Специфика образовательной среды основного среднего образования. Специфика образовательной среды основного среднего образования (средняя ступень)

Главная / Веранды

Психологическая составляющая образовательной среды ​- это, прежде всего, характер общения субъектов образова​тельного процесса, на фоне которого реализуются потребно​сти, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.

В этом процессе приобретают отчетливый ха​рактер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми.

Этот компонент несет на себе основную на​грузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества, в самоактуализации.

Психологическая характеристика образовательной среды - это, прежде всего, сложная, многослойная «ткань» межлично​стного общения ее участников: учителей, детей, родителей, ад​министрации школы - всех тех, кого принято сегодня назы​вать субъектами учебно-воспитательного процесса. Именно этот компонент несет основную социально-психологическую нагрузку и, на наш взгляд, является центральным среди других структурных элементов образовательной среды школы.

Информационно-дидактический или организационно-методический компонент образовательной среды

Роль и возможности современных технологий в организации образовательной среды

Специфика образовательной среды дошкольного образовательного учреждения.

Образовательная среда дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) выступает важнейшим фактором, определяющим условия успешности воспитания и обучения дошкольников в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подхода. Основная цель образовательной среды - максимально развить в ребенке заложенный творческий потенциал.

Основное, на что необходимо обращать внимание при проектировании образовательной среды дошкольного учреждения - это развитие социальных и личностных компетенций дошкольников, что является неизменным условием развития и становления гармоничной и целостной личности, а также становится приоритетной задачей, закрепленной в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. (ФГОС ДО)

Вместе с тем, необходимо отметить особую важность правильной организации образовательной среды, выступающей в качестве того генерального фактора, который бы способствовал становлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, саморазвитию личности в целом. Для ДОУ наибольшее значение представляет эколого-личностная модель образовательной среды, которая представлена как совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем не только позитивных, но и негативных. Другими словами, образовательная среда предполагает формирование личности по заданному образцу с учетом всех возможностей ее развития, находящиеся в социальном и пространственно-предметном окружении. При этом образовательная среда должна обладать развивающим эффектом, а для этого необходим комплекс возможностей для развития и саморазвития обучающихся.

Специфика образовательной среды начального среднего образования (начальная школа).

Специфика образовательной среды основного среднего образовании (средняя ступень).

Специфика образовательной среды среднего общего образования (старшие классы).

Специфика образовательной среды дополнительного образовательного учреждения.

Главная > Документ
    Общая характеристика школы………………………………………3 Характеристика образовательной среды…………………………..5 Управление школой……………………………………………….....9 Ресурсное обеспечение образовательного процесса……………....14 Результаты образовательной деятельности………………………...27 Перспективы, проблемы, задачи …………………………………....41

1.Общая характеристика школы

1 сентября 2008г педагоги, ученики и родители начали двадцать четвертый для нашей школы учебный год. В 2007 – 2008 учебном году в 45 классах нашей школы обучалось 1079 учащихся. По величине школа по – прежнему остается второй в городе, в неё охотно идут учиться дети, проживающие в разных микрорайонах города. Победа в Приоритетном национальном проекте «Образование» в 2007г., реализующаяся с 2007 года Программа развития «Школа коммуникативной компетентности» позволили коллективу утвердиться в понимании правильности выбранного пути. В 2007 – 08 учебном году в школе работало 3 вида классов:

Вид класса

Ступень обучения

Число обучающихся

Гимназический :

    с углубленным изучением английского языка

    с междисциплинарным обучением

Начальная школа

Основная школа

Начальная школа

Основная школа

Лицейский

Средняя школа

Базовый

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

По решению Управления образования классы СКК остались только на начальной ступени школ города, и это заставило нас расформировать такой класс в параллели 5-х классов и перевести в статус базовых в параллели 6-х классов. По ступеням обучения число детей распределялось так: начальная школа – 396 учащихся в 15 классах; основная школа – 464 учащихся в 20 классах; средняя школа – 219 учащихся в 10 классах. Прием детей в школу осуществляется на основании закона «Об образовании» и Устава школы. Дети принимаются в возрасте 6 лет и 6 месяцев и старше. Микрорайон школы за прошедший год не изменился, его застройка является стабильной, поэтому соседи школы остаются всё те же: дошкольные образовательные учреждения «Росинка», «Золотая рыбка», «Рябинушка», с которыми у МОУ СОШ № 4 складывается многолетнее сотрудничество. Также рядом находится МОУ СОШ № 5, и это заставляет коллектив школы находиться в постоянной конкуренции при работе над имиджем школы ради повышения привлекательности учреждения в глазах детей и родителей. Многолетняя история школы связывает между собой поколения, и теперь бывшие ученики школы учат в ней своих не только старших, но и младших детей. Эти дети по–прежнему разные, из полных семей–83% учащихся, из неполных–17 %. Учится в школе 11 опекаемых детей, известны в школе 5 многодетных семей, все они получают поддержку в государственных учреждениях социальной защиты. 44 ребенка проживали в малообеспеченных семьях и также получали государственную поддержку. На городском учете состоит 5 неблагополучных семей, но на учете в ОДН находилось 2 ребенка, в КДН – 1. С неблагополучными семьями ведётся большая работа в виде посещений квартир, бесед с родителями и детьми, привлечения родителей в школу для установления связей ребенка с семьёй. Соответствующая форма обучения была предоставлена 11 инвалидам: 7 человек получали образование в классно – урочной форме, 3 человека обучались индивидуально, 1 учащийся закончил школу в форме экстерната. Состав обучающихся по – прежнему многонациональный: русские, татары, башкиры, украинцы, азербайджанцы и другие, но конфликтов на национальной почве за прошлый учебный год не возникало. Вероятно, масштабы небольшого города делают жизнь детей похожей и близкой друг другу, и многие из них знают друг друга ещё до поступления в школу, вместе закончив детский сад. Так, только 8 % первоклассников не посещали ДОУ до школы, 54 % вместе ходили в Школу раннего развития, где проходили предшкольную подготовку. В сентябре 2007 года планировалось открытие предшколы для шестилетних детей, но оно не состоялось, так как желающих оказалось только 5 человек, из них 2 ребёнка пошли в ШРР, 2 – в предшколу ЦДОД. В школе на протяжении многих лет работает программа «Преемственность», которая позволяет объединить воспитательные и образовательные силы разных учреждений как основного, так и дополнительного образования, а также учреждений – партнеров: Кроме этого, каждому школьнику предоставляется возможность для самореализации, самоутверждения, удовлетворения своих интересов и развития способностей в школьном центре «Найди себя».










Продолжается сотрудничество с СОК «Нефтяник» и в рамках учебного плана: ученики начальной школы проводят там уроки физической культуры.

Растёт перечень дополнительных образовательных услуг учащимся:

    Английский язык в классах высокого уровня образования

    Информатика и ВТ

    Школа раннего развития

    Атлетическая гимнастика

    Второй иностранный язык

    Изучение предметов сверх учебного плана

    Группа продленного дня

    Репетиционный ЕГЭ.

В числе социальных особенностей жизни города в прошлом году, отразившихся на школе в значительной мере, была миграция населения: 60 % выбывших из школы детей выехали вместе с родителями за пределы города и даже области. В основном, это дети из гимназических классов. Это обостряло вопрос наполняемости и не позволило выйти на необходимую величину совсем немного: наполняемость классов была 23,98 при требуемой 24 ученика в классе. Но, тем не менее, это выше, чем в среднем по городу. Таким образом, режим функционирования и реализация Программы развития работают в МОУ СОШ № 4 с большим запасом прочности, наша школа - уверенный и достаточно успешный участник городского образовательного процесса.

2. Характеристика образовательный среды

Организация образовательной среды имеет свои традиции, сложившиеся на протяжении ряда лет в соответствии с существующими законами и нормативными актами. Учреждение работает в две смены. Продолжительность учебного года - 34 недели, в первом классе - 33. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, для обучающихся в первых классах предусмотрены дополнительные недельные каникулы. Начало занятий первой смены - в 8.10, второй смены – в 14.15. Одной из основных задач оптимальной организации и функционирования учреждения является сохранение здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности. Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в нашей школе разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье». Эта программа представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы под контролем медработников учреждения. Все профилактические и оздоровительные технологии осуществляются медиками в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся. Учебные планы школы разработаны согласно санитарным нормам. По шестидневной учебной неделе обучаются учащиеся 9,10,11 и гимназические классы, а по пятидневной учебной неделе – все первые и базовые классы. При составлении расписания уроков, разработке режима дня администрация руководствуется СанПиНом, учитываются возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков, а также гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса. Продолжительность урока - 45 минут, для первоклассников - 35 мин. Продолжительность перемен между уроками - 15 минут, две большие перемены - по 20 минут. Здоровье ребенка очень сильно связано с особенностями организации учебного процесса, а организовать его грамотно может только обученный педагог. Поэтому большое внимание мы уделили повышению квалификации педагогов по здоровьесберегающим технологиям:

Индикаторы

Удельный вес (%) от общего числа педагогов

Специалисты образования, владеющие и применяющие в образовательном процессе специальные здоровьесберегающие технологии (см. Приложение 1 ):

Медико-гигиенические технологии (МГТ).

Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ)

Расширился спектр оказываемых по этой программе услуг:

Спектр оказываемых услуг

Доля охваченных

Классы физкультурно – оздоровительной направленности

Группы ЛФК/ спец мед. группы

«Защита»

«Прометей»

--«Атлетическая гимнастика»,

Волейбол,

Баскетбол.

Физиолечение

Дни здоровья

Школьные спартакиады 5-11 кл

Осенние однодневные походы учащихся начальных классов.

Проведение спортивных праздников, спортивных шоу

Проведение школьной игры «Защита»

Витаминизация питания.

Мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.

Плановые медосмотры обучающихся.

Вакцинация учащихся и педагогов.

Санитарно- просветительская работа через организацию и проведение лектория мед. работников и оформление стендов.

Индивидуальные медицинские консультации для учащихся, педагогов, родителей

Доврачебное обследование учащихся с помощью скрининг – тестов

Индивидуальные консультации психологов для учащихся, педагогов, родителей

Тренинги для учащихся, педагогов, родителей.

Работа школьного родительского лектория, проводимого психологической службой.

Развивающая и коррекционная работа психологов с обучающимися.

Тренинги психологов для учащихся, педагогов, родителей.

Мониторинг психологического состояния учащихся.

Ведение профилактических программ «Полезные привычки», «Полезный выбор», «Полезные навыки»

Ведение курса «Разговор о правильном питании»

(2-4 классы)

Дети с ослабленным здоровьем (специальная медицинская группа) по – прежнему во вторникам и четвергам занимались физической культурой по собственной программе, их было 10 человек. Организованно были проведены традиционные медосмотры.

Показатели

1 классы

5 классы

8 классы

Всего детей в параллели

Прошли мед. осмотр

С патологией

К сожалению, они показывают уменьшающееся число здоровых детей, которые только приходят в школу. Но, тем не менее, сравнительный анализ здоровья учащихся позволяет сделать вывод о результативности применения здоровьесберегающих технологий, хотя хотелось бы видеть более высокий результат:

Выпускник по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистра» должен обладать следующими компетенциями.

Особенности образовательной среды современной профильной школы

ваний: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

2. Инновационные процессы в образовании. II. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сборник статей / под ред. Г. А. Бор-

довского. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. -285 с.

3. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

4. Оконь В. Введение в общую дидактику. -М.: «Высшая школа», 1990. - 382 с.

И.А. ПОГОДИНА ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье анализируются причины недостаточной эффективности профильного обучения. Решение данной проблемы автор видит в создании особой педагогической среды, включающей личностные механизмы учения, воспитания и развития, способствующие социализации учащихся и подготовке к освоению программ профессионального образования.

Различные способы организации образовательной среды и пути оптимизации ее воздействия на личность школьника являются сегодня актуальной педагогической проблемой.

Наиболее существенное влияние на ребенка, безусловно, оказывает социальная среда (как ближайшее, так и отдаленное окружение), включающая в себя такие характеристики как общественный строй, система общественных и производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания социальных процессов и т.д. Не последнее место в этом ряду занимает и среда образовательных учреждений.

Профильное обучение, рассматриваемое как вид личностно-ориентированного обучения, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, нацелено на раскрытие и реализацию потенциала каждого учащегося. Практика его реализации на старшей ступени основного образования побуждает педагогов пересмотреть традиционные представления об образовательных процессах как линейных траекториях, по которым нормативно должен двигаться ученик. Возникает объективная потребность в определении как

внутренних процессов становления и развития растущего человека, так и способов его взаимодействия с образовательной средой.

На сегодняшний день задача создания целостной эффективной модели образовательной среды старшей школы, отвечающей государственнообщественным интересам и интересам личности, адекватной особенностям юношеского возраста и мировым тенденциям в сфере образования, остается нерешенной.

Зачастую выбор школой направлений профи-лизации осуществляется не на основе учета реальных образовательных потребностей учащихся, а в силу сложившихся традиций, профессиональной компетентности педагогов, возможностей установления партнерских связей с близлежащими профессиональными учебными заведениями. Это не может не отражаться на отношении учащихся к профильному обучению. По результатам различных исследований, проведенных в школах, осуществляющих профильное обучение, от 18 до 43% выпускников профильных классов поступают в профессиональные учебные заведения другого профиля; от 13 до 27% не удов-

© И.А. Погодина, 2009

Педагогика

Сегодня большинство педагогов, обращающихся к данной проблеме, сходятся на том, что системные инновации, связанные с построением профильной школы, позволяют рассматривать профильное образование как ведущее условие воспитания молодого человека. В связи с этим, профильную школу нельзя рассматривать только с позиции представляющихся возможностей углубленного изучения отдельных предметов. В ее организации должны быть заложены целевые ориентиры воспитания, которые могут реализоваться под влиянием особой педагогической среды, включающей личностные механизмы учения, воспитания и развития, способствующие социализации учащихся и подготовке к освоению программ профессионального образования.

Под образовательной средой (В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.) понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как еще непроявившихся, так и для развития уже проявившихся интересов и способностей учащихся в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации. Все это в полной мере относится и к образовательной среде профильной школы, которая в соответствии с особенностями современной ситуации общественного развития, становится все более открытой социальной системой, которая развивается в направлении гуманитаризации содержания образования, информатизации всех сторон образовательного процесса, развития самоуправления и демократизации отношений субъектов образовательной деятельности.

Представление об образовательной среде как факторе и условии формирования личности позволяет под образовательной средой современной профильной школы рассматривать систему упорядоченного взаимодействия социального, пространственно-предметного и психодидактического компонентов, в результате которого создаются условия и средства профильного обучения, профессионального воспитания и личностного развития учащихся, соответствующие современной социокультурной ситуации развития общества.

Таким образом, проектирование образовательной среды профильной школы предполагает:

Создание образовательного пространства, предоставляющего учащимся и педагогам возможность выбора различных образовательных технологий, форм деятельности и иных условий, обеспечивающих удовлетворение индивидуальной потребности учащихся в профильном обучении, профессиональном воспитании и социализации;

Создание различных общностей между учащимися и педагогами и между самими учащимися на основе включения их в различные виды учебной, коммуникативной, исследовательской, проектной, художественной, спортивной и иных видов деятельности, необходимых для социализации учащихся и их профессионального самоопределения;

Создание ситуаций взаимодействия, в рамках которых происходит встреча учащегоя, педагога и других субъектов образовательного процесса с образовательной средой как «материалом» для создания своего индивидуального образовательного пространства;

Превращение учебного материала в средство создания проблемно-развивающих профориентационных ситуаций, а учащегося - в субъекта деятельности по их разрешению.

С учетом специфики задач, решаемых современной профильной школой, при проектировании ее образовательной среды необходимо опираться на применение таких образовательных технологий, которые, с одной стороны, соответствуют индивидуальным и социальным особенностям и закономерностям развития школьника, а, с другой стороны, активизируют субъектную позицию учащегося в построении индивидуального образовательного пространства.

Внедрение данных технологий предусматривает возможности:

Привлечения педагогов других образовательных учреждений;

Сетевого взаимодействия, дистанционного обучения, обучения на базе учреждений профессионального образования;

Взаимодействия с учреждениями и организациями ближайшего социокультурного окружения;

Осуществления экскурсий на предприятия, в учреждения и учебные заведения города;

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Информационная культура как отражение культурно-нравственного содержания личности...

Организации профессиональных проб, социальных практик.

Необходимо обеспечить осведомленность родителей и учащихся об образовательной программе профильной ступени обучения, предусмотрев различные формы и методы осуществления этой деятельности, в том числе с использованием информационных технологий.

Важным условием эффективности данной модели, с нашей точки зрения, является ее направленность на обеспечение активности участников образовательного процесса:

Активности педагогов в расширении возможностей для осуществления профильного образования учащихся,

Активности учащихся в расширении индивидуального образовательного пространства,

Активности родителей во взаимодействии со школой для решения проблем профильного образования учащихся.

Учет особенностей образовательной среды профильной школы при ее проектировании позволит гуманизировать профильное образование, осуществлять педагогическое влияние опосредованно через организацию индивидуального образовательного пространства, в котором происходит развитие учащегося.

Библиографический список

1. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие / под ред. В.А. -Ясвина и В.А. Карпова. - М.: «Смысл», 2002.

2. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.

3. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М., «Сентябрь», 2000.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., «Смысл», 2001.www.yasvin.ru

УДК 378 Д.Ф. ВАРЗИН

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

XXI век только начался, но он уже назван веком информационных технологий. Ведущие деятели науки, культуры и образования как в России, так и за рубежом, единодушно определяют роль информационных телекоммуникаций в формировании нового мировоззрения. Это явление по силе воздействия на сознание человечества можно сравнить только с появлением книгопечатания. Интернет даёт возможность выйти на коммуникативный уровень с внешним миром, миром новой информации и людьми, которые живут и работают в любой точке земного шара. Человек XXI века уже совершенно другой по сво-

ей сути, он очень отличается от человека, живущего только в реальном мире. Практика электронной почты, знакомство с интернет - всё это и другие информационные технологии оказывают существенное влияние на психологические и мировоззренческие качества не только школьника и абитуриента, но и современного студента. У первокурсника, например, сложный период адаптации совпадает с периодом перехода из подросткового в юношескую пору взросления, поэтому компьютерные игры еще какое-то время составляют интерес. Так, из 100% опрошенных нами студентов-первокурсников (35 человек) 83% ис-

Современная образовательная среда как фактор обеспечения качества образовательного процесса.

Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.

Основные принципы, лежащие в основе создания развивающей среды в образовательном учреждении:

  1. Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
  2. Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
  3. Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения).
  4. Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
  5. Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика. При этом основная функция современной школы – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.

Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей среды для педагогов и учащихся, анализируются следующие показатели деятельности:

  1. Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).
  2. Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.
  3. Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).

Деятельность школы в режиме создания развивающей среды для всех участников образовательного процесса делает необходимым определение новых подходов и управлению. Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная управленческая деятельность как учащихся, так и учителей. Наряду с моральными поощрениями необходимо применять и материальные вознаграждения (премии для учащихся, надбавка к зарплате учителей за инновационную образовательную деятельность и др.). Изменяется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Новое содержание функций управления школой становится движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность из функционирующей в развивающую.

Созданию в школе развивающей среды способствуют:

  1. Концепция и программа развития школы.
  2. Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности.
  3. Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
  4. Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
  5. Организация оптимальной системы управления.
  6. Система эффективной научно-методической деятельности.
  7. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
  8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Деятельность школы в режиме создания развивающей среды подразумевает и особые управленческие действия администрации. Это могут быть, например, изучение образовательных потребностей детей, желаний родителей; возможностей педагогического коллектива работать в новых инновационных условиях; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени и т.д. Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность. Коллектив работает в творческом поисковом режиме.

Основные направления

по созданию развивающей среды.

Родители стоят перед выбором образовательного учреждения для своего ребенка.

Очень важно, чтобы с первого дня юного ученика окружала комфортная развивающая среда, наличие возможности развивать свои индивидуальные личностные способности, заботливые и чуткие педагоги, создающие для детей благоприятный психологический климат.

Если для педагога и ученика будут созданы условия для развития личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении будет создана.

Создание развивающей среды в ОУ предполагает

для педагога:

  1. наличие концепции непрерывной подготовки и переподготовки кадров;
  2. соответствие целей и задач развития образования в школе целям и задачам развития творческого потенциала учителей;
  3. создание условий для успешного формирования творческого потенциала учителей (материальных, юридический, санитарно-гигиенических и т.д);
  4. создание условий для педагогических исследований, эксперимента и научного творчества;
  5. создание в педагогическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому педагогу психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень педагогического труда;
  6. обеспечение педагогов школы психологическим обслуживанием (психологические тренинги, консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение психологическими знаниями);
  7. осуществление такого управления педагогическим коллективом, которое мотивировано на успех каждого педагога;
  8. удовлетворение потребностей педагогов в способах педагогической деятельности, направленной на успех (предоставление возможности обучать по новым технологиям, использовать в педагогической деятельности аудио-, видеотехнику, компьютер, разрабатывать авторские программы);

для ученика:

  1. организация учебно-воспитательного процесса на основе:

Выявления особенностей ученика как субъекта;

Признания субъективного опыта ученика как самобытности, самоценности;

Построения педагогических воздействий с максимальной опорой на субъективный опыт ученика;

2. воспитание школьников в соответствии с моделью развитой личности в психологическом (высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию), социальном (моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение), физическом (нормальная деятельность организма, поддержка умственного и психического развития) аспектах;

3. наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно ориентированного обучения школьников;

4. развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания;

5. создание в ученическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому ребенку психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда;

6. создание условий для успешного развития школьников;

7. создание условий для развития у детей социальной адаптации, жизненной защищенности, эффективной представленности в мире сегодня и завтра.

Создание развивающей среды предполагает образование центра дополнительного образования в школе. Он строится на основе модели, подразумевающей организацию учащихся во второй половине дня в группы, различные по направлениям (познавательной, творческой, развивающей) деятельности, формам организации и возрастному составу.

Думать о создании комфортной развивающей среды для ученика необходимо еще до поступления ребенка в школу. С этой целью разрабатывается комплексно-целевая программа по осуществлению преемственности между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. При составлении данной программы возможны следующие направления деятельности школы:

Изучение психологических возможностей детей дошкольного и младшего подросткового возраста;

Сравнение содержания изучаемых предметов и согласование основных программных тем, обеспечение условий для повторения учебного материала;

Согласование методов и приемов обучения в 4-х и 5-х классах, обеспечение условий "мягкой" адаптации учащихся 5-х классов к новым формам обучения;

Создание благоприятных условий для адаптации учащихся 1-ых классов;

Анализ адаптационного периода, выявление трудностей, разработка мероприятий для их преодоления.

Важность проблемы преемственности между детским садом и начальной школой, начальным и средним звеном определяется тем, что с переходом в 1-е и 5-е классы у школьников начинается сложный период адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, со сменой его форм и методов, режима дня, увеличения нагрузки и т.д.

Учителя начальной школы должны хорошо знать особенности раннего развития личных качеств. Это позволит обеспечить легкий и естественный переход ребенка в школу.

Вместе с тем учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания и происходящие при этом процессы часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка, начинают его "воспитывать", что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростка. Что же делать? Необходимо постараться понять ребенка, предоставить ему право самому решить проблему, не реагировать бурно на проявление его упрямства и несдержанности. Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-6 классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.

Для устранения трудностей, связанных с адаптацией учащихся при переходе из детского сада в начальную школу и из начальной школы в среднее звено, в школе создана психологическая служба. С этой же целью разработана и комплексно-целевая программа преемственности между детским садом начальной школой, начальной школой и средним звеном.

В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Необходимым условием для создания в образовательном учреждении развивающей среды для учителя и ученика является определение единого подхода к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанном на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей обучающихся, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находится школа – другими словами, способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.

Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, целенаправленной социальной политики административно-управленческих структур, опирающейся на накопленный научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся и педагогов, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, профилизации, сопровождаемой социализацией личности.

В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Модернизация образования ориентирует школу не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Новые информационные технологии – достаточно сильный фактор влияния на развитие образовательной среды. Процессы информатизации общества в целом находят несомненное отражение в практике современной школы. Явление, только наметившееся в конце 18 века, когда количество социально-значимой информации стало значительно увеличиваться в течение одной человеческой жизни и переработка всей этой информации стала практически непосильной для одного человека, приобрело всеобъемлющий характер сегодня. "Информационный взрыв", о котором писал С.Лем, стал ежедневной реальностью каждого человека. Создание развивающей среды как для учителя, так и для ученика невозможно без информатизации школы. Это является естественным продолжением работы школы по программе развития, прежде всего, и отражением изменяющихся условий функционирования образования в современном обществе. Мы работаем в одном из главных направлений - развитие педагогической культуры: использование современных технологий и методик обучения, предусматривающих субъект-субъектные отношения, направленных на гуманизацию обучения, простраивание партнерских связей, обеспечивающих собственную образовательную деятельность всех участников образования, ориентированных на получение компетенций.


тике общения также имеются определенные различия между глу­хими и слабослышащими учащимися. Они сказываются главным образом в употреблении видов и форм языка. Так, глухие между собой, как правило, используют жестовую речь, сопровождае­мую артикулированием или дактилологией, а слабослышащие обращаются к устной речи.

К началу обучения в сменных образовательных учреждениях у отдельных учащихся, главным образом у глухих, выявляются осо­бенности усвоения знаний, свойственные школьному возрасту. Наглядным подтверждением этому служит характер овладения по­нятиями: неправомерное сужение или расширение их объема (на­пример, к прямоугольникам относят параллелограммы); выбор ос­нования для классификации объектов лишь при сходстве наиболее заметных признаков или при наличии чисто внешнего сходства; трудности разноаспектного анализа одного и того же объекта; ошиб­ки в установлении иерархии научных понятий (математических, естествоведческих, исторических).

Позитивной предпосылкой успешности обучения взрослых уча­щихся со слуховыми дефектами по сравнению с учениками дет­ских специальных школ является то, что они обладают достаточ­но богатым запасом житейских знаний и практических умений, а также более высоким уровнем развития познавательных способ­ностей. Кроме того, у них имеются мотивы, актуализирующие их потребности в общеобразовательных знаниях и обусловленные по­ниманием значимости продолжения обучения как залога успеха будущей самореализации в обществе. Многие из них определяют для себя значение образования и с точки зрения реальной воз­можности совершенствования и обогащения имеющегося речево­го опыта, включая навыки произношения и слухозрительного вос­приятия речи, что, по их мнению, важно для самостоятельного общения со слышащими людьми.

Особенности организации образовательной среды

Изменения в характере и содержании современного производ­ства предъявляют высокие требования к общеобразовательной подготовке рабочих со слуховым дефектом, в которую должно входить умение не только воспроизводить знания, но и логически мыслить, оперируя ими в различных производственных условиях. Исследования сурдопедагогов (А.П.Розова, 1986; Г.Л.Зайцева, 1988; И. В. Цукерман, 1998) свидетельствуют о значительных по­тенциальных возможностях учащихся, выбравших для себя такой вариант получения общего среднего образования. Однако каче­ство их подготовки зависит от создания адекватных усло-

вий обучения. К ним следует отнести: освещенность помещения, наличие и качество электроакустической аппаратуры, проведе­ние занятий (дневных, вечерних) в удобное для работающей мо­лодежи время. Но от учащихся требуются регулярность посещения учебных занятий и действенная подготовка к ним.

Педагоги вечерних и открытых (сменных) образовательных учреждений уточняют содержание базовой и вариативной обще­образовательной подготовки при обязательном сохранении инва­рианта среднего образования, заложенного в Государственном стандарте. Требования этого нормативного документа находят от­ражение в учебных планах и программах разных учебных дисцип­лин. В ходе обучения глухим и слабослышащим учащимся оказы­вается коррекционно-педагогическая помощь. Она предусматри­вает развитие речевого слуха как основы приобретения знаний и использования слухового восприятия и устной речи в жизненных ситуациях и в производственной деятельности; об­учение произносительной стороне речи для обес­печения коррекции и автоматизации речевых навыков. В содержа­нии обучения произносительной стороне речи представлена ра­бота над разными компонентами устной речи - голосом, произ­ношением звуков, ритмико-интонационной структурой, темпом. При планировании коррекционной помощи исходят из программ­ных требований, данных о состоянии устной речи каждого, а так­же из того, что для развития устной речи глухих учащихся необ­ходимы большие временные затраты, чем для слабослышащих. Занятия проводятся с электроакустической аппаратурой, а отдель­ные виды работ - без нее. Обучение произносительной стороне речи и ее устному восприятию строится на основе полисенсорно­го аналитико-синтетического метода.

Представим основные положения, раскрывающие особенно­сти организации образовательной среды для учащихся вечерних \ (сменных) или открытых (сменных) образовательных учрежде-

I НИИ.

Направленность обучения на взаимосвязь общего образования и политехнической подготовки в целях обеспечения усвоения учеб-|ного материала в более короткие сроки и в большем объеме пре­дусматривает повышение научно-практического уровня учебных дисциплин, обогащение их политехническим содержанием. В дей-I ствующие учебные планы и программы включаются технико-тех-|,Нологические сведения, составляющие базу функционирования I производства. Например, на уроках физики учащиеся знакомят­ся с основными направлениями научно-технического прогрес-I са, узнают, какие физические закономерности лежат в основе I тех или иных физических устройств, в каких профессиях особен-Вно необходимо знание изучаемых явлений и законов. Научно-: теоретические знания разъясняются и уточняются в практиче-

ских ситуациях, связанных с решением конкретных производ­ственных задач, и становятся основой формирования политех­нических умений - трудовых и производственных. Подобные уме­ния отличаются универсальностью и гибкостью применения. Ин­теллектуальный компонент, преобладающий в политехнических умениях, дает возможность их широкого обобщения и переноса из одной области деятельности в другую. Так, в трудовой дея­тельности учащихся значительное место занимают функции под­готовительно-проверочного характера, чтение и составление тех­нической документации, измерение и контроль, регулирование, техническое обслуживание сложных механизмов, т. е. функции, в которых преобладают элементы умственного труда. Для их ус­пешного выполнения необходимы разносторонние политехни­ческие, общеобразовательные знания и политехнические уме­ния и навыки.

Перестраиваются методики изучения ряда общеобразователь­ных дисциплин (математики, физики, химии и др.), чтобы со­здать условия, обеспечивающие осознанное и целенаправленное усвоение учебного материала через его практическое изучение. При этом широко используются задания, имеющие производственную направленность.

Например, на уроках математики при изучении разделов геометрии (пло­щадь, объем, боковые и полные поверхности фигур) применяется решение практических задач, обеспечивающих овладение способами деятельности, необходимыми токарям, слесарям и другим специалистам, а также реше­ние «бытовых» задач (как оклеить обоями помещение, сколько необходимо для этого кусков обоев разной длины и ширины) и др.

По отдельным дисциплинам увеличивается объем часов на ла­бораторные работы и практикумы. При их проведении особое вни­мание уделяется решению практических задач, выполнению уп­ражнений, предусматривающих усвоение конкретных умений и навыков. Так, на практикуме по физике отрабатываются измери­тельные навыки: настройка измерительных приборов; работа с ними; выполнение вычислительных операций.

Связь обучения с профессиональной и производственной деятель­ностью осуществляется через взаимодействие с руководством и коллективами учебно-производственных комбинатов, на базе ко­торых ведется профессиональная подготовка неработающей мо­лодежи с нарушенным слухом. Например, в отдельных сменных образовательных учреждениях по согласованию с учебно-произ­водственными комбинатами готовят к профессии штукатура-ма­ляра-плиточника. По окончании таких учебных заведений адми-^ нистрация помогает выпускникам в трудоустройстве по данной рабочей специальности. Педагоги таких школ уделяют большое внимание связям с производством, где работают выпускники, что

позволяет информировать работодателей об их успехах в учебе. При изменении квалификационных разрядов молодых рабочих, в про­движении по работе учитываются предшествующие достижения в общеобразовательной подготовке.

В условиях образовательной среды постоянно ведется система­тическая работа по развитию устной и письменной речи учащихся. Она пронизывает уроки по всем учебным дисциплинам. Кроме того, организуются групповые и индивидуальные занятия по раз­витию слухового восприятия и коррекции произношения. При этом на выбор средств общения и обучения влияют особенности рече­вого развития учащихся. На общеобразовательных уроках ведущим является слухозрительное восприятие речи.

Большое место отводится развитию письменной речи, которая широко используется в процессе усвоения знаний при приобре­тении навыков грамотной словесной речи. Овладение письменной речью предполагает, с одной стороны, понимание словесной речи, выраженной в письменной форме, с другой - умение пользо­ваться ею для передачи собственных мыслей. Это требует знания и соблюдения определенных языковых норм, связности, последо­вательности, полноты изложения. В результате целенаправленной работы учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, что прежде всего относится к письменной и устной речи, кроме того, они осваивают специфические речевые символики-дактиль-ную и жестовую.

Использование жестовой речи в обучении глухих учащихся слу­жит одним из методов и средств педагогического взаимодействия.

Специфические речевые системы применяются в зависимости 1от конкретных условий коммуникации, особенностей функцио­нального назначения и языковой структуры каждой из них. Люди с нарушенным слухом, как правило, используют обе разновид­ности жестовой речи - разговорную и калькирующую, однако уровень владения ими может быть различным.

В ходе обучения в зависимости от задач и содержания учебного [Материала, от используемых методов (словесных, наглядных, прак­тических) педагог определяет возможности применения жесто­вой речи и целевое назначение обращения к этой языковой фор­уме (источник информации, способ ее закрепления, обобщения и?контроля), а также варианты сочетания калькирующей и разго­ворной речи. При проведении занятий (коллективных лекций, бе-|сед) в помещении, где расстояние между педагогом и глухими Учащимися затрудняет чтение с губ, слухозрительное или дак-[тильное восприятие, используется калькирующая или разговор-(Ная жестовая речь. Во время индивидуальных бесед по поводу со­бытий в школе, в семье для достижения взаимопонимания и до­верительности разговора может быть применена разговорная жес­товая речь.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши