Полям от античной триумфальной арки. Триумфальные арки древнего рима

Главная / Печь для беседки своими руками

Одна из самых больших арок за все время истории Рима, Арка Константина была построена в 315 году н. э. Находится она между Колизеем и Палантином на улице Виа Сакра. Ее строительство было посвящено победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста.

Размеры арки впечатляют: высота 21 м, ширина 25,7 м и глубина 7,4 м. Основная часть строения выполнена из мраморных блоков, а аттик – из кирпича, облицованного мрамором.

Оригинальный декор

  • Для оформления арки были использованы элементы, которые когда-то находились на других сооружениях. Этому есть три пояснения:
  • Для строительства арки, которая достойно бы смотрелась на фоне предыдущих построек, нужны были навыки, а их бесследно утратили в период упадка Римской империи 4 века н. э.;
  • создатели арки были ограничены во времени, ведь начало работ было положено в конце 312 года, а завершить строительство нужно было к лету 315 года;
  • применение элементов декора других времен – это чистой воды символика. Таким образом, Константин перечислялся в ряду других «хороших императоров».

Оформление Аттика

8 барельефов, которые сняты с памятника эпохи Марка Аврелия, попарно украшают аттик, а с северной его стороны можно посмотреть изображение возвращения императора в Рим после военного похода. Напротив, с южной стороны строения видно, как император встречает германского вождя и других пленников, его обращение к войскам и момент приношения в жертву животных. Барельеф с раздачей денег народу имеет следы фигуры Комода – сына Марка Аврелия.

Вершины каждой колонны уникальной достопримечательности Рима венчают фигуры даков, которые, скорее всего, были сняты с форума Траяна. Такое же происхождение имеют барельефы с боковых стен аттика арки, а также центрального пролета. На них изображен праздник победы над даками.

Центральная часть трехпролетной арки

Желтый мрамор увековечен в коринфских колоннах, чьи основания украшают рельефы с изображением Виктории, пленных варваров и римских солдат. Над боковыми арками находятся медальоны, их размер – 2 метра в диаметре. Они изображают моменты жертвенности и охоты. На таких же медальонах с боковых сторон арки народу являют свой лик божества Солнца и Луны на колесницах.

Арка Константина – это достопримечательность Италии, которая стала историей. Константин увековечил свой поход против Максенция изображением на рельефном фризе. Изучив архитектуру начала эпохи, можно с легкостью рассказать о событиях и явлениях тех времен.

Учитывайте, что осмотр достопримечательностей города займет достаточно много времени, и лучше заранее позаботиться о бронировании гостиницы в Риме . А отправиться на интересную экскурсию можно в

Триумфальные арки и колонны. Наиболее распространенными были триумфальные арки, возводившиеся уже в республиканский период, но ставшие особенно популярными в императорскую эпоху. К IV в. н.э. в Италии и провинциях насчитывалось более 350 арок. Аркам придавалось самое различное значение - политическое, мемориальное, религиозное, триумфальное. Они возводились в честь императоров, государственных деятелей или даже частных лиц; в городах и в пограничных областях - в знак подчинения их Риму, а также по случаю постройки или реконструкции дороги или моста, у входа на форум или стадион, в цирк, в порт и т.д. Римская арка служила для прохода и проезда, а также как пьедестал для статуи, скульптурной группы или квадриги. В немногих сохранившихся памятниках эти венчающие части утрачены много столетий назад, поэтому наше представление о римских арках неполно. Арка состояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. Римская арка сформировалась к середине I в. до н.э. На ее сложение оказали влияние городские ворота и арки эллинизма.

Самые ранние арки были деревянными. Из источников известно о существовании однопролетных триумфальных арок с позолоченными бронзовыми статуями, которые в начале II в. до н.э. были поставлены на Римском и Бычьем рынке столицы по случаю победоносного окончания похода в Испанию. Подобная арка в 133 г. до н.э. была воздвигнута в Риме в честь трибуна Тиберия Гракха, погибшего в борьбе за права народа. В ранних сооружениях наряду со сводчатыми еще встречались и плоские покрытия. В арке Августа на Римском форуме (29 г. до н.э.) центральный сводчатый пролет был фланкирован боковыми пролетами прямоугольных очертаний (рис. 135).

Среди дошедших до нас арок одна из наиболее древних - арка в Аримине (совр. Римини), 27 г. до н.э., построенная в ознаменование реконструкции важной в военном отношении Фламиниевой дороги (рис. 136). При въезде в Рим ей соответствовала арка на мосту Мульвия, через который дорога входила в столицу. Благодаря относительно малой глубине свода арка в Аримине, заключенная между двумя крепостными башнями, по своим пропорциям напоминала архитектурно оформленный проем в стене и была еще очень близка по типу к городским воротам, из которых она перестроена. Пролет арки (размером 9 м) обрамлен портиком из коринфских полуколонн с раскрепованными частями антаблемента над ними и низким фронтоном между ними. Западающий относительно полуколонн архитрав прикрывает продолженные клинья арки и включает в себя скульптурное украшение замкового камня, которому соответствуют рельефные медальоны в углах тимпана над профилированным архивольтом. Невысокий аттик с надписью, видимо, возвышался над средней частью, как и фронтон, акцентируя только арочный пролет. Таким образом, конструкция и декор арки в Римини мало согласованы друг с другом и в целом производили впечатление прорезанной проемом стены, на которую была наложена архитектурная декорация.

Арка Августа в Аосте (древней Августе Претории), построенная в 25 г. до н. э. в честь основания императором нового города-колонии, уже выделилась из линии городских стен и представляла собой изолированный объем с углами, подчеркнутыми колоннами, и одним глубоким сводчатым проходом шириной 8,86 м (рис. 137). Внутренняя часть арки была украшена росписями. В отличие от предыдущей эта арка мыслилась уже не как проем в стене, а как монументальный проход, образованный пилонами и сводом, т.е. тектоника стены заменена здесь тектоникой, проистекающей из особенностей нового вида сооружения. Ордер также приобрел другой смысл. Зрительно выделив из общей массы сооружения, несущие пилоны, которые одновременно ограничивали пролет и поддерживали верхние части постройки, ордер тем самым выявил обе функции арки - парадного проезда и пьедестала скульптурной группы. Это было важным достижением, определившим в дальнейшем основные черты монументальных римских арок.

В то же время некоторые архитектурные членения здесь еще разномасштабны и плохо согласованы друг с другом: пилястры архивольта чрезмерно малы по сравнению с коринфскими полуколоннами, а протяженность средней части дорического антаблемента, выступающего над архивольтом арки, подчеркивает слабость частей антаблемента над угловыми полуколоннами. Пропорции арки в Августе Претории несколько тяжелы, вследствие чего она сохраняет сходство с городскими воротами.

Уже к концу I в. до н.э. триумфальные арки приобрели стройность пропорций. Этим особенно отличается арка Августа в Сегузионе (совр. Сузе, Лигурия, 7 г. до н.э.), возведенная жителями города в память о проведении им дороги через Альпы (рис. 138). Эта арка окончательно приняла вид самостоятельного сооружения, уже ничем не напоминая ворота в крепостной стене. Объем ее более развит - глубина пролета равна его ширине. Трехмерность арки подчеркнута трехчетвертными колоннами по ее углам и сильной горизонталью лишенного раскреповок антаблемента, обходящего сооружение поверху. Гладь пилонов и плоское обрамление пролета, в котором архивольт плавно переходит в пилястры без импостов, прерываемый лишь их капителями, придают сооружению редкую целостность. Архитектурные средства применены здесь крайне лаконично, декор сведен к рельефной ленте фриза. От других арок I в. до н.э. арка в Сегузионе отличается ясностью форм и гармонией целого.

Дальнейшее развитие римской арки позволяет проследить арка Сергиев в Поле (рис. 139). Она была поставлена, видимо, в 1-й трети I в. частным лицом - знатной горожанкой Сальвией Постумой - в честь трех ее погибших братьев и носила ярко выраженный мемориальный характер. Стройность и тектоничность арки в Сегузионе здесь сохранены, но композиция усложнена введением двух коринфских полуколонн на фасаде. Вместе с угловыми они составили пары тесно сдвинутых полуколонн по сторонам пролета. Постановка пар полуколонн на отдельные цоколи повлекла за собой раскреповку соответствующих им частей антаблемента и аттика. В центре аттик тоже раскрепован, образуя так же, как и в боковых его частях, пьедесталы для ныне утраченных статуй трех Сергиев. Таким образом, фасады арки получили динамичное решение, образовав два пространственных плана, оживленных игрой светотени. Второй план украшен впервые появившимися на арке фигурами летящих гениев в углах тимпана и надписями в западающих плоскостях аттика. Поверхности пилястр и свода покрыты тонким плетением растительного орнамента, мелкий узор которого живописно оттеняет крупные архитектурные формы. Все членения арки хорошо согласованы друг с другом, образуя единый архитектурный организм.

140. Рим. Арка Тита, 81 г. н.э. Ордер, общий вид

Классической завершенности этот тип сооружений достиг к концу I в. в триумфальной арке Тита , посвященной победе в Иудейской войне 70 г. Воздвигнутая в 81 г. в самой высокой точке Священной дороги и хорошо обозримая, арка монументально оформила торжественное вступление триумфальных процессий на Римский форум и далее к Капитолийскому храму (рис. 140, 141). Ее фасады повторили в общих чертах композицию арки в Августе Претории, раскреповки антаблемента над пролетом и над угловыми колоннами. Но те элементы, которые там диссонировали друг с другом, в арке Тита гармоничны, благодаря удачным пропорциям. В этом отношении здесь преодолены крайности более ранних арок - слишком приземистой арки в Августе Претории и подчеркнуто стройной арки в Поле. Близкие к квадрату пропорции придавали арке Тита спокойную устойчивость. Это впечатление усилено четко воспринимаемым расчленением фасадов на три взаимно уравновешенные горизонтальные (цоколь, средняя часть и аттик) и вертикальные (пролет и пилоны с соответствующими им частями антаблемента и аттика) зоны. В то же время легкое преобладание вертикальных членений выражает упругость несущих усилий арки - пьедестала под квадригой императора.

Столь же гармонично, и соотношение гладких поверхностей и декора. В арке Тита композиционный и смысловой центры сооружения совпадают. Скульптурный декор, раскрывающий назначение арки, сосредоточен в ее проезде и в центральном поле фасада, где он оттенен гладкими плоскостями пилонов и боковых делений аттика. Ширина арочного пролета акцентирована узкими глухими окнами по его сторонам (за одним из них внутри пилона находится лестница, ведущая на аттик). Не одна триумфальная процессия проследовала через арку Тита. На расстоянии, которое скрадывало детали, арка представала в величавой цельности своего внешне простого объема, возносившего статую императора на колеснице. При приближении становились различимыми слова посвятительной надписи на аттике, а затем и фриз со сценами жертвоприношения богам в благодарность за победу. Пролет арки окаймлял сильно профилированный архивольт с резной волютой на замковом камне, украшенной фигурой Фортуны. Летящие Виктории в тимпанах осеняли знаменами вступающих под арку победителей. Внутри проезда, на рельефе правого пилона, параллельно идущим двигалась колесница триумфатора Тита, окруженная ликторами и направляемая богиней Ромой. На левом рельефе римские воины вели пленных и несли трофеи, взятые из Иерусалимского храма, - алтарь с трубами и священный семисвечник. Все рельефы выполнены с большим мастерством и отличались сочностью форм и тонкостью их обработки.

Арка носила и мемориальный характер: в середине ее кессонированного свода было изображение гения обожествленного императора, возносимого орлом Юпитера на небо. Внутри аттика, как полагают, находилась урна с прахом Тита, к которой и вела лестница в пилоне.

Арка Тита классична по достигнутому в ней органическому единству функций, архитектуры и декора, по безукоризненному чувству меры, которое проявилось и в композиции фасадов и рельефов, и в лаконизме архитектурных и декоративных средств. В арке Тита впервые применен композитный ордер.

Преемник Тита Домициан построил много арок, но все они были разрушены после его смерти. Арки начала II в. н.э. следуют типу, установленному аркой Тита. В правление Траяна в Анконе были реконструированы маяк и мол, опиравшийся на обращенные к морю аркады. При окончании работ в 115 г. порт украсила арка в честь Траяна и его семьи (рис. 142). Благородной простотой своего облика она близка к арке Тита, но пропорции её сильно удлинены: отношение ширины пролета к его высоте равно 3,25x8,2 м. Высота арки обусловлена сопоставлением ее с длинным молом, на котором низкое сооружение могло бы затеряться. Впечатление вытянутости усиливали резко обозначенные вертикали ордера, продолженные раскреповками не только аттика, но и цоколя. Раскрепованные части аттика служили пьедесталами для статуй, венчавших арку. Скромность декора - профилированные филенки и бронзовые гирлянды - отвечала деловому характеру портовых построек. Арка Траяна придала порту архитектурную законченность.

Другой архитектурный образ у арки Траяна в Беневенте (114-115 гг.), возведенной в честь постройки дороги Рим-Бриндизи (рис. 143). Ее фасады, целиком покрытые мраморными горельефами, воскрешали изобилие скульптурного декора эпохи Флавиев. На стороне арки, обращенной к городу, рельефы повествуют о созидательной деятельности императора, а на внешней стороне - о его завоеваниях. По сравнению с аркой Тита здесь нарушено равновесие между архитектурой и декором в пользу последнего, что привело к выразительности иного рода. Пилоны, в арке Тита гладкие, здесь разбиты и по горизонтали - скульптурными полосами двух разных масштабов, и в глубину - между сильно выступающими передними фигурами идет второй ряд фигур, а за ними - плоскость стены. Многоплановость фасадной поверхности выявлена светотенью, очерчивающей фигуры на рельефах. Густые тени от карнизов контрастировали с освещенными полуколоннами и выступами аттика, сообщая арке живописность. Но подобное решение фасадов арки зрительно создало обманчивое впечатление конструктивной слабости сооружения. Раздробленные рельефами несущие пилоны воспринимаются как заполнение между ордерными членениями, образующими хрупкий каркас, который наверху отягощен тяжелыми выступами карниза и аттика. Отсутствие чувства меры в употреблении декора проявилось и в более поздних арках.

К III в. развилась усложненная форма арки. Вместо однопролетных стали сооружаться трехпролетные арки, в которых центральный проем обычно превышал боковые. Колонны, прежде примыкавшие к фасаду, отделились от арки и стали помещаться перед пилонами на отдельных постаментах. Соответственно усилилась раскреповка венчающих частей ордера. Самой ранней аркой с тремя пролетами в Италии была несохранившаяся арка Августа на Римском форуме. В разработке типа трехпролетной арки немалую роль сыграли зодчие провинций - Галлии и Северной Африки.

Древнейшая сохранившаяся трехпролетная арка сооружена в начале империи в Араузио (рис. 144). Она имеет сходство с однопролетными арками того же времени: в оформлении главного фасада применен фронтон, как в арках Аримина и Вероны. На самое начало развития типа трехпролетной арки указывает и то, что в ней зодчие еще не следуют правилу, обязательному для более поздних арок: уровень импостов среднего прохода должен лежать над замком архивольта боковых сводов. Формы еще не уравновешены, аттик чрезмерно тяжел, членения фасада слишком дробны, а декор чрезвычайно обилен (черта, характерная для галльского искусства этого времени). Высокий, разбитый на два яруса аттик арки образует три постамента для скульптурных групп. Необычна трактовка антаблемента боковых фасадов арки. Раскрепованный над средними полуколоннами антаблемент изогнут в виде арки - прием, очень употребительный в восточно-римской архитектуре.

В пределах Италии сохранились только трехпролетные арки последних двух столетий империи.

В 203 г. в Риме у подножия Капитолия была воздвигнута мраморная триумфальная арка Септимия Севера , посвященная победам императора в Месопотамии. Ее большая высота - 23 м отчасти определялась постановкой в пониженной части форума. Арку увенчивали: в центре - фигуры Севера и его сыновей Геты и Каракаллы на колеснице с шестеркой коней, а по углам - четыре конные группы. Особенность арки составили внутренние проемы в средних пилонах. Композиция фасада не совсем удачна. В сопоставлении с плоским аттиком, заполненным рельефами, фасад кажется перегруженным. Особенно нетектонично решено его среднее звено. На облицованных барельефами пьедесталах колонны композитного ордера выглядят лишенными опоры, а наверху они не находят завершения, так как целиком занятый надписью аттик не раскрепован в центре. Рельефы арок - низкого качества, со слишком мелкими фигурами.


Почти все эти недостатки были преодолены в арке Константина , построенной в 315 г. между Колизеем и Палатином (рис. 145-147). Эта триумфальная арка в честь победы Константина над Максенцием достигала в высоту 20,35 м и была скомпонована из готовых фрагментов, снятых с сооружений конца I - начала II вв.г что очень характерно для строительства поздней империи. Рельефы среднего пролета, медальоны со сценами охоты и жертвоприношения и восемь статуй варваров на аттике перенесены с арки Траяна у Капенских ворот. Лишь низкие по качеству фризы над малыми пролетами, рельефы цоколей и медальоны коротких боковых фасадов арки одновременны сооружению. Несмотря на «сборность» и некоторую непропорциональность отдельных деталей, арка Константина обладает большими архитектурными достоинствами. Она ясно организована: коринфские колонны, продолженные раскреповками венчающих частей арки и статуями, делят весь фасад на три неравные звена. Принцип симметрии последовательно проведен в композиции арки в целом и в отдельных ее частях: боковые звенья симметричны среднему, а детали расположены симметрично главной оси каждого звена, которая выделена замковым камнем арки и вертикалью аттика. Столь четкое распределение отдельных элементов придает целому спокойную уравновешенность. Проходящие поверх горизонтальных членений арки сильные вертикали колонн и раскреповок объединяют все части фасада в один целостный объем, органичность которого особенно очевидна при сравнении с аркой Септимия Севера. В то же время выступы этих вертикалей, ритмически чередуясь с углублениями фасада, делают объем арки пластичным. Желтый мрамор ордера в сочетании с порфировым фоном облицовки оживил сооружение, придав ему не свойственную большинству арок мажорность цвета.

Для акцентирования центральной части сооружения применен противоположный по сравнению с аркой Тита прием. Скульптурный декор сосредоточен не в центре, а по краям фасада, поэтому широкое ровное поле среднего деления аттика с посвятительной надписью выделяется по контрасту с боковыми его частями, которые измельчены рельефными вставками. Высокое качество большинства рельефов со сценами битв и триумфа созвучно мастерству композиции, что делает арку Константина лучшей из арок поздней империи.

Кроме одно- и трехпролетных арок, а также более редких двухпролетных, ставившихся иногда в виде пропилей у входа в цирк, на мост и т.п., существовал еще интересный тип четырехстолпных арок - тетрапилов. Тетрапилы обычно воздвигались на перекрестке улиц и были равнофасадны.


Арка на Бычьем рынке , построенная в IV в. н.э. и известная под ошибочным на-званием арки Януса, - одна из немногих сохранившихся (рис. 148). Четыре массивных, частично пустотелых пилона с помещениями внутри были перекрыты крестовым сводом, облегченным амфорами, и увенчивались пирамидой. Внешний вид арки был необычен из-за отсутствия раскреповок и колонн. Одинаковая обработка равных по величине фасадов и аттика рядами декоративных ниш подчеркнула кубическую форму сооружения и его центричность. Обработанные в виде раковин полукруглые завершения ниш были обведены профилированными архивольтами и обрамлены тонкими колонками. Три яруса колонок образовали прозрачную сетку, наложенную на фасады. Изящные формы колонок, сопоставленные с нарядными нишами, контрасты света и тени, солнечные блики на белой мраморной поверхности фасадов делали объем арки легким и изысканным.

Арки сохранились во многих провинциальных городах империи, особенно в Африке. Провинциальные архитекторы, возводившие арки, по-своему истолковывали римские принципы. Это хорошо показывает арка Адриана в Афинах, поставленная в 120 г. н.э. на границе старого и нового города (рис. 149) и оформлявшая вход в Олимпейон. Являясь одновременно мемориальной аркой и воротами, включенными в ограду, она сильно отличается по своему облику от большинства римских арок. Вместо массивного аттика ее увенчивает легкая колоннада с двусторонней эдикулой в центре. Несколько большая ширина нижней части создает впечатление устойчивости конструкции, не лишая ее легкости и стройности. В то же время чрезмерная ширина прохода (6,1 м) и то обстоятельство, что архивольт врезается в архитрав, показывают, что греческим архитекторам было трудно проникнуть в логику римских конструктивных решений. Арка Адриана показывает греческую переработку римской архитектурной темы; она очень удачно вписывается в окружающий городской пейзаж, которому не соответствовала бы рядовая римская арка, слишком тяжелая для архитектуры Афин.

Очень распространенным в провинциях был тип трехпролетной триумфальной арки. Такими были арки II в. - в Пальмире на повороте дороги (Сирия, рис. 150), Антиное (Египет), Тимгаде и Сбейтле (Северная Африка). Особенно интересна трехпролетная арка в Тимгаде (рис. 151), обычно называемая аркой Траяна, хотя она построена несколько позднее. Здесь отчетливо видно, как изменилось оформление углов трехпролетных арок. В самых ранних арках (в Араузио) угол оформлен трехчетвертной колонной, в Тимгаде ее заменила пилястра, а в более поздних (арки Септимия Севера и Константина в Риме) оформление угла отсутствует. Четыре коринфские колонны на фасаде арки уже не связаны непосредственно с пилоном. Раскреповка антаблемента арки в Тимгаде и два сегментовидных фронтона, соединяющих колонны попарно, создавали впечатление, что они обрамляют в большей степени боковые проходы, чем центральный. Ниши со статуями над малыми проходами были обрамлены колонками, опиравшимися на консоли. Своеобразие арки в Тимгаде заключается в акцентировании боковых частей фасада. Их пластическая разработка представляет контраст плоскостной, заглубленной центральной части арки.

Кроме арок триумфальными сооружениями служили также колонны, лучшим образцом которых была триумфальная колонна Траяна на его форуме и повторившая ее позже колонна Марка Аврелия в Риме (рис. 152).

Трофеи . Эти монументальные памятники воздвигались римлянами в знак победы в завоеванных странах или на их границах, прославляя победоносное римское оружие и напоминая покоренным народам о могуществе завоевателей. По архитектурной композиции они чрезвычайно близки к мавзолеям тумулусного типа. Одни из трофеев имели большое сходство с высотными мавзолеями. Таков трофей Августа в Турби, воздвигнутый в 7-6 гг. до н.э. императором после его завоевания Альп. Это было стройное здание башенного типа: на низком цоколе располагался объем квадратного сечения со стороной 32,5 м, на который опирался цилиндр диаметром 21 м, прорезанный нишами и окруженный 24 колоннами. Над конической кровлей возвышалась бронзовая статуя Августа-победителя с фигурами скованных варваров у его ног (рис. 153). Внутри был ряд лестниц для подъема на верхний ярус.

154. Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. Детали рельефного фриза; реконструкция

Другие по своему образу ближе к классическим мавзолеям I-II вв. н.э. К этой категории принадлежал трофей Траяна в Адамклисси, построенный в 109 г. н.э. после победы над даками, жившими по Дунаю, на территории современной Румынии (рис. 154). Могучее кольцо его стен (диаметром 27 м) окружал пояс метоп укрупненного масштаба. По гипотезе Ф. Бобу-Флореску (F. Bobu-Florescu. Monumentul de la Adamclissi Tropaeum, Bucuresti, 1961) он проходил в средней полосе стены. Его рельефы в шести батальных сценах, составленных из девяти метоп каждая, красноречиво раскрывали жестокую историю порабощения Дакии римлянами. Выложенная каменной черепицей крыша имела чешуйчатую поверхность. Ее плавное восхождение (под углом в 45°) подводило взор к двухъярусному шестигранному постаменту, на котором у подножия грозного трофея в мучительных позах застыли скульптурные фигуры пленных даков. Монумент в Адамклисси, посвященный Марсу Мстителю, достигал 32 м в высоту и был хорошо виден издалека. Его окружали широкие ступени, приглашавшие зрителей - в большинстве своем покоренных, но не смирившихся даков - рассмотреть на близком расстоянии рельефы фриза, которые показывали неумолимую силу захватчиков. Трофей, в Адамклисси, в полном смысле слова являвшийся памятником монументальной пропаганды, был поставлен для лучшего обозрения на открытом месте.

Триумфальная арка Константина - величественное строение и наиболее сохранившаяся из всех существующих ныне в Риме арок. Сооруженная меньше, чем за три года, она символизировала грандиозную победу, одержанную Константином над узурпировавшим власть в Римской империи императором Максенцием в битве у Мульвийского моста. Мировое значение битвы заключалось в том, что она привела к легализации христианства и превращению его в государственную религию.

Битва у Мульвийского моста, который до сих пор существует в Риме — сражение Константина с императором-самозванцем Максенцием, состоявшееся 28 октября 312 года. По стратегическим соображениям и будучи уверенным в своей победе, Максенций приказал разрушить Мульвиев мост, стоящий на пути продвижения армии Константина, не оставив, при этом, себе возможность для отступления. Решив биться с Константином на правом берегу Тибра, Максенций оказался перед необходимостью переправить туда свою армию, для чего велел навести недалеко от моста понтонную переправу из связанных между собой лодок.

Но увы, в этот раз судьба не улыбнулась императору-самозванцу. Битва оказалась непродолжительной - под сокрушительным натиском соперника, войска Максенция в панике бросились отступать, но за ними была только шаткая переправа, разрушенный каменный мост и широкое русло реки Тибр. Значительная часть армии, сумевшая избежать смерти от меча и копья, нашла её в водах реки, та же участь постигла и императора Максенция, который пошел ко дну реки под тяжестью своих доспехов.


Глядя на старые полотна, трудно представить, о чем мог думать император в последние секунды своей жизни, падая в воды Тибра с высоты разрушенного моста. Может, и мелькнула мысль сожаления о разрушенном мосте, который смог бы спасти как его жизнь, так и его армию, но история это умалчивает. А вот сама ситуация не оставляла места для неопределенности - Константин приказал достать из реки тело поверженного самозванца и на следующий день голову Максенция отправили в Рим. Победитель велел насадить ее на остриё копья, чтобы все видели — борьбе за власть в Риме положен полный и решительный конец. Константин стал единоличным правителем западной части Римской империи.

На протяжении веков архитектура была неотъемлемой частью политики - пришедшие к власти правители воплощали собственные амбиции и могущество в монументальных архитектурных сооружениях. А одержанная победа и императорский титул должны были материализоваться в нечто грандиозное и первым из таких сооружений стала триумфальная арка, заказчиком которой выступил Римский сенат. Её строительство началось в конце 312 году, вскоре после одержанной победы, а завершилось 25 июля 315 года.


Сегодня, глядя на эту огромную, высотой в двадцать один метр арку, трудно представить, что перед нами стоит не просто обычный памятник, а уникальный "коллаж" античного Рима. Дело в том, что элементы декора для триумфальной арки собирали с уже существовавших на то время построек античного Рима и готовыми фрагментами декорировали вновь созданное строение. Причина сего, скорей всего, кроется в узких временных рамках, которые были поставлены перед строителями, а также изобилие бесхозных скульптур и барельефов, которыми был насыщен Рим. Впрочем, есть и другая теория (на основе последних исследований), что эта арка была возведена в эпоху Флавиев (69—96 гг.) и её использовали как основу для новой конструкции. Имея изначально один вход, к арке были пристроены боковые пролеты, затем её декорировали как вновь созданными скульптурными барельефами, так и взятых с древних античных построек.

Восемь панелей времен Марка Аврелия (161—180), установленные на аттике, были взяты с арки, которую возвели в честь побед Марка Аврелия над германскими племенами и которая когда-то стояла на склоне холма Капитолия.

Барельефы с аттика арки, южная сторона, правая часть: император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка.


Барельефы с аттика арки, южная сторона, левая часть: перед императором предстаёт германский вождь и другие пленники.



Между панелями, на вершине каждой колонны, расположили фигуры плененных даков, взятые с форума Траяна и напоминающие о военном походе Траяна против них.



Над боковыми арками расположены парные медальоны, созданные во времена правления Адриана. Трудно сказать откуда они были взяты - исследования ученых показали, что они ранее не использовались для других сооружениях. Возможно, они уже украшали предшествующую арку. На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений. Одной из фигур медальонов являлся император Адриан, однако на четырёх из них его голова была заменена на голову Константина, а на остальных четырех - головами его отца Констанция I-го или восточноримского соправителя Константина - Лициния.

На снимке - медальоны со сценами "Охота на дикого кабана" и "Принесение жертвы Аполлону", "Жертвоприношение Диане", "Жертвоприношение Аполлону", "Выезд на охоту", "Жертвоприношение Геркулесу".

При Константине был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается отбытием из Милана, продолжается сценами из военной кампании, далее идет въезд Константина в Рим, выступления перед народом и раздача денег. В это же время были созданы фигуры богини Победы, божеств рек и времен года, а также медальоны на коротких сторонах арки.


Восемь коринфских колонн выполнены из нумидийского желтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением римских солдат, богини Виктории и пленённых солжат.


Предполагается, что изначально это строение было увенчано квадригой, которая исчезла в результате вторжения вестготов под предводительством Алариха в 410 году или нападения Гейзериха в 455 году.

Надпись на арке гласит, что Флавий Константин Максим победил тирана и всех его сторонников "по божественному вдохновению и величии духа", однако под этими словами можно различить более ранний текст: " по мановению Юпитера Оптима Максима". Вероятно, изменение внесли, когда император впервые увидел надпись (которую составили без его ведома), то есть во время его возвращения в Рим в 315 году, когда его религиозная позиция, по-видимому, определилась чётче. Первоначальный текст показывает, что непосредственно после победы было ясно, что император - римлянин-язычник.

Каналетто (1697-1768). Вид на арку Константина


Совокупность различных элементов арки, как с точки зрения архитектурного стиля, так и с точки зрения исторических эпох, превратило арку Константина в яркий пример бесконечного римского контраста, подобно тому, как сегодня в современном Риме, бок о бок соседствуют архитектурные сооружения разных веков и стилей...

И вот такой интересный факт - перед боем с Константином на Палатинском холме императором Максенцием были спрятаны ценные для него вещи. Поскольку он погиб в битве у Мульвиева моста вместе со своими соратниками, на протяжении последующих семнадцати веков местонахождение клада оставалось неизвестным. В 2007 году, во время проведения строительных работ по прокладке тоннеля для римского метро, все эти сокровища, считавшиеся безвозвратно утерянными, были найдены. В деревянном ящике, обёрнутых шёлковой и льняной тканью - останки имперских боевых знамён - археологи обнаружили церемониальные артефакты: наконечники от флагштока, наконечники копьев и алебард, а также несколько скипетров, украшенных стеклянными сферами.



Триумфальная арка Константина — одна из крупнейших и лучше всего сохранившихся времен Древнего Рима. В отличии от арок Септимия Севера и Тита ее можно бесплатно осмотреть, обойдя вокруг. Пройти через нее не удастся.

Является одним из самых известных древнеримских сооружений, ярким образцом античной архитектуры, символом заката великой Римской империи.

Историческая справка

В отличие от других триумфальных арок, Константинова символизирует не победу над внешним врагом, а триумф на войне гражданской. В октябре 312 года Константин наголову разбил войско Марка Максенция у Мульвиева моста, показав себя отличным стратегом.

Существует предание, что перед этой важнейшей битвой Константину было знамение: во сне он увидел знак креста. Христианский символ он взял с собой в бой и одержал с ним победу. Позднее Константин, наречённый Великим, объявил христианство единой религией империи и перенёс столицу в Константинополь.

Арку строили три года и закончили в 315 году. Было возведено приземистое монументальное сооружение 21-метровой высоты, из трёх пролётов, с длиной фасадов около 26 м и шириной торцевых сторон 7,5 метров. На фронтальных сторонах арки выделялись восемь коринфских колонн из нумидийского мрамора. Над ними были установлены статуи даков, выполненные из мрамора другой породы – светлого, с фиолетовыми прожилками. Основная часть строения была выполнена из массивных беломраморных блоков.

Декор

Декор для арки строители взяли с ранее существовавших римских построек: у создателей столь грандиозного сооружения было мало времени на его скульптурное оформление. Три года для той эпохи считались очень коротким сроком. Историки предполагают и другое объяснение этому факту – символическое объединение Константина с великими правителями прошлого. На некоторых элементах декора арки угадываются изображения ранее правивших императоров – им придали сходство с императором Константином.

Аттик

Восемь статуй для аттика арки были взяты с . Восемь барельефов на аттике были перенесены с другой, ранее разрушенной арки времён Марка Аврелия. Позаимствован был и мраморный фриз – его разделили на четыре фрагмента и установили над малыми арками и внутри главного пролёта. На этих украшениях можно узнать военные сцены времён Траяна. Медальоны, установленные над боковыми арками, изображают сцены охоты императора Адриана.

Сегодня арка Константина считается самой знаменитой из древнеримских арок и наиболее сохранившейся. Она стоит на древней дороге Via Triumphalis, между и . Эта арка стала наглядным образцом для многих более поздних триумфальных сооружений, построенных в мире.

Посещение этой достопримечательности бесплатное.

Как добраться

Ближайшая остановка — метро Colosseo (линия В).
Можно доехать до Арки на автобусе:
51, 75, 85, 87, 118, №2 до остановки Colosseo;
75, 85, 87, 118, С3, №2, №10 — до Celio Vibenna.
На трамвае 3, 8 — до Piazza Del Colosseo.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Колизей (от colosseus - громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (Amphitheatrum Flavium ) - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени

Начну с истории, хотя, наверняка, она многим знакома. В этом случае просто освежим свои воспоминания.

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во IIвеке был достроен последний четвертый этаж.

Так выглядел Колизей по проекту, и, наверное, он действительно был таким при постройке в первом веке новой эры.

А таким изобразил Колизей Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) на своей картине "Вид Рима. Колизей". На переднем плане Триумфальная арка Константина.

Это очень близко к тому, что мы видим сейчас спустя 2 столетия после написания этой картины

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.

Сейчас бесплатно Колизей можно посмотреть только снаружи. Обратите на толпы туристов вокруг. А в Древнем Риме не только вход был бесплатным, там еще зрителей бесплатно кормили. Неудивительно, что треть жизни римляне проводили в Колизее, где до 100 дней в году шли разные игры, соревнования и праздники!

Еще немножко исторических фактов.

Под ареной была целая система клеток, галерей, складских помещений, раздевальных и подвалов, сейчас открывшихся благодаря проведенным раскопкам. Речь идет о целом ряде помещений, где хранились различные предметы и механизмы, и где содержались животные до и после зрелищ. Основными зрелищами были бои гладиаторов и охота на животных (слоны, тигры, львы, медведи, бегемоты и т. д.). На арене происходили также выступления фокусников, спортивные состязания, конные турниры и даже морские битвы. Нижняя часть Колизея под ареной заполнялась водой из специально подведенных акведуков.

Из истории известно, что в день, когда официально открыли Колизей в Риме, на арене погибло более двух тысяч гладиаторов и было убито около пяти тысяч животных. А по самым скромным подсчётам, за всю историю этого уникального памятника архитектуры, здесь погибло более полумиллиона человек и не менее миллиона хищников.

В день официального открытия Колизея на его арене было убито 5 тысяч животных. По скромным оценкам, за всю историю этого сооружения в нем было убито более 500 тысяч людей и более миллиона животных.

В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала. Не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения.

В конце 13 века здесь вообще образовали каменоломню: из частей Колизея были построены более 20 аристократских домов и церквей - его использовали как дешевый строительный материал. Часть разрушенного землетрясениями Колизея была использована на строительство базилики Святого Петра… Каждый пытался утащить хотя бы кирпичик.

Камней в Колизее оказалось так много, что до сих пор из их остатков производят различные сувениры. Один из таких сувениров, как память о конференции по электролюминесценции 2008 года, я храню в своей коллекции.

Настоящий травертиновый мрамор 1 века, из которого построен Колизей.

В завершение первой части рассказа о Колизее я попытался оценить, сколько фотографий Колизея сделано человечеством за последние годы. По посещаемости всех музеев Италии Колизей уверенно занимает первое место. За год его посещают около шести миллионов туристов. За последние 20 лет, когда стали активно использоваться цифровые камеры, его посетило около 120 миллионов. Если предположить, что каждый посетитель сделал хотя бы десяток снимков (на самом деле гораздо больше), то уже получается умопомрачительная цифра, превышающая 1 миллиард снимков! Можно ли при этом что-то новое добавить в общую фото копилку о Колизее? Наверно, нет. Тем не менее, у каждого свои ассоциации, поэтому приведу несколько фотографий, каким нам запомнился Колизей.

Таким мы увидели Колизей в первый день нашего пребывания в Риме со смотровой площадки Витториано.

Величественный скелет

Триумфальные арки

Арка Тита

Возвращавшихся после успешных побед полководцев или императоров в Древнем Риме встречали всегда торжественно. Чтобы увековечить их подвиги, стали возводить специальные триумфальные арки. Это были мощные каменные сооружения, украшенные статуями выдающихся людей, барельефами с изображениями их великих деяний.

Самой старой из трех сохранившихся триумфальных арок Древнего Рима является однопролетная арка императора Тита. Ее возвели в 81 году. Тит удостоился такой высокой почести за захват Иудеи и разрушение Иерусалима в 69 году.

Арка Тита. Рим. 81 г.

Арка Константина

Более торжественной трех-пролетной триумфальной арки удостоился император Константин. Арка расположена рядом с Колизеем. Возводить ее начали в 312 году, в год победы Константина над императором Максенцием. И никак не могли закончить. Поэтому, когда Константин вошел в Рим с почестями триумфатора, то своей арки он не увидел. Это единственная в Риме триумфальная арка, которую соорудили в честь победы не над внешним врагом, а над своим собственным римским деспотом.

Триумфальная арка Константина (Arcus Constantini , Arco di Costantino ) - трёхпролётная арка, расположенная в Риме на древней Via Triumphalis. Это одна из самых огромных арок, когда-либо построенных в Риме. Высота ее достигает 21 метра, почти 36 метров составляет ее ширина, а толщина ее стен превосходит 7 метров.

Чтобы ощутить ее толщину, лучше на нее посмотреть с торца

Обойдем арку с противоположной стороны, и мысленно вернемся в 306 год.

В Риме правил Максенций - тиран, необузданный в своих желаниях правитель. Жители очень быстро пожалели, что помогли ему стать императором. И тогда Константин, которому доносили о событиях в Риме, с войском выступил из Британии, перешел Альпы, и в 312 году на территории Италии разбил части Максенция. Труп Максенция был найден и обезглавлен. Голову доставили в Рим для демонстрации всем жителям - прежний император повержен. После этого Константин со всеми подобающими императору почестями вошел в Рим. Но не через триумфальную арку, которую для него еще строили…

Закончили арку только в 315 году, и на ней появилась надпись «Императору Флавию Константину, величайшему, благочестивому, счастливому…», дальше перечислялись все его подвиги. Но Константин не оценил позднее внимание, проявленное к нему со стороны сената и граждан Рима. Он разлюбил этот город и в 326 году перенес столицу государства в Византий (в 330 г. его переименовали в Константинополь), создав там новое государственное устройство. А триумфальная арка в его честь так и осталась в Риме.

Основная часть арки сделана из мощных мраморных блоков. С обеих сторон ее украшают четыре коринфские колонны. В стены впрессованы барельефы с изображением победных эпизодов императора Константина. Некоторые декоративные элементы для монумента были взяты с других, более ранних римских сооружений. Например, с форума императора Трояна перенесли статуи, медальоны со сценами охоты, со здания императора Марка Аврелия - барельефы с изображением его триумфа…

Во время Олимпийских игр 1960 года около этой арки финишировали марафонцы.

Апрель, 2016

"Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию"

Джузеппе Верди

Более подробно с прогулками по Италии можно познакомиться в книге: "ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ"


ИТАЛЬЯНСКИЕ КАНИКУЛЫ

Данная книга может служить коротким путеводителем по Италии за 7 дней:

Три дня в Риме (Площадь Венеции. Площадь Навона. Фонтан Треви. Площадь Испании. Капитолийский холм. Римский Форум. Колизей и Триумфальные арки. Уста истины. Мосты и набережная Тибра. Пантеон и площадь Ротонда. Римские Замки (Castelli Romani). Аппиева дорога. Гроттаферрата, Крипта Феррата. Фраскати. Кастель-Гандольфо. Тускул. Улочки Рима.

Два дня во Флоренции: Церковь Санта-Мария-Новелла. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Баптистерий Сан-Джованни. Площадь Республики. Площадь Синьории. Понте Веккьо. Галерея Уффици. Базилика Сан-Лоренцо. Санта-Кроче («Святой Крест») Площадь Микеланджело. Палаццо-Питти.

Один день в Венеции: Мурано. Площадь и собор Святого Марка. Экскурсия по городу.

В книгу я также включил не туристические маршруты, очень интересные и мало известные широкому кругу путешественников. Надеюсь, что книга вызовет интерес и у тех, кто уже побывал в этих местах, и им будет приятно еще раз мысленно пройти по знакомым местам, вспомнить и сравнить этот виртуальный поход со своими собственными впечатлениями об этой удивительной и прекрасной Италии.

Цена книги 100 рублей

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши