Ораторское искусство в античности ораторы древней греции. Знаменитые ораторы древней греции Ораторы древней греции и древнего рима

Главная / Крыша для беседки, веренды, навеса

Следует отметить, что период V-VI вв. до н. е. в Древней Греции был не только периодом создания теоретических трудов по риторике, это был период также выдающихся ораторов.

Прежде всего, как отмечалось выше, ораторское искусство было тесно связано с политической деятельностью. Известным политическим оратором был Перикл. Его речи не сохранились. Однако можно говорить о его красноречие на основе отзывов современников. В частности, Перикл всегда готовился к выступлениям. Когда из аудитории звучали призывы к выступлению, то он нередко отказывался, ссылаясь на то, что не успел подготовиться. Во время речи Перикл держался спокойно, выражение его лица почти не менялся, он не жестикулировал, никогда не смеялся и не смешил аудиторию забавными рассказами.

О Перикла как выдающегося оратора свидетельствует такая история того времени: спартанский царь Архидам спросил Фукидида - представителя аристократической партии, политического противника Перикла - о том, кто из них является более искусным в борьбе. Фукидид ответил:

"Если я в борьбе повалю Перикла, то он скажет, что не упал, поэтому окажется победителем и убедит в этом тех, кто это видел".

Наиболее известными древнегреческими ораторами были Лисий и Демосфен. Лысый (примерно 459-380 гг. До н. Э.) Был вынужден стать оратором через жизненные невзгоды. Свою первую речь он произнес, когда ему уже шел шестой десяток. Вследствие олигархического переворота (404 г. до н. Э. Е.) Лисий разорился и был вынужден выступить в качестве обвинителя на процессе против виновника гибели своего брата. Затем он выбрал себе профессию логографа. Логограф - это тот человек, который создавал речи для других.

Среди преимуществ Лисия следует отметить его способность готовить материал в ^ достаточно небольшие сроки, устанавливались афинским судом. Его речи отличались краткостью и четкостью мысли. Это обеспечивалось стремлением использовать слова в их собственном смысле, избегать смелых метафор, поэтических выражений и тому подобное. Позже стиль Лисия был признан образцом аттикизму и стал примером для подражания.

Наиболее интересным оратором Древней Греции был, наверное, Демосфен (384-322 гг до н. Э.). Его фигура, в частности, показывает, что для успеха оратора природные задатки не является главными. Главным является постоянная тренировка как мысли, так и слова. С детства Демосфен обладал слабым голосом и шепелявил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на публике, привели к провалу первых его выступлений. Однако он был очень упорным человеком: свои физические недостатки он преодолевал постоянными упражнениями. Свою невыразительную произношение Демосфен пытался исправить тем, что набирал в рот камешки и старался ясно и разборчиво читать отрывки из стихотворений. Слабый голос улучшал тем, что выходил на берег моря и звуком своего голоса пытался заглушить шум прибрежных волн.

Известный оратор считал, что убедительности словам предоставляют тон и манера произнесения. В связи с этим Плутарх в биографии Демосфена вспоминает такой случай. Однажды к Демосфена обратился грек с просьбой выступить в суде и защитить его, потому что его избили:

"Но ты не пострадал от этого!" - Сказал ему оратор. "Ничего себе не пострадал!" - Воскликнул грек во весь голос. "Вот теперь, - ответил Демосфен, - я действительно слышу человека, пострадавшего".

Кроме этого, Демосфен тщательно изучал речи, которые слышал и по памяти пытался восстановить ход рассуждений. К собственным словам или слов других людей придумывал возможные поправки и способы выразить те же мысли другими словами. Он никогда не выступал без предварительной подготовки. Сам Демосфен признавал, что хотя и не пишет всей речи полностью, однако совсем без предварительных набросков не выступает. При этом он говорил, что тот, кто готовит речь заранее, по-настоящему преданный народу, что в этом и заключается служение ему. По мнению Демосфена, проявлять равнодушие до того, как воспримет речь большинство аудитории, значит сочувствовать олигархии и рассчитывать больше на принуждении, чем по убеждению.

Эта постоянная предварительная подготовка к выступлениям еще раз свидетельствует, что для ораторского мастерства важно не только природное дарование, но и упорный труд. В конце концов Демосфен преодолел свои физические недостатки.

Достаточно известны речи Демосфена против македонского царя Филиппа. По преданию, сам Филипп Македонский, когда прочитал одну из них, заметил: "Если бы я слышал Демосфена, я сам бы проголосовал за него как за вождя в борьбе против меня".

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО

Свои способности и гражданскую позицию эллины демонстрировали прежде всего в общественной жизни. Одним из ярких проявлений культуры античной Греции было ораторское искусство. Его взлет связан с условиями жизни в полисе, когда любая информация передавалась изустно. Необходимость отстаивать свои взгляды и убеждать сограждан в своей правоте в дебатах в народном собрании, суде присяжных и т. п. необычайно возвысила искусство владения звучащим словом.

Анализируя искусство красноречия, Аристотель разделил все речи на три вида: совещательные, или политические, судебные (обвинительные и защитительные) и эпидейктические, или торжественные. Цель речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидейктических – хвалить или порицать.

Огромная роль звучащего слова в жизни древних греков вызвала потребность в риторах – учителях красноречия. Так появляется риторика – ораторское искусство, а овладение риторикой становится высшей ступенью античного образования.

Известным философом и учителем красноречия был Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н. э.) из сицилийского города Леонтина. Когда он в 427 г. до н. э. прибыл в Афины, то был с восторгом принят как оратор и учитель риторики. Горгий выступал перед афинянами с защитительными речами на мифологические сюжеты. До нас дошли две из них: «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», в которых Горгий убедительно, с блестящей аргументацией доказал невиновность мифологических персонажей. Среди речей Горгия немало и образцов торжественного красноречия. Например, в «Надгробном слове» оратор высокопарным слогом прославляет греков, павших при защите отечества.

Для повышения психологического воздействия на слушателей Горгий первым использовал в ораторской речи поэтические приемы: антитезу, метафоры и сравнения, ритмическое членение речи и даже рифмованные концовки (они получили название горгиевых фигур). Горгий учил не только оформлению материала, но и принципам его подачи: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьезностью». Свою теорию ораторского искусства ритор, имевший много учеников и последователей, изложил в специальных сочинениях. Он оказал огромное влияние на ораторов Лисия и Исократа, на историка Фукидида. Философ Платон в диалоге «Горгий» подробно разбирает мастерство знаменитого оратора.

Самым распространенным ораторским жанром в античной Греции были судебные речи. В жизни эллинов, и особенно афинян, славившихся своим сутяжничеством, суд занимал очень большое место. Чтобы решать дела в суде, гражданину надо было не только знать законы, но и уметь привлечь симпатии присяжных заседателей на свою сторону. Знаток риторики Дионисий Галикарнасский поучал: «Когда судьи и обвинители – одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным». Произнести убедительную и яркую речь было по силам не каждому. Эти обстоятельства привели к появлению логографов – опытных сочинителей речей для тяжущихся сторон. Бывали случаи, когда один и тот же логограф составлял речи и для истца, и для ответчика.

Прославленный логограф и мастер судебного красноречия Лисий (ок. 435-380 до н. э.) происходил из семьи метека. Риторское образование он получил в южноиталийском городе Фурии у известных софистов. Вернувшись в Афины на правах метека, он целиком посвятил себя деятельности логографа и написал более 230 речей (из них сохранилось целиком и в отрывках около 30). Для ораторского стиля Лисия характерна убедительность в представлении обстоятельств дела. Он излагает события просто, лаконично и выразительно. Обрисовывая характер человека, Лисий наделяет его адекватным статусу языком. Пожалуй, наиболее полно его мастерство проявилось в речи «Против Эратосфена», где оратору удалось нарисовать яркую картину злодеяний афинских тиранов, которые, прикрываясь высокими фразами, потворствовали грабежам и убийствам. А в знаменитой речи Лисия в защиту инвалида с большим художественным мастерством был нарисован портрет престарелого афинского гражданина, получавшего пособие от государства по инвалидности. Своими речами Лисий заложил основы европейского судебного красноречия.

Одним из знаменитых учеников Горгия был Исократ (436-338 до н. э.), ставший непревзойденным мастером торжественного красноречия. Из-за своей застенчивости и слабого голоса Исократ сначала был логографом, затем основал в Афинах риторскую школу, получившую известность по всей Греции. До нас дошла 21 его речь, наиболее известными из которых являются «Панегирик», «Филипп», «Панафинейская речь», а также похвальное слово кипрскому царю Эвагору. Исократ жил в эпоху кризиса полисного строя и в своих речах пытался сформулировать политическую программу спасения Эллады путем объединения всех греков для совместного похода против варваров. Он предлагал войны, охватившие Грецию, перенести в Азию, богатства Азии – в Европу, а союз греческих полисов – отдать под власть монарха богатого и сильного государства (наиболее подходящей фигурой для этой роли он считал Филиппа II, царя античной Македонии).

В школе Исократа были выработаны принципы построения речи оратора. Она должна включать введение, чтобы привлечь внимание слушателей, основную часть, содержащую убедительную и яркую систему доказательств, а также опровержение доводов противника и, наконец, заключение, где подводится итог всему сказанному. Стиль оратора характеризуют многочисленные речевые украшения. Выступления Исократа отличает ритмическое членение речи, плавность изложения, использование изысканных риторических приемов и т. п. Оратор стремился, чтобы прозаическая речь звучала так же изящно и гармонично, как и поэтическая. По признанию современников, его речи были ориентированы скорее на читателя, чем на слушателя. Риторическое искусство Исократа и его идеи единения греческого мира оказали огромное влияние на современников и получили дальнейшее развитие в эпоху эллинизма.

Величайшим оратором античности, мастером политического красноречия был Демосфен (ок. 384-322 до н. э.). Он родился в семье богатого афинского гражданина, но после смерти отца имуществом сироты обманом завладели опекуны. Обладавший слабым голосом и плохой дикцией юноша, казалось, не имел никаких шансов преуспеть в риторике. Но упорным трудом ему удалось преодолеть свои недостатки и стать блестящим оратором. Для современников и потомков Демосфен предстает патриотом Афин, идейным вождем в борьбе за сохранение Элладой своей независимости.

Большинство выступлений Демосфена (оратору приписывают 61 речь, 56 вступлений к речам и 6 писем) посвящено актуальным политическим вопросам, волновавшим афинских граждан. Поэтому, в отличие от текстов Исократа, рассчитанных на декламацию перед небольшой группой слушателей, страстные речи Демосфена были ориентированы на массовую аудиторию. Наиболее ярко политическая позиция оратора раскрывается в так называемых «Филиппиках» (восемь речей: три «Олинфских», три «Против Филиппа», «О мире», «О делах в Херсонесе»), объединенных единой темой борьбы против македонского царя Филиппа II. В них Демосфен призывал сограждан к созданию эллинской коалиции против македонской опасности.

В его речах нет обстоятельных длинных вступлений, оратор быстро переходит к главной теме. Чтобы привлечь аудиторию на свою сторону, Демосфен говорит короткими фразами, динамичными и напряженными, использует и высокий стиль, и разговорную речь. Оратор искусно вводит и воображаемые диалоги с противниками, и риторические вопросы, и антитезы, и метафоры, и «фигуры умолчания», предлагая слушателям самим делать выводы. Выдающийся мастер публичного красноречия классической эпохи, Демосфен стал образцом для многих выдающихся ораторов античности.

Из книги Древняя Русь и Великая степь автора Гумилев Лев Николаевич

35. А где же искусство? В самом деле, почему ничего не осталось от хазар, тогда как хуннские курганы полны шедевров, тюркские и половецкие «каменные бабы» обнаружены в огромном числе, уйгурские фрески украшают галереи Эрмитажа и Берлинского музея и даже от древних

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

3. Искусство Вторжения германцев не нарушили сколь-нибудь чувствительным образом развитие искусства в Средиземноморье. В искусстве влияние Востока не только сохранилось, но становилось все более и более преобладающим. Влияние культурных традиций Персии, Сирии и Египта

автора Куманецкий Казимеж

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО Усердие софистов, их стремление привить молодежи навыки искусного спора, аргументированных прений на любые темы породили устойчивый интерес греков и прежде всего обитателей демократических Афин к судебным речам. Большую популярность приобрели

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО После утраты Грецией независимости искусство красноречия, не находя себе применения в политической жизни, должно было, казалось, сойти на нет. Но этого не случилось. Вытесненное с аго. ры, из политической сферы, оно нашло прибежище в школах риторики.

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО Обострение политической борьбы и пример греков побудили активных участников событий больше заботиться о публикация своих политических и судебных речей. Если в III в. до н. э. Аппий Клавдий, а в первой половине 11 в. до н. э. Катон Старший составляли в

автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Отечественные киномастера 1920-х гг. внесли выдающийся вклад в развитие не только советского, но и мирового кинематографа. Наибольшую известность приобрели фильмы «Октябрь», «Броненосец „Потемкин“», «Стачка» С. Эйзенштейна, «Мать» В. Пудовкина, «Арсенал» и

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Едкая сатира на «советские» нравы (правда, относящая отрицательные явления на счет «пережитков прошлого»), реалистический взгляд на проблемы истории и современной жизни, тонкий лиризм, - все это с большой силой отразилось в киноискусстве 1950–1960-х

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Несмотря на жесткие цензурные условия, говорить о силовой и художественной унификации сфер искусства в 1960–1980-х гг. уже невозможно.Политика прямых и жестких запретов начала уходить в прошлое. Однако полностью от нее и не отказались: оказались на пресловутой

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство Кинематографисты оказались первыми среди тех, кто внес свой вклад в дело духовной «перестройки» общества. Фильм «Покаяние» Т. Абуладзе разоблачал произвол 1930-х гг. Многие картины были посвящены сатирическому описанию нравов бюрократии. Общественный отклик

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

4. Искусство В числе наиболее заметных кинопроизведений 1990-х - «Урга» и «Утомленные солнцем» Н. Михалкова, «Ревизор» А. Газарова, «Брат» А. Балабанова, «Небо в алмазах» В. Пичула, «Ширли-мырли» В. Меньшова, «Страна глухих» В. Тодоровского. Получили признание новые актерские

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Ораторское искусство Очень показательно, что на рубеже V и IV веков до н. э., в период четко обозначившихся тенденций начала кризиса полисной системы, появляется еще один жанр эллинской литературы – произведения ораторов, мастеров красноречия и риторики. В это время,

Из книги Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 15 Архитектура и изобразительное искусство старо– и средневавилонского периодов. Архитектура и изобразительное искусство Сирии, Финикии, Палестины во II тысячелетии до н. э Хронологические рамки старо– и средневавилонского периодов, возвышение Вавилона при

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Из книги Искусство Древнего Востока: учебное пособие автора Петракова Анна Евгеньевна

Тема 19 Архитектура и изобразительное искусство Персии в I тыс. до н. э.: архитектура и искусство Ахеменидского Ирана (559–330 гг. до н. э.) Общая характеристика политической и экономической ситуации в Иране в I тысячелетии до н. э., приход к власти Кира из династии Ахеменидов в

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок).

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: "Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки--серьезностью". Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию,-- "Похвала Елене" и "Оправдание Паламеда", написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название "горгианские фигуры". Горгий писал свои речи па аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

Горгий был одним из первых ораторов нового типа -- не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, "специалистами по мудрости". "Мудрость" их была скептической: они считали, что абсолютной истины не существует, истинным является то, что может быть доказано достаточно убедительным образом. Отсюда их забота об убедительности доказательства и выразительности слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также синонимикой. Основным полем деятельности софистов были Афины, где процветали все жанры красноречия--совещательный, эпидиктическнй и судебный.

Римская империя, добившись власти и могущества во всем Средиземноморье, переделывала основы греческой культуры на свой лад. И, конечно, это прежде всего касалось философии и ораторского искусства. Римские ораторы достигли высокого уровня в своей деятельности. Риторика стала не только средством влияния на общество, но и жанром в литературе.

Ораторская трибуна в Древнем Риме

В древнеримских городах на центральной площади собирались народные вече и сенатские заседания, где выступали с речами знаменитые ораторы и . Для них устанавливалась специальная трибуна, которую называли рострой. Ее декорировали носами трофейных кораблей, захваченных в сражениях, и покрывали орнаментами. Ростр имел огромное значение для команды корабля, он являлся своеобразным талисманом, который защищает судно от штормового ветра, мели и прочих бед.

Ораторское искусство Древнего Рима

В Древнем Риме умелое владение словом высоко ценилось и считалось главным средством влияния в политических сражениях. Ораторское ремесло было одним из основополагающих предметов в системе древнеримского образования. Оно было тесно переплетено с политикой, юриспруденцией и литературной деятельностью. Риторика получила большое развитие в ту эпоху, поскольку общественная жизнь в стране была довольно интенсивна. В приветствовались публичные высказывания, и граждане с удовольствием участвовали в таких мероприятиях.


Знаменитые ораторы Древнего Рима

Величайшим мастером слова у древних римлян был Марк Цицерон (106 г. до н.э. — 43 г. до н.э.). Он добился высочайшего положения в обществе деятельностью адвоката и блестящего оратора, кроме того, у него было хорошее образование. Учителем Цицерона был известный юрист Сцевола.
Еще одним знаменитым педагогом Цицерона был Оратор (143 г. до н.э. — 87 г. до н.э.). Он занимался политикой и ораторским делом, занимал должность консула в 99 году до н.э.
Марк Фабий Квинтилиан - известный древнеримский оратор и правовед. Он написал сочинение «Образование оратора», в котором призывал воспитывать в мастерах красноречия всестороннее развитие и высоконравственность, а не только учить их обычным ораторским приемам и шаблонам.

Билет № 6

Кого вы знаете из ораторов Древней Греции и чем они прославились?

Родоначальниками риторики стали софисты (от греч. «софос» - «мудрый») - первые профессионалы умственного труда в мировой истории. И до софистов были выдающиеся ораторы, например Перикл (около 490 - 429 до н. э.), вождь афинской демократии. Но они произносили речи всегда по какому-то поводу, стремясь призвать, воодушевить или в чём-то убедить сограждан. Речи софистов же превратились в своеобразное упражнение, демонстрацию логических ходов и изысканного слога.

Расцвет греческой риторики приходится на IV в. до н. э. Старейшим из крупных ораторов Афин и классиком судебного красноречия был Лисий (около 445-380 до н. э.). Он дал образец ясного и простого стиля, привлекающего тщательным отбором фактов, выражений и доводов.

Исократ открыл в Афинах первую постоянную риторскую школу. Сам он с речами не выступал, так как был робок и слаб голосом. Исократ - мастер пышного и звучного стиля, который пользовался особенным спросом при торжественных выступлениях. Этот вид речей Исократ превратил в политическую публицистику. Если из речей Лисия проступает образ идеального гражданина, то из речей Исократа вырисовываются модель идеального государства и облик идеального государя.

Самым знаменитым греческим оратором был ученик Исократа Демосфен (384-322 до н. э.). Потомки называли его просто Оратором. Стиль Демосфена - страстный и мощный, логические доводы лишь усиливают эмоциональное напряжение.

Софисты.

Софисты это представители новой философской мысли. В центре интересов софистов стоял человек. В основе их риторического учения лежала идея об относительности истины. Истина это только субъективное суждение о ней. Поэтому нельзя утверждать, что одно мнение истиннее другого; можно лишь говорить, что одно мнение убедительнее другого. Именно софисты впервые заговорили о силе слова и создали теорию красноречия.

Главное место в софистической педагогике занимала теория убеждения .

Приемы доказательств, применяемые софистами, породили особый термин софизм . В современном языке он используется в значении средства обмана и манипуляции людьми. То есть софизм это доказательство по форме как будто правильное, а по существу ложное, основанное на игре слов.

Примеры софизмов.

Кто лжет, говорит то, чего нет; но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать. Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее, следовательно, вор желает хорошего. Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно как можно больше. Это твой пес? - Мой. - А щенки у него есть? - Есть. - Значит, он отец этих щенков? - Да, отец. - Но это же твой пес? - Да, мой. - Значит, он твой отец.

Первый трактат по риторике (по свидетельству Аристотеля) принадлежал софисту Кораксу, политическому оратору и адвокату. Труды Коракса до нас не дошли. Мы знаем о них от других авторов (например, из сочинений Платона). Коракс дает такое определение риторики: Красноречие это служанка убеждения

Учеником Коракса был прославившийся своим ораторским искусством Горгий Леонтийский. Горгием был написан один из первых учебников красноречия. Горгий первый взялся обучать риторике всех желающих с тем, чтобы они умели покорять людей речью, делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению. Славился Георгий и своими экспромтами на любые предлагаемые ему темы. Горгий, несомненно, был незаурядным психологом. Эффект своих речей он усиливал тем, что выступал в пурпурных одеждах.

2. Сократ (470-399 до н.э.)

Первый вызов софистическому идеалу риторики был брошен Сократом, учеником софистов, и впоследствии их безжалостным критиком.

Итак, Сократ был учеником софистов, однако в то время как софисты строили расчеты на психологическое воздействие, Сократ во главу угла ставил логическое доказательство. В отличие от странствующих софистов Сократ все время жил в Афинах, где у него сформировался круг учеников. Это была своеобразная школа риторики, в которой получил развитие жанр сократического диалога . Этот диалог принимал форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал особенные этические отношения между людьми, которые собрались вместе не ради развлечения, не ради практических дел, а ради обретения истины.

Итак, прекрасная речь, по Сократу, - это диалог, в котором рождается истина.

3. Платон (427-347 до н.э.)

Учеником Сократа был Платон.

Платон познакомился с Сократом в своем родном городе Афинах и как ревностный ученик посещал собеседования с великим учителем в течение восьми лет. Позже, основав свою школу Академию, Платон продолжает развивать идеи Сократа, становится величайшим мастером диалога и полемики.

Платон оставил разнообразное литературное наследство: письма, эпиграммы, философские трактаты и диалоги. Жанр диалога Платон довел до совершенства. Содержанием многочисленных диалогов являлись философская беседа или философский спор. Для риторики наибольший интерес представляют диалоги:

В диалоге «Горгий» представлена критика существующей риторики (т.е. риторики софистов). В знаменитом диалоге «Федр» Платон изложил свою теорию подлинного и убедительного красноречия. Одним из персонажей этого диалога является философ Сократ. Именно он объясняет юноше Федру, каким должно быть истинное красноречие:

    чтобы речь вышла хорошей, оратор должен постичь истину о том предмете, о котором собирается говорить;

    сила речи заключается в воздействии на душу, поэтому оратор должен быть хорошим психологом, чтобы понять, какого человека какими речами удастся убедить;

    необходимо правильно построить речь (вступление, изложение, свидетельства, доказательства, выводы) и т.д.

4. Аристотель (384-322 до н.э.)

Достижения греческого ораторского искусства были проанализированы, обобщены и теоретически обоснованы Аристотелем.

По мнению Аристотеля, дело риторики не убеждать, а в каждом данном случае находить способы убеждения.

Знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», созданный в IV в. до н.э., послужил основой большинства позднейших риторических руководств античных, а впоследствии европейских, в том числе и русских.

В 17 лет Аристотель прибыл в Афины, чтобы получить там образование. Он поступил в Академию Платона. Аристотель преклонялся перед своим учителем. Долгие годы из связывала дружба, которая, тем не менее, не мешала им критиковать друг друга (Платон мне друг, но истина дороже).

В «Риторике» Аристотеля нашли свое дальнейшее развитие мысли Платона об ораторском искусстве. Книга состоит из трех частей.

В первой части Аристотель определял риторику следующим образом: Риторика - искусство убеждать . Это определение вплоть до нашего времени оставалось самым популярным.

Все речи Аристотель делил на три вида:

    совещательные,

    судебные

    торжественные (эпидейктические).

Дело речей совещательных - склонять или отклонять, - считал Аристотель; судебных - обвинять или оправдывать, хвалебных - хвалить или порицать. Наиболее важным в те времена был вид совещательных речей , характерных для политического красноречия.

В Древней Греции очень высоко ценилось умение произносить судебные речи . В жизни древнего грека суд занимал очень важное место, но мало походил на суд современный. Тогда мог выступать обвинителем каждый, так как не было прокуроров. Обвиняемый защищался сам, выступая перед судьями, число которых, например, в Афинах достигало 500 человек.

В торжественных (эпидейктических) речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились

    поздравительные речи,

    восхваление,

    надгробные речи.

Во второй части Риторики Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей.

Третья часть Риторики посвящена вопросам стиля, его особенностям и достоинствам. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства. Речь должна быть:

    правильной

    благозвучной

  1. выразительной

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши