Источник изображения: topwar.ru
Американский производитель GE Aerospace признал задержки с передачей двигателей F404, которыми оборудуются индийские легкие боевые самолеты Tejas Mk-1A. Компания объясняет этой сбой, длящийся уже 9 месяцев, проблемами в цепочке поставок, ставшими хроническими для аэрокосмической отрасли США.
В компании пояснили, что они сотрудничают с HAL, государственным оборонным подрядчиком ВВС Индии, и с контрагентами, чтобы устранить затруднения в производстве силовых установок F404-IN20, без которых срываются поставки новых истребителей Tejas Mk-1А. Всего ВВС заказали 83 самолета с планируемым опционом на еще 97 машин.
Аэрокосмическая отрасль в настоящее время испытывает беспрецедентное давление на свои цепочки поставок
— отметили в GE Aerospace.
На этом фоне ВВС страны предлагают исключить концерн HAL из схемы поставок и перейти к прямому сотрудничеству с американским производителем, который уже как 40 лет имеет работающие в Индии мощности. В настоящее время HAL является всего лишь посредником, не участвует в производстве F404 и не планирует этого делать, хотя изготавливает прочие комплектующие для самолетов.
По всей видимости, командование ВВС, предлагая прямое сотрудничество с GE Aerospace, стремится добиться частичного переноса производства двигателей в Индию. Это даёт возможность вычеркнуть из схемы поставок проблемных американских контрагентов GE Aerospace, срывающих сроки, и потенциально выгодно как Нью-Дели, так и изготовителю силовых установок из США.
Как указывается в издании IDRW, на фоне трудностей с двигателями, в стране снова разгорелась дискуссия об альтернативных вариантах силовой установки, в частности предлагается перейти на российский РД-33.
Источник изображения: topwar.ru РД-33 никогда не был серьезным претендентом на участие в программе Tejas. Его история сопровождается проблемами с безопасностью. К ним относятся высокий уровень отказов в первое время после его появления, а также плохие показатели эксплуатационной готовности
— полагают в издании.
Как поясняет автор, РД-33 создавался для двухмоторного МиГ-29А, в связи с чем не предусматривалась работа самолетов на одном двигателе. Именно поэтому он не был востребован при разработке истребителя Tejas.
РД-33 не является подходящей альтернативой, но нужно изучать другие варианты, добиваясь разработки отечественных двигателей, например, в рамках программы Kaveri
— отмечается в издании.
Проект Kaveri стартовал в 1989 году и предусматривал создание силовой установки как раз для самолета Tejas. Однако в ходе испытаний «готового» двигателя в России выяснилось, что он не соответствует расчетным показателям по тяге, особенно форсажной. В 2010-х годах Kaveri предлагали доработать для ударных беспилотников. Однако, несмотря на регулярные денежные вливания, проект продолжает топтаться на месте.
На фоне проблем с американскими двигателями Нью-Дели стал терять потенциальных заказчиков, ранее изъявлявших желание приобрести истребители Tejas.
Отсутствие прогресса на переговорах как с Ботсваной, так и с Нигерией бросает тень на экспортные устремления в отношении Tejas. Большинство переговоров с потенциальными покупателями (с Аргентиной, Малайзией и Египтом) закончились провалом. Многие страны опасаются Tejas, поскольку работы над ним не прекращаются с момента его первого полета в 2001 году
— указывается в издании.
Права на данный материал принадлежат Военное обозрение
Материал размещён правообладателем в открытом доступе
Источник: vpk.name