Покровитель венеции. Площадь и собор сан марко в венеции

Главная / Крыша для беседки, веренды, навеса

Основан в 832 году после перенесения мощей Св. Марка из Александрии в Венецию. В 1063 году началась постройка современного здания, украшение мозаиками, в 1094 году освящение собора. В конце XIV – начале XV века собор украшен шпилями и скульптурами. В XVI веке стены и купола укреплены Якопо Сансовино. НА этом фото справа видны более древние каменные стены собора XI века.

В соборе находятся мощи святого Марка Евангелиста.

Апостол Марк был младшим современником Христа. Юноша, который последовал за Христом, взятым под стражу, а затем убежавший, когда стражники пытались его схватить (Мк. 14:51-52). Св. Марк был затем сподвижником апостола Петра (1 Пет. 5, 13), под его руководством написал Евангелие примерно в 62-63 гг. в Риме. Затем Пётр посла Марка проповедовать в Аквилею, город на севере Италии, где св. Марком была основана христианская община и поставлен первый епископ Эрмагор. Также Св. Марк проповедовал в Египте, и был убит язычниками в Александрии в 68 г.н.э.
Святой Марк почитался венецианцами особо, потому что жители города были потомками горожан Аквилеи. В 828 году венецианские купцы Буоно Трибуно с Маламокко и Рустик с Торчелло оказавшись в Египте, пришли на поклонение к мощам Св. Марка в Александрии. Здесь они стали свидетелями притеснения христиан и разрушения церквей мусульманами, и уговорили священнослужителей церкви, где хранились мощи Св. Марка, отдать их для перенесения в Венецию. В 829 году дож Джустиниано Партечипацио организовал торжественную встречу мощей, а при его сыне Джованни началось строительство собора.

Крылатый лев – символ Апостола Марка и Венеции. Квадрига – копия привезённой в 1204 году из Константинополя.

Западный фасад украшен мозаиками, посвященными перенесению тела Св. Марка в собор.
Мозаика 1265 года.

Мозаика Леопольда дель Поццо по картону художника Себастьяна Риччи. 1719 год.

Мозаики по картинам художника Пьетро Веккиа, 1600 г.

Мусульманские таможенники не находят тела апостола Марка, спрятанного под видом груза свинины.

Явление Христа Судии, мозаика Либори Саландри по картону Латтанцо Кверены, 1836-38 гг.

Мозаики, посвященные жизни Христа – выполнены Луиджи Гаэтано по эскизам художника Маффео Вероны, 1617-18 гг.

Фрагмент мозаичного убранства. Обратите внимание на ряд гвоздей, обращённых вверх. Это мера против голубей.

Собор в дождливую погоду

У храма иногда и в сухую погоду образуется лужа, а в дождливую затопляет притвор.

Готические украшения на крыше собора – статуи святых

Фрагменты украшения южного фасада.

Свт. Николай Чудотворец

Кружевная резьба

Дож (правитель Венеции в характерном головном уборе) преклоняется перед символами евангелиста Марка.

Южный фасад собора – вид из внутреннего дворика дворца дожей.

Купола святого Марка – вид с колокольни собора

Внутри фотографировать нельзя. Туристы пытаются, работники ругаются.
Чтобы не нарушать правила, я сделал снимок снаружи с балкона.

Конечно, это фото не отразит всё великолепие собора Св. Марка.

Житие и история перенесения мощей Св. Марка

Это единственное место в городе, которое сами венецианцы называют пъяцей – площадью.

Оставшиеся площади жители города называют campo или campiello – полем или маленьким полем. В IX веке это была небольшая площадка возле Собора Святого Марка. В 1777 году площадь обрела свои сегодняшние размеры. В наши дни площадь Святого Марка имеет форму трапеции с длиной – 175м, шириной в широкой части – 82м, а в узкой – 56м.

Северную сторону площади занимает здание Старых Прокураций, южную – здание Новых Прокураций. К Старым Прокурациям пристроена часовая башня с колоколом, по которому каждый час бьют бронзовые статуи, а циферблат украшен знаками зодиака. Эти здания в западной части соединяют аркады Фабрике Нуове, благодаря чему площадь имеет вид огромного двора . В юго-восточном углу возвышается колокольня Сан-Марко. Высота колокольни – 99м.

Однако главной достопримечательностью площади является Собор Святого Марка – кафедральный собор Венеции, который и дал площади ее название. До 1807 года собор был придворной капеллой при (Palazzo Ducale).

Совет: попасть в собор без очереди можно купив билет заранее онлайн за 5 евро.

По легенде в 828 году два венецианских купца Рустико и Буоно украли тело Святого Марка и вывезли его из Александрии, предварительно спрятав в свиных тушах. Для хранения мощей Святого Марка и была возведена базилика, которая была освящена в 832 году. В 976 году пожар практически уничтожил базилику, но к концу X века ее реставрировали. Новое строительство собора по византийскому образцу (Константинопольская церковь Двенадцати апостолов) было начато в 1063 году, а в 1094 собор был освящен. В течение следующих веков собор украшался и расширялся. Каждый иностранный корабль, приходивший порт, должен был предоставить в собор драгоценный подарок. Много реликвий оказалось в церкви после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году.

  • Читайте

Собор Сан-Марко становится религиозным и политическим центром Венецианской республики. В соборе проводились грандиозные официальные церемонии: коронация и представление горожанам нового дожа, благословление войск перед войной (в частности перед 4-м крестовым походом). Здесь же получил свое благословление перед отплытием капитан Марко Поло.

Более 4-х веков собор строился и достраивался. Это сказалось на архитектурном стиле. Собор представляет собой гармоничную смесь эпох и стилей.

Преобладающий стиль – византийский, но это верно для общего вида и куполов. Добавление античных колон и барельефов, готических башен и стрел, облицовки восточным мрамором – все это дает основание сделать вывод, что Собор Сан-Марко – уникальный архитектурный памятник, выполненный в своем, венецианском стиле.

Здание собора построено в форме греческого креста размерами 76,5м на 62,5м, высота по центральному куполу – 43м. Интерьер церкви представлен разнообразным иконостасом, статуями апостолов и многочисленной мозаикой.

В наши дни Собор Сан-Марко является действующим храмом, где проводятся богослужения. А такие реликвии как мощи Святого Марка, мощи мученика Исидора, образ Богородицы «Никопея», делают Собор Сан-Марко центром христианского паломничества.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Vgm8383 / flickr.com Площадь Сан Марко (Anna Fox / flickr.com) Вид сверху на собор Святого Марка (MCAD Library / flickr.com) Nick Bramhall / flickr.com Anna Fox / flickr.com Площадь Святого Марка (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Andy Hay / flickr.com Glen Scarborough / flickr.com Вид с кампанилы собора Сан-Марко (Clayton Parker / flickr.com) Clayton Parker / flickr.com O Palsson / flickr.com Фасад собора Святого Марка (Ulbrecht Hopper / flickr.com) Крылатый лев на фасаде базилики Сан-Марко, Венеция, Италия (Bernard Tey / flickr.com) Архитектурные элементы собора Святого Марка (Scotscowgirls / flickr.com) Изображение сцены из истории о похищении святых мощей Апостола Марка (Dennis Jarvis / flickr.com) TravelingOtter / flickr.com Michael Vadon / flickr.com Интерьер Сан Марко, Венеция (Michael Vadon / flickr.com) Внутри собора Сан Марко (Xiquinho Silva / flickr.com)

В историческом центре Венеции расположился величайший памятник итальянского зодчества эпохи Средневековья – Собор Святого Марка, или Собор Сан Марко, как его принято называть в западном мире.

Несмотря на принадлежность сакрального сооружения католической церкви, его архитектурный стиль представляет собой образцовое воплощение византийских строительных канонов, что довольно необычно для Западной Европы.

Собор Святого Марка знаменит тем, что в нем покоятся мощи святого апостола Марка и уникальное собрание произведений искусства, вывезенных из Константинополя во времена крестовых завоеваний.

Базилика была выстроена в честь одного из последователей Иисуса Христа – апостола Марка. А вот история появления главной реликвии достопримечательности – святых мощей евангелиста – во многом схожа со сценарием авантюрного фильма.

Изображение сцены из истории о похищении святых мощей Апостола Марка (Dennis Jarvis / flickr.com)

В 828 г. святые мощи, находившиеся в Александрии, похитили венецианские купцы Буоно и Рустико. Венецианцы, торговавшие с сарацинами, прознали, что арабы собираются разрушить христианские святыни.

Дабы уберечь святые останки от поругания, купцы разработали хитроумный план: они вывезли мощи на корабле, скрыв их под свиными тушами.

Тактика торговцев была оправдана – охранники-мусульмане, досматривавшие корабль на выходе, не стали прикасаться к «нечистому» животному и беспрепятственно пропустили груз.

В дальнейшем сцена похищения главной реликвии была отражена на мозаике, которая украшает Собор Святого Марка.

Масштабный спектакль с «чудесным» обретением реликвии

История похищения на этом не закончилась. Венецианские власти, опасаясь, что александрийцы узнают о краже реликвии, разыграли масштабный спектакль с «чудесным» обретением святых мощей.

В 1904 г. всем жителям Венеции было приказано обратиться с молитвой к Господу, чтобы тот указал месторасположение мощей. В результате массового сеанса молитвы Бог «внял» просьбам горожан: во время службы обрушилась мраморная плита, и взору верующих открылось «чудо» – мощи святого апостола Марка.

Апостол Марк – небесный покровитель Венеции

Такое ревностное отношение венецианцев к реликвии неслучайно. Святой Марк считается небесным покровителем Венеции, сменив на этом «посту» первого небесного патрона города – святого Феодора Тирона.

Площадь Святого Марка (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

Новый покровитель во многом был выбран по идеологическим соображениям: в IX в. н. э. Венеция вышла из-под контроля Византийской империи, приобретя статус самостоятельной республики.

Новой державе был нужен свой святой покровитель взамен прежнего хранителя, бывшего символом свергнутой власти. В качестве такового венецианцы избрали апостола Марка.

По преданиям, святитель держал путь из Аквилеи, где проповедовал заветы Христа, но в пути был остановлен ненастьем, переждать которое он выбрался на один из островов близи бухты Венеции. Здесь ему пришло видение, в котором божий посланник возвещал апостолу, что именно в этих землях он найдет свой покой.

Крылатый лев на фасаде базилики Сан-Марко, Венеция, Италия (Bernard Tey / flickr.com)

Пророчество сбылось в 829 г., на следующий год после обретения святых мощей. Именно в это время началось возведение базилики в честь евангелиста Марка. А уже в 832 г. Собор Сан Марко открыл свои двери для прихожан.

Появление нового покровителя сказалось и на внешнем облике Венеции: поменялась архитектура города – повсеместно стали появляться статуи крылатых львов, которые считаются символичным воплощением святителя Марка.

К сожалению, собор Святого Марка простоял недолго. В 976 г. храм сгорел в результате городских беспорядков, вспыхнувших во время восстания против дожа Пьетро Кандиано.

Восстановительные работы начались только спустя век, в 1063 г. во времена правления дожа Доменико Контарини. Новый собор возвели за 30 лет, и уже в 1094 г. состоялась церемония освящения. Однако работы над оформлением собора Сан Марко длились не одно столетие, и каждое поколение горожан вносило свою лепту в облик базилики.

Архитектура собора Святого Марко

Собор Святого Марка по внешнему виду напоминает константинопольскую церковь во имя Святых Апостолов и Софийский храм в Стамбуле.

Архитектурные элементы собора Святого Марка (Scotscowgirls / flickr.com)

Сооружение представляет собой форму равноконечного греческого креста, центр которого венчает башня с высоким куполом, еще четыре купола – украшают ветви «креста».

Постоянные строительные работы по возведению собора сказались на ее архитектурном облике. Базилика, изначально выстроенная по классическим византийским канонам, за длительное время непрекращающихся перестроек приобрела образ, в котором представлены различные стили: романский, византийский, итальянский, готический.

При всем архитектурном буйстве собор Святого Марка имеет гармоничный вид. Главный фасад собора состоит из пяти порталов. Все они декорированы двухъярусными колоннами и арочными перекрытиями, в сводах которых выстроены скульптурные композиции и мозаики на библейские темы.

Вершины фасадов, увенчанные куполами, довершают пять крестов установленные на высоких шпилях.

Фасад собора Святого Марка (Ulbrecht Hopper / flickr.com)

В некотором отдалении от основного храмового ансамбля находится кампанила Собора Святого Марка.

Кампанила собора Святого Марка (Dennis Jarvis / flickr.com)

Колокольня была возведена спустя пять столетий после основного строения, и помимо своего основного церковного предназначения выполняла функцию маяка для кораблей.

Кампанила Собора Святого Марка в Средневековье служила в качестве пыточной клети, которая была расположена в шахте сооружения. Колокольня укомплектована пятью колоколами и на ней располагается площадки обозрения. Самой примечательной частью колокольни являлся флюгер в виде золотого ангела.

Примерно в одно время с колокольней была возведена Часовая башня Святого Марка. Башня имеет причудливую архитектуру: на ее вершине находятся две бронзовые скульптуры, поочередно бьющие о колокол возвещая о новом часе. Ниже покоится крылатый лев, еще одним уровнем ниже – статуя девы Марии. Сами часы имеют довольно сложный механизм: они показывают время, лунные фазы и доминирующий знак зодиака.

Внутреннее убранство и сокровища храма

Каждый, вошедший в собор Сан Марко, отмечает выразительный контраст между его внешним и внутренним обликом. Внешне собор являет яркое украшение площади, поражающее своей пышностью и парадностью. Внутри – входящего встречает умиротворенная атмосфера, насыщенная религиозностью и сакральным таинством.

Интерьер Сан Марко, Венеция (Michael Vadon / flickr.com)

Между тем внутренне оформление базилики в роскоши убранства ни чем не уступает его экстерьеру. Стены собора Святого Марка украшают многочисленные мозаичные панно и витражи, изображающие библейские сцены. Все их условно можно разделить на целостные композиционные картины («Искушение Христа», «Вход в Иерусалим» и др.) и тематические сюжеты («Чудеса Христовы», «Страсти Христовы», «Земная жизнь Христа» и др.)

Интерьер собора, как и архитектура здания, также разительно отличается от всех остальных католических храмов: изобилие внутренних росписей и фресок, богатство иконостасов, количество золота и золоченых деталей – все это роднит его с православной культурой.

Внутри собора Сан Марко (Xiquinho Silva / flickr.com)

Подобное сходство вполне объяснимо – практически большинство икон и фресок, украшающих стены храма было вывезено их Константинополя, в дальнейшем художественное оформление наполнялось по схожей стилистике.

В наши дни Собор Сан Марко представляет собой сокровищницу, где собраны величайшие произведения искусства и культуры. Именно здесь хранится богатейшая коллекция реликвий, принадлежавших когда-то христианскому Константинополю. Сюда свозились бесчисленные трофеи, завоеванные в ходе Крестовых походов. В соборе в качестве выставочного экспоната хранятся средства из древней казны храма. Таким образом, базилика является богатейшим музеем культуры и искусства Средневековья.

В 1987 г. историко-культурная ценность Сан Марко обрела официальное признание – он был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сан Марко в наше время — общественная и сакральная жизнь собора

Вплоть до Нового времени Собор Святого Марка считался сосредоточием социальной жизни города. В стенах храма и на площади возле него проходились самые важные события: именно здесь возводили дожей Венецианской республики, вручали знаки отличия флотоводцам и кондотьерам, организовывались массовые моления и торжественные церемонии.

Вид на кампанилу и собор Сан Марко (O Palsson / flickr.com)

Собор стал настоящим символом Венеции. Воины венецианской армии, вступая в бой, выкрикивали лозунг – «Viva San Marko!». Да и сама республика во всех официальных документах часто выступала под названием Республики Сан-Марко. На сегодняшний день Собор Святого Марка является действующим храмом. Он доступен как для прихожан, так и для простых посетителей. В соборе регулярно проводятся открытые церковные службы. Необычайно торжественно и завораживающе выглядят чтение Евангелия в Сан Марко.

Трое служителей храма со свечами и кадилом в руках встают пред главным священником, несущим Евангелие. Чтение, как правило, происходит по ролям. Главный священнослужитель читает слова Христа, остальные – произносят слова второстепенных действующих лиц священной книги.

Вид сверху на собор Святого Марка (MCAD Library / flickr.com)

В храме постоянно слышна органная музыка и песнопение на христианские мотивы. Особенностью церковного песнопения собора Сан Марко является возможность использования разновысотных и равноудаленных мест для выступления.

Кроме привычных хоров, музыканты одновременно могут располагаться на кафедре, трибуне, трансепте и иных местах. Ко всему прочему, в соборе развивалось попеременное пение одновременно несколькими составами хоров. Благодаря потрясающей акустике, служба поистине превращается в священнодействие.

Известно, что в стенах базилики выступали величайшие музыканты своего времени – Адриан Вилларт, Джованни Габриели, Монтеверди, Вивальди.

Рассказ с фото об основных достопримечательностях Венеции и ее «сердца», квартала Сан-Марко: о пьяцетте , Дворце дожей и соборе Святого Марка .

Верно, скрывают колдуний
Завесы черных гондол
Там, где огни на лагуне –
Тысячи огненных пчел.»

«Венеция», Николай Гумилев

Достопримечательности Венеции, предисловие

Чтобы понять Венецию (насколько это вообще возможно), ее нужно увидеть либо сверху, либо на подробной карте — и лишь затем пройти ее всю, метр за метром, мост за мостом, наслаждаясь самой высокой в мире концентрацией архитектурных и исторических реликвий на квадратный километр. Венеция крайне невелика — ее всю из конца в конец можно пройти примерно за час — но только если четко знать цель прогулки и дорогу к ней. Если же хотя бы одно из этих условий отсутствует (а еще лучше, если оба) — то путник гарантированно заблудится, и, при наличии времени и малой толики авантюризма, будет впоследствии этот факт биографии вспоминать как одно из самых захватывающих событий в жизни. Но все же сначала надо пару слов сказать о географии бывшего города-государства, морской сверхдержавы и торговой республики. Длинный узкий барьер, разорванный в нескольких местах, отгораживает лагуну от Адриатического моря — и в результате получилась мелкая заводь, куда то тут, то там волны нанесли ил и песок, со временем образовав едва заметные небольшие островки. На этих-то крохотных островках и обосновались первые поселенцы, в VI веке бежавшие сюда с материка от нашествия ломбардов.

Не рискуя вновь вернуться на земную твердь, они вынуждены были сделать ставку на воду, а не на сушу — и именно из этого безумного решения горстки людей впоследствии вырос город-шедевр. Итак, на том месте, где сейчас стоит Венеция, возник архипелаг крохотных обитаемых островков. На каждом обязательно имелась церковь, за ней — поросшее травой поле (кампо) — именно поэтому до сих пор площади в Венеции называют «кампо», а не «пьяцца», как в остальной Италии. По краям этих кампо стояли дома тех, кто жертвовал деньги на церковь, далее располагались дома тех, кто победнее. С течением времени эти многочисленные островки стараниями своих жителей срослись в более крупные — и эта «кампо-центричная» система обусловило то, что в Венеции не оказалось богатых и бедных кварталов — все жили вперемешку вокруг своих кампо. Островки соединяли вбитыми в ил сваями и искусственными мостовыми. Венецианская республика склеилась из множества островков-поселков, подчинившихся жесткой дисциплине и коллективным интересам в условиях постоянного «чрезвычайного положения» (что неудивительно, учитывая уникальное расположение города и обилие внешних врагов и завистников, чье количество росло вместе с ростом богатства Венеции).

Срастаясь, каналы все же не засыпали полностью — и поэтому до сих пор Венеция остается уникальным искусственным архипелагом. По мнению некоторых, современная Венеция в плане похожа на рыбу: ее голова за «леску» железной дороги привязана к материку — интересно, что рыба попала на крючок и Венецианская республика утратила независимость с исторической точки зрения почти одновременно: в 1797 году венецианский Большой Совет принял наполеоновскую конституцию, что по сути упразднило независимую Венецию, и немногим позднее был построен железнодорожный вокзал Санта-Лючия и ветка, соединившая архипелаг с материком.

Тело рыбы прорезано плавным зигзагом Большого канала, главной транспортной артерии Венеции, где вода является и проезжей частью и пешеходным тротуаром. По берегам Большого Канала расположены шесть средневековых районов города: три справа и три слева. Справа, в брюшке рыбы, лежит главный из них, Сан-Марко: там была сосредоточена власть, ее реликвии и роскошь, там же рыба спрятала почти все свои добытые сокровища. Выше по той же стороне — Каннареджо, с древними монастырями и еврейским умом Венеции, ее гетто — во времена первого гетто это слово не имело нынешнего негативного смысла. Ниже — Кастелло, где на верфях венецианского Арсенала ковалась морская и торговая мощь республики.

Слева от Большого канала — Сан-Поло и Санта-Кроче — там расположены главный мост города, главный рынок и главный банк, основные атрибуты морской торговой державы. Слева же лежит несколько отстраненный Дорсодуро, «челюсть» венецианской рыбы: тихий (после Сан-Марко) район искусств.

Примечательно, что рыб в Венецианской лагуне плавает целый косяк: чуть ниже плывет длинная Джудекка, и небольшая рыбка острова Сан-Джорджо с великолепным храмом Палладио. Кроме них, возле главной рыбы плывут Мурано, родина венецианского стекла; Бурано, известный своими цветными домиками, древний Торчелло, знаменитый своими мозаиками. Нельзя обойти вниманием венецианское Лидо: место, где имеет смысл поселиться, если нет желания переплачивать в разы в туристических Сан-Марко и Санта-Кроче, цены на жилье там намного ниже, а до сердца Венеции, района Сан-Марко, можно добраться на вапоретто за 15 минут; лично я останавливался именно на Лидо, так что рекомендую. Кроме неоспоримых финансовых преимуществ (которые, впрочем, становятся менее ощутимыми в разгар итальянского пляжного сезона — на Лидо расположен весьма популярный пляж) оттуда можно добраться в самую дальнюю часть Венеции — рыбацкий поселок Кьоджу.

Для большинства туристов именно здесь и начинается Венеция (если не считать вокзал Санта-Лючия или автовокзал) — здесь же она для многих и заканчивается: те, кто приезжает в Венецию на один день, вряд ли успеют увидеть что-либо, кроме Сан-Марко и пары известных мостов «на бегу». Я сам впервые приехал в Венецию именно в таком режиме — на полдня из Милана — и по приезду сполна осознал свою ошибку. В следующий раз я выделил на Венецию неделю — по моему мнению, это минимум того, что она заслуживает. Район Сан-Марко представляет из себя серию кампо, которые вытекают одно из другого в треугольнике между пьяццей Сан-Марко, мостом Академии и мостом Риальто. В центре треугольника — кампо Сан-Фантин с театром Ла Фениче — это аристократический центр Сан-Марко.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, пьяццетта

Веками парадным вестибюлем пьяццы (именно так принято называть центр Сан-Марко и, следовательно, всей Венеции) была пьяццетта (Piazzetta) на берегу лагуны, и, если вы прибыли с воды (например, на вапоретто с острова Лидо), таковой она будет и для вас. Есть еще один способ попасть к пьяцце: пешком от ж/двокзала Санта-Лючия, через древние кварталы Сан-Поло и Санта-Кроче, каналы и мосты через них, следуя заботливо развешанным указателям «San Marco». Я не возьмусь утверждать, что один способ «правильнее» другого — я попадал туда и так и так, оба имеют свое очарование и прелесть, так что если позволяет ситуация — попробуйте оба.
На пьяццетте внимание привлекают две колонны, с которых свешиваются длинные хвосты.

Обе колонны были «позаимствованы» в 1172 году в Константинополе (вообще-то сперли их там три, но одну при выгрузке в Венеции утопили). На одной из них святой Теодор, покровитель древней, рыбацкой Венеции; на его фигуру пошло несколько римских статуй, у ног — чудовище вроде крокодила, составленное из 50 различных фрагментов. На соседней колонне персидская химера IV века, которую в Венеции назвали «крылатым львом», подсунули под передние лапы книгу и объявили символом Святого Марка и вообще всей Республики.
Вообще Пьяццетту следовало бы назвать Выставкой Достижений Трофейного Искусства. Перед боковым фасадом собора, который смотрит как раз на пьяццетту, стоят два пилона; они сирийские, V века, и привезены в качестве трофея из Палестины в 1100 году. В угол собора встроены четыре порфировые фигуры; по легенде это некие сарацины, собравшиеся что-то украсть из собора и за это обращеные в камень. На самом деле это египетская скульптура IV века, изображающая тетрархов — Диоклетиана и трех других римских правителей, но их позы действительно наводят на мысль о воровстве: и здесь венецианцы отлично разбираются в предмете, ибо отношение к кражам в Венеции было своеобразным: если в прочих странах за подобное рубили руки, то в Венеции в XVIII веке карманники могли сдавать государству ворованное под определенный процент — республике в принципе было все равно на чем делать деньги — и эта ее «черта» не единожды проявлялась за долгую историю города-государства.

Среди венецианцев до сих пор считается плохой приметой проходить между двумя колоннами: дело в том, что именно в этом месте испокон веков власть демонстрировала свою карающую мощь, здесь было место публичной демонстрации казненных по приговору Совета десяти (венецианский аналог современных спецслужб) — объяснений никогда никто не давал, но все и так знали, что казнь была за предательство интересов Республики.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, дворец дожей

Венецианский Дворец дожей — один из самых необычных дворцов правителей в мире: Республика, расположенная на островах под защитой самого мощного в Европе флота, могла позволить себе, чтобы ее «правительственная резиденция» не была крепостью.

Ее ажурный нижний этаж «несет» на себе внушительный объем стены, и вся эта конструкция несколько напоминает кружево. В эпоху своего создания такая архитектура Дворца дожей олицетворяла бесстрашие и открытость, а также несколько нагловатую готовность торговать всем и со всеми: Венеция плевала даже на прямые запреты Ватикана торговать с турками стратегическими товарами. Между Дворцом дожей и собором расположен единственный в Венеции образец готической архитектуры — парадные ворота, Порта-делла-Карта (Porta della Carta). Если готика в Венецию почти не проникла, то мастера ренессанса «порезвились» вдоволь: кроме огромного количества венецианских церквей и светских зданий, собственно на пьяцетте этот стиль представлен в виде Лестницы гигантов

и арки Фоскари , а также в виде любимого объекта венецианских гидов, связывающих с ним кучу разных баек — Мостом вздохов (Ponte dei Sospiri).

Хоть гиды и предлагают разные романтические версии, но суровая правда состоит в том, что мостом вздохов он назван потому, что ведет из Дворца дожей в тюрьму. В специальном помещении дворца оглашался приговор и осужденного конвоировали по мосту в камеру, так что именно на нем заключенные в последний раз видели солнечный свет и вздыхали по этому поводу. Кстати, эта тюрьма известна тем, что сбежать из нее было практически невозможно (наряду с обычными камерами там были и так называемые «свинцовые» -piombi); однако именно из такой камеры умудрился бежать один из самых известных венецианцев всех времен — Джакомо Казанова. Сидел он там, правда, не за распутство, коим стал широко известен после выхода своего жизнеописания (это в Венеции преступлением никогда не было), а за шпионаж. На пьяццу, площадь перед собором Сан-Марко, лучше всего смотреть с самого собора. Эту красивую и довольно необычную площадь Наполеон некогда назвал «самым элегантным салоном Европы».

Изначально пьяццу использовали для народных гуляний с изрядной долей коммерции — на то она и торговая республика. По краям давали деньги в рост и собирали налоги, в центре же устраивали рыцарские турниры и карнавалы. Именно тут открылось первое в Европе заведение, где подавали неведомый турецкий напиток — кофе. В те времена путешественников удивляло то, что на пьяцце никто никуда не торопится («работают в Венеции только приговоренные к галерам» — одно из мнений на этот счет), однако в наши дни это крайне оживленное, престижное и дорогое место.

Сегодня традиции той первой кофейни достойно продолжают два самых знаменитых кафе Венеции — «Флориан» и «Квадри». Кофе там подают замечательный, но надо быть готовым к крайне высоким ценам — собственно, это относится ко всем заведениям, расположенным на пьяцце — символически выпить кофе тут можно, но вот обедать или ужинать я бы не стал. Своим возникновением в Венеции, где рачительно застроен каждый метр, просторная пьяцца обязана дожу Себастьяно Дзиани, скупившему в XII веке тут все дома и подарившему их городу под снос. Свою нынешнюю форму пьяцца обрела во время венецианского «золотого века» — XVI, тогда же на ее дальней от лагуны стороне построили здание Старых прокураций — дом прокураторов, то есть чиновников по управлению государственной недвижимостью. Как и в наши дни в некоторых странах, тогда в Венеции эта должность была весьма желанной, почетной и денежной. Но все же в Венеции все было честнее — ввиду «доходности» места прокураторам в принципе не полагалось жалованье. Примерно в ту же эпоху на пьяцце расположился Монетный двор — место, где чеканился венецианский золотой цехин, самая стабильная и обеспеченная валюта тогдашней Европы, средневековый аналог современного швейцарского франка.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, собор Святого Марка

Экзотический, насколько это возможно в тогдашней католической Европе, собор считается одним из ее архитектурных чудес: его построили как место хранения мощей святого Марка по образцу другого собора — церкви Святых Апостолов в Константинополе.


Тогдашняя Венеция считалась «любимой дочерью» дряхлеющей Византии, что, впрочем, не помешало «дочке» впоследствии цинично ограбить и почти убить «мамашу» во время Четвертого Крестового похода. На сходство с прототипом напоминает и форма собора в виде греческого равноконечного креста. Первое здание, как ни странно это представить в Венеции, было весьма аскетичным — пока тогдашний дож не призвал венецианских купцов привозить с Востока резьбу для украшения его фасада. И все же дело шло довольно медленно, пока дож Дандоло не повернул армию крестоносцев на беззащитный Константинополь и «Христово воинство» основательно его не разграбило — после этого фасад собора украсился мрамором с могил византийских императоров. Кстати, история жизни дожа Дандоло и история взятия крестоносцами Константинополя явственно говорят о роли «личности в истории»: некогда византийский император имел глупость недальновидно оскорбить и унизить молодого Дандоло в нарушение всех дипломатических традиций того времени; последний оскорбления, как видно, не забыл и, будучи уже глубоким стариком, сполна отомстил обидчице-Византии. И после этого благополучно умер в завоеванном великом городе; однако история старика на этом не завершилась: когда спустя 249 лет Константинополь, так полностью и не оправившийся от предательского удара Венеции и крестоносцев, окончательно пал под ударами турок, султан Мехмед II Фатих приказал вырыть останки старого дожа и бросить их собакам — так он выразил свое отношение к предательству Венеции и ее правителя.

После осмотра росписей и фресок собора обязательно надо выйти на балкон с его потрясающими видами на лагуну и пьяццу, и где стоит еще один трофей из поверженного Константинополя: бронзовая квадрига, до 1204 года украшавшая тамошний ипподром. Но не только Дандоло позарился на бронзовых коней: после кончины республики Наполеон увез их на площадь Согласия в Париж, однако после отречения корсиканца от власти в 1815 году квадригу вернули в Венецию. Может быть, вернули бы и в Константинополь-Стамбул, но этот поворот, надо полагать, не устроил бы Россию, одну из победительниц Наполеона и перманентного врага Османской империи.

Кроме балкона, стоит посетить Сокровищницу (Tesoro), где в отдельной комнате можно увидеть нож, который использовался во время Тайной вечери, кусок черепа Крестителя, ногу святого Георгия, палец Марии Магдалины, почерк евангелиста Марка, шип тернового венца Спасителя, три камня, которыми был забит святой Стефан, а также чаши и оклады икон, вывезенные все из того же Константинополя.

Из Сокровищницы можно попасть в алтарную часть собора, где, как утверждается, в саркофаге хранятся мощи святого Марка. Однако тут история темная: то ли они погибли во время пожара 976 года, то ли чудесным образом уцелели и были лишь потеряны, а затем обнаружили себя во время перестройки храма, высунув руку из колонны. В любом случае, проверить их наличие в саркофаге не удастся.

Алтарь Пала д-Оро , состоящий из 250 эмалей, скрепленных меж собой драгоценными камнями, был, как ни странно, не украден в Константинополе, а чинно заказан и оплачен — это случилось еще до того как Венеция решила, что «старушка» окончательно одряхлела.

Достопримечательности Венеции: Сан-Марко, колокольня собора Святого Марка

Обычно, выйдя из собора, туристы забираются на кампанилу (campanile), колокольню собора Святого Марка.

Кампанила, самое высокое здание в городе (99 метров), помимо прямой функции колокольни была еще и сторожевой башней, маяком и местом наказания: до XIV века с нее в клетках свешивали священников, уличенных в содомском грехе. Свои нынешние очертания кампанила приобрела в 1514 году, когда ее полностью перестроили на личные средства адмирала Гримани: после неудачной военно-морской операции тому было необходимо застраховаться от ареста и суда (была в Венеции такая традиция в отношении неудачливых военачальников). Маневр Гримани следует признать успешным — спустя шесть лет он был избран дожем. Интересно, что иностранцам разрешалось подниматься на кампанилу только во время прилива, когда они не могли сверху видеть систему мелей и каналов в лагуне.


Именно с колокольни Гёте впервые увидел море, а Галилей на ней демонстрировал свое изобретение — телескоп.

А 14 июля 1902 года в 9 часов 55 минут утра кампанила Сан-Марко рухнула; накануне по ней пошла трещина и все ждали обрушения — даже оркестрам на пьяцце запретили играть. Башня таки осыпалась, но столь аккуратно, что близлежащий собор совершенно не пострадал, архангел Гавриил грациозно слетел с вершины и приземлился у ее подножия, и, по слухам, погиб только пробегавший под колокольней кот. Восстановление одного из символов города заняло 9 лет и 25 апреля 1912 года кампанилу снова открыли для посещений.

Достопримечательности Венеции, фото

Венеция ночью:




Прилив на пьяцце Сан-Марко:


Лайфхак: как я экономлю на отелях и страховке

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

Что касается хорошей работающей туристической страховки, то ее и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Последние несколько лет я для своих путешествий страховки оформляю через онлайн-сервис — здесь есть возможность сравнить продукты разных страховщиков и выбрать то, что лучше всего подходит именно вам:

P.S. Не забудьте добавиться в группы в Facebook www.facebook.com/сайт , Google+ www.google.com/сайт и В контакте vk.com/сайт , а также подписаться на обновления сайта сайт по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам впечатлений от знакомства с достопримечательностями Венеции!
Ваш Роман Мироненко (Rubezahl)


Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции. Часть 1.

Собо́р Свято́го Ма́рка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.


Собор является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров.


Rudolf von Alt (1812 - 1905), St. Mark"s Square in Venice



William Logsdail. St Mark"s Square, Venice 1883



George Goodwin Kilburne - The Pigeons of St Mark"s, Venice, Italy 1876



Как говорит легенда, евангелист - Марк возвращался из путешествия и его застигла буря. Укрыться он решил в Венецианской лагуне. Во сне к нему явился ангел и сказал ему, что в этом месте он обретёт покой. Слова ангела увековечены на знамени Венецианской республики: "Pax tibi Marce evangelista meus" - "Мир тебе, Марк, евангелист мой". После смерти Марк был погребён в Александрии.




Canaletto - The Piazza San Marco in Venice



Canaletto (1697-1768) Piazza San Marco, Venezia (1730-1734)


Находясь в Александрии, купцы Буоно и Рустико узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны.


Похищение мощей апостола Марка из Александрии (мозаика пресбитерия , XI век).


Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк получил статус покровителя города, подарив ему свой символ - крылатого льва.



Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен.


Canaletto (Giovanni Antonio Canal) St Mark"s, Venice



Canaletto. The Piazza San Marco, Venice



Canaletto. Venice - Piazza di San Marco and the Colonnade of the Procuratie Nuove, c.1756



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto.Piazza San Marco, Venice, c. 1730–1735



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto


Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора. Каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое, насыщая сказочными сокровищами.


Реконструкция изначального фасада второй базилики (акварель, XIX век)


Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343-1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке - капелла Масколи и сакристия (1486-1493 годы), в 1504-1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год).


Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини


За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.


Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco



Carlo Grubacs (1810-1870) Piazzetta San Marco



Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco,between 1840 and 1850



Carlo Grubacs (1810-1870)


Нигде в мире - ни на Востоке, ни на Западе - нет ничего подобного. Так проявили мастера Венеции свой талант уже в первом крупном творении.


Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (Italian, 1810-circa 1870) St. Mark"s Square


Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).


Francesco Guardi. La Fiera della Sensa in Piazza San Marco





Francesco Guardi. Venice: Piazza San Marco



Francesco Guardi. Piazza San Marco, Venice - c.1770



The Piazza San Marco, Venice − Francesco Guardi about 1775 - 1780


Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.


Giovanni Grubacs (Venice 1830 – Pola 1919) ,The Doge in the Pozzetto in Piazza San Marco



Luca Carlevarijs. The Piazza San Мarco, Venice near 1709



Richard Parkes Bonington. The Piazza, San Marco, Venice. 1826



Venice, The Piazza San Marco Looking East Towards The Basilica By Giovanni Antonio Canal (1697-1768)


Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая - дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей.


Eugenio Bonivento (1880-1956) Saint Mark"s, Venice



St Mark"s -venice by Peter Miller



Ilyas Phaizulline. Venice. San-Marco Church


Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.


St. Mark"s by Moonlight.Engraved by G.Hollis after a picture by J M W Turner



Venedig, San Marco, Lithographie, um 1850



XIX century print, Piazza San Marco, Venezia



John M Canal. Piazza San Marco, Venice



Piazzetta and St. Mark"s, Venice (1835) by John Ruskin (1819-1900)



St. Mark"s Square. Drawn and engraved by Axel Herman Haig.



Luigi Querena-The People of Venice Raise the Tricolor in Saint Mark"s Square 1888



Piazza San Marco In Venice by Raffaella Lunelli


Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом.


Алтарная часть (пресбитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьером Паоло и Якобелло далле Манезе (Pierpaolo и Jacobello dalle Masegne).


Mihаly Kovаcs. Interior of Sr Mark"s Basilica in Venice



Wyke Bayliss. Interior of St Mark"s Basilica, Venice



Wyke Bayliss. The Basilica of St Mark"s, Venice, Interior



David Dalhoff Neal (1838 – 1915) Interior of St. Marks,Venice



Carlo Grubacs (1810-1870). San Marco 1845



Венеция: Интерьер базилики Сан-Марко, Каналетто, 1755-56 гг.



Дож Альвизе Мочениго предстаёт перед народом в соборе Святого Марка (Франческо Гварди, 1763 год)


Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора и увенчена большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и святой Марк).


Спас Вседержитель или Пантократор


В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.



В соборе св. Марка - два амвона, сохранившиеся и поныне.


Alfred Bohm - View of the Interior of Saint Mark’s Basilica, Venice



Aleksander Gierymski. Interior of Saint Mark"s Basilica in Venice, 1899



St. Mark"s Basilica, Venice. Drypoint Etching Pencil-Signed by Axel H. Haig, 1911



Keeley Halswelle. Interior Of San Marco, Venice



Роза в базилике Сан Марко, Alexander Creswell


Северный, восьмиугольной формы, поддерживают 15 высоких колонн, он состоит из двух уровней, поставленных один на другой. Обе части XIII в. восточного происхождения. Нижняя часть представляет собой многоугольник, на который поставлена верхняя, разделенная на доли часть. Конструкция дополняется колоннами, поддерживающими маленький сферический купол. Скульптуры восходят к XII веку. Южный, такого же вида, что и нижний северный, покоится на девяти мраморных столпах.


Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции- Г. Г. Чернецов, 1846 г.



Капитель распятия (Crucifix capital), II - на плане собора. Фото 1910-1914 гг.




Почему эта часовенка называется капителью (капитель - верхняя часть колонны) в Интернете сведений не найдено.



Рядом с амвонами находятся небольшие алтари - Св. Павла и Св. Иакова.



Алтарь Св. Павла (A на плане собора) был заказан дожем Cristoforo Moro в конце XV в. Работу выполнил Antonio Rizzo, который позднее много работал для фасада внутреннего двора Дворца дожей.



Алтарь Св. Иакова, англ. James, итал. Giacomo (B на плане собора) был также заказан дожем Cristoforo Moro во время своего правления 1462-71 гг. Antonio Rizzo кроме этого алтаря и алтаря Св. Павла выполнил еще алтарь в часовне Св. Климента.



Алтарь Св. Леонарда (IX на плане собора). В 1617 г. в табернакль были помещены частицы Честнаго и Животворящего Креста Господня. Алтарь изготовлен из редких пород мрамора. Рядом на темной стене на мозаичной панели изображено чудо нахождения в 1094 г. тела Св. Марка в колонне.


Молебен. Явление тела Св. Марка


Икона Божией Матери Никопея - почитаемая икона Богородицы византийского происхождения, создание первообраза приписывается апостолу Луке.


Икона Божией Матери Никопея


На иконе присутствует поясное изображение Богородицы, держащей перед собой на руках младенца Христа. Своё название Никопея (победоносная) икона получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома.


Алтарь с иконой Богородицы Никопеи (V на плане собора)


При разграблении Константинополя в ходе четвёртого крестового похода в 1204 году чтимый список иконы был вывезен в Венецию и помещён в соборе Святого Марка. Образ, заключённый в серебряную раму с эмалевыми миниатюрами и драгоценными камнями, стал весьма почитаемым в Венеции. До 1618 года он размещался в ризнице собора и выставлялся на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам.


Dome Skuteczky. Prayer in the St. Marks Basilica in Venice 1890s


В настоящее время икона находится в северном трансепте собора. В 1969 году была проведена реставрация иконы.


Икона Божией Матери Никопея


Алтарь Иоанна Крестителя был специально перестроен для этой иконы. Икона закрыта створками.



Мозаичный пол


Наборный мраморный пол собора создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством церкви. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера.


Рисунок Antonio Visentini, 1725-1730 гг., пол собора.


Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.



Изображения на полу создавались так, чтобы точно соответствовать мозаикам куполов и сводов. Площадь пола не менее 2099 кв. м.
Хотя пол был создан в XII веке, но за много веков отдельные его части не раз заменялись на новые, так как посетители истирали мрамор, да и наводнения тоже повреждали пол. Хранители собора для предотвращения повреждения расстилают на полу дорожки.





Пластиночная, или штучная, мозаика (лат. opus sectile) - рисунок выкладывается из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины. Иногда такие плотно пригнанные одна к другой пластинки сплошь покрывают собой все поле изображения, а в других случаях они врезаются поодиночио или группами в мраморную, шиферную или какую-либо иную доску, служащую фоном для рисунка.

Между северным трансептом и главным нефом. Пластинчатая мозаика


В мозаике "наборного" типа (лат. opus tesselatum) изображение слагается из множества небольших кубиков, имеющих приблизительно одинаковую форму и величину.


1. Северный трансепт. Наборная мозаика
2. Южный трансепт. Наборная мозаика


Каждое изображение, животного или растения, является христианским символом. Щегол олицетворяет душу человека, также именно щегол прилетел к Христу во время его пути на Голгофу и выдернул шипы тернового венца. Павлин олицетворяет Воскресение.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши