Социальная самореализация личности. Специфика самореализации личности в социальных сферах жизнедеятельности

Главная / Фундамент под беседку

Личность - это объект и субъект социального взаимодействия. Поэтому в процессе социализации большое значение имеет позиция и активность самой личности, ее предрасположенность к определенным видам деятельности, общая направленность поведения. Активный и целеустремленный человек, стремящийся к наиболее полной самореализации, как правило, добивается в жизни более весомых результатов, нежели индивид, идущий на поводу у складывающихся обстоятельств.

Самореализация личности - это стремление индивида наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) социализации и свои индивидуальные способности и возможности для достижения намеченных стратегических целей. Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей ее достижения. Стратегическая цель - это ориентация личности на длительную перспективу.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути). Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа: 1) стратегия жизненного благополучия - стремление создать благоприятные условия жизни; 2) стратегия жизненного успеха - стремление получить очередную должность, очередное звание, заработать очередной миллион, покорить очередную «вершину» и т. п.; 3) стратегия жизненной самореализации - стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности. Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов: 1) от объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее самореализации; 2) от принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.); 3) от социально-психологических качеств самой личности. Так, например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненного благополучия. В демократическом обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха. В социальном обществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации.

Вопрос самореализации (самоактуализации) личности традиционно связываются с гуманистической психологией, в которой данный термин является центральным. Обратим внимание на представленность идеи самореализации в отечественной психологической науке. Анализ позволяет открыть глубокие и содержательные философско-психологические основы данного явления. Единственное, что следует учитывать при этом, достаточно редкое употребление термина "самореализация".

"В основе стремления человека к самореализации, - отмечает Д. А. Леонтьев, - лежит не всегда осознаваемое стремление к бессмертию, которое может осознаваться в различных формах как стремление повысить знания, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, открыть людям смысл и т.п. ". Таким образом, мы имеем дело с сущностным, исходным компонентом жизни личности, причем таким, что не может существовать в пределах бытия человека.

Реализовать удачные стремление можно только выйдя за эти пределы, но "выход за пределы индивидуального бытия для отдельного индивида - только путем присоединения к чему-то большему, не закончит своего существования с физической смертью индивида". Но что представляет собой это "присоединение"? Еще А. Ф. Лосев отмечал: "Личность, если она есть, вообще мыслится всегда и неизменно влияющей и действующей". Итак, "личность всегда выявлением". При этом выражение не просто функцией личности, а ее необходимым базисным атрибутом. Как видим, по А. Ф. Лосев, личность является, прежде всего, выразительной формой.

Выразительное бытия всегда синтезом двух классов, одного - внешнего, очевидного и другого - внутреннего, осмысливая, такого, что допускается. Выражение всегда синтезом чего внутреннего и чего-то внешнего. По мнению философа, в выражении личности представлена тождество ее внешнего и внутреннего.

Это проявляется, например, в том, что, воспринимая личность сугубо внешне, мы как бы охватываем и внутреннее, то, что оказывается во внешнем. "Сам термин выражение указывает на некоторое активное самоперет-ванию внутреннего во внешнее». Эта драматическая единство внешнего и внутреннего составляет, собственно, жизнь личности, ее развитие. Именно выразительная активность человека вызывает жизненный движение личности, в котором она сталкивается с внешним миром, прежде всего социальным.

Таким образом, перед нами как бы трех бытия личности: "внутреннее бытие" - сущностное, смысловое ("прототип" - за Лосевым), "внешнее бытие" - вид, лик, поведение, особенности и мир внешний - пространство бытия. Она составляет единую подвижную ценность.

Во-первых, выражение как следствие личностной активности - это и есть не что иное, как реализация ее внутренней сущности (выраженная - значит, такова, что стала реальной). Тем самым самореализация наделяется все общей и обязательным качеством жизни личности. Можно, конечно, говорить о ее ступень в жизни конкретной личности, но ошибочный пафос гуманистической психологии здесь исчезает.

Во-вторых, существенным является понимание позиции личности в отношении окружающей среды. Для А. Ф. Лосева существует не просто чужой, чисто объективный внешний мир, а "внешний мир бытия личности". Человек не противостоит миру, но как бы окутывается ним, и это - уже ее мир.

Такого мнения придерживается и С. Л. Рубинштейн: человек не противостоит миру, а находится внутри мира, и ее жизнедеятельность протекает в его мире. Само выражение (реализации внутреннего) приводит ЦС очень важное преобразование, что и делает совсем уникальным процесс существования личности.

Выражение и его высшая личностная форма - воплощение - порождает принципиально новую форму сосуществования человека и окружающей его мира. Воплощение (овеществления в терминологии диалектического материализма) - это запечатление живой активности как процесса жизни человеческих сущностных сил в предмете, преобразования логики действий субъекта в собственное предметное изображение и нахождения субъектом своей действительности в объектах, которые несут на себе и сохраняют образ его деяния. Именно результатом процесса деяния является то, что как уже указывалось, мир перестает быть перед и против человека, превращается в ее мир.

Условием возникновения и существования сознания, как утверждает Г. С. Батищев, овеществления - это процесс самовоплощения человека "как субстанциальной культурно-творческой силы, это создание ею предметного мира собственной культуры, в котором она утверждает свою субъективность тем, что приобретает об "объективной действительности самой себя как субъекта. Этот процесс не представляет собой простую смену внешних объектов, а является реализацией полной сущностной человеческой потребности - самореализоваться, то есть - оставить после себя след.

Результатом этого процесса всегда является произведение. "Хотя ни один частичный, фрагментарный произведение, - отмечает далее Г. С. Батищев - не представляет собой исчерпывающего образа человека, все-таки именно в своих произведениях (и нигде больше) человек находит для себя и для других открытое и фиксированное выражение того, чем она смогла и думала стать ".

Концепция Г. С. Батищева близка к психологии А. Маслоу (даже лексически), и, с другой стороны, насколько она - глубже. Вопрос постоянно "зависает" в рамках гуманистической психологии ("что конкретно должен делать человек, чтобы самореализоваться?"), Получает здесь достаточно четкий и обстоятельный ответ. Человек самореализуется там, где она воплощается в том, что она создает. Оказывается, что произведение всегда "адрес", и само произведение продолжается и завершается в других деятельностях и других субъектах.

Потребность самореализации действительно по существу и тотально человеческим качеством, но она существует не в форме повышения внимания к себе, болезненной рефлексии и самосовершенствования, а в форме стремления что-то создать, оставить след в чем, или в ком-то. Это понимание, как легко видеть, полностью соответствует контексту мыслей С. Л. Рубинштейна о том, что саморазвитие и самовоспитание личности заключаются не в какой-то изолированной медитативной "работе над собой", а в активной реальной внешней деятельности.

Это ключевой пункт нашего исследования: реальность мотива самореализации личности - это ее стремление к воплощению и творческой деятельности по практически чего (здесь, правда, существует много этических вопросов, но это уже - другая, нравственная, реальность), а вовсе не стремление к самосовершенствованию и достижению успеха как социального определения. Последнее, хотя и очень важное, должно подчиняться первому, а не наоборот, в этом случае иметь не самореализацию, а социальную адаптацию, а следовательно, не развитие и усложнение, а инволюцию и упрощение личности.

Процесс овеществления имеет не только социальное источник - сущностные силы общественно-индивидуального субъекта, но и социальную "адрес". Более того, "адрес" процесса овеществления - бесконечность. Здесь, на наш взгляд, "схвачено" чрезвычайно существенный момент: полноценная самореа-ция обязательно предполагает коммуникативный аспект в важных измерениях осознание существования другого как "адресата" того, что создается личностью, прогнозирования развития взаимодействия, ответственность.

Опять можно говорить об определенном углубление теоретической конструкции гуманистической психологии - при тщательном анализе видно, что она склоняется к некой "робинзонады", а аспект мижсубьектнои взаимодействия только прибавляется к ней, из-за чего всегда чувствуется некоторая искусственность и незавершенность.

В. А. Петровский разработал теорию "личностных вкладов". Считая его взгляды адекватными пониманию процесса самореализации в отечественной философско-психологической традиции, мы должны заметить следующее. Строя свою теоретическую схему в пределах, как он сам отмечает, "концепции персонализации", он опирается на представление А. Н. Леонтьева о личности как "системное качество" индивида. "Мы конкретно характеризуем эту особое качество, - пишет В. А. Петровский, - прежде всего как способность человека обусловливать изменения значительных аспектов индивидуальности других людей, быть субъектами преобразования поведения и сознания окружающих через свою от ображснисть (" персонализированность ") в них ". Действительно, человек "опредметить-ет" не только внешние объекты, но и других людей, которые тоже становятся в определенной степени ее произведением. И проблема именно в этой мере.

В. А. Петровский вводит понятие "отражена субъектность", которая "воплощает в себе представление о личностный аспект бытия человека в мире как формы активного" идеальной * "присутствия человека в жизни других людей," вытянутости человека в человеке ". А потом уточняет: "отражена субъектность является, таким образом, формой идеальной прсдставлености именно данного человека в моей жизненной ситуации, которая определяется как источник преобразования этой ситуации в значимом для меня направлении".

Исходя из этих толкований, придем к мысли, что личность, вза-гали-то, есть ничто иное, как "отражена субъектность" большого количества субъектов, которые в свое время были значимыми для данной личности, то есть - сделали свои "личностные взносы "в нее.

Но так ли это на самом деле? На наш взгляд, здесь может быть только диалектическое решение, ведь перед нами возникает антиномия: личность, безусловно является определенной суммой "отраженных субъектностей", поскольку она изначально существует в ситуации влияния других личностей. Но в то же время она не является и не может быть только суммой этих взносов, ведь в последнем случае мы имели бы механизм, но не личность.

Решение этой антиномии, на наш взгляд, заключается в признанные того, что личность преодолевает отраженную субъектность, а это и есть, собственно, само-реализации. Итак, по-настоящему важно не количество и сущность "взносов" в личность других людей, а способность ее, принимая эти взносы, преодолевать их в собственной активности, в которой переплавляются и превращаются эти взносы. То есть, фактически, сущность проблемы решает сам процесс самореализации.

Принимая во внимание взгляды В. А. Петровского в их "чистом" виде, можно достаточно легко сделать вывод, что, например, профессиональная самореализация учителя или воспитателя заключается в стремлении осуществить как можно больше влияния на личность ученика и оставить "много" отраженной субъектности.

К сожалению, именно так это и понимается большинством воспитателей и вообще взрослых людей. Отсюда можно было бы и конкретизировать психологический предмет: мотив профессиональной самореализации учителя - это стремление оставить максимум "личностных вкладов" в личностях учеников. Учитель, на самом деле, самореализуется в самореализации своих учеников. Иными словами, ученик как мое произведение - это человек, которому я помог почувствовать себя самоценной и неповторимо уникальной индивидуальностью, свободной, такой, что ставит свои цели и достигает их своими усилиями (то есть - преодолевает отраженную субъектность). Конечно, подобное часто угнетает и раздражает учителей, а особенно родителей, поскольку очень часто самореализация того, кого воспитываешь, разумеется бытийной (то есть, по теоретической схеме В. А. Петровского, как степень соответствия поведения том, что привнесено в человека). Нам кажется, что прав все-таки К. Роджерс.

Следует отметить, что противоречия, которое рассматривается, на самом деле является очень древним. Вот как об этом писал русский педагог П. Ф. Рихтер: "Каждый воспитатель, даже самые слабее, навевает воспитанникам уважение к своеобразию личности, например, собственной. Но на том же уроке он снова усиленно работает над тем, чтобы каждый из них был ничем иным, как повторением его собственного "Я". Себе же он позволяет столько индивидуальности, сколько ему нужно, чтобы искоренить чужую и насадить свою. Дай бог, чтобы это редко удавалось! И, к счастью, это и не удается. Только посредственность вытесняет чужую посредственность с помощью своей, то есть незаметную индивидуальность с помощью другой незаметной индивидуальности: отсюда толпа подражателей...

Возвращаясь к анализу философско-психологических основ явления самореализации, отметим, что в гуманистической психологии вовсе не рассматривается вопрос возникновения и содержания того, что должно самореа-лизироваться - внутреннего мира личности.

По А. Маслоу, самоактуализация - это процесс, который позволяет человеку стать тем, кем он может стать; и он ограничивается этим, совсем не обращая внимания на психологию того, кто самореализуется. Между тем, в контексте нашей проблемы этот аспект нельзя игнорировать как простое теоретическое ограничение, вытекающее из методологической позиции автора. Оказывается, что понимание особенностей самореализации и его мотивации очень связано с тем, как понимать смысл того, что реализуется.

Отечественная философско-психологическая традиция исходит из противоречивого единства опредмечивания-распредмечивания. Если опредмечивания является воплощением (самореализацией) человека, в результате чего возникает произведение, то распредмечивание представляет собой обратный процесс - это активность, приводит к раскрытию человеком предметной сущности объекта, присвоение ее и преобразования в свое - психическое. "Распредмечивание, - отмечает Г. С. Батищев, - это универсальный" переводчик "природы и предметных форм культуры на" язык "сущностных сил общественной и такой, что общается с другими индивидами, человека, то есть на субъективную" язык "самых способностей как живой культуры ". То, что процессы (опредмечивания и распредмечивания) происходят одновременно, означает, что самореализаидя сопровождается прогрессивным изменением внутреннего мира личности, его развитием.

С этого понятной становится тезис: самореализация происходит только в такой деятельности, которая предусматривает открытие (распредмечивание) новых качеств, перспектив. То есть - предусматривает развитие и расширение осознания.

Оказывается, самореализация не является процесс-вектор, направленный от внутреннего мира личности и такой, которая заключается в развертывании этого мира. Самореализация выступает процессом "кольцевой-спиральной" природы: чем больше внутренний личностный потенциал личности, тем вероятнее и активнее происходит самореализация, причем содержание ее можно открывать, "проникать" в глубины окружающего, "окутывая" им себя, присваивая его и превращая в свой потенциал. И это выводит самореализацию на высшую ступень: процесс оказывается действительно бесконечным, но только потому, что бесконечным есть мир, в котором живет личность, и необходимо ее стремление познать, превратить этот мир, оставить собственный отпечаток.

Рассмотрены теоретические положения существенно уточняют исходную проблему: самореализация личности (а следовательно, и ее мотивация) является "естественной" и тотально всеобщей качеством (признаком) любой личности. Не может стоять вопрос о ее дополнительное формирование. Более того, оказываются известными и основные механизмы этого процесса. Поэтому проблема заключается в том, что люди далеко не всегда раскрывают (а следовательно - и формируют) все свои сущностные силы - качества, оставаясь даже невежественными относительно собственного потенциала.

Анализ основных положений отечественной философско-психологической традиции позволяет установить: самореализация личности является, на самом деле, органично присущей любому человеку (и совсем неуместными являются тезисы о том, что якобы очень небольшое количество людей (3% по Маслоу) - самореализуется, поскольку это "делают" все).

Но обстоятельств могут быть такими, что будут способствовать более активному и глибокозмистовному становлению (следовательно, самореали-зации) личности. И именно это является социально-психологической проблемой.

Важны взгляды украинского психолога Т. М. Титаренко. "Мое« Я »как синтез конечного и бесконечного, - пишет она, - сначала существует реально, затем, для того, чтобы расти, оно проецирует себя на экран воображения, и мои мечты, фантазии, причудливые бред раскрывают мне бесконечность, бесконечность возможного. Мое «Я» включает в себя множество потенций, оно является необходимостью и тем, чем я могу стать ". Но это "возможно" реализуется всегда лишь очень частично.

Что же является ограничением? С одной стороны, "Я" ограничивает само себя: "Существует опасность чрезмерного разрастания сферы возможного, когда за имажини-тарными построениями не остается времени для их реализации. Так" Я "постепенно превращается в сплошной мираж за нехватки чувства реальности... Человеку следует осознавать свои внутренние границы, природные границы, чтобы зря не строить калейдоскопом возможностей ".

Замечание это, на наш взгляд, довольно ценное: самореализация должна основываться на внутренних базисных особенностях человека. Уточняется мнение А. Маслоу о том, что самореализация - процесс, в ходе которого человек должен стать тем, кем он может стать. Оказывается, что каждый человек не может стать кем угодно, детерминация все-таки существует, и она представляет собой не что иное, как совокупность классических "внутренних условий" (С. Л. Рубинштейн), от анатомо-физиологических до психологических. Однако это еще не все.

Самореализация детерминируется также и внешними особенностями жизненных обстоятельств. Анализируя "обычное" и "экзистенциальное" бытия личности, автор фактически отслеживает механизмы самореализации личности на разных уровнях ее существования. Привлекает неоднозначность и сложность позиции исследователя.

С одной стороны, "человек остается в пределах непосредственного», не развивается, растет. Подчеркивается "пошлость обывателя", его застылость и "растительность" такой жизни. Будто целесообразно и логично обосновывается необходимость в этой жизни праздников, карнавалов, обрядов, игры - всего того, что позволяет самореализоваться человеку, остаться личностью. Это - традиционная и распространенная точка зрения. Но Т. М. Титаренко идет дальше, и тогда оказывается, что "серые будни является тем фундаментом, который обеспечивает возможность постепенного выхода из плена ситуа-ности, прорыва к настоящей свободы".

Кроме того, "включенность в бытие, естественный синкретизм мировосприятия дают ощущение постоянства, прочности, правильности того, что происходит". Все это, действительно, так необходимое в жизни каждого человека. Повседневная формирует совершенно своеобразный тип личности, для которой отличаться, демонстрировать свою неповторимую индивидуальность, исходя из общего контекста, является нежелательным. Проще и надежнее быть как все, быть похожим на других.

Итак, якобы имеем сплошной конформизм и обезличивание. Продолжая ярко характеризовать данный тип личности, исследовательница отмечает: "Они (эти личности) умеют применять свои способности, вовремя ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, экономить деньги и выгодно вкладывать их в ценные бумаги. Эти люди уже достигли успеха или, не без оснований, собираются достичь его, их адаптированности можно позавидовать, их существование кажется почти гармоничным.

Но они поистине собой? Последний вопрос - ключевой, и мы обязательно вернемся к нему после осмотра всей логики автора как целостной структуры. Оказывается, что наряду с жизнью обычным существует совсем другая жизнь - жизнь "поступка". Человек совершает "поступок" - и в настоящее время живет в совершенно ином жизненном измерении, и сама она является принципиально иной. Но осуществление "поступка" - всегда ограничения во времени, и теленок этого акта человек... "возвращается к обыденности".

Итак, существует дискретность жизненного пути человека: обыденное ("без учинкове") существование прерывается "поступком" и затем снова возвращается к обыденности, качественно изменив личность при этом.

Есть соблазн рассматривать "поступок" как акт самореализации личности, и так оно и есть по логике так называемого "вчинкового подхода", что достаточно активно разрабатывается некоторыми украинскими авторами, которые считают себя последователями В. А. Ромснця. "Поступок истины", "поступок красоты", "поступок добра", "поступок экзистенции" и т.п. - так выглядит дискретные моменты существования личности, в которых она действительно растет и самореализуется. Мы не будем анализировать теоретических взглядов В. А. Роменця, хотя они заслуживают внимания. По крайней мере, у него мы не встречаем перечисленных форм поступка, и не можем встретить, ведь его представление было несколько иным, чем то, что эксплицируются в этих формах.

В. А. Роменец указывал на такие формы поступка: "поступок риска", "поступок веры", "поступок фатализма", в другом месте "поступок самопожертвования". Логика очень отличается от вышеуказанной.

Важнее, однако, другое: В. А. Роменец рассматривал возможность анализа очень похожих явлений - поступка и самореализации. Давая психологическое определение поступка, он отмечает: "... Он также ведущей формой и главным, сознательным механизмом, способом духовного развития". Считая идею самореализации поступка "достаточно абстрактной", он выражает вполне справедливо, на наш взгляд, замечание: "Термины" самореализации "и" самореализация "имеют преформистским оттенок и указывают на развертывание уже имеющегося содержания...

Самоутверждение через коммуникацию - вот завершающая формула, которой может быть выражен общий смысл поступка в единстве его индивидуального и социального моментов ". И, в другом произведении, еще определеннее:

"Психологическую основу поступка составляет действие установления и развития новых связей человека со средой. На этом основании появляются новые аспекты поступка". Мы нигде не встречаем у В. А. Роменця однозначного утверждения о том, что поступок является актом дискретным во времени (хотя то, что он - акт - однозначно), как встречаем этого в работах других мыслителей, занимавшихся проблемой поступка, - М. М. Бахтина, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.

Понятие "поступок" и "самореализация" настолько близкими, что их можно интерпретировать, безусловно, с учетом указанного замечания В. А. Роменця по преформизма. Ни поступок, ни самореализации нельзя считать дискретным актом в том смысле, что существует некоторое невчин-ном, несамореализоване существования, затем происходит несколько (ситуативный акт), когда человек "совершает" (самореализуется), после чего "возвращается" к невчинкового существования (повседневность, в терминологии Т. М. Титаренко).

На самом деле и поступок, и самореализация - это не акт, а процесс, течение жизни личности. Прекратить такое существование человека - значит просто прекратить ее как личность (то, что это невозможно сделать даже искусственно, очень ярко описал В. Франкл в работе, посвященной психологическому анализу жизни в концентрационных лагерях; это делали и другие исследователи и литераторы). Поэтому речь должна идти не об этом, а о социальных последствиях самореализации (поступка).

О самореализации (как и о поступке) можно говорить лишь тогда, когда человек что-то делает актуально (то есть осознаваемая и ответственно) для других людей. Этот коммуникативный критерий, к сожалению, не подчеркивается в других исследованиях, даже в рамках гуманистической психологии, хотя он является одним из ключевых. По крайней мере, таким мы рассматриваем его в своей работе

Важной характеристикой самореализации личности является креатив-ность. Д. А. Леонтьев обосновывает ключевое значение творчества в самореализации, опираясь на трехуровневую модель структуры личности, разработанную Г. С. Батищев. Содержание каждого уровня здесь- особенности потребностей, доминируют. "Третий уровень - это потребность в овеществления, в воплощении своих сущностных сил, своей живой деятельности в предметных вкладам...

Потребность в самореализации можно отождествить с третьим уровнем Погребовой структуры и утверждать, что самореализация действительно осуществляется через конкретные потребности этого уровня (потребность в творчестве, в личностном общении, в социально-преобразующей деятельности, в материнстве и т.д.) ".

С утверждением Д. А. Леонтьева можно согласиться лишь частично и с уточнениями. Он пишет: "... Критерий самореализации - предметная реальность социально значимого вклада, осуществляемого субъектом". Конечно, продукт творчества (самореализации) всегда имеет социальную значимость, поскольку его появление означает рост личности, создает, а также влияние на общество в целом. Но если это влияние рассматривать как непосредственный, очень мало придется признавать саморсализованих личностей. С этой точки зрения мы ограничиваем способность человека к самореализации кругом исключительно одаренных личностей.

Нам близка точка зрения, которой в последнее время развивает М. Моляко, согласно которой творчество имеет незаурядную и не зависящую от общественной ценности продукта значимость, поскольку, помимо роста личности создателя, она косвенно влияет на все общество. Тогда творческая самореализация возможна (хотя потенциально) для любой личности. Она связана с креативностью и со "способностью к взаиморазвития и самоакту ции".

В исследованиях Д. Б. Богоявленской освещены взаимосвязь КРЕА-ности и самореализации личности. Два уровня активности человека - это уровень субъектного действия и уровень личностной действия - являются неоднородными. Поэтому она различает два уровня действия личности: уровень воздействия социального индивида и уровень творческой действия. При этом уровень производительности социального индивида соответствует целенаправленной деятельности, где цель выступает как осознание желаемого результата. Но результат определяется положением индивида среди людей. В развитой форме творческое действие приводит к порождению же цели, то есть на этом уровне осуществляется целеполагательный деятельность, а действие приобретает порождающего характера и теряет форму ответа.

В таком случае активность выступает как интегральное личностное образование, а не сводится только к действию чисто интеллектуальных факторов. Ценным является то, что нельзя объяснить интеллектуальную активность действием физиологических или психофизиологических механизмов (нельзя объяснить выше из низшего). Поэтому, чтобы проявить активность поведения, необходимо изменение предмета исследования - выделение специфической для поведения формы активности.

Механизм самореализации личности, на наш взгляд, в своих принципиальных моментах соответствует креативности. Ключевым здесь является момент целенаправленности. По нашему мнению, личность начинается с собственной постановки цели и ответственного переживания этого явления. Если цель не внешне задана, то она всегда моя (личностная), всегда порождающая (креативная) и такая, что реализует личность и одновременно развивает, "выращивает" ее: таким образом, личностная действие - это и есть, собственно, самореализуюча и саморазвивающаяся действие.

Итак, субъект (личность, самореализуется) не только сам ставит цель, но и превращает ее в жизненную задачу, для чего сам переструкту-рва собственный внутренний мир. Таким образом, он становится "причиной своих отношений с миром, с обществом; является создателем собственной жизни, создает условия своего развития; преодолевает деформацию собственной личности".

Важно взгляд Л. И. Божович, которая, вслед за Л. С. Выготским, определяет растущую личность как инициатора собственной активности, основу которой находится в мотивационно-потребностной сфере. Эта активность составляет основу развития личности как субъекта. По ее словам, ребенок постепенно превращается из существа, подчиненной внешним воздействиям, на субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознания поставленных целей и принятых намерений.

Хотя в концепции Л. И. Божович и не употребляется термин "самореализация", процесс ее исследуется и связывается с термином "субъект", который выступает в виде важного качества личности, заключается в способности овладевать миром, создавать себя, создавать что-то новое, чисто свое, в социуме. "Усилия личности, - отмечает Л. И. Анциферова, - главным образом направлены на содержания не столько той или иной распространенной деятельности, но на усиление, расширение, увеличение многие мерности пространства собственной жизни, на включение в его контуры миров других людей".

В онтогенезе происходит как бы удвоение самореализации как системы личностных действий. С одной стороны, человек продолжает активно формировать внешние условия собственного развития (опредмечивания -розпредметнення), с другой же, ее собственный внутренний мир теперь выступает объектом формовочных усилий. "Не является индивид автором, создателем тех психических образований, которые на определенных стадиях его личностного развития начинают осознаваться, а следовательно, и интегрироваться? И не участвует сам человек в организации - а не только в отыскании - собственной самости, истинного себя? " - Спрашивает Л. И. Анциферова, полемизируя с К. Г. Юнгом и А. Маслоу.

Существует проблема выявления реального содержания той внутренней деятельности, осуществляет личность, развивая и изменяя себя, самореа-лизуючись. Даже акт самонаблюдения приводит к заметным изменениям внутреннего мира личности. Поэтому самопознания и формирования адекватной «Я-кониспции" с важным средством процесса самореализации и ее диагностический коррелят.

И. Головаха исследует самореализацию в контексте жизненной перспективы личности и рассматривает ее как "целостную картину будущего в сложном противоречивом взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни". Перспектива личности, отмечает исследователь, является важнейшим фактором ее развития и самореализации. Жизненная перспектива не задается личности, а создается ею, меняется и уточняется на протяжении жизни, проходя в своем течении напряженно-кризисные моменты, отличные альтернативы на жизненном пути личности.

Взаимоотношения личности и среды происходят как путем гомеостаза, так и гетеростаз, то есть - присвоение и преобразования - создание социальной среды. Последнее касается процесса самореализации в большей степени, чем гомеостаз, хотя этот процесс еще недостаточно изучен и, по нашему мнению, предполагает значительную внутреннюю преобразующую работу, имеющую отношение к самореализации.

Н. В. Чспелева, анализируя концепцию Л. С. Выготского, приходит к выводу: "Социальная ситуация развития - это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий... Это соотношение определяет и динамику психического развития в течение определенного возрастного периода и качественно своеобразные психологические новообразования, которые возникают в конце этого периода ". У каждого человека формируются в течение жизни типичные формы поведения и эмоционального реагирования на конкретные жизненные ситуации, которые Н. В. Чепслева называет "концепциями".

Важной с точки зрения психологии является психологическая ситуация, которая "возникает, когда реальные обстоятельства препятствуют достижению цели, удовлетворению потребностей или они толкуются как содержащие определенные препятствия, проблемы и т.д.". Психологические ситуации могут возникать также из-за наличия внутренних препятствий. Н. В. Чепелева справедливо, на наш взгляд, рассматривает психологическую ситуацию как "задача на смысл": имеем в виду, что преодоление предполагает акт смыслообразования - акт самореализации. Нам кажется, что "задача на смысл" имеет центральное значение для решения проблемы самореализации личности - именно решения многочисленных психологических ситуаций приводит к тому, что мир перестает восприниматься отчужденно, как таковой, что стоит "напротив", зато возникает позиция "личность внутри своего мира ".

Выделяется система характеристик потребности в самореализации: потребность в самореализации относится к разряду высших потребностей; она является качественной характеристикой личности; данная потребность актуализирует потенциальные возможности личности; она способствует развитию личности; потребность в самореализации поддерживает внутреннее состояние напряжения индивида, она противоречивую природу; потребность в самореализации существует в варианте "для других", то есть имеет социальный характер; потребность в самореализации - это ценность; она имеет постоянный, непрерывный характер, потребность в самореализации обладает способностью целенаправленного формирования в процессе овладения той или иной деятельностью.

Фундаментальные потребности создают активность поведения. Активность, осуществляясь личностью в действенном плане жизни, принимает форму самореализации. Она определяет деятельность, является движущей силой, источником пробуждения в человеке его "потенциалов", которые вызываются потребностью в деятельности, представляет собой высший ее уровень, но ее характер определяется и опосредуется высшими жизненными потребностями.

Потребность в самореализации является источником активности личности, активность же определяет виды деятельности, в которых данная потребность удовлетворяю терпится.

Что такое самореализация? Если выражаться простым языком, то это процесс осознания собственного таланта, способностей и задатков с последующим их воплощением в каком-либо виде деятельности. Или же реализация индивидуального потенциала в жизни. А вообще, это потребность, которая есть у каждого из нас.

Важность самореализации

Она неоспорима. Но почему? Большинство из нас твердо уверены в том, что очень важно найти себя в этой жизни, реализовать свои таланты и возможности, раскрыть потенциал. Однако когда появляется вопрос «почему?», не у всех получается обосновать. Так вот, причин множество, но основные можно сформулировать так:

  • Постепенное развитие самореализации - это возможность познать себя, выявить как положительные, так и отрицательные качества.
  • Самореализация - это путь к нахождению своего собственного смысла жизни.
  • Также это способ, при помощи которого можно найти ту сферу деятельности, в которой себя и свои возможности удастся проявить наиболее полно. И, самое главное, это будет приносить удовольствие.
  • Реализовав себя в какой-либо сфере и начав использовать свои способности и таланты, человек чувствует себя лучше. Он ощущает, что делает нечто полезное, и у него это хорошо получается. Это чувство собственной значимости, и оно служит напоминанием о том, что он проживает жизнь не впустую, а со смыслом.

Выходит, что такое самореализация? Это жизненная необходимость. Способ осознать свое место в жизни и обществе, эффективно использовать собственные задатки, проявить себя в этом мире, чтобы испытать удовлетворение от действительности. Это метод индивидуального роста и самосовершенствования. И даже не нужно говорить о том, насколько ценно ощущение, возникающее, когда человек понимает, что сегодня он снова лучше, чем вчера.

Правильный выбор профессиональной сферы

Каждому из нас по жизни приходится чем-то заниматься. Как минимум потому, что деньги на существование нужны всем.

И на работу большинство людей тратит в среднем половину своей жизни. Поэтому важность профессиональной самореализации очевидна. Работе люди отдают практически все свое время, силы и потенциал. Так что надо выбирать сферу, соответствующую следующим критериям:

  • Деятельность должна нравиться, быть интересной и приносить удовольствие. Слова, возможно, заезженные, но каждому стоит задуматься, когда он стоит перед выбором: готов ли он лет 40 изо дня в день тратить по 8-10 часов на скучное, неприятное и рутинное дело?
  • Деятельность должна быть перспективной. Хотя бы в индивидуальном плане, непосредственно для человека. Говорят, что богатым или успешным можно стать, занимаясь любым делом, если «гореть» им.
  • Деятельность должна быть такой, чтобы человек, занимаясь ею, не деградировал и не стоял на месте, а развивал в ее рамках свое мышление и способности, совершенствовал способности и умения.
  • Работа должна быть по плечу. В идеале - не забирать все силы, оставлять время и ресурсы. А если человек и будет отдаваться ей полностью, то это должно быть в удовольствие и приносить удовлетворение.

Карьерный рост

Если задуматься, то данное понятие напрямую связано с профессиональной самореализацией. Что такое карьерный рост? Это продвижение человека по служебной лестнице, которое подразумевает:

  • Достижение более высокого должностного статуса.
  • Увеличение зарплаты.
  • Получение более интересных, содержательных и адекватных по отношению к профессиональным навыкам заданий.
  • Развитие способностей.
  • Личностный рост и удовлетворение от самореализации.

Тут все просто. Когда человека повышают в должности, он понимает, что чего-то стоит. Осознает, что осуществляемая им деятельность ценится и приносит пользу. И это не только приносит удовлетворение, а еще и мотивирует на дальнейшее самосовершенствование и более активный труд.

Личностный рост

Рассказывая о том, что такое самореализация, нужно отметить и это понятие. Оно подразумевает процесс личностного становления и совершенствования человека. Считается, что рост происходит, когда:

  • У человека расширяется круг интересов. Чем больше увлечений, тем насыщеннее наполнение жизни. Это своеобразные стимулы.
  • Человек ощущает свою внутреннюю свободу, чувствует себя независимым и является таковым.
  • Индивид постоянно пребывает в стабильном состоянии внутренней гармонии.
  • Человек совершенствует свое умение анализировать (отличать одно от другого) и синтезировать (видеть связи явлений и событий).
  • Он начинает понимать и принимать людей такими, какими они являются, осваивает умение прощать. В том числе проявляет все перечисленное по отношению к себе. Какое отношение это имеет к самореализации? Прямое. Нередко люди, засматриваясь на других успешных личностей, завистливо думают: «Эх, мне бы такие способности и возможности, как у них». А не нужно на этом заострять внимание. Каждый из нас такой, какой он есть. И нужно ориентироваться лишь на себя и на свои собственные возможности и таланты.

С учетом всего перечисленного, человек уверенно идет по пути самореализации личности. У него нет внутренних метаний, сомнений и необоснованных страхов. Он не винит ни в чем других людей, предпочитает действие словам. И делает все во имя собственного прогресса.

Главный вопрос: кем я хочу стать?

Ответ на него - это и есть первый шаг к самореализации личности. Все зависит от наших желаний. Поэтому в первую очередь человек должен решить, кем он хочет видеть себя в дальнейшем. И не подходят абстрактные ответы вроде «успешным и богатым», «счастливым и беззаботным». Это характеристика итогового образа.

Речь идет о том самом случае, когда нужно начинать с конца. То есть определить итоговый результат и, ориентируясь на него, подбирать соответствующие пути достижения. Говоря иными словами, человек начинает вырабатывать и планировать свою жизненную стратегию, общую устремленность.

О стратегии

Чтобы было проще, можно подразделить ее на три составляющие:

  1. Стратегия жизненного благополучия. Направлена на достижение благоприятных условий для жизни.
  2. Стратегия успешности. Заключается в стремлении к покорению вершин или профессиональному росту.
  3. Стратегия жизненной реализации. Выражается в стремлении по максимуму развить свои индивидуальные способности в тех или иных видах деятельности.

Как правило, следование этим трем стратегиям приводит к налаживанию внутренней гармонии и другим приятным последствиям, перечисленным ранее.

Творчество

Нельзя не затронуть и эту сферу в рамках темы о том, что такое самореализация. Творческий процесс - неотъемлемая жизненная составляющая каждого из нас. Ведь это эволюционно образовавшийся механизм проявления человеческих субъективных возможностей.

Так что с определенной точки зрения творческая реализация присутствует в жизни каждого из нас. Все определяет подход к той или иной проблеме, задаче, умение привносить что-то новое и уникальное, даже если речь идет о повседневной рутине. Человек реализует свои мысли, идеи, фантазию. Они могут даже казаться мелкими и незначительными, но в любом случае определенную долю удовлетворения и «плюс» к развитию мышления индивид получит.

К тому же через творчество человек приобретает новые приемы деятельности и ценные знания. А это влияет в итоге на формирование эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающей действительности.

Социальная самореализация

Она направлена на достижение успешности в сфере межличностных отношений и общества. Основывается на личных целях человека. Решив реализовать себя в социуме, он начинает двигаться в сторону достижения такого статуса, который кажется идеальным именно для него.

Нередко этот путь тесно связан с освоением социальной роли, которая также является и профессией. А их перечень очень широк. Сюда можно отнести сферу педагогики, психологии, медицины, медиа, юриспруденции.

Человек, осваивая определенную профессию, соответствующую его идеалам, в дальнейшем пытается через свою уже профильную деятельность реализовать какие-то социальные стремления и взгляды, донести их до других.

Хотя связано это может быть и не с профессией. Некоторые, например, находят себя в построении крепкой счастливой семьи и отдаются этому полностью. Другие же реализуют потребность в самореализации, становясь отшельниками и уезжая искать свое счастье в какой-нибудь таежный лес. Каждый выбирает то, что ему по душе.

Условия

О них хотелось бы сказать напоследок. Говорят, что два главных условия самореализации - это наличие воспитания и образования. Они являются своеобразными направляющими на пути самосовершенствования и поиска себя.

Это так, но не совсем. Намного более важным является наличие у человека способности к самостоятельному мышлению. Потому что иногда в рамках воспитания и образовательных процессов может произойти навязывание взглядов, ценностей, приоритетов, мировоззрений. Ведь в социальной общности так принято - вкладывать в сознание индивида определенные шаблоны, нормы, эталоны, нравственно-ценностные ориентиры, которые, к сожалению, зачастую стереотипны.

Безусловно, ознакомление с ними - это тоже опыт и источник знаний, сравнений. Но человек должен мыслить самостоятельно. Уметь рассуждать, вникать в те или иные жизненные темы, ситуации, проблемы. Видеть не поверхностно, смотреть с разных ракурсов, замечать все стороны. Потому что самореализация - это процесс воплощения своего потенциала в собственной жизни ради личного блага и удовлетворения. И достичь его можно, лишь ориентируясь на себя и свои ценности, а не на те, которые были навязаны.

Самореализация личности - это путь, который приведет вас к пониманию себя

«Жизнь - это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день - значит десять раз продвинуться к самореализации.»

Абрахам Маслоу

В чем первое отличие человека от животных? Способность думать и строить отношения с себе подобными? Добывать еду мирными способами, но и подчинять себе других людей, умение анализировать и строить логические умозаключения?

Да, но все же основным отличием человека от животного является стремление к познанию себя и своего назначения в этом мире, а не просто выживание в нем. И поиск смысла жизни зачастую приводит нас к необходимости познания своего «Я», которое требует быть реализованным на своем собственном месте в этом мире. Но что есть ваше «Я»? Ответ на этот вопрос поможет стать вам гармоничной личностью, удовлетворенной своей жизнью. Процесс, который приводит к такому результату, получил название самореализации.

Самореализация человека - естественная потребность , на которую указывают психологи А. Маслоу, Э. Фромм и З. Фрейд. Одни признавали за человеком право осознанно искать пути самореализации, другие же назвали эту потребность бессознательной - биологической или инстинктивной. Большинство же людей видят за данным процессом лишь получение очевидных преимуществ, таких как богатство и слава, о чем мы говорили уже не раз. Что же есть личности?

Иерархия человеческих ценностей выражена в пирамиде, построенной психологом А. Маслоу. И наверху таковой находится именно самореализация, названная указанным ученым самоактуализацией.


Пирамида потребностей человека по Маслоу

Конечно, порядок удовлетворения потребностей может быть сугубо индивидуальным и зависит от ряда факторов, но очевидно, что богатство является лишь средством для удовлетворения других потребностей и не может быть целью самореализации человека. Впрочем, слава тоже является чаще всего лишь признанием. Да и не всегда известность приходит вследствие такового. Может ли быть человек реализован, если стал знаменитым, например, из-за скандала в общественном месте? Это ли его жизненная цель? Большинство действительно знаменитых людей остаются неудовлетворенными и продолжают искать себя, получив все дивиденды от своей известности.

Получается, что самореализация человека - это поиск себя? Обобщая все существующие научные определения, ответ будет утвердительным. Но пути у людей разные, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Именно поэтому психология не может предложить единую для всех модель самореализации личности. Идеалом считается разностороннее развитие, которое приводит к гармонии отношений со своим «Я» и с окружающим миром.

Наибольшие возможности, по мнению психологов, открывает творчество. Именно творческая самореализация способствует и развитию личности , и достижению многих других целей, а главное - такой путь становится индивидуальным. Отмечено, что зачастую человек ставит перед собой цель стать таким, как его идеал. Творческая самореализация исключает данный путь, так как в процессе таковой человек находит себя, раскрывает и развивает свой талант, а не подражает кому-то другому. В подражании найти себя невозможно, ведь это всего лишь очередная роль, которую примеряет человек.

Не стоит отрицать возможность творческой самореализации, если вам кажется, что у вас нет способностей к искусству. Творчество - это особый подход к решению определенных задач, способ деятельности, а не сама деятельность как таковая.

Самореализация личности - это путь, который приведет вас к пониманию себя , удовлетворению своих потребностей, необходимых для достижения душевного комфорта. И способы достижения такой гармонии у всех разные…


Изучение своих способностей, их реализация в практической деятельности в интересах личности и общества стимулируют человека к развитию природного потенциала. У каждого из нас заложены большие возможности, однако из-за ограниченности мышления, инфантильности далеко не всем удается воспользоваться ими сполна.

Что нас движет к саморазвитию

Толчком для самоактуализации служит недовольство собой.

Психологический дискомфорт стимулирует к восстановлению потерянного равновесия через самосовершенствование.

Процесс связан с осознанной работой над привычками, аспектами характера, мышлением.

Для этого необходимы:

  1. мотивация;
  2. цель;
  3. намерение двигаться вперед.

Самореализация личности


Кроме базовых потребностей на уровне тела существует инстинктивное желание самореализации, когда при взаимодействии с окружающим миром человек через действия проявляет таланты, знания.

Состояться как личность возможно при условии развитого интеллекта, внутренней свободы, определяющей род занятий.

Процесс становления начинается с поиска предназначения. Чтобы выявить цели, доминирующие черты следует проанализировать личностные, материальные, временные факторы.

План самореализации

  1. Спросите себя, с чем вы легко справляетесь.
  2. Погрузитесь в себя, беспристрастно оцените отрицательные, положительные качества.
  3. Перечислите, чем хотели бы заниматься. Намерения должны быть истинными, а не навязанные социальными стереотипами. Часто проблемы появляются оттого, что человек неправильно выбирает сферу. Художник в душе не сможет стать хорошими финансистом.
  4. Рядом напишите аспекты, необходимые для конкретного вида деятельности.
  5. Сравните записи, отметьте преобладающие черты характера. Подсчитайте сколько времени, средств готовы затратить на освоение новой профессии или организации бизнеса. Решите, кто для вас авторитет. Сопоставьте факты с действительностью, сформируйте представление о перспективе.


Необязательно вкладывать ресурсы исключительно в профессию. Процесс непосредственно связан с творчеством. Радость приносит увлечение, которое часто становится отправной точкой для организации своего дела. Вдохновение, удовольствие от действий приводят к материальному успеху. При этом креативный подход в решении повседневных вопросов активизирует мозг.

Развивайте умственные способности

  • Избавляйтесь от стереотипов. Индуктивное умозаключение неоднозначно. Умение делать выводы из многократных повторяющихся событий приводит к типичным реакциям, ограничивающим восприятие действительности.
  • Развивайте критическое мышление. Способность формировать собственное мнение, исходя из конкретных фактов, подводит к логическим умозаключениям, учит выделять из информационного потока нужные сведения.
  • Не опускайте планку возможностей, иначе не решитесь на поступки. Человек может генерировать идеи, но боится предпринять шаги для их материализации, заранее убеждая себя в несостоятельности.
  • Сравните мнение о своей персоне с восприятием себя другими людьми. Ваше «Я» - это система убеждений, сформированная воспитанием, самооценкой. С годами складывается идеальный образ себя, но реальное «Я» часто не совпадает с внутренними ощущениями, мнением людей. Внутренняя несбалансированность приводит к неудовлетворенности собой, сомнениям. Страхи, неуверенность препятствуют желанию самосовершенствоваться. Чтобы их устранить, поработайте со специальными техниками.

Используйте инструменты для саморазвития

  • Используйте медитацию и визуализацию. Задача - сформировать намерение, детально воспроизвести конечный результат в глубоко расслабленном состоянии, испытать эмоции, ощущения. Оно должно быть реалистичным, обоснованным. Для его материализации подсознанию нужны картинки. Позитивные образы – главное условие успешной самоактуализации. Фокусируя на них внимание, вы направляете энергетические потоки в нужное русло. Не отвлекайтесь на доводы ума, утверждающего об отсутствии опыта, профильного образования. У подсознания свои механизмы формирования реальности.
  • Визуализируйте одну мечту, поскольку энергетические ресурсы человека ограничены. Одновременно достичь результатов в деятельности и личной жизни не получится. Согласовывайте ближние и дальние цели. Часто бывает, что принимая решение, внимание фокусируется на второстепенных приоритетах. Например, психологический комфорт, сложившийся коллектив, налаженные связи. Обычно эти факторы не имеют значения для самореализации.
  • Стимулируйте себя новыми привычками. Прочитывайте по 100 страниц в день биографии людей, состоявшихся в жизни. Это не только вдохновляет, но и помогает выстраивать собственную концепцию развития. Проще, если перед глазами есть наглядный пример трансформации личности. Наберитесь смелости сопоставить себя с успешным коллегой, другом, найти отличительные особенности, признать факт несовершенства.

4 правила самореализации и саморазвития личности

Высокий интеллект помогает осознать потребности души, найти гармонию с собой и миром.

Самосовершенствование предполагает определенный алгоритм действий.

Для начала научитесь работать с информацией. Чтобы не загружать мозг гигабайтами неактуальных сведений, пользуйтесь интернетом целенаправленно.

Отследите, что забирает время. Лучше сразу отказаться от социальных сетей, чтения новостей, отписаться от ненужных рассылок.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши