Альтернативные типы школ. Альтернативное образование

Главная / Печь для беседки своими руками

Многие родители приходят к выводу, что современная общеобразовательная школа – это не совсем то, что требуется их ребенку. Что нынешняя система образования далеко не всегда в состоянии вырастить Личность. Но открытым остается вопрос: какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных.

1. Переход ребенка на экстернат.
2. Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы).
3. Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Минус: экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе.

Альтернативная школа и альтернативные методики образования.
К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам…

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу. Но чтобы сделать правильный выбор, следует ознакомиться с вариантами таких школ.

Вот несколько наиболее известных:

Западные варианты:

Система школ Монтессори , являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет. Поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования – также школа «американского» типа. Является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире с 800 школами более чем в 30 странах мира. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. Вальдорфские школы в России можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере и т.д). Есть и минусы – часто в такие школы идут обычные учителя за “длинным рублём”, слегка скорректировав свои наработки работы в обычной школе. Результат – подобные отзывы:

– Несомненно, изначально в вальдорфской педагогике заложено немало хороших и благих идей. В центре здесь находится сам ребенок, раскрытие его творческих способностей, развитие заложенных природой талантов. Однако для моей дочери опыт вальдорфской школы оказался неудачным. В вальдорфской педагогике многое, если не все, зависит от учителя. При отсутствии жесткой программы и учебников учитель становится единственным мостиком между ребенком и теми знаниями, навыками, которые школьник должен освоить. И здесь на первый план выходит профессионализм педагога, а самое главное – его любовь и неравнодушие к детям. С горечью говорю, что в нашем случае не оказалось ни первого, ни второго, ни третьего. Через год мы перешли в обычную школу, о чем нисколько не жалеем. Отдавая ребенка в эту школу, ознакомьтесь подробнее с основами антропософии, подумайте, принимаете ли вы это, примет ли это ваш ребенок. А главное – посмотрите в глаза учителю: достаточно ли в них любви… Маргарита Андреевна, мама 8-летней Вики

Школы “свободного” типа . Яркий пример из Великобритании – Самерхилл.

Школа Саммерхилл была основана в 1921 году Александром Ниллом и существует до сих пор. Самыми главными принципами в ней являются свобода детей и их самоуправление.
Вот что писал сам Александр Нил в своей книге “Саммерхилл – воспитание свободой”:
“Саммерхилл, вероятно, самая счастливая школа в мире. У нас нет прогульщиков и редко случается, чтобы дети тосковали по дому. У нас почти никогда не бывает драк – ссоры, конечно, неизбежны, но мне редко доводилось видеть кулачные бои вроде тех, в которых я участвовал мальчиком. Также редко я слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь – любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы. Вы не можете быть на стороне детей, если наказываете или браните их. Саммерхилл – это школа, где ребенок знает, что его принимают”.

Художественный фильм “Школа “Саммерхилл”/ Summerhill (1,2,3 и 4 серии, Великобритания, 2008 г.)

Аналог школы “свободного” типа в России – школа Щетинина.

Данный тип школ характеризуется принципом интерната – во время учёбы дети живут отдельно от родителей, что может подойти далеко не всем.

Отечественные варианты альтернативных школ:

Школа-Парк Милослава Балобана

В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью – от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки.

Школа-парк - образовательная система (полное название - «Образовательный парк открытых студий»), автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан. Её экспериментальная апробация проведена двумя федеральными экспериментальными площадками: на базе московской «Школы самоопределения», и на базе екатеринбургских школ № 95 и 19. В настоящее время проект «школа-парк» реализуется в Киеве под руководством Ярослава Коваленко.

В парк-школе все виды аттестации (кроме итоговой, которая пока обязательна) заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни было стандартным шкалам. Итоговая аттестация проводится в соответствии с законодательством в традиционных формах. Результаты экспериментально апробации образовательной системы «Школы-парк» в 1993-2007 годах показывают, что выпускники парк-школы успешно проходят стандартные процедуры итоговой аттестации и продолжают свое образование.

Начальная школа по методике Жохова В.И.

Особенности системы Жохова:

Не противоречит федеральным стандартам образования РФ.

– Основана на традиционной школьной программе, но адаптирована под потребности ребенка ДВИГАТЬСЯ, РАЗГОВАРИВАТЬ и ИГРАТЬ.

– Обучение происходит НЕПРИНУЖДЕННО и благоприятно для здоровья.

– Никаких воздействий на подсознание.

– Высокий темп работы, что соответствует скорости мышления детей в этом возрасте.

– Недопустимы изменения состава классов. Потому что первоклассники по методике Жохова программу 1 класса заканчивают в сентябре, в начале 2 класса заканчивают программу всей начальной школы.

– В классах НЕТ ОТСТАЮЩИХ. Даже если какой-то ребенок что-то не понял с первого раза, его поддержат и никогда не повесят клеймо.

– В классах ПООЩРЯЕТСЯ помощь и ВЗАИМОВЫРУЧКА. Дети могут обучать друг друга, помогать, проверять. Передавая друг другу знания, дети учатся прекрасному принципу: если смог объяснить другому, значит понял сам.

По системе Жохова, дети изучают обычную школьную программу, просто занятия проходят “по другим правилам”.

Нормальный первоклассник – это существо бегущее и орущее. Обязательно надо двигаться и кричать. Это необходимо для полноценного роста.

Жохов В.И.

Видео о методике Жохова В.И.:

Методика обучения начальных классов Владимира Филипповича Базарного:

Система Базарного используется в Республике Коми, в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей, Татарстана, Башкортостана, Хакасии. Программа утверждена министерством здравоохранения РФ в 1989 году.

Длительное сидение за партой и большие зрительные нагрузки сказываются на многих учениках ещё с первого класса в виде ослабления зрения и искривления позвоночника. Со временем формируется школьная близорукость, нарушается осанка и замедляется физическое развитие.

Исследования Базарного показали, что положение тела среднестатистического ученика со склоненной и придавленной к парте грудной клеткой уже на 20-й минуте урока способно вызвать симптомы стенокардии. Фиксация такой позы в течение длительного времени способствует деформации грудной клетки и ослаблению мышц диафрагмы, что чревато паталогическими изменениями в сердце.

Кроме того, В.Ф. Базарный опроверг бытующее мнение, что низко склоненная над тетрадью голова школьника является следствием плохого зрения. Учёный показал, что сначала ученик инстинктивно наклоняет голову во время чтения и письма, у уже после этого со временем наблюдается понижение остроты зрения. То есть, по Базарному, близорукость вторична и она является результатом «синдрома низко склоненной головы».

Одной (но не единственной) из отличительных черт методики Базарного является то, что школьники периодически встают из-за парты и часть урока проводят за конторками – специальными столами с наклонной поверхностью, за которыми ученики работают стоя. Такой режим работы показал высокую эффективность в плане профилактики близорукости и нарушений осанки. И это не единственные преимущества использования методики Базарного.

Стоящие школьники чувствуют себя более свободно, их плечи расслаблены, не происходит сдавливание диафрагмы крышкой парты, что не нарушает нормальную работу систем дыхания и кровообращения, позволяя улучшить снабжение всех органов, в том числе головного мозга.

В психо-эмоциональном плане работа стоя за конторками позволяет школьникам в трудные моменты урока не чувствовать себя одинокими, способствует воспитанию чувства взаимопомощи. Ученики на уроках более активны, независимы, более уверены в своих силах, проявляют больший интерес к учёбе.

Видео о методике Базарного:

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение. Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках? И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость… и прочее, и прочее?

Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего – беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа – институт – работа – пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!

Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?

Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!

И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает ?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно…

Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?

По материалам shkolazhizni.ru/archive/0/n-22348

Ходить в школу только на любимые уроки - это возможно! Вы знали об этом? Можно приходить ко второму или к третьему уроку, или посещать школу только три раза в неделю вместо пяти, или не ходить в школу вовсе, и при этом отлично усваивать программу .

О том, насколько широкие возможности предоставляет родителям и детям Закон об образовании, рассказала корреспонденту «МИР 24» Светлана Марзеева - автор портала «Альтернативное образование в России», создатель общественной организации «Клуб семейных школ».

Три года назад Светлана призвала родителей и педагогов совместно обучать своих детей в небольших группах, объединяясь по территориальному признаку. С тех пор таких групп в Москве уже больше сорока, и число их постоянно растет. Для кого-то такая группа – альтернатива обычной школе, а для кого-то – настоящее спасение. Вот что рассказала Светлана:

Сейчас закон предоставляет родителям буквально неограниченные возможности в выборе образовательной траектории для своего ребенка. Многие просто не верят, что можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы, можно отсыпаться утром, если ребенок - «сова», или посещать уроки по нескольким предметам в одной школе, а, скажем, по математике или химии - в другой, где учат интереснее. Надо только грамотно выстроить отношения со школой, где-то воспользоваться своим правом, а где-то – договориться.

Что значит «договориться»? Родители привыкли, что обязаны выполнять все требования школы. В какой части мы можем с ней договариваться?

В той части, где школа сама принимает решения в рамках закона. Дело в том, что школе тоже государством даны большие права и возможности. Любая государственная школа может выбирать не только образовательные программы, но и учебники, может сделать посещение уроков свободным, может разрешить своим ученикам учиться сразу в нескольких школах (в законе это называется «сетевое обучение»), может позволить себе маленькие классы, необычные предметы и самые современные методики. Я знаю, это звучит фантастически, но это полностью соответствует российскому законодательству. Более того, такие школы были и раньше. Например, школа № 200 (гуманной педагогики по системе академика РАН Ш.А. Амонашвили), школа № 734 (школа самоопределения Александра Тубельского).

- Давайте сначала подробнее о том, что положено по праву, о чем и договариваться не надо.

Самое главное: родители имеют преимущественные права в области воспитания и образования перед другими лицами: смотрите Семейный кодекс и ФЗ-273. Это значит, что вам, как родителю, знающему склонности и потребности ребенка, виднее, надо ли ему делать домашние задания и ходить в школу каждый день. Вы имеете право написать заявление, что вы просите перевести вашего школьника «на обучение по индивидуальному учебному плану» (ст. 34 ч.1 Федеральный закон 273-ФЗ), а затем выбрать те предметы, которые решили посещать в школе. А остальные изучать дома и сдавать по ним аттестацию (то есть, писать одну итоговую контрольную или сдавать тест, или представить реферат). Вот и все, ничего больше для этого не надо - никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей.

Точно такие же возможности дает заявление с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения». А вот какой из этих двух вариантов выбрать – это уже предмет переговоров со школой. Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, потому что таких прецедентов не было, и они воспринимались как какая-то эксцентричная выходка.

Но после того как некоторые представители администрации учебных заведений потеряли свои должности, они поняли, что это не шутка и у родителей действительно есть веские аргументы и серьезные причины. Так что, учеников, которые посещают занятия в школе только частично, становится все больше и отнюдь не только в столице, но и в регионах.

Какие же причины есть у родителей, чтобы добиваться таких условий, я бы сказала, особых? Ведь это пока еще не стало массовым явлением.

За те годы, что я занимаюсь своим проектом, я хорошо изучила причины, по которым люди обращаются к альтернативному образованию. В первую очередь - это здоровье детей. Во вторую - качество их обучения.

Дело в том, что школьная программа основана на запоминании и при этом сильно перегружена ненужной и устаревшей информацией.

Многие известные педагоги говорят о том, что невозможно выполнить тот объем заданий, которые требуют с детей, начиная со средней школы. «Школьная программа неосуществима!» – Эти слова принадлежат Алексею Битнеру, в прошлом новосибирскому учителю и директору, который сегодня помогает ученикам избавиться от школы, окончив ее экстерном.

Дети, которые честно пытаются все запомнить, испытывают постоянный стресс. Поэтому организм просто вынужден включать защитные механизмы – то есть, болезни, причем, иногда они бывают очень серьезными, даже неизлечимыми.

Тем, у кого психика более устойчива, приходится включать пофигизм, врать, притворяться, прогуливать или просто игнорировать всю эту постоянную насильственную информационную интоксикацию. На этом фоне отсутствие времени на прогулки, сокращение сна, отдыха, необходимость сидеть неподвижно по 8 часов в день – это уже «мелочи».

Это про здоровье. Теперь про образование. Такая жизнь убивает интерес не только к познанию, а вообще лишает энергии и радости. То есть, даже важные навыки и сведения детьми не усваиваются. Кроме того, за бортом школы, остается много важного, чему детей не учат.

Бесконфликтному общению не учат, находить общий язык с другими людьми не учат, финансовой грамотности не учат. Профориентация, психология, основы экономики и бизнеса - все это приходится добирать вне школы. Но когда? Если посещать школу, то времени на это просто нет.

Я помню, когда училась в школе, то нам на лето задали выучить балладу «Вересковый мед». Моей дочке задали сделать то же самое, но за три дня. Вот это очень показательная разница: все то же самое, только намного быстрее. Потому что добавилась же еще современная литература за прошедшие годы, но ничего не сократили, просто уменьшили время изучения.

В системе госшкол родители не погружаются так глубоко в образовательные проблемы, но они видят верхушку айсберга - дети в средней школе теряют интерес к учебе. И чтобы сохранить мотивацию, а заодно здоровье и радость они тоже приходят к выводу о необходимости сокращения времени, которое ребенок тратит на школу. Именно поэтому мы в последние годы наблюдаем такой всплеск интереса к альтернативным формам образования.

А как быть, если родители работают и не могут водить ребенка в школу или не готовы брать на себя ответственность за его обучение?

Если мы говорим о средней школе, то ответственность за собственное обучение подросткам уже по силам. У них уже нет такой страсти к познанию, как у малышей, но мотивация все равно есть. Например, они сами считают сложный или скучный предмет важным. Или им хочется проверить свои силы. Или эти знания нужны им для будущей профессии.

А если мы говорим о начальной школе, то там все проще. Чтобы успешно учиться в младшей школе, кому-то будет достаточно иметь хорошего учителя. Ведь не случайно все твердят: ищи не школу, ищи учителя. А если кто-то хочет большего, то можно перевести ребенка на семейное или заочное обучение, найти несколько единомышленников по соседству и вскладчину нанять педагога для обучения своих детей.

Кстати, именно так мы с несколькими родителями и поступили. Это было в 2012 году, еще до принятия последнего закона об образовании. Эту схему не я придумала, первую такую семейную школу придумал и воплотил на базе кружка для трудных подростков психолог Борис Гречухин – яркий, неординарный и внутренне очень свободный человек.

Да и кому пришла бы в то время крамольная мысль о том, что «бесплатное массовое обучение – это конфискация детей у родителей». Но громкие слова говорить несложно. А каково было создать свою собственную школу в СССР? Да еще заявив: «Никаких профессиональных школьных педагогов. С детьми занимаются студенты и родители».

К тому моменту подобный опыт был у родителей, открывших первый класс на базе собственного частного детского садика, и у нас. Я условно назвала эти группы родителей и педагогов семейными школами, но это не очень удачное название прижилось. Буквально за четыре года таких не-школ в Москве и Московской области стало больше пятидесяти. А теперь такие объединения есть уже и в Санкт-Петербурге, и в Самаре, и в Калининграде, и во многих других городах России.

Сейчас в столице и в Питере даже появился крошечный пока опыт создания школ-парков Милослава Балабана. Это школы свободного посещения, где ученики сами выбирают, какие занятия (студии) им посещать. Такой эксперимент когда-то давно впервые поставили в школе № 734.

Буквально за последние два года появился еще один вариант альтернативного обучения в началке: это классы Жохова. Владимир Иванович Жохов - заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, разработал методику преподавания в начальной школе. Как ни странно, многие директора государственных школ взяли на себя ответственность за открытие таких классов. То есть, у некоторых альтернативных методик есть уже и поддержка в лице госшкол.

- Какие еще возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?

В Федеральном законе об образовании есть очная, очно-заочная, семейная и дистанционная формы обучения. А еще есть сетевая форма, позволяющая обучаться в нескольких школах сразу. И если первые четыре так или иначе используются, то последняя только начинает осваиваться родителями и школами. Все школы (и частные, и государственные) могут заключать между собой соглашения о сетевом взаимодействии. Это значит, что ученик может обучаться по разным школьным предметам в разных школах, если они заключили между собой соответствующее соглашение.

Например, частная Международная Школа Завтрашнего Дня (МШЗД) формирует дистанционные классы, которые удаленно обучаются русскому языку по методике Ольги Соболевой и под ее методическим руководством. Такая возможность пока есть только в этой российской школе, но обучаться в ней могут дети из любого уголка России.

При такой форме получения образования ученики могут не посещать занятия по русскому в своей основной школе: там зачитываются оценки, которые они получают в МШЗД. Они и фигурируют в табелях успеваемости и личном деле учащегося.

Очень жаль, что такие перспективные формы обучения пока мало используются. Но так здорово, что они есть, что наше государство законодательно позаботилось об этом.

Ну хорошо, а если ребенок по некоторым предметам учится дома, то как и кто контролирует его знания, и не приведет ли такое вольное обращение со школьной программой к снижению качества знаний? Ведь родители редко объективно могут оценить уровень знаний своих детей.

По тем предметам, которые ребенок посещает частично, в классе проводятся контрольные, опросы и прочие многочисленные т.н. срезы знаний. А по тем предметам, которые ребенок не посещает, школы контролируют уровень знаний с помощью аттестаций. Они могут быть один, два, три раза в год, по усмотрению родителя и там, где он захочет - хоть в государственной, хоть в частной школе.

Если руководствоваться законом, то де юре вообще обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.

- Почему же все-таки многие школы с трудом соглашаются на такие эксперименты?

Многие, наверное, и не соглашались бы, но их обязывает закон. Я думаю, что к этому не готовы прежде всего родители. Например, теоретически школа имеет право начинать обучение не в 8.30, что, на мой взгляд, вредно для здоровья, а в 9.30 или в 10.00.

Я помню, как мы рассказывали об успехах детей директору крутого лицея, откуда мы забрали детей, чтобы учить их самостоятельно. И она нам сказала: «Конечно, ведь они же у вас высыпаются!». Сама она понимает пользу от этого, но не может сделать время начала учебы позже, потому что каждое утро в 8.00 и даже раньше ей под дверь закрытой школы приводят детей, которых родителям некуда деть. То есть, учебные заведения просто отвечают родительским запросам. Если в школе, где учится моя дочь, директор разрешит свободное посещение для всех, его родители живьем съедят!

Заместитель директора одной из школ в Царицыно недавно рассказывал мне, что именно родители выступили против свободного посещения школы, когда его в этой школе хотели ввести. Тогда сам этот замечательный педагог, кандидат исторических наук, ввел свободное посещение только на своих уроках.

Первые две недели к нему вообще никто не пришел! Дети просто не могли поверить в такую «лафу». А потом стали заглядывать, чаще и чаще. А потом история стала у многих любимым предметом. Дети не бросят школу, если их перестанут заставлять туда ходить. Они просто станут делать это с пользой для себя.

Татьяна Рублева

О СИЛЕ ПРИВЫЧКИ

Участники опроса, проведенного аналитической службой Рамблер по заказу «МИР 24», рассказали, какую форму среднего образования они считают наиболее правильной для ребенка.

Большинство респондентов (70%) поддерживают существующую в России школьную систему. Они ответили, что наиболее правильной является форма среднего образования «стандартная - как у всех».

За вариант «альтернативное образование с индивидуальным подходом» проголосовали 20% опрошенных. В голосовании приняли участие 1168 респондентов.

На третьем месте по популярности (8%) оказался вариант, предполагающий, что часть уроков можно изучать в школе, а часть – дома. Меньше всего респондентов (2%) сочли правильным домашнее обучение без посещения школы.

Фото: roxanaraducan.blogspot.com

Девиз: Дай мне рыбу, и у меня сегодня будет еда,

Научи меня ловить рыбу и мне будет, что есть всю жизнь.

Каждый из нас отмечал, что в XXI веке, как никогда, систему образования рассматривают как бы “сквозь лупу”, что можно объяснить как переменами в обществе, так и усвоением ценностей западной системы образования. Эта тенденция проявилась в Румынии путем введения новых альтернатив в систему образования, большинство из которых основано на частной инициативе.

Принимаемые вначале сдержанно, эти частные инициативы сегодня высоко оценены большинством участников образовательного процесса. Если до недавнего времени, румынское общество отказывалось говорить об альтернативах западной системы образования, то сегодня оно отдает им предпочтение.

В пресс-релизе Министерства образования Румынии от 31.03.2004 года представлены 5 форм альтернативного образования в Румынии:

* Вальдорфская педагогика (1990)

* Педагогики Монтессори (1993)

* Педагогика Френе (1995)

* Альтернативный шаг за шагом (1996)

* План Йене (1996)

Профессор Георгие Феля, координатор альтернативного образования в Румынии, утверждает, что традиционное образование статично, тогда как альтернативное образование динамично. Таким образом, в традиционной системе образования ученика готовят к жизни, в то время как в системе альтернативного образования школа является частью жизни, а ребенок сам находит знания.

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогика была создана в начале ХХ века Рудольфом Штайнером, по инициативе директора сигаретной фабрики Waldorf Astoria, Эмиля Мольта (Emil Molt). Она основана на антропологической теории, разработанной Рудольфом Штайнером на вводных курсах, организованных осенью 1919 года, до создания первых классов. Во всем мире эта система образования получила широкое распространение. С самого начала организаторы предложили создать школу, основанную на педагогической концепции искусства воспитания не только земного человека, но и его души и духа.

Это образование антропологически ориентировано, с учетом потребностей и возможностей каждого индивида. Содержание дисциплин направлено не на их усвоение, а на пробуждение интереса ребенка к знаниям. Развитие мышления, чувств, воли ребенка является ключевой задачей данного альтернативного образования.

Вальдорфская педагогика строится и функционирует на основе 7 педагогических принципов. Основной принцип – интегративный подход к человеку в зависимости от его особенностей, главная цель - развитие личности ребенка. Принцип непрерывного обучения предполагает, что образование начинается с рождения человека и становится частью его существования на протяжении всей жизни. Принцип ритмичной организации образовательной ситуации находит свое отражение в планировании “эпох образования”. Создание соответствующей целям среды является четвертым принципом, в то время как принцип обеспечения равновесия между теорией и практикой, предполагает формирование и развитие ученика не только с когнитивной точки зрения, но и с точки зрения его воли. Принцип преподавания как искусство выражается в том, что преподавание считается искусством и преподносится как таковое, в результате чего на этапе лицейского обучения ученик способен развивать абстрактное мышление. Наконец, принцип преподавания на основе картинок предполагает удовлетворение потребности ребенка из начальной школы в “живых картинках”. Эту потребность удовлетворяют не только путем демонстрации рисунков, слайдов, живых моделей, но и созданием “живых картинок”, главное из которых - слово.

Потребность в фантазии, истине, чувстве ответственности - это три силы, составляющие нервы педагога, - говорил Рудольф Штайнер. Вальдорфская педагогика - это искусство, непосредственно влияющее на становление человеческой личности. Учителя, преподающие в такой школе, сталкивается, не столько с различными методами преподавания или различными формами организации учебного процесса, сколько с вопросами: какие силы есть у ребенка? Какими волевыми чертами обладает ребенок? Каково его мышление и его эмоции? Признавая их, преподаватель работает над их развитием. Методы, используемые для развития мышления, воли и чувств ребенка, выражаются в художественных занятиях (развивают волю), произносимых словах (влияют на эмоции ребенка, давая ему возможность сосредоточиться на преподаваемом предмете), практических занятиях (обучение осуществляется на фактах, конкретной практической деятельности).

Классный руководитель ведет класс Waldorf с самого начала в течение 8 лет. Он представляет интересы класса на уровне педагогов. Специалисты преподают иностранные языки, спорт, практические навыки, музыку. Классный руководитель преподает периодически (по 2-5 недель) математику, физику, историю и т.д. Последовательно, нет параллельных занятий. Классным руководителем может быть только преподаватель с широким кругозором и ни в коем случае не рутинер*.

После ежедневного базового обучения в течение 90-100 мин, следуют занятия, проводимые в недельном ритме: иностранные языки, спорт, практические навыки, освоение ремесел, преподавание религии по желанию родителей или светское обучение, если ребенок не принадлежит ни к какой религиозной общине. В зависимости от возраста, обучение длится 24-36 часов в неделю. Добавьте к этому театр, оркестр и т.д.

Там нет официальных экзаменов, имеет значение только мнение преподавателя об эволюции ребенка. К нему добавьте тесты (тетради эпохи, по периодам времени), написанные ребенком. В конце года выдается письменная характеристика всеми преподавателями, по которой ориентируются и дети и родители.

Все основывается на интересе к учебе, а не на давлении извне.

Гармонично влияя на три основные характеристики личности: мышление, чувства, волю, вальдорфская педагогика объединяет аналитическое и синтетическое мышление, осуществляя постепенное развитие интеллекта ребенка посредством художественного и нравственного восприятия. Особенности вальдорфской педагогики сосредоточены на следующих областях:

1 * значение ритма

2 * обучение по эпохам(этапам)

3 * школа без учебников

4 * тетради и письменные инструменты

5 * большое значение художественных и практических занятий

6 * школа без оценок

7 * классное руководство ведет один и тот же преподаватель и после четвертого класса

8 * коллегиальное руководство

9 * специальные предметы и мероприятия

1. В вальдорфской школе ритм играет важную роль в воспитании воли, есть ритм часа, дня, месяца и года. Ритм часа выражается в делении основного курса на три части:

Ритм, который необходим ребенку для развития воли;

Когнитивная часть для развития интеллекта;

Часть материала, которая апеллирует к чувствам.

Использование ритма в образовании направлено на обучение всей личности, а не только его интеллектуальной составляющей. Дневной ритм предполагает обучение предметов когнитивного характера в первой части дня и художественных и практических занятий во второй половине дня. Это деление позволяет углубить теоретические знания, применяя их на практике. Ритм означает существование некоторых модулей в течение 2-4 недель, в которых ежедневно с 8 и 10 изучаются основные дисциплины (румынский язык, математика, физика, химия, биология, история, география и т.д.). Эти модули называются эпохи.

2. Когнитивный материал изучается по эпохам: например, один класс изучает физику каждый день, первые два часа без перерыва в течение 2-4 недель. В такую эпоху можно пройти материал за весь учебный год. Вальдорфская школа считает забывчивость своим союзником, по двум причинам: во-первых, потому что, забыв физику, ученик сможет посвятить все свои силы другому предмету, например, литературе, а во-вторых, потому что после того, как физика была забыта окончательно, столкнувшись вновь с этой дисциплиной, ученик лучше вспомнит пройденный материал.

3. Отсутствие единого учебника способствует развитию уважения к книге и укрепляет авторитет учителя, который напрямую общается с учениками. С другой стороны, учащиеся учатся использовать различные источники при изучении одной темы. Формирование объективного мнения, тренировка развития способностей к самостоятельному усвоению знаний и к жизни самодидакта* - это очевидные положительные качества, которые приобретают ученики.

4. В вальдорфской школе ребенок с самого начала пишет в тетрадях без линий, предполагается, что линии используются именно в целях ограничения письма по четко установленным правилам. Альтернатива Waldorf не выступает за неразборчивый подчерк, наоборот, порядок, эстетическая сторона в целом в значительной степени культивируются в школе. При отсутствии линий, ученику придется прилагать больше усилий, чтобы писать упорядоченно, что касается письменных инструментов, учащиеся больше работают с поверхностями, в особенности в первых классах. В первом классе ученики пишут мелками, фламастерами, во втором классе толщина линии уменьшается, в ход идут цветные карандаши, в третьем классе учащиеся тренируют подчерк и только тогда начинают писать ручкой. Тетради организованы таким образом, что эстетическая сторона письма, иллюстрации и украшения всегда оценивается с художественной точки зрения. Исправления являются личным вкладом в учебник, который учащиеся сами составляют.

* Рутинер - человек отсталый, действующий по привычке, боящийся всяких нововведений.

* Самодидакт, то есть человек, взрастивший и воспитавший себя сам.

На протяжении нескольких поколений в нашей стране школа была неотъемлемой частью жизни детей и подростков. Именно там они получали знания, обзаводились новыми знакомствами, учились выходить победителями из конфликтных ситуаций. Увы, сегодня она совсем не та, какой была еще 20-30 лет назад. Это заставляет все большее количество родителей всерьез задуматься о поисках альтернативы школе. Давайте разберемся с этим крайне важным вопросом более серьезно.

Плюсы обычной школы

Прежде чем рассматривать альтернативное образование, давайте разберемся с плюсами простой школы, в которой учится подавляющее большинство детей и подростков.

Самый главный из них - простота. Родителям в этом случае приходится по минимуму принимать участие в учебном процессе. Ребенка приводят в школу утром и забирают в обед, а со временем он сможет ходить в школу и обратно самостоятельно. Родителям приходится лишь несколько раз в год посещать родительские собрания. Правда, если ребенок не отличается послушанием и усердием, то, возможно, придется также иногда посещать школу, чтобы разобраться со сложными ситуациями.

При этом большинство детей сравнительно легко получают аттестаты о среднем образовании. Пусть не все становятся отличниками, но ведь и с тройками сегодня можно поступить в вузы, построить успешную карьеру. Поэтому лишний раз напрягаться ребенку обычно не приходится.

Наконец, что немаловажно, школьник привычно проходит социализацию, становясь частью более или менее слаженного коллектива. Он привыкает жить по давно выверенному шаблону. Сначала оканчивает школу. Затем поступает в вуз - обычно на платное отделение. Затем находит работу (чаще всего не по полученной профессии) и трудится до пенсии. Схема проста, выверена и почти не дает сбоев.

Почему родители отказываются от школ?

Но, несмотря на простоту и надежность обычной школы, количество родителей, всерьез задумывающихся о поиске альтернативы школьному образованию, стремительно растет. Почему же? На то есть несколько причин.

В первую очередь следует признать, что совершенно не направлена на то, чтобы дать детям образование. Взять хотя бы образование в тяжелые девяностые годы, не говоря уже про более ранние 30-е годы прошлого века. В это время учителя, зачастую месяцами не получая зарплату, старались дать ученикам максимум информации, донести до них определенные правила, теоремы, законы наук. Что же творится в школах сейчас? Увы, мы стремительно идем по тому же пути, по которому полвека назад прошли многие страны Европы. Теперь любое обучение призывают признать формой насилия над личностью. Ведь ребенку, понятное дело, гораздо интереснее играть, чем изучать правила русского языка или теоремы по геометрии. Однако играя, школьник не сможет развивать мозг, а это необходимо для успешного нахождения места в жизни. Поэтому есть смысл надавить на него сегодня, заставлять переступать через "хочу - не хочу", чтобы обеспечить лучшую жизнь завтра.

К сожалению, современное образование придерживается иной точки зрения. В результате школа уже не столько обучает, сколько развлекает. И, если честно, крадет у ребенка больше десяти лет жизни, почти не давая новых и полезных знаний, не говоря уж о прививании ценных навыков.

Также стоит отметить, что в обычном классе обучается 25-30 учеников. А урок длится 45 минут. Таким образом, объяснив тему, даже очень хороший учитель, чувствующий, что обучение - это его призвание, и старающийся максимально отдать себя ученикам, может уделить каждому из них не больше чем по 1 минуте за урок. Следовательно, за шесть уроков в день ученик может рассчитывать на 6 минут внимания со стороны учителя. И это в том случае, если педагог действительно работает с полной самоотдачей. Не так уж и много, не правда ли?

Какие формы обучения предусматривает законодательство?

Теперь давайте разберемся, какие предусматривает формы обучения на дому закон об образовании.

В первую очередь это обычное образование в домашних условиях. Ученик получает необходимые знания по учебникам, самостоятельно, с помощью родителей или приглашенных репетиторов. Однако ему все равно придется несколько раз в год посещать школу - чтобы сдать экзамены по действующей программе. Да, он все равно остается прикрепленным к школе, хотя и свободен от необходимости ходить туда пять дней в неделю. Получая соответствующие оценки на экзаменах, ученик будет получать в конце года табель, а после 9 и 11 классов - соответствующие документы.

Также некоторым родителям стоит рассмотреть вариант с надомным обучением. Но подходит он не всем, а только больным детям, которые при всем желании не могут посещать обычную школу.

Обучение на дому

Давайте рассмотрим наиболее распространенную альтернативу школе - домашнее обучение. Здесь имеются серьезные плюсы и минусы. Начнем с плохих новостей.

В первую очередь на родителей ложится большая дополнительная ноша - придется тратить много времени или денег. Если вы достаточно образованы, то вполне сможете дать весь школьный курс ребенку самостоятельно. Но будьте готовы к тому, что час, два, а то и три в день вам придется проводить с ребенком, помогать ему постигать науку. Далеко не каждый родитель может позволить себе такую роскошь - времени вечно не хватает из-за работы и дороги туда и обратно. К тому же не каждый взрослый человек достаточно хорошо помнит школьную программу, чтобы помочь ребенку разобраться с нею.

Еще один минус - недостаток общения. В школе ребенок волей-неволей проводит среди сверстников по несколько часов в день. Здесь он учится заводить друзей, приживаться в коллективе, где-то идти на уступки, а где-то становиться лидером, диктующим свои условия окружающим. Если же ребенок вместо этого проводит те же часы дома, он оказывается лишен такой возможности.

Нередко имеет место предвзятое отношение со стороны учителей. Ребенок на домашнем обучении вообще является своеобразным вызовом со стороны родителей. Они как бы говорят, что не доверяют профессионализму преподавателей. В результате некоторые из педагогов срываются на ребенке, намеренно занижая оценки везде, где есть такая возможность, при сдаче экзаменов.

Теперь перейдем к плюсам. Главным из них является возможность подстраиваться под конкретного ученика. Например, одному ребенку легко дается математика, а вот на то, чтобы выучить десяток слов по-английски, приходится тратить много времени. Соответственно, можно экономить время на первом, чтобы отдать его второму. В обычной школе подобное невозможно - учитель вынужден идти по программе.

Не нужно тратить время на дорогу в школу и обратно - в некоторых случаях экономится больше часа в день.

Всегда есть возможность выдерживать темп, подходящий ребенку. Одну тему по математике он может освоить за считаные минуты, а другая вызовет проблемы. И здесь нет учебного плана, который заставил бы его тратить несколько часов на первую, мельком изучая вторую. Это действительно очень важно. Глупо бросать тему и переходить к следующей, если ребенок не освоил ее. Но еще хуже заставлять ребенка тратить лишнее время на изучение темы, которую он уже понял и освоил - это убьет в нем интерес к образованию и получению знаний. И пожалуй, это худшее, что может сделать учитель для ученика.

Некоторые предметы при таком образовании можно вообще вычеркнуть. К примеру, зачем ученику тратить три часа в неделю на физкультуру, если он ходит на плавание, бокс или спортивную гимнастику, которые дают ему гораздо больше? Или столько же времени на труды, когда родители смогут в домашней обстановке объяснить те же темы более наглядно.

Довольно часто несколько родителей, объединившись, создают собственную маленькую школу. Находя помещение, они нанимают репетиторов, которые занимаются с их детьми. Это позволяет получить прекрасные знания при минимальных финансовых затратах. Например, один час репетитора стоит 500 рублей (цена может сильно изменяться в зависимости от возраста детей, города и запросов педагога). Но обычно можно договориться с ним, чтобы он обучал группу из 5 человек за 1000 рублей. Следовательно, за одного ученика придется потратить всего 200 рублей. При этом он получит индивидуальный подход, который позволит легко освоить любую тему. Такие клубы семейного образования становятся сегодня все более популярными, так как имеют все плюсы обычной школы и практически полностью лишены ее минусов.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что домашнее обучение имеет определенные преимущества и недостатки. Что является более важным, решать только родителям.

Оканчиваем школу экстерном

Очень часто родителей, ценящих время своего ребенка, интересует, как закончить школу экстерном. Это вполне разумное решение. Опытные педагоги признают, что современное образование является искусственно затянутым. При правильном подходе и организации 11-летнюю программу обучения вполне можно освоить за 6-8 лет в зависимости от способностей ученика. Только представьте - ребенок экономит от 3 до 5 лет! Насколько больше полезных знаний он сможет получить до 18 лет, когда большинство его сверстников только окончат школу. Как минимум одно среднее специальное или даже высшее образование (очно или заочно). И ведь для этого достаточно знать, как закончить школу экстерном. А ответ на этот вопрос достаточно прост.

Приятно, что обучение экстерном является вполне законным - по сути, это и есть домашнее обучение. То есть ученик, проходя школьную программу дома, сдает экзамены в школе. Но не обязательно следовать программе - если есть опытные наставники и интерес к обучению, почему бы не пройти годовой курс за полгода? В школах по-прежнему предусмотрена возможность проходить за один календарный год двух- и даже трехлетнюю программу. Талантливый ребенок легко сможет окончить школу в 14 лет, после чего самостоятельно или с помощью родителей решать, как распорядиться освободившимся временем - поступить в колледж, вуз, найти подходящую работу или же заниматься чем-то другим.

Глупо отрицать - это очень хорошая альтернатива школе, особенно современной, которая принадлежит к структуре, вовсе не заинтересованной в том, чтобы страну населяли умные, сильные и решительные люди. Помните, что только вы отвечаете за образование и, соответственно, будущее своих детей.

Дистанционное образование

В последние годы все большей популярностью пользуется онлайн-обучение. В чем оно заключается? По сути, это своеобразная форма заочного образования. Но для обучения и сдачи экзамена ученикам и учителю не нужно находиться в одной комнате. Благо, современные технологии позволяют преподавателю общаться с учеником, находясь в сотнях и даже тысячах километров друг от друга.

По сути, это является одной из разновидностей клубов семейного образования или же репетиторства. Плюсом является тот факт, что не нужно искать подходящее помещение, если планируется собрать в одном месте группу детей. Также отпадает необходимость тратить время на дорогу - в условиях мегаполисов это является крайне важным преимуществом. Ведь в некоторых случаях репетитору, чтобы провести один час с учеником, приходится тратить столько же времени или даже больше, чтобы добраться к нему и вернуться домой. Разумеется, это доставляет лишние хлопоты учителю и заставляет его повышать свои расценки, что бьет по семейному бюджету семьи ученика.

Но все-таки определенные минусы онлайн-обучение тоже имеет. Хотя бы потому, что большинство учеников чувствуют себя более комфортно, когда учитель находится рядом, а не на экране компьютера. Однако с этим минусом чаще всего приходится мириться, чтобы выиграть в другом.

Также можно получать среднее образование дистанционно, обучаясь в специальных школах. Ведь на сегодняшний день в нашей стране существует довольно много школ, имеющих лицензию государственного образца, но при этом программа их сильно отличается от стандартной, используемой в простых средних учреждениях. Более подробно о них расскажем чуть позже. Здесь же стоит упомянуть, что при дистанционном обучении ученик или его родители получают примерную программу, которую школьник должен освоить. С учителями на связь выходят для сдачи готовой работы, а также в случаях, когда возникают какие-то трудности при ее выполнении.

Альтернативные школы

Для нашей страны такие школы являются довольно необычными, непривычными. Зато в Европе и США их много. Причем программы везде сильно отличаются. Одни стараются разработать нечто совершенно новое, в то время как другие берут за основу программу, используемую в школах в конце девятнадцатого века. Удивительно, но выпускники последних учреждений часто демонстрируют высочайший уровень образования.

Не стоит считать такую разницу в количестве альтернативных школ отсталостью нашей страны. Скорее наоборот - на Западе необходимость в их появлении возникла гораздо раньше потому, что в России до недавних пор средние школы давали все необходимые знания. Увы, сегодня, в ходе многочисленных реформ, образование становится все хуже. Родители, желая дать детям лучшие знания, ищут пути для его получения. И альтернативные школы помогают им в этом.

Таких школ очень много: Монтессори, академика Щетинина, с вальдорфской системой образования - перечислить все будет сложно. Каждая имеет определенную программу, достоинства и недостатки. Некоторые из них являются бесплатными, но попасть туда довольно сложно. Другие же - платные, причем оплачивать обучение могут позволить себе очень немногие наши соотечественники. Конечно, нужно очень серьезно подходить к выбору школы - она окажет немалое влияние на жизнь вашего ребенка.

Боремся с недостачей социализации

Родители, выбирающие в качестве альтернативы школе домашнее обучение, часто жалуются, что их дети в результате оказываются не слишком общительными, практически лишенными коммуникативных навыков. Это действительно серьезная проблема - даже гений, не умеющий общаться и заводить знакомства, не сможет добиться многого. Но объяснить это легко: пока другие дети общаются в школах (увы, сегодня общаются гораздо больше, чем учатся), они развивают навыки коммуникации, учатся встраиваться в систему. При домашнем обучении ребенок лишен такой возможности.

К счастью, проблему легко решить, если вовремя ее заметить. Ведь существует множество творческих и спортивных кружков, где ребенок может встречаться со сверстниками. Причем это даже лучше, чем школа. Все-таки в классе собираются дети, зачастую не имеющие ничего общего, кроме возраста и примерного места проживания. В кружках и секциях ребенок встречается с единомышленниками. Здесь они занимаются общим делом, которое интересно всем. Это может быть пулевая стрельба, изготовление моделей самолетов, вышивка бисером, игра на гитаре, рисование, спортивное ориентирование - выбор огромен. Завязать знакомства в таком окружении будет довольно легко. И две-три таких секции станут прекрасным дополнением к альтернативной системе образования.

Выбираем лучший вариант

Так как же быть - отдавать ребенка в обычную школу или заниматься его образованием самостоятельно? На самом деле вопрос гораздо более сложный и глубокий, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь нужно изучить стремления ребенка и его задатки. Глупо пытаться вырастить из обычного ребенка юного гения, способного в 14 лет поступить в вуз, а то и окончить его. Ему будет просто некомфортно в среде более умных сверстников, здесь он станет белой вороной. В обычной школе он почувствует себя "своим". К тому же высоко он не взлетит, но и низко не упадет - пойдет по проторенной и привычной тропе: детский сад, школа, университет, работа.

А вот родителям детей, обладающих действительно серьезными задатками, все-таки стоит постараться. Пусть придется тратить больше времени, сил и денег на их образование, зато будет возможность дать ребенку билет в большое будущее. В обычной средней школе ему слишком тесно, нет возможности реализовать потенциал, зато есть риск стать изгоем, белой вороной. Ему лучше подойдет именно альтернативное образование, подстраивающееся под него, а не требующее обратного.

Заключение

На этом наша статья подходит к концу. Теперь вы знаете, как получить среднее образование при домашнем обучении, а также избежать многих проблем, часто возникающих на таком пути. Надеемся, что статья поможет принять правильное решение и помочь ребенку найти себя в этой непростой жизни.

Альтернативное образование

Всем мамам и папам хотелось бы, чтобы их дети росли успешными и счастливыми. В это понятие, так или иначе, входит школьная успеваемость. С проблемами выбора школы и системы обучения родители сталкиваются перед походом в первый класс. Иногда такой вопрос возникает, если у ребенка есть проблемы со здоровьем, отставание в развитии или, наоборот, выраженная одаренность в сравнении с одногодками. В таком случае на помощь приходит альтернативное образование. К нему зачастую прибегают родители детей-спортсменов, часто бывающих в разъездах, и одаренных творческих деток.

Альтернативное обучение

Альтернативная система образования хороша тем, что в ней больше ориентируются на нужды учеников, а не на систему как таковую. Каждый ребенок имеет возможность выбрать темп и способ изучения материала на уроке. Гибкие учебные планы нацелены на то, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Основными принципами альтернативной школы являются взаимная работа учителей и учащихся, а также приветствие новых идей и уважение традиционных педагогических правил.

Законом нашей страны предусмотрены некоторые альтернативные формы образования, обучаясь по которым ребенок обязательно проходит государственную аттестацию и получает документы об образовании, утвержденные законом. К этим формам обучения относятся экстернат и все виды семейного обучения. Мы постараемся рассказать Вам обо всех преимуществах и недостатках каждой методики.

Обучение экстерном предполагает надомное обучение, во время которого ученик самостоятельно или с помощью дополнительных платных образовательных услуг изучает материал, после чего он проходит бесплатную итоговую аттестацию и получает документы установленного образца. Экстернат хорош для одаренных деток, которые теряют интерес к обучению, посещая обычную школу, или для тех, кто по разным причинам должен раньше закончить класс. К плюсам обучения экстерном относятся развитие в ребенке ответственности, самостоятельности и способности к самоконтролю. К минусам отнесем необходимость родительского участия в процессе обучения и финансовые расходы для освоения учебного материала.

Все остальные альтернативные формы обучения - это варианты семейного обучения. В таком виде обучения ребенок самостоятельно или при помощи надомных педагогов или родителей осваивает учебную программу и приходит в школу только, чтобы написать контрольные и сдать экзамены. Такой способ обучения предпочтителен в конфликтных ситуациях в школе, особенно если родители не могут перевести ребенка в другую школу, из религиозных соображений, для того чтобы оградить его от негативного отношения одноклассников и давления со стороны педагогов.

Альтернативное обучение «выручает» детей-спортсменов, будущих художников и тех деток, родители которых в силу своей профессии должны часто менять место жительства (военнообязанные, артисты цирка). В любом случае ребенок закрепляется за одной школой, вправе пользоваться всей ее библиотекой, получать консультации и медпомощь.

Альтернативное развитие

Теперь давайте поговорим о методиках альтернативного обучения, построенных на существующих школах раннего развития, о которых мы уже писали на Bambino Story. Альтернативное развитие детей в рамках данных школ кардинально отличается от формального школьного образования. Чем же?

  • Анскулинг – одна из форм домашнего обучения, подразумевающая обучение ребенка без его отрыва от повседневной жизни и семьи. То есть ребенок учится в силу собственной любознательности – сам сталкивается с проблемами, задает вопросы и ищет ответы на них в повседневной жизни. У таких детей нет формальных учителей и учебных планов, их учитель – это окружающий мир!
  • Дескулинг – если перевести название этой формы альтернативного обучения дословно, то получится что-то наподобие «расшкольнизации». Суть в том, чтобы освободить уже окончившего школу ребенка от формального школьного мышления и выявить настоящие интересы и стремления выпускника. Это своего рода адаптация к реальному миру.
  • Альтернативная система образования «Unit study» – изучение части, предполагает доскональное изучение школьных предметов по одной теме. Например, тема «Англия». Вы изучаете историю, географию Англии, ее художников на уроках изобразительного искусства, литературу английских писателей и так далее. Затем берется следующая тема и все повторяется снова.
  • Наиболее популярной системой альтернативного образования считается метод Марии Монтессори. Основной постулат – преподавание исключительно практических знаний! Основные ценности, прививаемые ученикам – права ребенка, интенсивная и углубленная непрерывная интеллектуальная деятельность, космическое и экологическое воспитание, ответственность, свобода, мир, положительные перемены в обществе. Почти все уроки в школах Монтессори индивидуальны, как и планы обучения. Все учебные материлы класса находятся в зоне доступа детей. Малыши свободны выбирать то, что им больше нравится из заранее подготовленного к изучению материала. Таким способом в учениках закладывается способность делать выбор каждую минуту своей жизни, что делает жизнь более осознанной и целенаправленной.
  • Сегодня в 40 государствах мира тысячи учеников начальной школы учатся читать, писать и справляться с жизненными ситуациями по методике Селестины Френе. В этой педагогической системе ребенок активно учится. В него больше не вкладываются знания, он должен трудиться, чтобы добыть их сам. В этой методике автор отказалась от обязательных школьных повинностей в виде субботников и уборок класса. Каждый ученик свободен определить для себя, что ему нужно больше всего в конкретный момент времени и учиться этому. В этой методике функция педагога – организовать благоприятный климат в коллективе и предоставлять учебные материалы.
  • Шарлота Мейсон – настоящая революционерка в системе английского обучения, главным в обучении считала не подготовку к экзаменам, а атмосферу реальной жизни, влекущую за собой естественное развитие ребенка. Такая система помогает детям найти свое место в мире и решить, что они должны делать.
  • Вальфдорская система обучения предоставляет ученику возможность освоения материала в своем темпе и сосредотачивается на стимуляции фантазии ребенка. Учебные материалы здесь не имеют готовой формы, создаются из натуральных материалов, чтобы дополнительно развивать фантазию. Максимальное внимание уделяется духовному и творческому обучению детей.
  • План Йена, немецкого педагога, основывается на работе в группах разного возраста, имитирующих модель семьи, на обычной человеческой деятельности - беседах, играх, работе, проведении праздников, участии в управлении, развитии чувств порядка и ответственности за помещения общего пользования, участии детей в экспериментальных классах и занятиях.
Среди отечественных методик альтернативного образования можно выделить две наиболее яркие:
  1. метод Щетинина, представляющий собой жизнь общины в лесу по принципам нравственно-духовного развития каждого, устремленности к познанию, любви к труду, формирования чувства прекрасного и мощной физической подготовки каждого ученика,
  2. «школу-парк», автором которой является Милослав Балобанов. Суть обучения в данной школе сводится к отказу от обязательных занятий, одновозрастных классов и оценок. В этой школе нет стандартного аттестата зрелости. Вместо этого все учителя пишут отзывы об успехах ученика, на основе которых и принимается решение о зачислении в ВУЗ или поступлении на работу.
Сейчас существуют альтернативные книги, подробно описывающие все популярные методики образования. Их много и они очень разные. Ничего плохого в альтернативном образовании нет. Пока школа воспринимается нашими детьми как «неприятная обязаловка», такие нетрадиционные системы будут процветать. Но что бы Вы ни выбрали для своего чада, в какую бы систему образования Вы его не отдали, помогайте и поддерживайте ребенка – и тогда любое обучение будет для него в радость!

© 2024 pehorkapark.ru -- Виды беседок. Мебель. Веранды. Материал для беседки. Крыши