Развитие понятийного мышления в дошкольном возрасте. Развитие понятийного мышления младшего школьника

Главная / Мебель

Допонятийное мышление характеризуется эгоцентризмом, неспособностью ребенка посмотреть на происходящее и себя с точки зрения других людей, что наглядно иллюстрирует эксперимент Пиаже с макетом из трех гор . Понятийное мышление не просто вплетает в сознание ребенка твердые понятия с четкими границами, понятийное мышление начинает работать уже по другим, более сложным и качественным стандартам. А именно, оно уже способно к децентрации, может пользоваться обратимыми операциями, чувствительно к противоречию, правильно формирует логические классы, не впадая в синкретизм (тенденция свя-зывать все со всем) и трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), согласовывая объем и содержание , имея представление о сохранении количества , в целом о тождественности изменяющегося объекта.

Развиваясь, понятийное мышление не отменяет наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а дополняет и развивает их. Если человек стал отлично разбираться "в высоких материях", это вовсе не значит, что он стал будет хуже разбираться в вопросах практического плана. Чаще у человека развивается тот тип мышления, который связан с его жизнью и деятельностью: у техников, инженеров и конструкторов лучше развито наглядно-действенное мышление, у писателей - наглядно-образное и сценарийное мышление, и т.д.

Формирование и усвоение математических, географических, физических, биологических и многих других понятий в ходе школьного обучения составляют предмет многочисленных исследований (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, Н.А Менчинская, Р,Г. Натадзе, Д.Б, Эльконин и др.). В их исследованиях детально прослеживается, какие именно признаки понятий, в какой последовательности, при каких условиях усваиваются учащимися. В конце школьного обучения у детей формируется, в той или иной степени, система понятий. Ученики начинают успешно оперировать не только отдельными понятиями (например, "удельный вес", "млекопитающие", "сюрреализм"), но и целыми классами или системами понятий (например, система математических понятий).

Всем ли, и насколько нужно людям понятийное мышление? Есть много успешных по жизни людей, которые не очень владеют понятийным мышлением и не часто к нему обращаются, им хватает более простых форм мышления и просто житейской сообразительности. Однако, если человек планирует хоть как-то идти в науку, понятийное мышление становится обязательным. С другой стороны, освоение новых понятий и логических конструкций прекрасно тренирует мозги и полезно школьникам и студентам для общего интеллектуального развития. От этого просто умнеют.

Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций, среди которых только для начала можно выделить следующие:

Анализ - расчленение общего на составные части и отдельные признаки. Например. куб состоит из граней. Каждая грань - это квадрат. Каждый квадрат - это четыре одинаковые по длине линии, каждая из которых заканчивается в начале следующей и соединяются под прямым углом. Каждая линия - это совокупность точек, каждая точка…

Синтез - обобщение отдельных частей в общее целое. Точки объединяются - получается линия. Линии соединили - вышел квадрат, соединили квадраты - получился куб...

Сравнение - сопоставление нескольких предметов или событий между собой. Круг не похож на квадрат, у него нет углов. Три волоса на голове - мало, три волоса в супе - ужасно.

Абстрагирование - выделение одних признаков и отвлечение от несущественных понятий. Если мы бежим на отходящий поезд, вполне можно абстрагироваться от ветра и дождя. Нам не до этого.

Обобщение - это объединение разных понятий в одну категорию. Машина и паровоз - средства передвижения. Книги и тетради - канцтовары.

Систематизация - объединение категорий в одну систему. В биологии все делится на царства, внутри царств выделяются типы, внутри типов - классы, внутри классов - отряды, внутри отрядов - семейства.

Другие важные мыслительные операции, обязательные для понятийного мышление, это представление "причина - следствие", "цели - средства", "тезис - обоснование - вывод". Чем более развито у вас мышление , в первую очередь понятийное мышление, тем в большей степени вы являетесь человеком разумным, тем легче вас понимают люди и тем успешнее вы справляетесь с жизненными задачами.

Когда человек начинает познавать мир вокруг себя, он согласует все данные с полученными в ходе исследования ощущениями. Разум человека в то же время выстраивает логическую картинку, обрисовывая вокруг конкретных процессов и вещей мысленные связи. В таком случае понятийное мышление — это принципиальный вид мышления человека, присущий ему на всем жизненном пути.

Роль понятий для людей

Если взглянуть на само определение понятия, то оно может выглядеть следующим образом:

  • подведенный и структурированный итог мыслительного процесса, его вывод;
  • развитие процесса мышления, построение выводов без обращения к реальным предметам, а только благодаря операциям и логическим заключениям.

Давно известно и не менее очевидно, что все развитие человечества в целом и общение людей в частности просто немыслимо без применения в повседневной жизни понятий. Все формы общения включают в себя постоянное использование понятий, будь то бытовая беседа двух горожан в парке или масштабная научная конференция по биологии. Разумеется, развитие понятийного мышления крайне полезно для любых областей деятельности человека: юридической, политической, экономической, научной и так далее. Если представить, что неумение изъясняться и отсутствие единого толкования базовых понятий вдруг стали бы характерны для текущей информационной эры, то все человечество непременно откатилось бы в развитии до уровня древнего мира.

Определение понятийного мышления

В общем смысле понятийное мышление — это такой вид мышления человека, при котором он оперирует понятиями и логическими конструкциями. Впервые такое определение было дано советским психологом Л. С. Выготским, который также вывел три основные и самые важные характеристики данного вида:

  1. Способность видеть и понимать суть явлений.
  2. Умение строить причинно-следственные связи.
  3. Навыки систематизирования информации и выстраивания ее в цельную картину.

Исследовано наличие понятийного мышления у детей. Согласно полученным данным, оно находится лишь в стадии развития и уступает так называемому допонятийному мышлению. В данном случае организация мыслительных процессов несколько иная, чем у взрослых, сформировавшихся личностей. Дети часто судят о конкретных предметах, сводя все при объяснении к знакомому и частному. Большая часть суждений выносится на основании сходства с чем-то ранее увиденным. Причиной тому служит главенствующая позиция памяти в детском допонятийном мышлении, которое, в свою очередь, преобладает примерно до пятилетнего возраста.

Основные инструменты и принципы

Создавать и формулировать различные понятия человеку помогают шесть инструментов мышления, которыми он пользуется в течение всей жизни:

  1. Систематизация. Условное объединение нескольких категорий в одну единую систему.
  2. Абстрагирование. Произвольное выделение каких-то определенных признаков предмета или явления при одновременном произвольном отвлечении от других признаков.
  3. Синтез. Обобщение и объединение отдельных частей предмета или явления в одно целое.
  4. Анализ. Обратный синтезу инструмент понятийного мышления. Расчленение общего на отдельные составные части, разделение предметов и явлений на признаки.
  5. Сравнение. Сопоставление между собой двух и более явлений, событий и предметов.
  6. Обобщение. Объединение нескольких различных понятий в рамках единой категории.

Принципы понятийного логического мышления всецело построены на нескольких взаимосвязях, среди которых можно отметить следующие:

  • причина и следствие;
  • цели и средства;
  • тезис, обоснование и вывод.

Применение в бытовой сфере

Отсутствие понятийного мышления в повседневной жизни способно создать множество трудностей для человека. Практическая деятельность того, кто не владеет таким видом мышления, приобретает неорганизованный и неопределенный характер.

Ярким примером может послужить фраза «Сидоров находится в отпуске». Если толковать слово «отпуск» как любое отсутствие сотрудника на рабочем месте, то сразу же возникает определенная путаница и введение в заблуждение. Другой наглядной иллюстрацией необходимости наличия понятийной формы мышления в бытовой сфере может послужить обычный просмотр спортивного соревнования по телевизору. Как правило, в передаче используются понятия «призер», «участник», «победитель». Без конкретного и четко закрепленного смысла всех этих терминов просмотр соревнования лишен всякой смысловой нагрузки.

Применение в деловой сфере

Все подобные отрасли, включая экономику, юриспруденцию и политику, нуждаются в строгих и однозначных трактовках понятий, которые используются людьми при общении. Ключевой особенностью этой сферы считается необходимость единого толкования фигурирующих терминов всеми договаривающимися о чем-либо сторонами.

Когда участники переговоров по-разному трактуют ключевые события, предметы и явления, появляется угроза невыполнения официальных соглашений и распоряжений. Именно поэтому понятийное мышление — это своеобразный краеугольный камень в бизнес-отрасли и всей деловой области в целом.

Применение в научной сфере

Здесь необходимость однозначности понятий не менее очевидна, так как результат научной работы во многом определяется правильной трактовкой исходных данных. Однако достоверно известно, что одно понятие может иметь несколько разное значение в определенном контексте.

Если вновь обратиться к экономической отрасли, то нетрудно представить верное толкование понятия рынка для конъюнктуры страны, города или района. Но если вспомнить этот же термин в контексте похода за продуктами, он сразу же приобретает совершенно другой смысл.

Статистика и развитие

Психолог Людмила Ясюкова в своем исследовании выяснила, что около 20% взрослых мужчин и женщин в России напрочь лишены достаточно развитого уровня понятийного мышления. По словам специалиста, картина в других развитых странах мало чем отличается от результатов данного исследования.

Самый главный способ того, как развить понятийное мышление и вывести его на необходимый качественный уровень, заключается в регулярной постановке контролируемых экспериментов. Контроль непременно важен для чистоты проводимых исследований. Первый опыт, помогающий в развитии, в норме начинает приобретаться еще в возрасте шести-семи лет. Именно тогда ребенок должен учиться овладевать конкретными понятиями и переводить их в свой личный багаж опыта. В противном случае все понятия так и будут полностью абстрактны, а взрослый человек останется с допонятийным уровнем мышления, что, конечно же, существенно повлияет на его интеллектуальные возможности.

Проблема также кроется в том, что, как и любое другое, понятийное мышление — это проведение теоретических операций без участия органов чувств. Без проверки человеком себя и своих убеждений в реальном мире не может идти и речи о развитии личности.

Проведение исследований

Наиболее эффективными и актуальными методами исследования принято считать вербальные формы с бланками вопросов и ответов. Весьма распространена методика «Сравнение понятий». Испытуемому предлагается 22 пары различных понятий, 15 из которых относятся к одному семантическому полю, а оставшиеся — к разным. Наличие правильных ответов по 15 парам одного поля оценивается в баллах, после чего результаты подсчитываются и суммируются. Хорошим показателем принято считать результат в 10-15 баллов. В ином случае необходимо обратить внимание на недостаточное умение испытуемого обобщать и выделять признаки различных понятий.

Другим популярным вербальным исследованием понятийного мышления является методика «Логики связей». Обычно она применяется в классических трудах вроде «Сложных аналогий». Данная методика устанавливает степень понимания испытуемым абстрагированных типов связей между отдельно взятыми понятиями. Еще одно не менее важное исследование называется «Исключение лишнего». Совокупность всех трех бланковых тестов позволяет сделать предварительные выводы о качественном уровне понятийного мышления человека.


Задания позво­ляют выяснить, настроено ли мышление ребенка на выделение объек­тивно основного, существенного, главного в той информации, с которой ему приходится иметь дело, или, напротив, выделение объективно важных свойств из всех остальных пока не характерно для мышления ребенка, все свойства им воспринимаются как рав­ноценные и важным в том или ином случае ему может казаться любое из них, вне зависимости от его объективной значимости.

Слабый уровень . Эти дети не понимают основной смысл рас­сказа учителя или текста учебника, если он не будет как-то специ­ально выделен, подчеркнут. Они не могут выделить основную мысль из второстепенной, поясняющей и дополняющей информации. И чем более многословны будут пояснения, тем вероятнее, что они вообще ничего не поймут. Отдельные моменты из услышанного или прочитанного они могут запомнить, но, «сложив» их, вынесут совсем не то, что хотел сказать автор. Если для улучшения пони­мания они все время будут получать тексты, где основные мысли будут подчеркнуты, то они никогда не научатся самостоятельно их анализировать, Следовательно, их нужно специально учить ана­лизировать, выделять главное из второстепенного, понимать суть того, что содержится в тексте. Сначала надо активизировать пред­посылки понятийного интуитивного мышления в наглядно-действен­ном плане, чтобы ребенок практически почувствовал разницу между основным и второстепенными свойствами, составляя группиров­ки и убирая «лишние» картинки. Свои действия он должен сопро­вождать пояснениями, почему он так делает, с ним надо обсуж­дать, какая группировка правильная, а какая - нет и почему. В ка­честве стимульного материала нельзя использовать формально-графические и геометрические изображения, так как их свойства ни имеют деления на существенные и несущественные. Лучше использовать картинки с природными объектами (растения, жи­вотные и пр.). Далее можно предлагать детям сюжетные картин­ки, чтобы они придумывали к ним названия или коротко говори­ли, о чем они, разбирая, что в картинке главное, а что нет. И толь­ко потом можно переходить к анализу коротких текстов и к той работе, которая рекомендуется при среднем уровне развития по­нятийного мышления.

Средний уровень развития речевого понятийно­го интуитивного мышления. Свидетельствует о том, что ребе­нок воспринимает содержание текста преимущественно образ­но и не может четко выделить его смысл. Он как бы чувствует, о чем речь, но сказать не может. Если ребенок привык добросове­стно готовить уроки, то отрицательные последствия могут быть незаметны и минимальны в течение достаточно длительного вре­мени. Обычно ребенок не может коротко сформулировать свою мысль, дать четкий ответ, составить план или конспект рассказа, озаглавить текст. Устные предметы он заучивает и пересказыва­ет близко к тексту, но не может изложить содержание своими сло­вами и затрудняется с ответами на вопросы. В старших классах возникают непреодолимые трудности в учебе по всем предметам, которые невозможно вызубрить, и в целом успевае­мость падает. Чтобы избежать этого, надо изменить способ, ка­ким ребенок готовит устные уроки. Следует полностью исклю­чить буквальное пересказывание. Ребенок должен научиться при чтении текста выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением, обязательно своими словами. (Сна­чала он может только находить в тексте предложение, в котором отражается главная мысль.)
Хороший уровень . Понятийное интуитивное мышление в речевом плане развито хорошо. Для отработки смыслового восприятия текста и дальнейшего развития понятийного мышления можно придерживаться тактики выполнения домашних заданий и отве­тов на вопросы, описанной выше, какая-либо дополнительная работа не требуется. Если ребенок что-то не понимает или зат­рудняется ответить на вопрос, то причиной тому, скорее всего, является недостаточная общая осведомленность или пробелы в знаниях по каким-то конкретным темам. Если для сохранения высокой успеваемости ребенок все больше будет пользоваться буквальным заучиванием информации, то может произойти об­ратная перестройка в функционировании интеллекта и некото­рая деградация понятийного мышления.

Высокий уровень развития речевого понятийно­го интуитивного мышления. Ребенок всегда старается найти смысл воспринимаемой информации и умеет это делать. За счет вы­сокого уровня развития этого вида мышления до 7-9 классов может обеспечиваться почти полная компенсация неразвитости осталь­ных компонентов понятийного мышления, понимание предметов школьного цикла и хорошая успеваемость.
Понятийное логическое мышление
Задания субтеста направлены на выяснение того, умеет ли ребенок видеть смысл правила, формулы, правильно применять их. Может ли он использовать полученные интеллектуальные на­выки, освоенные методы работы в аналогичных, схожих ситуаци­ях, а также там, где требуется их частичная трансформация. Ви­дит ли он причинно-следственные и другие связи между явлени­ями, логику доказательства (или воспринимает любые словес­ные построения как простые описания и рассказы).

Слабый уровень. Если по­нятийное интуитивное мышление хорошо развито, то успевае­мость может не страдать, хотя и быть неровной. Но если оно раз­вито средне (или слабо), то проблемы будут нарастать лавинооб­разно. Ребенок может знать все правила, но писать с ошибками. Если не развито визуальное мышление, то, зная формулы, он, тем не менее, не сможет решать задачи и примеры, пока ему не укажут, каким способом надо действовать. В скором времени все предметы станут непонятны, даже если он будет продолжать их учить. В этом случае начинать надо с развития понятийного ин­туитивного мышления, исклю­чив всяческую зубрежку, в том числе заучивание правил и фор­мул. Любую работу ребенок должен начинать не с перебора фор­мул и правил, а с анализа проблемы, принципа, который исполь­зован в задании. Сначала в рассуждении вы­являть суть связи, символически или словесно в них зафиксиро­ванной, а потом ее "повторить" при выполнении самого задания или придумывая примеры на данное правило. Ребенок ничего не должен делать «автоматически», без рассуждений. Если (как бы­вает при ММД) ребенку трудно удержать в памяти последова­тельность собственных рассуждений, нужно научить его способам внешней фиксации алгоритма деятельности, используя ри­сунки, символы, логические схемы. Аналогичные схемы можно использовать для анализа логики изложения материала в тек­стах по истории, биологии и пр.. чтобы ребенок видел связи и шаги, приводящие к тем или иным выводам.
Средний уровень свидетельствует о том, что основной механизм мышления, который делает возможным полноценное обучение, уже имеется, но его надо укреплять. Теперь ребенок в состоянии понимать суть формул и правил, пользоваться кото­рыми его обучают на уроках, а также смысл законов, взаимосвя­зей между явлениями окружающего мира, о которых он узнает, постигая основы наук. Главное, чтобы он постоянно пользовался рассуждениями, осмысливанием, а не ограничивался тем, что ему привычнее и проще: заучить и пересказать. Если ребенок, все начинает заучивать, то использование памяти начинает значительно превалировать над мышлением, и разви­тие мышление подавляется. Ребенок может разучиться думать. Деградация понятийного логического мышления нередко про­исходит в том случае, когда основное внимание начинает уде­ляться выучиванию иностранных языков, а все остальное счита­ется менее важным. При этом достаточно быстро снижается об­щая успеваемость, в том числе и по иностранным языкам. Нет таких предметов, которые можно было бы просто выучить. Когда дети убеждаются в этом на собственном опыте, то бывает уже поздно. Чтобы такого не произошло, полезно учить детей пользо­ваться опорными схемами, таблицами для анализа содержания урока или параграфа, наглядного представления сути изучаемой темы.
Хороший уровень свидетельствует о том, что любые тексты ребенок воспринимает осмысленно, хотя специально на такое восприя­тие и не настраивается. Читая или слушая, он следит именно за логикой изложения, последовательностью происходящих изме­нений, способен выделить внутреннюю структуру текста, расста­вить смысловые акценты. Ребенок с удовольствием осваивает применение опорных схем, таблиц, с которыми его обязательно нужно познакомить. На обобщающих занятиях его надо научить осмысливать и систематизировать материал, выделять его внут­реннюю сквозную логику. Хорошее развитие речевого понятий­ного логического мышления может частично компенсировать недостатки в развитии абстрактного мышления, обеспечивая хорошую успеваемость не только по естественным наукам, но и по математике до 7-9 класса, но не дальше.
Высокий уровень развития. Следует предоставлять ребенку настоящую научную информацию (а не ту, что содержится в школьных учебниках), чтобы он мог в полную силу использовать свои интеллектуальные способности.
Понятийная категоризация

Задания направлены на то, чтобы выяснить, укрупнилась ли единица мышления ребенка, оперирует он классами или, по-пре­жнему, отдельными объектами. Выделилось ли отнесение объек­та к той или иной категории, определение его родо-видовой при­надлежности в особую и автоматически осуществляемую операцию.

Слабый уровень свидетельствует о неполноценности понятий­ного мышления даже в том случае, когда хорошо развиты интуи­тивная и логическая его формы. Однако никаких особых проблем в обучении ребенок может не испытывать. Иногда бывает труд­нее добиться грамотного письма. Может не быть легкости в изу­чении биологии и химии, ребенок не сможет выучить два-три иностранных языка (хотя один может знать замечательно), не сформируется целостных представлений об изучаемых науках. Иногда понятийная категоризация может развиться при особом интересе ребенка к ботанике, зоологии, а также при последова­тельном изучении двух иностранных языков с использованием логически структурирующих методов. Если оказывается, что и понятийное логическое мышление находится на слабом уровне, то неспособность к категоризации ставит окончательный предел его развитию, понятийное мышление остается на уровне интуи­тивного со всеми вытекающими отсюда отрицательными послед­ствиями {конечно, если не принимать соответствующие меры).
Средний уровень развития. Имеется возможность развития полноцен­ного понятийного мышления. Если этого не произойдет, то у ре­бенка могут быть только некоторые сложности при изучении вто­рого иностранного языка: либо он не будет выучиваться, либо будет забываться первый язык. Активное владение одновремен­но двумя иностранными языками может даваться только с очень большим трудом. Может не складываться целостного представ­ления об изучаемых науках. Других отрицательных последствий в школьном обучении не наблюдалось. Если средний уровень развития категоризации сочетается со слабым уровнем понятий­ного логического компонента, то полноценное мышление без специальных занятий не развивается и остается по преимуще­ству интуитивным.
Хороший уровень. При условии такого же развития интуитивного и логи­ческого компонентов, можно констатировать полноценность по­нятийного (или складывающегося естественнонаучного) мышления. С минимальными усилиями возможно развитие и логичес­кого компонента, если он не достиг еще хорошего уровня. Воз­можно развитие структурно-лингвистических способностей, обес­печивающих активное владение многими иностранными языка­ми одновременно.
Высокий уровень развития операции понятий­ной категоризации. Ребенок в несколько большей степени об­ладает возможностями, описанными для предыдущего уровня.

Абстрактное мышление

Замеряется началь­ная стадия в формировании абстрактного мышления - умение выделять интервальные зависимости закономерности убываю­щих, возрастающих, цикличных последовательностей и опери­ровать в уме выделенными отношениями (а не цифрами!), отвле­клись от конкретных численных значений.

Слабый уровень развития абстрактного мышле­ния. Свидетельствует о том, что ребенок оперирует только конк­ретными (качественно представляемыми) образами, предмета­ми или их свойствами и пока не способен выделять и опериро­вать их отношениями. Если понятийное или визуальное мышле­ние хорошо развиты, то учебные проблемы в течение ближайших 3-4 лет могут быть весьма незначительны. Ребенок не сможет решать задачи "Прикидкой», выделяя алгоритм и оценивая по­рядок численного результата, и задачи «в общем виде», когда условие дано не в числовом, а в буквенном (символьном) вари­анте (в общеобразовательных программах этого не требуется). Тем школьным предметом, благодаря которому развивается абстрактное мышление, явля­ется математика. Когда дети пренебрегают математикой, то рез­ко ограничивают свои возможности в будущем, во взрослой жизни. В том числе может оказаться неосуществимым желание владеть несколькими иностранными языками, несмотря на то, что ребе­нок будет учиться в гимназии, где они преподаются.

Средний уровень развития абстрактного мыш­ления. При наличии развитого понятийного мышления свиде­тельствует о том, что база для формирования абстрактного мыш­ления уже имеется. Если ребенок будет уделять математике в сред­ней школе не меньше внимания, чем в младших классах, то постепенно разовьется полноцен­ное абстрактное мышление. Родителям рекомендуется только контролировать учебу и вовремя помогать, если будут возникать какие-то проблемы. Если понятийное мышление развито недо­статочно или его логический компонент находится на слабом уровне, то даже при успешном овладении математикой форми­руются только ограниченные вычислительные способности. Они позволяют легко производить различные расчеты, обучаться новым вычислительным приемам, но не осваивать новые сферы знаний. Если интуитивный и логический компоненты понятийно­го мышления развиты, а слабо выражена только операция кате­горизации, то в процессе становления абстрактного мышления может быть простимулировано и ее развитие.

Хороший уровень развития абстрактного мыш­ления. При наличии развитого понятийного мышления свиде­тельствует о становлении интеллекта более высокого уровня. Сле­дует предоставлять ребенку возможности разнонаправленной интеллектуальной активности, чтобы обеспечить дальнейшее гар­моничное развитие способностей. Рекомендуется обучение по гимназическим программам повышенного уровня. Если понятийное мышление слабое (особенно его логический компонент), но хо­рошо (или высоко) развит визуальный интеллект, то возможно формирование ограниченных математических способностей. При этом развитие понятийного мышления, способностей к гумани­тарным и естественным наукам может быть окончательно подавлено.

Высокий уровень развития свидетельствует о незаурядном интеллектуаль­ном потенциале ребенка. Рекомендуется обучение в физико-мате­матических школах, изучение

нескольких иностранных языков.

Тест самостоятельности мышления.
Слабый уровень Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ему сказали, что надо делать, но не объяс­нили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет. Ребе­нок может не испытывать затруднений, если в задании буквально повторяется алгоритм какой-то деятельности, которую он выпол­нял недавно (например, дома надо решить примеры, аналогич­ные тем, которые он делал в школе). Если в способ работы вно­сятся какие-то изменения, то ребенок может уже и не справить­ся. Если он сталкивается с какими-либо затруднениями, то обыч­но и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у взрослых или одноклассников.
Средний уровень самостоятельности мышле­ния. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако он чаще пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели идти путем логи­ческих рассуждений. Обычно ребенок может восстановить в па­мяти ограниченный набор алгоритмов, которые он часто использует. Если какой-то из них подходит, то ребенок с заданием справ­ляется. Если среди них; не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов - и выполняет работу неправильно. Если у него есть возможность сверить полученный ответ с тем, который должен получиться, то, видя несоответствие, он обращается за помощью к взрослым, но решать самостоятельно больше не пытается.
Хороший уровень развития самостоятельности мышления. Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может само­стоятельно найти адекватный алгоритм. Применяет только адек­ватные алгоритмы, видит, когда нет полного соответствия, и ста­рается подобрать подходящий. За помощью обращается редко, поскольку она ему обычно не требуется. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справ­ляется. Если ребенок часто обращается за помощью, то нужно искать пробелы в знаниях или в общей осведомленности.
Высокий уровень самостоятельности мышления. Ребенок полностью овладел своими интеллектуальными операци­ями. Обычно сразу видит, какой способ действий надо использо­вать
Если основные операции мышления уже сложились, а ребенок не умеет ими пользоваться, то учить его надо следующим образом. Во-первых, следует успокоить ребенка, объяснив ему, что чем дальше, тем чаще он будет сталкиваться с ситуациями, когда сразу будет непонятно, что и как надо делать. Не надо пугаться и сразу бежать за помощью к родителям, а надо учиться рассуждать и самостоятельно находить подходящие методы решений. Надо учиться пользоваться справочной литературой. Когда задача не решается, не стоит судорожно вспо­минать конкретные формулы, лучше проанализировать, какие темы в ней просматриваются или к какому типу ее можно отнести. Пос­ле этого следует посмотреть соответствующие разделы в учебни­ке или в тетради, примерить описанные там способы действий к решению своей задачки. В-третьих, надо объяснить, что ничего принципиально нового в домашних заданиях не задается. Всегда нечто похожее делалось в школе на уроках, следовательно, где-то у него в тетрадках или в учебнике все нужное есть. Нужно только полистать и поискать. И если он не знает, как подступиться к за­дачке, значит, в ней нужно применить не только те формулы, кото­рые они сегодня использовали в классе (их он, скорее всего, по­мнит хорошо), но что-то такое, что они делали раньше, и он про­сто уже забыл об этом. Родители могут ободрять ребенка в процес­се поисков, но не спешить с объяснениями и не подсказывать.
Тест дивергентности мышления
Часто это свойство определяется как гибкость мышления, «способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения»

Дивергентное мышление лучше развивается, когда ребенок занимается в кружках технического творчества, нежели в художе­ственных студиях и кружках гуманитарного направления.

Слабый уровень. Мышление конвергентно, линейно. Ребенок не может выйти из привычных шаблонов мышления, взглянуть на ситуацию по-новому. Он «убежден, что каждая задача имеет только одно правильное решение (один способ и один ответ). Всегда нацелен на поиски этого (заранее заданного) правильного ре­зультата, не умеет пробовать и варьировать различные варианты решений, алгоритмы деятельности.
Средний уровень . Можно говорить о начальном уровне развития дивергентного мышления, но в таком варианте оно еще редко используется ребенком в его повседневной жизни или когда он делает уроки. Дивергентное мышление легко поддается развитию, но требует определенного времени для укрепления.
Хороший уровень развития дивергентного мыш­ления. Ребенок готов экспериментировать и может находить принципиально новые решения, но в основном только тогда, ког­да перед ним вплотную встает такая задача.
Высокий уровень развития дивергентного мыш­ления. Ребенок сразу видит не один, а несколько возможных подходов к решению любой проблемы или конкретной задачки. Работа обычно заключается в оценке и выборе лучшего (удоб­ного, короткого, «красивого» и т. д.) варианта решения.

Визуальное мышление
Этот вид мышления не следует отождествлять с наглядно-образным мышлением. Человек мыслит визуально, когда он имеет дело с информацией, целостно представленной непос­редственно перед его глазами, а не в уме, когда он видит законо­мерности (возможно, и не осознавая их) и совершает только до­пустимые данной воспринимаемой структурой преобразования. Если у ребенка не развито визуальное мышление, он, даже имея высо­кие вербальные способности, начнет испытывать затруднения на уроках математики, физики, черчения.

Нали­чие сильного визуального интеллекта нередко позволяет ребенку успешно справляться с программой средней школы и тем са­мым поддерживать впечатление полного благополучия. Одна­ко компенсирующие возможности полностью исчерпываются к 9 классу, и если заблаговременно (в 5-6 классах) не будут сфор­мированы недостающие компоненты понятийного и абстракт­ного мышления, то избавить ученика от проблем в старших клас­сах будет уже невозможно.


Линейное визуальное мышление

Линейное визуальное мышление характеризует начальный этап в развитии визуального интеллекта. Оно позволяет проводить в уме (но с опорой на непосредственное зрительное восприятие) операции сравнения различных изображений и их деталей, а так­же продолжать, дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам. Таким образом, линейное визуальное мышление по­зволяет проводить операции, которые нельзя реализовать, оста­ваясь только в рамках зрительного восприятия.

Слабый уровень развития линейного визуально­го мышления. Попытки использовать рисунки, схемы и другие графические вспомогательные материалы при объяснении уро­ков успеха иметь не будут, так как они сами по себе непонятны ребенку (непонимание не распространяется на предметные и сю­жетные изображения, несущие образно воспринимаемое содер­жание). Ребенка надо учить разбираться в чертежах и схематичес­ких рисунках с помощью речевых рассуждений. Ребенок будет испытывать трудности при анализе про­стейших схематических рисунков, где визуальная информация не будет явно систематизирована. Ему будет трудно выделить какие-то части, соотнести их, проследить зависимости, восстановить частично нарушенное изображение, мысленно дополнить скрытые детали, самостоятельно представить и изобразить информацию в виде чертежа или схематического рисунка.
Средний уровень развития визуального линей­ного мышления. Ребенок может понять смысл схематического рисунка, поясняющего условия задачи или изложение текстово­го материала, но затрудняется с переводом вербальной инфор­мации в визуально-графическую. Именно этим ему нужно как можно больше заниматься, помогая себе рассуждениями, иначе затруд­нения с простейшими видами графического анализа будут со­провождаться задержкой формирования визуального интеллек­та в целом.
Хороший и высокий уровни развития визу­ального линейного мышления. Ребенок без затруднений пользу­ется вспомогательным графическим материалом, может созна­тельно прибегать к рисункам, чтобы лучше разобраться в инфор­мации. Если он испытывает затруднения при анализе каких-либо схематичных изображений, то причина не в слабости визуально­го мышления, а в незнании самого материала.
Структурное визуальное мышление
Структурное визуальное мышление позволяет видеть про­стейшие закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими законо­мерностями, переносить их в рамках данной структуры, то есть, мыслить по аналогии. Отличие заданий этой серии от предыду­щей заключается в том, что требуется «продублировать» прин­цип связи между элементами, а не сами элементы.
Слабый уровень развития структурного визуаль­ного мышления. Ребенок не может отвлечься от графического изображения как такового и видит не закономерности, для объяс­нения которых используется рисунок, а сам рисунок. Если изоб­ражение точно, хотя и схематично передает содержание текста, то ребенку оно может быть понятно. Если графически выделены связи, отношения, то рисунок становится непонятным. В этом случае использование рисунков следует пред­варять рассуждениями. Уделять больше внимания по­строению чертежей к задачам. Любая графическая работа долж­на предваряться и сопровождаться речевыми рассуждениями.

Здравствуйте! По сведениям психолога Людмилы Ясюковой, менее 20% взрослых людей, проживающих на территории нашей страны, не обладают сформированным понятийным мышлением. Это не просто российская статистика: в других развитых странах цифра останется примерно такой же. Подобные данные пугают и настораживают, заставляя задуматься: «Что такое понятийное мышление? Есть ли оно у меня?».

Конкретно и медленно

Данный вид мышления ввел Л.С. Выготский, известный советский психолог. Если обобщить его рассуждения, то получится, что этот образ мыслей обладает тремя важнейшими характеристиками:

  • способность видеть суть явления,
  • навык найти причину событий и представить последствия,
  • возможность обращаться с информацией, систематизировать ее, выстраивать полную картину случившегося.

Лишь те, кто умеет оперировать понятиями, способны адекватно воспринимать реальность, делать грамотные выводы. Остальные могут быть лишь иллюзорно считать себя правыми, однако, увы, их планы и прогнозы не реализуются. Тогда они сваливают вину на обстоятельства и помехи, но не признают, что сами ошиблись, интерпретируя ситуацию.

К сожалению, таких людей сейчас очень много. Когда сталкиваешься с их упрямством, убежденностью в своей правоте, хочется лишь развести руками, вспомнив про горбатого и могилу.

Хотите проверить себя? Попробуйте ответить на следующие вопросы

  1. Представим следующий ряд: ласточка, голубь, птица, снегирь, пингвин. Кто из них лишний?
  2. Один фунт муки стоит тридцать рублей. Сколько будут стоить две десятикопеечные булочки?
  3. У нас есть два булыжника, четыре ведра воды, пять кошек и четыре кобылы. Чего больше: животных или физических тел?

Не бывает врожденного понятийного мышления. Ни один человек с ним не рождается. Оно развивается позже на основе наглядно-действенного и наглядно-образного, представляет собой более сложную форму мыслительной деятельности. Достичь глубины, сути явления, правильно проанализировать его – на все это требуется время. Люди с развитым понятийным аппаратом не умеют быстро решать проблему в стрессовой ситуации. Им необходимо разобраться. В этом есть преимущество, но одновременно недостаток данного типа мышления.

Шанс для понятийного мышления

Оно начинает формироваться к шести-семи годам, при этом развивается, пока ребенок обучается в школе. Если за это время он не сможет совладать с понятиями, то знания не смогут перейти в личный опыт, так и останутся абстрактными. В таком случае мы получим взрослого с допонятийным мышлением, который плохо умеет обобщать, не отличает причину от следствия. Хотя с этим можно жить. И жить неплохо. Но придется признать, что уровень интеллектуального развития не будет на высоте.

Невозможно представить себе ученого, математика, философа, не обладающего хорошим понятийным аппаратом. Все научные изыскания тогда сведутся к нулю эффективности или к общему популярному знанию.

Движущей силой формирования понятийного мышления является практическая деятельность. Поскольку само мышление остается теоретическим (все операции происходят без привлечения органов чувств ), то ему необходимо проверить себя в реальной жизни. Лучшим способом для этого становится контролируемый эксперимент. Для чего нужен контроль? Цель мышления – выяснить суть взаимоотношений между предметами, поэтому для чистоты исследования необходимо менять факторы, влияющие на явление, замечать произведенные изменения.

Самым доступным видом эксперимента для ребенка является игра. Именно она развивает мышление, открывая связь между целью и средством. Необходимо учитывать, что готовое теоретическое знание ребенок не сможет глубоко усвоить. Важно, чтобы он сам пришел к нужному решению самостоятельно, методом проб и ошибок. Он будет трансформировать объекты, пытаться их группировать. Например, только сам переливая воду из двух одинаковых стаканов в два разных по объему, он сможет понять, что количество воды, несмотря на видимость, не изменяется.

Отличное упражнение, которое можно выполнять совместно с ребенком – это «Маленький исследователь ». Нужно выбрать любой предмет для изучения. Для начала назовите его. Далее определите основные характеристики: «Какая у него форма? А размер? Сколько он весит? Какого он цвета? Есть ли у него вкус? А запах? Какой он на ощупь? Какие предметы похожи на него? А какие совсем не похожи?».

После того, как собрали эту информацию, необходимо назвать его цель: «Для чего он нужен?»

Затем самое интересное: непосредственно экспериментальное. Выясните опытным путем, что случится с объектом исследования, если его:

  • сбросить с высоты (хотя бы 1 метра)?
  • окунуть в воду?
  • обжечь огнем?
  • подвергнуть удару тяжелым предметом?
  • забыть на улице?
  • положить в холодильник?
  • оставить на солнце? и др.

Пункты можно добавлять до бесконечности, зависимо от того, насколько вы увлеклись познанием.

Это упражнение не только развивает способности ребенка к понятийному мышлению, но является также отличным совместным развлечением, которое сближает.

Общаемся «по понятиям»

Начиная с более простого мышления образами человек переходит к более совершенному: оперированию понятиями, всегда выраженными словами. Почему слово более универсально, чем образ? Представления у всех людей разные, на их основе невозможно прийти к хорошему уровню взаимопонимания. Поэтому нам так сложно общаться с маленькими детьми: мы стоим на разных ступенях развития.

Для взрослых людей понятия являются своеобразными мостиками для общения, которые облегчают понимание. Они выделяют существенные связи объектов, получают возможность преодолеть частную систему ориентаций с помощью логических операций: движение от общего к частному с применением анализа и синтеза, методов индукции и дедукции, обобщая или систематизируя, сравнивая либо противопоставляя.

Именно благодаря понятийному мышлению мы имеем возможность строить логичные высказывания по типу: тезис – его доказательство – заключение вывода.

Таким образом, мы можем убедиться в том, что способность мыслить с помощью понятий необходима не только людям науки, но всем, кому важно донести свое мнение до других. Для любой успешной работы пригодится умение фильтровать информацию, вычленяя главные мысли, отбрасывая ненужные, строить причинно-следственные цепочки не по принципу: «Дождь идет, потому что деревья мокрые».

Желаю вам хороших занятий наукой. Именно они помогут развить умение правильно пользоваться понятиями, строить грамотные суждения.

Ответы на вопросы в статье:

  1. Лишней будет птица, поскольку это обобщающее понятие. Многие называют почему-то пингвина, мотивируя тем, что он большой.
  2. Не обращайте внимание на фунт муки – это ненужная информация. Две булочки стоят 10 копеек.
  3. Конечно, физических тел, ведь животные к ним тоже относятся.

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Случайно попалось на глаза крайне интересное, на мой взгляд, интервью руководителя лаборатории социальной психологии СПбГУ и главы центра «Диагностика и развитие способностей» Людмилы Ясюковой. В интервью «Росбалту» она рассказала о результатах мониторинга интеллектуального развития российских школьников и студентов.

По сути это то, о чём я говорил уже не раз. Интеллектуальный уровень подавляющего количества граждан любой страны не поднимается выше подросткового. Ясюкова приводит статистику - около 80% взрослых индивидов любого социума в своём умственном развитии находятся на подростковом уровне. Да, они овладели навыками социализации, адаптировались в обществе на ролях взрослых индивидов, но видеть причинно-следственные связи, обобщать от частного к общему, обладать целостной картиной мира они не в состоянии.

Особенно ясно я это наблюдал на Украине. Два майдана по своей сути были детскими праздниками непослушания. Причём последствия первого майдана ничему не научили взрослых детей, которые с восторгом побежали на второй. На уровне рядового «майдауна» не было, и нет никакой логики, только эмоции. На этом уровне нет даже попытки понять происходящее и свою роль в нём, потому что нет интеллектуальной возможности понимания. Грубо говоря, нечем понимать.

Все эти дяденьки и тётеньки с мозгами детей просто бегут с криками СУГС туда, куда их гонят манипуляторы. Поэтому я не раз говорил, что основную майданную массу надо воспринимать как умственно недееспособных индивидов. Но говорю я это не к тому, что они не должны нести никакой ответственности за всё, что совершили и ещё совершат. Должны. И будут. Говорю я это к тому, что их просто надо воспринимать как предельно упрощённый вариант homo sapiens и соответствующим образом к ним относиться.

А теперь интервью…

- Вы занимаетесь мониторингом интеллектуального развития школьников и студентов, причем, определяете интеллектуальное развитие на основании сформированности понятийного мышления. Что такое понятийное мышление?

Истоки этого понятия следует искать в работах выдающегося советского психолога Льва Выготского. Обобщив, понятийное мышление можно определить через три важных момента. Первый - умение выделять суть явления, объекта. Второй - умение видеть причину и прогнозировать последствия. Третий - умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации.

Те, кто обладает понятийным мышлением, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы, а те, кто не обладают… Они тоже уверены в правильности своего видения ситуации, но это их иллюзия, которая разбивается о реальную жизнь. Их планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, что виноваты окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

Степень сформированности понятийного мышления можно определить с помощью психологических тестов. Вот пример из тестирования детей шести-семи лет, с которым не всегда справляются и взрослые. Синица, голубь, птица, воробей, утка. Что лишнее? К сожалению, многие говорят, что утка. У меня были недавно родители одного ребенка, горячились, доказывали, что утка - правильный ответ. Папа - юрист, мама - учитель. Я им говорю: «Почему утка?» А они отвечают, потому что она большая, а птица, птичка это, по их мнению, что-то маленькое. А как же страус, пингвин? А никак, у них в сознании закреплен образ птицы как чего-то маленького, и они полагают свой образ универсальным.

- И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?

По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением . Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги - люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.

- Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?

Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…

Наверное, есть некоторая разница между странами, и можно предположить, что тенденции увеличения-уменьшения процента людей с понятийным мышлением разные в разных странах, но таких детализированных кросс-культурных исследований никто не ведет. Или, по крайней мере, таких данных нет в открытой печати.

По жизни сформировать понятийное мышление невозможно, оно приобретается только в ходе изучения наук , поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая понятийная пирамида. И, если мы выходим из школы без понятийного мышления, то, сталкиваясь с тем или иным фактом, мы не сможем его объективно интерпретировать, а действуем под влиянием эмоций и наших субъективных представлений. В результате решения, принятые на основании такой допонятийной интерпретации происходящего, невозможно реализовать . И мы это видим в нашей жизни. Чем выше в социальной иерархии стоит человек, тем дороже цена его необъективных интерпретаций и решений. Посмотрите, сколько у нас принимается программ, которые ничем не заканчиваются. Прошел год-два и где программа, где человек, который ее декларировал? Иди, ищи.

- Школьные программы последние двадцать лет беспрерывно меняются. Как это влияет на формирование понятийного мышления?

Раньше основы понятийного мышления начинали закладываться на природоведении. Теперь у нас вместо природоведения «Окружающий мир». Вы видели, что это такое? Это бессмысленная окрошка. Видеть в этом логику могут только составители, у которых у самих нет понятийного мышления. Якобы это практико-ориентированный, исследовательский предмет. Ничего там этого нет.

Дальше, раньше с 5-го класса начинались ботаника и история как история развития цивилизаций. Теперь у нас в 5 классе природоведение в виде рассказов о природе без всякой логики, а вместо истории цивилизаций - «История в картинках» - та же окрошка без логики, что-то про первобытных людей, что-то про рыцарей.

В шестом-седьмом классах раньше была зоология, опять же со своей логикой. Дальше в восьмом была анатомия, и уже в старшей школе общая биология. То есть, выстраивалась некая пирамида: растительный и животный мир, которые, в конце концов, подчинены общим законам развития. Теперь ничего этого нет. Все идет вперемешку - и ботаника, и животный мир, и человек, и общая биология. Принцип научной подачи информации заменен принципом калейдоскопа, сменяющихся картинок, который разработчики считают системно-деятельностным подходом.

С физикой такая же картина. Тоже рассказы о космосе, о планетах, о законах Ньютона… Вот, сидит у меня мальчик, я его спрашиваю: «Хоть задачки-то решаете на физике?». Он отвечает: «Какие задачки? Мы презентации делаем». Что такое презентация? Это пересказ в картинках. Если нет задач по механике на разложение сил, то о формировании понятийного мышления в физике можно не говорить.

- Но у нас же декларируется, что мы движемся в сторону европейского и американского образования. Что там-то творится?

Там все по-разному. На Западе действительно полная свобода, и школы существуют очень разные. В том числе и такие, куда отбирают не по кошельку, а по уровню развития. И там, безусловно, есть школы отличного уровня, где готовят элиту, обладающую и понятийным и абстрактным мышлением. Но никакого стремления отлично образовывать всех и каждого там нет - зачем это надо? К тому же там обучение идет не по классам, а по программам. Дети, которые показывают хорошие результаты, объединяются в группы, изучающие более сложные программы. В результате те, кому это надо, в любом случае имеют возможность получить хорошее образование и поступить в университет. Это вопрос мотивации в семье.

Интересный пример - Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. У нас не так давно была конференция по вопросам образования, и там выступила одна наша высокопоставленная дама, автор многих из последних нововведений. Она с гордостью провозгласила, что наконец-то мы уходим от всех этих мифов о хорошем советском образовании. В ответ выступила представитель Финляндии и сказала - извините, но советская система образования в школе была отличная, и мы как раз у вас и заимствовали многое, что позволило нам улучшить нашу систему. Они и учебники наши перевели, и учителей старой школы с большим удовольствием берут, чтобы они делились с их учителями советским методикам преподавания.

- А у нас, если я вас правильно понимаю, интеллектуальный уровень снижается, и процент людей с понятийным мышлением становится меньше?

Да, и это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год.

- Может быть, взамен этого у детей формируются какие-то другие важные качества, помогающие в жизни?

К сожалению, нет. Потери в школе видны, а приобретений пока что нет.

- А сохраняются, или может быть появляются в России школы и вузы, готовящие прекрасно образованных и логически мыслящих людей? Нарастает ли, грубо говоря, разрыв между умными и глупыми так же, как увеличивается разрыв между богатыми и бедными?

Разрыв нарастает, и еще как. Безусловно, есть отличные школы и вузы, откуда выходят выпускники не только профессионально образованные, но и с высокоразвитым интеллектом. Этот разрыв начал быстро расти в 1990-е годы и ситуация все усугубляется.

Знаете, у меня есть своя гипотеза, довольно циничная, относительно образовательной политики нашего руководства. Мы сырьевая страна третьего мира. Нам не надо много людей с хорошим образованием и умением думать и делать выводы. Их некуда трудоустроить, они тут никому не нужны.

На образование при этом тратятся огромные деньги, действительно огромные. И что происходит? Наши высокообразованные специалисты уезжают и работают в более развитых странах по всему миру. Целые компании русских программистов работают в США, например. Я знаю одну такую в Бостоне, у них вообще все, кроме уборщицы-негритянки, русские.

Зачем нашему правительству готовить высококвалифицированные кадры для США, Канады, Европы? А вы знаете, что в США даже есть математические школы на русском языке с нашими методиками? И те, кто закончили эти школы, отлично устраивают свою жизнь. Но нашей стране эти люди ни к чему. Здесь нужны те, кто работают бурильщиками, строят дома, мостят улицы и укладывают асфальт. Думаю, в эти профессиональные сферы и пытается наша власть перевести население. Но ничего не выходит. Люди в эти сферы не идут, предпочитая торговлю в разных видах. Приходится ввозить все больше людей из Азии, у которых нет никаких амбиций. Пока.

А наши классные специалисты, выпускники лучших школ и вузов, уезжают, не находя себе здесь достойного места. То есть, общий уровень снижается.

Что же касается людей из министерства образования, допускаю, что они действительно не понимают, что делают. Искренне заблуждаются, думая, что слепое заимствование некоторых западных подходов способно что-то привнести в нашу школу. Раньше у нас учебники писали математики, физики, биологи, теперь этим занимаются педагоги и психологи. Эти люди не специалисты в предмете, который излагают. На этом образование заканчивается.

- А что вы думаете по поводу нарастающей языковой неграмотности?

За нарастающую неграмотность во многом надо благодарить так называемые фонетические программы обучения, на которые мы перешли в 1985 году - спасибо членкору АПН Даниилу Эльконину. В русском языке мы слышим одно, а должны писать по языковым правилам другое. А в методике Эльконина формируется слуховая доминанта. Произношение первично, а буквы вторичны. У детей, которых учат по этой методике, а сейчас всех так учат, есть так называемая звуковая запись слова и они там пишут «йожык», «агур’эц». И эта звуковая запись идет по седьмой класс. В результате у нас вырос процент якобы дисграфиков и дислексиков. Заговорили о вырождении нации. А на самом деле это просто плоды метода обучения на основе приоритетности фонематического анализа.

Букварь Эльконина был создан в 1961 году, но не был внедрен, потому что желания это делать не было. Считалось, что он, возможно, интересен как новый подход, но в школе будет с ним трудно. Тем не менее, Эльконин с соратниками настойчиво продолжали попытки внедрения своего метода, и когда в семидесятые годы в школы пошли дети, поголовно умеющие читать, то сложилось мнение, что букварь работает неплохо, давая детям более объемное видение и слышание языка.

Эльконин был человек очень активный, видный ученый, он и его ученики «продавили» внедрение букваря, обучение по которому началось в 1983-1985 годах. Но именно тогда экономическая ситуация в стране стала меняться: в девяностые в школу пошли дети, которых родители не научили читать, потому что им уже не хватало времени и денег, и дефект новой системы стал абсолютно очевиден.

Фонетическая система не учила читать, не учила грамотности, наоборот, порождала проблемы. Но у нас ведь как? Не букварь плохой, а дети плохие, не подходят к букварю. В результате стали учить фонетическому разбору с детского сада. Ведь чему учат детей? Что «мышка» и «мишка» начинаются по-разному и обозначают их в фонетической системе по-разному. А «зуб» и «суп» в этой системе оканчиваются одинаково. А потом бедные дети начинают писать буквы, и оказывается, что их предыдущие знания не сочетаются с новыми. Зачем, спрашивается, им было все это заучивать и отрабатывать? Они потом и пишут «фторник», «ва кно» вместо «в окно».

- А какая под этим теоретическая подкладка?

У Эльконина была теория, что чтение - это озвучивание графических символов, вот он это и стремился всеми силами внедрить. А на самом деле чтение - это понимание графических символов, а озвучивание - это музыка. У него вообще много теоретически сомнительных высказываний, и все это с пиететом цитируется. На этом люди делают диссертации и потом, естественно, держатся за эти подходы. У нас другого преподавания нет, только этот принцип обучения. А мне, когда я пытаюсь с этим спорить, говорят - вы академический психолог, не педагог, и не понимаете, что без фонетического разбора и фонематического слуха чтению не научить. А я, между прочим, четыре года работала в школе для глухонемых и они прекрасно учились грамотному письму тем же методом, которым учили нас - зрительно-логическим. А у них, как вы понимаете, нет ни фонематического слуха, ни какого-либо другого.

- Хочу с вами поговорить еще об одной болевой точке - системе ценностей, формирующейся у школьников

У нас сейчас полиментальная страна, в которой параллельно существует много систем ценностей. И прозападная, и советская, и этнически-ориентированные системы, и криминально-ориентированные. Ребенок, естественно, бессознательно перенимает ценностные установки от родителей и окружения. Школа в этом никак не участвовала до двухтысячных годов. Задачи воспитания из современной школы на какое-то время ушли, сейчас их пытаются вернуть.

Пытаются ввести культурно-просветительские циклы, например, для формирования толерантности. Только никакой толерантности эти циклы не формируют. Дети могут на эту тему написать сочинение или подготовить рассказ, но отнюдь не становятся более терпимыми в своей бытовой жизни.

Надо сказать, что как раз-таки у детей с более развитым понятийным мышлением спокойное восприятие другого бытового поведения, другой культуры выражены больше. Потому что у них прогностические способности выше и «другие» для них не столь непонятны, так что не вызывают такого чувства тревоги или агрессии.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши