Что такое промышленный дизайнер. Промышленный дизайн - это что такое? Виды

Главная / Печь для беседки своими руками

Промышленный дизайн или, как его ещё называют посвящённые люди, промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн, — это отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности (как не обзови этот конгломерат искусства и техники), целью которой является определение формальных качеств изделий и других объектов среды обитания, производимых промышленностью. Даже можно сказать больше, область деятельности промышленного дизайна – структурные и функциональные особенности изделия, а также его внешний вид.

Промышленный дизайн подразумевает под собой эффективное развитие идей через процесс, который приводит к производству новых товаров, даже, если это фоторепортажи.

История промышленного дизайна немного короче, чем дизайна в целом. Первые дизайнеры, работающие в сфере промышленности, появились в XVIII веке на английской территории. Первые вехи промдизайна связаны с именем и деятельностью Дж. Веджвуда, который своим творчеством вложил лепту в развитие промышленного производства набивных тканей, но определение «промышленный дизайн» как таковое появилось гораздо позже.

Сначала его определили как «индустриальный дизайн. К этому приложил свою руку в 1918 году архитектор из Германии Вальтер Гропиусу, основавший в немецком Веймаре революционную, для того времени, школу индустриального дизайна. Это сейчас ничего особенного, а тогда это событие осуществило переворот в мире промышленности и мире дизайна. Вальтер Гропиусу официально объявил о слитии искусства и техники в одно целое.

Следующий виток развития в истории промышленного дизайна произошёл после второй мировой войны. Именно тогда, он получил серьёзное толчок к развитию на территории Скандинавии и Нидерландов, в это же время интерес к этому направлению дизайна проявили в Соединённых Штатах Америки, там промышленный дизайн принёс своим первопроходцам невероятный успех – продажи буквально взлетели в небо. А уже к 60-м годам ХХ века именно в США организовалась Коллегия Индустриального дизайна, так дизайн влетел в, так сказать, массовое употребление.

Члены Коллегии дали очень ёмкое определение «индустриального дизайна». Они утверждали, что это проявление творческой активности, которая способна улучшать внешние достоинства товаров, производимых промышленностью.

На современном этапе глобализированного XXI века промышленный дизайн как уже не совсем новый вид деятельности дизайнерских студий включает в себя три элемента: искусство, маркетинг и современные технологии.

Как и во всех видах творческой деятельности человека, в промышленном дизайне существует защита прав интеллектуальной собственности на объект или объекты, разработанные в рамках проекта, над которым трудится дизайнер. Результат творчества промышленного дизайнера должен быть защищён патентом на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Вот такой он мир, даже творчество в нём омрачено юридическим вопросом.

Понятие промышленный дизайн является относительно новым, но уже успело завоевать свою популярность среди множества современных людей. Можно сказать, что это синтез науки и искусства, основное предназначение которого — улучшение внешних качеств предметов.

Интервью с Себастьяном Бергне поможет детальнее ознакомиться с особенностями промышленного дизайна и понять все тонкости этой сферы. Такое явление отличается неординарностью, которая и привлекает множество людей.

Сферы деятельности

Основная цель дизайна — изменение предметов, установок и объектов, которые были произведены в сфере промышленности. Такое решение благоприятно влияет на жизнь и комфорт, приносит настоящее эстетическое наслаждение.

Промышленные дизайнеры постоянно занимаются разработкой оригинальных и неповторимых вещей, которые также обладают и функциональными возможностями.

К основным странам-лидерам в этой сфере можно отнести:

  • Италию;
  • Францию;
  • Японию;
  • Голландию.

Промышленный дизайн занимается проектированием в сферах, которые производят технологическое оборудование, транспортные средства, и создают коммуникации.

В этот список можно включить архитектурные стили и разработку интерьеров. Медицинские установки также охвачены работой промышленного дизайна.

Люди, занимающиеся промышленном дизайном, отдают предпочтение натуральным и качественным материалам. Правильная форма предметов и точная геометрия — основополагающие факторы в создании проекта.

Дизайнеры превращают обычные и привычные предметы в оригинальные вещи, которые становятся уникальными товарами, единственными в своем роде.

Разработка проекта включает в себя следующие особенности:

  • в создании дизайна происходит опор на современные тенденции;
  • специалист должен учитывать удобство и безопасность при использовании предмета;
  • во время разработки необходимо помнить о соответствии желаниям покупателя;
  • нужно соблюдать принцип и концепцию компании.

Во время создания проекта, специалисты учитывают большое количество факторов. Предмет или система должны быть не только привлекательными и лаконичными по внешнему виду, но и обладать максимальной функциональностью.

Перед изготовлением объекта, дизайнеры создают 3D-модель, которая помогает обратить внимание на все преимущества и недостатки.

Промышленный дизайн от черновика до продукта смотрим в видео:

Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) -- отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида.

Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда и развитием промышленного производства набивных тканей.

Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухаус» в Веймаре (Германия) .

После второй мировой войны индустриальный дизайн получил серьезное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы -- с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна. В 1969 году член этой коллегии Томас Малдонадо дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн -- это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности» .

Этапы разработки.

Обычно разработка промышленного дизайна включает в себя следующие этапы

генерацию идеи

концептуальную проработку

эскизирование

макетирование

трехмерное моделирование

визуализацию

конструирование

прототипирование

Промышленный дизайн, как вид деятельности, включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Промышленный дизайн охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного и воздушного транспорта (в том числе автомобилей, самолётов, поездов) , разнообразного инвентаря.

Изменяясь под влиянием времени, культурных ориентиров и потребностей людей, используя последние достижения технологии и материалов, промышленный дизайн стал средством «придания многогранного высокого качества объектам, процессам, услугам, системам на протяжении всех их жизненных циклов».

Теоретики ВНИИТЭ, конкретизировав сущность промышленного дизайна, отметили, что он направлен на «комплексное формирование у различных объектов - изделий, сооружений и систем, таких функциональных свойств, которые обеспечивают высокое качество пользования объектами, и свойств культурных, обеспечивающих соответствие объектов эстетическим критериям, ценностным ориентациям людей, их этническим и другим социокультурным особенностям».

Являясь по своей сути синтезом художественного конструирования и эргономики, промышленный дизайн выступает:

как этап процесса производства,

как научная деятельность, непрекращающийся поиск инновации технологий и материалов,

как искусство, так как «формальные, визуальные, эстетические и концептуальные элементы являются главенствующими инструментами для данного направления проектной деятельности».

Визуально эти составляющие представлены на рис. 1.

Рис. 1.1

В качестве научной деятельности промышленный дизайн создаёт функциональные приоритеты в инжиниринге, сетевой кооперации, трансфере технологий и подготовке кадров. Дизайн как искусство поддерживает социальные приоритеты, выпуская инклюзивные инновации, используемые в интересах общества. Руководствуясь тематическими приоритетами, в рамках проектной деятельности создаются технологические и нетехнологические инновации для повышения экономической эффективности и извлечения инновационной ренты.

Экспериментируя с бытовой и промышленной техникой, производственными установками и транспортом, мебелью и оборудованием, кухонной утварью дизайнеры порой до неузнаваемости изменяют структурные и функциональные особенности объектов. При этом вектор направлен, прежде всего, на изменение предметного мира, и лишь потом на людей.

Основополагающей тенденцией индустрии современного промышленного дизайна является объединение на базе одного предприятия всех этапов по разработке и внедрению на рынок инновационного продукта. Данная особенность ярче всего проявляется на примере крупных производственных компаний Китая. Руководствуясь принципом «design thinking» производители могут в максимально короткие сроки разработать, презентовать и выпустить на мировой рынок принципиально новый продукт. Такие унифицированные компании предлагают своим клиентам широкий спектр самых разнообразных услуг:

Специалисты-дизайнеры выявляют ценность отдельных продуктов и услуг, разрабатывают брендинговые стратегии, формируют портфель продуктовой линейки, разрабатывают программы действия и управляют проектом по внедрению в производство (и продажу) новинок.

Для лучшего понимания потребителя проводится тщательный анализ повседневной жизни людей, выявление тенденций культурного развития, видеоэтнография, разрабатываются конкретные модели использования того или иного продукта.

В процессе разработки инновационных продуктов определяется архитектура и дизайн изделия, происходит построение 3D-моделей, разрабатывается промышленная графика.

По аналогичной схеме работают и ряд европейских компаний, таких как Smart design, Design Continuum, fuseproject, IDEO, ZIBA, сотрудники которых «вкладывают весь свой опыт и знания, а также креатив и дизайнерскую интуицию, в выполнение сугубо стратегических задач, связанных с разработкой нового изделия».

Е. Храмкова, руководитель отдела развития бизнеса Product Development Group SmirnovDesign, отмечает: «Очевидна тенденция обращения к дизайну на гораздо более ранних этапах разработки нового продукта - разительный контраст по сравнению с предыдущими бизнес-моделями, когда дизайнеру «спускали» заказ из отделов маркетинга, рекламы и технической поддержки проекта». Таким образом, формируется потребность в принципиально новом типе промышленного дизайнера - он должен уметь синтезировать и интерпретировать многочисленную информацию и на её основе разрабатывать единую дизайн-концепцию. С подготовкой такого уровня хорошо справляются в высших учебных заведениях Японии и Китая, Голландии, Италии и Франции, где процесс обучения напрямую связан инженерной сферой и реальным производством. Обучение же российских студентов специальности «промышленный дизайн» пока не отвечает данному стандарту, однако на государственном уровне предпринимается ряд мер по совершенствованию образовательных процессов.

Отечественный рынок промышленного дизайна можно оценить чуть более, чем в 2-2.5 млн долл. Это очень мало, поэтому можно говорить, что рынка «промышленного дизайна» в России практически нет.

Сегодня на рынке работает порядка десяти специализированных компаний: компания «Смирнов Дизайн», Формлаб, Арт-ап, Дизайн-Воркс и другие.

Первая пятерка, уже относительно закрепившиеся на рынке, делают по ~50 проектов в год. В отличии от западного опыта, где регулярная стоимость проекта промышленного дизайна 100-200 тыс. долл. (судя по аналитике, минимум 75 тыс. долл.), на отечественном на порядок меньше -- в среднем ~ 20 тыс. долл. Бывают, несомненно, и редкие заказы стоимостью в 400-500 тыс. долл., но они, как правило, включают значительной объем аналитической и производственной части (до 80%). Т.о. объем рынка услуг промышленного дизайна частных компаний можно оценить ~в 2-2.5 млн долл.


Рис. 1.2 Потенциал рынка промышленного дизайна Российской Федерации (Источник: ЦСР «Северо-Запад» по материалам Philip M. Parker, INSEAD и Yandex (yandex.ru)).

Есть еще скрытая часть рынка: услуги по промышленному дизайну могут оказывать дизайнерские компании, постоянно обслуживающие клиента, а так же фрилансеры.

Для справки, в США объем рынка промышленного дизайна превышает 2 млрд долл. Производители уделяют огромное внимание внешнему виду товаров, доля дизайна в стоимости обычных потребительских товаров составляет ~ 1-3%.

Стоит заметить, что современный рынок -- это мир «этикеток и упаковок». Часто именно в удачном дизайне и свежей концепции заключен успех товара на рынке (пример Apple).

Сегодня повышение конкуренции на рынке и засилие импортных, главным образом, низкокачественных китайских товаров, вынуждает производителей более серьезно подходить к производственному процессу. Отечественные производители, наконец, пришли к пониманию необходимости держать «связь с рынком» и ориентироваться на его потребности, создавая конкурентноспособный продукт.

До недавнего времени внешним видом продукта занимались, в основном, дизайнеры при производстве, которые, во-первых, «варились в собственном соку», не всегда имея профильное образование, а во-вторых, ориентировались лишь на текущие возможности производства, что не способствовало созданию инновационных и конкурентоспособных продуктов.

Сегодня появились первые профессиональные компании, занимающиеся промышленным дизайном, кроме того, некоторые дизайнерские фирмы начали декларировать свои возможности на этом рынке.

Проблемой неконкурентоспособности отечественной продукции озаботились и на государственном уровне. Глава МЭРТ Герман Греф и первый вице-премьер Сергей Иванов начали работу над концепцией развития в России промышленного дизайна. По мнению министра, заняться дизайном ведомство решило потому, что «неплохие по качеству российские товары во многом проигрывают» своим внешним видом, и это мешает продвигать их на внутреннем и внешних рынках». Концепция предусматривает меры государственной поддержки дизайнерских услуг, а также вычеты расходов на промышленный дизайн из налогооблагаемой базы, и прямое финансирование государством таких расходов для малого бизнеса.

Для того чтобы важность дизайна осознали руководители промышленных предприятий, планируется создать специализированные консультативные организации. Услуги этих «центров развития дизайна» частично будет оплачивать государство. Разработка дизайна, возможно, будет включена в виды деятельности, которые позволяют предприятиям претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков. Для решения кадровой проблемы предлагается ввести курсы переподготовки преподавателей вузов, стипендиальные и грантовые программы, а также содействовать стажировкам студентов-дизайнеров за рубежом.

Государственная поддержка, несомненно, будет способствовать значительному росту рынка промышленного дизайна. Кроме того, стоимость услуг российский дизайнеров будет ниже, чем аналогичные проекты за рубежом, что несомненно всколыхнет спрос.

Основные «трудности рынка»

Главное -- серьезное отставание промышленной отрасли и, соответственно, промышленного дизайна от западных стран, что, в первую очередь, является наследием плановой экономики времен СССР, когда на первое место ставилось обеспечение страны всем необходимым и о конкуренции и развитии речи не шло.

Кроме того:

  • 1. Мышление производственников, не желающих вкладываться в создание современного конкурентоспособного дизайна. Сегодня акцент из промышленной сферы смещен в рекламную, что явно неверно, т. к. товар в значительной степени должен продвигать себя сам, изначально подходить потребителю, нравиться ему. Для этого нужны исследования, нужен дизайн, нужны пробные образцы, новые идеи.
  • 2. Привычка творить дизайн внутри предприятия, а не отдавать на аутсорсинг профессионалам.
  • 3. Невысокий уровень дизайн-образования.
  • 4. «Утечка мозгов». Западными компаниями проводятся конкурсы среди наших промышленных дизайнеров, многим из которых в дальнейшем предлагается работа или хорошее вознаграждение. На Западе сегодня очень востребован дизайн социальной темы (городская среда), разработки в области медицины, техники (в том числе спец-техники и военной), это государственные заказы, под них и привлекаются молодые талантливые дизайнеры.

Тенденция размещения производственных предприятий в Юго-Восточной Азии будет только укрепляться в дальнейшем. Избежать утечки идей и технологий в данном случае не удастся. Стремясь хоть как-то защититься от китайских подделок практикуется такая схема: производитель постоянно выпускает новые модели со старой начинкой; пока китайцы делают имитацию известного бренда, производитель оригинала уже заявляет что модель снята с выпуска.

Часто большой разницы между версиями товара нет, только дизайн (эргономика, материалы, цвета, фактуры) и несущественные детали, при этом сам производственный процесс не меняется.

К тому же, если производитель не будет постоянно двигаться вперед, то он проиграет конкурентную борьбу. На Западе производитель заинтересован в том, чтобы его бренд имел хорошую репутацию (был качественным, надежным и по возможности дешевым). Товар должен соответствовать тенденциям моды, времени, поэтому приходится постоянно менять его образ.

Каждый фотограф, профессионал или любитель, в своей деятельности часто сталкивается с таким видом творчества как дизайн, в частности с искусством компоновки, стилистики и украшения. Поэтому мы решили создать на сайте новую рубрику «Дизайн», где будем публиковать статьи о дизайне как виде творчества, о графическом дизайне, задачах дизайна, типографике, шрифтах, визуальных коммуникациях, графических решениях, работы известных графических и промышленных дизайнеров. Первая статья новой рубрики посвящена промышленному или индустриальному дизайну.

Промышленный или индустриальный дизайн относится к той области дизайнерского искусства, которая занимается художественным проектированием элементов предметного наполнения среды обитания человека. Промышленные дизайнеры стараются определить облик окружающих нас предметов бытового назначения и одновременно пытаются сделать их максимально функциональными. От удобства пользования, функциональности и внешнего вида изделия в немалой степени зависит его успех на рынке, поэтому промышленный дизайн сегодня чрезвычайно востребован. В этой статье мы попробуем разобраться, как появился промышленный дизайн, каковые его главные особенности и отличия от других видов дизайна?

Можно сказать, что промышленный дизайн как самостоятельное направление выделился из архитектуры. Недаром многие люди, стоявшие у истоков становления индустриального дизайна, были выдающимися архитекторами своего времени. Собственно, именно архитектуре и промышленному дизайну мы во многом обязаны формированию окружающей нос предметно-пространственной среды в том виде, в какой она существует сегодня. Однако если архитектура решает скорее пространственные задачи, то индустриальный дизайн ориентирован на формирование предметного окружения.

Основной задачей промышленного дизайна является определение экстерьера, функциональных и структурных особенностей оборудования, техники, продукции и изделий, которые нас окружают в повседневной жизни. В этой связи отличительной особенностью промышленного дизайна можно назвать его ориентацию на массовое промышленное производство.

Кроме того, промышленный дизайн всегда нацелен на потребности рынка. Ведь для увеличения объема продаж в условиях жесткой конкуренции производителям приходится прибегать к различным методам, самым действенным из которых является интересный и яркий дизайн выпускаемой ими продукции. Это позволяет заинтересовать и привлечь потребителей. Впрочем, такая нацеленность на рынок в разной степени присуща и другим видам дизайна.

Поэтому, пожалуй, главным отличием промышленного дизайна от других областей дизайнерского искусства все же является его связь с бытовыми и производственными потребностями человека. Индустриальный дизайн имеет дело с разного рода искусственно созданным оборудованием, техникой и изделиями, которые занимают некое промежуточное положение между человеком и окружающими его природными структурами. Промышленный дизайнер занимается художественным проектированием объектов массового промышленного производства, куда, в частности, можно включить следующие категории изделий:

  • бытовые приборы (посуда и иная кухонная утварь, радио- и электрооборудование);
  • автомобили и другие транспортные средства;
  • технологическое оборудование для промышленного производства (станки и другая техника);
  • инженерные устройства и сооружения;
  • визуальные коммуникации;
  • элементы интерьера (мебель).

Искусство промышленного дизайна на самом деле имеет глубокие исторические корни, хотя окончательно оформилось это направление только в XX веке. Большинство исследователей сходится на том, что точкой отсчета для зарождения и становления промышленного дизайна являются те времена, когда вещи стали изготавливать на станках, а не вручную. Вследствие этого изделия стали терять свои индивидуальные черты. Поэтому некоторые люди начали всерьез опасаться, что появление таких предметов в быту негативно скажется на внутренней гармонии человека.

Тут-то и стала формироваться потребность в промышленном дизайне. В качестве примера приводят обычно английского промышленника Джозайиа Веджвуда, жившего еще в XVIII столетии. Занимаясь изготовлением набивных тканей в промышленном масштабе, он, возможно, впервые в истории уделил самое пристальное внимание дизайну и внешнему виду своей продукции.

Впрочем, до начала XX столетия изготовленные промышленным способом предметы в большинстве случаев просто украшались декоративными элементами, которые служили своеобразным напоминанием о ручной работе ремесленника. Кстати, ремесленники, несмотря на сравнительно небольшие объемы выпуска продукции, за многие поколения своего труда накопили весьма ценный опыт для промышленного дизайна. Ведь в ходе своей работы они выявляли взаимосвязи между назначением предмета и его формой, материалом, технологией изготовления, функциональными и эстетическими свойствами.

С появлением в жизни человека таких изделий, как средства связи, паровой транспорт или промышленные станки, поначалу к ним применялись те же самые, привычные глазу тогдашнего обывателя контуры и линии, которые опирались на опыт традиционной культуры ремесла. Одним из первых, кто заявил о неразрывности красоты предмета и его функции, был художник, теоретик изящных искусств и архитектуры Дж. Рескин. Он являлся убежденным противником машинного производства, видя путь в соединении эстетики и функциональности производимых предметов только в возрождении народных традиций ремесла.

В начале XX века произошло становление новых художественных стилей, в поисках новых областей творчества многие художники и архитекторы обратились к промышленным изделиям. В свою очередь, предприниматели и владельцы производственных предприятий начали впервые осознавать важность дизайна в процессе создания продукции. В 1907 году в Германии появилось объединение «Дойче Веркбунд», которое провозгласило своей целью создание «идеальных образцов» для целей промышленного производства на основе традиционной ремесленной культуры. Заложенные теоретиками этого творческого объединения принципы «эстетического функционализма» легли в основу промышленного дизайна. Правда, участники «ДойчеВеркбунд» изготавливали образцы изделий лишь в ограниченном количестве для представления их публике на разнообразных выставках.

Одним из ярких представителей области промышленного дизайна начала XX столетия был архитектор П. Беренс, который разработал собственные интересные формы электрических светильников, электрической посуды и вентиляторов – то есть тех видов продукции, которые на ту пору еще не имели какого-либо конкретного визуального осмысления. Пользуясь принципами «эстетического функционализма», Беренс сделал эту продукцию узнаваемой и по-своему уникальной.

В 1919 году в Веймаре была создана целая школа промышленного дизайна под названием «Баухаус», основателем которой выступил немецкий дизайнер и архитектор Вальтер Гропиус. Девизом этой школы стало «Новое единство искусства и технологии». В «Баухаусе» были разработаны принципы художественного конструирования как комплексного подхода к проектированию вещей. Были заложены основы теоретического проектирования в промышленном дизайне, заключающиеся, главным образом, в том, что функция и конструкция определяют форму. Соответственно, чем функциональнее предмет, тем он должен быть красивее.

Этим принципом руководствовались члены этого творческого объединения, которые считали, что промышленный дизайнер – это художник, ремесленник и технолог в одном лице. Поскольку дизайнеру необходимо было создавать изделия для массового производства, то, следовательно, ему требовалось от начала до конца знать весь производственный процесс. Кстати, образцы продукции, разработанные в недрах школы «Баухаус» в 20-е годы прошлого столетия, до сих пор успешно продаются и пользуются большой популярностью. Успех этих изделий обусловлен оптимальным сочетанием высокой технологичности изготовления, эстетических и эргономических качеств.

По примеру школы в Веймаре в нашей стране в 1920 году были созданы Высшие Художественно-технические Мастерские (ВХУТЕМАС). Их первым деканом был дизайнер, график, фотограф А. Родченко, один из основоположников конструктивизма. В стенах этих художественно-технических мастерских начинают решаться практические задачи, формируются оригинальные дизайнерские концепции.

Дальнейшему развитию промышленного дизайна, как ни странно, поспособствовал кризис 1929 — 1930 годов, возникший в американской промышленности. Промышленный дизайн оказался одним из средств решения коммерческих проблем производственных предприятий, поскольку служил тем самым инструментом для увеличения сбыта продукции. В этот период индустриальный дизайн начал ориентироваться строго на выполнение коммерческих задач и потребности рынка. В этой связи во многом дизайн свелся к простому внешнему оформлению предмета. Этот период связан с именами таких художников и дизайнеров, как Раймонд Лоуи, Уолтер ДорвинТииг и Генри Дрейфус.

Новый виток развития промышленный дизайн получил уже после Второй мировой войны, когда умение превращать промышленную продукцию в эстетичные произведения искусства стало показателем уровня развития экономики. Промышленный дизайн во второй половине прошлого века быстро превратился в важный инструмент в конкурентной борьбе среди ведущих мировых производителей. Понимая важность этого направления, в 1969 году в Америке даже была создана коллегия промышленного дизайна.

Принципы индустриального дизайна, как творческой деятельности человека, ориентированной на улучшение внешних свойств производимой в промышленности продукции, стали повсеместно применяться в странах Западной Европы и Скандинавии. В Европе особую роль в развитии промышленного дизайна играла Ульмская школа, которая превратилась в один из главных центров разработки теоретических основ современного промышленного искусства. В послевоенные годы в Европе выделились отдельные, национальные школы индустриального дизайна – итальянская, скандинавская и другие.

В наши дни при проектировании промышленных изделий дизайнер имеет дело с такими понятиями, как мода или образ жизни потенциальных потребителей продукции. Также при проектировании бытовых предметов на первый план выходят вопросы сбыта продукции, вследствие чего дизайн часто приобретает ярко выраженный коммерческий характер. Впрочем, при создании дизайна объектов промышленного назначения (сельскохозяйственного оборудования, станков) все же доминируют технические требования: эргономика, технологичность производства, экономичность и экологическая безопасность. Игнорировать эти факторы невозможно, поскольку формируемая с участием этих объектов производственная среда должна быть комфортной для человека, в том числе и в визуальном отношении. Таким образом, специфика современного промышленного дизайна весьма тесно связана с характером создаваемых изделий.

Дизайнеры, занятые в этой области, должны обладать познаниями и художника-оформителя, и конструктора, и инженера-технолога. Только такие совокупные знания позволяют воплощать творческие замыслы и создавать интересные, оригинальные изделия, без ущерба для их функциональности. В процессе художественного проектирования дизайнер формирует главную идею, прорабатывает концепт, затем работает с эскизами, чтобы представить макет изделия.

Далее осуществляется моделирование в трехмерном пространстве и визуализация объекта с помощью специализированных программных средств. Только после этого производится собственно конструирование и создание опытного образца изделия. Свою работу промышленный дизайнер строит таким образом, чтобы разрабатываемый им образец изделия, пройдя через все вышеперечисленные этапы, отвечал его первичному замыслу и при этом мог внедряться в производство без каких-либо проволочек.

Сегодня промышленный дизайн широко применяется в самых разных областях, начиная от деревообрабатывающей промышленности и металлургии и заканчивая сферой высоких технологий. В целом, в широкий круг услуг, оказываемых профессиональными промышленными дизайнерами, может входить как разработка домашней посуды, так и создание концептов автомобилей. Пресс-формы, корпуса и детали – со всем этим приходиться работать промышленному дизайнеру. Главной же задачей на современном этапе развития промышленного дизайна является создание запоминающегося и в то же время эргономичного внешнего вида изделия при сохранении его технологических и функциональных качеств.


Дизайн интерьера, интерфейсов, виртуальной реальности, интерьеров, одежды. Промышленный, графический, индустриальный дизайн – у этой профессии десятки специализаций, а значит и десятки категорий специалистов. Профессиональная специализация накладывает отпечаток на возможности сотрудника: дизайнер веб-интерфейсов не сможет визуализировать проект жилого дома в 3D и создать концепт будущего автомобиля, если не приобретет дополнительных навыков. Эта профессия покрыта множеством слухов, мифов и стереотипов. Давайте узнаем о ней правду.

Дизайнер – кто это? Описание профессии

Дизайнер – это специалист по созданию макетов окружающей действительности. Она может быть реальной или виртуальной, может воплощаться в жизнь или оставаться концепцией.

Дизайнер не рисует – рисуют художники. Одновременно с этим он использует рисование как инструмент, визуализируя идеи и проекты.

Главное отличие специалиста от художника заключается в практическом применении его работы. Живописец может изобразить любой сюрреалистичный интерьер и ему все равно, какая мебель и как там будет расположена. Дизайнер же преследует иные цели – в разработанных им интерьерах будут жить люди.

Поэтому для получения профессии мало окончить художественную школу – необходимо профессиональное обучение, специализация. При этом ценность навыков специалиста социум постоянно пытается нивелировать, ведь каждый второй «сам себе дизайнер». Люди проходят 2-недельные курсы, осваивают базовый функционал программы 3D max и создают интерьеры, в которых невозможно жить. Заказчики оплачивают их работу, видят ужас на лице строителей и получают неудобные, нефункциональные, непрактичные помещения, теряя доверие к профессии. Если вы решите получить специальность и проявите профессионализм, то возможно включитесь в борьбу за качественный дизайн, которого так не хватает во всех сферах человеческой жизни.

Виды дизайна и обязанности специалистов

Круг задач дизайнера ограничен не только его профессиональными навыками, но и выбранной специализацией. Безусловно, вы можете освоить 2, 3 и более направлений, но сделать это крайне сложно. Вы часто встречаете хирургов, которые по совместительству являются педиатрами? Скорее всего, нет. Хоть и оба специалиста являются врачами – направление деятельности определяет обязанности специалиста. Так и в дизайне. Наиболее популярными специализациями являются:

  • Дизайнер интерьеров . Обыватели понимают под профессией умение подобрать и красиво расставить в помещении мебель. Иногда – выбрать обои. Это же видят в своих задачах «специалисты», прошедшие 10-дневные курсы. На самом деле профессия дизайнер интерьера намного сложнее. Идеальное направление для обучения – дизайнер-архитектор. Интерьер – все, что внутри. Не только мебель и отделка, но и освещение, коммуникации, архитектурные группы. Специалист должен создать не только красивый, но и функциональный интерьер. Он должен продумать отделку, меблировку, расположение осветительных приборов, проход коммуникаций и установку оборудования. Он должен разработать концепцию помещения, в котором будет удобно жить или работать, которое будет решать поставленные задачи.
  • Веб-дизайнер или дизайнер интерфейсов . Одна из наиболее востребованных профессий. Вы замечали, как могут различаться между собой сайты одной тематики с примерно одинаковой структурой? На одних все понятно и доступно, на других невозможно найти нужную информацию, и даже номер телефона. Дизайн – первое, что видит пользователь на сайте, визуальное отражение функциональных возможностей и позиционирования веб-ресурса. Здесь недостаточно создать красивую картинку – важно учесть, как будет верстаться сайт при передаче макета frontend-разработчику, насколько он будет удобным для пользователя, как будет реализован функционал, как будет представлен фирменный стиль компании, как будет достигаться конверсия страниц. Профессия веб-дизайнер требует понимания принципов работы сайта и реализации опций. Здесь нужно не столько уметь красиво рисовать, сколько знать основы разработки. Очень важно уметь контактировать не только с клиентами, но и с программистами.
  • Графический дизайнер . Де-факто это специалист, который создает оболочку. Типографика, фирменный стиль и логотипы, навигационные системы, визуальные решения для упаковок и СМИ – наиболее популярные направления деятельности. Ключевая задача оболочки – выполнять свое предназначения. Привлекать, продавать, продвигать бренд. Одновременно с этим необходимо помнить и о практическом значении каждого предмета. Насколько удобной будет эта упаковка для шоколадки или коробка для конфет, как это будет реализовано в промышленности, будут ли приятны глазам смотрящего подобранные цвета и шрифты, станет ли фирменный стиль узнаваемым – все это зависит от специалиста, его таланта и профессионализма.
  • Ландшафтный дизайнер . Фактически он выполняет и задачи проектировщика, отвечая за комплексное создание ландшафта. И одновременно с этим необходимо владеть навыками агронома, инженера и художника. Насколько удобным с практической точки зрения будет ландшафт, как будут проходить коммуникации, будет ли индивидуальной и гармоничной заданная эстетика, приживутся ли, в конце концов, рекомендованные к высадке цветы, деревья и кустарники – специалист должен ответить на каждый из этих вопросов.
  • Индустриальный дизайнер . Это промышленный дизайн, в ведении которого находится реализация проектов для масштабного производства. Яркий пример – автомобильная промышленность. Единожды разработанный дизайн автомобиля повлияет на судьбы миллионов людей, которые купят его у производителя. Здесь важно учитывать не только эстетику, но и инженерные системы, эргономику, практичность, соответствие функциональным особенностям. Индустриальный дизайн неотделим от реальности даже при создании концептов, к реализации которых наука пока не подобрала нужных инструментов.

Это лишь самые популярные и востребованные направления. Дизайн на них точно не заканчивается.

Более того, многие направления только появляются и получат интенсивное развитие. Если модельер (дизайнер одежды) – это настоящее, то создатель виртуальной среды обитания – недалекое будущее. Каждое из направлений профессии актуальное и перспективное. По мнению экспертов, интерес к специальностям в ближайшие годы лишь продолжит расти.

Где получить профессию дизайнер? ТОП-5 ВУЗов

Не лишним будет окончить художественную школу, но если вы своевременно этого не сделали – ничего страшного. Она даст существенные преимущества только перед поступлением, где в качестве экзамена обычно присутствуют рисунок и композиция. Однако многие университеты от этого отходят – необходимо заранее уточнить перечень вступительных испытаний. Для получения профессионального образования лучше выбрать авторитетный университет, осуществляющий подготовку по конкретным направлениям.

  1. СПбГУ.
  2. МГУ им. Ломоносова.
  3. Санкт-Петербургский институт дизайна и искусств.
  4. Московский университет дизайна и бизнеса.
  5. Санкт-Петербургский политехнический университет.

Рейтинг не стоит принимать за истину в последней инстанции, так как многое зависит от специализации. Дизайну интерьера лучше учиться в ВУЗе с , веб-интерфейсов – с акцентом на IT, одежды – с упором на творческие и художественные специальности. При этом авторитет отечественных университетов не определяет будущий успех, чего нельзя сказать о . Дизайнеры одежды, обучавшиеся во Франции и Италии, либо специалисты в области индустриального дизайна, прошедшие обучение в Германии, обладают существенными преимуществами при трудоустройстве.

Какими личностными качествами нужно обладать

  • Логическое мышление. Вы будете создавать не картинку, а проекты реальности. Потому важно уметь мыслить логически и учитывать массу аспектов в рамках специализации.
  • Индивидуальность. Она срастается с творческим подходом и помогает генерировать уникальные идеи, которые делают ваш дизайн индивидуальным, узнаваемым.
  • Внимательность. Одна допущенная ошибка в веб-дизайне обернется бессонными неделями для верстальщика, в создании интерьеров – полным нарушением его функциональности.
  • Усидчивость. Вы не станете художником, который может годами ждать вдохновения – вы будете работать в рамках жестко оговоренного дедлайна. Потому важно обладать усидчивостью и работоспособностью.
  • Развитый интеллект. Важно уметь проникаться в то направление, которым вы занимаетесь и разбираться в том, что будет отражать и визуализировать ваш дизайн.

Как строить карьеру и добиваться успеха

Презентация профессии сразу теряет привлекательность и образ «чистого творчества», если наполняется смысловыми реалиями. Подумайте, что стоит за обычным логотипом крупной компании, ведь он является очень дорогой корпоративной собственностью (вспомните Nike или Mercedes-Benz). За утвержденной картинкой стоят сложнейшие маркетинговые исследования, анализ или создание фирменного стиля, десятки выброшенных в мусорное ведро идей и сотни эскизов.

Вы только в том случае, если не будете строить иллюзий и воспринимать дизайн как картинку. Вам необходимо получить качественное образование в рамках выбранного направления и продолжать обучение на протяжении всей жизни. Необходимо освоить массу программных и технических инструментов, в частности иллюстраторы и визуализаторы – специалисты давно не работают с бумагой.

Идеально, если вам удастся получить образование в элитном зарубежном ВУЗе. Если нет – довольствуйтесь доступным университетом или колледжем, продолжайте профессиональное развитие и стремитесь получать как можно больше опыта. Учитесь на собственных ошибках, не засиживайтесь на одном рабочем месте, посещайте семинары и тренинги, участвуйте в профессиональных конкурсах. Находитесь на связи с мировым сообществом, изучайте тенденции и тренды, сохраняя при этом собственную индивидуальность.

Плюсы и минусы профессии дизайнер

В этой специальности хватает достоинств и недостатков. Многие из них условные, большинство относятся только к сотрудникам с малым опытом или откровенно средней квалификацией. Именно поэтому мы обратим внимание на усредненные «за» и «против», чтобы быть хоть сколько-то объективными при анализе.

Плюсы профессии дизайнер:

  • Востребованная, актуальная и перспективная профессия.
  • Достойная оплата труда квалифицированных специалистов.
  • Неограниченные возможности для хорошего заработка на фрилансе.
  • Интересная, отчасти творческая работа.
  • Реальная возможность улучшить окружающую действительность.

Минусы профессии дизайнер:

  • Сложная работа, требующая понимания отрасли.
  • Часто субъективная, некомпетентная оценка труда.
  • Невысокие зарплаты у специалистов без имени, квалификации, опыта.
  • Отсутствие инструкций по решению конкретных задач.
  • Почти всегда ненормированный рабочий день.

Стоит отметить, что именно субъективная оценка отмечается большинством специалистов как ключевой недостаток профессии.

Даже при огромном опыте и высокой квалификации вы постоянно будете сталкиваться с недопониманием со стороны заказчиков, инженеров и строителей. Этого не удается избежать даже специалистам, труды которых неоднократно отмечались мировым сообществом.

Сколько получают дизайнеры в России и за рубежом

Зарплата зависит от направления профессии, от опыта, степени владения программными и техническими инструментами, от региона, персонального бренда и множества других факторов.

Сумма в любом случае будет «средней температурой по больнице». Однако показатели могут послужить ориентирами. В среднем российские специалисты получают 33-35 тысяч рублей, в Москве – 37-43 тысячи, в регионах минимальные зарплаты составляют 12-15 тысяч рублей.

Больше всего получают дизайнеры интерфейсов (90-100 тысяч), далее идут 3D-дизайнеры (93 тысячи), веб-дизайнеры (85 тысяч), дизайнеры интерьеров (73 тысячи), мебели (65 тысяч) и ландшафтов (62 тысячи). Специалисты из европейских стран почти всегда получают больше. Если рассматривать того же дизайнера интерфейсов, то в США он в среднем получает 3 тысячи долларов в месяц, в Канаде – 2.7 тысячи, в Германии 3.9 тысячи евро.

Резюме

Когда ученики 7-9 классов пишут сочинение на тему «Моя будущая профессия дизайнер», они не всегда осознают полноту задач специалиста. Перед поступлением в ВУЗ изучите все за и против. Поймите, что это не только рисование – это, прежде всего, проектирование действительности, реальной или виртуальной. Это сложная работа, которая часто не находит объективной оценки. Вам потребуется опыт, постоянное обучение и длительная работа над персональным брендом, чтобы добиться успеха.

Евгения Мельникова

Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши