Сады при загородных дворцах фараонов. Сады Древнего Египта, их значение в истории ландшафтного искусства

Главная / Мебель

Глава «Сады Древнего Египта». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Коренные сельскохозяйственные преобразования пришли из Месопотамии в Египет примерно в 4600 г. до н. э.

Египет в эпоху, предшествовавшую древнему царству, представлял собой страну с высокоразвитой цивилизацией. История сохранила нам множество подробностей, свидетельствующих о тогдашнем уровне его культуры.

Вдоль берега Фаюмского озера в V тысячелетии до нашей эры находились поселения. Уровень воды в озере был на 180 футов выше, чем в настоящее время. Жители выращивали пшеницу двузернянку, ячмень, лен, из которого ткали полотно; содержали домашних животных: овец, коз и свиней. Они пользовались серпами с кремневыми наконечниками и каменными топорами.

Важнейшей составной частью цивилизации Египта являются его искусство и особенно архитектура и скульптура. Их отличают великолепие, величавость, монументальность. Арка, свод, колонна стали вкладом Египта в архитектуру мира. Уилл Дурант в своей книге «История цивилизации» отмечает, что в истории скульптуры нет ничего более прекрасного, чем диоритовая статуя фараона Хефрена, брата знаменитого Хеопса, которая находится сейчас в Каирском музее. Статуя дошла до нас почти неповрежденной; высеченная из труднообрабатываемого камня, она живо свидетельствует о своеобразии творческого почерка ее создателя.

Судя по данным археологии, в Древнем Египте было широко распространено садоводство. Фрукты, семена и части растений обнаружены в местах погребений. Многие растения изображены на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали сады двух видов: светские и сады при храмах.

Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке, который существовал еще со времен правления Тутмоса III, примерно с 1500 г. до н. э. Этот расположенный террасами сад - лишнее подтверждение проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет.

Священными деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск и нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут - богини неба. На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.

Умирающий и воскресающий Осирис был в представлении древних богом плодородия и царем загробного мира. В Дендорахе деревом Осириса считалось хвойное. Гроб с его телом изображался как бы внутри дерева. Шишку сосны, часто фигурирующую на памятниках, трактуют как жертвоприношение Осирису. Манускрипт, хранящийся сейчас в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия.

Сикамор и тамариск также считались деревьями Осириса: в посвящениях говорится, что бог плодородия отдыхал под этими деревьями. А его мать, богиня неба Нут, часто изображалась на фоне сикамора. В погребении в Диосполис Нарва изображен тамариск, поникший над саркофагом Осириса. Некоторые из скульптур в огромном храме в Фивах изображают тамариск и двух человек, льющих на него воду. Древние ваятели, очевидно, хотели сказать этим, что Осирис был почитателем деревьев. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения жарких южных земель.

Имеются данные, подтверждающие, что каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в ящики с землей, а потом «трофеи» высаживались вокруг храмов и дворцов.

В египетской символике и украшениях изображение лотоса встречается повсюду. Миф повествует, что из цветка лотоса родился Гор - восходящее солнце; лотос был символом воскресения. На алтаре жертвоприношения всегда лежали цветки лотоса.

Дворцы и дома богатых вельмож и жрецов обычно располагались среди садов или участков, засаженных деревьями и окруженных стенами.

Изображения в усыпальнице Нембамунов (около Фив) дают ясное представление о светском саде. Здесь растут кувшинки, васильки и маки; отчетливо видна аллея из финиковых пальм, чередующихся с сикаморами.

Выращивали египтяне и инжир. Одна из картин запечатлела обезьян, собирающих инжир. Это позволяет предположить, что египтяне, как и малайцы, обучали обезьян собирать фрукты с деревьев.

На некоторых картинах изображены перголы - беседки, увитые виноградом. Во времена восемнадцатой династии египтяне выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград, культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты.

Как обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила. Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как рычаг для поднятия воды.

Крупный вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198- 1166 гг. до н. э.). Во времена его правления стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована Римом и садоводами итальянского Ренессанса.

В период правления Рамсеса III было создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль.

Каждый школьник уже в V классе узнает о том, что в Африке, на берегах Нила, расположен Египет. Египет - древнее государство, существующее пять тысяч лет. Древний Египет оставил после себя грандиозные памятники культуры. Это величественные пирамиды, сфинксы, причудливые саркофаги с мумиями фараонов, сохранившимися до наших дней.

Папирусы, рисунки с надписями на стенах храмов и гробницах донесли до нас сведения о замечательных произведениях садового искусства.

Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные сады. Особенной роскошью отличались сады, выращенные около храмов и домов богатых.

Египтяне любили прямые линии и придавали своим садам квадратную форму, высаживая растения стройны ми рядами по росту. Бол ее крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем - средние по высоте, а самые низкие - в середине сада, вокруг квадратного пруда. В этих прудах разво дили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос.

Эти пруды положили начало так называемым теперь «водяным садам».

Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. Пальмы, по представлению египтян, обеспечивали владельцу радость; смоковницы - богатство и знание сокровенного; эбеновое дерево - богатство и счастье. Эти деревья были для египтян священными.

В египетских садах росли резеда, мак, мирта, вывезенная из Персии клещевина, из семян которой получали масло для освещения храмов.

Благовонное масло «сузинон» приготовляли из лилий. Лилия для египтян служила символом надежды и краткости жизни. В Луврском музее (Париж) хранится мумия египетской молодой девушки с белой лилией на груди.

Особенно чтили жители Египта цветки лотоса, «невесты Нила», как они называли это ра сте ние. Оно было посвящено богу Солнца Озирису и богине плодородия Изиде. Жрецы Озириса и знатные египтянки украшали себе голову цветками лотоса. Из его лепестков делали гирлянды. Засушенные цветки лото са, украш авшие мумию фараона Рамзеса II (XIV век до н. э.), хранятся в гербарии Ленинградского ботанического сада. Листья лотоса использовали как сосуды и тарелки.

В царствование Клеопатры (I век до н. э.) в Египте в особенно большом количестве стали выращивать разнообразные розы. Сады египетской царицы послужили образцом при создании садов в Риме. Из истории известны пышные пиры царицы Клеопатры. Пол пиршественного зала на одну треть метра у стилали лепестками роз, прикрытыми тонкой шелковой сеткой. Венками из роз или гирляндами из лепестков венчали головы пирующих, возлежащих на подушках, наполненных тоже лепестками роз. Кубки были обвиты розами, и гирлянды из роз свешивались со стен и колони. Розовая вода била из фонтанов, а с потолка струился дождь розовых лепестков. На столы подавали розовый пудинг, за сахаренные розы, варенье и ароматичное вино из роз.

Розовым пирам Клеопатры с еще большим увлечением и роскошью подражали римские императоры и богатые патриции. Египетские садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена, выводили розы, ландыши и левкои в течение круглого года. Римские императоры и богатые люди платили Египту бочки золота за цветы, которые они вывозили для

своих пиров, нагружая цветами целые корабли. В больших садах и рощах отводили каждому виду растений - пальмам, смоковницам, декоративным растениям - отдельные, строго симметричные квадратные участки с водоемами посредине. В таких рощах были и священные бассейны, выложенные гранитом и порфиром. В них разводили священных ибисов, крокодилов, змей - найи и ящериц - варанов.

Квадратные сады со стройными рядами деревьев очень гармонировали со строгими прямоугольными формами египетских зданий. Ряды пальм красиво сочетались с каменными колоннами, украшенными капителями, изображавшими кроны пальмовых листьев. Хороши были и колонны в виде связки длинных стеблей папируса, покрытые сверху и снизу листьями и бутонами лотоса, искусно высеченными из камня.

Не созерцание ли стройных пальм натолкнуло древних архитекторов на мысль о создании колонн из камня?

Многие полагают, что своеобразие пальмового леса оказало влияние и на возникновение в дальнейшем, в средние
века, готического стиля построек со стрельчатыми сводами, напоминающими кроны пальм, так же, как высокие прямые стволы вздымающихся сосен нашли отражение в постройках Эллады.

Особенной пышностью отличались при фараоне Рамзесе II и Клеопатре. Сады в Александрии занимали около четверти этого громадного города древности.

После каждого похода египтяне привозили в свои сады новые растения. На одной из фресок усыпальницы фараонов в Фивах изображено возвращение египетского корабля из похода в страну Пунт, относящегося к 4500 годам до наших дней. Рабы грузят на корабль посаженные в кадки ладанные, миртовые и другие растения. С каждым деревом грузили и кожаный мех с пресной водой для поливки его во время пути.

Египтяне широко использовали растения для получения лекарств, благовонных масел и смол, употреблявшихся для бальзамирования трупов (мумифицирования), для украшения жилищ и храмов.

В знойном Египте особенное значение приобретали сады, дающие тень. И фараон Рамзес III, восхваляющий свои деяния в Харристском папиру се, в первых же строках отмечает:

«Я засадил всю землю деревьями и кустами; я дал возможность жителям сидеть под их тенью».

Роскошному росту растений в садах способствовала система орошения, связывавшая бассейны трубами и каналами,
а также и удобрение плодородным илом реки Нила.

Египтяне с нетерпением ожидали подъема нильских вод и разлива их. С радостью встречали они появление в реке молодых крокодилов, предвестников приближения разлива. За ними появлялись вторые вестники - цветы голубых кувшинок, несомые водами, зелеными от береговых растений. Наконец воды Нила становились красными от ила и глины, захваченных течением из Эфиопии. Когда же уровень воды в Ниле достигал верхнего края плотин, египтяне удаляли шлюзы - и насыщенные илом воды наполняли оросительные каналы.

Как праздник отмечали египтяне широкий разлив Нила.

Исходя из археологических данных, в Древнем Египте было очень широко распространено садоводство. В местах погребений историки обнаруживали фрукты, семена растений и их части. Многие из них изображались на стенах гробниц. По рисункам можно сделать вывод о том, что в Египте существовало два вида садов: светские и при храмах.

В Карнаке при храме Амона Ра существовал сад, который датируют периодом правления Тутмоса III. Этот сад расположен террасами, что говорит о проникновении метода ландшафтной планировки в Древний Египет из Месопотамии.

В Египте были священные деревья: можжевельник, сикамор античный, нильская акация и тамариск. С именем богини неба Нут связывали сикамор античный. Существуют изображения, где крестьяне складывали к подножию этого дерева жертвоприношения (овощи, фрукты, воду в кувшинах).

Египтяне представляли умершего и воскресшего Осириса как бога плодородия и загробного мира. Его деревом считалось хвойное. И даже его гроб с телом изображался внутри дерева. На многих памятниках можно увидеть шишку сосны. Ученые трактуют ее как жертвоприношение Осирису. Один из манускриптов говорит, что кедр появился по воле бога плодородия.

Также его деревьями считались сикамор и тамариск. Осирис очень почитал деревья. А одно предание говорит о том, что он запрещал повреждать фруктовые деревья, а также перекрывать потоки воды.

По некоторым данным, каждый храм имел свое священное дерево и священные. Редкие растения привозились в Египет из завоеванных стран в качестве трофеев. Их корни упаковывали в ящики с землей. Привезя в Египет, их высаживали вокруг храмов и дворцов.

Дома и дворцы знати как правило располагались посреди садов. В усыпальнице Нембамунов историки нашли изображения, которые дают хорошее представление о светском саде. Из цветов здесь растут маки, васильки, кувшинки. Зачастую здесь располагаются аллеи финиковых пальм, которые чередовались с сикаморами. Есть изображения с перголами - беседками, которые увиты виноградом. Виноград выращивался различных сортов. Во времена XVIII династии это был черный, красный, пурпурный, бледно-зеленый и белый виноград. Также египтяне культивировали гранат. Популярными являлись цикорий, лук и арбузы. Как лекарственные растения или для красоты выращивали мак, кувшинки, крокусы, шафран, белую лилию.

Рамсес III внес большой вклад в развитие садоводства. Он придумал высаживать небольшие деревья и кустарники в крупные декоративные глиняные вазы. Позднее римляне заимствовали этот прием, а также садоводы Ренессанса. Во время его правления было создано 514 садов. Главным образом они служили для обеспечения храмов вином, маслом, ароматическими травами, древесиной.

Не менее важной была и другая роль садов - декоративная.

В совокупности с озелененными улицами и священными рощами сады составляли зеленое оформление городов. В плане они являлись прямоугольной сеткой. парадные процессии проходили на улицах, которые были ориентированы на дворцы и храмы. Они имели большую ширину - около 40 метров - рассчитанную на движение значительного числа людей. По обеим сторонам улицы шли ряды пальм. Уже на подходе к самому храму дороги часто украшали фигурами сфинксов.

Когда эта дорога заходила на территорию храмового комплекса, она становилась композиционной осью. Также она являлась и осью симметрии архитектурной композиции. По мере продвижения в глубь объемы и пространства, которые как бы нанизывались на нее, имели тенденцию либо уменьшаться, либо увеличиваться.

Внутри комплекса достигалась постоянная смена впечатлений. Это было сделано за счет ритмичного чередования освященных внутренних дворцов и темных пространств интерьеров храма, а также постоянного изменения размеров при движении.

Характер египетского храма определялся геометрической сеткой планов городов, принципом симметрии и осевым построением храмовых комплексов. он был сформирован как регулярный, имеющий четко выраженную главную ось.

В качестве примера можно привести план сада площадью 1 га. Он обнесен стеной и имеет квадратную форму. Вход является началом оси и отмечен пилонами. В глубине сада расположен дом, который замыкает ось. Композиционной осью является крытая аллея. Египтяне называли ее перголой. Она была увита виноградом, поэтому образовывала тенистый свод. Четыре прямоугольных бассейна и две беседки располагаются симметрично относительно осевой дороги. По всему периметру сада идут рядовые посадки. Такой вот сад является образцом регулярного стилевого направления. Однако он имеет специфическую черту. Это наличие ограждающих стен, а также внутренних, которые создают отдельные участки.

Саду в Древнем Египте было характерно органичное слияние религиозных, эстетических и утилитарных функций. А вообще, садовое искусство здесь сформировалось с четкими композиционно-планировочными канонами. Это были:

  • регулярный план, который включал в себя использование симметрии и осевое построение композиции;
  • наличие водоемов;
  • формирование замкнутых композиций;
  • применение рядовых и аллейных посадок;
  • использование экзотических растений;
  • использование ритма, как композиционного приема.

Парки и сады древних цивилизаций

Развитие садово-паркового ландшафтного дизайна и ландшафтного искусства тесно связано с развитием цивилизаций. С древних времен люди не только селились в благоприятных природно-ландшафтных условиях, но и стремились создать уголки облагороженной природы - сады и парки.

Сады в древнем Египте . В III и II тысячелетиях до нашей эры древнеегипетская цивилизация была ведущей цивилизацией мира. Здесь начали осушать болота, были возведены грандиозные некрополи с пирамидами и гробницами в Саккаре и Гизе; грандиозные храмовые ансамбли в Карнаке и Луксоре; заупокойные храмы и некрополи фараонов в Долине Царей близ Фив и др. При храмах создавались террасные сады, центрами композиций ландшафтного дизайна которых были пруды. К храмам вели пальмовые аллеи. Бассейны прямоугольной формы были композиционными центрами и в садах ландшафтного дизайна при богатых жилых домах. В садах высаживались разнообразные растения и цветы, в том числе привозимые из других стран.

Парки и сады в Двуречье Тигра и Евфрата . На плодородных землях долин рек Тигра и Евфрата (территория современного Ирака) сформировалась одна из древнейших цивилизаций, которая дала миру ряд важных открытий: колесо, повозку, запряженную волами, вьючных ослов, парусное судно, систему орошения. Жрецы изучали звезды, созерцали красоту природы, задумывались над причинами явлений, занимались садоводством.

В развитии цивилизации Двуречья выделяют три периода: шумеро-аккадский (IV - II тысячелетиях до н. э.), ассирийский (I тысячелетия до н.э.), и нововавилонский (VII-VI вв. до н.э.). О шумеро-аккадском периоде сохранилось мало свидетельств. Ассирийский и нововавилонский периоды изучены лучше.

Сады и парки Ассирии и Вавилона отличались большими размерами и роскошью, которую могли себе позволить богатые владыки стран Двуречья. Естественные зеленые насаждения превращали в охотничьи и увеселительные парки. При общей регулярности планировки ландшафтного дизайна парков, которая была обусловлена оросительной системой, посадки располагались свободно. В парках использовался богатый ассортимент редкостных деревьев, кустарников, цветов. Сохранились свидетельства о больших парках с разнообразной растительностью в Дур-Шарукине в период правления Саргона II (711-707 гг. до н.э.), в Ниневии в период правления Синахериба, сына Саргона II. В парках создавались искусственные холмы и озера, строились беседки и павильоны.

Широкую известность получили Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (IX-VII вв. до н.э.) - одно из 7 чудес Древнего мира. Это было грандиозное четырехъярусное сооружение, расположенное на берегу Евфрата, имевшее террасы, уступами поднимавшиеся на высоту около 25 м. Мощные столбы поддерживали своды и образовывали сквозные проходы. Террасы соединялись лестницами из мрамора. Декоративные деревья, кустарники, цветы высаживались на террасах так, как они росли в естественных условиях: растения низменностей - на нижних террасах, высокогорные - на верхних. Сад орошали с помощью водоподъемного колеса системой фонтанов, каскадов и ручьев. С террас открывался вид на город и реку Евфрат.

Парки и сады в Персии . Древнеперсидская цивилизация возникла в конце II тысячелетия до нашей эры. Она являлась как бы мостом между Азией и Европой. Территория Персии (современного Ирана) был родиной земледелия. Из Персии в Индию пришло искусство скульптуры. Мечети и мавзолеи, сооруженные исламскими правителями Индии, также создавались под влиянием культовой архитектуры Ирана. Становление могольской школы живописи в Индии стало возможным благодаря персидским художникам, которые привнесли свое представление о прекрасном, чистые минеральные краски, тонкие кисти, изготовленную ручным способом бумагу, которыми пользовались персы.

Персидский язык на протяжении веков был придворным языком в Индии и Афганистане. Из Персии в Древнюю Грецию и Рим было привезено множество новых растений, которые изменили экономику этих стран. Да и сама идея ландшафтного дизайна садов и парков пришла в Европу из Персии.

Арийские племена перекочевали из восточных и северных районов Прикаспия на Иранское нагорье около 1700 г. до н.э. В период бронзового века они занимались скотоводством, разводили лошадей. Само слово «Иран» означает «страна ариев». Население современного Ирана происходит от тех же кочевых племен, от которых произошли греки, римляне, тевтоны, славяне, народности Северной Индии и Восточного Пакистана.

Правители Персии строили огромные парки с редкостными декоративными и фруктовыми деревьями, цветами, которые назывались - парадиз (рай). Парки разбивались на несколько участков и предназначались для охоты на диких животных и включали богато отделанные павильоны и гроты.

На рубеже XVI-XVII вв. шах Аббас I Великий перестроил Исфахан, придав ему характер величественной резиденции. Центром города стала большая (510 × 165 м) прямоугольная площадь Мейдане-Шах с богато украшенными поливным декором зданиями. С западной стороны площади находится обширный дворцовый комплекс Али-Капу («Высокие ворота», XV в., расширен в XVII в.), за которым простирались сады (частично сохранились), которые окружала стена длиной около 6 км. Сады с тенистыми аллеями, фруктовыми деревьями и цветами, прудами, мраморными бассейнами, фонтанами и текущей водой, декоративными животными и птицами символизировали рай на земле.

Самый знаменитый сад Ирана - Чор-Багх в Исфахане (улица четырех садов). Его длина более 3 км, ширина - 32 м. Сад спускался невысокими террасами по склону. По оси находился канал с бассейнами и фонтанами на террасах. Вода с террасы на террасу ниспадала небольшими каскадами. В последствии «чор-багх» стали называть тип сада, отличительными признаками которого является разделение его территории каналами на четыре части.

Парки и сады в Индии . Древнеиндийская цивилизация - одна из древнейших. В Индии найдены печати, относящиеся к III тысячелетию до нашей эры. В Индии родились математика, астрономия, литература, живопись, роль которых в развитии мировой науки и искусства трудно переоценить.

Города древних индусов были хорошо спланированы. До прихода арийцев в Пенджабе, Синде, Раджастане города развивались на основе процветающего сельского хозяйства. Приблизительно в 1600 г. до н.э. в Индии появились арийцы - кочевые племена, пришедшие из низовьев Каспийского моря. Пришельцы представляли культуру бронзового века. Они содержали большие стада домашнего скота. Арийцы уже знали медь и золото, но не знали железа. Вторая волна арийцев пришла в Индию приблизительно в 1000 г. до н.э. К этому времени относится открытие железа.

IX-VII вв. до н.э. были эпохой яркого духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства. Священные книги «Веды» и «Упанишады» отражают религиозные взгляды, этические и духовные ценности народа. Первым образцом классической литературы этого периода считаются «Брахманы» - книги, которые разъясняли и толковали учение Веды.

Древнеиндийская цивилизация породила буддизм, религию, возникшую в VI в. до н.э. и распространившуюся в Индии, Китае, Японии, Корее, Монголии и других странах Востока. Названа по имени основателя - Будды. Конечной целью жизни человека в буддизме считается нирвана - состояние высшего блаженства, отрешение от всех житейских забот и стремлений, отрешение от всего личного и слияние с «божественной первоосновой» и вселенной.

С начала XVI в. в Индии правила династия Великих Моголов, пришедших из Центральной Азии. В различных районах Индии сохранилось множество великолепных историко-культурных ценностей, архитектурных ансамблей этого периода. С династией Великих Моголов связан и расцвет садово-паркового ландшафтного дизайна и ландшафтного искусства в Индии. Различаются два основных вида садов. Для этого периода были характерны сады двух основных видов: сады для развлечений и сады-усыпальницы.

Сады для развлечений имели квадратную или прямоугольную в плане форму и были окружены высокой стеной. Сад разделялся на две (иногда больше) террасы, по которым проходил выложенный камнем оросительный канал с водоемами и фонтанами. С террасы на террасу вода стекала по высеченным из камня уступам, называемым чадары (белый шлейф воды). Чадары чаще всего имели волнообразную форму или форму раковин. Как и в Персии, в Индии русла мелких каналов выкладывали плиткой голубого цвета, что создавало иллюзию глубины. В жарком климате вода - это жизнь и душа сада, поэтому для садов выбирались земли с горными источниками. В садах было много цветущих деревьев, цветов, поющих птиц. Цветущие растения символизировали жизнь, молодость, надежду.

Сады-усыпальницы создавались, чтобы души умерших покоились в мире и благоухании. Самый известный сад-усыпальница находится в двух километрах от города Агра, у мавзолея Тадж-Махал. Мавзолей был сооружен в середине XVII в. по указанию Шах-Джахана в память любимой жены Мумтаз-Махал. В нем же много лет спустя был похоронен и сам султан. Мавзолей, стоящий на платформе высотой 7 м на берегу реки Джамны, отличается совершенством пропорций архитектурных объемов. В плане это квадрат размером 104 × 104 м со срезанными углами. Сооружение общей высотой 81 м облицовано белоснежным полированным мрамором и перекрыто пятью куполами, из которых центральный луковицеобразный значительно возвышается над остальными.

К мавзолею примыкает регулярный сад размером 300 × 300 м с водоемами, каналами и фонтанами. Каналы разделяют сад на четыре квадрата (как в иранских садах чор-багх), каждый из которых делится дорожками на квадраты со сторонами около 35 м. Мавзолей и сад вместе создают великолепный ансамбль.

Парки и сады античного мира . Древнегреческая и древнеримская цивилизация заложили основы современной западной цивилизации. Греки создали полисы - города-государства, из которых самым крупным были Афины. Девизом древнегреческой культуры были поиски правды, красоты, гармонии человека с природой. Древнеримская цивилизация оставила после себя не только памятники архитектуры, произведения искусства, которые демонстрируются в многочисленных музеях, но и строительные технологии, законодательство, основы управления государством.

Садово-парковое ландшафтное искусство в античной Греции . Одним из первых типов общественных садов в античной (Древней) Греции были священные рощи, примыкавшие к храмам богов или посаженные в честь выдающихся людей, почитаемых как боги.

Самые известные сады Древней Греции - Академия - парк с тенистыми аллеями, где под сенью деревьев проводил беседы с учениками Платон (427-347 гг. до н.э.) и Ликейская роща (Ликей, Лицей), в которой преподавал и писал философские труды Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона.

Садово-парковое ландшафтное искусство в Древнем Риме . В Древнем Риме получили развитие сады в атриумно-перистильных жилых домах, в загородных виллах, а также городские общественные сады. При разбивке садов и размещении зданий использовалось террасирование склонов. Термы, купальни, рыбные садки, устраиваемые в загородных виллах, нуждались в большом количестве воды. Для обеспечения водой в самой высокой точке территории виллы создавался подземный резервуар, окруженный деревьями, чтобы вода не нагревалась в зной. Трубы обеспечивали подачу воды по всей территории сада.

В садах устраивались цветочные партеры - ксистосы, размещалась скульптура. Террасы окружались балюстрадами. Получило распространение топиарное искусство - фигурной стрижки деревьев и кустарников.

В композиции ландшафтного дизайна садов подчеркивалась основная ось главного здания с учетом открывающихся видов. Красивый пейзаж имел решающее значение при выборе места для строительства виллы.


© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши