Собор архангела михаила и всех сил бесплотных. Собор Архистратига Михаила Архангела и всех Небесных Сил бесплотных: о дате праздника и иерархии ангелов

Главная / Мебель

С вятые Ангелы обитают на Небе, в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним. Над всеми ангельскими чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами. С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Её явлениями с воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества; Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов; Уриил — огонь или свет Божий, просветитель; Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве; Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, ходатай, испрашивающий людям милости Божии; Иеремиил — возвышение к Богу.

Блаженство Ангелов состоит в лицезрении Бога, в созерцании Его славы. Не выходя за пределы разумения, им назначенного, они предстоят благоговейно пред Престолом Божиим и непрестанно славословят дивное Имя Его. В этом славословии состоит вся жизнь их по отношению к Богу.

Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всём своём блеске и сиянии не проникают грубейших тел, так в мире невидимом Ангелы Божии, заимствующие свой свет от Самого Источник Света, являются лишь чистым душам. Как огонь возжигается от огня, так и духовное соприкосновение к нам Ангельского света делается ощутительным только тогда, когда в духе нашем возгорается огонь чистой любви к Богу и свет веры. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога. И как для нашего внешнего благосостояния необходимо, чтобы одни были руководителями других, чтобы мудрые вразумляли неразумных, так и для устроения нашего внутреннего состояния необходимо, чтобы Ангелы облегчали наше шествие к Богу, ограждали нас от нападений духов злобы.

Человеческая природа, как и ангельская, обладает разумом и волей. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек, исполняя повеление Творца, направляет свою волю к добру, славит Господа всей своей жизнью, всем существом своим радостно служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным.

> рукописная икона собор архангела Михаила

Икона собор архангела Михаила

Икона собор Архангела (Архистратига) Михаила отображает лик самого Архангела в окружении прочих сил небесных, единогласно прославляющих Бога.

Икона Собора - многофигурная композиция, включающая в себя образы «войска Господнего». В центре иконы располагается образ самого Иисуса Христа, окруженный небесными силами. На иконе, справа и слева от образа Спасителя, изображаются архангелы. В руках архангелы держат небольшие зерцала, с начертанным на них именем Иисуса Христа («IС» и «ХС»). Далее, за спинами архангелов, выстроились ангелы.

Ангельские Чины разделяются на три основных иерархии: Высшую (Серафимы, Херувимы и Престолы), Среднюю (в нее входят Силы, Власти и Господства) и Низшую (ангелы, Архангелы и Начала). Каждый ангельский чин имеет свое предназначение, и «играет» определенную роль.

К Пресвятой Троице ближе всех предстоят Шестикрылые Серафимы (в переводе – «огненные, пламенеющие»). Они сами пламенеют любовью к Богу и всех побуждают к ней. За Серафимами предстоят Многоочитые Херувимы. Имя их означает излияние премудрости и просвещение. Далее, за Херувимами следуют Престолы, которые служат правосудию Божьему.

Господства учат господствовать над волей своей, побеждать греховные искушения и побеждать искушения. Силы исполняют волю Бога, они сами творят чудеса и посылают дар чудотворения и ясновидения Божьим угодникам, а также помогают в несении послушаний. Власти способны укрощать дьявольскую силу, они оберегают подвижников. Начала управляют вселенной, охраняют народы и страны. Архангелы благовествуют, укрепляют в людях веру и просвещают их умы святым светом Евангелия. Ангелы – это ближайший к людям чин, всегда готовы прийти на помощь, если она потребуется.

Вообще все чины небесные, независимо от принадлежности иерархии, принято называть Ангелами – вестниками Божьими. Их предназначением является доносить до рода людского волю Божью, быть учителями и защитниками людей.

Архангел Михаил стоит надо всеми 9 чинами. Имя архангела переводится с древнееврейского «кто, как Бог» или «равный Богу». Архангела Михаила также называют архистратигом, потому что именно он возглавляет небесное воинство, и возглавил его в борьбе с отпавшими от Господа Бога ангелами и предводителя их - Люцифера.

Архангел является участником разных ветхозаветных событий. С именем архангела связано множество чудес. Происходили чудесные события, связанные с архангелом Михаилом, и на земле русской.

Имена других архангелов:

  • Гавриил - «сила Божья»,
  • Уриил - «Божий свет»,
  • Рафаил - «врачевание Божье»,
  • Иегудиил - «Славящий Бога»,
  • Селафиил - «молитвенник Божий»,
  • Варахиил - «благословение Божье»,
  • Иеремиил - «возвышение к Богу».

Икона «Собор Архангела Михаила» есть во многих храмах, соборах и церквях России. На протяжении многих лет иконе посвящались разные храмы. Изображения образов Собора можно увидеть в стенописях многих древних храмов и монастырях.

Перед иконой «Собор архангела Михаила» молятся о сохранении и спасении мира. К иконе обращаются с молитвой о помощи в избавлении от всяческих скорбей и невзгод. «Собор архангела» наделен дивной силой, способной помочь страждущим и нуждающимся по молитвенному их обращению в разных нуждах.

Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных празднуется ежегодно 21 ноября (8 ноября по старому стилю). Этот праздник не относится к числу и , но всегда был почитаем на Руси. В честь него строили храмы, а также называли города и селения. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века.

Тропарь, глас 4.

Небесных воинств Архистратиже, молим тя ныне мы недостойнии. Яко да твоими молитвами покрыеши нас кровом крилу, невещественыя ти славы. Сохраняющи нас молящихся прилежно, и вопиющих, от бед избави нас, яко чиноначалник вышним силам.

Кондак, глас 2.

Архистратиже Божии, и слуго божественыя славы. Ангелом начальниче, и наставниче человеком. Еже есть на пользу проси нам, велия милости, яко бесплотным Архистратиг.

Храмы в честь архангела Миха́ила на Руси

После Крещения Руси праздник Собора Сил бесплотных становится известным и нашим предкам. Множество храмов и монастырей были посвящены этому празднику - Миха́йлову дню . Первый Архангельский собор был построен в Киеве сразу после принятия христианства, там же был устроен монастырь.

В дальнейшем известно множество случаев чудесной помощи Архистратига в ратных делах. В Волоколамском Патерике содержится описание чудесного спасения Великого Новгорода от татарского войска:

внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Российскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Миха́ил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород.

Не удивительно, что практически в каждом русском городе был храм или придел, посвященный празднику Собора Архангела Михаила и Сил бесплотных. Пожалуй, самый известный, - , усыпальница московских князей. Первоначальный деревянный Архангельский собор был построен, вероятно, в 1247-1248 годах, во времена княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. В дальнейшем он не раз перестраивался, а нынешнее здание собора было построено в 1505-1508 годах.


В Кремле находился также Чудов монастырь. Главный храм обители был освящен в честь чуда Архангела Михаила в Хонех (празднуется 6/19 сентября). В 1929-1930 гг. монастырь был разрушен.

В середине XIV в. появился деревянный храм во имя Архангела Михаила в г. Коломне . В это время в стене деревянной крепости Коломны, между Маринкиной и Грановитой башнями, уже были проездные Михайловские ворота, напротив которых и располагалась Михайловская (или Архангельская) слобода. После Смутного времени храм пришел в запустение. В 1700 г. была построена каменная церковь Михаила Архангела с приделом Трех Святителей. Ныне существующий каменный храм Михаила Архангела получил свое современное обличье посредством перестройки частей предыдущего каменного храма.


Считалось, что Архангел Миха́ил является покровителем русского воинства. Может быть, именно поэтому при основании Нижнего Новгорода, стратегической крепости при впадении Оки в Волгу, Владимирский князь Юрий Всеволодович построил в 1221 году первый деревянный Миха́йло-Арха́нгельский собор . Впоследствии он неоднократно перестраивался. Ныне существующее здание собора построено в 1628-1631 гг. в память о Нижегородском ополчении.


Стоит упомянуть и о том, что на знамени Нижегородского ополчения изображены Архангел Миха́ил в воинских доспехах и склонившийся перед ним Исус Наввин.


Город-именинник

В XII веке новгородский архиепископ Иоанн основал в устье Северной Двины Миха́йло-Архангельский монастырь. Долгое время он был одним из центров Русского Севера.


В 1548 году по приказанию царя Ивана Грозного воеводы Нащокин и Залешанин за одно лето построили вокруг монастыря крепость. Первоначально она называлась Новые Холмогоры. Но уже в 1596 году новый город был назван Архангельском , по имени обители.


Старообрядческие храмы в честь архангела Миха́ила

Традиция празднования «Миха́йлова дня» сохранилась и у старообрядцев. Во всех старообрядческих согласиях есть храмы, освященные во имя этого праздника.

Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви г. , с. Пермского края, с. Кировской области, ст. Ростовской области, с. Томской области, а также строящихся храмах г. (Удмуртия) и г. (Брянская область). В зарубежных общинах РПСЦ храмовый праздник в общинах г. (Молдова) и с. Валая Родоя Флорештского района (Молдова).


Престольный праздник отмечают в общинах Русской Древлеправославной Церкви г. и пос. Кемеровской области.


Поморские общины г. Невеля и дер. Михалкино Псковской области, г. Кузнецка Пензенской области, г. Темир-Тау Кемеровской области, (Литва) также отмечают сегодня престольный праздник.


Собор архангела Михаила. Иконы

Архангел Михаил часто изображается в составе так называемого «ангельского деисуса».


Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой.


На более поздних иконах архангел Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой - копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Также Михаил может быть представлен в качестве стражи Царя Небесного, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне.


Икона Архангел Михаил с деяниями. 1410-е годы. Архангельский собор Московского Кремля, Москва

Из икон, посвящённых архангелу Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Исусу Навину» и «Собор Архистратига Михаила».


Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле (человеку) —
по причине достоинства образа, которым облечен человек.
Святитель Иоанн Златоуст

21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных . Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I-го Вселенского Собора.

Лаодикийский Собор своим 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия , который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина . В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы . Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами. В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Но и все высшие небесные чины называются общим именем — Ангелов. Хотя они по своему положению и по данной от Бога благодати и имеют разные наименования (как-то: серафимы, херувимы, престолы и прочие чины), однако все вообще называются Ангелами, ибо слово Ангел есть название не существа, но служения, по писанному:

Евр. 1:14 — «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение

Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет собственное свое служение, ибо премудрый Создатель не всем в одинаковой мере открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, чрез высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая оную исполнять, как это ясно видно из книги пророка Захарии.

Там говорится о том, как один Ангел после беседы с пророком, встретил другого, который повелел ему опять идти к пророку и открыть будущую судьбу Иерусалима: Захар. 2:3-5 — «И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: (т.е. пророку Захарии) Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него «. Рассуждая об этом, святый Григорий говорит:

— Когда один Ангел говорит другому: «иди, скажи «, — нет сомнения, что одни Ангелы посылают других, низшие — посылаются, высшие — посылают».

Точно также и в пророчестве Даниила находим, что один Ангел повелевает другому Ангелу истолковать видение пророку (Дан.8:16). Отсюда ясно, что ангелы высших чинов открывают божествен­ную волю и намерение Творца своего Ангелам чинов низших, просвещают их и посылают к людям.

Православная воинствующая церковь, нуждаясь в помощи Ангелов, празднует собор всех девяти чинов ангельских нарочитым молением, как и следует, в восьмой день сего месяца ноября, т. е. Девятого месяца, ибо все эти девять чинов ангельских соберутся в день страшного Суда Господня, каковой день божественными учителями церкви называется днем восьмым, ибо, говорят они, по окончании семи тысяч лет, наступить как бы день восьмой.

Дан. 8:16 — «И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение! «»

Мф. 25:31 — «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей «. Мф. 24:31 — «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их «, т. е. от востока, запада, севера и юга.

О, если бы они тогда собрали к лику избранников Божиих и нас, Собор их с честью празднующих!

Над всеми вышепоименованными девятью небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождём поставлен Богом святой Архистратиг Михаил, как верный служитель Божий * . Он во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступление от Бога и ниспадение в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул:

— Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница * и сокрушилась на земле!

Говоря так ко всему собору Ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь:

«И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! » (Ис.6:3). Таковое соединение святых Ангелов получило имя Собора ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа, — Святую Троицу, Ему же и от нас земных да будет слава во веки.

Архангел Михаил

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося Денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!»

Как свидетельствует христианское предание, Архангел Михаил низверг падшего Денницу, диавола, отлучив его от всякой возможности общения с Богом и с другими ангелами. Там, где-то вне человеческой истории, он совершил первую победу над злом. Но ведь эта победа над злом постоянно совершается в течение всего исторического процесса, потому что так или иначе зло бросает вызов Богу и определенному Им закону жизни, и в эту таинственную борьбу добра со злом вовлекаются люди. Одни из них встают на ту же сторону, которую выбрал Архангел Михаил; другие, убоявшись силы зла, мечутся, пытаясь найти компромисс. Сам по себе компромисс – дело хорошее, но невозможен компромисс между белым и черным, невозможен компромисс между добром и злом…

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью.

Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13-16).

Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92-95).

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9). Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росийскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов.

В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. ХIII в.), собор в Свияжске.

Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Величание

Величаем вас, Архангели и Ангели, и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа

Тропарь, глас 4:

Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии: да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающыя прилежно, и вопиющыя: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

Кондак, глас 2:

Архистатизи Божии, служителие божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко безплотных архистратизи.

* По значению слова, Михаил — есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. У пр. Даниила он представляется особенным защитником и покровителем народа Иудейского (Дан.10:13, 21; 12:1). В откровении св. Иоанна Богослова Архангел Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона с его ангелами: «была война на небе; Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и низвержен был великий дракон, змий древний, называе­мый диаволом и сатаною, с его ангелами на землю «; тогда в злобе своей он начал вредить Церкви Христовой и продолжает вести брань со святыми (Апок.12:1-17); но, в утешение верующим дается видеть в Откровении, что это исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца (гл. 19 и 20 ), и что в борьбе с змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом. Почитание святого Архангела Михаила в православ­ной церкви восходит к самым древним временам.

* Денница — заря утренняя. Здесь под денницею разумеется отпадший ангел, сатана, который был сотворен Богом прежде мира видимого светлым духом, как бы восходящей, ясной утренней зарёй, но, возгордившись и восстав против Бога, низпал в бездну и подвергся вечному осуждению.

Собор – это совокупность всех святых ангелов во главе с Архистратигом Михаилом. Они восславляют Святую Троицу и служат Богу.

История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах.
Среди христиан были еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, и почитать их надо выше Христа.В начале IV века было осуждено поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утверждено православное их почитание. Тогда же было принято решение о праздновании Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Этот праздник – главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии, он именуется — Михайлов день.

Архистратиг Михаил. Что мы знаем?

Из истории:

Давно, еще до сотворения человека и всего видимого мира весь ангельский мир был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей.

В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», – обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного богу. С тех пор в руках архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается.

Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей.

  • В православии Архангел Михаил – это самый известный ангел, который упоминается в библейских книгах. Его еще называют Архистратиг Михаил. Он самый главный ангел среди святого воинства всех Архангелов и Ангелов.
  • Архангелу Михаилу приписывают самую главную роль в битве добра со злом. Именно он одержал победу над Сатаной и всей его нечистью.
  • Архангел Михаил выступает в роли стражника у ворот рая и встречает души умерших людей.
  • Архангел Михаил выступает в роли судьи на Страшном суде и призывает все души к ответу. Люди издавна считают Архангела Михаила покровителем всех умерших и молятся ему, чтобы он защитил их, а не карал на том Суде.
  • Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем, низвергающим Диавола.

Каких архангелов мы знаем?

В этот праздник вспоминаются все чудесные явления Архистратига Михаила и других Архангелов – Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила, Иеримиила.

На иконах попирает ногами Диавола. В левой руке держит зеленую финиковую ветвь. В правой руке – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Из Священного Писания и Священного Предания известны Архангелы:

Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества. На иконах изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов. На иконах держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – огонь или свет Божий, просветитель. На иконах в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве. На иконах изображается в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги. На иконах в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий. На иконах на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – возвышение к Богу. На иконах держит в руке весы или Писание.

Небесные силы. Что мы знаем?

Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами.

Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Ангелов в духовном мире огромное множество, во много раз больше, чем людей на земле. Отличаются они своей просвещенностью, но задача у них одна — служение Богу.

Человеку, принявшему святое крещение, Богом дается на всю жизнь ангел-хранитель. Поэтому праздник этот считается вторым днем ангела всех православных христиан.

Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью и делятся на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы .

  • Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы . Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
  • После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы . Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
  • За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы , таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти .

  • Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
  • Силы творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
  • Власти имеют власть укрощать силу Диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы .

  • Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
  • Архангелы открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
  • Ангелы наиболее близки к людям. Они наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Ангел — Хранитель. Что мы знаем?

Согласно библейским учениям, во время Крещения каждому из нас Господь дает Ангела–Хранителя. На всем жизненном пути Ангел-Хранитель находится около нас. Видеть их могут только святые люди. Наше зрение не позволяет их видеть, но это не должно нас смущать. Главное верить и знать, что они всегда с нами и охраняют нас на всем жизненном пути.

По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути. Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. Но мы знаем и верим, что они всегда с нами.

Служение Ангелов-хранителей велико в очах Божиих, поскольку предназначение у них охранять и спасать людей. А человек, как известно, венец творения Божия.

Всякая хорошая мысль, всякое доброе дело, молитва, покаяние — все это в нас рождается и совершается по внушению нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, он удерживает нас от греха и соблазна, помогает бороться с искушениями.

Когда Ангел-Хранитель видит нас идущими спасительным путем, он всячески старается нас ободрить, утвердить на этом пути.

Если мы уклоняемся с истинного пути, он всеми силами старается вернуть нас на него.

Но если мы совсем перестаем слушать своего Ангела-Хранителя и впадаем в грех, Ангел отходит от нас и, со стороны наблюдая за нами, просит Бога, чтобы Он потерпел и помедлил с наказанием. И в то же время он не оставляет попыток достучаться до нашей совести и пробудить покаяние.

Православные и народные традиции тесно переплетаются у нашего народа.

Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в народе называют Михайлов день.

О традициях и обычаях празднования можно прочитать в статье:

А хотели бы вы увидеть Архангела Михаила? Нет ничего невозможного в кинематографе. — рассказывает вымышленную историю о возвращении архангела Михаила на землю в ХХ веке. Жанр фильма мелодраматичный, комедийный. Если вы относитесь строго к религиозной теме, этот фильм не для вас…
Посмотреть фильм онлайн вы сможете в нашем Кинозале .

Эта статья о достопримечательностях города, непосредственно связанных с Архангелом Михаилом.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши