Боскеты на дачном участке. Ландшафтная архитектура и дизайн

Главная / Фундамент под беседку

Боскет (фр. bosquet, от итал. boschetto - лесок, рощица) - элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т.п. (определение из Большой советской энциклопедии).

Боскет (фр. bosquet, от итал. boschetto – лесок, рощица) – изобретение французских ландшафтных дизайнеров. Поэтому чаще всего этот элемент дизайна используется в садах, распланированных согласно регулярному типу. Группа деревьев или кустарников, подстриженных так, что их кроны образуют стены, и есть боскет. С помощью декоративной стрижки эти насаждения с успехом имитируют беседки, арки и другие сооружения.
Боскет из кустистых пород был основным мотивом в композиции регулярных парков XVI–XVIII вв. Ландшафтными архитекторами того периода парк понимался как сложно организованное пространство наподобие города – со своими проспектами, улицами, площадями и фонтанами. И боскетам отводилась в нем ведущая роль. Их называли «зелеными кабинетами» или «зелеными залами». Устройство боскет, наряду с топиарной стрижкой достигло высот настоящего искусства и ценилось на вес золота состоятельными вельможами Италии, Франции и Англии.
Как правило, различают два вида боскетов: «роща» – деревья (береза, липа, граб) располагаются на плоском газоне, и «кабинет» – деревья или кустарник густо высажены по периметру небольшого участка. Таким образом, получается зеленая стена, а территория внутри насаждения – это «зеленый кабинет».
Боскет–«роща»
Боскет–«рощу» лучше всего устраивать на ровных площадках, хорошо освещенных солнцем. Это условие необходимо соблюдать не только из-за эстетичности, оно носит и функциональный характер. Ведь главным условием при подборе растений для боскета является их способность хорошо поддаваться стрижке. «Классическими» деревьями для «геометрической» рощи считаются липа, граб, лещина, береза.

Саженцы выбранного вида высаживают ровными рядами, чтобы образовать геометрически правильный объём, обычно в форме квадрата или прямоугольника. Деревья в боскете можно также высаживать в один, два или больше рядов для обрамления сада, партера, аллеи и других элементов садово-паркового ландшафта.
Каждому дереву в искусственной рощице придается геометрически правильная форма кроны. Обычно крону деревьев в боскете формируют в форме куба. Их начинают формировать укорачивая центральный побег и длинные ветви кроны, а затем регулярно подстригая до тех пор, пока не будет получена форма куба. Когда «роща» вырастет и кроны деревьев сомкнутся, отдельные зеленые кубы в ряду сольются в монолитный прямоугольный параллелепипед.
Оголенные нижние части стволов деревьев часто белят на одинаковую высоту. Побелка не только подчеркнет геометрические очертания «рощи», но и предохранит деревья от солнечных ожегов весной.
Почву под деревьями традиционно засыпали гравием. Можно использовать и газон, но проблема с ним в том, что поддерживать его декоративный вид под тенью деревьев не так просто. Кроме того, при интенсивном использовании боскета трава будет вытаптываться.

У этой липы центральный побег и нижние ветви укорачиваются регулярной стрижкой, пока крона не примет форму куба (рисунок: Хельмут Флубахер).

Боскет-"роща" на плане (отсюда http://ksist.ru/index.php?newsid=119).

Боскет–«кабинет»
Для тех кто мечтает создать в своем саду такой уголок, где можно по-настоящему отвлечься от повседневных забот и насладиться покоем, «зеленый кабинет» поможет сделать мечту реальностью. Ровно подстриженные «зеленые стены», защищающие от шума и нескромных взглядов, мягкий ковер газона под ногами, небольшой цветник или водоем геометрической формы – даже маленький участок превращается в замечательное место релаксации, что особенно необходимо жителю современного мегаполиса.
Само определение «зеленый кабинет» предполагает устройство боскета в саду регулярного типа, а его функциональное назначение определяет выбор места расположения: будет ли он находиться в парадной части участка и использоваться для приема гостей или в уединенном месте, где, наоборот, можно будет от всех отдохнуть.

Стены боскета–«кабинета» обычно представляют собой стриженную живую изгородь высотой 1,5-2,0 м. В ней могут быть предусмотрены выходы в одну или несколько сторон, которые можно красиво оформить в виде арок. Толщина стриженной стены зависит от вида выбранного растения и может достигать 0,6 м.
В качестве «стен» боскета может использоваться как стриженная живая изгородь, так и живая изгородь из лиан. Для живой изгороди подойдут любые адаптированные к вашему климату растения, хорошо переносящие стрижку:
Хвойные растения: туя западная, можжевельник скальный, тис средний, ель обыкновенная;
Листопадные растения: граб, бук лесной, клен полевой, липа мелколистная, акация жёлтая, боярышник, бирючина, барбарис обыкновенный, кизильник блестящий, смородина золотистая, форзиция, жимолость татарская (быстрее всех создает плотную живую стену);
Лианы: виноград девичий, клематис.
После того как растения выбраны и посажены, остается только ждать, пока они подрастут, и трепетно ухаживать за ними. В большинстве случаев пройдет от 3 до 5 лет, прежде чем мы сможем начать формировать боскет.

План боскет-кабинета (отсюда http://ksist.ru/index.php?newsid=119).

Внутреннее пространство боскетoв можно заполнить газоном, изысканными арабесками, аккуратно стриженными растениями в форме геометрических фигур или ковром из плотно посаженных летников. Небольшой фонтан в центре создаст атмосферу парков Италии или Франции. В качестве центральной видовой точки, вместо фонтана, может быть выбрана скульптура, красивая поилка для птиц, стилизованные солнечные часы, выполненный из кованого металла глобус и т.д. Все зависит от вашего вкуса и финансовых возможностей. Конечно, можно ограничиться достаточно простым партером без сложного рисунка, состоящим, например, из газона и одноцветного цветочного бордюра, это значительно облегчит уход и не потребует больших затрат. (Отсюда http://www.tsvetnik.info/besedkagreen/18.htm)

Как создать боскет.
Отсюда
Обустройство боскета займет несколько лет, ведь растения должны разрастись и образовать сплошную стену.
Для работы понадобятся:
Одно-, двухлетние саженцы
Песок
Геотекстиль
Декоративный материал для посыпки внутреннего пространства и дорожки (мелкий гравий, толченный ракушняк, кирпич)
Порядок работ
Нужно разметить будущий квадрат и выкопать по периметру неглубокую траншейку шириной 40 см. Затем стоит высадить кустики. Расстояние между саженцами должно быть минимальным – 25-30 см для низкорослых культур, 30-40 для высоких.
Нужно обязательно предусмотреть дорожку. Если внутри не будет клумбы или декоративных элементов, то пространство необходимо утрамбовать, застлать геотекстилем или засыпать песком.
Поверх этого покрытия насыпать декоративный материал слоем 5 см. Если в середине боскета задуман цветник или зона отдыха, нужно придерживаться заданного геометрического стиля. Это означает, что лучше разбить классическую клумбу. Деревенский стиль или посадки без четких границ здесь явно будут не к месту.
Во время закладки боскета растения можно сразу слегка подстричь. Основные же работы по формированию зеленых стен начинаются через 1-2 года поле посадки.

Уход за боскетом
Основной уход заключается в стрижке и периодическом поливе насаждений.
Для стрижки понадобятся колышки (длиной чуть выше кустов) и веревка. Колышки втыкают по внешним и по внутренним углам квадрата. Веревку натягивают между колышками по верхней и нижней границе будущей живой стены. Если квадрат большой, веревка может провисать. В таком случае ставят дополнительные колышки.
Стрижку проводить несложно: секатором срезают все, что выступает за линию разметки. Особое внимание надо уделить стрижке верхней горизонтальной поверхности. Если здесь будут торчать веточки, боскет сразу приобретет неухоженный вид. За один раз не рекомендуют снимать больше 1/3 объема растения.

Боскеты на дачном участке придают ему благородство. Статья о том, что такое боскеты, их роль в декоре садового участка.

"Загородные хобби"
боскеты

Как создать боскеты в дизайне дачного участка

У городских жителей, имеющих загородный участок, есть прекрасная возможность развить в себе скрытые способности огородника, садовода и

Экспериментировать можно как угодно и в результате добиться того, что территория вокруг дома станет настоящим чудом дизайнерского искусства.

Возможности для практически не ограниченны. Беседки с шатровым покрытием, перголы, искусственные водоемы, цветники и террасы – все это хорошо известно ценителям красоты и порядка в своих владениях.

Новинкой являются разве что боскеты, мода на которые пришла к нам из Франции, где этот вид садово-паркового декора применяется давно и при этом не утрачивает своей популярности.

Классическая форма боскета – четкий квадрат с , декоративными кустарниками или невысокими деревьями с кроной компактной формы.

Геометрическую правильность боскета может подчеркнуть скульптура или мини-фонтан, помещенный в центре квадрата. Обязательный элемент – скамейки, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга и органично сочетающиеся по форме с зеленым обрамлением боскета. Растения подстригают, добиваясь лаконичности и выразительности линий.

Основой для создания боскета может стать любая площадка квадратной формы. По ее краям высаживают молодые растения, чаще всего кизильник блестящий или спирею Бумальда.

Для боскетов требуется хорошо дренированная почва и регулярный полив, что положительно сказывается на их виде. Углы декорируют розами, а центр засыпают морской галькой, мелкими ракушками или толченым кирпичом.

Боскеты лучше подходят для больших участков, на которых в полной мере проявляются декоративные свойства высаженных растений. Площадка в этом случае может быть значительных размеров, и ее центр можно украсить интересной скульптурной композицией или вазоном из камня ценных пород: мрамора либо малахита.

Почву засыпают смесью крупнозернистого песка и мраморной крошки: выглядит необычно и очень красиво. Такой «зеленый кабинет» — отличное место отдыха в летнюю жару и предмет гордости хозяев, стараниями которых на их загородном участке боскет выглядит не хуже, чем во Франции.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!

(Даже небольшой суммой, можно ввести любую)
(картой, с сотового тел, яндекс деньгами - выберите нужное)

Спасибо!

Приглашаю Вас в группу на Subscribe.ru для дачников, садоводов: "Загородные хобби" Все о загородной жизни: дача, сад, огород, цветы, отдых, рыбалка, охота, туризм, природа

Видов и форм древесно-кустарниковых насаждений много, они даже более разнообразны, благодаря этому в парках и садах существуют закрытое, полуоткрытое и открытое пространства.

Рассмотрим основные элементы оформления древесно-кустарниковых насаждений, пройдя от полутени «зеленого кабинета» через лабиринт к солнечным партерам: кустарниковым арабескам и сплетениям топиари.

Этим разнообразием обеспечивается возможность организации всех форм досуга от уединения, тихого и спокойного отдыха и любования/наслаждения красотой уникальных пейзажей, созданных руками искусных мастеров по проектам замечательных ландшафтных архитекторов и дизайнеров прошлого и настоящего времени до активных игр, пеших или вело прогулок по аллеям и дорожкам парка или сада.

Все древесно-кустарниковые насаждения, как и травянистые, делятся на две группы элементов ландшафтной архитектуры: ленточно-площадные и единично-групповые. Ленточно-площадные элементы более широко распространены, поэтому начнем с них.

К площадным древесным и кустарниковым насаждениям относятся рощи, массивы, моносады и боскеты.

К нестриженным древесно-кустарниковым насаждениям, формирующим закрытое пространство парка, относятся рощи.
Под рощей понимается значительный участок территории парка занятый посадками деревьев преимущественно одного вида. Рощи обычно соразмерны площади парка и являются основными элементами его закрытого пространства. В практике эксплуатации их названия принято сокращать, например, березовая роща - березняк. Соответственно по аналогии: липняк, сосняк, ельник, дубрава, осинник - по доминирующему виду деревьев.
Приводить фото примеры рощ не буду, поскольку отличить липу от дуба или осины могу даже я.

Располагаясь в периферийной и окраинной частях парка, они оказывают определяющее влияние на объемно-пространственную структуру парка в целом.
Это связано с тем, что вокруг них располагаются опушки, внутри рощ встречаются участки водоемов, поляны или лужайки. Связанные между собой парковыми дорожками и аллеями - рощи представляют собой сочетание ряда уникальных пейзажных композиций. Их краткая характеристика также необходима, но описание пейзажных композиций самый сложный раздел, к которому мы вернемся в конце нашего ликбеза.

Второе место по размеру площади видами древесно-кустарниковых композиций занимают массивы и боскеты. Они относятся к элементам парка образующим полуоткрытое пространство парка - переход от закрытого к открытому пространству.

Массив или рощица - достаточно крупная форма насаждений, используемая в пейзажных парках. Функционально массив представляет собой переход между открытым и закрытым типом насаждений. Обычно массив состоит из не стриженных, свободно растущих деревьев и кустарников, лиственных или лиственно-хвойных видов или пород, что придает таким композициям особую выразительность и красоту.

Слева - массив из лиственных деревьев, высаженных по обеим сторонам вдоль канала, пейзажные мотивы регулярного парка, парк Шантийи, Франция
Справа - массив из хвойно-лиственных деревьев и кустарников, Нижний парк, Большой Виндзор, Англия

Иногда растения в массиве (или даже роще) высаживаются в шахматном порядке, об этом способе посадки поговорим подробнее в следующий раз.

Опушка - насаждение, являющееся важным элементом садово-парковой композиции или ансамбля. Опушки окаймляют рощи, массивы, куртины и другие крупные древесно-кустарниковые группы по периметру. Цель - создать колористический эффект, уничтожения «границы» или разрыва между двумя разными пространствами. Именно опушка обеспечивает плавный переход от закрытого пространства к открытому, и наоборот, например, от лужайки или поляны к рощице. Это требует тщательного подбора и сочетания пород.

опушка в парке Шантийи опушка Царицынском пейзажном парке

Небольшие, древесные и кустарниковые моносады, как составная часть парков, встречаются довольно часто, но обычно их съемке и характеристике уделяют мало внимания. Возможно потому, что плодовые растения, которые высаживают в парках, относятся к непривитым, традиция любования цветением не получила распространения в нашей стране.

К числу наиболее распространенных кустарниковых моносадов относятся розарии (кустарниковые сорта роз), сирингарии (кустарниковые виды syringe - сирени) и вересковые сады.
Слева - сиреневая роща (сирингарий) в Диканьке, Полтавская область, Украина; справа - Вересковый сад, Ботанический сад Уизли, графство Суррей, южная Англия

Видов моносадов огромное множество, только представьте себе, сколько видов плодово-ягодных деревьев и кустарников существует. И большинство из них используется в виде насаждений в парках разных стран мира.

Боскет - также довольно крупная геометрическая форма насаждений, используемая в регулярных парках. Функционально боскет также представляет собой переход между открытым и закрытым типом насаждений, но это более сложное образование. В историческом прошлом боскеты играли большую роль в структуре регулярных парков, но сейчас их место часто отдают массивам, они более живописны.

Различают несколько типов боскетов:

«Зеленая рощица», где хвойные или лиственные, стриженые деревья высажены несколькими ровными рядами (римляне предпочитали пять рядов) обычно в форме квадрата или прямоугольника - чисто площадная форма насаждений. Этот тип боскетов встречается редко.


«зеленая рощица» - лиственный боскет с кронами в виде шаров (или то, что от него сохранилось)
в Екатерининском парке Царского Села, окрестности Санкт-Петербурга

«зеленая рощица» - лиственный боскет с кронами в виде цилиндров
(справа, за первым ответвлением водного партера), Версаль, Франция

«Зеленый зал» или «зеленый кабинет» или «зеленый театр». Отличаются они друг от друга по размеру внутреннего пространства, в «залах» оно больше, а сцена «зеленого театра» - самая большая. Стриженые растения высажены по периметру территории, обычно в два ряда. Внутреннее пространство «зала» или «кабинета» используется как место отдыха или уединения, а «театра» как сцена для спектакля. Эти формы сложны, т.к. ряды деревьев образуют контур стен здания без крыши на территории регулярного парка. Такие элементы оформления парков в настоящее время тоже большая редкость. Я не нашла в сети примеров, хотя видела воочию «зеленые кабинеты или залы», но не помню точно какие и где (в каком парке) во Франции и Германии. Поэтому использую примеры из учебных пособий, предлагаемых в сети. Как всегда, друзья, надеюсь, на вашу помощь и не сомневаюсь, вы разыщете такие парки и покажете всем нам замечательные примеры «зеленых кабинетов, залов и театров».


«зеленый кабинет»

«зеленый зал», который в традициях античности окружен зеленой аркадой


«зеленый театр», где на фоне зеленых театральных кулис исполняется какая-то античная пьеса,
актеров, по всем правилам жанра, трое

Для оформления любых боскетов широко используется геометрическая фигурная стрижка. Кронам придается форма параллелепипедов, шаров, кубов, пирамид (последняя форма чаще используется для хвойных растений).

К ленточным элементам оформления древесно-кустарниковых насаждений относятся:

«Зеленая стена» - обрамление партеров, аллей, лестниц или очень больших площадей; создается из очень близко посаженных высоких растений (высотой обычно около 2 м), стриженых с двух сторон под плоскую поверхность стены. Опорой растениям могут служить шпалера - деревянная или металлическая решетка, или натянутая в несколько рядов проволока, прикрепленная к столбам.

Стриженные, лиственные или хвойные деревья высаживались в один-два ряда, обрамляя боковые края партеров. Таким образом, идея короля Людовика XIV: «партер - зал дворца» распространялась на огромную территорию.
Современный парк Версаль бережно хранит фантазии «Короля-Солнца», и тот факт, что сейчас растения выставляют в «кадках» (из-за дороговизны проекта) - общего впечатления не умаляет.


«зеленые стены» Большого партера парка Версаль


«зеленые стены» водного партера парк - канала Версаля


«зеленая стена» вдоль лестницы в парке Линдерхоф, Германия

«Зеленый коридор» - формируется посадкой по обеим сторонам дорожки или аллеи, друг против друга высоких «зеленых стен», кроны которых, зрительно смыкаясь, образуют область постоянной тени.


«зеленый коридор» - аллея парка Версаль, Франция

Зеленые аркады - посадки из высоких деревьев (например, кипарисов), вершины которых соединены прививками, в результате образуются высокие готические или романские живые арки.


«зеленые арки и аркады» Гранады, Испания


«зеленые аркады» парка Шветцингенского дворца, Германия

Живая изгородь - посадки из деревьев или/и кустарников, которым стрижкой придается форма «зеленой стены» - сомкнутых непроницаемых насаждений.

Живые изгороди бывают многоярусными: одно-, двух- и трехрядными, различной высоты. В многоярусных трехрядных изгородях каждый последующий ряд, начиная от дорожки, выше предыдущего на 25-50 см. Для создания живых изгородей используются растения, хорошо поддающиеся стрижке, часто вьющиеся (боярышник, кизильник и др.). Изгородь может быть извилистой, образуя ниши и уступы.


живые изгороди Екатерининского парка, Царское село, окрестности СПб, Россия

Три ступени газона разделены кустарниковыми бордюром и изгородями: первая, узкая почти не видна, от второй ее отделяет узкий кустарниковый бордюр, вторая и третья ступени разделены низкой кустарниковой изгородью Перпендикулярно им слева идут два фрагмента высокой изгороди, отделяющей ступенчатые газоны и «зеленую рощицу» от других частей парка.

извилистая изгородь в парке дворца Бирона в Рундале, Латвия

Кустарниковые насаждения широко используют для формирования таких широко распространенных элементов как бордюр и рабатка, которые являются почти обязательной частью композиций открытых пространств.

кустарниковая рабатка между двумя газонами, Нижний парк, Большой Виндзор, Англия

К элементам оформления преимущественно кустарниковых насаждений, представляющих собой сочетание площадной и линейной форм «в одном стакане» относятся лабиринт, топиари и партеры.

Лабиринт - один из широко распространенных и любимых посетителями всех возрастов элемент оформления древесно-кустарниковых насаждений. Лабиринт - система запутанных переходов или запутанный проход с одним или несколькими выходами, устроенный обычно из одноярусных, стриженых живых изгородей (посадки кустарниковых видов граба, липы, лавра). В историческом прошлом лабиринты имели религиозно-паломническое или просветительское значение, в настоящее время создаются в исключительно развлекательных целях.


парк Лабиринт Орта, Барселона, Испания

Топиари - очень модная в настоящее время, но известная с античности, фигурная стрижка деревьев и кустарников. Чаще всего топиари - причудливое переплетение ленточных форм низко стриженых кустарников на значительной площади, в результате образуется подобие узорных партеров прошлого.

Рокамадур в окрестностях Тулузы, Франция

Многие кустарниковые партеры - памятники наследия производят на посетителей парков гораздо более сильное впечатление объемностью своих композиций, к тому же степень сохранности таких ансамблей выше, чем у цветочных партеров.

Стриженый кустарник хорошо держит форму, поэтому лучше видно мельчайшие детали кружевного узора арабесок.

При необходимости из кустарниковых рабаток можно создать любые геометрические формы емкостей для цветочных насаждений, контрастного или взаимодополняющего характера.


контрастный партер, парк Версаль, Франция

кружевной партер дворцового парка Хелбрунн, Зальцбург, Австрия


сочетание кружевного партера регулярного парка и пейзажных древесных посадок
английского парка Верхнего дворцового парка Хет-Лоо, Нидерланды

Это основные, далеко не все элементы оформления площадных и ленточных древесно-кустарниковых насаждений всех типов пространства в парках. Однако даже их вполне достаточно, чтобы иметь представление о композициях и ансамблях, украшающих сады и парки нашей и других стран мира.

Следующим, завершающим шагом рассмотрения травянистых, кустарниковых и древесных насаждений будет знакомство с единичными и групповыми формами/элементами оформления садово-парковых композиций и ансамблей.

Около 1704 года на левом берегу Невы - там, где из неё вытекает речка Безымянный Ерик (будущая Фонтанка), недалеко от Троицкой площади - был отведён кусочек земли под летнюю царскую резиденцию. Здесь был поставлен небольшой деревянный домик в голландском стиле, пёстро раскрашенное под кирпич и разбит "царский огород". по сути, это был - аптекарский огород, в котором для царского семейства выращивались огородные и оранжерейные растения, а также пряные и лекарственные травы. И вот этот самый "огородик" и стал со временем великолепным и знаменитым - Летним Садом.

Деревянный дворец простоял недолго, уже через четыре года - к 1708 году - архитектор Доминико Трезини приступает к перестраиванию его в камне. И вот 12 апреля 1712 года новая каменная летняя резиденция принимает царя.



К сожалению сейчас Дворец реставрируется и весь в лесах и сетке, поэтому довольствуемся акварельной картинкой из интернета.

Вместе с Дворцом "огородик" начинает превращаться в прекрасный регулярный сад. Застраивался и видоизменялся он в течении нескольких десятилетий. И также после смерти Петра, вплоть до 1787 года.

Место для для сада было выбрано самое непригодное. Оно было болотистым и низким, заливалось Невой. Для того, чтоб построить сад необходимо было провести мелиоративные работы. Для этого, в числе , был прорыт мелиоративный канал, ставший одним из основных элементов сада. Он проходил по центру Сада и просуществовал до разрушительного наводнения 1777 года, после которого был засыпан и более не восстанавливался. В это же время (с 1704 по 1710 год) производилась посадка деревьев, сооружались первые фонтаны, готовились места для первых государевых построек. Создался и поддерживался Гаванец.


Га́ванцем Петра I именовали ковшеобразную гавань у мыса (стрелки), образуемого Невой и Фонтанкой, так что узкая часть гавани впадала в Фонтанку. Он был построен мастером Иваном Матвеевым в начале работ по разбивке Летнего сада около 1704 года и использовался для подхода к саду на мелких судах. Просуществовал он до 1780 года и был засыпан как ненужный. Здесь же по требованию Петра зодчим Ф. Васильевым возводились первые дубовые галереи коринфским ордером.

Устройство фонтанов стало одним из самых крупномасштабных проектов Петра I в Летнем саду. Строительство фонтанного комплекса было начато мастером Иваном Матвеевым (Угрюмовым). После его смерти в 1707 году строительство продолжали приглашённые из Европы архитекторы Я. Кинтлер, Х. ван Болос. Фонтаны были украшены свинцовыми золочёными группами, в основном — сценами из басен Эзопа. Фонтанный комплекс так же просуществовал до крупномасштабного наводнения в 1777 году.

Летний сад изначально задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не представлял настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов. Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменен первой в России «огнедействующей машиной» в виде паро-атмосферного насоса конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683—1743). Этот насос, приобретённый по заказу Петра I в 1717—1718 годах в Англии, был установлен в одном из помещений грота.

Для снабжения фонтанов водой был прорыт Лиговский канал, начинавшийся от речки Дуденгофки, вытекающей из Дуденгофского озера, которое по уровню местности располагалось выше Летнего Сада. Канал заканчивался искуственным басейном, откуда и были проложены трубы к фонтанам Летнего Сада.

Повторюсь - фонтаны не сохранились до наших дней, погибли во время крупнейшего наводнения. И только в наше время, в период с 2008 - 2012 годы, была проведена масштабная реконструкция Летнего сада и теперь мы имеем возможность получить представление о том, каким же Летний Сад был при Петре и как менялся со временем. Но, вернёмся к истории...

В 1707 году Сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Он был закрыт для публики, попасть туда было возможно лишь по приглашению Петра.

Фонтан «Гербовый» , находившийся на второй площадке, получил своё название от резных двуглавых орлов, красовавшихся в центре водомета. Гербы из дуба, выполненные «резного дела мастером» Кондратом Ганом, в 1721 году были инкрустированы заморскими раковинами.

Фонтан на третьей площадке не имеет собственного названия. В результате изучения исторических документов было установлено, что этот фонтан был сооружён в 1708 году.

Фонтан «Пирамида»


Фонтан «Пирамида» располагался на четвёртой площадке по главной аллее. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако, Екатерина I пожелала видеть здесь пирамиду. «Чертеж фантаны четверогранной … переделать, чтоб была наподобие пирамиды», — гласил её указ. Возможно, фонтан «Пирамида» в Летнем саду был точной копией одноимённого петергофского.

В период царствования Анны Иоанновны (1725—1750) - архитектор Ф. Б. Растрелли возводит в Саду деревянный дворец (1732) для Анны, фасадом он выходил на набережную Невы.

Дворец представлял собой одноэтажное, вытянутое в длину помещение. Центральная часть фасада была акцентирована, от боковых крыльев отходили спуски к Неве. Вдоль кровли шла балюстрада, украшенная резными деталями и скульптурой. Во дворце насчитывалось 28 комнат, 10 из которых занимал Бирон. Партер Летнего сада располагался перед окнами дворца Анны Иоанновны. Воссоздан в своих исторических границах на основе документов XVIII века.


Растрелли создал необычайно нарядную и торжественную партерную композицию, завершив её уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр» (1734—1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой. В центре партера был устроен один из самых нарядных фонтанов Летнего сада — фонтан «Коронный».


Фонтан «Коронный» , располагавшийся перед прежним входом в Летний сад со стороны Потешного луга (ныне — Марсово поле), был многоструйным. Своё поистине королевское название он получил по форме струй, образующих похожую на корону композицию.

По сути, Растрелли создавал этот партер, развивая идеи французского архитектора Жан Батиста Леблона, который приехал в Петербург ещё в 1716 году и выстраивал композицию Летнего сада, основываясь на презентативных принципах регулярных французских садов, где одним из характерных приёмов является глубина ландшафта и насыщенность садовыми сооружениями. В те годы по-новому решилось внутреннее пространство четырёх центральных боскетов на главной аллее. Внутри них Леблон предложил расположить разнообразные «садовые затеи», а вдоль Лебяжьего канала, сооружённого в 1716 году, устроить этот самый огромный цветочный партер с фонтаном в середине. Растрелли воплотил эти идеи в жизнь.

Боскеты Леблона (их в Саду четыре) так же воссозданы в наше время.

Боскет "Менажерейный пруд"

Менажерейные пруды предназначены для содержания редких водоплавающих птиц. Первоначальный пруд был сооружен в 1720-х годах. Оригинальный - был засыпан после наводнения в 1786 году. Восстановлен по чертежам в 2011 году. Говорят, в этом павильоне очень любил проводить время Пётр наедине с самим собой.

Боскет «Птичий двор»

На площадке «звериного двора» расположены клетки и вольер для птиц с голубятней. В XVIII веке в них содержались редкие породы животных, которые «свободно расхаживали», а «часть была заперта в клетки»: там были орлы, черные аисты, журавли.

В высокой башенке находились голуби редких пород. Поэтому часто эту постройку называли голубятней или птичьим двором. Аналогичные зверинцы-дворы были обязательной частью регулярных садов в Европе XVIII века.

Боскет «Французский партер»


В петровское время на площадке располагался Дельфиновый каскад и небольшой цветочный партер. Каскад был построен по проекту французского мастера Николо Пино и богато украшался свинцовыми золочеными скульптурами его же работы (все сооружение погибло в период 1777—178б годов). В 1786 году каскад был разобран окончательно, а в 1855 году на площадке каскада установлен памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора Петра Клодта.

Боскет «Крестовое гульбище»


Он представляет собой две крытые пересекающиеся аллеи, образующие в плане крест. В центре располагается фонтан. Первоначально он был украшен скульптурой «Вера» работы итальянского скульптора Антонио Коррадини (ныне утрачена). При воссоздании фонтана в 2010 году установлена «Нереида» ― статуя того же мастера (современная копия).


Фонтаны решили не восстанавливать, как по причине экономических соображений, так и в соответствии с новыми тенденциями в садовом искусстве, к которым пристрастилась следившая за модой императрица (Екатерина II в письме Вольтеру сообщила, что она ненавидит фонтаны, считающиеся частью французских садов и тирании, заставляющей течь воду неестественным образом, поскольку является поклонницей английских садов и либерализма). По фонтанам Летнего сада получили наименования река Фонтанка и сад "Прудки".

Незадолго до этого, Екатерина II к Летнему Саду повелела сделать ограду. В январе 1771 года Фельтеном была сделана деревянная модель и составлено описание к ней, в котором архитектор указал все размеры каменных частей будущей ограды, задав тем самым общие пропорции сооружения. После принятия решения о сносе в северо-западной части сада второго Летнего дворца (С. Ван-Звитен, Д. Трезини, М. Земцов, 1721—1726 годы), ограда удлинилась. Трое ворот располагались против трёх главных аллей. Автором проекта ограды Летнего сада бы Петр Егоров. Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.


Весной 1771 года начались работы по изготовлению «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». 32 звена кованой решетки, больших ворот в центре и двух малых, справа и слева, были выкованы в 1773—1777 годах на тульском заводе купца Денисова. Решётка изготавливалась тульскими кузнечными мастерами, из её творцов известен мастер Ивашенцев.

Для ограды также использовали 36 столбов из крупнозернистого карельского гранита доставленного из Финляндии. В течение пяти лет, с 1772 по 1777 год, мастера из села Путилова, Шлиссельбургского уезда, выезжали посменно в столицу: вытесывали гранитные колонны, лещадки, базы, цоколи. В 1782—1783 годах мастера изготовили гранитные вазы и урны и завершили их установку. Несмотря на большое наводнение 10 (21) сентября 1777 года, строительство ограды было закончено уже в 1784 году.

В последующие годы в Летнем Саду появляются Каменная терраса на Лебяжьем канале по проекту Г. П. Пильникова (1799). Архитектор К. И. Росси перестраивает павильон «Грот» в «Кофейный домик» (1826). По проекту Л. И. Шарлемань со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик (1827).

В 1839 году шведский король Карл XIV уже Николаю I передал в подарок гранитную вазу, изготовленную на Эльфдаленской мануфактуре в Швеции. Она известна как порфировая ваза Летнего сада.


Ваза была установлена 10 сентября 1839 г. между Карпиевым прудом и южной оградой и стала ещё одним украшением Летнего сада.


Большие изменения коснулись и Невской ограды. В память о спасении императора Александра II во время покушения на его жизнь 4 апреля 1866 года в Невскую ограду была встроена гранитная часовня по проекту Р. А. Кузьмина, по сторонам которой установили снятые со своих мест Малые ворота ограды (1866—1868 гг.)


В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды. В 1970-х гг. на месте Большой оранжереи и боскета «Зелёный кабинет» построили Хозяйственный двор и здание ТП. В результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.

С того момента и до 2003 года Сад больше не претерпевал никаких изменений, пока не утвердили проект масштабной реконструкции в 2008 году. Именно поэтому теперь, когда я приехала сюда спустя 10 лет (последний раз я была тут в 2006-2007 годах) этот замечательный уголок я совсем не узнала. Если раньше Сад производил на меня впечатление как тихий, уютный, зелёный скверик со скульптурами и лавочками, где мы с мужем будучи молодожёнами, слушали птиц, пили ароматный шоколадный чай и мечтали... то теперь - это прекрасный дворцовый парк, впечатляющий величием и блеском императорской России, гуляя по которому чувствуешь благоговение перед культурным наследием великой страны.

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши