможности планы уроков, усовершенствованные и отредактированные совместно с заместителем директора тиражируются для предоставления посетителям.

Наблюдения на открытом уроке. В отличие от посещения уроков с целью контроля или поиска элементов новизны, в опыте педагога на открытых уроках наблюдают новую методику, предлагаемую учителем. Соответственно, другие стороны учебного процесса не становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не остаются незамеченными посетителями). Наблюдающий урок определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь вводимым. Изучает возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими затратами времени и сил, эффективность (или жизнеспособность) ее устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и навыков учащихся. При наблюдениях на открытом уроке посещающий его педагог также отвечает на вопросы, сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте, каковы границы его применения, возможны ли негативные последствия, какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе и т.д.

Таким образом, посещающий открытый урок педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою деятельность.

Порядок анализа (самоанализа) открытого урока

Анализ открытого урока с участием посетивших урок не является обязательным. В анализе открытых уроков, проведенных в рамках научно-практических конференций, необязательно участие и самого учителя (т.е. он может отказаться от этого). Если планом методической работы или научно-методического семинара планируется анализ (например, если речь идет об обучении молодых учителей анализу урока) вначале слово дается педагогу – автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по его достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии, споры и т.д.

Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.

Алгоритм анализа (самоанализа) открытого урока

№п/п

Педагогические явления

Показатель оценки

Методическая цель и инновации

Суть инновации и ее роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
Роль инновации в выполнении задач обучения предмету.
Взаимосвязь с традиционной методикой.
Достижение методической цели открытого урока.
Факторы, препятствующие полному достижению методической цели.

Методическая цель и содержание урока

Соответствие содержания темы методической цели (реализации инновации).
Изменения содержания тем (структурные изменения, включение дополнительного материала и т.п.)
Соответствие изменений методической цели.

Методическая цель и структура урока

Педагогическая целесообразность выбора структуры урока.
Соответствие выбранной структуры урока методической цели.
Вариативность структуры урока, позволяющей достичь методическую цель.

Методическая цель и методические приемы, методы обучения

Выбор методов и методических приемов, соответствующих методической цели.
Функциональные изменения традиционных методов и приемов обучения.
Методически целесообразное сочетание методов и методических приемов.

Инновации и формы организации учебного процесса

Методически целесообразный выбор форм организации учебного процесса.
Соответствие форм организации учебного процесса содержанию инновации
Индивидуальные и коллективные формы организации учебного процесса, их соответствие сути инновации.

Инновация и учебно-познавательная деятельность учащихся

Особенности учебно-познавательной деятельности учащихся при применении инновации.
Роль инновации в активизации познавательной деятельности учащихся.
Уровень познавательной самостоятельности учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся. Активность учащихся на открытом уроке.

Негативные последствия применения инновации

Возможные негативные последствия применения инновации.
Условия, при которых проявляются негативные последствия применения инновации.

Вариативность применения инновации на уроках

Варианты применения инновации на уроке.
Методическая целесообразность выбранного варианта применения инновации.

Перспективы применения инновации в образовательной практике

Границы применения инновации. Тиражируемость инновации. Применимость в обучении другим предметам. Применимость в учреждениях другого типа.

Перспективы развития инновации

Целесообразность внедрения инновации в образовательную практику.
Направления развития инновации (теоретические исследования, создание технологии, учебно-методических комплексов) и т.д.

Инновации и методическая работа

Методическая работа по внедрению инновации.
Формы организации методической работы при внедрении инновации.
Формы и методы подготовки педагогов к внедрению инноваций.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕГОРЬЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

открытого урока по производственному обучению

для обучающихся 1 курса

Тема: «Разравнивание раствора полутерком»

по профессии 08.01.08 (19727) ШТУКАТУР

из числа лиц с ОВЗ

мастер п/о Бырдин М.Ю.

Егорьевск, 2017 г.

План урока

производственного обучения

Группа № Шт-67, 1 курс

Мастер п/о Бырдин М.Ю.

Специальность: штукатур

Тема программы «Освоение приемов штукатурных работ »

Тема урока «Разравнивание раствора полутерком»

Цель и задачи занятия: Способствовать формированию и закреплению начальных умений и навыков приемов нанесения раствора на поверхность.

Образовательные: Закрепить знания обучающихся по технике безопасности и навыкам по пользованию инструментами.

Развивающие: Содействовать развитию профессиональной значимости личностных качеств (аккуратности, ответственности, целеустремленности), познавательной активности, учебно-производственной самостоятельности.

Воспитательные: Научиться соблюдать технологический процесс при выполнении упражнений.

Формировать осознанную потребность в труде.

Воспитать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию.

Формировать чувство коллективизма и взаимопомощи, уважение к труду в своей профессии.

Коррекционные цели: Коррекция сенсомоторных процессов при отработке навыков. Развитие пространственной ориентации при организации рабочего места.

Материально-техническая база : молоток, уровень, мастерки, полутёрки, вёдра, окамёлки, сокол, шпатель металлический.

Ход урока

    Организационная часть (указать время) __5мин.

    Проверить по журналу явку обучающихся.

    Проверить внешний вид обучающихся. (спецодежду).

    Назначение дежурных.

    Вводный инструктаж (указать время) 20 мин.

    Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели урока).

    Актуализация прежних знаний (повторение материала предыдущего урока)(указать вопросы):

а) Какие общие требования техники безопасности соблюдают при выполнении работ по ремонту штукатурки?

б) В чём заключается проверка до начала работ инструмента, подмостей, лесов, стремянок?

в) Каким требованиям должна отвечать спецодежда штукатуров?

г) Как подготовить рабочее место, строительные материалы для ремонтных работ;

3. Объяснение нового материала 1 час:

3.а) Рассказать о последовательности задания для освоения разравнивание раствора;

3.б) Ознакомить с приёмами по разравнивание раствора полутерком;

3.в) Рассказать об инструменте, приспособлениях, применяемых при выполнении задания;

3.г) Демонстрация приёмов по выполнению и определению качества выполненной работы;

3.д) Рассказ о правилах техники безопасности;

Изложение нового материала:

Разравнивание раствора полутером

Сокол и полутерки находят широкое применение при разравнивании раствора на различных поверхно­стях. Известно, что после нанесения каждого слоя раствора его необходимо разровнять. Разравниванию подвергают, главным образом, грунт и накрывку. Обрызг разравнивают редко, и то в зависимости от тол­щины штукатурной корки (намета) или потому, что свисают длинные капли раствора. Однако если намет тонкий (затирка по бетону), то обрызг всегда разрав­нивают, а если толстый, то исключительно в тех слу­чаях, когда на поверхности обрызга остаются отдель­ные сгустки раствора - бугры.

Разравнивание раствора надо выполнять так, что­бы получить ровную поверхность. Чем лучше будет разровнен раствор грунта, тем легче будет наносить накрывку.

Разравнивание раствора как соколом, так и полутерком производят точно так же, как и намазывание раствора этими инструментами.

Разравнивание штукатурного намета

Раствор, нанесенный на поверхность тем или другим способом, разравнивают либо тотчас же (при применении известково-алебастровых растворов), либо спустя некоторое время (от 15-20 мин. до нескольких часов) в зависимости от характера поверхности, рода применяемых материалов, времени года, условий сушки штукатурки и других местных условий.

Для разравнивания раствора по стенам применяют деревянные полутерки: большой или средний

Размеры полутерков выбирают в зависимости от размеров обрабатываемых поверхностей: большие поверхности потолков и стен обрабатывают большим полутерком, небольшие поверхности выступающих пилястр, узких простенков и пр. обрабатывают средним полутерком.

Полутерки изготовляют из еловых мелкослойных сухих досок; при отсутствии последних для изготовления полутерков может быть применена также сосна.

Намет по потолкам разравнивают уширенными потолочными полутерками, имеющими небольшую длину (500 мм), но значительную ширину (250 мм), что позволяет сохранять на них срезаемый излишний раствор.

Потолочный полутерок изготовляют из сосновых сухих досок. В целях предупреждения коробления для этого следует брать две-три доски, соединяя их планками.

Разравнивают намет следующим образом. Сначала полутерок двигают снизу вверх зигзагообразными движениями рук вправо и влево. При этом полутерок прижимают к низу стены параллельно полу так, чтобы между полотном полутерка и стеной образовался острый угол.

Зигзагообразные движения вправо и влево способствуют уплотнению и разравниванию раствора.

После того как на некотором участке, доступном обработке с одной позиции, раствор разровнен движениями снизу вверх, разравнивают его такими же зигзагообразными движениями полутерка слева направо и справа налево.

При этом полутерок держат так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна полу.

Разравнивание грунта на потолке уширенным потолочным полутерком показано на рисунке.

Эта работа выполняется следующими приемами: штукатур прикладывает полутерок к потолку, забросанному раствором, так же, как и при разравнивании грунта на стенах, т. е. под острым углом, и, отступая назад, совершает короткие движения вправо и влево, уплотняя и разравнивая намет на потолке.

Так же, как и на стенах, раствор разравнивают в двух направлениях - вдоль и поперек потолка.

При выполнении простой штукатурки под сокол ограничиваются разравниванием намета полутерком, и, если требуется, добрасывают раствор в лощины и снова разравнивают намет полутерком.

Под правило работа выполняется теми же способами и инструментами, но требования к качеству разравнивания повышаются. Разровняв намет полутерком, выправляют его рабочим правилом и качество поверхности проверяют контрольным правилом

При выполнении штукатурки по маякам разравнивание грунта выполняется с таким расчетом, чтобы выровненная поверхность находилась в одной плоскости с маяками.

Лузги и усенки обрабатывают одновременно с разравниванием раствора на плоскостях стен и на потолке.

Для нанесения раствора в лузг штукатур, набрав раствор ковшом, подносит его к лузгу на расстояние 10 см, не останавливаясь, поднимает руку с ковшом вверх параллельно лузгу, одновременно поднимая лобовую часть ковша, затем, сохраняя это положение ковша, быстро опускает руку вниз параллельно лузгу.

На усенок раствор набрасывают теми же приемами, что и в лузг.

Набрасывание раствора в галтель производят следующими приемами: набрав раствор в ковш, штукатур подносит его правым боком к галтели и, опуская левую сторону ковша, быстрым движением протягивает ковш вдоль галтели слева направо ручкой вперед.

После того как раствор набросан в лузг на всей его длине, приступают к разравниванию намета.

Штукатур берет в руки лузговой полутерок или правило так, чтобы правая рука была выше, а левая - ниже. Приставив правило к лузгу, забросанному раствором, и слегка нажимая на раствор, рабочий двигает правило вверх и вниз. Эти движения он повторяет несколько раз, постепенно ослабляя нажим на раствор и, наконец, отклоняя правило от лузга, снимает его совсем.

В случае, если приходится разравнивать окрепший раствор, то удобно пользоваться зубчатым правилом.

Такими же приемами разравнивают раствор на усенках.

Штукатур берет усеночный полутерок в обе руки так, чтобы правая помещалась выше левой, и приставляет его к усенку таким образом, чтобы он одним концом касался пола, а его полотно располагалось по. плоскостям, образующим усенок.


Угловой маячный шаблон, предложенный В. И. Лапшиным, является хорошим приспособлением, при помощи которого можно отделывать как вертикальные, так и горизонтальные лузги и усенки.

Маячная рама шаблона состоит из двух деревянных направляющих, скрепленных двумя металлическими угольниками.

Рамку шаблона устанавливают по отвесу или уровню и закрепляют гвоздями, проходящими через отверстия, проделанные в полках уголков.

Он представляет собой две окованные стальной полоской доски, скрепленные между собой двумя направляющими и рукоятью. Оковка выполняется из кровельной листовой стали.

Усеночный шаблон и его установка не отличаются от предыдущего.

Разделку углов шаблоном производят до начала оштукатуривания поверхностей потолков и стен. Таким образом, разделанные углы служат в дальнейшем маяками.

При применении шаблона системы В. И. Лапшина необходимо заранее устанавливать маячные рейки и по ним выполнять отделку лузга и усенка.

Разравнивание раствора в галтели отличается лишь тем, что к движениям овального полутерка вдоль галтели добавляются движения оттягивания полутерка вверх и вниз для сглаживания следов. Двигать полутерком следует, слегка нажимая на раствор и постепенно ослабляя этот нажим до отнятия полутерка от галтели

Отделанные лузги, усенки и галтели должны быть прямыми.

Угол между плоскостями, образующими лузг или усенок, должен составлять 90°.

Переход от штукатурки лузга или усенка к штукатурке основной плоскости должен быть заметен на глаз.

Полутерки для разравнивания следует брать длиной 0,75 - 1 м, с ровными ребрами. Применение длинных полутерков дает возможность получить более ров­ную поверхность штукатурки.

Во время разравнивания инструмент можно вести в любых направлениях: снизу вверх, горизонтально, вертикально и т. д., добиваясь при этом получения чистой, ровной, без раковин поверхности штукатурки.

Во время разравнивания приходится иногда исправлять имеющиеся дефекты в нанесении раствора, т. е. намазывать раствор там, где намет недостаточно толстый, и срезать излишки раствора.

3. Закрепление материала вводного инструктажа - 20 мин.

1. Какими способами разравнивают раствор полутерком?

2. Какой используют инструмент?

Задание на урок: распределить обучающихся по рабочим местам:

4. Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работа (указать время):-2часа 40 мин.

(формирование умений и навыков)

Упр.1 Целевые обходы рабочих мест.

Упр.2 Проверка и содержание рабочих мест.

Упр.3. Проверка правильности выполнения безопасности труда.

Упр.4. Контроль и коррекция отработки рабочих движений.

5. Заключительный инструктаж (указать время)1 час .

1. Подвести итоги за день.

2. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося.

3. Отметить, кто из учеников добился отличного качества работы.

4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учеников.

6. Уборка рабочих мест.20 мин.

7. Подготовка материально-технической базы к следующему уроку.10 мин.

8. Домашнее задание.5 мин.

Г.Г.Черноус. «Технология штукатурных работ». Учебник для начального профессионального образования. 2013 г. с. 193-196.

Мастер производственного обучения (фамилия) Бырдин М.Ю.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши